Теория референтных групп: 6.3. Теории референтной группы

6.3. Теории референтной группы

Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон.

Термин “референтная группа” был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка человеком своего статуса.

В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается группа, к которой индивид относит себя психологически, ориенти­руясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций. Референтная группа – группа людей, в чем-то значимых для индивида; групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпири­чес­ком социальном “Я” и Дж.

Мида об “обобщенном другом”. Джемс подчер­кивал, что социальное “Я” формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что и­мен­но через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.

Т.Ньюком понимал под “референтной” группу, к которой индивид относит себя психологически и поэтому разделяет ее нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является “функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам”.

В связи с этим он выделял следующие референтные группы:

а) позитивные – вызывают стремление индивида быть принятым этой группой;

б) отрицательные – вызывают стремление у индивида выступить против нее. (пример: “бунт” подростка против родителей).

М. Шериф – автор работы “Основы социальной психологии” – подчеркивал важность референтной группы тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в “систему отсчета” не только для самооценки, но и оценки явлений социальной жизни, формирования своей “картины мира”. Он предложил различать актуальную группу “членства” и референтную группу, к которой индивид относит себя психологически.

Р.Мертон провел исследование среди американских солдат, в котором выявленные различия в социальных установках солдат, находившихся в одинаковых условиях, связывал с тем, что у них были различные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение ( с теми, кто остался дома; с теми, кто был призван ранее и направлен на фронт и т.п.).

У одного человека может быть одновременно несколько референтных групп, причем сила их воздействия разная.

Выделяются функции референтной группы:

а) нормативная – устанавливает стандарты поведения и заставляет индивида следовать им;

б) сравнительно-оценочная – эталон, с помощью которого индивид может оценивать себя и других.

Условия, в которых человек выбирает в качестве нормативной референтной группой не группу членства, а внешнюю группу:

а) если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам;

б) если человек изолирован в своей группе и имеет низкий статус;

в) чем больше у индивида социальная мобильность и больше возможностей изменить свой социальный статус, тем вероятней с его стороны выбор референтной группы с более высоким социальным статусом;

г) выбор референтной группы зависит от личностных характеристик индивида.

Таким образом, главным отличием интеракционистского направления является то, что этот подход пришел в социальную психологию из социологии, а не из традиционных психологических школ. Раскрывая важные социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе на межличностном уровне, представители данного направления в то же время все социальные связи сводят к межличностному общению.

2.6.4. Теория референтных групп

В понятии «референтная группа» сконцентрирована идея Мида об «обобщенном Другом». Согласно Миду, человек, стремясь обрести внутреннее единство, интегрировать в единое целое свое мозаичное «я», соотносит себя с определенной социальной группой. Развитие человека автор рассматривает как процесс, состоящий из трех фаз: а) простая игровая фаза, когда индивид усваивает роль только одного Другого; б) сложная игровая фаза, в которой индивид ассимилирует роли и установки нескольких Других; в) фаза «обобщенный Другой» наступает тогда, когда индивид идентифицирует себя со всей общностью.

Термин «референтная группа» (reference group) предложен американским социальным психологом Г. Хайменом (H. Hyman) в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном статусе по сравнению со статусом других людей. Автор использовал этот термин для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса. Самооценка статуса трактовалась Хайменом как зависимая переменная от той референтной группы, которую человек использует как систему отсчета.

Т. Ньюком (T. Newcomb) понимал термин «референтная группа» в несколько ином значении. Так он обозначал группу, которая мотивируют индивида быть принятым в ней. Для этого человек формирует и высказывает такие социальные установки, которые, на его взгляд, считаются общепринятыми в группе. При этом считается, что члены референтной группы наблюдают за индивидом и оценивают его. Ньюком проводит различие между позитивными и негативными референтными группами. Под позитивной понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в нее, добиться к себе отношения со стороны других как к равноправному члену группы. Негативной считается такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее, в которой он не хочет проявления отношения к себе как члену группы [см.: Келли, с. 198–199].

М. Шериф (M. Sherif) также подчеркивал важную роль референтной группы в превращении ее норм в социальные установки индивидов, в систему отсчета не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования «картины мира». Он предложил проводить различие между актуальной группой «членства», в которой человек действительно задействован, и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически – сознательно или бессознательно.

Г. Келли выделяет два значения понятия «референтная группа»: мотивирующая группа и эталонная группа. Эталонной референтной группой, по его мнению, обозначается группа, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. При этом любая оценка индивидом самой референтной группы совершенно не имеет значения. Группа может стать референтной потому, что другие люди сравнивают с ней конкретного индивида. Можно привести следующий пример: если женщина идет работать манекенщицей и решающим является ее физическая привлекательность, то не имеет значения как воспринимают ее внешность друзья, женщины из других стран или культур.

Референтная группа в данной ситуации будет состоять из других манекенщиц. Иначе говоря, референтной будет та группа, с которой эту женщину будут сравнивать ее наниматели [Келли, с. 199–200].

Автор отмечает, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно различных групп. В первом случае группа может высказать индивиду признание или не признавать его. Во втором случает группа служит лишь эталоном для сравнения, который индивид использует для выработки своих оценок. Г. Келли считает, что референтная группа выполняет различные функции в формировании социальных установок индивида. Первая нормативная функция заключается в установлении и даже навязывании стандартов поведения индивида. Подобные стандарты называются групповыми нормами. Группа выполняет эту функцию, если она в состоянии вознаграждать за конформность или наказывать за неконформность.

Вторая сравнительная функция проявляется в том, что группа служит эталоном, стандартом, отправной точкой сравнения. Группа как сравнительная будет иметь значение для индивида в том случае, если поведение, установки и другие характеристики ее членов служат ему стандартом для формирования оценок и самооценки. Обе функции, нормативную и сравнительную, может выполнять одна и та же группа. Изучение нормативной функции референтных групп сталкивается со следующими проблемами:

  • выявление мотивационной зависимости между индивидом и каждой из его референтных групп;

  • насколько он ценит свое членство в данной группе, насколько стремится стать членом группы, в состав которой еще не входит;

  • какие мотивы движут его стремлением стать членом группы;

  • какие факторы дают возможность члену группы сопротивляться давлению группы и в то же время не быть отвергнутым группой;

  • как развиваются в группе нормы поведения;

  • какие стандарты и нормы связаны с различными ролями и обязанностями внутри группы;

  • какие санкции применяются в группе для достижения конформности;

  • какие санкции связаны с уровнем неконформности;

  • какие факторы содействуют интериоризации групповых норм.

Изучение сравнительной функции референтных групп предполагает ответы на следующие вопросы:

  • каким стимулом для индивида является группа сравнения;

  • обеспечивает ли эта группа хорошо структурированный и определенный стандарт для сравнения или это не ясный стимул, допускающий различные интерпретации;

  • какие факторы воздействуют в процессе самооценки на воспринимаемый индивидом уровень расхождения между ним и групповыми нормами;

  • как воздействуют чрезвычайно высокие или чрезвычайно низкие стандарты;

  • каков характер тех шкал, по которым проводится сравнение [Келли, с. 2002].

Шибутани отмечает, что понятие эталонной группы служит для обозначения такой группы, реальной или воображаемой, чья система взглядов используется действующим лицом как система эталонов. Для каждого человека существует столь же много эталонных групп, как и каналов коммуникации. Но по степени участия в этих группах индивиды значительно отличаются друг от друга. Люди обычно наиболее чувствительны к взглядам тех, с кем они состоят в прямом и постоянном общении. Но иногда человек идентифицирует себя с такой категорией людей, которая настолько аморфна, что ее можно рассматривать как воображаемую группу. Примерами могут служить читатели разных газет, общественное мнение, социальный класс и пр.

Существуют индивидуальные различия в том, насколько легко человек переходит от одной эталонной группы к другой. У некоторых людей доминирует единственная картина мира, и они настаивают на определении фактически всех ситуаций с данной точки зрения. Другие могут так часто изменять свои взгляды, что даже близкие не уверены в их точке зрения [Шибутани, с. 218–221].

Р. Мертон (R. Merton) определил условия, при которых человек скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

  1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, не членскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.

  2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой рассчитывает занять более высокий статус.

  3. Чем больше социальная мобильность и возможности у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

  4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик.

Таким образом, в теории референтных групп показано влияние ценностей, установок, норм общества и конкретных групп на самооценку и поведение индивида. Интеракционизм как социально-психологическая теория изучает взаимосвязь личности и общества, выражающуюся в представлении о другом человеке, ролях и статусах личности, референтных группах.

Таблица 2.6. Основные сведения об интерактивной психологии

Основоположник

Джордж Мид

Последователи

Г. Блумер, Л. Бэрг, Н. Дензин, М. Кун, Б. Мельтцер, С. Моррис, Д. Мэнис, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани

Основной подход

Динамика социальной структуры

Основная цель

Выяснить как социальное взаимодействие влияние на поведение человека

Основные понятия

Интеракция, роль, статус, я-концепция

Понятия

Структура личности: I, Me, Self, референтная группа, ролевой конфликт

Основные теории

Социология — РОБЕРТ К.

МЕРТОН: РЕФЕРЕНЦИОННЫЕ ГРУППЫ

РОБЕРТ К. МЕРТОН: РЕФЕРЕНЦИОННЫЕ ГРУППЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Это отношения индивида с группой. Социологи называют референтной группой любую группу, которую люди используют в качестве эталона для оценки себя и своего поведения. Референтные группы используются для оценки и определения характера данного индивида или других групповых характеристик и социологических признаков.

ПРЕДПОСЫЛКИ:

Концепция референтной группы была впервые разработана Хейманом . Он объясняет взаимоотношения между индивидуумом и группой, используя понятие референтной группы. Он отвергает теорию Дюркгейма , которая считает, что в любой нормальной социальной ситуации индивидуум и группа тесно связаны друг с другом. В результате в социальной жизни сохраняется гармония. Хейман считает, что каждый человек сравнивает свою группу с другими группами. Он всегда намерен улучшить свой статус, стремясь к лучшему общественному признанию. Отношения индивида с группой всегда негармоничны. Когда член группы проявляет поведение, не предписанное группой, это приводит к ролевому конфликту и социальной изоляции человека от этой группы.

Кроме того, Muzzafer Sherrif вводит понятие референтной группы, чтобы объяснить, как актер определяет референтные точки в своей собственной группе. Тем самым имитируя их поведенческий паттерн для того, чтобы в будущем он получил социальный статус, похожий на его точку отсчета. Он считает, что референтной группой для человека может быть собственная группа.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРТОНА РЕФЕРЕНЦИОННАЯ ГРУППА:

Мертон, черпая вдохновение из вышеприведенных теорий и вводит концепцию опережающая социализация. Он считает, что это понятие полезно для объяснения социальной мобильности в классовой структуре, ассимиляции этнических меньшинств в культуру господствующих групп. Опережающая социализация объясняет, как она ведет к ролевому напряжению, ролевому конфликту в различных структурных ситуациях. Выдвигая свою концепцию референтной группы, он отвергает парсоновскую теорию ценностного консенсуса, интеграции и социальной преемственности.

Для членов определенной группы другая группа является референтной группой, если имеет место любое из следующих обстоятельств:

1)      Когда члены первой группы стремятся стать членами второй группы, вторая группа служит референтной группой первой.

2)      Когда члены первой группы стремятся в чем-то походить на членов второй группы, вторая группа служит референтной группой для первой. Здесь следует отметить, что первая группа хочет быть похожей на вторую группу просто потому, что первая группа не может обеспечить членство второй группы.

3)      Когда члены первой группы получают некоторое удовлетворение от того, что в каком-то отношении не похожи на членов второй группы, и даже стремятся сохранить различие между собой и членами второй группы, последняя группа является референтной группой первого.

Индивидуум может сравнивать свою собственную группу с другой группой, чтобы понять свое относительное положение, статусное преимущество или невыгодное положение, открытость или близость группы, поэтому сравнительная референтная группа всегда выступает в качестве основы для индивидуального восприятия относительной депривации и средств ее преодоления. У человека может быть несколько референтных групп, и он может выборочно заимствовать элементы из них. Собственная группа также может быть референтной группой для человека.

Мертон объясняет поведение референтной группы под следующим заголовком

  • Идентификация референтной группы
  • Понимание сравнительных преимуществ или недостатков, т. е. сбор информации о референтной группе
  • Идентификация контрольных точек
  • Принятие ценностей и культуры референтной группы (аккультурация)
  • Интернализация поведения референтной группы
  • Ролевой конфликт внутри собственной группы
  • Разрешение ролевого конфликта в собственной группе
  • Вхождение в референтную группу
  • Разрешение конфликта с референтной группой
  • Ассимиляция с референтной группой
  • Референтная группа объединена в новую внутреннюю группу

Исследование референтных групп Мертоном выдвигает новые концепции в социологии, такие как

  • Ролевой конфликт
  • Ролевой штамм
  • Упреждающая социализация
  • Маргинал
  • Относительная депривация; то, что он называет прозорливостью.

РЕФЕРЕНЦИОННАЯ ГРУППА В КОНТЕКСТЕ ИНДИИ

Эта теория применяется к индийскому обществу М. Н. Шринивасом . Его теория санскритизации является формой упреждающей социализации, которая предоставляет пространство для племен, низших категорий, чтобы испытать мобильность в своем кастовом положении в поисках высшего кастового статуса.

В области социологических исследований. Исходы исследования не планируются. Поэтому социологическое исследование отличается от естественнонаучного исследования в собственном смысле. Поэтому Мертон — настоящий социолог, устанавливающий связь между теорией и фактами и освобождающий социологию от оков крайнего эмпиризма и крайней формы детерминизма.



 

Теги: Статьи по социологии для UPSC, Социология для IAS, Социология необязательно для IAS

Важные характеристики референтной группы

Автор статьи:

РЕКЛАМА:

Референтные группы: важные характеристики референтной группы!

Человек — подражательное животное. Желание подражать другим людям или группам у него инстинктивное. Когда кто-то видит, что другой человек прогрессирует в жизни, он также желает прогрессировать так же. Он сравнивает себя с другими и начинает вести себя как они, чтобы достичь их статуса и положения.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Такое поведение после сравнения с другими называется «Эталонным поведением». При таком поведении человек соотносит себя с другими людьми или группами и пытается перенять их ценности или стандарты. Отдельные лица или группы, чье поведение он имитирует, известны как «референтные группы». Такая имитация поведения встречается как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

В социологии понятие поведения референтной группы было дано Хейменом. Позже Тернер, Мертон и Шериф доработали эту концепцию. Согласно Хейману, в обществе есть определенные индивидуумы, чьи стандарты или ценности становятся идеалами для других людей и ими подражают. Шериф дал психологическое объяснение эталонного поведения.

По его словам, индивид в групповой ситуации принимает групповую норму, но иногда начинает подражать поведению знатных людей. Согласно Линтону, в каждом обществе есть определенные роли и статусы, которых стремится достичь каждый человек.

Есть две причины поведения референтной группы: во-первых, социальная и экономическая ситуация; во-вторых, психологический уровень личности или группы. Принято считать, что бедный человек придает больше престижа поведению богатого и преуспевающего человека. Точно так же люди с низким умственным уровнем больше подвержены влиянию других людей.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Шериф определил референтные группы как «те группы, к которым индивид относится как к части или к которым он относится психологически». Согласно Мертону, «теория поведения референтной группы направлена ​​на систематизацию детерминант и последствий тех процессов оценки и субоценки, в которых человек принимает ценности или стандарты других людей и групп в качестве сравнительной системы отсчета». Поведение референтной группы, по мнению Шерифа, вырастает за счет психологических отношений.

В контексте поведения референтной группы существует три типа участников: стремящиеся к членству, потенциальные члены и действительные члены. Есть люди, которые стремятся войти в референтную группу, но не имеют возможности или возможности для этого. Их позиция — не членство.

Есть люди, которые не хотят вступать в другую группу. Есть и другие люди, которые хотят войти в референтную группу, но не могут войти в нее из-за каких-то личных идеалов. Когда лица, обладающие способностями и способностями войти в другую группу, не могут этого сделать, это называется отрицательным членством. Такие люди страдают психическим напряжением.

Можно отметить следующие характеристики поведения референтной группы:

(i) Индивидуум или группа рассматривает поведение другого индивидуума или группы как идеальное поведение и имитирует его.

(ii) Индивидуум или группа сравнивают себя или себя с другим индивидуумом или группой.

(iii) В референтном групповом поведении индивидуум или группа желает подняться выше по социальной лестнице, и поэтому группа или индивидуум начинает чувствовать свои недостатки или слабости.

(iv) Чувство относительной слабости или дефекта приводит к ощущению относительной лишенности у индивидуума или группы.

Таким образом, из-за чувства относительной лишенности индивидуум принимает ценности или стандарты других индивидуумов, что приводит к изменению его поведения. Согласно Шерифу, человек — единственное животное, способное к референтному групповому поведению. Он может изменить свое поведение, усвоив ценности и стандарты другого человека или группы.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Это состояние, по словам Шерифа, «проистекает из психологической способности человека относиться к группам, ценностям и благам за пределами непосредственного окружения в пределах диапазона его восприятия и за пределами живого настоящего в будущее».

Можно также отметить, что когда индивидуум переходит из своей группы в другую, ему требуется некоторое время для его ассимиляции в другой группе. В этот промежуточный период он испытывает стрессы и напряжения. Такая ситуация может быть названа Бесгрупповостью, которая создается отделением от его собственной группы. С одной стороны, он отделяется от своей группы, с другой — не ассимилируется с другой группой. Таким образом, он сталкивается с ситуацией, которую можно назвать ситуацией дегруппировки.

В открытом обществе, отмеченном вертикальной мобильностью, последствия поведения референтной группы функциональны, но в закрытом обществе, отмеченном горизонтальной мобильностью, последствия дисфункциональны.

Концепция поведения референтной группы подверглась критике по следующим причинам:

(i) Эта теория не предлагает никакого нового факта.

(ii) Он только объясняет поведение, но не предлагает никаких средств для его контроля.

(iii) Он только объясняет, как референтная группа влияет на человека, но не объясняет, как на референтную группу влияет его вхождение в группу.

Однако важность этой теории заключается в том, что она говорит нам о групповом поведении общества и информирует нас о направлении поведения индивида в конкретной социальной среде.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts