Апперцепция — что это? Понятие в психологии. Апперцепция
Наш прошлый опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из главных ролей в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений.
История понятия
Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это восприятие социальных групп, народов, рас, отдельных людей. Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений. Философ Иммануил Кант поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.
Альфред Адлер считал, что апперцепция — это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф. Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта. Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.
Перцепция и апперцепция
Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта. Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов.
Физиология восприятия
Предметы окружающего мира имеют способность воздействовать на анализаторы людей. Чтобы информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях. Взаимосвязь всех анализаторов дает возможность при работе лишь одного из них собрать весь образ предмета целиком. Например, увидев камень, мы чувствуем его твердость, холод, гладкую или шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему. Немаловажной частью деятельности восприятия является движение. Так, если специальным прибором остановить глаза, то человек перестанет видеть предмет. Умение назвать объект, то есть воспользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью узнать их. Таким образом, апперцепция – это взаимосвязь восприятия и ранее полученных знаний, опыта, интересов и установок человека.
Особенности
Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается. Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность. К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.
Восприятие в психологии
Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:
- Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
- Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
- Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
- Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
- Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.
Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть законов восприятия. К ним относятся:
- Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
- Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
- Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
- Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
- Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
- Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).
Психика личности
К понятию «психика» относится способность субъектов отражать объекты окружающего мира, выстраивать картину реальности и на ее основе регулировать свое поведение и деятельность. Основные свойства психики можно выделить в следующие заключения:
1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.
2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.
3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.
Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов – апперцепции символов и тематической апперцепции.
Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим. Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание». Испытуемый должен объяснить принцип своей систематизации и значение символов. Результатом будет выявление приоритетов и ценностной направленности человека.
Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого — составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.
Тест для исследования детей
Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам. Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.
Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:
- Ведущие мотивы и потребности.
- Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
- Внутриличностные конфликты.
- Особенности защитных механизмов.
- Страхи, фобии, фантазии.
- Поведение среди сверстников.
Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.
понятие, сущность и примеры — Новости Оптом
Содержание статьи:
- Единство и тождественность
- Соответствие и несоответствие
- Разные люди – разное восприятие
- Что такое апперцепция
- Формы и законы
- Анализ рукописей
- Сфера использования понятия
- Различия
- Поиски и установки
- Развитие
Мир относительно постоянен. А вот видение человека по отношению к нему может меняться. В зависимости от того, какое это видение, такими красками он нам и отвечает. Всегда можно найти доказательства этому. В мире есть все, что человек хочет видеть. Но одни делают акцент на хорошем, а другие – на плохом. Это и есть ответ, почему каждый человек смотрит на мир по-разному.
Единство и тождественность
От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда. Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг. Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.
Вам будет интересно:Сущность сознания: понятие, структура, виды
Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления. В мире может происходить все, что подвластно уму человека. Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.
Соответствие и несоответствие
Вам будет интересно:Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие
Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.
Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун. Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям.
Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.Вам будет интересно:Данилевский Николай: биография, основные идеи теории, творческая деятельность, научные труды
Разные люди – разное восприятие
В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».
Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.
Что такое апперцепция?
Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания. Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее. Другой человек, флорист, зайдя в это же помещение, обратит внимание на присутствие цветов, какие они и как за ними ухаживают. Следовательно, одну и ту же комнату, два разных человека будут воспринимать и оценивать по-разному.
В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».
Формы и законы
Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.
Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности
Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер. Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений. Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе. Связь с объективными категориальными синтезами Кант называет объективным единством самосознания. Оно отлично от субъективного, которое основывается на случайных или личных ассоциациях.
Анализ рукописей
Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.
Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» — вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.
Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.
Сфера использования понятия
Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира. Так и формируется определенная модель поведения личности.
Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.
Различия
Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом. В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно. Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология. Считается, что само по себе это понятие является только формой мышления, отличающейся от трансцендентального субъекта так, как мысль отлична от вещи.
Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия. В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции. При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.
С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.
Поиски и установки
Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей. В первую очередь человек смотрит на то, что соответствует его целям, мотивам и желаниям. Через призму своего пристрастия он изучает и описывает окружающий мир.
Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.
Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное. Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение. Это социальная апперцепция. К ней относится влияние людей друг на друга посредством идей, мнений и совместной деятельности.
Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?
Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни. Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт. Понятно, что меняются знания – меняется сам человек. Мысли личности влияют на ее характер, поведение, способность выдвигать гипотезы в отношении других людей, явлений и предметов.
Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии. Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания. Это ключевое свойство психики человека, выражающее предопределенность восприятия явлений и предметов внешнего мира в соответствии с особенностями психологического опыта, накопленными знаниями и состоянием личности в частности.
Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г. В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.
Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия. Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В. ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.
Развитие
Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.
Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.
Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.
В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.
Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.
То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта. Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее. Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками. Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом. Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер. В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.
Источник
Тематический апперцептивный тест | Encyclopedia.com
Определение
Цель
Меры предосторожности
Описание
Результаты
Ресурсы
Тематический апперцептивный тест, или ТАТ, представляет собой проективную меру, предназначенную для оценки мышления, способности к наблюдению, моделей поведения человека. эмоциональные реакции на неоднозначные тестовые материалы. В случае ТАТ неоднозначные материалы состоят из набора карточек, на которых изображены человеческие фигуры в различных условиях и ситуациях. Испытуемому предлагается рассказать исследователю историю о каждой карточке, включающую следующие элементы: событие, изображенное на картинке; что к этому привело; что чувствуют и думают герои картины; и исход события.
Поскольку ТАТ является примером -проективного -инструмента, т. е. он предлагает субъекту проецировать свои привычные модели мышления и эмоциональные реакции на картинки на карточках, многие психологи предпочитают не называть его « test», потому что подразумевает наличие «правильных» и «неправильных» ответов на вопросы. Они считают термин «методика» более точным описанием ТАТ и других проективных оценок.
Индивидуальные оценки
ТАТ часто назначают отдельным лицам как часть батареи или группы тестов, предназначенных для оценки личности. Считается, что он эффективен для получения информации о взглядах человека на мир и его или ее отношении к себе и другим людям. По мере того, как люди, сдающие ТАТ, просматривают различные карточки с историями и рассказывают истории о картинках, раскрывают свои ожидания от отношений со сверстниками, родителями или другими авторитетными фигурами, подчиненными и возможными романтическими партнерами. Помимо оценки содержания рассказов, которые рассказывает испытуемый, экзаменатор оценивает манеру поведения испытуемого, тембр голоса, позу, колебания и другие признаки эмоционального отклика на ту или иную сюжетную картину. Например, человек, которого встревожила определенная картина, может сделать замечание по поводу художественного стиля изображения или сказать, что ему или ей не нравится изображение; это способ избежать рассказа об этом.
ТАТ часто используется для индивидуальной оценки кандидатов на работу в областях, требующих высокой степени навыков общения с другими людьми и/или способности справляться с высоким уровнем психологического стресса, таких как правоохранительные органы, военные руководящие должности, религиозные министерство, образование, дипломатическая служба и т. д. Хотя ТАТ не следует использовать при дифференциальной диагностике психических расстройств, ее часто назначают лицам, которым уже был поставлен диагноз, чтобы сопоставить их с типом . 0025 психотерапия лучше всего подходит для их личностей. Наконец, ТАТ иногда используется в судебно-медицинских целях для оценки мотивов и общего отношения лиц, обвиняемых в насильственных преступлениях. Например, ТАТ недавно был применен к 24-летнему мужчине, находящемуся в тюрьме за серию убийств на сексуальной почве. Результаты показали, что его отношение к другим людям не только выходит за рамки нормы, но и похоже на отношение других лиц, признанных виновными в совершении того же вида преступления.
ТАТ может проводиться повторно человеку как способ измерения прогресса в психотерапии или, в некоторых случаях, чтобы помочь терапевту понять, почему лечение кажется застопорившимся или заблокированным.
Исследования
Помимо применения в индивидуальных оценках, ТАТ часто используется для исследования конкретных аспектов человеческой личности, чаще всего потребности в достижениях, страха неудачи, враждебности и агрессии, а также межличностных объектных отношений. «Объектные отношения» — это фраза, используемая в психиатрии и психологии для обозначения способов, которыми люди усваивают свои отношения с другими людьми, и эмоционального тона этих отношений. Исследования объектных отношений с использованием ТАТ исследуют множество различных тем, в том числе степень эмоциональной вовлеченности людей в отношения с другими; их способность понимать сложности человеческих отношений; их способность различать свою точку зрения на ситуацию и точки зрения других участников; их способность контролировать агрессивные импульсы; проблемы с самооценкой; и вопросы личной идентичности. Например, в одном недавнем исследовании сравнивались ответы на ТАТ группы пациентов психиатрического стационара с диагнозом диссоциативные расстройства с ответами группы недиссоциативных стационарных пациентов, чтобы расследовать некоторые разногласия по поводу диссоциативного расстройства личности (ранее называвшегося множественным расстройством личности).
Студенты, изучающие медицину, психологию или другие области, которые учатся проводить и интерпретировать ТАТ, получают подробные инструкции о ряде факторов, которые могут повлиять на реакцию человека на карточки с историями. В целом им рекомендуется быть консервативными в своих интерпретациях и ошибаться «в сторону здоровья», а не в сторону психопатологии при оценке ответов испытуемого. Кроме того, 1992 Этический кодекс Американской психологической ассоциации требует, чтобы экзаменаторы были осведомлены о культурных и социальных различиях и несли ответственность за интерпретацию результатов теста с учетом этих различий.
Эксперты по использованию ТАТ рекомендуют получить личную и медицинскую историю субъекта перед проведением ТАТ, чтобы иметь некоторый контекст для оценки того, что в противном случае могло бы показаться ненормальным или необычным ответом. Например, частые упоминания о смерти или горе в рассказах не было бы особенно удивительным от субъекта, который недавно потерял тяжелую утрату. Кроме того, ТАТ не следует использовать в качестве единственного экзамена при оценке личности; его следует сочетать с другими собеседованиями и тестами.
Культурные, гендерные и классовые вопросы
Большое количество исследований, в которых использовался ТАТ, показали, что культурные, гендерные и классовые вопросы должны приниматься во внимание при определении того, является ли конкретная реакция на карточку истории «ненормальной». Строго говоря, или это может быть нормальным ответом человека в определенной группе. Например, на карточке с надписью 6GF изображена молодая женщина, которая сидит и поворачивается к мужчине постарше, который стоит позади нее и курит трубку.
Большинство субъектов мужского пола не реагируют на это изображение как предполагающее агрессию, но большинство субъектов женского пола расценивают его как очень агрессивное изображение с неприятным оттенком навязчивости и опасности. Многие исследователи рассматривают гендерные различия в ответах на эту карту как отражение общего дисбаланса власти между мужчинами и женщинами в обществе в целом.
Раса — еще одна проблема, связанная с карточками историй ТАТ. В оригинальных карточках, созданных в 1935 году, фигурировали кавказские персонажи. Уже в 1949 исследователи, проводившие ТАТ афроамериканцам, спросили, повлияет ли раса фигурок на карточках на ответы испытуемых. В новых наборах карточек историй ТАТ представлены фигуры, представляющие более широкий спектр рас и этнических групп. Однако по состоянию на 2002 год было неясно, улучшает ли способность субъекта идентифицировать себя с расой персонажей на карточках историй результаты оценки ТАТ.
Множественность систем оценки
Одной из мер предосторожности, необходимой при общей оценке ТАТ, является отсутствие нормативной системы оценки ответов. Первоначальная система подсчета очков, разработанная в 1943 Генри Мюррея, одного из авторов ТАТ, попытался учесть каждую переменную, которую он измеряет. Система подсчета очков Мюррея требует много времени и громоздка, и в результате более поздние интерпретаторы мало использовали ее. С тех пор были введены другие системы оценки, которые фокусируются на одной или двух конкретных переменных, например, враждебности или депрессии. Хотя эти системы более практичны для клинического использования, им не хватает полноты. Ни одна система, используемая в настоящее время для оценки ТАТ, не получила широкого распространения. Основным недостатком любой системы подсчета баллов при оценке ответов на карточки историй ТАТ является то, что информация, не имеющая отношения к этой конкретной системе, просто теряется.
Компьютерная оценка
Недавний предмет разногласий в интерпретации ТАТ касается использования компьютеров для оценки ответов. Хотя компьютеры изначально использовались только для оценки тестов с простыми ответами «да/нет», вскоре они стали применяться для интерпретации проективных показателей. Компьютеризированная система для интерпретации теста Роршаха была разработана еще в 1964 году. По состоянию на 2002 год компьютеризированных систем для оценки ответов на ТАТ не существовало; однако пользователи ТАТ должны знать о противоречиях в этой области. Компьютеры имеют два основных ограничения для использования с ТАТ: первое заключается в том, что они не могут наблюдать и записывать тон голоса испытуемого, зрительный контакт и другие аспекты поведения, которые может отметить человек-исследователь. Во-вторых, компьютеры не подходят для интерпретации необычных профилей субъектов.
ТАТ — одна из старейших постоянно используемых проективных мер. Он стал самым популярным проективным методом среди англоязычных психиатров и психологов и лучше принят клиницистами, чем метод Роршаха.
История ТАТ
ТАТ была впервые разработана в 1935 году Генри Мюрреем, Кристианой Морган и их коллегами из Гарвардской психологической клиники. В ранних версиях ТАТ Морган была указана в качестве первого автора, но в более поздних версиях ее имя не упоминалось. Одно из противоречий вокруг истории ТАТ касается длительных и полных конфликтов внебрачных отношений между Морганом и Мюрреем и их усиление предрассудков, существовавших в 1930-х годах против женщин в академической психологии и психиатрии.
Однако общепризнано, что основная идея ТАТ принадлежит одному из студентов Мюррея. Студентка упомянула, что ее сын выздоравливал от болезни, вырезая картинки из журналов и сочиняя по ним рассказы. Студент задавался вопросом, можно ли использовать подобные картинки в терапии, чтобы проникнуть в природу фантазий пациента.
Администрация
ТАТ обычно проводится людям в тихой комнате, где их никто не прерывает и не отвлекает. Испытуемый сидит на краю стола или парты рядом с исследователем. Экзаменатор показывает испытуемому серию карточек с историями, взятых из полного набора из 31 карточки ТАТ. Обычное количество карточек, показываемых субъекту, составляет от 10 до 14, хотя Мюррей рекомендовал использовать 20 карточек, вводимых в течение двух отдельных одночасовых сеансов с субъектом. Первоначальная 31 карта была разделена на три категории: для использования только с мужчинами, только с женщинами или для использования с субъектами любого пола. В последнее время практика отошла от использования отдельных наборов карточек для мужчин и женщин.
Затем субъекту дается указание рассказать историю о изображении на каждой карточке с конкретными инструкциями включить описание события на изображении, событий, которые привели к событию, мыслей и чувств людей в кадре. картина и результат рассказа. Экзаменатор кладет карточки стопкой лицевой стороной вниз перед собой и дает их
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Апперцепция —Процесс понимания через связь с предыдущим опытом. Этот термин был придуман одним из авторов ТАТ, чтобы подчеркнуть тот факт, что люди не «воспринимают» карты историй в вакууме; скорее, они строят свои истории на основе прошлого опыта, а также нынешних личностных качеств.
Батарея — Ряд отдельных предметов (таких как тесты), используемых вместе. В психологии — группа или серия тестов, проводимых с общей целью, например, для оценки личности или измерения интеллекта.
Судебно-медицинская экспертиза — Относится к процессуальным действиям или доказательствам, используемым в судах.
Идиографический — Подход к интерпретации результатов проективного теста в контексте истории болезни отдельного субъекта.
Nomothetic — Подход к интерпретации результатов проективного теста, в котором ответы испытуемого сравниваются с нормативной выборкой сравнения.
Объектные отношения — В психологии фраза, которая относится к тому, как субъект описывает отношения с другими людьми в своем окружении, а также к тому, как он или она усвоили межличностные отношения.
Проективный тест или проективная мера — Тип психологической оценки, которая оценивает модели мышления, наблюдательность, чувства и отношения человека на основе ответов на неоднозначные тестовые материалы. Проективные меры не предназначены для диагностики психических расстройств, хотя они часто используются в исследованиях исходов для сравнения эффективности различных форм психотерапии.
Тест Роршаха — Обычно проводимая проективная мера, при которой испытуемых просят описать серию черных или цветных чернильных пятен.
субъектов по одной и просит субъекта класть каждую карту лицевой стороной вниз по мере завершения истории. Администрация TAT обычно занимает около часа.
Запись
Первоначальная практика Мюррея заключалась в том, чтобы делать от руки записи ответов субъекта, включая его или ее невербальное поведение. Исследования показали, однако, что большое количество важного материала теряется, когда заметки записываются таким образом. В результате некоторые экзаменаторы теперь используют магнитофон для записи ответов испытуемых. Другой вариант заключается в том, чтобы попросить испытуемого записать свои ответы.
Интерпретация
Существует два основных подхода к интерпретации ответов на ТАТ, называемые номотетической и идиографической соответственно. Номотетическая интерпретация относится к практике установления норм для ответов субъектов определенного возраста, пола, расы или уровня образования и последующего измерения ответов данного субъекта по этим нормам. Идиографическая интерпретация относится к оценке уникальных особенностей взгляда субъекта на мир и отношения. Большинство психологов классифицировали бы ТАТ как более подходящую для идиографической, чем номотетической интерпретации.
При интерпретации ответов на ТАТ экзаменаторы обычно сосредотачивают свое внимание на одной из трех областей: содержание историй, которые рассказывает испытуемый; эмоциональный тон рассказов; или поведение субъекта помимо ответов. Это поведение может включать вербальные замечания (например, комментарии о том, что вы испытываете стресс из-за ситуации или не умеете хорошо рассказывать), а также невербальные действия или знаки (покраснение, заикание, ерзание на стуле, трудности с установлением зрительного контакта с экзаменатором и т. д.). .) Содержание рассказа обычно раскрывает отношения субъекта, его фантазии, желания, внутренние конфликты и взгляд на внешний мир. Структура рассказа обычно отражает чувства субъекта, его представления о мире и лежащее в его основе отношение оптимизма или пессимизма.
Результаты ТАТ следует интерпретировать в контексте личной истории субъекта, возраста, пола, уровня образования, рода занятий, расовой или этнической принадлежности, родного языка и других характеристик, которые могут иметь значение. «Нормальные» результаты трудно определить в таком сложном мультикультурном обществе, как современные Соединенные Штаты.
КНИГИ
Аронов, Эдвард, Ким Альтман Вайс и Марвин Резник-офф. Практическое руководство по тесту тематической апперцепции: ТАТ в клинической практике. Филадельфия, Пенсильвания: Тейлор и Фрэнсис, 2001.
Дана, Ричард Х. «Тематический апперцептивный тест». В Международной энциклопедии психиатрии, психологии, психоанализа и неврологии , vol. 11, под редакцией Бенджамина Б. Вольмана. Нью-Йорк: Aesculapius Publishers, Inc., 1977.
Дуглас, Клэр. Перевести эту тьму: жизнь Кристианы Морган. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1993.
Гейзер, Лон и Моррис И. Стейн. Образы, вызывающие воспоминания: тест тематической апперцепции и искусство проецирования. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 1999.
Свитленд, Р. К., доктор философии, и Д. Дж. Кейзер, доктор философии, ред. Тесты : исчерпывающий справочник для оценок в психологии, образовании и бизнесе. 2-е издание. Канзас-Сити, Канзас: Test Corporation of America, 1986.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Пика М. и другие. «Ответы диссоциативных пациентов на тест тематической апперцепции». Журнал клинической психологии 57 (июль 2001 г.): 847-864.
Porcerelli, J. H. и другие. «Объектные отношения и механизмы защиты психопата, совершившего серийное сексуальное убийство: анализ ТАТ». Journal of Personality Assessment 77 (август 2001 г.): 87–104.
Schultheiss, O.C., and J.C. Brunstein. «Оценка неявных мотивов с помощью исследовательской версии ТАТ: профили изображений, гендерные различия и отношения к другим личностным показателям». Journal of Personality Assessment 77 (август 2001 г.): 71–86.
ОРГАНИЗАЦИИ
Американская психологическая ассоциация. 750 First Street, NE, Washington, DC 20002. (800) 374-2721. Веб-сайт: http://www.apa.org
Ребекка Дж. Фрей, доктор философии.
Восприятие — это не реальность | Psychology Today
Источник: CC0 Creative Commons
Мы постоянно слышим это в деловом мире, на политической арене, в браке, в любое время, когда возникают разногласия или конфликты: «Восприятие — это реальность».
Позвольте мне с самого начала заявить с абсолютным чувством реальности и без какой-либо гибкости восприятия, что восприятие НЕ является реальностью. Поскольку я любитель слов, то есть я верю, что слова сильно влияют на наши взгляды, убеждения и, ну, в общем, восприятие, позвольте мне начать с того, что я покажу, почему восприятие и реальность различны. Вот словарное определение восприятия:
- «Способ рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо; ментальное впечатление».
А вот словарное определение реальности:
- «Мир или состояние вещей, как они на самом деле существуют… существование, которое является абсолютным, самодостаточным или объективным и не зависит от человеческих решений или условностей».
Ясно, что восприятие и реальность имеют очень разные значения. Первое происходит исключительно в уме, в котором умственная гимнастика может превратить любое убеждение в реальность. Другой существует полностью вне разума, и им нелегко манипулировать. Смешивать восприятие с реальностью — значит отвергать Просвещение и возвращаться к Средневековью.
Восприятие не является реальностью, но, по общему признанию, восприятие может стать реальностью человека (есть разница), потому что восприятие оказывает сильное влияние на то, как мы смотрим на реальность.
Подумайте об этом так. Восприятие действует как линза, через которую мы смотрим на реальность. Наше восприятие влияет на то, как мы фокусируемся, обрабатываем, запоминаем, интерпретируем, понимаем, синтезируем, принимаем решения и действуем в соответствии с реальностью. При этом мы склонны предполагать, что то, как мы воспринимаем реальность, является точным представлением того, чем действительно является реальность. Но это не так. Проблема в том, что линза, через которую мы воспринимаем, часто искажается в первую очередь нашей генетической предрасположенностью, прошлым опытом, предшествующими знаниями, эмоциями, предвзятыми представлениями, личным интересом и когнитивными искажениями.
Даниэль Канеман, известный психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года, создал настоящую надомную промышленность, определив то, что он назвал когнитивными искажениями (их насчитывается сотни), которые представляют собой систематические способы, которыми люди создают субъективную социальную реальность, отклонений от объективной реальности.
Я понимаю, что некоторые философы утверждают, что реальность на самом деле не существует, а является субъективной конструкцией, потому что мы не воспринимаем реальность напрямую. Скорее, мы воспринимаем реальность через чувства, которые ограничивают то, как мы воспринимаем реальность. Например, люди видят только ограниченный спектр цветов или слышат определенный диапазон звуков. Но то, что мы не можем воспринимать собачий свист, не означает, что его не существует на самом деле. К счастью, в большинстве ситуаций у нас есть технология, которая может объективно измерить реальность (конечно, неверующие могут возразить, что считывание показаний приборов требует восприятия, тем самым «доказав» свою точку зрения, что восприятие — это реальность, но не будем вдаваться в подробности).
Ключевой вопрос, который следует задать: «Что плохого в том, что восприятие расходится с реальностью?» Что, если я воспринимаю мир таким образом, который не соответствует реальности? Как и в большинстве случаев в жизни, этот вопрос требует тонкого ответа, который включает степень, а не вид. Например, существует психологическая теория, постулирующая так называемые позитивные иллюзии, предполагающие слегка преувеличенное представление о своих возможностях, что может иметь психологические и практические преимущества (например, дает надежду, повышает настойчивость).
Однако, если восприятие слишком далеко отклоняется от реальности, когда оно переходит от легкой иллюзии к бреду, это может быть препятствием (например, постановка недостижимых целей, отсутствие подготовки к трудной задаче). На самом деле существенный разрыв между восприятием и реальностью может привести к полной неспособности людей функционировать (примером может служить тяжелое психическое заболевание).
На общественном уровне, когда у разных людей или групп формируются взгляды, которые так далеки друг от друга, одна огромная проблема заключается в том, что невозможно найти точки соприкосновения. Примером этого разрыва является наш нынешний политический климат, когда люди разных политических взглядов имеют настолько диаметрально противоположные взгляды, что становится невозможным добиться консенсуса или управлять. Результатом является паралич (Конгресс) или враждебность (преступления на почве ненависти). Дойдя до крайности, огромный разрыв между представлениями в стране, вероятно, приведет к медленному, но неуклонному распаду институтов, которые скрепляют общество (антиутопические темы в литературе и кино или, ну, в нашем сегодняшнем мире).
Проблема, с которой мы сталкиваемся в отношении собственного мышления, а также мышления других, заключается в том, как обеспечить, чтобы восприятие оставалось близким к реальности.