Теории творчества — ЕАСТТ
О том, что такое творчество, как устроены его механизмы, мнений очень много, и все они отличаются большим разбросом. Единственным оправданием такого разнообразия, или лучше сказать, разнобоя мнений, может быть то, что вопросом этим — с научных позиций — стали заниматься сравнительно (с точки зрения человеческой истории) недавно, главным образом психологи, теорий которыми было составлено предостаточно.
Немного о термине «творчество»
Заметим, что само слово «творчество» — обозначающее в современном языке чаще всего процесс созидания или производства каких-нибудь культурных ценностей, а также результат этого процесса, — является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века. И было неологизмом, образованным на немецкий лад.
Характерно, что слово творчество не включено даже в словари середины девятнадцатого века. В словаре 1847 г. отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель мира… 2) церк. Производитель, исполнитель… 3) Сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу). Хотя в 20-30-е годы XIX в. это слово уже активно использовали участники литературно-философского кружка “Общество любомудрия”, образованного в конце 1823 в Москве.
Встречается это слово у Гоголя, Достоевского, других их современников. Станиславский определял творчество как полную
С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого стиля. Меняется экспрессивная окраска слов творчество и творец. Многим в эту эпоху казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.
поможет вам перестать мыслить шаблонами и научит находить новые небанальные решения
Cтарт 11. 08.2020
Теории творчества в античности
Попытки создать теории творчества известны с античных времен. Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло.
Так, Платон представлял творческую силу как плод божественного волеизъявления. Творческое деяние человека было возможно только в условиях «умного» созерцания, которое являлось человеку как божественная одержимость животворящего духа. Идея прекрасного, проявляемая творчеством, имеет свою иерархию, которая движется от материального начала к духовному. Смысл выделялся им в качестве необходимого атрибута творчества.
Аристотель разрабатывал закономерности творческого мышления в рамках предложенного им учения об ассоциациях, связи явлений между собой. Согласно Аристотелю, именно ассоциации являются основой любого мышления, в том числе и творческого.
Творчество и Средневековье
Понимание природы творчества в Европе в Средние века религиозно.
Творчество рассматривалось как божественное и человеческое. Подлинный творец — Бог, творящий мир и человека, а значит, первичный творческий акт носил онтологический, бытийственный характер.Творя человека «по своему образу и подобию», Бог наделял его огромной властью, заключающейся в свободе. Эта возможность свободного акта, с одной стороны, связывала человека с Богом, с другой, человек выступал как связующее звено между Богом и миром. Эта свобода действий породила другие определения человеческого творчества: в гносеологическом смысле (творчество как постижение Бога, как путь к истине), в этическом (свобода творить добро или зло).
Возрождение понимает творчество, прежде всего, в контексте искусства, как творчество художественное. Искусство направлено вглубь, на созерцание сущности рассматриваемого объекта, поэтому и творчество есть созерцание. В эпоху Возрождения преобладают отношения творца, гения, как носителя творческого начала и творимого объекта, который понимается как дитя, любовное взращенное творцом.
Творчество сакрально: человек, созидающий новый мир и вписывающий себя в этот мир, уподобляется Богу. Возрождение провозгласило культ творчества, и тогда возникает, пожалуй, впервые, интерес к самому акту творчества, а не только к конечному результату.
Читайте также:
Понимание творчества в Новое время. Рационализация
Новое время синонимами слову «творчество» сделало такие слова как «производство», «преобразование». Никаких абстракций, никаких возможностей — только факты, упорядоченность. Творчество есть главным образом создание себя самого и созидание этого идет только через тренировку разума, в увеличении разумности, которая идет только по пути мышления.
Кант понимал творчество в большей степени в художественном смысле. Он создал концепцию такого вида творчества. Эта концепция оказала огромное влияние на теорию и практику искусства, а также на последующее развитие представлений о творцах искусства.
Творчество есть результат свободы и целесообразного применения способностей человека. Но так как от свободы в творчестве можно прийти к полной бессмыслице, то надо, чтобы создаваемое могло бы послужить ориентиром должного для других. И тот, кто умеет все это сочетать — гений. В творчестве Кант выделял знание, предполагающее мастерство, и умение, предполагающее созидание вещей. Благодаря творческому процессу преодолевается прагматический подход к миру, присущий разуму и рациональной деятельности, цели которой прагматичны и утилитарны.
Другой известный философ этого времени, Шопенгауэр, рассматривал творчество как один из путей, ведущих человека к освобождению от воли и избавлению от страданий. В этом избавлении заключена наивысшая цель искусства, поскольку искусство возвышает человека, помогает преодолевать его субъективную волю. Но кроме избавления от страданий, искусство должно также утешать человека.
Новые рубежи теории творчества
На рубеже 19-20 столетий появилась психология творчества. Не являясь на тот момент отдельной сферой знания (да и сейчас не став ещё таковой), она рассматривала определенные стороны творчества. Источниками данных для изысканий на эту тему были биографии, автобиографии, литературные произведения.
Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. По мере развития экспериментальной психологии способы исследования стали меняться. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она стала включать в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи.
Основные подходы к теории творчества
На данный момент сложилось три основных подхода к проблеме творчества и творческих способностей:
- Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в обусловленности творческого поведения играют мотивация, ценности и личностные черты (А.Танненбаум, А.Маслоу).
- Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А.Пономарев).
- Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют почти все специалисты в области интеллекта ( Д. Векслер, Л. Термен, Р. Стернберг).
Читайте также:
Теории творчества 20 века
С конца 19 века для объяснения, что такое творчество, из каких стадий состоит этот таинственный процесс, психологами было создано достаточно много теорий. Вкратце упомянем некоторые из них.
Психоаналитическая теория творчества (конец 19- начало 20 века)
Фрейд: Мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация. Важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.
К. Юнг: бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. В человеке есть два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Творческое живет и произрастает в человеке. Автономный творческий комплекс в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню.
Другими словами, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это нечто, неподвластное сознанию и воле человека.
Б. А. Лезин (1907) примерно в это же время предлагает взгляд на творчество как на процесс из трех стадий:
1. Труд, являющийся подготовкой бессознательной фазы.
2. Бессознательная работа.
3. Вдохновение, в процессе которого происходит появление готового продукта.
А. Адлер Компенсационная теория
творчества (начало 20 века):Каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. А. Адлер рассматривает науку, искусство, культуру как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.
В это же время другие авторы предлагают иное видение процесса творчества.
У. Джемс (1905):
- Определение конкретного факта S.
- Выяснение вопроса о том, является ли это S некоторым Р или каким образом из этого S можно получить Р.
- Поиск специфического свойства М, вычленяемого из бесчисленных аспектов S, которое приводит к желаемому Р.
П. Беренс (1907):
- Формирование общей концепции объекта.
- Вычисление основных (значимых) составляющих объекта.
- Поиск многообразных форм (способов) выполнения каждой составляющей.
- Синтез всех возможных сочетаний.
Читайте также:
П. К. Энгельмейер (1910)
- Интуиция и желание.
- Знание (выработка плана).
- Умение (конструктивное воплощение изобретения)
А. Пуанкаре (1910):
- Период сознательной работы. Мышление предпринимает ряд усилий, которые не дают искомого результата, однако приводят в действие «бессознательный механизм».
- Долгая бессознательная внутренняя работа, заканчивающаяся внезапным озарением.
- Новый период сознательной работы для того, чтобы вывести из полученных результатов следствия, привести их в порядок, записать данные, а в особенности проверить результаты.
Д. Дьюи (1910)
- Чувствуемая трудность. Столкновение с трудностью, попытки вскрыть элементы взаимосвязи, приводящие к противоречию.
- Ограничение зоны поиска (локализация) проблемы. Её местонахождение и определение.
- Возникновение возможного решения (движения мысли от того, что дано, к тому, чего не дано, образование идеи, гипотезы).
- Аналитическое развитие гипотезы. Рациональная обработка одной идеи (логическое развитие основного положения).
- Верификация. Эмпирическое обоснование результата.
Гештальтпсихологи в 30-е годы 20 века предполагали, что творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению
Примерно в это же время Ф. Ю. Ленинсон-Лессинг (1921) описывал процесс творчества как:
- Накопление фактов.
- Возникновение идеи в фантазии.
- Проверка и развитие идеи.
Ещё одно направление предлагало воспринимать творчество как процесс поиска, постановки и решения проблем,
продуктивного разрешения лежащих в их основе противоречий. Творчество — чувствительность к пробелам в знаниях, определение несовершенств, недостатков, а также поиск неординарных путей их устранения.
К. Дункер (1903-1940):
«… После полного понимания проблемной ситуации как таковой, включается процесс мышления с его „проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления».
Содержанием этой стадии, по Дункеру, служит «инсайтное схватывание» тех особенностей в проблемной ситуации, которые вызывают конфликт. Проникновение в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения (т. е. того, что обычно называется идеей решения). За этим следует стадия реализации функционального решения, его исполнения, выбора того, что действительно нужно для решения.
Читайте также:
Дж. Келли в когнитивной теории творчества (50-е годы 20 века) рассматривает творчество как альтернативу банальному. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска.
Н.Хомски (1967) предложил модель творческой генеративной грамматики, позволяющей на основе определенной совокупности правил, порождать бесконечное число предложений.
С. Медник (1969). Ассоциативная теория творчества: Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.
И. Тэйлор (1975) вводит понятие «трансактуализация». Оно включает в себя систему личность – среда. Творчество преобразует среду.
Первоначально между психологическим и действительным окружением, особенно социальным, существует несоответствие, приводящее к напряжению. Оно может быть редуцировано двумя путями: изменением личностью своей собственной перцепции соответственно окружению или реорганизацией окружения соответственно миру личности. Тэйлор рассматривает второй тип как приводящий к творчеству.
Д. Б. Богоявленская: творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
А. В. Анисимов (1988). Рекурсивная модель творчества. Творчество понимается как сложная форма рекурсии, то есть генерирование некоторой базовой системой бесчисленного количества своих копий. Само универсальное Целое проявляется на любом уровне сложности, наполняясь новым, специфическим содержанием, но сохраняя свою базовую структуру.
В. М. Вильчек (1989) считает, что творчество является особым видом труда. За право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.
О. В. Назаров (2007): в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.
Читайте также:
Теории творчества – есть или все-таки пока нет?
Весь этот парад разнообразных теорий, не являющихся исчерпывающими, к сожалению, не даёт четкого ответа на вопросы, связанные с творчеством. Каждая из теорий разрабатывает проблему с позиций собственной методологии, на своём языке, работая лишь с несколькими аспектами проблемы.
Большинство из них ограничивается лишь общими выводами или философскими обобщениями, не предлагая набора конкретных техник и методик, помогающих обучать творчеству, улучшать творчество, вырабатывать навыки творчества. То есть польза этих теоретических изысканий с точки зрения практики не столь высока, как хотелось бы.
Буквально по пальцам можно пересчитать направления, предоставляющие набор практических методик по работе с творчеством, творческими навыками. Из древних, проверенных временем школ можно упомянуть методы духовных техник исихастов в православии, где речь идет о творчестве максимально высокого полета. (публикацию по этой теме мы готовим).
Из методик современных, но также проверенных практикой, где речь идет о более бытовых, прозаических аспектах творчества для детей и взрослых, для бизнеса, гуманитарных и технических областей деятельности, можно предложить ТРИЗ.
Автор:
Владимир Бубенцов
Урок 6. Теории творчества и креативности
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.
Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.
Теория Грэхема Уоллеса
Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.
Согласно этой теории, можно выделить четыре стадии творческого мышления. Так в творческом процессе можно наблюдать период подготовки, когда перед человеком встает определенная проблема или потребность и он, возможно, даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может. Далее наступает период инкубации – человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время, подсознание не забывает проблему и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки – это уже этап озарения. Но идею надо правильно оценить, довести «до ума» и решить технические вопросы, что является компетенцией последнего этапа – верификации.
Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена
Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.
В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе — подводит итоги.
Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…
SCAMPER
SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:
- Substitute — Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
- Combine — Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
- Adapt — Добавить что-то, например, новые элементы, функции
- Modify — Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
- Put — Применить для чего другого, в другой отрасли
- Eliminate — Удалить части, упростить до главного
- Reverse — Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном
А также
Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:
- Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. Этот метод направлен на поиск новых идей путем присоединения к начальному объекту свойств или признаков других объектов. Применяется в изобретательстве при поиске новых модификаций существующих предметов.
- Морфологический анализ Фрица Цвики основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний. Другими словами, этот метод заключается в том, что исследуемый объект разделяют на элементы, из которых выбирают элементы с нужными характеристиками. А собирают новый элемент уже только с выбранными характеристиками.
- Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке. Надо их просто выпускать, и не мешать их появлению.
- Ловушка для идей (или личный мозговой штурм). В этом методе предлагается записывать абсолютно все идеи, которые приходят вам в голову. Процесс можно осуществлять целую неделю, после чего необходимо проанализировать полученные идеи и попытаться выбрать наиболее подходящий вариант.
Коллективное творчество
В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:
Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.
Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.
Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное — анализируйте и осмысливайте новые знания.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений Буянов
← 5 Развитие креативности Экзамен по теории →
Компонентная теория творчества — рабочие знания HBS
Компонентная теория творчества
22 мая 2012 г. Резюме рабочих документов
Тереза М. Амабиле
Компонентная теория креативности признана одной из основных теорий креативности отдельных людей и организаций, служащей частичной основой для нескольких других теорий и многих эмпирических исследований. Впервые он был сформулирован Терезой Амабиле в 1983 и с тех пор претерпел значительную эволюцию. По сути, теория представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория указывает, что креативность требует слияния четырех компонентов: креативность должна быть наивысшей, когда 1) внутренне мотивированный человек с 2) высоким опытом в предметной области и 3) высокими навыками творческого мышления 4) работает в среде с высокой поддержкой для творчества. Ключевые понятия включают:
- Многие менеджеры полагались на инструменты и методы, разработанные на основе теории, чтобы стимулировать творчество и инновации в своих организациях.
- Согласно теории, навыки, относящиеся к предметной области, включают знания, опыт, технические навыки, интеллект и талант в конкретной области, в которой работает специалист по решению проблем.
- Процессы, связанные с творчеством, включают когнитивный стиль и личностные характеристики, способствующие независимости, принятию риска и новому взгляду на проблемы, а также дисциплинированный стиль работы и навыки генерирования идей.
- Третьим центральным принципом является принцип внутренней мотивации творчества: люди наиболее креативны, когда они чувствуют мотивацию в первую очередь интересом, удовольствием, удовлетворением и вызовом самой работы, а не внешними мотиваторами.
- Социальная среда может стимулировать творчество, предлагая ощущение положительного вызова в работе; рабочие группы, которые сотрудничают, обладают разнообразными навыками и сосредоточены на идеях; свобода в выполнении работы; руководители, которые поощряют развитие новых идей; и так далее.
- Из трех внутриличностных компонентов внутренняя мотивация должна находиться под самым непосредственным влиянием рабочей среды. Однако также важно отметить, что рабочая среда, несомненно, влияет на навыки, относящиеся к предметной области, и процессы, связанные с творчеством, в дополнение к ее воздействию на внутреннюю мотивацию.
Author Abstract
Компонентная теория творчества представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория основана на определении творчества как производства идей или результатов, которые являются одновременно новыми и подходящими для какой-либо цели. В этой теории для любого творческого отклика необходимы четыре компонента: три компонента внутри человека — навыки, относящиеся к предметной области, процессы, связанные с творчеством, и внутренняя мотивация задачи — и один компонент вне человека — социальная среда, в которой работает человек. . Текущая версия теории охватывает организационное творчество и инновации, что влечет за собой последствия для рабочей среды, создаваемой менеджерами. В этой статье определяются компоненты творчества и то, как они влияют на творческий процесс, описывая модификации теории с течением времени. Затем, после сравнения компонентной теории с другими теориями творчества, в статье описывается эволюция и влияние этой теории.
Информация о документе
- Полный текст рабочего документа
- Дата публикации рабочего документа: апрель 2012 г.
- Номер рабочего документа HBS: 12-096
- Подразделение(я) факультета(ов): Предпринимательский менеджмент
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей
Хотите улучшить свой бизнес? Узнайте о свежих исследованиях и идеях Гарварда Преподаватели бизнес-школы.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Политика конфиденциальности и Применяются Условия использования.
Теории творчества и классические объяснительные модели
С середины 20 века различные теории и модели творчества пытались объяснить этот человеческий феномен. На сегодняшний день не найдено достаточно интегрирующей теории, поэтому сосуществуют несколько, которые считаются в равной степени действительными.
В этой статье рассматриваются некоторые из наиболее заметных из них, от персоналистских или личностно-ориентированных моделей до интеракционистских моделей, которые фокусируются на взаимодействии человека с окружающей средой.
Теории творчества, ориентированные на личность
Теория порога интеллекта
Торранс (1962) утверждает, что интеллект является необходимым, но недостаточным условием творчества на основе изучения индивидуальных черт.
Согласно пороговой теории, для проявления творчества требуется определенный уровень интеллекта. Однако выше определенного уровня, который обычно устанавливается на уровне 120, положительной корреляции между двумя конструктами обнаружено не было.
Таким образом, гениальность, понимаемая как высокий IQ, не гарантирует большей креативности, чем средний интеллект. Работа, противоречащая этой теории, принадлежит, среди прочего, работе Ранко и Альберта (1986).
Эволюционная теория творчества
Кэмпбелл (1960) предлагает модель творчества, основанную на теории эволюции Дарвина и ее объяснительном механизме естественного отбора.
Эволюция и естественный отбор
Согласно Дарвину, виды изменяются случайным образом в своем филогенетическом развитии из-за генетической мутации в результате слепого процесса, не управляемого ни разумом, ни волей. Некоторые из этих изменений полезны для организма с точки зрения выживания и размножения и, следовательно, приспособляемости.
Организмы, подвергшиеся таким мутациям, с большей вероятностью генетически передадут новые черты следующему поколению. Таким образом, считается, что эти случайные изменения были выбраны природой, производя эволюцию указанных видов к новой стадии.
Эволюция и творчество
Теория Кэмпбелла следует тому же процессу, что и предыдущая, для объяснения творческого производства. Процесс создания начинался бы с генерации идей, слепых или случайных, для решения конкретной проблемы.
Кэмпбелл утверждает, что если для решения ситуации требуется творческий подход, то прошлое должно быть сначала отвергнуто как основа для создания новых знаний. Если такого разрыва с прошлыми знаниями не происходит, он считает, что любое предложение не будет по-настоящему творческим.
После этого слепого или случайного производства субъект переходит к этапу оценки, чтобы определить, соответствует ли предложение его потребностям. Как только новая идея будет принята, она будет сохранена для использования в более поздних подобных ситуациях, устанавливая параллелизм между эволюцией идей и эволюцией видов путем естественного отбора (Weisberg, 2006).
Теория дивергентного мышления
В рамках когнитивной психологии Гилфорд (1967) предлагает тип мышления для творчества, который отличается от мышления, обычно связанного с интеллектом, измеряемым IQ, или дивергентным мышлением. Это мышление подходит для решения открытых задач или задач с множественным выбором.
Дивергентное мышление в модели интеллекта
В свою модель интеллекта Гилфорд включил 24 пункта, предназначенных для измерения такого дивергентного мышления. В том же духе такие авторы, как Торранс (1972) также включили дивергентное мышление в свои объяснительные модели творчества.
Theory of Multiple Intelligences
Кроме того, с помощью когнитивного подхода Говард Гарднер (1983) понимает интеллект как многомерную конструкцию, состоящую из различных типов интеллекта. В своей первой модели он предложил семь различных видов интеллекта и добавил еще один. Даже сегодня Гарднер продолжает исследовать существование других дополнительных типов интеллекта. Более того, он утверждает, что интеллект и креативность не являются отдельными сущностями.
Множественные творческие способности
Согласно Гарднеру, творческие способности множественны, как и интеллект (Gardner, 1993). Он утверждает, что тесты креативности не предполагают, что хорошие результаты в задачах дивергентного мышления, обычно тривиальных, могут предсказать будущее творческое поведение в любой другой области (Gardner, 1983).
Креативность и мотивация
Гарднер говорит, что креативность основывается на своего рода фаустовской сделке, согласно которой человек отказывается от легкого и приятного ради достижения конкретной цели. Таким образом, этот автор наделяет творчество мотивирующим характером для достижения целей.
Ассоциативная теория
Ассоциативизм изначально был философской теорией, созданной такими авторами, как Джон Локк и Дэвид Хьюм. Они утверждали, что психический процесс действует, связывая состояние с последующими состояниями.
Согласно этой теории, законами мышления являются сходство , смежность во времени и месте и причинность . Эти законы применимы к любому мыслительному процессу и, благодаря им, идеи связываются в сознании. Для ассоциативистов разум не творит из ничего, а всегда что-то производит путем новых комбинаций того, что уже сохранено.
Ассоциативная теория объясняет творческое мышление как процесс, посредством которого разрозненные элементы объединяются в новые комбинации, чтобы сделать полезное предложение. Разрешение широкого процесса поиска, который может генерировать различные ассоциации, облегчает творчество.
Творчество для Медника
Главный автор ассоциативного потока Медник (1962). По мнению этого автора, сочетание наиболее удаленных элементов понимается как более творческое, чем сочетание наиболее сходных или близких элементов в концептуальном плане.
Он понимает, что человек может создавать творческие решения с помощью одного из следующих трех процессов: интуиция, сходство и медитация. Serendipity был бы процессом случайной ассоциации; сходство будет вызвано вызовом между двумя элементами, а медитация вызовет вызов, когда представлены три или более элементов.
Его теория реализована в тесте Remote Associates Test (RAT) , широко используемом в исследованиях творческого мышления. Текущие исследования и взгляды на творчество продолжают учитывать изучение процесса ассоциации и его важность для генерации творческих идей (Russ & Dillon, 2011).
Теории творчества и интеракционистские модели
Эта парадигма предполагает, что творчество проявляется или подавляется, когда происходит конвергенция и взаимодействие различных измерений.
Интеракционистские модели обычно формируются в области социального познания, поскольку контекст влияет на поведение через восприятие и интерпретацию, которые делает из него человек (Lewin, 1951), а также посредством того, как физическое, воображаемое или имплицитное присутствие других отдельных людей влияет на наши процессы познания (Олпорт, 1954).
Теория атрибуции в применении к изучению креативности сближает персоналистские модели с интеракционистскими моделями, понимая, что человек образует единое целое с окружающей его средой. Так, Джозеф Касоф (Kasof, 1995) предлагает видение творчества как социальной конструкции, поскольку творчество имеет смысл в конкретной культурной среде и времени.
Среди наиболее влиятельных интеграционных моделей:
- Эволюционная модель Саймонтона,
- Компонентная модель Амабиле,
- системная модель Чикзенмихайи,
- теория инверсии Штернберга и Любарта,
- биопсихосоциальная модель Дейси и Леннона и
- социокультурная модель Сойера.
Эволюционная модель
Симонтон (1989) предлагает свою теорию Шанс-Конфигурация , основанную на предложении Кэмпбелла (1960) и с явным влиянием Дарвина.
В этой теории Саймонтон представляет ряд приспособлений к процессу генерации и эволюции идей в результате естественного отбора посредством слепого изменения и выборочного сохранения, путем включения когнитивных элементов, личностных черт и влияний окружающей среды, достигая большего объяснительного объема, чем их предшественники.
Компонентная модель
В компонентной модели Амабиле (1983) предполагает влияние окружающей среды в трех компонентах, которые этот автор предлагает для творчества: навыки, относящиеся к предметной области, процессы, относящиеся к творчеству, и внутренняя мотивация выполнения задачи.
Процессы, связанные с творчеством — это когнитивный стиль, предполагающий способность работать со сложностью, изменение психологического настроя при работе над проблемой, стратегии генерирования множественных идей, стиль работы, в котором преобладают усилие и концентрация, способность откладывать проблемы в сторону и высокая энергия.
Амабиле (1990; 1996) подчеркивает важность мотивации по сравнению с другими компонентами своей модели, наделяя ее компенсаторной способностью в случае отсутствия или слабости других компонентов. Она утверждает, что мотивация определяет разницу между тем, что человек может сделать, и тем, что он делает (Amabile, 1990).
Фундаментальная роль, которую она отводит внутренней мотивации , связана с релевантностью, которую его модель придает ситуации, возможностью вмешательства в внешние ограничения, действующие на мотивацию, и возможностью социального содействия и обучения творчеству.
В своем исследовании Амабиле представляет различные работы, показывающие социальные эффекты подавления и моделирования творчества. В частности, она утверждает, что:
- Творческая деятельность может быть затруднена, когда другие участники присутствуют при оценке способностей человека.
- Знакомство с моделями креативности может оказать положительное влияние на раннее развитие креативности.
- Модели могут улучшить результаты человека в тесте на творческие способности, но только в том случае, если смоделированное поведение похоже на оцениваемое поведение.
В этой модели творчество понимается как результат взаимодействия между тремя элементами предлагаемой системы: доменом, полем и человеком. Эти взаимодействия определят, будет ли вклад творческим или нет (Csikszentmihályi, 1999).
Домен
Домен представляет собой «параметры системы культурных символов» (Чиксентмихайи, 1990, с. 190) в рамках определенной области творчества. То есть «набор правил и лексики с грамматикой и синтаксисом» (стр. 200), которые будут меняться в каждой области знаний.
Поле
Это группа лиц, которые знают грамматические правила предметной области и разделяют их специфическое использование и интерпретацию, хотя они не обязательно должны использоваться другими членами той же предметной области. Это был бы случай двух теоретических течений в одной и той же отрасли знаний, в которых разделялась область, но не поле.
Согласно Чиксентмихайи, индивидуум включен в своего рода цикл, в котором домен передает информацию человеку, создавая некоторые вариации, которые может выбрать поле. Поле, в свою очередь, будет передавать выбранные вариации домену, окончательно модифицируя его в непрерывном цикле (Mumford, 2012).
Теория инвестиций
Штернберг и Любарт (1991; 1995) предлагают психоэкономическую модель, в которой творчество понимается как инвестиция. По мнению этих авторов, творческие люди, как и хорошие инвесторы, «покупают дешево, а продают дорого» (Штернберг и Любарт, 1991, с. 2), имея в виду продажу, находящуюся в поле идей.
Экономистское видение творчества
Творческие личности генерируют плохо принятые идеи, но пытаются убедить других людей в ценности своих идей, а затем дорого их продают, ища новые непопулярные идеи для продажи. Согласно Штернбергу и Любарту (1995), чтобы покупать идеи дешево и продавать дорого, творческий человек должен:
- генерировать варианты, о которых другие не думают, распознавать и отличать хорошие варианты от плохих;
- узнать о прогрессе в этой области и выявить пробелы;
- мыслить и действовать творчески, получать от этого удовольствие, идти против течения и иметь возможность видеть целое и детали;
- готовность идти на риск и преодолевать препятствия;
- толчок к действию;
- имеют благоприятную среду и обстоятельства.
Этот список соответствует шести элементам, источникам или ресурсам, которые объединяются для формирования творчества: интеллект, знания, стиль мышления, личность, мотивация, и обстоятельства (Штернберг и Любарт, 1991; 1995). В этой конфигурации авторы предлагают следующее определение творчества:
Креативность включает в себя применение этих компонентов обработки к новым типам задач или ситуаций или применение этих компонентов к знакомым задачам или ситуациям новым способом, чтобы адаптироваться , выбрать или, что более важно, настроить среду (Штернберг и Любарт, 1991, с. 7).
Инвестиционная модель предполагает, что творчество является не только результатом добавления ресурсов, но и устанавливает:
- Существуют пороги для определенных компонентов, ниже которых творчество невозможно;
- Возможна частичная компенсация, при которой высокий уровень одного компонента (например, мотивации) может компенсировать слабость другого (например, окружения)
- Может иметь место взаимодействие между различными компонентами. Например, высокий уровень интеллекта и мотивации будет оказывать мультипликативное влияние на уровень творчества.
Биопсихосоциальная модель
Эта модель рождается из биопсихосоциальной концепции поведения, из которой следует, что любое действие возникает в результате сложного взаимодействия трех факторов; биологические, психологические и социальные . Дейси и Леннон (1998) предлагают двунаправленную модель пяти слоев, которые взаимодействуют друг с другом и с шестым фактором, временем, влияя друг на друга в целом.
Социокультурная модель
Sawyer (2006) утверждает, что в последние два десятилетия изучение креативности было сосредоточено на социокультурном и междисциплинарном подходе, который объясняет творческую деятельность человека в его контексте. Этим утверждением он представляет социокультурную теорию и свое предложение о новой науке: науке о человеческих инновациях .
Р. Кейт СойерСойер предлагает не только социокультурное видение творчества, но и исследование самого вопроса. Он утверждает, что одна из ошибок, сделанных при попытке объяснить креативность, заключается в том, что он делает это исключительно с психологической точки зрения, поскольку креативность должна быть междисциплинарным предметом изучения. По мнению автора, это послужило причиной появления социокультурного подхода к изучению творчества в начале 19 в.80-е годы. Эта междисциплинарная парадигма объединяет специалистов, которые обнаружили, что «объяснение креативности требует не только индивидуального понимания вдохновения, но и социальных факторов, таких как сотрудничество, сети поддержки, образование и культурный багаж» (Сойер, 2006, стр. 4).
ССЫЛКИ
Агилера-Луке, AM. (2016). Creatividad Organizacional: Un estudio cuantitativo de la eficacia de los programas de entrenamiento en creatividad. Университет Валенсии. DOI10.13140/RG.2.2.16524.21122
Allport, GW (1937). Личность: психологическая интерпретация . Нью-Йорк: Райнхарт и Уинстон.
Allport, GW (1954). Характер предубеждения . Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co.
Amabile, MT (1983). Социальная психология творчества. Журнал «О личности и социальной психологии» , 45 (2), 357–376.
Амабиле, М. Т. (1988). Модель творчества и инноваций в организациях. В BM Staw & LL Cummings (Eds), Исследования организационного поведения. Том. 10 (стр. 123–167).
Амабиле, М. Т. (1996). Творчество в контексте . Боулдер, Колорадо: Westview.
Кэмпбелл, Д. Т. (1960). Слепое изменение и выборочное удержание в творческом мышлении, как и в других процессах познания. Психологический обзор , 67 , 380–400.
Чиксентмихайи, М. (1990). Психология оптимального опыта . Нью-Йорк: Издательство Harper & Row.
Чиксентмихайи, М. (1999). Последствия системной перспективы для изучения творчества. В Р. Дж. Штернберге (ред.), Справочник по творчеству (стр. 313–335). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Дейси, Дж. С., и Леннон, К. Х. (1998). Понимание творчества. Взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Гарднер, Х. (1983). Образ мышления: теория множественного интеллекта . Нью-Йорк: Basic Books, Нью-Йорк.
Гарднер, Х. (1993). Создание разума . Нью-Йорк: Basic Books, Inc.
Guilford, JP (1967). Природа человеческого интеллекта . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Касоф, Дж. (1995). Атрибуция и творчество. В Энциклопедии творчества (том I) (стр. 147–156). Сан-Диего: Академическая пресса.
Левин, К. (1951). Теории поля в социальных науках . Нью-Йорк: Издательство Harper & Row.
Медник, С. (1962). Ассоциативная основа творческого процесса. Psychological Review , 69 (3), 220–232.
Мамфорд, доктор медицины (2012). Справочник организационного творчества . Сан-Диего: Эльзевир.
Ранко, Массачусетс, и Альберт, Р.С. (1986). Пороговая теория творчества и интеллекта: эмпирический тест с одаренными и неодаренными детьми. Creative Child and Adult Quarterly , 11 (4), 212–218.
Расс, С. В., и Диллон, Дж. А. (2011). Ассоциативная теория. В Энциклопедии творчества (стр. 66–71). Лондон: Эльзевир.
Сойер, РК (2006). Объясните творчество: наука о человеческих инновациях . (I. Издательство Оксфордского университета, изд.). Нью-Йорк.
Саймонтон, Д.К. (1989). Случайно-конфигурационная теория научного творчества. В Б. Голсон, В. Р. Шадиш, Р. А. Неймейер и А. К. Хаутс (ред.), Психология науки: вклад в метанауку (стр. 170–213). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. (1991). Инвестиционная теория творчества и ее развитие. Человеческое развитие , 34 (1), 1–31.
Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. (1995). Бросить вызов толпе: развитие творчества в культуре соответствия .