2. Теория познания Дж.Локка.
Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме»
Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга «Опыта о человеческом разумении», опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, — это «чистая доска» и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием.
Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущений и рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.
Билет 7Функции философии и их краткая характеристика.
Субъективный идеализм Дж.Беркли.
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии – формирование целостной системы взглядов на мир, на человека и его место в мире.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ функция – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал.
Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция – это путь достижения идеала. В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения.
Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.
ЛОГИЧЕСКАЯ – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ– формирование системы критериев, категорий, описывающих и объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т. д.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.
4.5. Теория познания Джона Локка . Основы философии
Задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности Джон Локк (1632–1704 гг.). В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» Д. Локк обосновывает положение об опытном происхождении всяческого человеческого знания.
Локк отвергает возможность существования врожденных идей.
«Довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существования врожденных принципов, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества». Для доказательства этого положения Локк приводит примеры из своей медицинской практики, данных этнографических наблюдений. Те или иные идеи одобряются людьми не в силу своей врожденности, а в силу своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появление же и распространение этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.
«На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души».
Локк различал два вида опыта:
– внешний опыт, состоящий из совокупности определений;
– внутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.
Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе у нас возникают простые идеи, имеющие реальное (объективное) содержание, сообразное самим вещам.
Источник внутреннего опыта, или рефлексии, – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных.
При получении идей рефлексии наш ум активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального строятся другие. Вместе с тем Локк указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.
Идеи делятся на простые и сложные.
Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие– то составляющие элементы и идеи пространства, формы, покоя, движения, света.
Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственно деятельности ума.
Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:
1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею.
2. Сведение вместе двух идей, все равно – простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну.
3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.
Согласно учению Локка, существуют только единичные вещи. Общие идеи – это продукт абстрагирующей деятельности разума.
Самый достоверный род познания – интуиция. Интуитивные познания есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. На втором месте демонстративное познание. В этом роде познания соответствие или несоответствие двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно через посылки и выводы. Третий род познания – чувственное, сенситивное познание. Этот род ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания – бытие Бога, посредством сенситивного познания – существование других вещей.
Итак, Локк делит идеи на:
– идеи ощущения;
– идеи рефлексов.
А опыт на:
– опыт субъективный;
– опыт объективный.
Это деление связано также с учением о подразделении качеств объективного мира, его свойств на первичные, не зависимые от человека (плотность, протяженность, фигуру тел), и вторичные, которые не находятся в самом веществе, а связаны с органами чувств и ими порождаются (цвет, запах, вкус).
В области политики Локк развил теорию естественного права.
Неотчуждаемые права человека:
– право собственности;
– право на жизнь;
– право на свободу.
Локк выдвинул идею разделения властей на:
– законодательную, ведущую;
– исполнительную;
– судебную.
«Мысли о воспитании» Локка посвящены вопросам этики. Результатом воспитания должно быть всестороннее развитие, приспособленность человека к активной практической и политической деятельности, человек вправе владеть только тем, что для него необходимо (не вправе накапливать излишки) и что создал своим трудом.
Джон Локк (1634–1704): темы, аргументы и идеи
Моральная роль правительства
Согласно Локку, политическая власть — это естественная сила каждого человека, коллективно переданного в руки назначенного тело. Создание правительства гораздо менее важно, Локк. думает, чем этот своеобразный общественно-политический «договор». Сообщество отказывается от некоторой степени своих естественных прав в пользу правительства, который способен лучше защитить эти права, чем любой человек один. Потому что правительство существует исключительно для благополучия сообщество, любое правительство, нарушающее соглашение, может и должно быть заменены. Сообщество имеет моральное обязательство восстать против или иным образом заменить любое правительство, которое забывает, что оно существует только на благо людей. Локк считал важным тщательно изучить государственные учреждения и четко определить, какие функции легитимными и какие сферы жизни были неприемлемы для этих институтов участвовать или оказывать на них влияние. Он также считал, что определение надлежащая роль правительства позволила бы людям процветать как отдельных людей и обществ как в материальном, так и в духовном плане. Потому что Бог дал человеку способность рассуждать, свободу, которую казненное правительство предоставляет людям суммы для выполнения божественной цели человечества. Для Локка моральный порядок естественное право является постоянным и самовоспроизводящимся. правительства только факторы, способствующие этому моральному порядку.
Эмпирическая теория познания
Для Локка все знания приходят исключительно через опыт. Он утверждает, что при рождении разум представляет собой tabula rasa, или чистый лист. что люди наполняются идеями, познавая мир через пять чувств. Локк определяет знание как связь и согласие, или несогласие и отвращение идей, формируемых людьми. Из этого определения следует, что наше знание не выходит за пределы широта человеческих представлений. На самом деле это означало бы, что наши знания еще уже, чем следует из этого описания, поскольку связь между самыми простыми человеческими идеями неизвестно. Потому что идеи ограничены опытом, а мы не можем испытать всего, что существует в мире, наши знания еще больше скомпрометированы. Однако, Локк утверждает, что, хотя наши знания обязательно ограничены в Таким образом, мы все еще можем быть уверены в некоторых вещах. Например, у нас есть интуитивное и непосредственное знание о нашем собственном существовании, даже если мы не знаем метафизической сущности наших душ. У нас также есть демонстративное знание о существовании Бога, хотя наше понимание не может полностью понять, кто или что он такое. Мы познавать другие вещи через ощущения. Мы знаем, что наши идеи соответствуют к внешним реалиям, потому что разум не может изобретать такие вещи без опыта. Слепой, например, не смог бы сформировать представление о цвете. Поэтому те из нас, кто имеет зрение Мы можем сделать вывод, что, поскольку мы воспринимаем цвета, они должны существовать.
Естественная основа разума
Локк утверждает, что Бог дал нам способность рассуждать помочь нам в поисках истины. Как творения Божьи, мы знаем, что мы должны сохранить себя. Чтобы помочь нам, Бог создал в нас естественное отвращение к страданию и стремление к счастью, поэтому мы избегаем вещей которые причиняют нам боль и вместо этого ищут удовольствия. Мы можем рассуждать что, поскольку мы все в равной степени дети Божьи, Бог должен желать, чтобы все быть счастливым. Если один человек делает другого несчастным, заставляя его боль, этот человек отверг волю Божию. Поэтому каждый человек обязан защищать других людей, а также себя. Признание ответственность за сохранение прав всего человечества естественно ведет к толерантности, понятию, лежащему в основе теории Локка. вера в отделение церкви от государства. Если мы все должны прийти открыть истину с помощью разума, то ни один человек, естественно, не лучше, чем любой другой человек, способен открыть истину. По этой причине, политические лидеры не имеют права навязывать убеждения люди. Потому что все, что мы понимаем, приходит через опыт и переводится разумом, никакая внешняя сила не может заставить нас понять нечто, противоречащее нашим собственным представлениям. Локк утверждает, что если люди должны были слепо следовать за правительством, они сдались бы свой собственный разум и, таким образом, нарушая Божий закон или естественный закон.
Право на частную собственность
Право на частную собственность является краеугольным камнем теории Локка. политическая теория, заключающая в себе то, как каждый человек относится к Богу и другим мужчинам. Локк объясняет, что человек изначально существует в состоянии природы, в которой ему нужно отвечать только законам природы. В это естественное состояние, люди вольны поступать, как им заблагорассудится, пока поскольку они сохраняют мир и сохраняют человечество в целом. Потому что они имеют право на самосохранение, отсюда следует, что они право на те вещи, которые помогут им выжить и быть счастливый. Бог дал нам все материалы, которые нам нужны эти цели, но эти природные ресурсы бесполезны, пока люди не приложат свои усилия им. Например, поле бесполезно, пока оно производит пищу, и ни одно поле не будет производить пищу, пока кто-нибудь не возделывает землю. это.
Локк предполагает, что, поскольку все люди полностью владеют своим телом, любой продукт их физического труда также принадлежит им. Таким образом, когда человек работает над каким-то товаром или материалом, он становится собственником этого товара или материала. Человек, который обрабатывает землю и производит еда владеет землей и пищей, созданной его трудом. Единственный ограничение частной собственности заключается в том, что Бог хочет всех своих чтобы дети были счастливы, ни один человек не может завладеть чем-либо, если тем самым он причиняет вред другому. Он не может завладеть более чем он может использовать, например, потому что тогда он будет тратить материалы впустую которые в противном случае могли бы быть использованы другим лицом. К сожалению, мир поражен аморальными людьми, которые нарушают эти естественные законы. Объединившись в общественно-политический договор сообщества которые могут создавать и обеспечивать соблюдение законов, мужчинам гарантирована лучшая защита их собственности и других свобод.
Теория познания Локка: Джон Локк как отец британского эмпиризма
Джон Локк — основатель новой школы философии называется эмпиризмом. Он сделал это через новую интерпретацию того, как мы получаем знание. Ключевая концепция его эмпиризма состоит в том, что все, что мы знаем, мы знаем из опыта. Это было диаметрально противоположно картезианскому взгляду на то, что мы наш разум набит идеями во время нашего рождения.
Строитель новой системы
Локк построил новую систему философии. Чтобы построить его новая система Локка, поначалу, направлена на то, чтобы немного расчистить почву и убрать какую-то дрянь, которая лежит на пути к знанию. Основная дрянь, которую он удаляет мусор врожденной идеи. Бок о бок Локк также описывает как работает наш разум и сколько знаний мы можем ожидать от нашего разума.
Начало эмпиризма
С публикацией его знаменитой работы Эссе Что касается человеческого понимания , Локк основал эмпиризм в Великобритания. Согласно Локку, наше знание ограничено идеями, порожденными объекты, которые мы переживаем. И идеи принимают две формы: ощущение и отражение. Все без исключения наши идеи приходят через наши чувства и через размышления. на этих идеях наш ум становится внутренне осведомленным об этих идеях.
Прежде всего мы должны иметь представление об ощущении, а затем размышления, потому что размышление означает просто замечание умом своего собственные действия над идеями, данными через чувства. Отражение включает в себя восприятие, мышление, сомнение, убеждение, рассуждение, знание, желание и т. д. Локк настаивает на том, что разум каждого человека в начале подобен чистому листу. бумаги, лишенные всех знаков и чувств, являются единственными агентами, способными обеспечить разум с идеями.
Простые и сложные идеи
Локк делит идеи на две группы, а именно простые и сложные идеи. Источник идей – опыт. Есть два вида переживания именно внутренние и внешние. На основе этих опытов наша идеи также бывают двух видов: простые и сложные идеи.
Простота означает единую идею. Всякий раз, когда мы смотрим на объект идеи приходят нам в голову одним файлом. Хотя объект имеет несколько идей смешанные вместе, ум получает идеи этих качеств по отдельности. например, белая лилия обладает качествами белизны и сладости без каких-либо разделения, но наш ум может думать о них по отдельности, потому что каждая идея входит через другое чувство, а именно через зрение и обоняние. Но различные идеи могут проникать в наш ум посредством одного и того же чувства, как, например, оба идеи твердости и холодности входят в один и тот же смысл, а именно в Чувство обоняния. Простые идеи составляют главный источник сырья. из которого состоит наше знание. Простые идеи воспринимаются нашим пассивно. разум через наши чувства. Простые идеи возникают сначала в ощущении, а затем когда ум обращает внимание на свою собственную операцию, возникают в размышлении.
Сложные идеи возникают, когда наш разум объединяет несколько простые идеи и делает составную идею из простых идей. В отличие от простых идеи, сложные идеи не воспринимаются нашим разумом пассивно. Здесь разум активно воспринимает идеи. Ум делает три вещи, такие как ум объединяет идеи, объединяет их, но разделяет и абстрагирует. Таким образом разум соединяет идеи белизны, твердости и сладости, чтобы сформировать сложная идея куска сахара.
Первичные и вторичные качества
Чтобы еще подробнее описать, как мы получаем наши идеи Локк обратил внимание на проблему как идеи связаны с объектами, которые их производят. Для того, чтобы объяснить, как мы получаем наши идеи, Локк говорит, что объекты обладают качествами, и он определяет качество как способность порождать идею в нашем уме. Локк различает два вида качеств, а именно первичные и вторичные качества.
Первичные качества – это те качества, которые действительно существуют в самих телах. Первичные качества напоминают именно те качества которые нераздельно принадлежат объекту. Снежный ком, например, оглядывается и круглая, кажется движущейся и движется.Эти качества первичны потому что они действительно существуют в снежном коме объекта. Первичные качества относятся к прочности, движения или числа.
Второстепенные качества — это те качества, которые не имеют точного аналог в объекте. У нас возникает представление о холоде, когда мы прикасаемся к снежку. и представление о белом, когда мы его видим, но в нем нет ни белизны, ни холодности. это. Вторичные качества, такие как цвета, вкусы, звуки, запахи, тепло и т. запахи не принадлежат телам и не составляют их, кроме как как силы, производящие эти идеи в нас. Этим разграничением Локк хотел провести различие между внешний вид и реальность.
Вещество
Обсуждение вещества является важной частью Локка. теория познания. Он подходил к проблемам с точки зрения здравого смысла. вид. По его словам, если есть качества, то должно быть и то, что обладает этими качествами. Если, например, мы спросим, что имеет форму и цвет, мы ответьте на что-нибудь твердое и развернутое. Прочность и протяженность являются основными качествами, а если мы спросим, в чем они существуют, Локк ответит субстанцией. В Суть философии Локка — абстрактная идея, и он сам не мог дать удовлетворительное определение вещества.
Степени познания
Расширенность и обоснованность нашей идеи зависят от отношение наших идей друг к другу. Локк определяет знание как не что иное, как чем восприятие связи согласия или несогласия или неприязнь к любым нашим идеям. Существуют три режима восприятия, а именно интуитивный, демонстративный и чувствительный, и каждый из них ведет нас к разным степень познания реальности.
Интуитивное знание является наиболее фундаментальный и определенный. Он не оставляет места сомнениям, колебаниям и экспертиза. Ум воспринимает согласие и несогласие двух идей сразу сами по себе без вмешательства какой-либо другой идеи. Мы знаем что круг не квадрат или что 6 не 8, потому что мы можем воспринимать противопоставление этих идей друг другу. Из интуитивного знания мы знаем, что мы выходим. Опыт убеждает нас, что мы обладаем интуитивным знанием существование.
Происходит демонстративное знание когда наши умы воспринимают согласие и несогласие идей, не сразу, но через другие опосредующие идеи. Мы достигаем этого знания через исследование, рассуждение, допрос и расследование. Каждый шаг в демонстрации опирается на интуитивную уверенность. Этот тип знания приводит наш ум к выход из реальности. Благодаря интуитивной уверенности человек знает, что из ничего ничего нельзя создать. Поскольку на самом деле вокруг нас существуют вещи, которые начинаются и исчезают во времени, это очевидная демонстрация того, что от вечности что-то было. И Локк называет это вечное бытие наиболее знающий и самый могущественный, как Бог.