Опросник Роттера. Тест изучения уровня субъективного контроля (УСК). Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда. Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: – 3 — 2 — 1 + 1 + 2 + 3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3). Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие). 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. 7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе, в институте часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. 16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. 18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую ответственность за собой, чем за противоположной стороной. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах. 25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах. 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. 28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мною случается, это дело моих собственных рук. 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. 44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Обработка результатов Обработка результатов теста включает несколько этапов. 1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале: Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком. Ключ Ио + 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 Ид + 12; 15; 27; 32; 36; 37 — 1; 5; 6; 14; 26; 43 Ин + 2; 4; 20; 31; 42; 44 — 7; 24; 33; 38; 40; 41 Ис + 2; 16; 20; 32; 37 — 7; 14; 26; 28; 41 Ип + 19; 22; 25; 31; 42 — 1; 9; 10; 24; 30 Им + 4; 27 — 6; 38 Из + 13; 34 — 3; 23 2.«Сырые» баллы переводятся в стены. Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки — стены. Ио 4. Интерпретация результатов Показатели (шкалы): 1. ИО – шкала общей интернальности; 2. ИД – шкала интернальности в области достижений; 3. ИН – шкала интернальности в области неудач; 4. ИС – шкала интернальности в семейных отношениях; 5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях; 6. ИМ – шкала интернальности в области межличностных отношений; 7. ИЗ – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Описание оцененных шкал 1. Шкала общей интернальности – ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале ИО соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. 2. Шкала интернальности в области достижений – ИД. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. 3. Шкала интернальности в области неудач – ИН. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях – ИС. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. 5. Шкала интернальности в области производственных отношений – ИП. Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИП указывает на то, что человек склонен придавать большее значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений – ИМ. Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – ИЗ. Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким ИЗ считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач. В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту. Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Каталог: 2012 Скачать 94 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Когда понадобится: позволяет оценить, как относится оцениваемый к происходящим в его жизни событиям, считает ли он их подконтрольными либо думает, что он не властен над ними.
Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них — шкала локус контроля ( locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером ( J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа — интерналов и экстерналов — в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы — внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха). Подробнее в статье Исследование уровня субъективного контроля
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
+3 — полностью согласен
+2 — согласен
+1 — скорее согласен, чем не согласен
–1 — скорее не согласен, чем согласен
–2 — не согласен
–3 — полностью не согласен
Старайтесь использовать весь диапазон оценок.
Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ | Утверждение | Оценка | |||||
+3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | ||
1 | Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий | ||||||
2 | Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу | ||||||
3 | Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | ||||||
4 | Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | ||||||
5 | Осуществление моих желаний часто зависит от везения | ||||||
6 | Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей | ||||||
7 | Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов | ||||||
8 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | ||||||
9 | Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность | ||||||
10 | Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий | ||||||
11 | Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их | ||||||
12 | То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий | ||||||
13 | Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства | ||||||
14 | Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут | ||||||
15 | То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими | ||||||
16 | Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | ||||||
17 | Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни | ||||||
18 | Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства | ||||||
19 | Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | ||||||
20 | В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной | ||||||
21 | Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств | ||||||
22 | Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать | ||||||
23 | Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | ||||||
24 | Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле | ||||||
25 | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают | ||||||
26 | Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | ||||||
27 | Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого | ||||||
28 | На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными | ||||||
29 | То, что со мной случается, — дело моих рук | ||||||
30 | Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | ||||||
31 | Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий | ||||||
32 | Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу | ||||||
33 | В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам | ||||||
34 | Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать | ||||||
35 | В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой | ||||||
36 | Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | ||||||
37 | Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи | ||||||
38 | Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим | ||||||
39 | Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу | ||||||
40 | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания | ||||||
41 | В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | ||||||
42 | Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя | ||||||
43 | Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей | ||||||
44 | Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Обработка результатов
Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключи к шкалам
1. Шкала общей интернальности (Ио)
«+» | 2 | 4 | 11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 17 | 19 | 20 | 22 | 25 | 27 | 29 | 31 | 32 | 34 | 36 | 37 | 39 | 42 | 44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
∑ = |
| |||||||||||||||||||||
«–» | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 14 | 18 | 21 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 33 | 35 | 38 | 40 | 41 | 43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
∑ = |
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
«+» | 12 | 15 | 27 | 32 | 36 | 37 |
|
|
|
|
|
| |
∑ = |
| |||||
«–» | 1 | 5 | 6 | 14 | 26 | 43 |
|
|
|
|
|
| |
∑ = |
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
«+» | 2 | 4 | 20 | 31 | 42 | 44 |
|
|
|
|
|
| |
∑ = |
| |||||
«–» | 7 | 27 | 33 | 38 | 40 | 41 |
|
|
|
|
|
| |
∑ = |
4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис)
«+» | 2 | 16 | 20 | 32 | 37 |
|
|
|
|
| |
∑ = |
| ||||
«–» | 7 | 14 | 26 | 28 | 41 |
|
|
|
|
| |
∑ = |
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)
«+» | 19 | 22 | 25 | 42 |
|
|
|
| |
∑ = |
| |||
«–» | 1 | 9 | 10 | 30 |
|
|
|
| |
∑ = |
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)
«+» | 4 | 27 |
|
| |
∑ = |
| |
«–» | 6 | 38 |
|
| |
∑ = |
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)
«+» | 13 | 34 |
|
| |
∑ = |
| |
«–» | 3 | 23 |
|
| |
∑ = |
В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Нажмите на изображение для увеличения
Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Шкала интернальности | Ио | Ид | Ин | Ис | Ип | Им | Из |
Стены |
Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 — об экстернальном.
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.
Пример графика УСК
Пример профиля УСК
Интерпретация полученных результатов
В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни — результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой — начальство, коллеги, везение и др. — определяют все, что с ним происходит в этой области.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего — врачей.
Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.
Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
опросник бека
Дифференциально-психологические аспекты восприятия бытовых стрессоров
1. Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова-Венгер И.А., Горбунов И.А., Капранова С.В., Пологаева Е.А., Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16, № 1, 2016. С 6–15.
2. Бабакова Л.В. Повседневные неприятности и удовлетворенность жизнью в связи со стратегиями совладания в период старения (на примере Болгарии) Автореф. дисс. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2017.
3. Бажин Э.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993.
4. Головей Л.А., Туренко Е.А. Дифференциально-психологический аспект переживания кризисов в разные периоды взросления. От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5-ти томах: Т.5 / Отв. красный. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр. 2015. С. 69–72.
5. Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю. Особенности структуры повседневных стрессоров и ресурсов личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016, С. 27–50.
6. Дементьева Л.В. Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совладеющее поведение в период взросления. Дисс… канд. психол. наук, СПб., 2010.
7. Знаков В.В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, со-владение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016, С 84–100.
8. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Изд-во Речь, 2001.
9. Константинов В.В., Бузыкина Ю.С. Переживание экстремистско-террористической угрозы и социально-психологические характеристики личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С.25–38.
10. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М. 2007. № 3. С. 93–112.
11. Падун М.А., Псядло И.А. Регуляция эмоций и психологический дистресс у представителей российской и итальянской культуры // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 124–139..
12. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «Пехб», 2007. (Дембо-Рубинштейн).
13. Психологическая зрелость личности / под общ. красный. Л. А. Головей. Спб.: Скифия Принт, 2014.
14. Сергиенко Е.А. Роль субъективного возраста в регуляции жизнедеятельности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, владение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 50–84.
15. Сергиенко Е.А. Контроль поведения в континууме защитного поведения // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 311–329.
16. Стресс, выгорание, владение в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2011.
17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 426–433
18. Хажуев И.С., Тарабрина Н.В. Эмпирическое исследование посттравматического стресса у населения ЧР РФ // Всероссийская юбилейная научная конференция, посвящённая 40-летию Института психологии РАН и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития. М. 2012. С. 634–636.
19. Харламенкова Н.Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, владение / Отв. красный. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 19.3–215.
20. Юревич А.В. Проявления агрессивности в современном российском обществе как психологическая проблема // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 68–77.
21. Олдвин С. Стресс, преодоление и развитие. NY: Guilford, 2007.
22. Делонгис А., Койн Дж.К., Дакоф Г., Фолкман С., Лазарус Р.С. Связь неприятностей, подъемов и крупных жизненных событий с состоянием здоровья // Психология здоровья. 1982. Т. 1. С. 119–136.
23. Доренвенд Б. П. Социально-психологическая природа стресса: основа для причинного исследования // Журнал аномальной и социальной психологии. 1961. Т. 62 (2). С. 294–302. http://dx.doi.org/10.1037/h0040573 (данные обращения: 15.01.2016).
24. Фолкман С.Л., Лазарус Р.С., Пимли С., Новачек Дж. Возрастные различия стрессовых и копинг-реакций // Психология и старение. 1987. Т. 2. С. 171–184.
25. Фриди Дж., Хобфолл С. Прививка от стресса для снижения вынашивания: подход сохранения ресурсов // Беспокойство, стресс и преодоление. 1994. Т. 6. С. 311–325.
26. Холахан С.К., Холахан С.Дж., Белк С.С. Адаптация при старении: роли жизненного стресса, неприятностей и самоэффективности // Психология здоровья. 1984. Т. 3, № 4. С. 315–328.
27. Каннер А.Д., Койн Дж.К., Шефер К., Лазарус Р.С. Сравнение двух режимов измерения стресса: ежедневные неприятности и подъемы по сравнению с основными жизненными событиями // Журнал поведенческой медицины. 1981. Т. 4. С. 1–39.
28. Лазарус Р., Делонгис А. Психологический стресс и преодоление старения // Американский психолог. 1984. Т. 38. С. 245–254.
29. Лазарус Р., Фолкман С. Стресс, оценка и преодоление. New York: Springer Publishing, 1984.
30. Landreville P., Vezina J. Сравнение ежедневных хлопот и важных жизненных событий как коррелятов благополучия пожилых людей // Canadian Journal on Aging, 19.92. Т. 11. С. 137–149.
31. Мрочек Д. К., Алмейда Д. М. Влияние повседневного стресса, личности и возраста на повседневный негативный аффект // Журнал личности. 2004. Т. 72. С. 355–378.
32. Паттон В.А., Годдард Р. Преодоление стресса в австралийской сети рабочих мест: гендерные различия // Журнал консультирования по вопросам занятости. 2006. Т. 43. С. 135–144.
33. Репетти Р.Л., МакГрат Э.Р., Исикава С.С. Ежедневный стресс и преодоление в детстве и подростковом возрасте. Справочник по детской и подростковой психологии здоровья. Эд. А.Дж. Горчины и М. llerscn. Бостон: Аллин и Бэкон. 1999. R. 343–350
34. Серидо Дж., Алмейда Д.М., Ветингтон Э. Хронические стрессоры и ежедневные неприятности: уникальные и интерактивные отношения с психологическим дистрессом // Журнал здравоохранения и социального поведения. 2004. Т. 45. С. 17–33.
35. Ставски Р.С., Сливински М.Дж., Алмейда Д.М., Смит Дж.М. Сообщения о воздействии и эмоциональной реактивности на ежедневные стрессоры: роль взрослого возраста и глобального воспринимаемого стресса // Психология и старение. 2008. Т. 23. С. 52–61.
36. Ставский Р.С., Алмейда Д.М., Лахман М.Е., Тун П.А. Жидкие когнитивные способности связаны с большей подверженностью и меньшей реакцией на ежедневные стрессоры // Психология и старение. 2010. Т. 25. № 2. С. 330–342.