48. Теория типов личности г.Айзенка.
Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не
более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт
включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества,
присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).
Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию.
На самом общем уровне – типы,
На следующем уровне – черты,
Ниже – уровень привычных реакций,
Внизу – специфические реакции, т.е. Реально наблюдаемое поведение.
На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм,экстраверсия-интроверсия, психотизм.
В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций.
Интроверсия – экстраверсия. Различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы.
Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира
Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. Они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Характерно преобладание возбуждения над торможением. Психическая энергия направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». Проявляется склонность к замкнутости, анализу своих психических переживаний.
Стабильность- нейротизм. Связано с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул.
Люди с высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы, большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. Сильно выражен фактор нейротичности.
Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4
группы людей:
стабильный интроверт;
невротический интроверт;
стабильный экстраверт;
невротический экстраверт.
Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию.
Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.
Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.
Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.
Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.
Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, они просто разные. Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дискретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности Основные положения, исследования и применение Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии. Содержание Об авторах Предисловие Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину Теории личности Компоненты теории личности Критерии оценки теории личности Основные положения, касающиеся природы человека Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности Метод анамнеза Корреляционный метод Экспериментальный метод Оценка личности Типы методов оценки Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк Психоанализ: основные концепции и принципы Инстинкты — движущая сила поведения Развитие личности: психосексуальные стадии Природа тревоги Основные положения Фрейда относительно природы человека Эмпирическая валидизация психодинамических концепций Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк Основные тезисы индивидуальной психологии Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Основные положения Адлера относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии Приложение: невроз и его лечение Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Биографический очерк Аналитическая психология: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Эрик Эриксон: эго — теория личности Биографический очерк Эго-психология: результат развития психоанализа Эпигенетический принцип Развитие личности: психосоциальные стадии Основные положения Эриксона относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Применение: американские подростки, или «кто я такой?» Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах Эрих Фромм: гуманистическая теория личности Биографический очерк Гуманистическая теория: основные концепции и принципы Карен Хорни: социокультурная теория личности Биографический очерк Социокультурная теория: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс АйзенкГордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк Что такое личность Концепция черты личности Проприум: развитие самости Функциональная автономия: прошлое — это прошлое Зрелая личность Основные положения Олпорта относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности Применение: изучение ценностей Подход к личности с позиции факторного анализа Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности Биографический очерк Теория черт личности: основные концепции и принципы Ганс Айзенк: теория типов личности Биографический очерк Основные концепции и принципы теории типов личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк Подход Скиннера к психологии Респондентное и оперантное поведение Основные положения Скиннера относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения Применение: лечение, основанное на оперантном научении Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк Основные принципы социально-когнитивной теории Научение через моделирование Подкрепление в научении через наблюдение Основные положения Бандуры относительно природы человека Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение Джулиан Роттер: теория социального научения Биографический очерк Теория социального научения: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк Основы когнитивной теории Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы Основной постулат и некоторые выводы из него Основные положения Келли относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк Основные принципы гуманистической психологии Мотивация: иерархия потребностей Дефицитарная мотивация и мотивация роста Основные положения Маслоу относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории Применение: характеристики самоактуализирующихся людей Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Точка зрения Роджерса на природу человека Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации Феноменологическая позиция Роджерса Я-концепция: «все-таки кто я?» Полноценно функционирующий человек Основные положения Роджерса относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории Применение: терапия, центрированная на человеке Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Глава 12. Психология личности: новые направления Основные положения в ретроспективе Оценка теорий личности Наступление эры персонологии Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература Предисловие к русскому изданию В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки. Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений. Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно. Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта). Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное». Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля. канд. психол. наук М. А. Гулина С.-Петербургский государственный университет Нашим женам Джин и Элизабет Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку Об авторах Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом. Предисловие Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества. Что нового в третьем издании? Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию конкретных теоретических подходов. В главе 5, например, выдающиеся идеи, высказанные Эрихом Фроммом и Карен Хорни, освещаются после детального объяснения концепций, основных положений, эмпирических данных и практического применения эго-теории Эрика Эриксона. Мы также включили краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и недостатки его системы. Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности. Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамической активации. Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности. Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой-то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик. В главах с 3-й по 11-ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности. Рассматриваются теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б. Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Каждая глава начинается с краткого рассмотрения основных тезисов и акцентов изучаемого направления. Затем следует краткая биография теоретика, чьи идеи описываются. В этих очерках содержится информация о жизни ученого, существенная для понимания того, почему он придерживался именно такой точки зрения на личность. Затем идет наиболее обширный раздел каждой теоретической главы — подробное изложение конструктов и утверждений, составляющих теорию. В этом разделе приводятся различные примеры, иллюстрирующие теоретические концепции и их практическую значимость для повседневной жизни. За этим разделом следует анализ основных положений, касающихся природы человека, в процессе которого мы обобщаем позицию теоретика по нашим девяти положениям, связывая их с теоретическими концепциями, представленными в предыдущем разделе главы. Таким образом, студенты могут увидеть тесную связь между концепциями личности и философскими положениями, на которых они основаны. Затем мы обсуждаем эмпирическую валидизацию рассматриваемой теории. Мы показываем, как можно экспериментально проверить различные теоретические концепции, и вкратце суммируем результаты исследований, поводом для которых послужила данная теория. Затем следует раздел, посвященный применению теории или каких-то ее аспектов к соответствующей сфере поведения человека. Показано, что личностные концепции — не голые академические абстракции, а очень важные и необходимые понятия, которые могут объяснить широкий спектр поведения человека и его жизненные переживания. Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15 разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты, начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра. Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений, вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов. В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований личности в обозримом будущем. Выражение признательности Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо-восточный университет; Джон С. Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен, Мичиганский университет, Энн-арбор; Джозеф Дж. Палладино, Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильямс, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. Йетс, Американский университет. Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска. Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw-Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы. Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным. Ларри А. Хьелл Дэниел Дж. Зиглер Каталог: docs жүктеу/скачать 10.61 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
Глава 18, Часть 2: Измерения личности Айзенка – PSY321 Текст курса: Теории личности
Структура личности
Согласно Айзенку, шестнадцать основных личностных факторов, выявленных Кеттеллом в тесте 16-PF, были ненадежными и не могли быть воспроизведены. Вместо этого Айзенк решил сосредоточиться на факторном анализе более высокого порядка, и в своей работе он выделил три « суперфакторов »: экстраверсию , невротизм и психотизм (Айзенк, 1982). Согласно Айзенку, факторы более высокого порядка подобны типам и представляют собой комбинации первичных черт личности. Таким образом, он считал шестнадцать факторов, которые Кеттелл включил в 16-PF, первичными факторами, тогда как экстраверсия, невротизм и психотизм были факторами (или типами) второго порядка. На самом деле даже первичные факторы состоят из реакций низшего уровня, образующих иерархическую модель личности: специфические реакции, привычные реакции, черты (или факторы) и, наконец, типы (или суперфакторы). Точно так же g, или общий интеллект, является фактором более высокого порядка, чем составляющие его интеллекты (например, вербальный, числовой, память, зрительно-пространственный и логический). Таким образом, теория Айзенка не противоречит теории Кеттелла, а скорее рассматривает более высокий уровень структуры личности (Айзенк, 19). 52, 1967, 1970).
Теория Айзенка сосредоточилась на темпераменте — врожденных, генетически обусловленных различиях личности. Он считал, что личность в значительной степени определяется биологией, и рассматривал людей как обладающих двумя конкретными личностными измерениями: экстраверсия против интроверсии и невротизм против стабильности. После сотрудничества со своей женой и коллегой-теоретиком личности Сибил Айзенк он добавил к этой модели третье измерение: психотизм против социализации. (Безграничный, без даты)
Экстраверт обычно описывают как общительного, экспрессивного человека, но техническое определение, данное Айзенком, более сложное. Экстраверсия – это сочетание общительности, импульсивности, легкомыслия, общей активности и откровенной сексуальности. Сложный характер каждого фактора более высокого порядка может привести к некоторым различиям в теории личности. Согласно Айзенку, импульсивность, связанная с экстраверсией, скорее всего, является наследственной (черта темперамента), тогда как аспект общительности экстраверсии, скорее всего, зависит от окружения. Таким образом, возможно, неудивительно, что Айзенк находит поддержку наследственных влияний на личность, тогда как другие, как Кеттел, находят поддержку влияний окружающей среды. В зависимости от того, как человек разрабатывает свои вопросы и эксперименты, составляющие черты фактора более высокого порядка могут поддерживать разные точки зрения (Айзенк, 19).82). Согласно его теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свое взаимодействие с другими. (Безграничный, без даты)
Нейротизм относится к эмоциональной стабильности или ее отсутствию. Он включает в себя перепады настроения, плохую эмоциональную адаптацию, чувство неполноценности, отсутствие социальной ответственности, отсутствие настойчивости, проблемы доверия и подозрительности, социальную застенчивость, ипохондрию и отсутствие расслабленного самообладания. Нейротизм повышает интенсивность эмоциональных реакций. Поскольку это функция реактивности вегетативной нервной системы, это наследственная характеристика. Люди с высоким уровнем невротизма чаще страдают неврозами, но высокий уровень невротизма не обязательно менее желателен, чем низкий уровень невротизма. Например, высокая эмоциональность человека может принести пользу эстетическому восприятию и творчеству. С явно отрицательной стороны, высокий уровень невротизма обычно обнаруживается у преступников, возможно, потому, что всякий раз, когда у человека проявляются антисоциальные наклонности, высокий уровень невротизма усиливает его реакции страха/тревоги и действует как мощное, хотя и дисфункциональное, влечение (Eysenck, 1977, 1982; Кендрик, 1981). В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система с низким уровнем стресса, их тела и эмоциональное состояние склонны к реакции «беги или дерись». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и поэтому считаются более эмоционально стабильными. (Boundless, n.d.) Кеттелл также изучал невротизм, и его выводы были очень похожи на выводы Айзенка (Cattell & Scheier, 1961).
Источник изображения: Ивановгуд. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/paint-makeup-girl-cosmetics-color-2985569/. Лицензия CCO.Психотик был добавлен в теорию Айзенка значительно позже выявления экстраверсии и невротизма, и это наименее четко определенный или наследуемый из трех суперфакторов. Он включает в себя черты доминирования-лидерства, доминирования-подчинения, поиска ощущений и отсутствия супер-эго. Дети с высокими показателями психотизма, как правило, имеют проблемы с поведением и трудности в обучении, они становятся одиночками, прогуливают школу, совершают преступления и, как правило, не нравятся учителям и сверстникам. Будь то дети или взрослые, они, как правило, не получают пользы от традиционной психотерапии или консультирования, поскольку обычно существует параноидальный, подозрительный барьер. Однако есть некоторые свидетельства успешного лечения с помощью интенсивных поведенческих техник. Интересно, что станут ли эти дети преступниками во взрослом возрасте, по-видимому, зависит от того, как они оценивают два других суперфактора. Высокий невротизм, по-видимому, является фактором, превращающим подростковую преступность в привычку, которая сохраняется в преступной жизни (S. Eysenck, 19).97). В измерении психотизм/социализация люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны. Люди с высоким уровнем социализации (часто называемым контролем суперэго), как правило, обладают высоким уровнем контроля над импульсами — они более альтруистичны, чутки, склонны к сотрудничеству и конвенциональны. (Безграничный, без даты)
Основная сила модели Айзенка в том, что он был одним из первых, кто сделал свой подход более поддающимся количественной оценке; поэтому она воспринималась как более «законная», поскольку распространенная критика психологических теорий заключается в том, что они не поддаются эмпирической проверке. Айзенк предположил, что экстраверсия была вызвана изменчивостью коркового возбуждения, при этом интроверты обычно имеют более высокий уровень активности в этой области, чем экстраверты. Он также предположил, что невротизм определяется индивидуальными различиями в лимбической системе, части человеческого мозга, отвечающей за эмоции, мотивацию и эмоциональную связь с памятью. Однако, в отличие от моделей Олпорта и Кеттелла, теория Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая. (Безграничный, без даты)
В отличие от шестнадцати первичных факторов Кеттелла Айзенк предложил всего три суперфактора. Можно ли разумно оценить личность только по трем измерениям? Если нет, то считаете ли вы, что это все еще три наиболее важных измерения?
Роль наследственности в личности
Айзенк твердо верил в наследование личности и интеллекта. Если правда, что генетика играет главную роль в личности, то эволюция должна предоставить нам интересный тест: проявляют ли другие виды приматов те же самые суперфакторы, которые мы наблюдаем у людей? Айзенк исследовал этот вопрос вместе с Гарри Харлоу. Проведя факторный анализ социального поведения макак-резусов, они обнаружили три четких поведенческих фактора: ласковое, боязливое и враждебное социальное поведение. Эти факторы хорошо сочетаются с человеческими факторами экстраверсии, невротизма и психотизма соответственно. Конечно, между животными были заметные различия, но эти различия были характерны и достоверны для каждой обезьяны. Таким образом, представляется, что биологическая основа суперфакторов личности может быть подтверждена сравнительными психологическими исследованиями (Chamove, Eysenck, & Harlow, 19).72).
Источник изображения: РоббиРосс. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/images/search/rhesus%20monkey/. Лицензия CCO.Обзоры общего вклада Айзенка в область генетики поведения, однако, были предметом споров. В то время как некоторые хвалят Айзенка за определение важной роли, которую генетические детерминанты играют в факторах личности (см. Martin & Jardine, 1986), другие утверждают, что собственные данные Айзенка свидетельствуют о том, что он преувеличивал значение генетики (см. Loehlin, 19).86). Действительно, Лелин предполагает, что данные собственных публикаций Айзенка можно интерпретировать так, чтобы предположить, что генетика объясняет примерно половину изменчивости личностных факторов, а другая половина зависит от окружающей среды. Тем не менее, Лелин признает основную роль Айзенка в привлечении этих вопросов к сфере науки и хвалит Айзенка за открытое предоставление своих данных, чтобы другие, такие как Лелин, могли оценить и обсудить эти результаты (Лелин, 1986). Айзенк, со своей стороны, признал точку зрения Лелина и выразил надежду, что продолжение исследований в будущем поможет лучше прояснить роль генетики в определении поведения, интеллекта и личности (Айзенк, 19).86).
Проблемы личности и реальной жизни
Хотя подход Айзенка к личности был сосредоточен на групповых различиях и генетике, он не мог не заботиться о человеке и его или ее повседневной жизни. Он также бросил вызов тому, как психологи занимаются своей дисциплиной, и тому влиянию, которое это оказывает на общественное мнение о психологии. В 1972 году он опубликовал книгу «Психология — это о людях» , в которую вошли шутки о психологии и психиатрии, а также на такие разные темы, как секс, социализм, образование, порнография и бихевиоризм (Айзенк, 19 лет).72). В Uses and Abuses of Psychology он бросил вызов стереотипам, связанным с представлениями о национальном характере, и призвал к изучению фактов о других культурах (также рассматриваются многие другие темы; Eysenck, 1953). В Разум и вздор в психологии он исследовал такие вещи, как гипноз, детекторы лжи, телепатию, толкование снов и политику.
Айзенк много писал о сексе и личности, а также о роли, которую насилие и средства массовой информации могут играть в искажении сексуальности (например, Айзенк, 1976; Айзенк и Ниас, 1978). Он также писал о взаимосвязи между личностью и преступным поведением (например, Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989) и о той роли, которую личность и стресс играют в жизни людей, курящих сигареты (Eysenck, 1991). Подобно Кеттеллу, Дженсену и другим, Айзенк был очень увлечен полемикой по поводу расовых различий в тестировании интеллекта (см., например, Айзенк, 1973а, б, 1995; Айзенк и Камин, 1981; Пирсон, 1991). Однако Айзенк предложил кое-что для среднего человека: две книги о том, как измерить собственный IQ. (Айзенк, 1962, 1966). В конце своей карьеры Айзенк интересно размышлял о своем решении сосредоточить большую часть своей карьеры на различиях между людьми, а не на уникальности каждого человека:
Гордон Олпорт и я не всегда сходились во взглядах на теоретические вопросы. Я очень хорошо помню, как он сказал мне, что, по его мнению, каждый психолог должен написать свою автобиографию в конце своей жизни, чтобы увидеть единство, которое проявилось в его поведении на протяжении длительного периода времени. Эта идиографическая точка зрения сильно контрастировала с моей собственной номотетической, и в то время я мало обращал на нее внимания. Теперь, полжизни спустя, я вижу, к чему он вел, а также вижу возможное значение такой последовательности поведения в собственной жизни. (стр. 375; Айзенк, 19 лет)86)
Айзенк написал две книги, бросившие вызов психологии: «Использование и злоупотребление психологией» и «Разум и вздор в психологии» . Какие преимущества, по вашему мнению, имеет для области, когда кто-то уровня Айзенка подвергает сомнению научную обоснованность определенных областей исследования или определенных процедур?
Дополнительные материалы
Теория черт Ганса Айзенка
В этом видео [5:35] рассматривается айзенковское измерение личности с примерами каждого из них.
Источник: https://youtu.be/k0rJ7R0SHgQ?t=114
Теория признаков Трехфакторная модель Айзенка
Это видео [9:43] начинается с описания взглядов Айзенка на темперамент и его роль в личности. Затем обсуждаются его результаты исследования факторного анализа, исследуя три измерения, на которых он основывал свою теорию.
Источник: https://youtu. be/jt1IUHneuW0
Ганс Дж. Айзенк, доктор философии. Lifetalk с Робертой Рассел о психоанализе
В этом видео [9:00] показан отрывок из Lifetalk 1995 года, в котором Роберта Рассел берет интервью у Ганса Айзенка о его мыслях о психоанализе.
Источник: https://youtu.be/ZN4Hod8Clv8
Каталожные номера
Текст: Безграничный. (nd) Теории черт личности Олпорта, Кеттелла и Айзенка. Получено с http://oer2go.org/mods/en-boundless/www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/personality-16/trait-perspectives-on-personality-79./allport-s-cattell-s-and-eysenck-s-trait-theories-of-personality-310-12845/index.html. Лицензия CC-BY-SA-4.0.
Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Клэр Кодрингтон. (2018, 22 июня). Теория черт — Ганс Айзенк. [Видеофайл]. Получено с https://youtu. be/k0rJ7R0SHgQ?t=114. Стандартная лицензия YouTube.
NHS Психология. (2017, 17 июня). Теория черт Трехфакторная модель Айзенка. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/jt1IUHneuW0. Стандартная лицензия YouTube.
Роберта Рассел. (2009, 9 октября). Ганс Дж. Айзенк, доктор философии. Lifetalk с Робертой Рассел о психоанализе. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/ZN4Hod8Clv8. Стандартная лицензия YouTube.
Теория личности Айзенка — Изучение своего сознания
5 минут
Последнее обновление: 31 июля 2018 г.
Теория личности Айзенка считается истинной парадигмой и самой надежной теорией, которую предложила психология. Теория лучше всего объясняет, почему каждый человек имеет свою индивидуальность.
Теория гласит, что внутри каждого из нас есть три большие черты. Эти три черты — психотизм, экстраверсия и невротизм. Согласно Айзенку, у каждого человека разный уровень каждой черты. Уровни этих трех черт составляют нашу личность.
Теория личности Айзенка утверждает, что существуют три черты, по которым психологи могут делать прогнозы на биопсихосоциальном уровне.
Подход Ганса Айзенка
С началом Второй мировой войны этому немецкому психологу пришлось эмигрировать в Англию. В Лондоне он работал психологом скорой помощи в больнице скорой помощи Милл-Хилл, где отвечал за психиатрическое лечение военных. Профессиональная карьера Айзенка и его более 700 опубликованных статей о личности обеспечили ему место в качестве одного из самых влиятельных психологов.
Айзенк глубоко скептически относился к использованию психотерапии и психоанализа в клинических случаях. Однако он защищал поведенческую терапию как лучшее лечение психических расстройств.
Черты: сканер личности
Подход Айзенка основан на теории личности. Чтобы понять это, мы должны принять во внимание, что человеческое поведение определяется рядом атрибутов. Эти атрибуты, или генетические черты, являются основой личности. Они предрасполагают нас действовать определенным образом.
Кроме того, теория Айзенка предполагает, что эти черты различаются у разных людей. Теория также предполагает, что черты когерентны в разных ситуациях и остаются более или менее неизменными с течением времени у человека. Он также считает, что, изолируя эти генетические черты, мы можем увидеть более глубокую структуру личности.
Айзенк и индивидуальные различия
По мнению этого психолога, на наши черты влияет генетика, источник индивидуальных различий. Конечно, Айзенк не исключал других типов влияния или ситуаций окружающей среды. Это означает, что наши черты могут усиливаться, когда они вступают в контакт с внешней средой.
В качестве примера возьмем взаимодействие в семье в детстве. Любовь — это общение, которое существует между родителями и детьми, и оно может иметь большее или меньшее влияние на развитие ребенка. Подход Айзенка является биофизическим, представляющим собой смесь биологических, психологических и социальных факторов. Он объединяет все эти факторы как детерминанты поведения.
Структура личности по Айзенку
Айзенк разделяет личность на четыре различных уровня. В базе вы найдете конкретные ответы на вопросы, которые на самом деле не характеризуют человека. На втором уровне вы найдете ответы, которые чаще встречаются в различных обстоятельствах.
На третьем уровне находятся привычки, которые человек делает часто. Наконец, на вершине пирамиды и на четвертом ярусе находятся суперфакторы, о которых мы поговорим ниже.
«Понятие личности тесно связано с понятием стабильности, последовательности и повторяемости действий. Это относится к ковариации ряда поведенческих актов».
-Eysenck, 1987-
Двухфакторная теория Айзенка
Ганс Айзенк основал свою двухфакторную теорию на этих идеях. Для этого он проанализировал, как люди отвечали на личностные опросники. Айзенк провел факторный анализ, который представляет собой метод статистической обработки данных и агглютинации. В данном случае он использовал эту технику, чтобы свести поведение к ряду факторов с общими атрибутами: суперфакторам. Каждый набор факторов сгруппирован по одному измерению.
Айзенк выделил три независимых измерения личности: психотизм (P), экстраверсию (E) и невротизм (N), поэтому эта модель называется PEN. По его мнению, эти три суперфактора адекватно описывают личность.
Три измерения теории личности Айзенка
Нейротизм (стабильность-эмоциональная неустойчивость)
Во-первых, Айзенк понимает невротизм как высшую степень эмоциональной нестабильности. Айзенк использует это измерение, чтобы объяснить, почему некоторые люди более других склонны к тревоге, истерии, депрессии или навязчивым идеям. Он определяет невротиков как те, кто чаще реагирует преувеличенно и которым трудно вернуться к нормальному уровню эмоциональной активности.
На другом полюсе измерения находятся эмоционально устойчивые, спокойные, рассудительные люди, обладающие высокой степенью самоконтроля.
Экстраверсия (экстраверсия-интроверсия)
Во-вторых, люди с более высокими показателями экстраверсии обладают более высокими чертами общительности, импульсивности, отсутствия комплексов, жизнестойкости, оптимизма и изобретательности. С другой стороны, более интровертированные люди обычно более спокойны, пассивны, менее общительны и более пессимистичны.
Однако эта теория личности считает, что основное различие между этими двумя факторами носит физиологический характер. Он основан на уровне коркового возбуждения.
Психозизм
В-третьих, уровень психотизма человека отражает его уязвимость к импульсивности, агрессивности и отсутствию эмпатии. Эти люди часто бесчувственны, антисоциальны, склонны к насилию, агрессивны и экстравагантны. Если у вас высокий балл по психотизму, вы можете быть предрасположены к различным психическим расстройствам, таким как психоз.