Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга | Тест на тему:
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых.
Теория фрустрации С. Розенцвейга, как и многие научные теории вообще, разумеется, не свободна от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста. Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья детей и взрослых.
Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций.
Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает человека с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Р1з сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:
Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М -импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD — «с фиксацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», и NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
Психологические материалы — Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга(адаптированна в НИИ им. Бехтерева)
Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.
Розенцвейга(адаптированна в НИИ им. Бехтерева) Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева
Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М, Е — экстрапунитивные реакции; I— интропунитивные; М — импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: OD — «с фиксацией на препятствии», ED — «с фиксацией на самозащите», NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности ».
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» ( Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, т.
В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».
ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВЕстественно предполагать, что при наличии индивидуальных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характеризоваться «усредненным профилем». Среди всего многообразия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических процедур одинаковые или сходные ответы, которые можно считать характерными для отдельных ситуаций теста.
Показатель GCR вычисляется путем сравнения очков субъекта со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице (см ниже). Слева на листке протокола испытуемого ставится знак «+», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «—». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.ОБЩАЯ ТАБЛИЦА GCR ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ (по Н. В. Тарабриной)
Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.
Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист ответов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая —24, и исходя из этого вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, М, OD, ED, NP представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.
Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е — 14, I — 6, М — 4, записываются Е> I> М.
2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили OD — 10, ED — 6, NP — 8. Записывается OD > NP > ED.
3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е’ > М.
4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.
Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для пониманий реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу.
Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в) : (а+в), где а — количественная оценка в первой половине протокола, в — количественная оценка во второй его половине.
Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.
Анализируется пять типов тенденций.
Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе OD. Например, фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М.
Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е, i, т.
Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.
Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 — во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP.
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фамилия, И., О.,
Дата обследования
Оценка ответов испытуемого
Таблица для пересчета в проценты
Интерпретация
Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.
Так, например, если мы получаем у испытуемого оценку М— нормальную, Е — очень высокую, I— очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.
Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка OD(тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оценка NP — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрационные ситуации.
Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.
В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребностей, к достижению цели.
Проводить обследование можно индивидуально и в группе, требуемое время 20-30 мин.
Тест на фрустрацию Розенцвейга — performancemarketing.expert
Лучше понимать все термины перфоманс-маркетинга, прямого маркетинга, гроуз-хакинга и рекламы с прямым откликом.
НазадПредыдущий Запуск Termrolling
Следующий Termrun роликов дня/периода/недели/месяца Next
Motivation researchclass=glossary-linking> тест, состоящий из мультфильмов, в которых один персонаж расстроен другим. Необходимо заполнить шарик, чтобы показать, что, по мнению респондента, сказал бы расстроенный персонаж в изображенной ситуации. Выявляет отношение и мотивы респондента к той или иной теме, которая станет предметом исследования.
Мысли эксперта о прямом реагировании — Взлом роста — Маркетинговая деятельность, основанная на результатах — ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ
Маркетинг b2b Маркетинговый метод, позволяющий упростить покупку решений стоимостью более 20 000 долларов
Независимо от того, продаете ли вы лицом к лицу, через социальные сети, по телефону, через розничную торговлю или через каналы электронной коммерции, позиционирование вашей компании и продукта, чтобы они были уникальными и ценными, является одной из самых сложных задач. Посмотрите на …
Продолжить чтение
Управление маркетингом
Шесть жизненно важных переменных Performance Marketing: тестирование рынков, продуктов, цен, предложений, медиа/материалов, творческих подходов.
В основном существует шесть основных факторов, влияющих на жизнеспособность любой маркетинговой операции, и важно, чтобы вы с самого начала признали, что каждый из них является переменным, и вы должны проверить …
Продолжить чтение
управление маркетингом
Принципы и методы тестирования медиа, рынков, продуктов, предложений, креатива и сезонности: краткое руководство.
Перфоманс-маркетинг — это наука, и я знаю несколько случаев, когда подход «наугад» приносил кому-то состояние. Бесчисленное количество компаний разорились, думая, что реклама с прямым откликом, крупномасштабная реклама в Facebook, Google Ads, прямая…
Продолжить чтение
электронная коммерция
Как создавать (и управлять) успешные изображения и копии для вашего сайта электронной торговли и его выигрышных рекламных акций: полное руководство.
Дизайн электронной коммерции во многом похож на дизайн розничного магазина. В тот момент, когда вы входите в магазин, у вас возникают довольно конкретные представления о качестве товаров, их уникальности и ценах. Сигналы иногда тонкие, …
Продолжить чтение
электронная коммерция
Что продавать в Интернете: Руководство по разработке основной стратегии мерчандайзинга для вашего сайта электронной коммерции.
Будь то меховой шарф за 20 000 долларов, высокопроизводительный игровой компьютер, превосходно сделанный инструмент или рубашка из ткани Оксфорд, ключ к успеху в маркетинге производительности заключается в том, чтобы предлагать своим клиентам правильные продукты. Пока это …
Продолжить чтение
управление маркетингом
Объяснение инструментов Performance Marketing: отчет о прибылях и убытках (P&L), вклад в прибыль, внутренний анализ и многое другое (Краткое руководство).
Перфоманс-маркетинг, прямой маркетинг или «реклама с прямым откликом» часто называют «дисциплинированными», «измеримыми» методами маркетинга. Причина этого в том, что при хорошо спланированной и выполненной маркетинговой кампании стоимость …
Продолжить чтение
B2B-маркетинг
15 вещей, которым я научился, консультируясь и работая с Harvard Business Review: прикладное творчество в организации Performance Marketing B2B
В соответствии с классическим правилом прямого маркетинга относительная ценность целевой аудитории, предложения и творческих аспектов по отношению к общим маркетинговым усилиям составляет 40%, 40% и 20% соответственно. Пока все три …
Продолжить чтение
электронная коммерция
Как превзойти шансы и выиграть в игре электронной коммерции: простые шаги, которые нужно предпринять, если ваш интернет-магазин терпит неудачу.
Кажется, все хотят заняться электронной коммерцией. Крупные компании, небольшие компании, предприниматели, венчурные капиталисты, мечтатели о быстром обогащении и ваша тетя, которой все говорили: «У вас такие замечательные идеи для подарков, вы должны начать…
Продолжить чтение
управление маркетингом
Как выделить свой продукт, услугу или бизнес 8 простыми способами: краткое руководство.
В начальной школе вы помните, как пытались быть первыми в очереди, чтобы пойти в столовую, выйти на перемену или начать игру? В любом случае, в какой-то момент вашей жизни…
Продолжить чтение
Управление маркетингом
Краткое руководство по маркетинговым исследованиям для компании любого размера.
Четыре элемента маркетинга — это продукт, цена, место и продвижение. Если у вас есть правильный продукт по правильной цене, доступный в нужном месте, и вы должным образом продвигаете его на правильный рынок, …
Продолжить чтение
управление маркетингом
Эффективность / Прямой маркетинг Определено.
Производители продуктов или услуг, продающих напрямую потребителю, по определению являются прямыми маркетологами (или, что более уместно, прямыми продавцами, использующими прямой маркетинг для потребителей). Эти компании обходят обычные методы распределения по …
Продолжить чтение
Share_it: 028 — Тест на фрустрацию изображения Розенцвейга (PFT) (ZPID-стандарт
89) Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы процитировать или дать ссылку на этот элемент: http://dx.doi.org/10.25673/32432
Название: | 028 — Тест на фрустрацию изображений (PFT) Розенцвейга (ZPID-стандарт89) |
Автор(ы): | Лер, Урсула Томаэ, Ганс Лейнич, Лена |
Дата выпуска: | 1966 |
Тип: | Бакалаврская диссертация |
Язык: | Немецкий | Предметы: | BOLSA Психологические тесты Längsschnittstudie Generationenforschung Methoden Психологические тесты Лонгитюдное исследование Исследование поколений Methods |
Abstract: | Der Rosenzweig Picture-Frustration Test (PFT) ist ein semi-projek tives Verfahren zur Testung der Frustrationreaktion. Er soll die Belastbarkeit in sozialen Konfliktsituationen testen. Der Test besteht aus 24 einfachen Zeichnungen, in denen zwei oder mehrere Personen miteinander in frustrierenden Situationen interagieren. Der Proband soll die Reaktion einer der Personen wiedergeben. Ziel ist es zu erfassen, wie der Proband mit dieser (frustrierenden) Situation umgeht, welche Lösungen gefunden werden und wie er die in den Zeichnungen vorkommenden Personen wahrnimmt und charakterisiert. Die Probanden sollen dabei für die dargestellten Personen Sätze формулировки, die diese sagen würden und damit einen Dialog entwickeln. Die einzelnen Bilder des Tests aus dem Originalmaterial sind leider nicht mehr vorhanden. (Розенцвейгский тест на фрустрацию в картинках / Форма для Erwachsene — deutsche Fassung (обзор). Хёрманн, Х. и Муг, В. (1957)) Тест на фрустрацию Розенцвейга (PFT) представляет собой полупроективный метод тестирования реакции фрустрации. Он предназначен для проверки способности справляться со стрессом в социальных конфликтных ситуациях. Related Posts |