Теории воли воля как фактор управление поведением личности: Электронный научный архив ТПУ: Invalid Identifier

Теории воли

В. А. Иванников – один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит судьбу психологических исследований воли с борьбой двух трудносогласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул.

Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия XX века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н. Корнилов) и рефлексологию (В. М. Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.

Реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности.

В. И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

1 уровень – осознание субъектом своих способов действия, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

2 уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Они определяют поведение.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером. Эти качества вторичные.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

В. А. Иванников считал, что главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Энергия и источник волевых действий всегда связаны с актуальными потребностями человека.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений» [9].

Глава 17. Воля

Краткое содержание

Понятие о воле. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Теории воли. Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необходимость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на различных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля.

Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба, мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Развитие воли у человека. Основные напраштения развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Воспитание у детей волевых качеств личности.

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаб-

424

людения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми

1, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джемс в США и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

‘Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).

425

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»1.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак»2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II. — С. 187.

2Джемс У. Научные основы психологии. — СПб., 1902. — С. 363.

426

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванни-ков — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обус-

427

ловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К.Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.КАнохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, попрежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

428

I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении1.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

‘См.: Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. — Т. 10. — 1989. — № 2.

429

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на

430

них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, от-

431

влекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»1.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

1Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 187.

432

мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

433

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Понятие о воле.

1. Основные признаки воли как психологического явления.

2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т с м а 3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

1. Основные направления развития воли.

2. Игры детей и их значение в развитии воли.

3. Становление волевых качеств личности.

Темы для рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

2. Основные направления и пути развития воли.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Становление волевой регуляции поведения у детей.

2. Теоретический анализ волевого действия.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

434

Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 1536.)

II

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 3251.)

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54.)

Общая психология. — М., 1986. (Воля: 385—400.)

III

Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. — Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 2667.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция. Владение собой: 83—119.)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.КЛанге): 107—144.)

Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23. )

Теории личности — Личность

Исследование того, что определяет личность, разветвлено на несколько различных подходов и основных теорий, включая психоаналитические, гуманистические, личностные, социально-когнитивные, биологические и бихевиористские подходы.

Большая часть современной психологии личности находится под влиянием следующих пяти философских вопросов о том, что на самом деле определяет личность, и пытается ответить на них:

1. Свобода против детерминизм : Какая часть личности человека находится под его сознательным контролем?

2. Наследственность по сравнению с окружающей средой : Какие внутренние (биологические) или внешние (окружающие) влияния играют большую роль в определении личности?

3. Уникальность против универсальности : Люди в целом более похожи (похожи друг на друга) или различны (уникальны) по своей природе?

4. Активный и реактивный : Пассивно ли человеческое поведение формируется факторами окружающей среды, или люди более активны в этой роли?

5. Оптимистичный по сравнению с пессимистичным : Являются ли люди неотъемлемой частью изменения своей личности (например, могут ли они учиться и изменяться посредством человеческого взаимодействия и вмешательства)?

Исследование того, что определяет личность, разветвлено на несколько различных подходов и основных теорий, включая психоаналитические, гуманистические, личностные, социально-когнитивные, биологические и бихевиористские подходы.

Гуманистическая перспектива : Утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение. Гуманистические психологи, такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, считали, что люди стремятся к самореализации — «лучшей версии» самих себя или «идеального я». Разрыв между «идеальным» «я» и реальным «я» может вызывать дискомфорт и вести к защитному поведению — этот разрыв называется неконгруэнтностью .

Перспектива черты : Считать, что личность можно представить как набор общих черт или характерных способов поведения, которые в той или иной степени проявляет каждый человек. С этой точки зрения, такие черты личности отличаются от человека к человеку, но внутри человека стабильны во времени и месте.

Социально-когнитивная перспектива : Делает акцент на когнитивных процессах, таких как мышление и суждения, в развитии личности. Эти когнитивные процессы способствуют усвоению поведения, которое занимает центральное место в личности человека. Наблюдая за образцом для подражания, которым восхищаются, человек может решить перенять и подчеркнуть определенные черты и поведение.

Биологическая перспектива : Подходы сосредоточены на роли генетики и мозга в формировании личности. В связи с этим эволюционные теории исследуют, как вариации индивидуальной индивидуальности могут быть укоренены в естественном отборе.

Бихевиористская перспектива (также известная как обучающая перспектива): рассматривайте действия индивидуума как реакцию на внешние раздражители, обусловленную результатами. Традиционная бихевиористская точка зрения рассматривает результаты, а не познание, как движущую силу выбора и поведения человека. Теория социального научения считает, что личность и поведение определяются познанием человеком окружающего мира.

• Модель «большой пятерки» (или пятифакторная модель) черт личности основана на 16-точечной модели, первоначально созданной Рэймондом Кэттлом. Модель «Большой пятерки» сводит личностные черты к 5 основным чертам: открытость опыту, спорность (т. е. планирование, ответственность), экстраверсия, покладистость и невротизм (т. е. неуверенность, тревога). Эта модель была разработана для использования в психологических и социологических исследованиях для изучения влияния личности на конкретное поведение, измеряемое в научных исследованиях. Эти черты личности количественно оцениваются с помощью опроса.

С любой из этих теорий важно помнить, что культура, в которой мы живем, является одним из наиболее важных факторов окружающей среды, формирующих нашу личность. Западные представления о личности не обязательно применимы к другим культурам, и есть свидетельства того, что сила личностных черт варьируется в зависимости от культуры

Официальная подготовка MCAT (AAMC)

Онлайн-карточки по психологии, вопрос 6

Онлайн-карточки по психологии, вопрос 13

Образец теста, раздел P/S, вопрос 57

Практический экзамен 3, раздел 90 P/S, переход 8, вопрос 90 90 Экзамен 3 Раздел P/S, отрывок 9, вопрос 50

Практический экзамен 4, раздел P/S, отрывок 2, вопрос 5


Ключевые моменты

• Современная психология личности находится под сильным влиянием этих ранних философских корней и пытается определить, какие компоненты — такие как свобода воли, наследственность или универсальность — оказывают наибольшее влияние на формирование человеческой личности.

• Существует много подходов к современному психологическому изучению личности, включая психоаналитический, гуманистический, личностный, социально-когнитивный, биологический и бихевиористский.

• Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума: Ид, Эго и Супер-Эго. Биологическая точка зрения на личность сосредоточена на том, почему или как проявляются черты личности. через биологию и исследует связи между личностью, ДНК и процессами в мозге.

• Гуманистическая теория утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение.

• Теоретики черт характера считают, что личность можно представить как набор общих черт или характерных способов поведения, которые в той или иной степени проявляет каждый человек. С этой точки зрения, такие черты личности отличаются от человека к человеку, но внутри человека стабильны во времени и месте.

• Социально-когнитивная перспектива делает упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждения, в развитии личности. Эти когнитивные процессы способствуют усвоению поведения, которое занимает центральное место в личности человека.

• Подходы с биологической точки зрения сосредоточены на роли генетики и мозга в формировании личности.

• Бихевиористская точка зрения рассматривает действия человека как реакцию на внешние раздражители.

Модель «большой пятерки» разделяет личность на 5 измеримых черт для исследовательских целей


Ключевые термины

детерминизм:  в философии теория о том, что все события, включая моральный выбор, полностью определяются ранее существовавшими причинами.

пессимизм:  негативное или депрессивное психическое состояние, при котором возможен нежелательный результат эмпатия и подчеркивает хорошее в человеческом поведении

неконгруэнтность: разрыв между «реальным» и «идеальным» Я, который может вызывать дискомфорт

бихевиористская перспектива: касается того, как факторы окружающей среды влияют на наблюдаемое поведение

модель большой пятерки: количественно определяет такие черты личности, как открытость к новому опыту, сварливость, экстраверсия, уступчивость и невротизм

Социально-когнитивная теория личности

вы общительный, потому что ты просто такой, или ты общительный, потому что ты из общительной семьи и провел всю свою жизнь, наблюдая за их поведением? Социально-когнитивные теории личности исследуют эти вопросы.

  • Каково определение социально-когнитивной теории личности?
  • Что такое социально-когнитивная теория Альберта Бандуры?
  • Каковы примеры социально-когнитивных теорий личности?
  • Каковы некоторые приложения социально-когнитивной теории?
  • Каковы преимущества и недостатки социально-когнитивной теории?

Социально-когнитивная теория личности Определение

Бихевиористская теория личности считает, что все поведение и черты усваиваются посредством классического и (в основном) оперантного обусловливания. Если мы ведем себя так, чтобы пожинать плоды, мы с большей вероятностью повторим их. Однако если такое поведение наказывается или, возможно, игнорируется, оно ослабевает, и вероятность его повторения снижается. Социально-когнитивная теория проистекает из бихевиористского взгляда на то, что поведение и черты приобретаются, но делает еще один шаг вперед.

Социально-когнитивная теория личности утверждает, что наши черты и социальная среда взаимодействуют друг с другом, и эти черты изучаются посредством наблюдения или имитации.

Бихевиористские теории личности считают, что обучение чертам личности — это улица с односторонним движением: окружающая среда влияет на поведение. Однако социально-когнитивная теория личности похожа на взаимодействие генов и среды в том, что это улица с двусторонним движением. Точно так же, как наши гены и окружающая среда взаимодействуют друг с другом, то же самое происходит с нашей личностью и социальным контекстом.

Социально-когнитивные теории личности также подчеркивают, что наши мыслительные процессы (как мы думаем) влияют на наше поведение. Наши ожидания, воспоминания и схемы могут влиять на наше поведение.

Внутренний-внешний локус контроля — это термин, используемый для описания степени личного контроля, который, как нам кажется, мы имеем над своей жизнью.

Если у вас есть внутренний локус контроля, вы считаете, что ваши способности могут повлиять на результаты вашей жизни. Если вы много работаете, вы верите, что это поможет вам достичь ваших целей. С другой стороны, если у вас есть внешний локус контроля, вы считаете, что очень мало контролируете результаты своей жизни. Вы не видите причин усердно работать или прилагать все усилия, потому что вы не думаете, что это будет иметь какое-то значение.

Фг. 1 Тяжелая работа окупается, Freepik.com

Альберт Бандура: Социально-когнитивная теория

Альберт Бандура стал пионером социально-когнитивной теории личности. Он согласился с мнением бихевиориста Б. Ф. Скиннера о том, что люди учатся поведению и личностным чертам путем оперантного обусловливания. Однако он считал, что на это также влияет наблюдательное обучение .

Б. Ф. Скиннер может сказать, что человек застенчив, потому что, возможно, его родители контролировали его, и его наказывали каждый раз, когда он говорил вне очереди. Альберт Бандура может сказать, что человек застенчив, потому что его родители тоже были застенчивы, и они наблюдали это в детстве.

Существует основной процесс, необходимый для обучения через наблюдение. Во-первых, вы должны уделять внимания чьему-то поведению, а также последствиям. Вы должны иметь возможность сохранить то, что вы наблюдали в своих воспоминаниях, так как вам может не понадобиться использовать это сразу. Затем вы должны иметь возможность воспроизвести наблюдаемое поведение. И, наконец, вы должны быть мотивированы , чтобы копировать поведение. Если вы не мотивированы, вы вряд ли воспроизведете такое поведение.

Взаимный детерминизм

Как упоминалось ранее, социально-когнитивные теории подчеркивают взаимодействие между личностью и социальным контекстом. Бандура расширил эту идею концепцией взаимного детерминизма .

Взаимный детерминизм утверждает, что внутренние факторы, окружающая среда и поведение переплетаются, чтобы определить наше поведение и черты.

Это означает, что мы являемся и продуктами, и производителями окружающей среды. Наше поведение может повлиять на наш социальный контекст, который может повлиять на наши черты личности, наше поведение и так далее. Взаимный детерминизм говорит, что эти три фактора возникают в петле. Вот несколько способов, которыми может возникнуть взаимный детерминизм.

  1. Поведение — У всех у нас разные интересы, идеи и увлечения, и поэтому мы все выбираем разную среду. Наш выбор, действия, заявления или достижения формируют нашу личность. Например, кого-то, кто любит вызовы, может привлечь кроссфит, а кого-то артистичного — уроки каллиграфии. Различные среды, которые мы выбираем, формируют то, кто мы есть.

  2. Личные факторы — Наши цели, ценности, убеждения, культура или ожидания могут влиять и формировать то, как мы интерпретируем нашу социальную среду. Например, люди, склонные к тревоге, могут воспринимать мир как опасный, активно высматривать угрозы и замечать их больше, чем другие.

  3. Окружающая среда — Обратная связь, подкрепление или инструкции, которые мы получаем от других, также могут влиять на наши личностные качества. И наши черты характера могут влиять на то, как мы видим других и как, по нашему мнению, нас воспринимают. Это, в свою очередь, может повлиять на то, как мы реагируем на ситуацию. Например, если вы чувствуете, что ваши друзья считают, что вы мало говорите, вы можете попытаться начать говорить больше.

Джейн любит сложные задачи (личный фактор), поэтому она решила заняться кроссфитом (поведение). Она проводит шесть дней в неделю в своем тренажерном зале, и большинство ее ближайших друзей тренируются вместе с ней. У Джейн огромное количество подписчиков в их аккаунте CrossFit в Instagram (фактор окружающей среды), поэтому ей приходится постоянно создавать контент в спортзале.

Социально-когнитивные теории личности: примеры

Бандура и группа исследователей провели исследование под названием « Эксперимент с куклой Бобо », чтобы проверить влияние обучения через наблюдение в отсутствие прямого подкрепления. В этом исследовании детей в возрасте от 3 до 6 лет просили наблюдать за агрессивным поведением взрослого либо лично, либо в прямом эфире, либо в мультфильме.

Детям предлагается поиграть после того, как исследователь уберет первую игрушку, которую подберет ребенок. Затем они наблюдали за поведением детей. Дети, наблюдавшие агрессивное поведение, чаще подражали ему, чем контрольная группа. Кроме того, чем дальше модель агрессии от реальности, тем меньше тотальной и подражательной агрессии проявляли дети.

Несмотря на это, тот факт, что дети по-прежнему имитировали агрессивное поведение после просмотра живого фильма или мультфильма, наводит на мысли о влиянии насилия в СМИ. Многократное воздействие агрессии и насилия может вызвать эффект десенсибилизации .

Эффект десенсибилизации — это явление, при котором эмоциональная реакция на негативные или аверсивные стимулы снижается после многократного воздействия.

Это может привести к когнитивным, поведенческим и эмоциональным последствиям. Мы можем заметить, что наша агрессия увеличилась или наше желание помочь уменьшилось.

Социально-когнитивная теория личности, двое детей смотрят телевизор, StudySmarter

Fg. 2 Дети смотрят телевизор, Freepik.com

Социально-когнитивная теория: приложения

Социально-когнитивная теория может применяться для понимания и прогнозирования поведения в различных условиях, от учебы до работы. Еще одна сторона социально-когнитивной теории, которую мы еще не обсуждали, — это то, что она говорит о предсказании поведения. Согласно социально-когнитивной теории личности, поведение человека и прошлые черты являются лучшими предикторами их будущего поведения или черт в подобных ситуациях. Так что, если друг постоянно строит планы на свидание, но в последнюю минуту бросает его, это лучший предсказатель того, произойдет ли это снова или нет. Однако это не означает, что люди никогда не меняются и всегда будут вести себя одинаково.

Хотя наше прошлое поведение может предсказать, насколько хорошо мы поступим в будущем, это явление также может повлиять на наши самоэффективность или убеждения о себе и своей способности достичь желаемого результата.

Если ваша самоэффективность высока, вас может не смутить тот факт, что вы потерпели неудачу в прошлом, и вы сделаете все возможное, чтобы преодолеть препятствия. Однако, если самоэффективность низкая, на нас могут существенно повлиять результаты прошлого опыта. Тем не менее, самоэффективность состоит не только из нашего прошлого опыта работы, но и из обучения через наблюдение, вербального убеждения (поощрения/отвержения сообщений от других и самих себя) и эмоционального возбуждения.

Социально-когнитивная теория: преимущества и недостатки

Социально-когнитивная теория имеет несколько преимуществ. Во-первых, он основан на научных исследованиях и исследованиях . Это неудивительно, поскольку объединяет две наиболее научно обоснованные области психологии — поведение и познание . Исследования социально-когнитивной теории могут быть измерены, определены и исследованы с достаточной степенью точности. Он показал, как личность может быть одновременно стабильной и подвижной из-за постоянно меняющихся социальных контекстов и окружения.

Однако социально-когнитивная теория не лишена недостатков. Например, некоторые критики говорят, что он слишком много внимания уделяет ситуации или социальному контексту и не признает самые сокровенные, врожденные черты человека. В то время как наше окружение может влиять на наше поведение и черты личности, социально-когнитивная теория преуменьшает наши бессознательные эмоции, мотивы и черты, которые не могут не просвечиваться.

Социально-когнитивная теория личности – основные выводы

  • Социально-когнитивная теория личности утверждает , что наши черты и социальная среда взаимодействуют друг с другом, и эти черты приобретаются посредством наблюдения или имитации.
    • Социально-когнитивная теория личности похожа на теорию взаимодействия генов и окружающей среды в том смысле, что это улица с двусторонним движением.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts