Теория деятельности это: Теория деятельности | это… Что такое Теория деятельности?

Теория Деятельности. Структура сознания

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего, ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, Деятельность, а наоборот, бытие, Деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

  1. Уровень особенных деятельностей (или особых видов Деятельности).
  2. Уровень действий.
  3. Уровень операций.
  4. Уровень психофизиологических функций.

Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

  1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
  2. Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.
  3. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.
  4. Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.

Принципы психологической теории Деятельности

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта.
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания.
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель – Действие

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.

Цель, данная в определенных условиях в теории Деятельности называется задачей.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.

Психофизиологические функции

Под психофизиологическими функциями в теории Деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (сенсорные, мнестические, моторные функции), а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства Деятельности.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов Деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих целей.

Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности.

В процессе Деятельности устанавливается тесное взаимодействие с окружающей средой.

Конечный результат Деятельности — цель; побудитель Деятельности — мотив.

Мотив придает Деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения.

Деятельность является сознательной и социально обусловленной. Она формируется путем усвоения общественного опыта и всегда носит опосредованный характер.

Структура Деятельности:

  • — действия;
  • — операция;
  • — психофизиологические функции.

Действия: предметные, умственные.

Умственная Деятельность – перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажетивная (воображение).

Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты:

Внутреннее – умственное, псхические; внешнее – предметное.

Структурные элементы Деятельности:

  • Умения – это способы выполнения (успешное выполнение действий, способствующие целям и условиям Деятельности).
  • Навыки – компоненты действия, сформированные в процессе упражнений.
  • Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность Деятельности.

Три вида Деятельности:

  1. труд;
  2. учение;
  3. игра.

Средства Деятельности:

  1. материальные предметы;
  2. знаки;
  3. символы;
  4. общение;
  5. орудия.

Деятельность носит продуктивный характер.

Структура сознания

Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой Деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.

Психические характеристики сознания:

  1. Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.
  2. Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание.
  3. Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.).
  4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).

Основные теории деятельности в психологии: обзор отечественных концепций

Теория деятельности в психологии имеет своё начало в 30-х годах прошлого столетия. Впервые основной принцип теории деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Таким образом была заложена основа деятельного подхода в рассмотрении развития личности человека.

Рубинштейн выводил обоснование подхода, опираясь на работы К. Маркса. В дальнейшем, теория деятельности получила развитие в изложении Выготского и Леонтьева. Именно с именем Леонтьева связывается это учение, и традиционно носит название общепсихологической теории деятельности.

В этой статье:

Основной принципПринципы теории деятельностиТруд, стимул, цель, задачаДеятельность определяет развитие

Основной принцип

Фото автора Laura Tancredi: Pexels

Принцип единства сознания и деятельности, в изложении Рубинштейна имеет следующую формулировку: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Те, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Другими словами, психика и сознание индивидуума формируется в деятельности, и в деятельности проявляется. Таким образом, была проведена тождественность деятельности и сознания человека. Сознание, согласно изложению Рубинштейна, не даётся для самонаблюдения.

Оно проявляется через взаимодействие субъекта, в данном случае через деятельность, и в ней же познаётся. Деятельность рассматривается как совокупность действий, которые направлены на достижение цели.

Принципы теории деятельности

Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.

Теория деятельности Леонтьева

Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:

  • принцип предметности – в основе принципа лежит понимание предмета не только как чего-то конкретно существующего, но и как образ или продукт психического отражения свойства предмета, которое имеет место быть в результате направленной на него деятельности. Такое двоякое понимание, позволило исключить вопрос о стимулах, которые воздействуют на индивидуума, а также об его ответных реакциях на эти возможные стимулы;
  • принцип активности – позволяет рассматривать человека не только как субъекта, приспосабливающегося к условиям окружающей среды, но прежде всего, с позиции преобразующей и творческой деятельности индивидуума;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека – разрабатывает формулу активности человека, в изложении Леонтьева она звучит следующим образом: «… внутреннее(субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет…». Этот принцип отражает смысл специфической характеристики деятельности человека;
Giphy
  • принцип психического анализа деятельности «по единицам» является стратегией изучения структуры самой деятельности. Изучение психической реальности требует её рассмотрение с разных сторон, что не может быть произведено при выборе одной универсальной единицы.

Л.С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;

  • принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
  • принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.

Труд, стимул, цель, задача

Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.

Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.

Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.

Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.

Фото автора Christina Morillo: Pexels

Деятельность определяет развитие

 При рассмотрении теории деятельности с точки зрения психологии, можно сделать следующие выводы:

  • психика и деятельность человека тесно связаны, поэтому исследование психики, закономерностей её развития необходимо строить на принципах деятельного подхода;
  • мотивы и жизненные ценности индивидуума прямо взаимосвязаны с деятельностью, которой он занимается, и последняя определяет направление развитие первых двух.

Теория деятельности как основа для анализа и перепроектирования работы

. 2000 г., июль; 43 (7): 960-74.

дои: 10.1080/001401300409143.

Y Энгестрём 1

принадлежность

  • 1 Академия Финляндии, Центр теории деятельности и исследований в области развития, Хельсинкский университет. [email protected]
  • PMID: 10929830
  • DOI: 10.1080/001401300409143

Y Энгестрём. Эргономика. 2000 июль

. 2000 г., июль; 43 (7): 960-74.

дои: 10.1080/001401300409143.

Автор

Ю Энгестрём 1

принадлежность

  • 1 Академия Финляндии, Центр теории деятельности и исследований в области развития, Хельсинкский университет. yrjo.engestrom@helsinki. fi
  • PMID: 10929830
  • DOI: 10.1080/001401300409143

Абстрактный

Теория культурно-исторической деятельности — это новая структура, направленная на преодоление дихотомии микро- и макро-, ментального и материального, наблюдения и вмешательства в анализ и перепроектирование работы. Подход различает краткосрочные целенаправленные действия и устойчивые, объектно-ориентированные системы деятельности. Исторически развивающаяся система коллективной деятельности, рассматриваемая в ее сетевых отношениях с другими системами деятельности, берется в качестве основной единицы анализа, относительно которой интерпретируются запрограммированные цепочки целенаправленных действий и автоматических операций. Системы деятельности управляются коллективными мотивами, которые часто трудно сформулировать отдельным участникам. Системы деятельности находятся в постоянном движении и внутренне противоречивы. Их системные противоречия, проявляющиеся в нарушениях и приземленных нововведениях, открывают возможности для масштабных трансформаций развития. Такие преобразования проходят через пошаговые циклы экспансивного обучения, которые начинаются с действий, подвергающих сомнению существующую стандартную практику, затем переходят к действиям по анализу ее противоречий и моделированию видения ее зоны ближайшего развития, затем к действиям по изучению и внедрению новой модели в упражняться. Новые формы организации труда все чаще требуют согласованного «связывания узлов» между границами. Соответственно, экспансивное обучение все больше включает в себя горизонтальное расширение коллективного опыта посредством обсуждения, переговоров и гибридизации различных точек зрения и концепций. Результаты лонгитюдного интервенционного исследования детской медицинской помощи проливают свет на теоретические аргументы.

Похожие статьи

  • [Анализ работы врачей: объявление об окончании попыток экстракорпорального оплодотворения].

    Сантьяго-Делефосс М., Кахен Ф., Коффин-Дриол К. Сантьяго-Делефосс М. и соавт. Энцефал. 2003 г., июль-август; 29 (4 ч. 1): 293–305. Энцефал. 2003. PMID: 14615699 Французский.

  • Структура улучшения совместимости работы: теория и применение действий по улучшению и стратегий вмешательства.

    Генайди А.М., Риндер М.М., Секейра Р., А-Рехим А.Д. Генайди А.М. и соавт. Эргономика. 2009 май; 52(5):524-59. дои: 10.1080/00140130802395638. Эргономика. 2009. PMID: 19296317

  • Использование теории деятельности для преобразования медицинской работы и обучения.

    Энгестрём Ю., Пюёряля Э. Энгестрем Ю. и соавт. Мед Уч. 2021 Январь;43(1):7-13. doi: 10.1080/0142159X.2020.1795105. Epub 2020 25 июля. Мед Уч. 2021. PMID: 32715847

  • От взаимодействия человека и машины к сотрудничеству человека и машины.

    Специальный JM. Хок Дж. М. Эргономика. 2000 г., июль; 43 (7): 833–43. дои: 10.1080/001401300409044. Эргономика. 2000. PMID: 10929820 Обзор.

  • Структура улучшения совместимости работы: интегрированный взгляд на систему «человек на работе».

    Генайди А., Салем С., Карвовский В., Паес О., Тунчел С. Генаиди А и др. Эргономика. 2007 15 января; 50(1):3-25. дои: 10.1080/00140130600

  • 1. Эргономика. 2007. PMID: 17178649 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Изучение участия молодежи в текущих общественных и гражданских научных программах в 3 различных внешкольных условиях.

    Ханапоштани М.Г., Баллард Х.Л., Лорке Дж., Миллер А.Е., Пратт-Тавех С., Дженневейн Дж., Робинсон Л.Д., Хиггинс Л., Джонсон Р.Ф., Янг А.Н., Поли Г.Б., Бенавидес Ланштайн А.И. Ханапоштани М.Г. и соавт. Окружающая среда Educ Res. 2022 2 декабря; 28(12):17:30-1754. дои: 10.1080/13504622.2022.2078480. Epub 2022 16 июня. Окружающая среда Educ Res. 2022. PMID: 36217414 Бесплатная статья ЧВК.

  • Принципы эффективного использования технологий для поддержки развития потенциала глобальных партнерств в области здравоохранения.

    Линч М., Ю Дж., Муками Д., Ариан В., Башфорд Т., Хобден П., Лутра П., Патель М., Ральф Н., Уинтерс Н., МакГрат Л., Симмс Б. Линч М. и др. BMJ Глоб Здоровье. 2022 июль; 6 (Приложение 6): e006783. doi: 10.1136/bmjgh-2021-006783. BMJ Глоб Здоровье. 2022. PMID: 35840176 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Внедрение искусственного интеллекта в традиционные методы маркетинга B2B: точка зрения теории деятельности.

    Киган Б.Дж., Деннехи Д., Науде П. Киган Б.Дж. и др. Инф Сист Фронт. 2022 мая 26:1-15. doi: 10.1007/s10796-022-10294-1. Онлайн перед печатью. Инф Сист Фронт. 2022. PMID: 35637917 Бесплатная статья ЧВК.

  • «Могли бы вы работать в моей команде?»: Изучение того, как ожидания от профессиональной клинической роли влияют на принятие решений оценщиками во время ОСКЭ медицинской школы на выпускном уровне.

    Малау-Адули Б.С., Хейс Р.Б., Д’Суза К., Джонс К., Саад С., Селенца А., Тернер Р., Смит Дж., Уорд Х., Шлипалиус М., Мерфи Р., Гарг Н. Малау-Адули Б.С. и соавт. Front Med (Лозанна). 2022 6 мая; 9:844899. doi: 10.3389/fmed.2022.844899. Электронная коллекция 2022. Front Med (Лозанна). 2022. PMID: 35602481 Бесплатная статья ЧВК.

  • Принятие решений родителями детей с медицинскими проблемами: анализ теории деятельности.

    Бьюкенен Ф., Лай С., Коэн Э., Мило-Мэнсон Г., Шачак А. Бьюкенен Ф. и др. J Particip Med. 2022 17 января; 14 (1): e31699. дои: 10.2196/31699. J Particip Med. 2022. PMID: 35037890 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Деятельностная теория старения | Ритуал

Жизнь

4 минуты чтения

Содержание статьи


Основные выводы

  • Теория активности — это идея о том, что активный образ жизни может оказать положительное влияние на то, как мы стареем, и на наше общее самочувствие.
  • Это означает, что в приоритете должны быть отношения и занятия, которые делают вас счастливыми.

Перво-наперво: что вообще означает успешное старение? Это правда, что идея «хорошего старения» кажется немного субъективной — подход и мышление одного человека могут немного отличаться от других. Но с научной точки зрения мы определяем здоровое старение как поддержание своего тела и благополучия таким образом, чтобы вы могли жить так, как хотите, как можно дольше. А это означает создание основы здоровых привычек, независимо от того, на каком жизненном этапе вы сейчас находитесь.

Большинство из нас, вероятно, уже знают, что сбалансированное питание играет огромную роль в этом: наполнение вашего ежедневного рациона целым рядом питательных веществ и, в идеале, прием качественных поливитаминов и протеинового порошка, чтобы восполнить пробелы. (Отчасти это также связано с признанием того, что ваши потребности в питательных веществах меняются с возрастом. ) Но ученые также сосредоточились на другом потенциальном ключевом компоненте здорового старения: так называемой теории старения. (1)

Что такое теория деятельности?

Хотя название может подразумевать, что все дело в упражнениях или движении тела, Теория активности также относится к тому, чтобы оставаться занятым и поддерживать социальную активность по мере старения. Самые ранние исследования этого феномена (которые впервые были проведены в 70-х годах) связывали это определение «активного образа жизни» с большей удовлетворенностью жизнью у пожилых людей — то, что исследователи только продолжали доказывать с течением времени. (2,3)

В одном исследовании по теории деятельности, опубликованном в 2014 году, например, исследователи обнаружили, что взрослые, которые участвовали в дискреционных мероприятиях, то есть во внеклассных мероприятиях по своему выбору, в течение 8 недель сообщали о более позитивном взгляде на жизнь и их общее состояние. велнес. И если вы хоть немного знакомы с голубыми зонами — то есть регионами мира, где люди, как сообщается, живут самой долгой и здоровой жизнью — вы, возможно, поймете, что теория деятельности — это то, чем жители голубых зон живут каждый божий день: они полагаются на дружбу. и семья, они занимаются умеренной физической активностью и отдают приоритет занятиям, которые делают их счастливыми. (1)


Знакомство с Essential Protein Daily Shake

Наш ежедневный коктейль, разработанный для поддержки мышечной массы на разных этапах жизни.* С другой стороны, ученые связывают социальную изоляцию и одиночество с негативным влиянием на качество нашей жизни по мере старения. Это подчеркивает влияние регулярных социальных взаимодействий на всех, но особенно на пожилых людей. (4)

Но почему? Ученые подозревают, что наличие системы поддержки в старости позволяет нам лучше справляться с проблемами и справляться с ними, когда мы вступаем в более позднюю жизнь. Это также может иметь эффект домино для нашего благополучия в целом: в исследовании, опубликованном в прошлом году в Journals of Gerontology, исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые отдавали приоритет социальному взаимодействию со своим более широким сообществом, также были более физически активными и сообщали о лучшем эмоциональном благополучии. . (5)

Выберите свое приключение

Конечно, было бы упущением не упомянуть более буквальное определение теории деятельности: значение физической активности с возрастом. Ученые сходятся во мнении, что регулярные умеренные физические нагрузки играют значительную роль в процессе старения — во многих лонгитюдных исследованиях отслеживается их влияние как на физическое, так и на психическое здоровье пожилых людей. (6)

Как это выглядит на практике? Давайте посчитаем способы: это могут быть долгие прогулки по окрестностям или посещение студии йоги несколько раз в неделю. Или, может быть, вы предпочитаете бегать трусцой или брать уроки кардио-танцев. Смысл? Делайте то, что хотите, пока это вдохновляет вас немного двигаться.

И в этом вся прелесть Теории Деятельности в двух словах: она одновременно обманчиво проста и невероятно не требует предписаний. Идея состоит в том, чтобы получать удовольствие от занятий и отношений, которые делают вас счастливее, как можно чаще, и вы лучше всех судите о том, что это значит для вас.

Ссылки:

  1. Winstead, Vicki, et al. «Влияние мероприятий на благополучие пожилых людей в сообществах с постоянным уходом». Журнал прикладной геронтологии, вып. 33, нет. 7, 2014 г., стр. 888–9.11., дои: 10.1177/0733464814537701.
  2. Лемон, Б.В., и др. «Исследование теории активности старения: виды деятельности и удовлетворенность жизнью среди людей, переезжающих в пенсионное сообщество». Журнал геронтологии, вып. 27, нет. 4, январь 1972 г., стр. 511–523., doi: 10.1093 / geronj / 27.4.511.
  3. Кнапп, М. Р. Дж. «Экзамен по старению в контексте английского языка». Геронтолог, том. 17, нет. 6, январь 1977 г., стр. 553–559., doi: 10.1093 / geront / 17.6.553.
  4. Шанкар, Апарна и др. «Социальная изоляция… у пожилых людей». Психология здоровья, том. 36, нет. 2, 2017, стр. 179–187., doi:10.1037/hea0000437.
  5. Доказано, что общение с большим количеством людей повышает активность пожилых людей. (2019, 20 февраля). Получено из Science Daily
  6. Даскалопулу, К. , Стаббс, Б., Краль, К., Кукунари, А., Принс, М., и Прина, А. (2017). Физическая активность и здоровое старение: систематический обзор и метаанализ продольных когортных исследований. Обзоры исследований старения, 38, 6–17. doi: 10.1016/j.arr.2017.06.003

Познакомьтесь с нашим экспертом

Д-р Мастане Шарафи, доктор медицинских наук, вице-президент по научным вопросам Ritual

Д-р Мастане Шарафи имеет докторскую степень в области диетологии и является зарегистрированным диетологом. Она прошла обучение в Университете штата Пенсильвания и Университете Коннектикута, где исследовала модели питания, хемосенсорное восприятие и общественное питание. Ее работа в области диетологии сосредоточена на пропаганде здорового питания путем преобразования науки о питании в практическую информацию для общественности.

LinkedIn

Д-р Мастане Шарафи, доктор философии, доктор медицинских наук, вице-президент по научным вопросам в Ritual

Д-р Мастане Шарафи имеет докторскую степень в области диетологии и является зарегистрированным диетологом. Она прошла обучение в Университете штата Пенсильвания и Университете Коннектикута, где исследовала модели питания, хемосенсорное восприятие и общественное питание. Ее работа в области диетологии сосредоточена на пропаганде здорового питания путем преобразования науки о питании в практическую информацию для общественности.

LinkedIn

Познакомьтесь с автором

Виктория Хофф, писатель

Виктория Хофф — опытный писатель, журналист и бывший редактор по здоровому образу жизни, которая за время своего пребывания в должности освещала широкий спектр тем, связанных со здоровьем, питанием и благополучием. Она закончила с отличием Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра искусств и, написав для Vogue, Elle, Byrdie, The/Thirty и других, направила свои редакторские навыки на маркетинговую карьеру.

LinkedIn

Виктория Хофф, писатель

Виктория Хофф — опытный писатель, журналист и бывший редактор по здоровому образу жизни, которая за время своего пребывания в должности освещала широкий спектр тем, связанных со здоровьем, питанием и благополучием.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts