Теория личности юнг: Теория юнга кратко. Основные позиции аналитической теории К. Г. Юнга.

Содержание

4 основных архетипа, суть теории

Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Реклама

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

Личное бессознательное

Реклама

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Из сознательной части личности нежелательные травмирующие ситуации помещаются в личное бессознательное при помощи волевого усилия ЭГО. В личном же бессознательном травмирующие ситуации продолжают существовать. Как только человек попадает в ситуацию, схожую с той, при которой они возникли, травмирующий материал вновь напоминает о себе и «всплывает» на поверхность сознания.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Реклама

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Хотя люди и склонны к подавлению животной части собственной личности, но Юнг утверждал, что Тень обладает двоякой сущностью. Данный архетип одновременно сочетает в себе два противоположных по своему значению аспекта: явные проблемы для индивида и мощный источник универсальной энергии. Эту универсальную энергию личность может направить в творческое русло или использовать в любых других мирных целях.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА. Психология: Шпаргалка

10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида.

Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

«Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я».

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т.

 д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

ПСИХОАНАЛИЗ ЮНГА

ПСИХОАНАЛИЗ ЮНГА Карл Густав Юнг (1875–1961) родился в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви. До девяти лет Юнг был единственным ребенком, одиноким и нелюдимым. Впоследствии, уже будучи взрослым, он придавал большое значение

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

50.

 НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА Карен Хорни (1885–1952) – представительница неофрейдизма – пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, окружения (социального) на развитие человека. Она, как многие другие, доказывала,

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

8. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА И АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

8. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА И АЛЬФРЕДА АДЛЕРА Теория К. Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.К.Г. Юнг являлся

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Индивидуальность человека определяется его жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым путем его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций.Личность – системное качество,

Яконцепция личности

Яконцепция личности относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Чаще всего другими людьми она фиксируется через отношение школьника к самому себе, т. е.

30.

 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Социальная роль – способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение социальной роли

Развитие его личности

Развитие его личности В конце первых шести месяцев своей жизни, в течение которых малыш существует исключительно посредством матери, к нему начинает приходить сознание, что он автономное существо, отличное от той, что подарила ему жизнь. И он выходит во внешний мир.Второй

13. Противоречивость трудовой теории стоимости Рикардо и теории прибавочной стоимости Маркса

13. Противоречивость трудовой теории стоимости Рикардо и теории прибавочной стоимости Маркса Мы должны проследить развитие, которое Маркс дал этому понятию, поскольку концепция «прибавочной стоимости», как уже было сказано, имела важнейшие исторические последствия.

Глава 3, Часть 3: Типы личности по Юнгу – PSY321 Текст курса: Теории личности

Одной из наиболее практичных теорий Юнга, оказавшей значительное влияние, является его работа о типах личности. Юнг провел обширный обзор доступной литературы по типам личности, включая перспективы древних брахманских концепций, взятых из индийских Вед, и типов, описанных американским психологом Уильямом Джеймсом. В соответствии с одной из излюбленных тем Юнга, Джеймс подчеркивал противоположные пары как характеристики своих типов личности, такие как рационализм и эмпиризм, идеализм и материализм или оптимизм и пессимизм (см.

Jung, 19).71). Основываясь на своих исследованиях и клиническом опыте, Юнг предложил систему типов личности, основанную на типах установок и типах функций (чаще называемых просто установками и функциями). Опять же, установки и функции основаны на противоположных способах взаимодействия с окружающей средой.

Два типа установки основаны на ориентации человека на внешние объекты (включая других людей). Интроверт намерен вывести либидо из объектов, как бы гарантируя, что объект не сможет иметь власти над человеком. Напротив, экстраверт распространяет либидо на объект, устанавливая активные отношения. Юнг считал, что интроверты и экстраверты распространены среди всех групп людей из всех слоев общества. Сегодня большинство психологов признают, что в этих темпераментах есть явный генетический компонент (Каган, 19 лет).84, 1994; Kagan, Kearsley, & Zelazo 1978), предложение, также предложенное Юнгом (Jung, 1971). Конечно, нельзя ориентироваться на объекты без сознания, а сознание не может существовать без эго.

Для Юнга эго представляет собой комплекс, поэтому оно связано как с сознательной психикой, так и с личным бессознательным. Согласно Юнгу, «он всегда находится в центре нашего внимания и наших желаний, и это абсолютно необходимый центр сознания» (Юнг, 1968).

Четыре функции Юнга описывают способы, которыми мы ориентируемся во внешней среде, учитывая нашу основную тенденцию к интроверсии или экстраверсии. Первая противоположная пара функций — это мышление и чувство. Мышление включает в себя интеллект, оно говорит вам, что такое вещь, в то время как чувство основано на ценностях, оно говорит, сколько вещь для вас стоит. Например, если вы пытаетесь выбрать предметы для следующего семестра в колледже, возможно, вам нужно выбрать между обязательным общеобразовательным курсом, а не личным интересным курсом, таким как «Первая медицинская помощь» или «Дизайн интерьера». Если вы в первую очередь руководствуетесь мышлением, вы, вероятно, выберете курс, который соответствует требованиям, но если вы руководствуетесь чувствами, вы можете выбрать курс, который удовлетворяет вашим более непосредственным интересам.

Вторая противоположная пара функций — это ощущение и интуиция. Ощущение описывает обращение внимания на реальность вашего внешнего окружения, оно говорит вам, что что-то есть. Напротив, интуиция включает в себя чувство времени и допускает догадки. Интуиция может показаться загадочной, и Юнг открыто признает, что он особенно мистичен, однако предлагает интересную точку зрения на этот вопрос:

Два отношения и четыре функции объединяются, чтобы сформировать восемь типов личности. Юнг описал так называемый крест функций, при этом эго в центре находится под влиянием пар функций (Jung, 1968). Принимая во внимание, является ли установка эго в первую очередь интровертной или экстравертной, можно также предложить параллельную пару крестов. Теория Юнга о типах личности оказалась весьма влиятельной и привела к разработке двух хорошо известных и очень популярных инструментов, используемых для измерения типа личности, чтобы затем можно было принимать обоснованные решения о выборе в реальной жизни.

В 1923 году Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс узнали о типах личности Юнга и очень заинтересовались его теорией. Потратив 20 лет на наблюдение за людьми разных типов, они добавили еще одну пару факторов, основанных на предпочтениях человека либо к более структурированному образу жизни, называемому суждением, либо к более гибкому или адаптируемому образу жизни, называемому восприятием. Согласно Бриггсу и Майерсу, теперь существует шестнадцать возможных типов личности. В 19В 40-х годах Изабель Майерс начала разрабатывать индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), чтобы помочь людям узнать свой тип личности. Чтобы привести только один пример профиля MBTI, человека, который является экстравертом и предпочитает чувствовать, думать и судить (обозначается инициалами ESTJ), можно описать как: «Практичный, реалистичный, прозаический. Решителен, быстро переходит к реализации решений. Организовывать проекты и людей, чтобы добиться цели… Решительно претворять в жизнь свои планы» (Майерс, 1993; Майерс и МакКолли). Хотя в Интернете относительно легко найти быстрые тесты или варианты MBTI, если кто-то планирует принимать какие-либо значимые решения на основе своего типа личности, ему следует проконсультироваться с обученным администратором MBTI. Какое решение можно принять? MBTI стал популярным инструментом для рассмотрения выбора карьеры и отношений на рабочем месте. Доступен ряд популярных книг, таких как «Делай то, что ты есть» (Tieger & Barron-Tieger, 2001) и Type Talk at Work (Kroeger, Thuesen, & Rutledge, 2002), в которых содержится информация, призванная помочь людям выбрать удовлетворяющую их профессию и добиться успеха в сложных рабочих условиях. Помимо использования в профориентации, MBTI применялся в индивидуальном консультировании, консультировании по вопросам брака и в образовательных учреждениях (Майерс, 19 лет).93; Майерс и МакКолли, 1985; Майерс и Майерс, 1980).

Другим популярным инструментом, опять же основанным на теории Юнга и сравниваемым непосредственно с MBTI, является сортировщик темперамента Кейрси. Дэвид Кирси использует простой язык, чтобы упростить понимание типов личности. Помимо интроверсии и экстраверсии, он определил восемь портретов персонажей: наставники, организаторы, наблюдатели, операторы, защитники, инженеры, консерваторы и игроки. Когда Кейрси добавляет обратно в смесь экстраверсию и интроверсию, он может еще более четко определить тип личности человека: наблюдатели становятся либо надзирателями (Э), либо инспекторами (I), игроки становятся исполнителями (Э) или композиторами (I), инженеры становятся изобретателями ( E) или дизайнеры (I) и т. д. Как и в случае с MBTI, Кейрси дает конкретные рекомендации относительно того, как человек может использовать результаты своего сортировщика темперамента для принятия решений о своем жизненном выборе (Кейрси, 19 лет).87).

Таблица 4.2: Восемь типов личности по Юнгу*
Интровертное мышление Сосредоточены на собственных внутренних мыслях и идеях, плохо общаются, могут быть очень конфликтными и набрасываются на критиков, обычно упрямы и плохо ладят с другими
Интровертное чувство Склонны к молчанию, недоступности и меланхолии, имеют глубокие эмоции, но скрывают их и кажутся холодными и сдержанными на поверхности, склонны подозрительно относиться к другим, большинство из них женщины
Интровертное восприятие Руководствуясь субъективным впечатлением от реальных объектов, часто выражая свои ощущения через художественные усилия, объективный мир может казаться выдуманным и комичным
Интроверт Интуитивный Склонен к странностям и не имеет контакта с реальностью, может быть совершенно неправильно понят даже близкими, может казаться мистическим мечтателем и провидцем с одной стороны, но просто капризным человеком с другой, может иметь видение, но не убеждать сила разума
Экстравертное мышление Стремиться к интеллектуальным выводам, основанным на объективной реальности, стремиться влиять на других, подавлять эмоции, может быть жестким и догматичным (тираническим, когда другие проникают в их сферу власти)
Экстравертное чувство Чувства гармонируют с объективными ситуациями, могут быть очень эмоциональными, избегают мыслей, когда это огорчает, большинство из них женщины
Экстравертное восприятие Погружены в реализм и ищут новых впечатлений, вся цель — конкретное наслаждение, большинство — мужчины
Экстраверт Интуитивный Всегда ищет новые возможности, может с энтузиазмом ухватиться за новую возможность и так же быстро отказаться от нее, если она не многообещающая, обладает видением, часто встречающимся среди бизнес-магнатов и политиков, но мало заботится о благополучии других

Источник таблицы: Kelland, M. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Юнг и развитие личности

Юнг считал, что «конечная цель и самое сильное желание каждого человека заключается в развитии полноты человеческого существования, называемой личностью» (Юнг, 1940). Однако он сетовал на ошибочные попытки общества воспитывать в детях их личности. Мало того, что он сомневался в способности среднего родителя или среднего учителя вести детей через развитие личности ребенка, учитывая их собственные личные ограничения, он считал ошибкой ожидать, что дети будут вести себя как молодые взрослые. Это не означает, что детство — это просто беззаботное время для детей.

Итак, если детство — критическое время, но большинство взрослых так и не взрослеют, какие надежды Юнг видит в будущем? Ответ нужно искать в середине жизни. Согласно Юнгу, средние годы жизни — это «период величайшей психологической важности» и «момент величайшего раскрытия» в жизни человека (цит. по: Jacobi & Hull, 1970). В соответствии с древней традицией ведических этапов жизни из индуистской и индийской культуры, ранние этапы жизни связаны с образованием, развитием карьеры, созданием семьи и выполнением надлежащей роли в обществе:

У человека есть две цели: Первая — цель природы, зачатие детей и все дела по защите потомства; к этому периоду относится приобретение денег и социального положения. Когда эта цель достигнута, начинается другая фаза, а именно фаза культуры. Для достижения первой цели у нас есть помощь природы и, кроме того, воспитания; но мало или совсем ничего не помогает нам в достижении последней цели… (стр. 125; Юнг, цитируется по Jacobi & Hull, 1970)

Так где искать ответы на жизнь? Очевидно, что на этот вопрос нет простого ответа, или, вернее, есть много ответов на этот вопрос. Некоторые ищут духовные ответы, такие как медитация или посвящение себя благотворительным делам. Некоторые посвящают себя своим детям и внукам, а другие занимаются садоводством, живописью или деревообработкой. Ответ для любого конкретного человека основан на индивидуальности этого человека.

Индивидуация — это процесс, посредством которого человек фактически становится «индивидуумом», отличающимся от всех других людей. Его не следует путать с эго или с сознательной психикой, поскольку оно включает в себя аспекты личного бессознательного, находящиеся под влиянием коллективного бессознательного. Юнг также описал индивидуацию как процесс, посредством которого человек становится «целостной» личностью. В какой-то степени этот процесс уводит индивида от общества, к тому, чтобы быть именно таковым, индивидуумом. Однако, имея в виду коллективное бессознательное, Юнг считал, что индивидуация ведет к более интенсивным и широким коллективным отношениям, а не к изоляции. Вот что подразумевается под целостной личностью, которая успешно интегрирует сознательную психику, или эго, с бессознательной психикой. Юнг также называет восточные подходы, такие как медитация, ошибочными в их попытках овладеть бессознательным. Целью индивидуации является целостность, целостность эго, бессознательной психики и общности (Юнг, 19).40, 1971).

Дополнительные материалы

Типы личности — Юнг и MBTI

В этом видео [13:15] описываются типологии личности Юнга и MBTI.

Источник: https://youtu.be/ID4D1kdeZNI

 

Myers Briggs (MBTI) Объяснение

В этом видео [5:59] рассказывается об истории и цели MBTI.

Источник: https://youtu.be/2ZF4OM6mrrI

Карл Юнг: Что такое процесс индивидуации?

В этом видео [11:03] исследуется один из важнейших элементов юнгианской психологии — процесс индивидуации.

Источник: https://youtu.be/ssuDqtUcKEw

Ссылки

Текст: Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Человеческий фактор в здравоохранении. (2016, 17 октября). Типы личности, часть 3 — типизация личности по Юнгу и MBTI. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/ID4D1kdeZNI. Стандартная лицензия YouTube.

Практическая психология. (2019, 30 июня). Тест Myers Briggs (MBTI) на объяснение личности. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/2ZF4OM6mrrI. Стандартная лицензия YouTube.

Академия идей. (2017, 26 октября). Карл Юнг: Что такое процесс индивидуации? [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/ssuDqtUcKEw. Стандартная лицензия YouTube.

Теория типов личности Карла Юнга объяснила

Типы личности Юнга: эта статья объясняет концепцию Типы личности Юнга , разработанные Карлом Юнгом на практике.

Смысл и бессмыслица личностных тестов, основанных на теории типов личности Юнга

В наши дни существует множество различных личностных тестов, доступных каждому. Тесты, основанные на теории типов личности доктора Карла Юнга, приобретают особую популярность среди менеджеров и руководителей.

Но почему именно личностные тесты так популярны? Что такое теория типов личности Юнга? Как вы можете использовать личностные тесты в своей компании? В этой статье мы более подробно обсудим различные аспекты личностных тестов.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Зачем использовать личностные тесты?

Все больше и больше компаний проводят личностные тесты в рамках процесса отбора. Идея состоит в том, что личностные тесты могут подтвердить истинный характер потенциального сотрудника. Во время стандартной процедуры собеседования потенциальный сотрудник может представить себя в лучшем свете и скрыть негативные характеристики.

Тест личности позволяет определить, действительно ли человек подходит для этой работы. Это также может определить, подходят ли они для компании в целом. Хорошее соответствие может снизить текучесть кадров и повысить производительность.

Юнг теория типов личности

Юнг впервые представил свою теорию личности в своей книге «Психологические типы». Он использовал четыре психологические функции: мышление и чувство (рациональные функции) и ощущение и интуицию (иррациональные функции).

Кроме того, он различает две фундаментальные жизненные установки: интроверсию и экстраверсию. Согласно Карлу Юнгу, у каждого человека есть доминирующая жизненная позиция и основная функция. Это классифицирует его или ее как определенный тип личности.

Комбинируя различные жизненные установки и функции, вы получаете 8 типов личности Юнга:

  1. Экстравертный тип мышления
  2. Интровертно мыслящий тип
  3. Экстравертный чувствующий тип
  4. Интровертный чувствующий тип
  5. Экстравертный тип ощущения
  6. Интровертный сенсорный тип
  7. Экстравертный интуитивный тип
  8. Интровертный интуитивный тип

Определения типов личности по Юнгу

Чтобы понять теорию личности, важно определить вышеупомянутые понятия так, как их задумал Карл Юнг.

Интроверт против экстраверта

Интроверты сосредотачиваются на своем собственном ментальном мире. Экстраверты больше сосредотачиваются на внешнем мире.

Мыслящий тип против чувствующего

Мыслящий тип действует на основе разума. Чувствующие типы действуют в соответствии с тем, что у них на сердце.

Ощущающий тип против интуитивного

Сенсорный тип руководствуется внешними сенсорными раздражителями, а интуитивный тип — не поддающимися определению внутренними ощущениями.

Доминирующая жизненная установка, поддерживаемая основной функцией

Как описано выше, различные жизненные установки и функции можно рассматривать как противоположности. По Юнгу, одна жизненная позиция всегда доминирует. Кроме того, есть также первичная функция, вторичные функции и низшие, менее развитые функции.

Возьмем, к примеру, интровертный тип мышления. У интровертного типа мышления доминирующая жизненная позиция — интроверсия, их основная функция — мышление. Ощущение и интуиция — второстепенные функции, а чувство — низшая, менее развитая функция.

Что Карл Юнг думал о личностных тестах?

Карл Юнг представил свою теорию личности в качестве модели для категоризации различных людей в целях психотерапии. Он никогда не планировал, что его модель станет способом навешивать ярлыки на людей. Если бы он знал, что его учение будет использоваться для определения людей на основе простых анкет, он бы не одобрил его.

Юнг упоминает противоположности в своей теории, но он не верит, что люди находятся на одной крайности спектра или на другой. Цель состоит в том, чтобы с помощью психотерапии найти гармоничный баланс между различными установками и функциями.

Типы личности Юнга: различные тесты личности

Сегодня существует множество различных тестов личности, основанных на идеях Юнга, которые легко доступны в Интернете.

Примеры личностных тестов :

  • Индикатор типа Майерс-Бриггс
  • Индикатор ролей в группе управления
  • Типовой индикатор динамики
  • Юнгианский индикатор типа
  • Обнаружение идей
  • Золотой профилировщик типов личности

У этих тестов есть и обратная сторона, поскольку идеи Юнга не предназначались для отбора сотрудников на основе их характера. Результаты часто представляют собой снимки, которые могут быть способом получить некоторое представление о личности (потенциального) сотрудника.

Однако вряд ли они научны. Эти типы тестов промахиваются, когда речь идет о цели таких личностных тестов.

Личностный тест «большой пятерки»: профессиональный и научный

Лучше всего выбирать профессиональный и научный тест при использовании личностного теста при отборе потенциальных сотрудников. Примером может служить личностный тест «Большая пятерка». В личностном тесте «Большая пятерка» для определения личности человека используются пять измерений, а именно:

  1. Экстраверсия/Интроверсия
  2. Приятность
  3. Добросовестность
  4. Эмоциональная стабильность/нейротизм
  5. Открытость опыту

Заключение по теории типов личности Юнга

Внедрение личностного теста в процедуру отбора потенциальных сотрудников может быть эффективным методом набора людей. Хорошее соответствие может снизить текучесть кадров и повысить производительность. Лучше выбрать научный тест, чем тест, основанный на теории типов личности Юнга.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Ваша очередь

Что вы думаете? Каков ваш опыт работы с юнговскими типами личности и личностными тестами? Узнаете практическое объяснение или у вас есть дополнения? Каковы ваши факторы успеха для понимания личности (потенциальных) сотрудников?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. фон Франц, М.Л. (1975). К.Г. Юнг: Его миф в наше время . Патнэм.
  2. Юнг, К.Г. (2014). Развитие личности . Рутледж.
  3. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1989). Переосмысление индикатора типа Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности . Журнал личности, 57(1), 17-40.
  4. Бойл, Г. Дж. (1995). Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI): некоторые психометрические ограничения .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts