Теория социального научения Альберта Бандуры
Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»
Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»
Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.
Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.
Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.
Основные понятия
Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.
Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность.
Когнитивный акцент
В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.
Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.
К ним относятся:
- Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
- Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
- Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
- Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
- Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.
Изменение поведения
Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.
Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для А. Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.
Теория социального научения А. Бандуры
9.05.2011
В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названную теорией социального обучения.
А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, который отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.
С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.
Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.
Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.
Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия присутствующих рядом людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.
Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.
Предвиденные последствия. Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения.
А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение.
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.
Саморегуляция и познание в поведении. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является то, что важную роль она отдает уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения.
Ключевые слова: Научение
Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Материалы по теме |
---|
Научение у животных Карпов А.В., Общая психология |
Оперантное обусловливание Соловьева С.Л., Психотерапия |
Когнитивное научение в психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Научение в поведенческой психотерапии Б. |
Теория социального научения Дж. Роттера Абдурахманов Р.А., История психологии |
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности … |
Социальное научение Александров А.А., Современная психотерапия |
Механизмы научения … |
Социальная когнитивная теория Альберта Бандуры: определение и примеры
Ключевые выводы
- Социальная когнитивная теория делает упор на обучение, происходящее в социальном контексте. С этой точки зрения люди являются активными агентами, которые могут как влиять, так и находиться под влиянием своего окружения.
- Теория была основана прежде всего Альбертом Бандурой, который также известен своими работами по обучению через наблюдение, самоэффективности и взаимному детерминизму.
- Одно из предположений о социальном обучении состоит в том, что мы учимся новому поведению, наблюдая за поведением других и последствиями их поведения.
- Если поведение вознаграждается (положительное или отрицательное подкрепление), мы, вероятно, будем его подражать, однако если поведение наказывается, то подражание менее вероятно. Например, в эксперименте Бандуры и Уолтерса дети больше имитировали агрессивное поведение модели, которую хвалили за агрессивность по отношению к кукле Бобо.
- Социальная когнитивная теория использовалась для объяснения широкого спектра человеческого поведения, от позитивного до негативного социального поведения, такого как агрессия, злоупотребление психоактивными веществами и проблемы с психическим здоровьем.
Содержание
Как мы учимся на поведении других
Социальная когнитивная теория рассматривает людей как активных агентов, которые могут влиять на окружающую среду и находятся под ее влиянием.
Теория является расширением социального обучения, которое включает влияние когнитивных процессов, таких как концепции, суждения и мотивация, на поведение человека и на окружающую среду, которая на них влияет.
Социальная когнитивная теория утверждает, что вместо того, чтобы пассивно впитывать знания из окружающей среды, люди активно влияют на свое обучение, интерпретируя результаты своих действий, что, в свою очередь, влияет на их среду и личные факторы, информируя и изменяя последующее поведение (Schunk, 2012). ).
Включая мыслительные процессы в человеческую психологию, социальная когнитивная теория способна избежать предположения, сделанного радикальным бихевиоризмом, что все человеческое поведение изучается путем проб и ошибок. Вместо этого Бандура подчеркивает роль наблюдательного обучения и имитации в человеческом поведении.
Многочисленные психологи, такие как Джулиан Роттер и американский личностный психолог Уолтер Мишель, предложили различные социально-когнитивные точки зрения.
Альберт Бандура (1989) представил наиболее выдающуюся точку зрения на социальную когнитивную теорию.
Точка зрения Бандуры была применена к широкому кругу тем, таких как развитие и функционирование личности, понимание и лечение психологических расстройств, программы организационного обучения, образование, стратегии укрепления здоровья, реклама и маркетинг и многое другое.
Центральный принцип социально-когнитивной теории Бандуры заключается в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Schunk, 2012).
Обучение через наблюдение
Бандура согласился с бихевиористами в том, что поведение изучается на основе опыта, однако он предложил другой механизм, отличный от обусловливания.
Он утверждал, что мы учимся, наблюдая и подражая поведению других.
Эта теория фокусируется не только на самом поведении, но и на психических процессах, связанных с обучением, поэтому она не является чисто бихевиористской теорией.
Этапы теории социального обучения (SLT)
Не все наблюдаемые модели поведения усваиваются эффективно. Есть несколько факторов, влияющих как на модель, так и на наблюдателя, которые определяют, усвоено ли поведение. К ним относятся внимание, удержание, моторное воспроизведение и мотивация (Bandura & Walters, 1963).
Внимание
Индивидуум должен обращать внимание на поведение и его последствия и формировать мысленное представление о поведении. Некоторые вещи, влияющие на внимание, связаны с характеристиками модели.
Это означает, что модель должна быть яркой или заметной. Если модель привлекательна, или престижна, или кажется особенно компетентной, вы будете уделять ей больше внимания. И если модель больше похожа на вас, вы обращаете больше внимания.
Удержание
Сохранение наблюдаемого поведения в LTM, где оно может оставаться в течение длительного периода времени. Подражание не всегда происходит мгновенно. Этот процесс часто опосредован символами. Символы — это «все, что обозначает что-то другое» (Бандура, 1998).
Это могут быть слова, изображения или даже жесты. Чтобы символы были эффективными, они должны быть связаны с изучаемым поведением и должны быть понятны наблюдателю.
Репродукция двигателя
Человек должен быть в состоянии (иметь способности и навыки) физически воспроизвести наблюдаемое поведение. Это означает, что поведение должно быть в пределах их возможностей. Если это не так, они не смогут этому научиться (Бандура, 1998).
Мотивация
Наблюдатель должен быть мотивирован, чтобы выполнить действие. Эта мотивация может исходить из различных источников, таких как желание достичь цели или избежать наказания.
Бандура (1977) предположил, что мотивация состоит из трех основных компонентов: ожидания, ценности и аффективной реакции. Во-первых, ожидание относится к вере в то, что человек может успешно выполнить поведение. Во-вторых, ценность относится к важности цели, для достижения которой предназначено поведение.
И последний из них, аффективная реакция, относится к эмоциям, связанным с поведением.
Если поведение связано с положительными эмоциями, оно с большей вероятностью будет усвоено, чем поведение, связанное с отрицательными эмоциями. Подкрепление и наказание играют важную роль в мотивации.
Люди должны ожидать получения того же положительного подкрепления (заместительного подкрепления) за подражание наблюдаемому поведению, которое они видели у модели.
Подражание более вероятно, если модель (человек, который выполняет поведение) получает положительное подкрепление. Это называется косвенным подкреплением.
Подражание также более вероятно, если мы идентифицируем себя с моделью. Мы видим, что они имеют некоторые общие с нами характеристики, то есть схожий возраст, пол, социальный статус, поскольку мы идентифицируем себя с ними.
Цель социальной когнитивной теории состоит в том, чтобы объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления, чтобы достичь целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени.
Бандура в своей первоначальной формулировке родственной теории социального научения включил пять конструктов, добавив к своей окончательной теории социального познания самоэффективность (Бандура, 1986).
Взаимный детерминизм
Взаимный детерминизм является центральной концепцией социальной когнитивной теории и относится к динамическому и взаимному взаимодействию людей — индивидуумов с набором приобретенного опыта — с окружающей средой или внешним социальным контекстом и поведением — реакцией на стимулы для достижения цели.
Его основной принцип заключается в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Бандура, 1989).
Чтобы проиллюстрировать концепцию взаимного детерминизма, рассмотрим Учащийся, который считает, что он способен успешно сдать экзамен (самоэффективность), с большей вероятностью приложит необходимые усилия для учебы (поведение).
Если они не верят, что смогут сдать экзамен, они с меньшей вероятностью будут учиться. В результате их убеждения в своих способностях (самоэффективность) будут подтверждены или опровергнуты их фактической работой на экзамене (результатом).
Это, в свою очередь, повлияет на будущие убеждения и поведение. Если студент сдает экзамен, он, вероятно, поверит, что сможет хорошо сдать будущие экзамены, и приложит усилия для учебы.
В случае неудачи они могут усомниться в своих силах (Бандура, 1989).
Поведенческие способности
Поведенческие способности, в свою очередь, относятся к способности человека выполнять определенное поведение посредством использования собственных знаний и навыков.
То есть, чтобы осуществлять какое-либо поведение, человек должен знать, что и как делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, в дальнейшем влияя на окружающую среду, в которой они живут (Бандура, 1989).
Подкрепление
Подкрепление относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения.
Эти подкрепления могут быть инициированы самостоятельно или в окружающей среде, а также могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные подкрепления увеличивают вероятность повторения поведения, в то время как отрицательные подкрепления уменьшают вероятность повторения поведения.
Подкрепление также может быть прямым или косвенным. Прямое подкрепление — это непосредственное следствие поведения, влияющее на его вероятность, например, получение зарплаты за работу (положительное подкрепление).
Косвенное подкрепление не является немедленным следствием поведения, но может повлиять на его вероятность в будущем, например, усердно учиться в школе, чтобы поступить в хороший колледж (положительное подкрепление) (Bandura, 1989).
Ожидания
Между тем, ожидания относятся к ожидаемым последствиям поведения человека.
Ожидаемый результат, например, может относиться к последствиям, которые кто-то предвидит для своего здоровья.
Поскольку люди предвидят последствия своих действий, прежде чем начать какое-либо поведение, эти ожидания могут повлиять на то, успешно ли кто-то завершит это поведение (Bandura, 1989).
Ожидания во многом основаны на чьем-то предыдущем опыте. Тем не менее, ожидания также сосредоточены на ценности, придаваемой результату, что является субъективным от человека к человеку.
Например, учащийся, который может не быть мотивирован высокими оценками, может придавать меньшее значение шагам, необходимым для их достижения, чем тот, кто стремится быть высокоэффективным.
Самоэффективность
Самоэффективность относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение.
На самоэффективность влияют собственные способности человека, а также другие индивидуальные факторы и факторы окружающей среды.
Эти факторы называются барьерами и посредниками (Бандура, 1989). Часто говорят, что самоэффективность зависит от конкретной задачи, а это означает, что люди могут быть уверены в своей способности выполнять одну задачу, но не могут выполнять другую.
Например, студент может быть уверен в своей способности хорошо сдать экзамен, но не уверен в своей способности заводить друзей.
Это потому, что самоэффективность основана на прошлом опыте и убеждениях. Если учащийся никогда раньше не заводил друзей, он с меньшей вероятностью поверит, что сделает это в будущем.
Моделирование медиа и теория социального познания
Обучение было бы трудоемким и опасным в мире, который полагался бы исключительно на непосредственный опыт.
Социальное моделирование дает людям возможность наблюдать за успехами и неудачами других с минимальным риском или без него.
Моделирование может происходить в массовом масштабе.
Моделирование медиа определяется как «любой тип массовой коммуникации — телевидение, фильмы, журналы, музыка и т. д., — который служит моделью для наблюдения и имитации поведения» (Bandura, 1998).
Другими словами, это средство, с помощью которого люди могут научиться новому поведению. Моделирующие медиа часто используются в индустрии моды и вкуса, чтобы влиять на поведение потребителей.
Это потому, что моделирование предоставляет наблюдателям точку отсчета для имитации. При эффективном использовании моделирование может подтолкнуть людей к определенному поведению, которое они в противном случае могли бы не использовать.
Кроме того, средства моделирования могут обеспечить подкрепление желаемого поведения.
Например, если кто-то увидит модель, одетую в определенный тип одежды, и сам получит за это комплименты, он с большей вероятностью купит одежду, похожую на одежду модели.
Примеры обучения через наблюдение
Существует множество примеров обучения через наблюдение в повседневной жизни людей всех возрастов.
Тем не менее, наблюдательное обучение особенно распространено в социализации детей. Например:
- Новый сотрудник избегает опозданий на работу после того, как увидел, как его коллегу уволили за опоздание.
- Новый покупатель магазина изучает процесс выстраивания очереди и оформления заказа, наблюдая за другими покупателями.
- Путешественник в другой стране учится покупать билеты на поезд и входить в ворота, наблюдая, как другие делают то же самое.
- Покупатель в магазине одежды изучает процедуру примерки одежды, наблюдая за другими.
- Человек в кофейне узнает, где найти сливки и сахар, наблюдая, как другие любители кофе находят это место.
- Новый продавец автомобилей учится обращаться к потенциальным клиентам, наблюдая за другими.
- Кто-то переезжает в новый климат и учится правильно убирать снег со своей машины и подъездной дороги, наблюдая, как его соседи делают то же самое
- Жильец учится вовремя платить арендную плату в результате того, что его соседа выселили за несвоевременную оплату.
- Неопытный продавец добивается успеха на собрании по продажам или в проведении презентации после наблюдения за поведением и заявлениями других продавцов
- Зритель смотрит онлайн-видео, чтобы узнать, как контурировать и придавать форму бровям, а затем идет в магазин, чтобы сделать это самостоятельно.
- Водители снижают скорость, увидев, что полицейский остановил другого водителя.
- Кассир банка наблюдает за своим более умелым коллегой, чтобы научиться более эффективному способу подсчета денег.
- Застенчивый гость на вечеринке наблюдает, как кто-то более популярный разговаривает с разными людьми в толпе, а позже позволяет им делать то же самое.
- Взрослые дети ведут себя так же, как их родители в детстве
- Заблудившийся ученик бродит по школьному кампусу, увидев, как другие делают это самостоятельно.
Социальное обучение против теории социального познания
Теория социального обучения и теория социального познания — это теории обучения, в которых особое внимание уделяется роли обучения через наблюдение.
Однако между этими двумя теориями есть несколько ключевых различий. Теория социального научения фокусируется на идее подкрепления, в то время как теория социального познания подчеркивает роль когнитивных процессов.
Кроме того, теория социального обучения утверждает, что любое поведение изучается посредством наблюдения, в то время как теория социального познания допускает возможность обучения с помощью других средств, таких как непосредственный опыт.
Наконец, теория социального обучения фокусируется на индивидуальном обучении, в то время как теория социального познания придерживается более целостного подхода, признавая важность факторов окружающей среды.
Хотя они во многом похожи, различия между теорией социального научения и теорией социального познания важно понимать. Эти теории обеспечивают различные рамки для понимания того, как происходит обучение.
Таким образом, они имеют разные последствия во всех аспектах своего применения (Reed et al. , 2010).
Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Prentice-Hall, Inc.
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Psychological Review, 84 (2), 191.
Бандура, А. (1986). Страшные ожидания и избегающие действия как сопутствующие эффекты воспринимаемой самонеэффективности.
Бандура, А. (1989). Человеческая деятельность в социальной когнитивной теории. Американский психолог, 44 (9), 1175.
Бандура, А. (1998). Укрепление здоровья с точки зрения социальной когнитивной теории. Психология и здоровье, 13 (4), 623-649.
Бандура, А. (2003). Социальная когнитивная теория личных и социальных изменений с помощью средств массовой информации. В Развлечения-образование и социальные изменения (стр. 97-118). Рутледж.
Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63, 575-582.
ЛаМорт, В. (2019). Теория социального познания. Бостонский университет.
Рид, М.С., Эвели, А.С., Кандилл, Г., Фэйзи, И., Гласс, Дж., Лэнг, А., … и Стрингер, Л.С. (2010). Что такое социальное обучение? Экология и общество, 15 (4).
Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория .
Скиннер, Б.Ф. (1950). Нужны ли теории обучения? Psychological Review, 57 (4), 193.
Эксперимент Бандуры с куклой Бобо по социальному обучению
Автор: 7
Обновлено по телефону
Сол Маклеод, доктор философии
Педагог, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Университет Манчестера
Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе. ons), психология, магистр, психология образования
Оливия Гай- Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
В 1960-х годах Альберт Бандура провел серию экспериментов по обучению через наблюдение, известных под общим названием «Эксперименты с куклой Бобо». Ниже описаны два эксперимента:
Цель
Бандура (1961) провел контролируемый эксперимент, чтобы выяснить, можно ли приобрести социальное поведение (например, агрессию) путем наблюдения и имитации.
Образец
Бандура, Росс и Росс (1961) протестировали 36 мальчиков и 36 девочек из детского сада Стэнфордского университета в возрасте от 3 до 6 лет.
Исследователи предварительно протестировали детей на предмет того, насколько они агрессивны, наблюдая за детьми в детской и оценивая их агрессивное поведение по четырем 5-балльным шкалам.
Затем можно было подобрать детей в каждой группе так, чтобы у них был одинаковый уровень агрессии в повседневном поведении. Таким образом, эксперимент представляет собой пример дизайна согласованных пар.
Чтобы проверить межоценочную надежность наблюдателей, 51 ребенок был оценен двумя наблюдателями независимо друг от друга, и их оценки были сопоставлены. Эти оценки показали очень высокую степень достоверности корреляции (r = 0,89), что свидетельствует о хорошем согласии наблюдателей в отношении поведения детей.
Метод
Использовался лабораторный эксперимент, в котором манипулировали независимой переменной (типом модели) в трех условиях:
- Агрессивная модель показана 24 детям
- Неагрессивная модель показана 24 детям
- Модель не показана (контрольное состояние) – 24 ребенка
Этап 1: Моделирование
В условиях эксперимента детей по отдельности показывали в комнату с игрушками и в течение 10 минут играли с отпечатками картошки и картинками в углу, при этом либо:
- 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) наблюдали, как мужчина или женщина-модель агрессивно вели себя по отношению к игрушке под названием «кукла Бобо».
Взрослые нападали на куклу Бобо характерным образом — в одних случаях они использовали молоток, а в других подбрасывали куклу в воздух и кричали «Бау, бум».
- Еще 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) подвергались воздействию неагрессивной модели, которая играла в тихой и сдержанной манере в течение 10 минут (играя с набором игрушек и игнорируя куклу бобо).
- Последние 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) использовались в качестве контрольной группы и вообще не подвергались воздействию какой-либо модели.
Стадия 2: Возбуждение агрессии
Все дети (включая контрольную группу) подвергались «мягкому возбуждению агрессии». Каждого ребенка (отдельно) отводили в комнату с относительно привлекательными игрушками.
Как только ребенок начал играть с игрушками, экспериментатор сказала ребенку, что это самые лучшие игрушки экспериментатора, и она решила оставить их для других детей.
Этап 3: Тест на отсроченное подражание
- В следующей комнате было несколько агрессивных и неагрессивных игрушек.
Среди неагрессивных игрушек были чайный сервиз, цветные карандаши, три мишки и пластиковые животные. Агрессивные игрушки включали молоток и доску для колышков, дротики и трехфутовую куклу Бобо.
- Ребенок находился в комнате 20 минут, за его поведением наблюдали и оценивали через одностороннее зеркало. Наблюдения проводились с 5-секундными интервалами, таким образом, давая 240 единиц ответа для каждого ребенка.
- Также были зарегистрированы другие действия, которые не имитировали поведение модели, например, удар кулаком по носу куклы Бобо.
Результаты
- Дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, давали гораздо больше имитационных агрессивных ответов, чем дети из неагрессивной или контрольной группы.
- Парциальная и неподражательная агрессия были больше у тех детей, у которых наблюдалось агрессивное поведение, хотя разница по неподражательной агрессии была небольшой.
- Девочки в состоянии агрессивной модели также демонстрировали более физически агрессивные реакции, если модель была мужчиной, и более вербально агрессивные реакции, если моделью была женщина.
Однако исключением из этой общей закономерности было наблюдение за тем, как часто они били Бобо, и в этом случае влияние пола было обратным.
- Мальчики чаще подражали однополым моделям, чем девочки. Доказательства того, что девушки имитируют однополых моделей, неубедительны.
- Мальчики имитировали более агрессивные действия, чем девочки. Различия в вербальной агрессии между мальчиками и девочками были незначительными.
Заключение
Эксперимент с куклой Бобо показал, что дети способны обучаться социальному поведению, такому как агрессия, в процессе обучения через наблюдение, наблюдая за поведением другого человека. Выводы подтверждают гипотезу Бандуры (1977) Теория социального обучения.
Это исследование имеет важные последствия для воздействия насилия в СМИ на детей.
Оценка
Есть три основных преимущества экспериментального метода.
- Эксперименты — единственный способ установить причину и следствие.
Таким образом, можно было бы продемонстрировать, что модель оказала влияние на последующее поведение ребенка, поскольку все переменные, кроме независимой переменной, контролируются.
- Позволяет точно контролировать переменные. Контролировались многие переменные, такие как пол модели, время, в течение которого дети наблюдали за моделью, поведение модели и так далее.
- Эксперименты можно воспроизвести. Использовались стандартизированные процедуры и инструкции, обеспечивающие воспроизводимость. На самом деле исследование было воспроизведено с небольшими изменениями, например с использованием видео, и были получены аналогичные результаты (Bandura, 1963).
Ограничения процедуры включают:
- Многие психологи очень критично относятся к лабораторным исследованиям подражания, в частности потому, что они имеют низкую экологическую достоверность. В ситуации участвуют ребенок и взрослая модель, что представляет собой очень ограниченную социальную ситуацию, и ни в какой момент между ребенком и моделью нет взаимодействия; конечно, у ребенка нет никаких шансов повлиять на модель каким-либо образом.
- Кроме того, модель и ребенок незнакомы. Это, конечно, совсем не похоже на «нормальное» моделирование, которое часто имеет место в семье.
- Камбербэтч (1990) обнаружил, что дети, которые раньше не играли с куклой Бобо, в пять раз чаще подражали агрессивному поведению, чем те, кто был с ней знаком; он утверждает, что новизна куклы повышает вероятность того, что дети будут подражать ее поведению.
- Дальнейшая критика исследования заключается в том, что демонстрации измеряются почти сразу. С такими мгновенными исследованиями мы не можем определить, может ли такое единичное воздействие иметь долгосрочные последствия.
- Можно утверждать, что эксперимент с куклой бобо был неэтичным. Например, существует проблема того, понесли ли дети какие-либо долгосрочные последствия в результате исследования. Хотя это маловероятно, мы никогда не можем быть уверены.
Этюд куклы Бобо с замещающим подкреплением
На поведение наблюдателя также могут влиять положительные или отрицательные последствия поведения модели.
Итак, мы наблюдаем не только за тем, что делают люди, но и за тем, что происходит, когда они что-то делают. Это известно как косвенное подкрепление. Мы с большей вероятностью имитируем поведение, которое вознаграждается, и воздерживаемся от поведения, которое наказывается.
Бандура (1965) использовал аналогичную экспериментальную установку для проверки замещающего подкрепления. Эксперимент имел разные последствия для агрессии модели по отношению к трем группам детей.
В одной группе агрессию модели вознаграждали (давали сладости и напиток за «чемпионатское выступление», в другой группе модель наказывали за агрессию (ругали), а в третьей группе конкретных последствий не наблюдали (контрольное состояние)
Когда детям разрешили войти в игровую комнату, дети в условиях поощрения и контроля имитировали более агрессивные действия модели, чем дети в условиях наказания.
Дети в экспериментальной группе наказанных научились агрессии путем обучения через наблюдение, но не имитировали ее, потому что ожидали негативных последствий.