Теория творчества: Теории творчества (зачем и откуда оно появилось)

Энгельмейер П.К. — Теория творчества (2010) | Философия науки и техники | Книги по философии

Подробности
Категория: Философия науки и техники
Создано: 2013-10-17
Автор: Tus
Просмотров: 1988

Энгельмейер П.К.

Теория творчества

 

М.: Книжный дом «Либроком», 2010.- 208 с. (Изд. 3)
ISBN 978-5-397-01015-3
Серия: Из наследия мировой философской мысли: философия науки

Формат: DJVU  4  Мб 

Качество: сканированные страницы
Язык: русский, старая орфография

 

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного инженера и философа П.К.Энгельмейера (1855—1939), основоположника нового раздела философских исследований, получившего название «философия техники». В книге исследуется теория творчества, причем творчество техническое сближается с научно-философским и художественным.

Автор подробно разбирает вопросы природы творческого процесса в технике, искусстве, науке, религии и обыденной жизни. Большое место в книге занимает теория так называемого «трехакта», состоящего из трех стадий, которые, по мнению автора, повторяются во всех изобретениях, — желания, знания и умения.

Книга будет интересна как философам, психологам, историкам и методологам науки, представителям других гуманитарных дисциплин, так и инженерам, изобретателям, а также всем, кто интересуется проблемами творчества.

Оглавление

Предисловiе Д.Н.Овсянико-Куликовскаго
Предисловiе Э.Маха

Введенiе

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Область человеческаго творчества
Глава 1. Творчество и рутина, или новое и старое
Глава 2. Границы человеческаго творчества
Глава 3. Творчество въ искусстве
Глава 4. Творчество въ технике
Глава 5. Творчество въ обыденной жизни
Глава 6.

Творчество въ науке
Глава 7. Творчество въ религiи
Глава 8. Синтезъ понятiя о человеческомъ творчестве

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Трехактъ въ техническомъ изобретенiи
Глава 9. Изобретенiе техническое
Глава 10. Составъ техническихъ изобретенiй
Глава 11. Сходство между изобретенiями
Глава 12. Новизна въ изобретенiяхъ
Глава 13. Техническая проблема
Глава 14. Трехактъ
Глава 15. Трехактъ въ действительности
Трехактъ въ человеческомъ творчестве вообще
Глава 16. Обобщенная формула трехакта
Глава 17. Трехактъ въ художественномъ творчестве
Глава 18. Трехактъ въ научномъ открытiи
Глава 19. Трехактъ во всякой деятельности
Психологическiе выводы
Глава 20. Трехактъ и воля
Глава 21. Психологическая физiономiя перваго акта
Глава 22. Творческiй потенцiалъ

Глава 23. Классификацiя человеческихъ дарованiй
Эврилогiя и бiологiя
Глава 24. Общiя замечанiя
Глава 25. Организмъ и механизмъ
Глава 26. Дарвинизмъ въ приложенiи къ эволюцiи изобретенiй
Эврилогiя и соцiологiя
Глава 27. Общественное значенiе изобретенiй
Послесловiе

  • Назад
  • Вперёд
Скачать:
  • прямая ссылка 1 (DjVu)
  • прямая ссылка 2 (DjVu)

Психология творческой деятельности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


ГЛАВА 1
Психология творческой
деятельности
1.1. Какую деятельность следует считать творческой
Сущность творческого процесса видят в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций (А. Матейко), как созидание чего=либо нового в ситуации, когда проблема=раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М, 1924), как создание с помощью действия нового продукта (К. Роджерс) или как деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, таки социальной, завершающаяся созданием нового оригинального продукта процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых (Творчество, 2008, с. Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе стем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования.
Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.
Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Однако эмпирический поиск таких критериев приводит к малоценным результатам. Выдвигаемые критерии, такие как популярность, продуктивность (Смит,
Тейлор, Гизелин), степень реконструкции понимания универсума (Гизелин), широта влияния деятельности ученого на различные области научных знаний (Лаклен), степень новизны идей,
подхода, решения (Шпрехер, Стайн), общественная ценность научной продукции (Брогден) и многие другие, остаются неубедительными. СМ. Бернштейн (1966) справедливо находит в этом



13
Глава 1. Психология творческой деятельности следствие совершенно неудовлетворительного уровня разработки теоретических вопросов исследования творчества.
В нашей отечественной литературе творчество чаще всего определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (БСЭ, т. 42, с. При психологическом подходе к анализу творчества такой критерий явно непригоден. Ведь говорят же о решении проблем животными, о творчестве детей творчество, несомненно, проявляется при самостоятельном решении всякого рода головоломок человеком любого уровня развития. Но все эти акты непосредственно общественной значимости не имеют. В истории науки и техники зафиксировано множество фактов, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной значимости. Нельзя же думать, что в период замалчивания деятельность их создателей не была творческой, а становилась таковой только с момента признания.
Вместе стем критерий общественной значимости в ряде случаев действительно имеет решающее значение в творческих актах.
Пономарев Я. Ас. Подобное понимание творчества сохранялось долгое время. Однако, как отмечает СВ. Максимова (2006), в такую трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены, такие как «проблематизация собственного мира (ГС. Ба=
тищев), «трансцедентность», борьба, полет в бесконечность (НА. Бердяев), «не=
адаптивность» (А. Г. Асмолов), выход заграницы, преодоление (Н. Абаньяно),
«бунт» (Ж.=П. Сартр) и пр. Кроме того, критерии новизны оказались размыты для кого в чем по сравнению с чем (А. П. Огурцов).
Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь, считает Максимова, понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность (В. А. Петровский. В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулигана, преступника, которые трудно рассматривать водном ряду, например,
с произведением искусства.
Кроме того, остается открытым вопрос о различении проявлений творчества
(творчества для других, процесс объективации) и творческого потенциала (творчества для себя, процесс опредмечивания, — Бердяев НА, с. Поэтому СВ. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих — неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптив=
ной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще нереализованных возможностей (не очень удачно названное автором творческим потенциалом появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности реализация творческого потенциала достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д, те. создание творческого продукта. В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, компози=
1
Обычно под потенциалом понимают скрытые возможности (способности) человека, а не открывающиеся возможности решения творческой задачи.


Раздел первый. Творчество и его психологическая характеристика
14
торы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закону конструкторов новая машина, механизму модельера — новый фасон одежды и т. д.
Интересен вопрос о том, как соотносятся в деятельности индивида, в функционировании личности нормосообразность и творческая активность. Обычно эти качества противопоставляют друг другу. Но такое противопоставление верно только в том смысле, что излишняя регламентация,
чрезмерно жесткое нормирование сковывает индивидуальную активность и обедняет человеческие отношения (Соколов ЭВ, с.141).
Впрочем, дело не столько в степени жесткости конкретных норм, сколько в том, в какой мере такая жесткость уместна в определенном звене индивидуальной или коллективной деятельности. В зависимости от функций этого звена, в нем должны преимущественно воплощаться или нормосообразность, или творчество. Проектируя трудовую деятельность и руководя ею, важно рациональным образом выделить ее нормативные и творческие звенья.
Противопоставление творчества нормосообразности не следует абсолютизировать. Внимательный анализ таких видов деятельности, творческий характер которых не подлежит сомнению,
показывает, что строгое соблюдение нормы вполне совместимо с творчеством и, более того,
часто служит его предпосылкой. Это ярко проявляется в исполнительском творчестве, где уже сам нотный текст или текст роли фиксирует некоторую требующую обязательного выполнения норму деятельности Исполнитель должен безукоризненно владеть художественной семиотической системой, чтобы закрепить с ее помощью синтез индивидуально неповторимого постижения произведения (Рапопорт С, 1972, с. Балл ГА, с. Ф. Д. Батюшков (1901) выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное,
в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.
М. С. Каган и А. М. Эткинд (1988) пишут обобщении как творчестве, а ЕЮ. Си=
доркина (2000) полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события.
Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов. Вот несколько примеров такого творчества.
На чемпионате Европы по борьбе, проходившем за рубежом, тренер увидел, что ученик находится перед финальной схваткой в состоянии апатии. Чтобы взбодрить спортсмена, тренер повел с ним такой разговор «Анзор, ты знаешь, что такое Евровидение?» — Да. — А ты знаешь,
что сегодня будут транслироваться эти соревнования на всю Европу, и как ты борешься, увидят в твоем ауле Больше никаких слов не понадобилось. Анзор выиграл чемпионат Европы.
В 1970 г. для определения чемпиона СССР по футболу был проведен дополнительный матч между московским Динамо и ЦСКА. Первый тайм вчистую был выигран динамовцами — 3 : В перерыве в раздевалке армейцев была гробовая тишина и выражение полной безысходно



15
Глава 1. Психология творческой деятельности сти на лицах футболистов. В это время один из защитников полез зачемто в свой баул и случайно нажал на резинового чертика, издавшего звук хохота. Тренер заметил, что на лицах футболистов промелькнула улыбка. Тогда он подбежал к защитнику и сказал «Нука, нажимай на своего чертика Из баула последовал непрерывный хохот, который заразил всю команду.
В это время раздался свисток судьи на выход. Армейцы вышли из раздевалки, продолжая хохотать, а навстречу им шли динамовцы, которые никак не могли понять, что же такое придумали соперники, изза чего им стало так весело. Итог матча — 4 : 3 в пользу ЦСКА.
По данным ЕЮ. Сидоркиной, творческие приемы в общении особенно часто используют руководители, педагоги (вспомним заведующего детским садом в фильме Джентльмены удачи, который придумал, как заставить малышей съесть завтрак, режиссеры театра и кино, родители, атипичными ситуациями, требующими использования творческих приемов, являются недоверие партнера, прием первого пациента, ритуальность в деловых отношениях, приводящая к рутине, необходимость стимуляции творческого мышления партнера, необходимость снятия масок»
и выхода на доверительные отношения, необходимость разрушения стереотипа.

Каталог: upload -> contents
contents -> Элективный курс «Программируем на Паскале»
contents -> Мир образования образование в мире №3 2007 г
contents -> Образование и экономика сагинова о. В
contents -> Управление финансами предприятия
contents -> Исследование психического в работах Б. Ф. Ломова В. А. Барабанщиков, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова 5
contents -> Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. В. Казанская 978538800089
contents -> Лекции определение психологии. Вопросы, характеризующие науку


Скачать 156,28 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Дэвид Гаунтлетт | Это путь к теории творчества?

Это немного о том, что представляет собой «теория» творчества. Это было частью введения к моей новой книге Творчество , но казалось немного ненужным и замедляло процесс. Поэтому я удалил его, но я не очень хорошо умею удалять вещи полностью, поэтому вместо этого оставил его здесь.


Это путь к теории творчества?

Я веду целые курсы о творчестве в университете, а в конце получаю оценки студентов, где они говорят, что думают об этом. Мне всегда это интересно, и, конечно, мне нравится получать приятные отзывы, но иногда кто-то говорит, что ожидал большего изучения «теории творчества». Они были разочарованы его отсутствием. Потому что мы провели последние 12 недель, по три часа в неделю плюс домашняя работа, говоря о творчестве и занимаясь творчеством, чтобы мы могли больше говорить об этом творчестве.

Было бы хорошо быть очень уравновешенным человеком, который всегда благодарен за обратную связь. Но это расстраивает. Я думаю, что знаю, чего они хотят, и это то, чего я намеренно не делаю, и меня раздражает, что они этого хотят, потому что я считаю это неуместным, а также скучным, а я предложил им тщательно продуманную альтернативу. Чего, я думаю, им, должно быть, недостает, так это очень сухих статей по психологии, написанных так, как будто для аудитории, которая никогда не слышала о творчестве и находит его подозрительным, с некоторыми графиками и статистическими данными о том, при каких условиях некоторые люди проявляли видимость креативность. Я ворчал на тех, что вверху и внизу, и не в этом дело, замечу только, что это не творчество теория . Не совсем. Если что, то это творчество описание .

Подумайте, что такое теория. Теория предлагает исчерпывающее объяснение того, что происходит на самом деле, стремясь раскрыть удивительную историю, которая соединяет некоторые точки и дает новое и значимое понимание. Итак, одно но, не все поддается теории. Мне очень нравятся птицы. Птицы могут выглядеть красиво, и мы можем узнать интересные факты об их поведении и способах гнездования, а наука о птичьем полете — это нокаут. О птицах написано много целых книг. Это не «теория птиц». Если бы вы требовали теории птиц, что бы это могло быть? Я не могу ничего придумать, если только это не теория птичьего заговора, предполагающая, что наши пернатые друзья просто находятся в первой фазе долгосрочного плана по уничтожению людей и присвоению им законного места в качестве правителей всего мира. владычество. Ну, возможно. Но не все должно иметь теорию.

Когда вы впервые узнаете что-то об искусстве, вы встретите человека, который говорит, что изучал «теорию цвета», и это звучит потрясающе только потому, что это называется «теория цвета». Вы думаете, woah , что это может быть?! И то, что они называют теорией цвета, действительно интересно — о том, как разные цвета сочетаются друг с другом, хотя разные цвета имеют разный культурный резонанс и так далее — все это хорошие вещи. Однако это не , а теория . Это описание интересных деталей, и это хорошо — интересные детали интересны! Но не теория.

Итак, когда дело доходит до теории творчества – какие есть кандидаты на то, как это могло бы выглядеть? Ну, во-первых, возникает вопрос о том, почему люди что-то создают и что означает это творчество в нашей жизни и в человеческом обществе. Я думаю, это интересно — это человеческое стремление к связи через создание чего-то, что включает в себя некоторый отпечаток нас самих. Именно об этом моя предыдущая книга « Making is Connecting ». Отличная социологическая тема. Однако это не делает вас более творческим — это не совсем главное — хотя это может дать вам некоторые подсказки.

Во-вторых, «теория креативности» может раскрыть все секреты того, как вы можете быть наиболее творческими в своей жизни — авторитетный список оптимального времени и методов для творчества. Хотя это было бы довольно фальшиво, потому что все люди разные, каждый должен найти свой предпочтительный подход — может быть, не один — и список лучших советов в любом случае не является теорией. В нем нет ни объяснительной силы, ни более глубокого понимания, которое исходит от него.

Вероятно, в этой книге я пытаюсь использовать третий вариант. Мне самому не нужно называть это «теорией», и я не знаю, подходит ли это. Но речь идет о том, чтобы найти способы думать о творчестве, которые помогут в реальной жизни.0003 делает , как я уже сказал. Практический подход к практике, основанный на опыте творческих людей, занимающихся творчеством. Если теория показывает нам скрытую историю того, «что происходит на самом деле», этот подход показывает нам, что творчество — это гораздо больше, чем просто магический импульс.

Сказав все это, эта книга полна всех идей творчества, которые я нахожу полезными . Идеи могут быть более распространенными, чем теории. Но идеи могут быть волнующими, вдохновляющими и наводящими на размышления, и вы не можете требовать большего.


 

Когнитивные теории творчества — Творчество

Последнее обновление: понедельник, 19 декабря 2022 г. | Креативность

Другая группа теорий, включающая интеллектуальные способности в качестве ключевого компонента, представляет собой совокупность когнитивных теорий креативности. Гилфорд, как обсуждалось ранее, был пионером этих идей, и его дихотомия конвергентного и дивергентного мышления до сих пор остается ключевой идеей в творчестве. Однако еще до Гилфорда Валлас предложил модель когнитивного творческого процесса.

Согласно его пятиступенчатой ​​модели, вы сначала используете подготовку, чтобы начать работу над проблемой. Затем идет инкубация, когда вы можете работать над другими вещами, пока ваш разум думает о проблеме. В предчувствии вы понимаете, что вот-вот произойдёт прорыв (эта фаза иногда выпадает из модели), и тогда вы действительно получаете озарение в фазе озарения. Наконец, с проверкой вы действительно тестируете, развиваете и используете свои идеи.

Совсем недавно модель Geneplore имеет две фазы, порождающую и исследовательскую, которые сопоставимы с разграничением конвергентного и дивергентного мышления Гилфорда. На генеративной фазе кто-то строит предизобретательскую структуру или мысленное представление возможного творческого решения. Например, Элиас Хоу работал над изобретением современной швейной машины. Он не мог правильно сконструировать иглу. Хоу приснился странный сон, в котором его преследовали дикари, бросавшие в него копья. У копий была круглая петля на конце, и Хоу понял, что добавление круга (или «ушко») к концу иглы было нужным ему решением.

Образ копья с кругом на конце — образ, предшествовавший озарению Хоу, — может быть примером одной из этих доизобретательских структур. Они не должны быть такими драматичными или внезапными, как осознание, основанное на сне Хоу. Действительно, согласно модели Geneplore, создание предизобретательских структур — это только часть творческого процесса. Затем мыслитель должен исследовать эти различные доизобретательские структуры в рамках ограничений конечной цели. Может быть несколько циклов, прежде чем будет создана творческая работа.

Хотя модель фокусируется на творческом процессе, большинство тестов модели фактически измеряют творческий продукт. В эксперименте по тестированию модели людям показывали части объектов (например, круг или куб). Затем их попросили объединить эти части вместе, чтобы создать практический предмет или устройство. Затем оценивалась креативность (и практичность) предметов. Интересно, что люди создавали больше творческих объектов, когда им говорили, какие части нужно объединить, чем когда они могли выбирать части для объединения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts