Теория деятельности в психологии это: Теория деятельности

Теория деятельности

Теория деятельности — Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теорию деятельности обычно связывают с именем ее основателя — А. Н. Леонтьевым (1903-1979).

Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. Основу ее составил принцип диалектического материализма, в общем-то догматически установленный в науке того периода: не сознание определяет бытие, а бытие сознание. Если в идеализме как философском направлении говорится о важности субъективных позиций и идей, то в материализме субъективное и идеи рассматриваются как вторичное по отношению к материальному, как следствие объективных изменений. Отсюда и родилась эта не очень ясная идея, что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Кому-то может показаться забавным, что деятельность по созданию и развитию теории деятельности была начата именно с сознательной идеи.

Психологи, внесшие наибольший вклад в развитие теории деятельности:

— А. Н. Леонтьев,

— Л. С. Выготский,

— С. Л. Рубинштейн,

— А. Р. Лурия,

— А. В. Запорожец,

— П. Я. Гальперин.

Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий. Принципиально важна была также культурно-историческая отсылка к известной фразе Энгельса о том, что труд создал из обезьяны человека: если это так, то, значит, труд (деятельность) это самое важное для человека.

Основным понятием теории деятельности, что очевидно, является деятельность. Другими важными понятиями являются сознание и личность. Деятельность рассматривается как целенаправленная активность. Она имеет довольно сложное иерархическое строение:

— уровень особых видов деятельности,

— уровень действий,

— уровень операций,

— уровень психофизиологических функций.

При анализе деятельности главной единицей анализа является действие — процесс, направленный на реализацию цели (достижение сознательного образа желаемого результата). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит сознательный образ-цель у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека.

Человек не всегда действует в строгом соответствии с целью-образом. Часто имеют место быть случаи, которые рассматриваются как исключения, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Действие анализируется по четырем компонентам:

— постановка и удержание цели,

— роль действия в общем поведении,

— анализ источника активности,

— связь действия с предметным и социальным миром.

Одним из существенных достоинств теории деятельности стало то, что в психологии человек стал рассматриваться как активное существо, а не реактивное. До этого были сильны позиции рефлексологии и бихевиоризма, в которой человек рассматривался как реагирующее существо. В теории деятельности наоборот всякая деятельность стала рассматриваться как активная, то есть идущая изнутри, из целей человека.

С другой стороны, произошел некоторый перекос: человек стал рассматриваться преимущественно как существо социальное, биологические особенности отошли на второй план. Для сравнения: в психоанализе всякая деятельность рассматривается через сексуальные мотивы. В теорию деятельности сексуальность просто не вписывалась.

В теории деятельности сформулированы основополагающие принципы:

1. Принцип «размывания» круга сознания — сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно проявляется в деятельности.

2. Принцип единства сознания и поведения — поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

3. Принцип активности — деятельность это активный, целенаправленный, «идущий изнутри» процесс, а не простая реакция на среду.

4. Принцип предметности — действия человека предметны, опираются на материальные предметы и социальные контакты.

5. Принцип социальной обусловленности — цели деятельности носят социальный характер.

Деятельность состоит из ряда действий. Но действие не является элементом начального уровня, оно — весьма сложный феномен. Действие состоит из многих более мелких элементов, актов. Как у деятельности, так и у действий есть свои цели. Но цели есть и у актов, хотя они и значительно мельче. Ни одно, даже самое мелкое дело, нельзя выполнить без цели — видения конечного образа.

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты двигательной активности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов:

— операции, возникающие вследствие адаптации, приспособления к условиям обитания и деятельности,

— сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов.

Операции первого вида практически не осознаются, операции второго вида находятся на грани сознания.

Между операциями и действиями на самом деле сложно выделить четкую грань. Скорее всего ключевым критерием является степень осознанности: действия лучше осознаются, чем операции, у них более четкие и понятные цели.

Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции. В данном случае под ними подразумеваются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. В конечном итоге любую деятельность можно разложить на множество психофизиологических функций. Даже такой сложный и творческий процесс, как написание «Войны и мира», распадается лишь на очень длинную цепь отдельных движений руки, держащей перо.

Психофизиологические функции — конечные исполнители, они являются обязательными средствами деятельности. Тем не менее им тоже присуща значительная вариативность. Например, ответить на простой вопрос мы можем не только словами, но и жестом. Детали исполнения психофизиологических функций нами рефлексируются весьма слабо. Например, нам кажется, что мы просто бросили мяч, но на самом деле одно такое простое движение потребовало хорошо скоординированной деятельности множества мышц.

В теории деятельности очень много слабых моментов. Основной недостаток — то, что она описывает лишь сознательную деятельность.

В это же время целостное поведение остается как бы «за бортом». Человек унаследовал от своих предков множество инстинктивных схем поведения, которые управляют в том числе и сознательной деятельностью. Человека, например, легко испугать, и самый сознательный и продуманный план очень быстро рассыпается под давлением обстоятельств.

2. Психологическая теория деятельности. (17)

Источники:

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. 583 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

http://psyera.ru/5013/teoriya-deyatelnosti-rubinshteyna-leonteva

http://psyera.ru/5013/teoriya-deyatelnosti-rubinshteyna-leonteva

Теория деятельности— система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в20-е гг. ХХ в. В1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна(1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева(1903—1979), который, совместно с другими представителямиХарьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей(по Рубинштейну).

Теория деятельностиилидеятельностный подход

основывается на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом:

не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство(но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается

Основные понятия и термины теории.

Потребность, мотив, деятельность. Цель, действие, условия операции.

Деятельность— это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.

Действие — это основная единица анализа деятельности. Действие- это процесс, направленный на реализацию цели. Цель — это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Стоит сразу заметить, что здесь имеется в видусознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о»сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

(Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности(принцип «размывания» круга сознания).

1. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека(принцип единства сознания и поведения).

2. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс(принцип активности).

3. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер(принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Следующим более низким уровнем действий являются операции.

Операцией называется способ выполнения действия.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется»техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.

От чего же зависит характер используемых операций?Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под»условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.

Главное их свойство состоит в том, что онимало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

Психофизиологическим функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов.

Потребности — это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то.Потребность выступает источником активности человека. Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические(потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность.

Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его потребность.

Разрядка потребности происходит в том случае, если она опредметилась, т.е. имеетпредмет, который приводит к ее удовлетворению. В акте опредмечивания рождаетсямотив. Мотиви определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность.

Появление мотива ведет к появлению деятельности, направленной на его достижение. Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов.

Мотивы порождают действия путем формирования цели. Как мы уже отметили, цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемыемотивы деятельности. Например, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Этоэмоциииличностные смыслы.

Выстраивается последовательность, раскрывающая направление развития деятельности: потребность -> мотив — >деятельность. При этом потребность является внутренним психическим состоянием, в то время как мотив и деятельность — внешними, объективно наблюдаемыми проявлениями психики.

Благодаря этому возможно и изучение внутренних психических состояний и деятельностей на основании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив и деятельность по его удовлетворению. Появляется новая связь: деятельность мотив потребность, которая показывает направление исследования психики.

Теория деятельности — теории обучения

Резюме: Теория деятельности представляет собой структуру или описательный инструмент для системы. Люди являются социокультурно встроенными субъектами (а не процессорами или системными компонентами). Существует иерархический анализ мотивированного действия человека (уровни анализа деятельности).

Инициатор: Выготский, Леонтьев, Лурия и др., начиная с 1920-х гг.

Ключевые слова: деятельность, действие, функционирование, объектно-ориентированность, интериоризация/экстернализация, опосредование, развитие.

Теория деятельности

Теория деятельности является скорее описательной метатеорией или структурой, чем теорией прогнозирования. Рассматривает всю систему работы/деятельности (включая команды, организации и т. д.), а не только одного участника или пользователя. Учет окружающей среды, истории человека, культуры, роли артефакта, мотивов, сложности действий в реальной жизни и т. д. [1] .

Единицей анализа является мотивированная деятельность, направленная на объект (цель). Включает культурное и техническое опосредование человеческой деятельности, артефакты в использовании (а не в изоляции). Деятельность состоит из целенаправленных действий, которые сознательны. Составляющие деятельности не фиксированы; они могут динамически изменяться.

Приведенная выше модель Энгестрома полезна для понимания того, как широкий диапазон факторов взаимодействует, влияя на деятельность. Чтобы достичь результата , необходимо произвести определенные объекты (например, опыт, знания и физические продукты). Человеческая деятельность опосредуется артефактами (например, используемыми инструментами, документами, рецептами и т.  д.). организация или сообщество. Также сообщество может устанавливать правила, влияющие на активность. Субъект работает как часть сообщества для достижения цели. Деятельность обычно также характеризуется разделением труда.

Три уровня деятельности:

  • Деятельность по достижению цели (цели), осуществляемая сообществом. Результат мотива (потребности), который может быть неосознанным общественным и личностным смыслом деятельности (Ответы на вопрос «Почему?»)
  • Действия по достижению определенной цели (сознательные), осуществляемые индивидуумом или группой возможные цели и подцели, критические цели (Ответы на вопрос «Что?»)
  • Операция Структура деятельности типично автоматизированный и неосознаваемый конкретный способ выполнения действия в соответствии с конкретными условиями, окружающими цель (Ответы на вопрос Как?)

Принципы:

  1. Объектно-ориентированность. (не путать с объектно-ориентированным программированием) Люди живут в реальности, объективной в широком смысле: вещи, составляющие эту реальность, обладают не только свойствами, считающимися объективными согласно естественным наукам, но и социально/культурно определяемыми также свойства.
  2. Интернализация/экстернализация. Различие между внутренней и внешней деятельностью. Внутренние действия не могут быть поняты, если они анализируются отдельно от внешних действий, потому что они переходят друг в друга. Интернализация – это превращение внешней деятельности во внутреннюю. Интернализация дает людям возможность попытаться потенциально взаимодействовать с реальностью, не выполняя реальных манипуляций с реальными объектами (ментальное моделирование, воображение, рассмотрение альтернативных планов и т. д.). Экстернализация превращает внутреннюю деятельность во внешнюю. Экстернализация часто необходима, когда интернализованное действие нужно «отремонтировать» или масштабировать. Это также важно, когда сотрудничество между несколькими людьми требует, чтобы их действия выполнялись извне, чтобы быть скоординированными.
  3. Посредничество. Теория деятельности подчеркивает, что человеческая деятельность опосредована инструментами в широком смысле. Орудия создаются и трансформируются в процессе развития самой деятельности и несут с собой особую культуру — исторические остатки от своего развития. Итак, использование инструментов — это накопление и передача социальных знаний. Использование инструментов влияет на характер внешнего поведения, а также на психическое функционирование людей.
  4. Разработка. В теории деятельности развитие является не только объектом изучения, но и общей методологией исследования. Основным методом исследования в теории деятельности являются не традиционные лабораторные эксперименты, а формирующий эксперимент, сочетающий активное участие с отслеживанием изменений в развитии участников исследования. Этнографические методы, которые отслеживают историю и развитие практики, также стали важными в недавней работе.

Все четыре вышеуказанных основных принципа следует рассматривать как единую систему, поскольку они связаны с различными аспектами всей деятельности [2] .

Для получения дополнительной информации см.:

  • Книга Юрье Энгестрёма: Перспективы теории деятельности (обучение в процессе: социальные, когнитивные и вычислительные аспекты)

  • Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия

 

Ссылки

  1. Энгестрем Ю. , Миеттинен Р. и Пунамяки Р. Л. (1999). Взгляды на теорию деятельности . Издательство Кембриджского университета.
  2. Каптелинин В. и Нарди Б. А. (2006). Действия с технологиями: теория деятельности и дизайн взаимодействия . Пресс МТИ.

Распаковка теории деятельности

Рэйчел Пейн

Когда мне впервые представили теорию деятельности как концептуальную основу, в рамках которой я мог бы расположить дизайн, мне стало любопытно. Исследование выявило множество существующих визуальных диаграмм.

Рисунок A: Структура системы деятельности человека (адаптировано из Engeström, 2005)

Рисунок B: Система деятельности (адаптировано из Activity Theory: Mapping the Terrain)

Рисунок C: Диаграмма теории деятельности (адаптировано Davis, 2012)

Рисунок D: Иерархическая структура деятельности (адаптировано из Нарди, 2006 г.)

Изучив каждое изображение, я остался неудовлетворенным своим пониманием теории деятельности. Как дизайнер, я хочу полностью понимать концепции, с которыми работаю. Я использовал исследования, чтобы улучшить свое владение этой структурой и выяснить ее влияние на дизайн и мир в целом.

Теория деятельности служит основой для анализа деятельности. Желание взаимодействовать с окружающей средой и влиять на нее посредством деятельности лежит в основе человеческой природы (Davis, 2012). Деятельность определяется как целенаправленное взаимодействие человека с окружающей его средой. Люди используют физические и психологические инструменты для управления миром. Теория деятельности представляет собой концептуальную основу для преодоления разрыва между мотивацией и действием (Дэвис, 2012).

Чтобы лучше понять теорию деятельности, я разделил каждый узел на куски размером с укус. Я начал с прошлого опыта, восприятия, мотивов, эмоций и способов рассуждения пользователя. Чтобы снизить уровень спекуляций внутри каждой категории, я определил каждый узел, используя существующие исследования и теории.

Несколько теорий эмоций возникли в результате исследований в области психиатрии и неврологии. Я преобразовал эмоциональный узел теории деятельности в высокоуровневый центр различных настроений, используя Двумерную модель настроения возбуждения-валентности Джеймса Рассела (, рис. E ) (Russell, 1980). На графике Рассела показана базовая шкала эмоциональных состояний. Ось X обозначает спектр от положительного до отрицательного, а ось Y представляет уровень бдительности.

Рисунок E: Двумерная модель настроения возбуждения и изменчивости (адаптировано из Рассела, 19 лет).80)

При определении мотивации я использовал Теорию самоопределения Райана и Деси (Ryan, 2000), создав визуальный массив как внутренних, так и внешних действий, желаний и потребностей (рис. F) . Теория самоопределения — это теория мотивации, которая обращается к трем врожденным психологическим потребностям: компетентности, автономии и привязанности (Dec et all).

Рисунок F: Теория мотивации: внутренняя + внешняя мотивация (адаптировано из Ryan + Deci, 2000) Я создал визуальное представление того, как люди решают проблемы и принимают решения ( Рисунок G ). Психология рассуждений используется во многих дисциплинах, включая философию, лингвистику, когнитивистику и искусственный интеллект (Википедия, 2017).

Рисунок G: Типы логических рассуждений (адаптировано из Bradford, 2015)

Мой процесс продолжался с пониманием того, что каждый узел диаграммы теории деятельности имеет определение, список атрибутов и существующие исследования. Вместо того, чтобы продвигаться вперед по диаграмме теории активности, делая спекулятивные выводы об одном пользователе, я позволил исследованию добиться более глубокого понимания.

Как дизайнер, я могу предположить, что может чувствовать пользователь или какова его мотивация. И все же, какое значение имеет моя работа, если я просто создаю волшебный набор обстоятельств, чтобы наполнить свой дизайн? Как могут спекулятивные умозаключения не поддаваться предвзятости моего собственного опыта, восприятия, мотивов, эмоций и рассуждений? Разбиение теории деятельности на более мелкие, более удобоваримые части дало возможность избавиться от моего собственного узкого мышления.

Постоянное расширение узлов в рамках теории деятельности служит метафорой систем деятельности. Деятельность — это не одна большая система, в которой мы живем, или единый мгновенный процесс. Это миллион крошечных вещей, миллион микропонятий, действий, операций, процессов, составляющих целое. Обретение этого понимания позволяет нам проектировать за пределами наших идей, предубеждений и схем, в то же время осознавая, что у нашей аудитории есть свои собственные идеи, предубеждения и схемы. Чтобы быть эффективными визуальными коммуникаторами, мы должны осознавать наши предположения и знания нашей аудитории. Предполагать, что пользователи понимают мир так же, как и мы, — значит ограничивать.

Результирующая разработанная диаграмма ( Рисунок H ) служит визуальным инструментом для рассмотрения ситуативной последовательности через полный цикл деятельности. Как дизайнер, я могу представить изменения в опыте, восприятии, мотивах, эмоциях или рассуждениях людей (одного человека). Как этот сдвиг может повлиять на использование разработанного объекта?

Рисунок H: Визуальная исчерпывающая обработка

Как часто у нас возникает искушение «перепрыгнуть» персону в будущий цикл быстрее, чем это было бы возможно в рамках настоящего цикла деятельности? Движения, которые мы совершаем, изменяясь под влиянием мира и изменяя мир, малы — кажущиеся невидимыми нюансы. Каждый миниатюрный сдвиг опирается на себя, чтобы изменить внешний и внутренний миры.

Процесс раскрытия теории деятельности открыл много вопросов и возможностей для будущих исследований. Система деятельности — это «виртуальная машина, производящая беспорядки и инновации» (Engestrom, 2008). Каждый раунд активности немного изменит все будущие раунды. Вещи влияют на людей, а люди влияют на вещи. Для дизайнеров это открытие имеет большое значение. Пользователь никогда не увидит артефакт, интерфейс, процесс одним и тем же образом более одного раза. Мы изменяем мир и одновременно изменяем мир через все, что мы делаем. Деятельность корректирует наши умственные конструкции. Мы учим. Мы развиваемся. И мы влияем на окружающий мир.

Мы не создаем фиксированные вещи для фиксированного мира. Артефакты, которые мы производим, будут испытаны множеством способов, многие из которых останутся непредсказуемыми и, возможно, неизвестными. Как понимание этого постоянно меняющегося развития деятельности может открыть возможности для изменения дизайна артефактов и объектов? Как я могу использовать эту концепцию приобретенного знания и понимания, чтобы направить людей в новом направлении через противоречия, творчество и беспокойства?

Рэйчел Пейн — недавняя выпускница программы магистра графического дизайна Университета штата Северная Каролина с 13-летним профессиональным опытом. После выпуска Рэйчел планирует продолжить карьеру преподавателя дизайна, где она сможет раскрыть творческие таланты своих учеников.

Ссылки:

«Теория деятельности: картографирование местности». Блог PhD (точка) Net , phdblog. net/tag/activity-theory/, 2011.

Дэвис, Мередит. Теория графического дизайна (графический дизайн в контексте). Thames & Hudson, Inc., 2012. стр. 229-230.

Брэдфорд Алина. «Психология рассуждений». Live Science , 2015, www.livescience.com/21569-deduction-vs-induction.html

Engeström, Yrjö. Исследования в области развития: расширение теории деятельности на практике. Lehmanns Media, 2005.

Энгестрём, Юрьё. От команд к узлам: теоретико-деятельностные исследования сотрудничества и обучения на работе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008. Стр. 205.

Каптелинин, Виктор; Нарди, Бонни А. Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия . The MIT Press, 2006. Стр. 64.

Рассел, Джеймс. «Циркумплексная модель аффекта » . Журнал личности и социальной психологии , 1980.

Райан, Р. М.; Деси, Э. Л. «Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию », .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts