Теория развития личности эрика эриксона: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Содержание

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Истоки теории личности Эриксона

На становление теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона большое влияние оказали труды по психоанализу. Ученый принимал структуру личности, разработанную 3. Фрейдом, создав психоаналитическую концепцию отношений «Я» и общества. Особенное внимание он обращал на значение «Я», которое может являться ведущим в развитии личности. Эриксон полагал, что основы человеческого «Я» заложены в социальных особенностях организации общества.

К этому выводу он пришел путем наблюдений за особыми типами личностных изменений, которые происходили с людьми в Америке после войны. Люди становились в то время более тревожными, жесткими, апатичными, смятенными. После принятия идеи неосознанной мотивации, ученый большое внимание в своих исследованиях стал уделять процессу социализации.

Особенности эпигенетической теории Эриксона

Работы Эриксона ознаменовали начало нового метода исследования психики — психоисторического. Он представлял собой использование психоанализа к исследованию развития личности при учете исторического периода, в котором живет человек. Посредством данного метода Эриксон анализирует биографии М. Лютера, М. Ганди, Б. Шоу, Т. Джефферсона и др. Также он подверг исследованию истории жизни современников, включая детей и взрослых. Психоисторический метод потребовал одинакового внимания как к психологии индивида, так и к характеристикам общества, в котором живет человек.

Основную задачу Эриксон ставил в разработку новой психоисторической теории развития личности, которая учитывает конкретную культурную среду.

Ученый провел полевые этнографические исследования, касающиеся воспитания детей в 2 индейских племенах. Он подверг сравнению их с воспитанием детей в городах США, обнаружив, что для каждой культуры характерен особенный стиль материнства. Такой стиль каждая мать воспринимает в качестве единственно правильного, но стиль в любом случае определялся тем, что именно ожидала от ребенка в будущем социальная группа, к которой он принадлежит, включая племя, класс или касту.

Для каждого полового этапа развития характерны собственные, присущие именно этому обществу ожидания. Их индивиды могут оправдать или не оправдать, либо включаясь в общество, либо отвергаясь им. Подобные соображения Э. Эриксона становятся основной двух важнейших понятий его концепции, которая представляла собой групповую идентичность и эго-идентичность.

Групповая идентичность в основании имеет положение, что мама с первого дня жизни ориентирует воспитание ребенка на включение его в определенную социальную группу, включая формирование характерного для этой группы мироощущения.

Формирование эго-идентичности происходит параллельно с групповой, создавая у субъекта чувство устойчивости и непрерывности собственного «Я», вне зависимости от изменений, происходящих с людьми в процессе его роста и развития.

Стадии жизненного пути личности

Э. Эриксон определил стадии жизненного пути личности. Для каждой из них характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом, которое также формирует содержание развития на различных этапах жизненного цикла. Тем не менее, решение задач, в соответствии с воззрениями Эриксона, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития человека, включая общую духовную атмосферу общества, в котором он живет.

В табл. 1 рассмотрены этапы жизненного пути личности, разработанные Э. Эриксоном.

Таблица 1. Этапы жизненного пути личности Э. Эриксона

Старость

Интеграция

 

разочарование в жизни

Зрелость

Творчество

 

застой

Молодость

Интимность

 

изоляция

Подростковый возраст

Идентичность

(латентный этап)

диффузия

 

идентичности

Школьники

Достижение

(латентный этап)

неполноценность

Игровой возраст

Инициативность

(фаллический этап)

вина

Ранний возраст

Автономия

(анальный этап)

стыд, сомнение

Младенчество

Доверие

(оральный этап)

отсутствие доверия

Что касается кризиса развития, то для него характерны все форм идентичности.

Э. Эриксон считал, что основной кризис идентичности происходит в юношеском возрасте. Если процессы развития происходят удачно, то обретается «взрослая идентичность», а при возникновении трудностей развития отмечается задержка формирования идентичности.

Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием «психосоциальным мораторием». Его можно считать временем, когда молодые люди через пробы и ошибки стремятся определить собственное место в жизни. Бурность протекания этого кризиса зависит от того, насколько удачно разрешились предыдущие кризисы (доверие, независимость, активность и др.) и от духовной атмосферы в обществе. В случае, если кризис на ранних фазах не был успешно преодолен, отмечается задержка формирования идентичности.

Э. Эриксоном было введено понятие ритуализации, которая в поведении означает построенное на соглашении взаимодействие нескольких людей. Оно может возобновляться через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуалы взаимного узнавания, приветствие, критика и др.

). Ритуал при однократном возникновении способен последовательно включаться в систему, которая проявляется на более высоких уровнях и становится частью последующих стадий.

Эпигенетическая теория Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. В соответствии с ней для всего, что растет, характерен общий план. Исходя из него происходит развитие отдельных элементов, при этом каждый из них имеет максимально благоприятный период для развития.

Это происходит до тех пор, пока все элементы в своем развитии не создадут функциональное целое.

Эриксон полагал, что последовательность этапов является результатом биологического созревания, при этом содержание развития можно определить тем, что ожидает общество от индивида. Ученый признавал, что его периодизация не должна рассматриваться в качестве теории личности. Ее можно считать лишь ключом к построению подобной теории.

Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности показывает, как на протяжении всей жизни, начиная с самого младенчества, человек переживает возрастные кризисы, и как происходит его дальнейшее развитие, что во многом определяется тем, как были пережиты и разрешены задачи каждого кризисного жизненного периода.

Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон – американский психоаналитик, который посвятил множество своих трудов изучению личности и ее анализу, он является одним из родоначальников «Эго-психологии». Эрик Эриксон был последователем Зигмунда Фрейда, а его дочь, Анна Фрейд оказала значительное влияние на его становление, как психоаналитика, который в данном направлении добился больших успехов.

При исследовании личности и написании своих работ, Эриксон обращался к анализу особенностей таких знаменитых персон, как: Мартин Лютер, Бернард Шоу, Томас Джефферсон, Максим Горький, Махатма Ганди.

Одним из наиболее значимых его трудов по праву можно считать теорию взаимоотношений «Я» и общества. Психоаналитик изложил концепцию о периодизации развития личности в своей книге «Детство и общество». Рассматриваемая теория Эриксона имеет несколько названий. Она именуется эпигенетической, поскольку в ней разъясняется то, каким образом происходит развитие личности в эпигенезе. Явление же эпигенеза представляет собой развитие, происходящее вследствие появления новообразований и дифференциации частей целого.

Также, данная теория называется теорией психосоциального развития, вследствие того, что она отражает значимость социального окружения и взаимодействия на каждой стадии развития личности.

Эриксон считал, что становление личности – это не что иное, как результат биологического созревания, вместе с тем, он акцентирует внимание на том, какое значение оказывает общество на данный процесс.

В данной статье будет подробно рассмотрена эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона, раскрыта ее сущность, а также охарактеризована каждая стадия жизненного пути человека и соответствующий этап развития его личности.

Главная мысль эпигенетической теории

Эпигенетическая теория Эриксона предполагает изучение не только объекта исследования, но и общества, а также культуры, в условиях которых он пребывает. Ярким исследованием в рамках концепции Эриксона можно назвать его эксперимент, в ходе которого, психоаналитик проводил анализ различий между детьми, один из которых воспитывался на территории индийской общности (племенной), а другой – в городе Соединённых Штатов Америки.

Также было принято решение исследовать семью каждого из детей, так, стало очевидным, что на каждого ребенка значительное воздействие оказывает его мать. Обладая определенными характерными чертами и особенностями, она проецирует их на своего ребенка, что отражается в форме разных последствий, в том числе накладывается отпечаток на сам процесс развития. Для каждой матери её модель воспитания является единственной верной, и эта модель, через взаимодействие трансформируется в определенную семейную атмосферу, в рамках которой проживает семья.

На основе своей теории, психоаналитик выделил восемь стадий развития. Эриксон считал, что становление личности – это не что иное, как результат биологического созревания, вместе с тем, он акцентирует внимание на том, какое значение оказывает общество на данный процесс.

Эрик Эриксон полагал, что социальные связи играют ключевую роль в развитии личности. Психоаналитик считал, что для каждого этапа развития личности характерна определенная модель поведения, и на протяжении жизни человек, в той или иной мере, придерживается этих моделей.

На каждом этапе развития человека, его, как правило, окружают разные люди и качество взаимодействия с ними определяет успешность перехода на следующий жизненный этап. Такие переходы осуществляются через проживание и прохождение определенного кризиса.

Естественным образом, преодолевая каждый кризисный период, человек, обычно имеет два варианта развития событий – позитивный и негативный. Успешно пережив кризис, человек пожинает плоды в виде положительных последствий, он получает новые умения, навыки и чувствует себя более уверенно, продвигаясь дальше на пути своего развития. Однако в том случае, если человек неудачно преодолевает тот или иной кризисный период, он получает отрицательные последствия и у него возникают дополнительные сложности, так его дальнейшее развитие затрудняется.

Каждое общество, независимо от локации и национальности, формирует особую для всех, модель поведения индивидуума, которая впоследствии становится для него привычной. Так, например, в современных реалиях, привычной является следующая последовательность: рождение, социализация, получение образования, трудовая деятельность, создание семьи и так далее. В других же странах, в подобной модели может либо отсутствовать, либо содержатся еще один или несколько пунктов, в зависимости от условий и особенностей характеристик жизнедеятельности. Если индивидуум по какой-то причине отклоняется от «предписанного» социумом курса, то порой могут возникать неблагоприятные последствия. В связи с этим, человек, на пути своего развития, может лишиться поддержки со стороны окружения, поскольку тот не оправдал привычных, для социума, ожиданий. В таких проявлениях Эрик Эриксон прослеживает эго-идентичность и групповую идентичность личности.

Стадии жизненного пути по Эриксону

Первая стадия. Младенчество

Данный период начинается с рождения и длится до одного года. В этот промежуток своей жизни ребенок на подсознательном уровне определяет возможную степень доверия к окружающему миру и людям. Может ли он доверять своей матери? А может ли отцу? На осязательном уровне, ребенок находится на распутье, и пытается понять, можно ли доверять этому миру, безопасен ли он, и насколько.  

Если он научается доверять, то он ощущает окружающий мир достаточно безопасным для того, чтобы в нем расти, взрослеть, развиваться, и успешно переходит на следующий этап развития. Если же нет, то следующие этапы развития усложняются, а ребенок смотрит на мир и окружающих его людей, сквозь призму недоверия.

Вторая стадия. Раннее детство

Следующая стадия начинается с двух и длится в среднем до трех. В этом возрасте ребенка одолевают разного рода сомнения относительно его действий. На этом этапе развития дети встают, начинают ходить и осваивать прочие простые действия. Ребенок еще не может ориентироваться в большом мире, поэтому постоянно сомневается, насколько он может управлять своим телом и поведением, что он уже способен делать сам, а что пока нет. Несмотря на это, у него возникает большое желание делать все самостоятельно и ему это очень нравится.

Если родители терпеливо принимают его поведение, заботливо помогают, направляют и поддерживают, ребенок становится более уверенным в своих действиях и сомнения отходят на задний план. При подобном раскладе ребенок успешно переходит на следующий этап развития.

При менее благоприятных обстоятельствах, когда родители постоянно одергивают его и ругают за поведение, которое тем не нравится, ребенок начинает все чаще чувствовать стыд за свои действия, становится неуверенным, нерешительным и сомневающимся в себе, своих возможностях и способностях.

Третья стадия. Детство

Данная стадия, в возрасте с четырех до пяти лет, характеризуется приобретением физических и социальных навыков, которые ему необходимы для исследования окружающего мира. Ребенок в этом возрасте начинает проявлять инициативу. Он уже может сам занять себя придуманными играми, может учиться кататься на велосипеде и начинает активно взаимодействовать с другими детьми. В этом возрасте активизируется процесс общения и взаимного интереса со сверстниками.

На данной стадии, задача родителей и ближайшего окружения состоит в том, чтобы корректно и бережно относится к инициативности ребенка.  Если это происходит благоприятным для ребенка образом, то он начинает замечать плоды своего эффективного взаимодействия с миром людей и вещей вокруг него. Так, происходит становление его инициативности, активное развитие творческих способностей и он уже готов к успешному переходу на следующий этап своего развития. При неблагоприятных обстоятельствах, на данном этапе, ребенок ощущает дискомфорт, скованность и зажатость от того, что близкие ограничивают его инициативность, ругают и наказывают. Тогда он решает, что проявлять инициативу –  плохо, часто чувствует за все свою вину и становится пассивным ребенком.

Четвертая стадия. Школьный возраст

Следующая стадия развития начинается в возрасте около шести лет и продолжается в среднем до двенадцати лет. В этом возрасте для подрастающего человека характерны размышления о собственных возможностях. Дети задумываются о том, способны ли они добиться тех же успехов, что их сверстники. Если родители поощряют старания ребенка, он становится целеустремленным и стремится к освоению разнообразных навыков. В противном же случае начинает развиваться чувство неполноценности, что создает дополнительные трудности на следующих этапах развития.

Пятая стадия. Отрочество и юность

Данная стадия взросления начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается до двадцати. На этом этапе у человека появляется все больше социальных ролей, в которых он пытается разобраться, старается понять, как он себя в них ощущает и что они для него значат. Тут встает вопрос идентичности и понимания самого себя.

Человек также задумывается о том, какие у него способности к дальнейшему развитию, какая личность у него формируется и желает ли он в себе что-то улучшить или изменить; как у него обстоят дела с учебой и успеваемостью; кем он хочет стать в будущем, и какие, по его мнению, у него шансы. Эти вопросы становятся все более значимыми для юношей и девушек на данном жизненного этапе.

Благоприятный исход этого периода выражается в том, что человек формирует свои личные ценности и установки, которые соответствует всем его социальным ролям, он сумел успешно их интегрировать в одно целое и комфортно себя ощущает.

В противном случае, установки и ценности, которые относятся к разным социальным ролям, становятся противоречивыми, что порождает внутренние конфликты в человеке.   Подобный исход добавляет дополнительные сложности и затрудняет переход на следующую стадию развития личности.

Шестая стадия. Ранняя зрелость

Следующая стадия начинается примерно в возрасте двадцати лет и длится до двадцати пяти лет. На шестой стадии формируются предпосылки к созданию семейного очага. Личность становится более зрелой, но это еще не окончательная зрелость, человек только начинает приобретать и развивать качества, необходимые для создания семьи, новой ячейки общества. Человек учится заботиться о своем партнере, доверять ему и относиться с уважением, формируя взаимокомфортный союз.

При благоприятном прохождении данного этапа, человек устанавливает близкие отношения со своим партнером и ощущает готовность к тому, чтобы связать свою жизнь с человеком, которого выбрал и создать с ним семью.

Люди, у которых возникают неразрешимые сложности на данной стадии, в итоге ощущают одиночество, поскольку не сумели сформировать близость с другим человеком. Они чувствуют себя неспособными разделить с кем-то свою жизнь, отчаиваются и могут опустить руки.

Седьмая стадия. Средний возраст

Данная стадия развития длится в среднем с двадцати пяти до шестидесяти пяти лет. Она предполагает достижение человеком более зрелого возраста, когда тот всерьез начинает интересоваться судьбами других людей, которые находятся за пределами его семейного круга, а также формами следующих поколений и тем, какое будущее их ждет. Такое поведение обуславливается появлением ощущения сопричастности к человечеству в целом, и желанием заботиться о продолжении рода.

При благоприятном стечении обстоятельств, у человека возникают светлые мысли о будущем, он задумывается о том, что останется после него. Также, ему хочется жить дальше, быть продуктивным и приносить плоды окружающему миру.

При неблагоприятном исходе человек задумывается о своем существовании, о том, что оно, ни ему, ни другим не приносит радости, ему ничего не хочется делать, человек может ощущать себя никчемным. Так начинается стагнация, что впоследствии часто усугубляет проживание следующего жизненного периода, который ощущается для человека бессмысленным.

Восьмая стадия. Поздняя зрелость.

Заключительная стадия развития начинается приблизительно в возрасте шестидесяти пяти лет и продолжается до конца жизни. Данный этап является завершающим и характеризуется наступлением старости. В этот период у человека окончательно формируется его внутреннее «Я».

Это то самое время, когда человек подводит итоги своей жизни. На этом этапе люди делают мысленный обзор, перепросмотр своей жизни, они размышляют о своих достижениях, а также анализируют свои неудачи; вспоминают жизненные планы и то, каким образом и насколько им удалось их реализовать. Данный процесс позволяет понять, доволен ли человек всем тем, что с ним произошло за жизнь, как он воспринимает свой жизненный путь, что ему дал такой выбор, а что отнял.

При благоприятном стечении обстоятельств данного периода, у человека формируется целостность Эго, он обретает чувство всеобъемлющей удовлетворенности, осознавая, что жизнь прожил не зря. Он полностью принимает тот путь, который он прошел. В противном же случае, человека переполняет сожаление и отчаяние из-за того, что он прожил жизнь не так как ему хотелось, не полностью реализовал свой потенциал или упустил множество возможностей. Он ощущает глубокое неудовлетворение от того, кем он является, что происходит вокруг него и какие люди его окружают.

Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона позволяет проследить становление внутреннего «Я» и оценить важность каждого этапа развития.  Данные этапы являются естественными, и каждый человек, проходит через них, преодолевая различные препятствия на своем пути. Новообразования личности, формирующиеся в процессе прохождения каждой стадии развития, во многом зависят от социального взаимодействия индивидуума на каждом конкретном этапе. Теория Эриксона наглядно показывает, насколько сильна взаимосвязь человека и общества, что прослеживается на каждом уровне развития.

Как было описано выше, социум в значительной мере влияет на развитие человека. Так, порой, подобное влияние может становиться главным стимулом самосовершенствования личности, но с такой же долей вероятности влияние окружения может способствовать и разрушению личностного потенциала человека.

Список использованных источников:
  1. Крейг Г. Психология развития. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.: ил.;
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2015. — 420 c.
  3. Эриксон Э.Г. Детство и общество. — СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.

Автор: Анна Александровна Бибикова, писатель, редактор, магистрант СПФ АГПУ

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls

Определение/Введение

Стадии психосоциального развития Эриксона — это теория, представленная в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни. Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое.[2][3]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Функция

Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.

Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.

Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно полезно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. На каждом этапе нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]

Компоненты  

Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.

Этапы детства

Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия

  • Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость

  • Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия

  • Пример: Безопасная среда, обеспеченная опекуном, с регулярным доступом к любви и еде

Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения

    9003 1

    Добродетель : Воля, Недоразвитие: Принуждение

  • Сопутствующая фрейдистская стадия: анальная стадия

  • Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду

Стадия 3 – Игровой возрастной период: Инициатива vs. Вина

  • Добродетель: Цель, Порок развития: Заторможенность

  • Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия

  • Пример: Опекун поощряет, поддерживает и направляет собственные инициативы и интересы ребенка

Стадия 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность

  • Добродетель: компетентность, недоразвитие: инертность (пассивность)

  • Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия

  • Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения

Этап подросткового возраста

Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности

  • Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие найти себя

Стадии взрослой жизни

Стадия 6 – период взросления: близость или изоляция

  • Добродетель: любовь, неправильное развитие: дистанцирование

  • Стадия 7 – Период взросления: Генерация против застоя/погружения в себя

    • Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие

    • Пример: взаимодействие со следующим поколением посредством воспитания, коучинга или обучения

    Стадия 8 – Старость: целостность или отчаяние

    • Добродетель: Мудрость, Недоразвитие: Пренебрежение 0005

    Эрик добавил девятый этап Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.

    Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может изначально указывать на то, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий.[7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия.

    Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.

    Клиническое значение

    Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования возникли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:

    1. Изучение стадий Эриксона служит основой лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.

    2. Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]

    3. Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона.[3]

    Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

    Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.

    Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних компаний.

    Ссылки

    1.

    Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]

    2.

    Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]

    3.

    Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]

    4.

    Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]

    5.

    Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]

    6.

    Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28905275]

    7.

    Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]

    8.

    Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]

    9.

    Darling-Fisher CS. Применение модифицированного Эриксоновского опросника психосоциальных стадий: обзор за 25 лет. Уэст Дж. Нурс Рез. 2019Март; 41 (3): 431-458. [PubMed: 29676219]

    10.

    Розенталь Д.А., Герни Р.М., Мур С.М. От доверия к близости: новый перечень для изучения эриксоновских стадий психосоциального развития. J Молодежь Подросток. 1981 г., декабрь; 10 (6): 525-37. [PubMed: 24310543]

    11.

    Осборн Дж.В. Комментарий о выходе на пенсию, личности и модели стадии развития Эриксона. Может J Старение. 2009 дек.; 28(4):295-301. [PubMed: 19925695]

    12.

    Мэлоун Дж. К., Лю С. Р., Вайлант Г. Е., Ренц Д. М., Уолдингер Р. Дж. Эриксоновское психосоциальное развитие среднего возраста: создание условий для когнитивного и эмоционального здоровья в пожилом возрасте. Дев Психология. 2016 март; 52(3):496-508. [Бесплатная статья PMC: PMC5398200] [PubMed: 26551530]

    Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls

    Определение/Введение 1950-е годы психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни.

    Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое.[2][3]

    Проблемы, вызывающие озабоченность

    Функция

    Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.

    Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.

    Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно полезно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. На каждом этапе нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]

    Компоненты  

    Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.

    Этапы детства

    Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия

    • Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость

    • Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия

    • Пример: Безопасная среда, обеспеченная опекуном, с регулярным доступом к любви и еде

    Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения

      9003 1

      Добродетель : Воля, Недоразвитие: Принуждение

    • Сопутствующая фрейдистская стадия: анальная стадия

    • Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду

    Стадия 3 – Игровой возрастной период: Инициатива vs. Вина

    • Добродетель: Цель, Порок развития: Заторможенность

    • Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия

    • Пример: Опекун поощряет, поддерживает и направляет собственные инициативы и интересы ребенка

    Стадия 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность

    • Добродетель: компетентность, недоразвитие: инертность (пассивность)

    • Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия

    • Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения

    Этап подросткового возраста

    Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности

    • Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие найти себя

    Стадии взрослой жизни

    Стадия 6 – период взросления: близость или изоляция

    • Добродетель: любовь, неправильное развитие: дистанцирование

    • Стадия 7 – Период взросления: Генерация против застоя/погружения в себя

      • Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие

      • Пример: взаимодействие со следующим поколением посредством воспитания, коучинга или обучения

      Стадия 8 – Старость: целостность или отчаяние

      • Добродетель: Мудрость, Недоразвитие: Пренебрежение 0005

      Эрик добавил девятый этап Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.

      Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может изначально указывать на то, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий.[7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия. Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.

      Клиническое значение

      Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования возникли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:

      1. Изучение стадий Эриксона служит основой лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.

      2. Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]

      3. Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона.[3]

      Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

      Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.

      Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних компаний.

      Ссылки

      1.

      Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]

      2.

      Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]

      3.

      Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]

      4.

      Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]

      5.

      Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]

      6.

      Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28905275]

      7.

      Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]

      8.

      Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]

      9.

      Darling-Fisher CS. Применение модифицированного Эриксоновского опросника психосоциальных стадий: обзор за 25 лет. Уэст Дж. Нурс Рез. 2019Март; 41 (3): 431-458. [PubMed: 29676219]

      10.

      Розенталь Д.А., Герни Р.М., Мур С.М. От доверия к близости: новый перечень для изучения эриксоновских стадий психосоциального развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts