Теория социального научения бандура: Теория социального научения Альберта Бандуры / Skillbox Media

Теория социального научения А. Бандуры

9.05.2011

В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названную теорией социального обучения.

А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, который отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения

. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия присутствующих рядом людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него.

Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.

Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

Предвиденные последствия. Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения.

А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое — произведет нежелательный результат, а третье — окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. В каждом случае мы имеем возможность заранее вообразить последствия неадекватной подготовки к действию и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия.

Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения.

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Саморегуляция и познание в поведении. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является то, что важную роль она отдает уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к методу проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.

Ключевые слова: Научение

Источник: Коверзнева И.

А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Материалы по теме

Специфика психофизиологического рассмотрения научения

Подкрепление в научении через наблюдение

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Теория социального научения по Дж. Роттеру

Мельник С.Н., Психология личности

Научение у животных

Карпов А.В., Общая психология

Оперантное обусловливание

Соловьева С.Л., Психотерапия

Когнитивное научение в психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Научение в поведенческой психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Теория социального научения Дж. Роттера

Абдурахманов Р.А., История психологии

Теория социального обучения (Бандуры)Talent Management

 

Теория социального обучения Бандуры предполагает, что люди учатся друг у друга посредством наблюдения, подражания и моделирования. Теорию часто называют мостом между теориями бихевиоризма и когнитивного обучения, поскольку она охватывает функции внимания, памяти и мотивации.

АВТОРЫ

Альберт Бандура (1925 — настоящее время)

 

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Люди учатся через наблюдение за поведением, отношениями и результатами других людей [1]. “Большей части человеческого поведения мы научаемся с помощью моделирования: наблюдение за другими формирует представление о том, как выполняется это новое поведение, и в последующем эта закодированная информация служит руководством для действий” (Бандура).

Теория социального обучения объясняет поведение человека как нечто, что возникает в процессе непрерывного взаимодействия когнитивных, поведенческих и средовых факторов.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Внимание — различные факторы увеличивают или уменьшают объем внимания. Включает в себя ясность, аффективную валентность, распространенность, сложность, функциональную ценность. На внимание влияют некоторые характеристики (например, сенсорные способности, уровень возбуждения, перцептивный набор, прошлое подкрепление).

Память — запоминание того, на что вы обратили внимание. Включает символическое кодирование, умственные образы, когнитивную организацию, символическое повторение, моторное повторение.

Воспроизведение — воспроизведение изображения. Включает физические возможности и самонаблюдение за воспроизведением.

Мотивация — есть ли веская причина подражать. Включает в себя такие мотивы, как прошлые (например, традиционный бихевиоризм), обещанные (воображаемые стимулы) и замещающие (наблюдение и воспоминание усиленной модели).

 

ВЗАИМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Бандура верил во “взаимный детерминизм”, т.е. что поведение человека и факторы окружающей среды обоюдно влияют друг на друга, в то время как бихевиоризм в основном утверждает, что человеческое поведение вызывает окружающая среда [2]. Бандура, изучавший агрессивность подростков, считал этот взгляд слишком упрощенным, поэтому он предположил, что поведение также влияет на окружающую среду [3]. Позднее Бандура рассматривал личность как взаимодействие трех компонентов: среды, поведения и психологических процессов (способность воссоздавать образы в уме и языке).

Теорию социального обучения иногда называют мостом между теориями бихевиоризма и когнитивного обучения, поскольку она охватывает функции внимания, памяти и мотивации. Теория связана с теорией социального развития Л. С. Выготского и теорией ситуативного обучения Джин Лэйв, в которой также подчеркивается важность социального обучения.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ССЫЛКИ

 

 

  1. Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. New York: General Learning Press.
  2. Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  3. Bandura, A. (1973). Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  4. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman.
  5. Bandura, A. (1969). Principles of Behavior Modification. New York: Holt, Rinehart & Winston.
  6. Bandura, A. & Walters, R. (1963). Social Learning and Personality Development. New York: Holt, Rinehart & Winston.

 

Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.

Источник: Теория социального обучения (Бандуры) — Talent Management

Теория социального обучения: Альберт Бандура

Вспомните свое детство. Вы помните, как учились кататься на велосипеде, играть в шашки и решать простые задачи на сложение? Бьюсь об заклад, вы научились этим навыкам, наблюдая, как кто-то другой катается на велосипеде, играет в шашки и решает задачи на сложение. Так считал Альберт Бандура, социальный когнитивный психолог.

Альберт Бандура

Бандура известен своей теорией социального обучения. Он сильно отличается от других теоретиков обучения, которые рассматривают обучение как прямой результат обусловливания, подкрепления и наказания. Бандура утверждает, что большая часть человеческого поведения изучается посредством наблюдения, имитации и моделирования.

Давайте более подробно рассмотрим теорию социального обучения Бандуры и влияние этой теории на преподавание и обучение студентов.

См. также: Перевернутый класс

Обучение через наблюдение: живое, вербальное и символическое

Бандура известен своими исследованиями детей, наблюдающих за взрослыми, которые агрессивно ведут себя по отношению к кукле. После того, как дети увидели это поведение, им дали поиграть с куклами. Можете ли вы догадаться, как они взаимодействовали с куклами? Ты прав. Они имитировали агрессивные действия, которые наблюдали ранее.

Но Бандура пошел еще дальше в значении «наблюдение». В дополнение к «живой» модели он исследовал «вербальную» обучающую модель, в соответствии с которой, если были представлены определенные объяснения и описания, обучение улучшалось. Я уверен, что вы можете привести пример, когда кто-то терпеливо объяснял вам что-то таким образом, что это помогало вам выучить это. Это прекрасный пример вербальной учебной модели.

Он также изучал «символические» модели, в которых персонажи (художественные и научно-популярные) в фильмах, телевизионных программах, онлайн-СМИ и книгах могут вести к обучению. Это означает, что учащиеся могут учиться, просматривая фильм или телевизионную программу, слушая любое количество онлайн-источников (например, подкасты) или читая книгу. Они представляли, как персонажи реагируют, что они чувствуют и т. д. Это, в свою очередь, научило их, как реагировать и чувствовать в подобных жизненных ситуациях.

Важность мотивации и психического состояния

Бандура утверждает, что одного наблюдения может быть недостаточно для максимального обучения; мотивация человека и его психическое состояние также влияют на обучение. Бандура согласился с поведенческими теоретиками, которые отметили, что внешнее подкрепление формирует обучение, но он также признал, что обучение не всегда является результатом внешнего подкрепления. Он утверждал, что обучение также является результатом внутреннего подкрепления. Например, учащийся может чему-то научиться из-за своей гордости, для чувства удовлетворения или для удовлетворения чувства выполненного долга. Этот фактор обучения неразрывно связывает теорию обучения Бандуры с теориями других когнитивно-развивающих теорий.

См. также: Стратегии инклюзивного обучения

Обучение не всегда ведет к изменению поведения

Бихевиористы утверждают, что обучение ведет к постоянному изменению поведения. Однако Бандура показал, что обучение через наблюдение может происходить без демонстрации учеником какого-либо нового поведения. Другими словами, вы можете наблюдать, имитировать или моделировать что-то, но вы можете не научиться этому. Он исследовал вопрос о том, что должно произойти, чтобы можно было научиться наблюдаемому поведению (в дополнение к наблюдению), и назвал четыре необходимых шага: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Наблюдение + 4 необходимых шага = Обучение

Внимание: Во-первых, учащийся должен быть внимательным. Если они отвлекаются, это повлияет на объем или качество обучения. Не думаю, что кто-то не согласен с этим утверждением. Мы все отвлекались и знаем, что это влияет на наше обучение и качество работы. Кроме того, чем интереснее или уникальнее модель или ситуация, тем полнее учащийся будет заниматься обучением. Это объясняет, почему вы, возможно, не сможете отложить хорошую книгу или отказаться от какой-либо из своих страстей, независимо от препятствий, с которыми вы сталкиваетесь.

Сохранение: Важно, как вы можете хранить полученную информацию (т. е. удерживать). Давайте смотреть правде в глаза. За годы обучения мы все усвоили так много материала, но сколько мы сохраним? Может быть, вы сможете запомнить наиболее важные знания определенным образом с помощью любого количества приемов запоминания (например, мнемонических приемов, записи, повторения и т. д.). Или, может быть, вы применили полученные знания к реальной жизненной ситуации, что помогает запоминанию.

Репродукция: Воспроизведение зависит от первых двух шагов: внимания и удержания. После выполнения этих шагов вы переходите к реализации наблюдаемого поведения. Тогда с дальнейшей практикой вы, несомненно, улучшите и отточите свои навыки. Здесь применима поговорка «Практика делает совершенным».

Мотивация: Последний шаг — мотивация. Чтобы добиться наибольшего успеха в любом обучении через наблюдение, вы должны быть достаточно мотивированы, чтобы подражать смоделированному поведению. На этом этапе и подкрепление, и наказание влияют на мотивацию. Если ученик видит, что кого-то вознаграждают, он, скорее всего, продолжит такое поведение. Точно так же, если они видят, что кого-то наказывают или игнорируют, они могут погасить такое поведение.

Каковы последствия теории социального обучения для учителей и учащихся?

См. также: TPACK: Структура знаний по технологическому педагогическому содержанию

Безусловно, эту теорию можно использовать для обучения студентов позитивному поведению. Учителя могут использовать положительные образцы для подражания, чтобы повысить желаемое поведение и, таким образом, изменить культуру школы. Положительные примеры для подражания в классе и за его пределами извлекут пользу не только для отдельных учащихся, но и для всего класса и учащихся.

Другие стратегии в классе, такие как поощрение детей и повышение самоэффективности, основаны на теории социального обучения. Например, если учитель положительно относится к своим ученикам и поощряет их, эта положительная энергия и словесное поощрение, в свою очередь, помогают повысить самоэффективность, веру в свои способности добиться успеха в различных ситуациях. Бандура обнаружил, что самоэффективность человека влияет на то, как он подходит к своим задачам, целям и вызовам. Те люди с высокой самоэффективностью рассматривают проблемы как задачи, которые необходимо решить, развивают глубокий интерес к деятельности, в которой они участвуют, формируют сильное чувство приверженности деятельности и интересам и легко оправляются от разочарований и неудач. Однако люди с более слабым чувством самоэффективности, как правило, избегают вызовов, думают, что сложные задачи и ситуации выходят за рамки их возможностей, негативно думают о своих неудачах и результатах и ​​легко теряют уверенность в своих силах.

Кроме того, Бандура утверждает, что изучать все на собственном опыте сложно и потенциально опасно. Он утверждает, что большая часть жизни человека основана на социальном опыте, поэтому наблюдение за другими естественно полезно для получения знаний и навыков.

В заключение, наблюдение играет очень важную роль в обучении. Это не только помогает обучать студентов, но и помогает им успешно понимать, сохранять и применять полученные знания в жизни, чтобы они могли учиться и достигать еще большего. За это мы благодарим Альберта Бандуру за его вклад в теорию социального обучения.

См. также: Таксономия Блума

Что такое теория социального обучения?

Теории социальной работы могут быть взяты из многих дисциплин, таких как криминология, право, образование, политика, социология и психология. По отдельности каждая дисциплина пытается объяснить человеческое поведение в рамках своей области исследования. Однако, чтобы вы, как социальный работник, могли объяснить конкретное поведение, важно, чтобы вы нашли подходящую теорию или их комбинацию, независимо от исходной дисциплины. Одной из теорий, которая может оказаться полезной для некоторых ваших клиентов, является теория социального обучения.

Хотя теория социального научения исходит из психологии, ее принципы в значительной степени применимы к изучению социальной работы. В этом введении в теорию социального обучения рассматриваются ее основы, элементы, сильные и слабые стороны, а также ее применение в социальной работе. Включен список книг и онлайн-ресурсов, чтобы узнать больше.

Теория социального научения предполагает, что социальному поведению обучаются, наблюдая и подражая поведению других. Психолог Альберт Бандура разработал теорию социального обучения как альтернативу более ранней работе коллеги-психолога Б. Ф. Скиннера, известного своим влиянием на бихевиоризм. В то время как поведенческая психология фокусируется на том, как окружающая среда и подкрепление влияют на поведение, Бандура утверждал, что люди могут изучать поведение посредством наблюдения.

Теория социального научения предусматривает четыре опосредованных процесса, которые помогают определить, приобретается ли новое поведение:

В дополнение к поведению наблюдатель будет изучать последующие вознаграждения и наказания. Если наблюдатель считает, что вознаграждение больше, чем затраты (наказание), то он, скорее всего, будет имитировать поведение. Однако, если наблюдатель недостаточно ценит косвенное подкрепление, он не будет моделировать поведение.

В 1961 и 19 гг.63 года Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы определить, может ли социальное поведение (агрессия) накапливаться путем наблюдения и имитации. Исследование, в ходе которого дети наблюдали, как модель бьет надувную куклу, должно было подтвердить идею о том, что дети подражают их поведению, наблюдая за другими. Эти эксперименты были известны как эксперименты с куклой Бобо.

Опираясь на результаты своих экспериментов с куклой Бобо, Бандура разработал теорию социального обучения в 1977. Позже в 1986 году эта теория превратилась в теорию социального познания, которая постулирует, что обучение происходит в социальной среде с постоянно меняющимся и общим взаимодействием между человеком, окружающей средой и поведением.

Теория социального научения основана на нескольких ключевых допущениях:

Примеры теории социального научения в повседневной жизни распространены, причем одним из наиболее очевидных является поведение детей, когда они подражают членам семьи, друзьям, известным личностям и даже телевизионным персонажам. . Если ребенок понимает, что за такое поведение есть значимое вознаграждение, в какой-то момент он это сделает.

Социальные сети представляют собой множество примеров социального обучения, когда люди подражают другим, будь то игра в сцене фильма, копирование танцевальных движений из музыкального видео, и, что не менее важно, множество социальных сетей, которые люди пытаются решить. Это неистовое поведение обычно вызвано желанием быть принятым или понравившимся в обществе.

Новые сотрудники на рабочем месте могут имитировать поведение своих коллег, чтобы соответствовать рабочей культуре. Или они могут моделировать поведение коллег, чтобы заслужить хорошую репутацию у начальника.

Студенты могут подражать однокурсникам, знаменитостям и наставникам, чтобы соответствовать или привлекать внимание. В то время как позитивное поведение имитируется, проблемное поведение также моделируется.

Одной из основных сильных сторон теории социального научения является ее гибкость в объяснении различий в поведении или обучении человека, т. е. при изменении окружения человека его поведение может измениться.

Дополнительным преимуществом теории социального обучения является то, что она допускает различные способы обучения. Человек может учиться через наблюдение или непосредственный опыт.

Теория терпит неудачу там, где она пренебрегает важностью ответственности в своих действиях. Придавая большее значение окружающей среде, теория предполагает, что поведение и действия человека определяются обществом, а не тем, как человек обрабатывает или обрабатывает информацию.

Теория социального научения далее игнорирует обычные вехи развития. Хотя дети взрослеют с разной скоростью, некоторые нормальные вехи все же могут происходить независимо от условий окружающей среды.

Теория также не может объяснить любое поведение, особенно в случае, когда нет очевидного образца для подражания для наблюдателя.

Теория социального научения утверждает, что люди подражают поведению, которое они наблюдают в своей среде, особенно если это поведение подкрепляется другими. Например, если ребенок наблюдает, как его родители каждый день ходят на работу, работают волонтерами в местном общественном центре и помогают своим близким с домашними делами, ребенок, скорее всего, будет подражать такому поведению. В случае вознаграждения такое поведение закрепляется и, скорее всего, повторяется человеком.

Эта предпосылка применима и к неприятному поведению. Человек, который наблюдает, как кто-то плохо обращается с другими и получает за это вознаграждение, может последовать его примеру. Социальные работники могут использовать теорию социального обучения для определения поведенческих моделей, которым может подражать клиент, и использовать эту информацию, чтобы помочь исправить негативное поведение, такое как употребление алкоголя несовершеннолетними, употребление наркотиков или незащищенный секс.

Две области применения теории социального обучения в социальной работе включают исследования и вмешательство. Исследователи могут использовать эту теорию, чтобы понять, как агрессивность и насилие могут передаваться посредством обучения через наблюдение. Теория может быть также использована для исследования того, как положительные образцы для подражания могут способствовать желаемому поведению и способствовать социальным изменениям.

В качестве инструмента вмешательства социальный работник может применять теорию социального обучения , чтобы влиять на новое положительное поведение, изменяя подкрепление, положительное или отрицательное, связанное с источником проблемы. Важно отметить, что для эффективного применения принципов теории социального обучения в качестве вмешательства важно, чтобы социальный работник использовал другие методы работы, такие как символическое кодирование, управление стрессом и косвенное подкрепление.

Если вы в настоящее время учитесь на программе социальной работы, вы узнаете о дополнительных применениях теории социального обучения, а также о том, как интегрировать ее с другими теориями, практиками и методами социальной работы.

Теория социального научения объясняет сложное поведение, признавая когнитивные факторы и ту роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение. Однако он не объясняет, как мы развиваем широкий спектр поведения, основанный на мыслях и чувствах. У нас есть значительный контроль над своим поведением, и поэтому мы не обязательно воспроизводим плохое поведение, такое как насилие, только потому, что переживаем его.

Изменение и переименование теории социального обучения в социально-когнитивное обучение в 1986, Бандура предложил более подходящую схему того, как мы учимся на своем социальном опыте.

Теория социального научения игнорирует влияние биологических факторов, таких как гормоны и генетика, на поведение. Это ограничивает поведение человека либо природой, либо воспитанием, а не признанием того, что поведение является взаимодействием как его биологии, так и окружающей среды.

В то время как теория социального научения демонстрирует, что поведение, положительное или отрицательное, можно научить или адаптировать посредством наблюдения, для социального работника важно использовать дополнительные соответствующие практики и теории социальной работы, которые учитывают другие факторы, которые могут играть роль в поведении клиента.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts