Теория жана пиаже: когнитивное и психическое развитие ребенка

Содержание

когнитивное и психическое развитие ребенка

Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.

Содержание

  • Что выяснил Жан Пиаже
  • Стадии развития по Пиаже
    • Сенсомоторная стадия (0-2 года)
    • Дооперационная стадия (2—7 лет)
    • Стадия конкретных операций (7—11 лет)
    • Стадия формальных операций (после 12 лет)
  • Основные понятия теории Пиаже
  • Как детское мышление связано с речью
  • Мои рекомендации для родителей
  • Заключение

Что выяснил Жан Пиаже

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Основные понятия теории Пиаже

  • Схема действия или мышления. Согласно психологическим теория интеллекта Ж.Пиаже, это категории знаний, которые определяют понимание и интерпретацию человеком окружающего мира. Схема включает в себя знание и процесс его получения. При получении нового опыта ребенок или действует и мыслит по уже существующей в его сознании схеме, или видоизменяет ее, или заменяет качественно другой.
  • Ассимиляция. Это процесс включения нового знания в уже существующие схемы. Например, ребенок знает, что существует стрекоза: вытянутое тело, быстрые крылья, умеет летать. Увидев в первый раз вертолет, он воскликнет: «Мама, смотри, стрекоза!». Потому что вертолет, по всем признакам для ребенка, подходит под эту категорию: длинный, быстрый, летает. То есть он встроил новое понятие в уже существующую у него схему мышления.
  • Аккомодация. Это процесс изменения или замены существующей схемы под новые условия. Например, ребенок умеет держать ложку, но в кулачке. Взрослые начинают требовать и учить делать это правильно, вкладывая столовый прибор ему между пальцами.
    Малышу постепенно приходится полностью изменить свою схему действий: меняются задействованные мышцы и движения руки, стабильной остается только цель – донести ложку до рта.
  • Уравновешивание. Жан Пиаже акцентировал внимание на том, что в психике ребенка должен соблюдаться здоровый баланс между процессами ассимиляции и аккомодации, так как при преобладании первого поведение и мышление ребенка становится ригидным, а второго – непоследовательным и неорганизованным. От равновесия ассимиляции и аккомодации зависит успешное интеллектуальное развитие ребенка на всех стадиях формирования мышления.

Как детское мышление связано с речью

Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.

Мои рекомендации для родителей

  1. Выстраивая план развития ребенка, обращать внимание на его возраст и работать в соответствии с ним. Например, в обучении чтению двухлетки нет никакого смысла: он не способен воспринимать символы, а готов работать только с конкретными примерами.
  2. На каждой стадии развития стоит представлять ребенку как можно больший спектр действий, соответствующих возрасту. Малышу – разные сортеры, пирамидки, крупные пазлы-вкладыши, чтобы он мог в полной мере отработать свою методику проб и ошибок. Дошкольнику можно выбирать более сложные игрушки подобного типа, а также помогать ему преодолеть эгоцентризм, демонстрируя разные точки зрения. Для младшего школьника отлично подойдут логические задачки, в которых задействованы конкретные, знакомые ему предметы и объекты, а подросткам – проблемы абстрактного и теоретического характера.
  3. При речевых трудностях стараться развивать мышление с помощью разных игр, игрушек, упражнений и методик, подходящих по возрасту.
    Если же есть подозрение, что ребенок недостаточно хорошо мыслит для своей стадии развития, то стоит попытаться воздействовать на когнитивные процессы через речь: задавать умственные задачки в соответствии с возрастом, предлагать поискать причины и следствия разных явлений, классифицировать, представлять вероятные исходы того или иного события.

Заключение

Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже: особенности

Когнитивное развитие, как и физическое становление, играет огромную роль в жизни ребенка. Ведь под ним подразумевается развитие таких важных мыслительных процессов, как восприятие, память, логика, решение задач и воображение. Поэтому ему уделяется так много внимания.

Становление интеллектуальных способностей заинтересовался также швейцарский философ и психолог Жан Пиаже. Он и разработал теорию когнитивного развития. По ней, человек развивается, проходя через определенные стадии.

О том, что же представляет эта концепция и какие именно стадии развития проходит ребенок, Вам расскажет Интернет-издание estet-portal.com.

1. Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое
2. Период от рождения до 2-х лет: развитие сенсомоторного интеллекта
3. Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления
4. Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций
5. Период когнитивного развития от 11 до 15 лет: формальные операции

Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое

В концепции швейцарского психолога речь идет о развитии мыслительных процессов. Эта теория считается конструктивистской, поскольку по утверждению ее автора, человек сам может создавать когнитивные способности и развивать их, выполняя определенные действия при взаимодействии с окружающей средой.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже послужила источником для некоторых понятий, которые в дальнейшем начали активно фигурировать в психологии развития. Также концепция внесла огромную лепту в педагогическую психологию.

Для того чтобы ее понимать, не нужно особо напрягать мозги. По мнению легендарного физика-теоретика Альберта Эйнштейна, она очень простая.

Согласно теории, ребенок в своей жизни проходит четыре стадии развития, начиная с его рождения и заканчивая пятнадцатилетним возрастом.

Ниже мы с Вами рассмотрим основные стадии развития ребенка подробнее.

Период от рождения до 2-х лет: развитие сенсомоторного интеллекта

Этот возраст отличается тем, что малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром посредством движений и восприятия. Несмотря на то, что кроха может контактировать с определенными предметами, у него еще не развита способность воображения и взаимодействия с символами.

Для лучшего понимания этого периода давайте рассмотрим основные его 6 стадий:

1. От рождения до 1 месяца – ребенок обладает только врожденными рефлексами: он сосет пальчик, ищет материнскую грудь, вытягивает губки вперед, хватает ручками и крепко держит в кулачке мамины волосы, погремушку, кусок одежды и так далее.

2. От 1 до 4 месяцев – в этот период рефлексы изменяются и координируются на основании полученного опыта.

3. От 4 до 8 месяцев – случайные движения, производимые ранее посредством постоянного повторения, закрепляются. Ребенок активно воздействует с внешними предметами.

В период с 1 до 4 месяцев малыш приобретает свои первые навыки. Он начинает удерживать голову в положении лежа на животе, воспринимать окружающий мир через зрение и звуки, агукать, а также переворачиваться с живота на спину и наоборот.


4. От 8 месяцев до 1 года – в этом возрасте малыш начинает делать заранее обдуманные действия. Он их координирует и объединяет. К примеру, если кроха хочет взять игрушку, которая находится за большой книгой, он сперва убирает последнюю, чтобы заполучить желаемый предмет.

5. От 1 до 1,5 летдействия малыша становятся разными. В этот период он экспериментирует, а также ищет новые действия и средства.

6. От 1,5 до 2-х лет – к экспериментированию подключаются мыслительные действия.

Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления

В этот период когнитивного развития на место сенсомоторных функций приходит работа с представлениями. Малыш начинает отличать обозначение от обозначаемого и использует это. Кроме того, дети в этом возрасте могут сосредотачиваться на чем-то одном, на том, что бросается им в глаза. При этом они игнорируют другие предметы.

А еще у детей наблюдается развитый эгоцентризм. Они не могут рассматривать свою точку зрения с разных сторон и даже не пытаются обосновывать свои суждения, искать противоречия и избавляться от них. В этом возрасте малыши не думают о своих мыслях. К тому же, в этот период дети познают объекты и явления через игру.

Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций

Это новый уровень когнитивного развития. Ведь в этот период появляется больше возможностей, чем обычное ассоциативное объединение.

Ребенок умеет не только выполнять определенные действия, но и логически мыслить и анализировать. Он объединяет свои действия и координирует их, создавая целые системы. Маленький человечек берет определенные предметы, распределяет их по группам и квалифицирует их исходя из нескольких признаков.

Несмотря на то, что в этот период ребенок уже может логически мыслить, абстрактные и гипотетические понятия он не осиливает.

Период когнитивного развития от 11 до 15 лет: формальные операции

В этом возрастном промежутке ребенок учится мыслить уже по-другому. Он думает гипотетически, анализирует абстрактные идеи, а также обладает способностью к дедуктивным рассуждениям.

Одним словом, ребенок, сталкиваясь с определенной ситуацией или задачей, выдвигает несколько гипотез и проверяет их, а после получения обратной связи заключает окончательный вывод.

Дети младшего возраста для решения определенной задачи или вопроса используют несколько комбинаций. В то же время ребенок, находящийся в периоде формальных операций, систематически перебирает комбинации. А если малыш одаренный, он может делать это и раньше.

Если Вы будете знать все эти периоды когнитивного развития по теории Пиаже, их особенности и сопоставление с возрастом, перед Вами наверняка появиться ответ на вопрос: «Как помочь своему ребенку в развитии его интеллектуальных способностей и переходе с одной стадии на другую?».

Также Вы можете использовать различные развивающие игры: мягкие кубики с буквами, мозаику, пазлы и так далее. Они стимулируют малыша к приобретению новых навыков и хорошо прокачивают мозг. Но подбирать их нужно обязательно исходя из возраста Вашего чада.

Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

унаследованный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь связанный контент →

человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей.

Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Развитие человека, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Самый важный из таких споров касался относительной важности генетического дара и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека.

Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, кажется, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области, как правило, носят описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотивов — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)

Какие этапы игры? Теория игры Жана Пиаже!

Как теория, опубликованная в 1936 году, все еще может помочь вам понять ваших детей и как поощрять их когнитивное развитие?

Хотя Теория игры Жана Пиаже приближается к своему столетию, она по-прежнему используется в образовании и психологии для понимания этапов развития детей.

И я могу помочь вам понять развитие вашего ребенка, чтобы вы могли поддержать его игру таким образом, чтобы помочь ему расти.

Что такое игра?

Когда вы думаете об игре, вы, вероятно, представляете мальчика, толкающего машины, или девочку, копающуюся в песке, но что такое игра на самом деле?

Игра – это любая деятельность, которая не является обязательной и выполняется только для собственного удовольствия. Наградой за игру является сама игра. Так что все, что вы делаете для удовольствия.

Почему важна игра?

«Игра — дело детства».

Это известная цитата, но кто ее сказал? Правильно, Жан Пиаже.

Я знаю, вы могли подумать, что это мистер Роджерс. Г-н Роджерс сказал: «Об игре часто говорят так, как если бы она облегчала серьезное обучение. Но для детей игра — это серьезное обучение».

Подождите, разве Мария Монтессори не говорила что-то подобное?

Да, конечно. Она сказала: «Игра — это работа ребенка».

Я мог бы привести еще много примеров, когда известные детские психологи и специалисты в области образования говорили, что работа ребенка — это игра.

Потому что игра очень важна. К сожалению, в современном обществе и образе жизни детям не хватает времени на игры.

Игра важна для здорового развития ребенка. Очень важно, что Организация Объединенных Наций признала, что игра является основным правом каждого ребенка.

Игра помогает детям развивать когнитивные, социальные, физические и эмоциональные области мозга.

Игра позволяет детям использовать свои творческие способности и воображение для укрепления своего физического тела и мозга.

Во время игры дети берут на себя роли взрослых, например, играют в семью или в ресторан. Они также могут победить свои страхи и справиться с любыми трудностями, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

Это также помогает им развивать навыки решения проблем и развивать устойчивость, которые помогут им во взрослой жизни.

Сколько должны играть дети?

В современном мире часто кажется, что ни у кого, включая детей, нет времени на отдых.

 Между работой родителей, внеклассными мероприятиями и домашними заданиями поиск времени для отдыха детей может показаться невозможным жонглированием.

Некоторые исследования показывают, что дети должны 3 часа в день играть на свежем воздухе. Но дети должны регулярно играть в течение дня, а не только в течение одного длительного занятия.

Этапы игры Пиаже: как Пиаже разработал теорию

В начале своей карьеры Жан Пиаже разрабатывал вопросы для французской версии английского теста интеллекта. Он был очарован тем, почему дети давали неправильные ответы на вопросы и какая их логика стояла за этим.

Он начал думать, что эти ответы демонстрируют разницу между мышлением взрослого и ребенка. В его время дети больше рассматривались как маленькие взрослые, поэтому идея о том, что дети и взрослые думают по-разному, была революционной.

 После того, как у него появились дети, он начал наблюдать за тем, как они растут и как играют.

Пиаже разработал свою теорию, используя наблюдения за своими детьми, и разработал теорию когнитивного развития, которая сосредоточилась на этапах игры, через которые проходят дети.

Стадии когнитивного развития можно найти в исследованиях Жана Пиаже.

Исследования Пиаже привели его к построению своей теории на четырех стадиях когнитивного развития на основе того, как дети играют, включая сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретно-операционную стадию и формальную операционную стадию.

Стадии разбиты по возрасту от рождения до 2 лет, от 2 до 7 лет и от 7 до 11 лет, от 11 до взрослого.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Сенсомоторная стадия по теории Жана Пиаже охватывает период от рождения до 2 лет. на этом этапе дети учатся с помощью своих пяти чувств, движений и изучения окружающей среды.

Хорошим способом поощрения развития в это время является предоставление детям сенсорных игр с сенсорными контейнерами с разными текстурами и игр с различными действиями, которые издают разные звуки.

Важно предоставить детям богатую среду, полную предметов, с которыми они могут взаимодействовать и задействовать все свои чувства.

Вещи, которые вы можете подарить своему ребенку: 

  •  Разные текстуры и ткани: вельвет, бархат, джинсовая ткань, бумага, наждачная бумага и пузырчатая пленка
  • Вещи, издающие разные звуки: свистки, колокольчики. игрушки, которые щелкают
  • Вещи разных форм и размеров: пеноблоки различной формы
  • Пространство, побуждающее к движению:  треугольник Пиклера, детские тренажеры и коврики для занятий на животе 

2. Предоперационная стадия (от 2 до 7 лет)

Предоперационная стадия теории Жана Пиаже длится от 2 до 7 лет.

Этот этап начинается, когда ваш ребенок начинает больше говорить и общаться, но еще не может логически складывать мысли. В это время дети начинают играть параллельно, что означает, что они играют рядом с детьми, но не с ними.

Кроме того, на этом этапе дети с трудом видят вещи с точки зрения других людей. Дети начинают больше играть в притворные игры и ролевые игры.

На этом этапе важно, чтобы ваш ребенок продолжал учиться на реальном опыте, но ему также давали возможность играть в ролевые игры.

Вещи, которые помогут вашему ребенку на дооперационном этапе:

  • Куклы, в том числе куклы Лотти, куклы-колышки и детские куклы
  •  Фигурки
  •  Нарядная одежда
  •  Игрушки для маленьких миров (предметы для создания своих маленьких миров, включая фигурки животных, куклы, кукольные домики и мебель)
  • Строительные блоки и конструктор
  • Мелки, маркеры, ручки, карандаши и бумага для рисования
  • Книги с картинками и некоторые настольные книги, пока они еще маленькие

  3. Стадия конкретной операции (от 7 до 11 лет)

Стадия конкретной операции длится в возрасте от 7 до 11 лет согласно теории Жана Пиаже.

Ваш ребенок начнет формировать логическое мышление и сможет понять законы сохранения, согласно которым один и тот же предмет может быть разной формы и иметь одинаковую величину. Например, они смогут понять, что чашка воды — это то же самое, если она находится в высоком тонком стакане или в низком толстом стакане.

В этом возрасте дети становятся экспертами в решении проблем и хотят понять, как устроен мир вокруг них.

Вещи, которые вы можете дать своему ребенку, чтобы помочь ему развиваться на этапе конкретной деятельности:

  • Логические игры, такие как манкала и шахматы
  • Игрушки STEM (механические конструкторы)
  • Научные наборы
  • Хобби, связанные с творчеством, например, работа по дереву, шитье или вязание крючком
  • Игры с числами
  • Модели для сборки (модели самолетов, кукольных домиков и моделей автомобилей)
  •  Лего и наборы «Лего»

4. Формальный операционный этап (от 11 до взрослых)

Формальный операционный этап Теория Жана Пиаже, начиная с 11-12 лет и до совершеннолетия.

На этапе формальной эксплуатации дети и подростки начинают понимать абстрактное мышление и могут манипулировать идеями в своей голове.

Они также смогут выполнять более сложные математические операции и творчески мыслить, а также понимать более сложные научные идеи. Они также могут понимать гипотетические сценарии и вопросы.

Вещи, которые помогут вашему ребенку развиваться на формальном этапе работы: 

  • Кубик Рубика 
  • Шахматы
  • Игры со стратегией и мышлением
  • Судоку
  • Множество книг на разные темы
  • Кроме того, посещение занятий по хобби и глубокое погружение в хобби

Каковы ключевые элементы теории Пиаже?

Теория Пиаже состоит из четырех стадий когнитивного развития, которые всегда происходят в одном и том же порядке, никогда не пропускаются и медленно переходят в следующую стадию.

Стадии:

  • Сенсомоторная стадия (0-2 года)
  • Предоперационный этап (2-7 лет)
  • Бетонно-операционная стадия (7-11 лет)  
  • Стадия формальной эксплуатации (11-взрослый возраст)

Что такое схема по Пиаже?

Фредерик Бартлетт был первым, кто использовал идею схем в своей теории обучения, но именно Пиаже первым использовал термин схема.

Для Пиаже схема — это процесс изучения новых знаний и категория, к которой относится знание. Он считал, что схемы постоянно развиваются по мере того, как люди получают новые знания.

Согласно Пиаже, типичным примером схемы может быть понимание ребенком собаки. Для маленького ребенка у собаки есть шерсть, четыре ноги, зубы и хвост; когда она видит кошку, она также может назвать ее собакой, потому что она ставит все те же галочки.

Маленькие дети нередко называют всех животных, которых они встречают, щенками. По мере того, как они исправляются и узнают больше о разных животных, их представление о том, что такое щенок, меняется на более конкретное определение.

Четыре типа игр Пиаже и их значение для развития ребенка

Согласно Пиаже, дети играют четырьмя способами: функциональными, конструктивными, фантазийными и играми с правилами. Эти виды игры возникают на разных стадиях развития.

Пиаже считал, что то, как дети играют, показывает уровень их когнитивного развития.

Функциональная игра

Функциональная игра более физическая, например бег, скольжение, прыжки, выбрасывание коробки с игрушками и экспериментирование с миром с помощью своих чувств.

Этот тип игры преобладает на сенсомоторной стадии между 0-2 годами. Этот этап игры заканчивается в возрасте от 2 до 4 лет. 

С этого момента дети перейдут от простого перемещения блоков и их подбрасывания к складыванию блоков и началу конструктивной игры.

Конструктивная игра

На этом этапе игры дети хотят играть с игрушками и другими предметами для достижения цели. Например, используя блоки, чтобы построить башню.

Так обычно играют дети в возрасте от 3 до 7 лет. В конце концов, они начнут смешивать фантазийную игру со своей конструктивной игрой.

Вместо того, чтобы строить башню, они могут использовать блоки, чтобы построить маленький городок и ездить на машинах вокруг своих блочных зданий по воображаемым дорогам.

Символическая/фантастическая игра

Во время фантазии или символической стадии игры. Дети играют в придуманные игры и ролевые игры.

Это могут быть фэнтезийные игры, такие как принцессы и рыцари, или ролевые игры, такие как учитель, полицейский или мама и папа.

Лучший способ поддержать и поощрить вашего ребенка на этом игровом этапе — дать ему нарядную одежду и поиграть с ним в притворство. Часто они хотят сказать вам, что делать во время игры.

Эта стадия может начаться в возрасте 3-4 лет и продолжаться до 11-12 лет.

Игры с правилами 

Последний этап игры – это игры с правилами. Во время этого типа игры дети играют с друзьями в игры с предустановленными правилами, такими как теги или прятки.

Это может также включать настольные игры и видеоигры.

На этом этапе дети понимают, как следовать правилам, и если кто-то нарушает правила, в игре есть последствия. Они понимают такие идеи, как сотрудничество и любят соревноваться.

Эти игры обычно начинаются в возрасте 7 лет и продолжаются во взрослом возрасте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts