Психосоциальная концепция развития личности (э. Эриксон)
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувств устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Разрабoтанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать ил не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.
Первая стадия — младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем — различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на это этапе.
Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом — формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.Вторая стадия — раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокры штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение стане благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.
Третья стадия — детство (по терминологии Эриксона — возраст игры; 3 — 6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность; он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. Игра очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности — волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивости, неуверенности, чувства вины.
Четвёртая стадия — младший школьный возраст (6 — 11 лет). Ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребёнка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.
Пятая стадия — подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет) На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.
На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаёт целостную форму эго-идентичности, находит своё «Я», признание себя со стороны окружающих.
В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое «Я» , не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать, на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих.Шестая стадия — молодость (от 20 до 25 — 30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество.
Седьмая, центральная стадия — взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).
В зрелые годы выделяются два кризисных периода.
Кризис ЗЗ — 35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т. п.
Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40 — 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. О уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.
Кризис 45 — 55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.
Завершающий период зрелости длится с 55 до 60 — 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.
Восьмая стадия (после 60 — 65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
1. Социум для ребенка не антагонистичен.
2. Личность развивается от рождения до смерти.
3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
5. В развитии человека восемь стадий.
6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и
нет.
7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,
антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и
утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями
сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.
Личность развивается от рождения до смерти
Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось
только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика
Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или
иных вершин, а «согласие с самим собой».
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и
следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии.
Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на
развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться
и по типу сот, и по типу короны.
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного
врожденного плана, определяющего основные стадии развития.
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий
развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение
которого приводит к переходу на новый этап:1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и
неадекватностью;
4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт
между творчеством и комплексом неполноценности;
5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и
одиночеством;
7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и
застоя;
8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель,
уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел
человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной
обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно
пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и
развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что
происходит в стихийном развитии личности, включая элемены личностной деградации. И
если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с
пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось —
либо не случалось. Либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление
к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни
более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу
становиться личным кочуем.
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как
минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются
альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может
оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и
расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное
разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или
сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования,
препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?
Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств
достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора
использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые
проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно,
клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этомосновании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство
нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более
того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими
необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но
одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся
личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения,
которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же
самый».
Теория развития личности Эрика Эриксона среди
других подходов
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих
или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и
отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика
Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не
специалистов по развитию личности
Эпигенетическая теория развития
личности Э.Эриксона
Автор — Марина Смирнова
Введение
Развитие личности – тема, интересующая и психолога как исследователя человеческой
жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как, чем
определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А
после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?
Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности
Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей
жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.
Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был
вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему
тем психотерапевтической работы.
Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены
увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы
актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовойявляется тема «Не знаю, что мы хочется». В то время, как работал и творил Эрик Эриксон
(это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь
социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли
направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э.Эриксон назвал темой
эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.
Но как?
Тема эго-идентичности и психоанализ
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,
антагонистические друг другу начала. Фрейд представляет отношения «ребенок —
общество» как антагонистические, враждебные, история которых — трагическое
противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира
взрослых. Супер-Эго – это представитель требований социума, а собственно Я ребенка –
это изначально асоциальные влечения: биологические потребности выживания,
сексуальные влечения и влечение к смерти. Как же тогда ему, психоаналитику, отвечать
на вопрос клиента, которые спрашивает «Кто я?», имея в виду то, что в нем есть помимо
внедренного в него социума? «Твое истинное я – это либидо и влечение к смерти? Твой
настоящий путь – лишь вечный конфликт с социумом, и только?»
Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации
Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения
сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать
ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в
личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют
общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер,
когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и
обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и
открывают человеку новые возможности.
Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон
поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка.
Основные положения теории Эрика Эриксона
Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три
новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:
1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной,
анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность
влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и
психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает
основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается
на весь жизненный цикл.
3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные
принимать положительные и отрицательные значения.
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
1. Доверие и недовериеПервая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психо-
анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон,
развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого
служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и
к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец,
который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который
никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым
играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа
отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает
любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность
по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в
другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не
решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей
стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу
с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь
учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он мо-
жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в
младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на
последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье
создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Модель развития личности по Эриксону является важной и высоко ценимой концепцией. Жизнь — серия уроков и испытаний, которые помогают человеку расти. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона помогает понять почему.
Содержание
- Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
- Доверие и недоверие
- Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
- Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)
- Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
- Идентификация личности и путаница ролей
- Близость и одиночество
- Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)
- Цельность и безнадежность
- Что такое интеграция эго?
- Эго-идентичность
- Эпигенез
- Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
- Фрейд и Эриксон: теоретические различия
- Заключение
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
стадии развития личностиКаждая фаза формирования стадии развития личности (по Эриксону) подразумевает, что человек будет испытывать кризис, который повлечет за собой положительный или отрицательный результат. Эти кризисы имеют психосоциальную природу, потому что они связаны с психологическими потребностями индивида, противоречащими общественным потребностям.
Согласно теории, благополучное завершение каждой стадии приводит к формированию здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.
Доверие и недоверие
В течение первого года жизни основной упор делается на воспитательные способности матери и отца, особенно в плане визуального контакта и осязания. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем будут заботиться и общаться с ним. Если ребенок не испытывает доверия, у него могут развиться такие качества, как незащищенность, бесполезность и общее недоверие к миру.
Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
Второй этап происходит от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе ребенок развивается физически, становится более мобильным и обнаруживает, что у него много навыков и способностей, таких как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее осознание независимости и самостоятельности ребенка.
Эриксон утверждает, что необходимо, чтобы родители позволили детям изучить свои собственные границы в благоприятной среде, терпимой к неудачам. Т. о., родители должны поощрять малютку становиться более независимым и в то же время защищать ребенка, чтобы он не испытывал постоянных неудач.
Требуется тонкий баланс от родителей. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если дитя не справляется с какой-либо задачей, они не должны критиковать его за неудачи (особенно при приучении к туалету). Целью должен быть самоконтроль без потери самооценки. Успех на этом этапе приведет к приобретению такой добродетели, как воля.
Если дети подвергаются критике, чрезмерному контролю или не имеют возможности заявить о себе, они становятся чрезмерно зависимыми от других, испытывают чувство стыда или сомнения в своих силах, им сложно найти себя в мире.
Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)
Эриксон считает, что третий психосоциальный кризис происходит во время «игрового возраста», или в дошкольные годы (примерно от 3,5 до 6 лет). Во время этой фазы формирования счастливый ребенок учится:
- представлять, расширять свои навыки посредством всевозможных активных игр, в том числе фантазий;
- сотрудничать с другими;
- руководить другими.
«Обездвиженный» чувством вины ребенок боится общаться с другими, продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.
При достижении баланса индивидуальной инициативы с готовностью работать с другими возникает такое качество эго, как целеустремленность.
Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
Четвертый психосоциальный кризис по Эриксону, в котором участвуют такие качества, как умелость и неполноценность, происходит в промежутке от 6 до 12 лет.
Благодаря социальному взаимодействию, дети начинают развивать чувство гордости за свои достижения и способности. Дети, которых поощряют и одобряют родители и учителя, приобретают чувство компетентности и веры в свои навыки. Те дети, которые не получают поддержку от родителей, учителей или сверстников, будут сомневаться в своих способностях к успеху.
Благополучное нахождение баланса на этой стадии психосоциального развития приводит к такому навыку, как компетентность, благодаря которому дети учатся справляться с поставленными перед ними задачами.
Идентификация личности и путаница ролей
Идентификация личностиВ подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи и т. д. Человек хочет принадлежать к обществу и вписываться в него.
Пятая психосоциальная стадия приходится на бурные подростковые годы (12-18 лет). Этот этап играет важную роль в развитии чувства индивидуальности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие до конца жизни человека.
Те, кто получают необходимую поддержку, выйдут из этой стадии с чувством независимости и самоконтроля. Те, кто не уверен в своих убеждениях, будут ощущать себя неуверенно и растерянно в отношении себя и своего будущего.
Когда психологи рассуждают об идентичности, они имеют в виду убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Верность является следствием благополучного завершения этой стадии. Эриксон дал характеристику верности как способности жить по стандартам и ожиданиям общества.
Близость и одиночество
Это шестая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап охватывает период ранней взрослой жизни (от 18 до 40 лет). В течение этого периода главный конфликт сосредотачивается на формировании близких, любящих отношений с другими людьми.
В этот период человек начинает более тесно делиться с другими. Люди исследуют отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме членов семьи.
Счастливые отношения и чувство приверженности, безопасности и заботы являются благополучным завершением этой стадии. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и депрессии. Успех на этом этапе приведет к такой добродетели, как любовь.
Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)
В зрелом возрасте (от 40 до 65 лет) человек продолжает строить свою жизнь, ориентируясь на собственную карьеру и семью.
Те, кто добился успеха на этой стадии, ощущают, что вносят свой вклад в мир, проявляя активность в своем доме и обществе. Те, кто не в состоянии добиться этого навыка, будут чувствовать себя непродуктивными и не вовлеченными в мир.
Забота — добродетель, достигнутая, когда этот этап благополучно пройден. Гордость своими достижениями, наблюдение за тем, как дети становятся взрослыми, и развитие чувства единства с вашим спутником жизни — важные достижения этого этапа.
Цельность и безнадежность
Последняя психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и направлена на размышления о жизни.
На этом этапе развития люди оглядываются назад на события своего прошлого и определяют, довольны ли они той жизнью, которой жили, или сожалеют о том, что сделали или не сделали.
Те, кто потерпел неудачу на этом этапе, почувствуют, что их жизнь была потрачена впустую, и будут испытывать множество сожалений. Человек останется с чувствами горечи и отчаяния.
Те, кто гордятся своими достижениями, будут чувствовать себя целостно и гармонично. Благополучно завершить этот этап означает оглянуться назад с небольшим сожалением и общим чувством удовлетворения. Эти люди достигнут мудрости.
Что такое интеграция эго?
Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.
Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.
Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.
Эго-идентичность
Эго-идентичностьЭриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей.
Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.
Эпигенез
Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена. Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий.
Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
Эрик ЭриксонТеория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.
Фрейд и Эриксон: теоретические различия
различие теорий Фрейда и ЭриксонаЭриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.
В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.
Заключение
Анна и Зигмунд ФрейдыЭриксон был фрейдистом, принимавшим основную теорию и концепции Зигмунда и Анны Фрейд. Тем не менее он был также антропологом, и поэтому был обеспокоен влиянием общества и культуры на развитие человека. В результате его эпигенетическая теория развития личности была воспринята как фрейдистами, так и не фрейдистами.
8 психосоциальных кризисов являются правдоподобным и проницательным описанием развития личности. А тот факт, что Эриксон был прекрасным писателем, способствовал росту интереса к его идеям.
Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls
Определение/Введение
Стадии психосоциального развития Эриксона — это теория, представленная в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни. Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое. [2][3]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Функция
Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.
Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.
Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно полезно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. Нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями на каждом этапе, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]
Компоненты
Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.
Этапы детства
Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия
Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость
Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия
Пример: Безопасная среда, обеспеченная опекуном, с регулярным доступом к любви и еде
Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения
- 9003 1
Сопутствующая фрейдистская стадия: анальная стадия
Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду
Добродетель : Воля, Недоразвитие: Принуждение
Стадия 3 – Игровой возрастной период: Инициатива vs. Вина
Добродетель: Цель, Порок развития: Заторможенность
Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия
Пример: Опекун поощряет, поддерживает и направляет собственные инициативы и интересы ребенка
Стадия 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность
Добродетель: компетентность, недоразвитие: инерция (пассивность)
Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия
Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения
Этап подросткового возраста
Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности
Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие найти себя
Стадии взрослой жизни
Стадия 6 – период взросления: близость или изоляция
Добродетель: любовь, неправильное развитие: дистанцирование
Стадия 7 – Период взросления: Генерация против застоя/погружения в себя
Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие
Пример: взаимодействие со следующим поколением посредством воспитания, коучинга или обучения
Стадия 8 – Старость: целостность или отчаяние
Добродетель: Мудрость, Недоразвитие: Пренебрежение 0005
Эрик добавил девятый этап Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.
Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может изначально указывать на то, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий.[7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия. Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.
Клиническое значение
Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования возникли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:
Изучение стадий Эриксона служит основой лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.
Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]
Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона.[3]
Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.
Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних организаций.
Ссылки
- 1.
Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]
- 2.
Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]
- 3.
Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]
- 4.
Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]
- 5.
Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]
- 6.
Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28905275]
- 7.
Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]
- 8.
Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]
- 9.
Darling-Fisher CS. Применение модифицированного Эриксоновского опросника психосоциальных стадий: обзор за 25 лет. Уэст Дж. Нурс Рез. 2019Март; 41 (3): 431-458. [PubMed: 29676219]
- 10.
Розенталь Д.А., Герни Р.М., Мур С.М. От доверия к близости: новый перечень для изучения эриксоновских стадий психосоциального развития. J Молодежь Подросток. 1981 г., декабрь; 10 (6): 525-37. [PubMed: 24310543]
- 11.
Осборн Дж.В. Комментарий о выходе на пенсию, личности и модели стадии развития Эриксона. Может J Старение. 2009 дек.; 28(4):295-301. [PubMed: 19925695]
- 12.
Мэлоун Дж. К., Лю С. Р., Вайлант Г. Э., Ренц Д. М., Уолдингер Р. Дж. Эриксоновское психосоциальное развитие среднего возраста: создание условий для когнитивного и эмоционального здоровья в пожилом возрасте. Дев Психология. 2016 март; 52(3):496-508. [Бесплатная статья PMC: PMC5398200]. 62
Стадия 1: Доверие или недоверие Если потребности младенца встречены, они разовьют чувство доверия к миру. Если их не встретить, они почувствуют недоверие. Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения Если потребности удовлетворены, у них разовьется чувство независимости. Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что может делать что-то самостоятельно. Стадия 3: Инициатива или чувство вины Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует, что мир заслуживает доверия, и будет исследовать свои собственные способности. Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что мир — безопасное место, и не будет пытаться выполнять задания или решать проблемы самостоятельно. Стадия 4: трудолюбие против неполноценности Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует удовлетворение. Если потребности не удовлетворяются, ребенку будет трудно развить уверенность в себе, и он будет чувствовать, что он не такой адекватный, как другие дети. Стадия 5: Идентичность или путаница Если потребности удовлетворены, у подростка разовьется сильное чувство собственного достоинства. Если потребности не удовлетворяются, подростку будет сложно сформировать личность. Стадия 6: Близость или изоляция Если потребности будут удовлетворены, молодой взрослый сформирует прочные связи с другими. Если потребности не удовлетворяются, молодой человек становится одиноким и изолированным. Стадия 7: Созидание против стагнации Если потребности удовлетворены, взрослый будет чувствовать себя компетентным и что он вносит значимый вклад в мир. Если потребности не удовлетворяются, взрослый застрянет в состоянии застоя. Стадия 8: Целостность против отчаяния Если потребности удовлетворены, зрелый взрослый человек доволен тем, как прошла его жизнь. Если потребности не удовлетворены, зрелый взрослый человек почувствует, что жизнь пошла не так, как должно, и почувствует сожаление. По мере того, как мы растем и сталкиваемся с новыми проблемами и обстоятельствами от младенчества до взрослой жизни, наша личность проходит восемь определенных этапов, предполагает теория доктора Эриксона. На эти этапы человеческого развития влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей нашей жизни. Теория гласит, что на каждом этапе есть кризис, с которым мы сталкиваемся, который, в свою очередь, влияет на нашу личность.
«Работы Эриксона сыграли фундаментальную роль в формировании более широкой области психологии развития», — говорит Онни Роджерс, доктор философии, доцент кафедры психологии Северо-Западного университета в Чикаго. Доктор Эриксон, который учился у австрийского невролога Зигмунда Фрейда, «использовал всеобъемлющую идею Фрейда, но полагал, что не внутреннее биологическое сексуальное влечение определяет этапы развития, а на самом деле это напряженность и кризисы в обществе», — объясняет она.
Вот восемь стадий развития Эриксона, согласно книге Стадии психосоциального развития Эриксона tippy-popover-container-bg-white’ }»> [1] Стадии психосоциального развития Эриксона. StatPearls. Проверено 12.04.22. .
Стадия 1: Доверие против недоверия
Первая стадия Эриксоновской теории психосоциального развития начинается в младенчестве. «Младенцы нуждаются в защите и поддержке взрослых, иначе они не выживут», — говорит Фрэнк Уоррелл, доктор философии, президент Американской психологической ассоциации и директор психологической программы Калифорнийского университета в Беркли. «Стадия доверия и недоверия связана с тем, что младенец чувствует, что его потребности будут удовлетворены», — объясняет он.
Например, если младенец голоден, будет ли он накормлен? Если их подгузник испачкан, кто-нибудь изменит его? Если им грустно, будут ли они утешены? По словам Уоррелла, это закладывает в сознании младенца семя того, заслуживает ли мир доверия.
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения
Согласно теории, вторая стадия возникает в раннем детстве, когда ребенок начинает брать на себя ответственность. «Это возраст, когда дети видят, могут ли они что-то делать сами», — говорит Уоррелл.
Обычно здесь начинаются такие задачи обучения, как приучение к горшку и другие навыки, которые прививают личную ответственность. Предоставление детям возможности делать выбор и получать контроль может помочь им развить чувство автономии и уверенности, тогда как стыд за свои ошибки может привести к неуверенности в себе.
Найдите время для себя, в терапии
Больше не нужно ждать дни, недели или даже месяцы, чтобы найти терапевта. Зарегистрируйтесь в BetterHelp, и вы сможете подобраться к терапевту в течение 48 часов.
Начните со скидкой 20 %
Стадия 3: Инициатива vs. Вина
Дети вступают в третью стадию, когда поступают в дошкольные учреждения. «Это первый раз, когда ребенок покидает структуру своего дома», — говорит Уоррелл. «Они могут общаться и исследовать», взаимодействуя со своими сверстниками. Убеждение, стоящее за этой стадией, состоит в том, что успешные дети могут приблизиться к другим и подружиться с ними, в то время как у тех, кто терпит неудачу, может развиться отсутствие инициативы и чувство вины.
Результаты предыдущего этапа также имеют значение. Ребенок, у которого развилось чувство самостоятельности, может чувствовать себя уверенно, заводя друзей и пробуя что-то новое в дошкольном учреждении. Если они попытаются выполнить задание и потерпят неудачу, они попытаются снова. Но ребенок, который вступает в эту стадию со стыдом и сомнениями, может испытывать трудности с тем, чтобы делать что-то самостоятельно. Они могут бесцельно бродить по классу или избегать игр с другими.
Старайтесь поддерживать исследования и поощряйте детей выполнять задания, например завязывать шнурки, самостоятельно на этом этапе, — говорит Уоррелл.
Стадия 4: трудолюбие против неполноценности
На этой стадии в теории психосоциального развития Эриксона дети находятся в возрасте начальной школы. «Индустрия — это идея приобретения навыков и компетенций, которые ценятся в вашей культуре», — объясняет Роджерс. Например, если вы учитесь в первом классе, навыки могут быть связаны с тем, умеете ли вы считать или читать. «Если вы не можете делать то, что от вас ожидают, или чувствуете, что не оправдываете эти ожидания, это приводит к чувству неполноценности», — говорит она.
С другой стороны, если ребенок проявляет сильное чувство инициативы и поощряется взрослыми и сверстниками, он будет чувствовать себя более уверенно в социальных ситуациях. Это также этап, на котором дети начинают сравнивать себя с другими, объясняет Роджерс. «Они думают о том, кто самый быстрый или самый умный. Они начинают осознавать, хуже ли они других». По этой причине важно, чтобы дети чувствовали себя состоявшимися и успешными. (Так что да, у этих ленточек за участие есть причина.)
На этом этапе дети также часто начинают замечать сообщения, которые им подают через средства массовой информации, включая книги, телевидение и фильмы, говорят оба эксперта. «Они замечают, кого прославляют и кого ценят», — объясняет Роджерс. Вот почему для них важно иметь доступ к СМИ, отражающим успешных людей, которые похожи на них и ценятся в мире.
Стадия 5: Идентичность против замешательства
Кризис идентичности против замешательства происходит в подростковом возрасте. Этот этап включает в себя расовое происхождение, сексуальные предпочтения и то, что они могут захотеть делать в будущем, говорит Уоррелл. «Особенно, если кто-то из меньшинств, живущих в США, их самоощущение будет связано с сообщениями, которые дает им общество», — говорит он.
Эксперты говорят, что подростку с сильным чувством идентичности будет легче ответить на этот вопрос. Но подросток, находящийся на стороне кризиса, будет бороться с пониманием того, какое место он занимает в мире, в группах друзей и, возможно, в своей карьере.
Стадия 6: Близость против изоляции
Шестая стадия происходит в юношеском возрасте и основана на идее о том, что лучшее чувство идентичности облегчает понимание того, что они ищут в других отношениях. «Этот этап связан не только с романтическими отношениями, но и с формированием прочных связей с другими», — говорит Уоррелл.
Успех на этом этапе приводит к сильным навыкам построения отношений, в то время как эксперты предполагают, что люди без сильного самоощущения могут испытывать замешательство по поводу своей идентичности, им будет трудно установить прочные связи с другими, и они с большей вероятностью будут одинокими и изолированными. .
Откройте для себя свою личность за считанные минуты
Тест «Лаборатория личности» предоставляет вам подробную и уникальную информацию, которая поможет вам планировать свою жизнь и работать более успешно.
Начать тест
Стадия 7: Гениальность против стагнации
Стадия 7 происходит во взрослом возрасте. Этот этап связан с ощущением компетентности и внесения вклада в мир. По словам Роджерса, для некоторых чувство продуктивности связано с рождением детей. Для других это может быть наставничество, волонтерство или пожертвование. «Вы берете свой жизненный опыт и теперь платите за него вперед», — объясняет она.
Поскольку взрослым необходимо создавать или взращивать что-то, чтобы пережить их, согласно теории доктора Эриксона, те, кто все еще поглощен выяснением того, кто они есть, могут не искать этих возможностей, чтобы отдать, и стать застойными.
Стадия 8: Целостность против отчаяния
Заключительный этап Эриксоновской теории стадий психосоциального развития целостности против отчаяния происходит в пожилом возрасте. Это момент, когда люди оглядываются на свою жизнь и решают, довольны ли они тем, что они внесли в мир, или сожалеют о вещах, которые они оставили недосказанными или сделанными.
С точки зрения честности вы чувствуете себя довольным, говорит Роджерс. Жизнь, возможно, не всегда шла по плану, но вы видели, как кусочки складывались воедино и создавали нечто особенное. Но со стороны отчаяния «это ощущение, что жизнь не сложилась», — добавляет Роджерс, отмечая, что это чувство часто связано с чувством гнева и горечи.
Уоррелл добавляет, что на данном этапе важны не сами достижения как таковые. «[Профессор] может испытывать чувство честности, потому что он десятилетиями обучал студентов или устраивал им собеседования при приеме на работу. Водитель такси также может испытывать чувство целостности.