Теория памяти гештальт: 2. Гештальттеория памяти.

Теории и законы памяти (Немов Р.С.)

Details
Просмотров: 58681
  • Предыдущая статья Формирование и развитие памяти (Немов Р.С.)
  • Следующая статья Индивидуальные различия памяти людей (Немов Р.С.)
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Краткое содержание: Основные науки, занимающиеся памятью.

Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды:

по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концеп­ция Выготского-Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты предста­вители разных наук: психологии, биологии, медицины, генети­ки, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к пробле­мам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои те­ории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют на­ши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернети­ческого исследования. Одной из первых психологических тео­рий памяти, не потерявшей своего научного значения до насто­ящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимуще­ственное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковре­менных и долговременных, более или менее устойчивых ассо­циаций по смежности, подобию, контрасту, временной и про­странственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например за­кон забывания

Г. Эббингауза, представленный в виде кривой на рис. 43, В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии та­ких слогов вдет вначале довольно быстро. Уже в течение перво­го часа забывается до 60% всей полученной информации, а че­рез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолиро­ванно, а в определенных логических, структурно-функциональ­ных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом труд­норазрешимых проблем, основной из которых явилось объяс­нение избирательности человеческой памяти. Ассоциации об­разуются на случайной основе, а память из всей поступающей и Хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объясне­ние мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Рис. 43. Кривая забывания по Г. Эббингаузу

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полез­ного для познания ее законов. В русле этой теории было установ­лено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в па­мяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти при­шла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновре­менно главным принципом, на базе которого необходимо объ­яснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, ор­ганизации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, про­ходившая красной нитью через исследования сторонников об­суждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запо­минании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в дан­ный момент времени потребностное состояние создает у чело­века определенную установку на запоминание или воспроизве­дение. Соответствующая установка оживляет в сознании инди­вида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта уста­новка контролирует ход запоминания и воспроизведения, оп­ределяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам из­бирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процес­сы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед задан­ные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости раз­вития памяти от практической деятельности человека здесь не­посредственно не ставился и не решался.

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов — би­хевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное раз­личие между ними заключалось в том, что бихевиористы под­черкивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в про­цессах научения.

Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании па­мяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознатель­ного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответст­вующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысло­вые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запо­минании и воспроизведении выдвигается смысловое содержа­ние материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий за­учиванию или воспроизведению материал в данном случае вклю­чается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислитель­ной техники и развитием программирования (языков и при­емов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных иссле­дований был накоплен богатый материал, который оказался весь­ма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный ин­терес к собственно психологическим исследованиям памяти, по­тому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать

информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использова­нием достижений кибернетики и информатики. Ведь человече­ский мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В отечественной психологии преимущественное развитие по­лучило направление в изучении памяти, связанное с общепси­хологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельно­сти, включающей систему теоретических и практических дейст­вий, подчиненных решению мнемической задачи — запомина­ния, сохранения и воспроизведения разнообразной информа­ции. Здесь внимательно исследуется состав мнемических дей­ствий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произ­вольного и непроизвольного запоминания в зависимости от ор­ганизации мнемической деятельности (

А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориен­тированных на запоминание, переработку и хранение материа­ла. Французской школой в психологии была доказана социаль­ная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависи­мость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее раз­витие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогене­тического развития памяти, особенно произвольной и непроиз­вольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хра­нение и воспроизведение материала объясняются тем, что де­лает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности меха­низмов запоминания, условия, при которых оно происходит луч­ше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, ко­торые связаны с преодолением препятствий, в том числе и са­ми эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следую­щие закономерности запоминания, установленные в исследова­ниях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

— память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всег­да сопровождаются нарушениями памяти;

— память у человека теряется и восстанавливается по одно­му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатле­ния; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспо­минания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установле­но, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекоди­рованию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечи­вают смысловую организацию материала, определяющую его за­поминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запо­минания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержа­щиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т.е. запомина­ние лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная ус­тановка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают ме­ханизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществле­ния данной деятельности. Следовательно, для того чтобы по­высить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зави­сит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально на­сыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материа­ла. В этой связи особое внимание должно обращаться на пони­мание материала и осознание смысла того, что с ним в процес­се запоминания делается.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распре­делены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторе­ний, чем на середину. По данным, полученным А. Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию вре­мени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организу­ется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Рис. 44. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механиче­ски заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные Г. Эббингаузом (— — —), другими исследователями (___ . ___) и кривая, представляющая их сумму (___)

Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реми­нисценцией. Это — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений мате­риала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение не­редко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объяс­няется тем, что со временем логические, смысловые связи, об­разующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, ста­новятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисцен­ция происходит на 2—3-й день после выучивания материала. На рис. 44 с учетом явления реминисценции показана кривая забывания Г. Эббингауза. Отметим, что реминисценция как яв­ление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала.

Некоторые иные законы памяти мы продемонстрируем на показательных опытах, обобщение результатов которых позво­ляет увидеть их в наиболее отчетливом виде.

Опыт 1. (Показывает, что при восприятии материала мы обыч­но видим намного больше, чем запоминаем и в состоянии вос­произвести. Этот опыт также доказывает, что в нашей памяти оседает гораздо больше того, что мы в состоянии осознать.)

Испытуемым примерно на 0,05 с предъявляется таблица, со­держащая 9 букв (рис. 45). После удаления таблицы из поля зре­ния испытуемых просят сообщить, сколько из представленных на ней букв они запомнили. В среднем называется обычно 4—5 букв. Затем этим же испытуемым последовательно предъявляется 9 карточек, где с помощью черных квадратиков отмечены места, на которых находились воспринимаемые буквы. Несколько таких карточек показано на рис. 46. Испытуемых при этом просят вспом­нить, какие буквы находились на тех местах, где сейчас распола­гается черный квадратик. Выясняется, что в этом случае припо­минается уже не 4—5, а намного больше букв, почти все 9.

Результат этого опыта объясняют следующим образом. К то­му времени, когда испытуемого просят вспомнить восприятие буквы, часть из них уже уходит из хранилища кратковременной памяти и находится на пути в долговременную память. Поэто­му для того чтобы вспомнить, испытуемому уже требуется не­который стимул-средство. Восстанавливаемое зрительное поле, по-видимому, и является одним из таких стимулов-средств.

Установлено, кроме того, что способность воспроизвести про­извольно указанную местоположением квадратика букву в этом опыте постепенно снижается по мере задержки появления мет­ки в зрительном поле. Если этот интервал времени превышает 0,5 с с момента предъявления карточки (сначала в опыте появ­лялась на экране карточка, а затем зажигалась соответствующая метка), то полностью восстановить в памяти остальные буквы испытуемому уже не удается.

Рис. 45. Таблица с девятью буквами, предъявленная испытуемым в опыте


Рис. 46. Карточка с квадратиками, нарисованными на местах, где раньше находились буквы (выборочно представлены только три карточки из девяти)

–––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 233-243.

  • Предыдущая статья Формирование и развитие памяти (Немов Р.С.)
  • Следующая статья Индивидуальные различия памяти людей (Немов Р.С.)

7.1.5. Теории памяти . Психология физической культуры. Учебник

Одной из первых зарубежных теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальт-теория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

Несколько десятилетий назад большие надежды разработки общей теории памяти возлагались на биохимическую теорию. Суть ее состоит в том, что в биологических структурах нервной системы происходят изменения под действием химических агентов (остаются следы), которые и определяют содержание памяти. Так, например, под воздействием внешних раздражителей происходят различные перегруппировки белковых молекул нейронов. Изменения происходят в структуре ДНК и считаются носителями видовой (генетической) информации. Изменения, протекающие в структуре РНК, считаются носителями индивидуальной памяти (онтогенетической). РНК способна к очень большому числу перегруппировок, выражающемуся числом 1015–1020 степени. Кроме того, подобное число перегруппировок происходит в одной пространственной конфигурации РНК, имеющих большой диапазон их изменений. Значит, такая молекула способна удерживать огромное количество информации.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др. ).

Основы памяти, восприятия и принципы гештальта | Тайлер Нисида

Почему важны память, восприятие и принципы гештальта и как Apple использует их для своей аудитории.

Вы когда-нибудь ссорились, ждали подходящего момента, чтобы заговорить, а потом забывали, что собирались сказать?

Прятаться от ссоры. Фото Gift Habeshaw на Unsplash

Обычно это происходит, когда я спорю со своей девушкой (она непобедима), но независимо от того, когда это происходит, это всегда расстраивает. Разочарование, которое мы чувствуем, является результатом того, что наш разум вынужден активировать память, что увеличивает когнитивную перегрузку, трудности и ошибки. Поэтому очень важно, чтобы дизайнеры имели базовое представление о человеческом разуме и системе памяти.

Понимание памяти сделает нас лучшими дизайнерами, потому что это поможет нам находить решения, которые мы можем обрабатывать проще, быстрее и счастливее.

Наша система памяти состоит из кратковременной и долговременной памяти. Эти воспоминания являются функциями восприятия и контекста.

Восприятие — это то, как мы формируем воспоминания. Мы получаем восприятие с помощью наших сенсорных систем (осязание, вкус, обоняние, слух), которые запускают нейронные паттерны в нашем мозгу. Эти нейронные паттерны реактивируются, когда мы пытаемся активировать память. Чем чаще реактивируется нейронный паттерн, тем сильнее он становится и тем легче его активировать.

Но восприятие также нуждается в контексте. Например, если вы слышите громкий шум во время прогулки в одиночестве ночью, это запускает другой нейронный паттерн, чем если вы слышите такой же громкий шум внутри с друзьями.

Первоначально считалось, что восприятие представляет собой комбинацию сенсорных раздражителей. Но в начале 20 века трое немецких психологов — Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка — обнаружили, что восприятие в раз больше , чем сумма сенсорных стимулов. Их выводы породили то, что известно как гештальт-принципов (например, близость, сходство, непрерывность, симметрия, фигура/фон, общая судьба и т. д.).

Принципы гештальта используются в дизайне по всему миру и родились из нашего понимания восприятия, которое является частью памяти.

Чтобы использовать человеческую память в наших проектах, мы должны знать нашу аудиторию.

Apple хорошо знает свою аудиторию на самом деле : большое количество последователей культовых задротов, которые никогда не дадут Windows-машине ни единого шанса. Но в нашем случае мы анализируем страницу поддержки Apple, на которой есть расстроенная аудитория.

Тебе уже не легче от этой картинки?

Долговременная память

Мы часто вспоминаем об эмоциональных вещах: первый раз, когда вы садитесь за руль автомобиля, запомнится вам лучше, чем в сотый раз.

Точно так же мы помним, как это ужасно, когда наши продукты Apple не работают. Это аудитория, которая переходит на их страницу поддержки.

Гениально, Apple использует эту картинку, чтобы «вывести вас из себя». Обратите внимание, как много места и каждому человеку помогает как минимум один сотрудник Apple.

Кратковременная память

Как дизайнеры, мы стремимся проектировать для кратковременной памяти, потому что мы не хотим, чтобы пользователи активировали свои долговременные воспоминания и увеличивали когнитивную нагрузку.

Страница поддержки Apple разработана таким образом, чтобы ее было легко использовать. Выпадающего меню нет, что ограничивает количество вариантов для выбора и предотвращает когнитивную перегрузку. Все элементы призыва к действию имеют одинаковый текст, цвет и форму. И если вы нажмете на строку поиска, появятся самые распространенные проблемы, которые ищут пользователи.

Близость

Принцип близости гласит: когда мы размещаем элементы и информацию рядом друг с другом, мы воспринимаем их как сгруппированные.

Поскольку они вместе, мы знаем, что это все ссылки на продукт или услугу.

Сходство

Принцип сходства гласит, что мы склонны группировать элементы, которые мы воспринимаем как похожие (цвет, размер, тип и т. д.)

Иконки продуктов — это все продукты одного цвета и с одинаковым дизайном пробелов.

Непрерывность

Принцип непрерывности: наше зрительное восприятие склонно воспринимать непрерывные формы, даже если это не непрерывная форма.

Шток был удален, но мы все еще воспринимаем его как стрелку (→).

Фигура/фон

Принцип фигуры/фона помогает нам создать ощущение глубины.

Сумка с покупками явно позади индикатора.

Как дизайнеры, мы должны использовать человеческую систему памяти в своих интересах. Будь то дизайн для краткосрочной или долговременной памяти, принципов гештальта или разгневанной аудитории, память играет важную роль во всех их проектах. Надеюсь, эта статья помогла вам понять, насколько важна память, и надеюсь, что я…

Злая подружка всегда побеждает. Фото Присциллы Дю През на Unsplash

… Я забыл, что собирался сказать.

Гештальт-принцип подобия улучшает визуальную рабочую память

. 2013 дек; 20 (6): 1282-9.

doi: 10.3758/s13423-013-0460-x.

Дуайт Дж. Петерсон 1 , Мэриан Э. Беррихилл

принадлежность

  • 1 Факультет психологии/296, Университет Невады, Рино, 1664 N. Virginia Street, Рино, Невада, 89557, США, [email protected].
  • PMID: 23702981
  • PMCID: PMC3806891
  • DOI: 10.3758/s13423-013-0460-х

Бесплатная статья ЧВК

Дуайт Дж. Петерсон и др. Психон Бык Преподобный. 2013 Декабрь

Бесплатная статья ЧВК

. 2013 дек; 20 (6): 1282-9.

doi: 10.3758/s13423-013-0460-x.

Авторы

Дуайт Дж. Петерсон 1 , Мэриан Э. Беррихилл

принадлежность

  • 1 Факультет психологии/296, Университет Невады, Рино, 1664 N. Virginia Street, Рино, Невада, 89557, США, [email protected].
  • PMID: 23702981
  • PMCID: PMC3806891
  • DOI: 10. 3758/s13423-013-0460-х

Абстрактный

Зрительная рабочая память (ЗВР) необходима для многих когнитивных процессов, но ее возможности заметно ограничены. Обработке визуального восприятия способствуют гештальт-принципы группировки, такие как связность, сходство и близость. Это ставит вопрос, распространяются ли эти преимущества восприятия на VWM? Если да, то может ли это быть подходом к улучшению функции VWM за счет оптимизации обработки информации? Предыдущие результаты показали, что несколько принципов гештальта (связность, общая область и пространственная близость) действительно облегчают работу VWM в задачах обнаружения изменений (Jiang, Olson, & Chun, 2000; Woodman, Vecera, & Luck, 2003; Xu, 2002, 2006). ; Сюй и Чун, 2007). Однако один распространенный гештальт-принцип, сходство, не изучался в отношении облегчения VWM. Здесь мы исследовали, приносит ли пользу VWM группировка по сходству. Эксперимент 1 установил основной вывод о том, что производительность VWM может выиграть от группировки. Эксперимент 2 воспроизвел и расширил этот вывод, показав, что сходство было эффективным только тогда, когда сходные стимулы были ближайшими. Короче говоря, выигрыш в производительности VWM, полученный от подобия, был ограничен пространственной близостью, так что похожие предметы должны быть рядом друг с другом. Таким образом, гештальт-принцип подобия приносит пользу визуальному восприятию, но он также может принести пользу и VWM.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в отношении данного исследования.

Цифры

Рисунок 1

1a: стимулы эксперимента 1 и…

Рисунок 1

1a: стимулы эксперимента 1 и последовательности заданий. 1b: стимулы и последовательность эксперимента 2…

Рисунок 1

1a: стимулы эксперимента 1 и последовательности задач. 1b: стимулы и последовательность эксперимента 2. В обоих экспериментах участники просматривали фиксационный крест, за которым следовал массив памяти, включающий одно из экспериментальных условий. После предъявления стимула наступил поддерживающий период. Наконец, один зондирующий стимул появлялся в одном из ранее представленных мест и оставался до тех пор, пока участники не решили, произошло ли изменение цвета стимула в зондируемом месте. В эксперименте 1 участникам было предложено сделать уверенное суждение по шкале типа Лайкерта (1–6) относительно своего решения. Пространственная конфигурация стимулов предназначена только для иллюстрации и не представляет фактических пространственных расстояний между элементами в массиве.

Рисунок 2

Эксперимент 1 Обнаружение изменений VWM…

Рисунок 2

Эксперимент 1 Точность обнаружения изменения VWM. По оси x показана точность на…

фигура 2

Эксперимент 1 Точность определения изменения VWM. По оси абсцисс показана точность по уровням экспериментальных факторов: размер набора и группировка. Ось Y указывает точность с точки зрения доли правильных испытаний. Столбики погрешностей представляют собой стандартную ошибку среднего значения для каждого условия.

Рисунок 3

Эксперимент 2 Обнаружение изменений VWM…

Рисунок 3

Эксперимент 2 Точность обнаружения изменения VWM. Ось X показывает четыре состояния…

Рисунок 3

Эксперимент 2 Точность определения изменения VWM. По оси x показаны четыре условия эксперимента. Ось Y указывает долю правильных испытаний. Столбики погрешностей представляют собой стандартную ошибку среднего.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Активность контралатеральной задержки отслеживает влияние принципов группировки гештальта на представления в активной зрительной рабочей памяти.

    Peterson DJ, Gözenman F, Arciniga H, Berryhill ME. Петерсон Д.Дж. и др. Atten Percept Psychophys. 2015 Октябрь;77(7):2270-83. дои: 10.3758/s13414-015-0929-й. Atten Percept Psychophys. 2015. PMID: 26018644 Бесплатная статья ЧВК.

  • Гештальт-эффекты в зрительной рабочей памяти.

    Каламала П., Садовска А., Ордзиняк В., Чудерски А. Каламала П. и др. Опыт психолог. 2017 Январь;64(1):5-13. doi: 10.1027/1618-3169/a000346. Опыт психолог. 2017. PMID: 28219257

  • Принципы организации зрительной рабочей памяти: данные последовательного отображения стимулов.

    Гао З., Гао Ц., Тан Н., Шуй Р., Шен М. Гао Зи и др. Познание. 2016 Январь; 146: 277-88. doi: 10.1016/j.cognition.2015.10.005. Epub 2015 9 ноября. Познание. 2016. PMID: 26500190

  • В какой степени принципы гештальт-группировки влияют на тактильное восприятие?

    Галлас А., Спенс С. Галлас А. и др. Психологический бык. 2011 июль; 137 (4): 538-61. doi: 10.1037/a0022335. Психологический бык. 2011. PMID: 21574680 Обзор.

  • Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон.

    Вагеманс Дж., Элдер Дж.Х., Кубови М., Палмер С.Е., Петерсон М.А., Сингх М., фон дер Хейдт Р. Вейгеманс Дж. и соавт. Психологический бык. 2012 ноябрь; 138(6):1172-217. дои: 10.1037/a0029333. Epub 2012, 30 июля. Психологический бык. 2012. PMID: 22845751 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Облегчающее действие одинаковых объектов на зрительную рабочую память.

    Рен Г., Ма Н., Лей М. Рен Г. и др. Фронт Псих. 2023 12 января; 13:1092557. дои: 10.3389/fpsyg.2022.1092557. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36710737 Бесплатная статья ЧВК.

  • Особенности сопоставления памяти искажают ансамблевое восприятие идентичности лица.

    Пан Т., Чжэн З., Ли Ф., Ван Дж. Пан Т и др. Фронт Псих. 2022 1 декабря; 13:1053358. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1053358. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36532982 Бесплатная статья ЧВК.

  • Специфика кодирования вместо онлайн-интеграции пространственных закономерностей реального мира для объектов в рабочей памяти.

    Лю С., Лю Р., Го Л., Астикайнен П., Е С. Лю С и др. Дж. Вис. 2022 1 августа; 22(9):8. дои: 10.1167/jov.22.9.8. Дж. Вис. 2022. PMID: 36040269 Бесплатная статья ЧВК.

  • Симметрия и пространственная способность улучшают обнаружение изменений в зрительно-пространственных структурах.

    He C, Rathbun Z, Buonauro D, Meyerhoff HS, Franconeri SL, Stieff M, Hegarty M.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts