Социальные типы характера по фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно один и тот же: если инстинктивное обеспечение перестает отвечать требованиям успешной адаптации к окружающему миру, то соответствующий биологический вид вымирает [Фромм, 1993]. Отмечая регресс инстинктивной составляющей в поведении человека, Фромм выдвинул следующее положение: чем больше в животном представлена инстинктивная детерминация, тем меньше у него характера, и наоборот. Таким образом, раз поведение животных инстинктивно детерминировано, то это означает, что у них нет характера. Это не значит, что у животных нет индивидуальности. Индивидуальность у животных есть, это знает каждый [Фромм, 1994].
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми, чем любить. «Они крайне чувствительны к уходу от них, или резкому разрыву отношений с ними со стороны любимых ими. Если такие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные самим себе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, чего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности.
Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается особенно в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоятельности, а именно в деле принятия решений и несения ответственности за них. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают совета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.
Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и выпить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И даже в их снах сытость часто символизирует для них любовь, а голод — депрессию и разочарование.
В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если «источник их поддержки» находится под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Эксплуатирующие типы
берут все, что им нужно или о чем они мечтают: силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности.
В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому.
То же самое проявляется и в интеллектуальной деятельности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это может быть сделано либо грубо — в виде плагиата, либо более тонко — путем словесного варьирования чужой идеи, а затем преподнесения ее как своей собственной. Недостаток собственных оригинальных идей или независимых результатов у одаренных в других отношениях людей, по мнению Фромма, объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным недостатком оригинальности. То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее и лучше, чем свои собственные. Их девиз — «краденое всегда слаще». Поскольку они стремятся использовать людей, постольку они «любят» только тех, кто явно и неявно может быть объектом эксплуатации.
Ярким примером этого типа ориентации могут быть клептоманы, которым нравятся только краденые вещи, хотя бы у них и были деньги, чтобы купить их.Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности. Вместо доверительности и оптимизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем обладают другие.
Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.
В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель — привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли.
Любовь для них — это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопительской ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.Этих людей, считал Фромм, также можно опознать по мимике и жестам. Они молчаливы, их жесты свидетельствуют об их замкнутости. Если у людей с рецептивным типом ориентации жесты округлы и манящи, а у лиц с эксплуататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая характерная черта этих людей — приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна.
Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Рыночная ориентация преимущественно развилась и выкристаллизовалась в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, следует принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе не только с точки зрения аналогии с данным типом характера, но и как основу и главное условие развития этого типа характера у современного человека.
Товарообмен — один из наиболее древних экономически: механизмов. Однако традиционный локальный рынок существенным образом отличался от современного капиталистического рынка. Торговля на местном рынке давала людям возможность встречаться с целью обмена предметами потребления. Товаропроизводители и покупатели знакомились; они составляли до вольно небольшие группы; спрос был более или менее известен так что товаропроизводители могли производить товара ровно столько, чтобы удовлетворить этот спрос.
Современный рынок, напротив, не только не представляет собой места встречи товаропроизводителей и покупателей, но характеризуется абстрактным и обезличенным спросом. Товар производится для этого рынка, а не для известного круга покупателей; решения принимаются на основе законов спроса и предложения, которые определяют, будет ли товар продан и по какой цене. Регулирующая функция рынка была и остается господствующей в деле влияния на формирование социального характера среднего городского класса, а через него и на все общество в целом. Рыночная концепция стоимости вызывает тенденцию с этих же позиций относиться и к людям, особенно к самому себе. Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, Фромм и называл «рыночной ориентацией».
Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.
В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие современному обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.
Типологическая структура, выстроенная Фроммом, предполагает определенное родство отдельных типов, реализующее себя в процессе ассимиляции и социализации. В приведенной Фроммом таблице это выглядит так:
АССИМИЛЯЦИЯ | СОЦИАЛИЗАЦИЯ | ||
I. | НЕПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ | ||
a) | Рецептивный (получательский) | Мазохистский (зависимость) | СИМБИОЗ |
b) | Эксплуататорский (берущий) | Садистический (авторитарность) | |
c) | Накопительский (сохраняющий) | Деструктивный (нахрапистость) | ОТЧУЖДЕННОСТЬ |
d) | Рыночный (обменивающий) | Равнодушный (благовидность) | |
II. | ПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ | ||
Производящий | Любящий, разумный |
Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Противостоит биофилии некрофилия – тяга ко всему мертвому и безжизненному. Фромм описывает не только некрофильские личности, но и целые некрофильские цивилизации (такой цивилизацией можно считать, например, нацистскую Германию). Биофилия же является необходимым условием формирования продуктивного характера. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
Книги Фромма не утрачивают своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.
Психологические типы по Э. Фромму, Психология – Гештальт Клуб
Эрих Фромм рассматривал личность человека в социальном контексте насущных проблем общества потребления, бегства от ответственности и свободы, отчуждения, садомазохистических отношений между эксплуатирующими и эксплуатируемыми и рыночного дискурса современной культуры.
В качестве главных потребностей человека он выделял: 1) потребность в подлинных и наполненных смыслами связях с другими людьми; 2) потребность в том, чтобы превозмогать собственное животное начало; 3) потребность в принадлежности к окружающему миру и укоренённости в нём; 4) потребность в самотождественности и идентичности; 5) потребность в чётко определённой системе ценностных ориентаций.
Поскольку Э. Фромм является неофрейдистом, в основе его типологии характеров лежит стадиальная модель психосексуального развития З. Фрейда, которую Фромм модифицировал, опираясь на гуманистические ценности. Среди всех характеров он выделил четыре деструктивных и один продуктивный тип по принципу способности к любви, подлинности, жизни в модусе бытия, а не обладания и способности к живому обмену с окружающим миром вне культа ценностей рынка, обладания, потребления и эксплуатации. Продуктивный тип является гуманистическим идеалом человека, к которому стоит стремиться, но который вряд ли может быть достижим в полной мере, поскольку конструктивные и деструктивные черты находятся в диалектическом противостоянии в психике человека.
В своей типологии Э. Фромм выделял следующие характерологические типы:
1) Рецептивный тип. В качестве его прототипа выступает оральный тип у Фрейда, который
отличается слабым доступом к собственному ресурсу. Ощущение собственной слабости и беспомощности коррелирует у такого типа со слабостью рук, отмеченной у таких людей психологами биодинамического и телесного направления (А. Лоуэн). У Фромма такой тип личности настроен на пассивное потребление, подобное поведению младенца, который занимается только тем, что пьёт материнское молоко, не проявляя признаков самостоятельности и активной вовлечённости в происходящее. Такой тип склонен впитывать всё, что его окружает, в том числе и информацию, порой не успевая её переваривать и относиться к ней с критикой. Рецептивный тип личности вечно голоден, и это неудовлетворимый голод, похожий на чёрную дыру, в которую без разбора проваливается то, что он поглощает, но оно никогда не насыщает эту болезненную жадность. Характер таких людей часто отличается излишней наивностью и доверчивостью, что подвергает их риску манипуляций со стороны других людей, а также окружающего социума, культуры и средств массовой информации.
Таким людям свойственно искать источник удовлетворения своих потребностей именно вовне, а не внутри себя, надеясь на то, что существует некий более могущественный Другой (человек или Бог), который сможет напитать их энергией. В отношениях с другими рецептивные личности занимают принимающую позицию и, скорее, предпочитают не любить, а быть любимыми, нарушая баланс взаимоотношений.
Людям с оральным или рецептивным характером в большинстве ситуаций сложно принять ответственность за свою жизнь, т.к. в их психике заряжена мечта о вечном рае и «кормящем Другом», который когда-нибудь восполнит их внутренний голод.
Оральным или рецептивным личностям свойственно находить источник успокоения своей тревоги в пищевых, химических зависимостях или созависимых отношениях. Их неутолимый голод граничит с депрессивным отчаянием, т.к. его корни уходят в ситуацию раннего опустошения психических ресурсов в попытках добиться материнского тепла и признания.
Во взрослом возрасте такие люди могут быть чрезвычайно коммуникабельны, внимательны, отзывчивы и заботливы по отношению к другим, но часто за этой заботой стоит стремление покрепче привязать к себе других людей, поставив их в зависимость от себя.
2) Эксплуатирующий тип. Эксплуатирующий тип также формируется на оральной стадии развития, но позже, когда у ребёнка уже появляются зубы, и он становится способным к проявлениям оральной агрессии.
Эксплуатирующий тип личности характеризуется высокой степенью подозрительности, недоверия, враждебности и цинизма по отношению к другим людям, что роднит его с паранойяльным или параноидным типом в других типологиях. Такой человек склонен к болезненной зависти, и то, что есть у других, для него всегда куда привлекательнее того, чем он располагает. Людей он оценивает с точки зрения прагматической пользы, которую возможно из них извлечь, и теряет к ним всякий интерес, если не имеет возможности их использовать.
В романтических отношениях эксплуатирующей личности свойственно выбирать партнёров, которые уже вовлечены в другие отношения. Таким людям доставляет удовольствие кого-то у кого-то отнимать, поскольку именно так они утверждают себя.
В интеллектуальной сфере деятельности они нередко крадут чужие идеи, несмотря на то, что способны продуцировать свои собственные. Эксплуататорская ориентация блокирует внутренний творческий ресурс человека из-за тенденции недооценивать собственные возможности и переоценивать то, что есть у других.
В отличие от рецептивного типа характера, эксплуатирующий тип не надеется получать блага чудесным образом волшебного дарения со стороны могущественного Другого, а занимает агрессивную позицию веры в исключительность собственных прав на то, чтобы отнимать чужие ресурсы и пользоваться наработками других людей.
3) Накопительский тип. Во фрейдистской типологии накопительскому типу соответствует анальный тип, который формируется в период приучения ребёнка к горшку. Фиксация на анальной стадии задаёт такие черты характера, как упрямство, закрытость и патологическую жадность. Такой человек крайне болезненно относится к собственным границам и ресурсам, строя защитные стены от внешнего мира и переживая панический ужас перед необходимостью чем-либо с кем-либо делиться.
Накопительский тип страдает от чувства небезопасности окружающего мира в связи с трагическим переживанием ограниченности или конечности ресурса. Такой человек не умеет обмениваться с миром, отдавая и получая, поэтому он боится, что тех ресурсов, которые у него есть, не хватит для его жизни, превращая их защиту в свою жизненную стратегию и жизненный смысл. Накопительский тип не верит, что в случае необходимости он сможет получить некий ресурс, поэтому он редко оказывается в позиции сидящего на закрытом сундуке, не пользуясь тем, что у него есть, и ничего не отдавая другим. Этот человек жаден не только до вещей и денег, его жадность распространяется также на выражение мыслей, чувств и эмоциональную отдачу.
В романтических отношениях накопительскому типу свойственна стратегия обладания. Эти люди живут в модусе «иметь», а не «быть», стремясь полностью завладеть объектом своего обожания и контролировать каждый его шаг. Замечательный пример подобной личности приведён в книге Дж. Фаулза «Коллекционер», в которой главный герой похищает понравившуюся ему девушку и держит её в заточении в подвале своего дома, не позволяя ей как-либо контактировать с внешним миром и претендуя на исключительное право на владение ей, как одной из своих вещей, венцом своей коллекции. Когда личность с накопительской ориентацией влюбляется в кого-либо или во что-либо, она испытывает потребность заточить то, что она любит, в клетку и закрыть на замок.
За счёт ригидности, косности и страсти к постоянству, упорядоченности и регламентированности жизни личность с накопительской ориентации сохраняет исключительную верность и преданности однажды выбранному ей пути, несмотря на то, что в дальнейшем он может причинять ей значительные неудобства. Из-за страха перед любыми переменами блокируется творческий ресурс накопительской личности, и она становится способной лишь цепляться за прошлое и воспроизводить старое вместо того, чтобы продуцировать новое.
4) Рыночный тип. Человек с рыночной личностной ориентацией близок к истерическому и нарциссическому типам в других типологиях, поскольку ему свойственно акцентировать внимание на внешнем, обесценивая внутренние переживания и межличностные связи, проявлять демонстративность в том, что касается успеха и социального статуса, а также переживать чувство внутренней пустоты в связи с тем, что такой человек жертвует всем, что есть в нём индивидуального и уникального, для того, чтобы успешно продать себя на рынке товаров и услуг.
Рыночной личности свойственно оценивать себя и другим по критериям успешности, эффективности и производительности, поэтому такой человек не может формировать хоть сколько-нибудь устойчивые внутренние ориентиры и ценности, т.к. он стремится к полному соответствию непостоянной моде, которая подразумевает погоню за чем-то мимолётным и крайне непостоянным, а также жертву своей индивидуальностью в пользу социального признания и получения выгоды.
Данная личность характерна для современной экономической ситуации, в которой для успеха важно уметь обзаводиться полезными социальными связями и использовать любую возможность для извлечения корыстных выгод. Рыночному типу не свойственно строить глубокие и подлинные отношения с другими людьми, поскольку товарно-рыночный подход подразумевает поверхностное взаимодействие на уровне взаимного обмена услугами, после которого функциональный контакт естественным образом исчерпывает себя.
Рыночный тип воспринимает, как товар, не только окружающих людей, но и себя, что порождает отчуждение от своего творческого начала, а также от всего, что делает такой человек. Он стремится выставить себя в выгодном свете, завернуть себя в социально-желательную упаковку, соответствующую изменчивым ценностям общества потребления и спектакля.
5) Продуктивный тип. Продуктивный характер представляет собой гуманистический идеал того, какой должна быть самоактуализирующаяся личность. Этот тип характера близок к тому, что понимал З. Фрейд под генитальным характером, главными критериями которого Фрейд считал умение любить и работать. Такое понимание продуктивности является достаточно упрощённым и схематичным, и Э. Фромм предлагает более широкое описание продуктивного характера.
Согласно Э. Фромму, человек с продуктивной направленностью личности испытывает острую внутреннюю потребность в том, чтобы творить, производить и обмениваться с окружающим миром не только на уровне материального производства, но обмениваться всеми ресурсами, которые у него есть, — мыслями, идеями, чувствами. Он живёт в модусе бытия, а не обладания, не пытаясь расширять своё «эго» за счёт имеющихся у него вещей и статусов, а окружающих людей он воспринимает, как самоценность, не пытаясь властвовать над ними и диктовать им своё восприятие мира. Уважая любую уникальность, самобытность и индивидуальность, он способен к построению искренних и подлинных отношений с другими людьми, основанных на заботе и участии.
Продуктивный тип отличается чутким, внимательным и живым восприятием того, что его окружает, со всей ответственностью, вовлечённостью и осмысленностью. Он открыт по отношению к новому опыту и стремится преобразовывать, совершенствовать, наполнять и обогащать мир своей созидательной деятельностью.
Относясь к другим людям с теплом, принятием и заботой, он преодолевает отчуждение, выстраивая глубокие и эмоционально насыщенные социальные связи.
Ссылка на статью «Типология Э. Фромма»
Теги: самоактуализация самоактуализированные личностигуманистическая психологияэрих фроммстадии развитиятипы личноститипы людей психотипыхарактер
Заметки о личности маркетолога
Это дополнение к вчерашней статье (и моей колонке Frieze) о «мистиках новых левых» Эрихе Фромме. Сегодня я хочу рассмотреть типологию личности, которую он разработал в своих книгах «Человек для себя, иметь или быть?». и Анатомия человеческой деструктивности. Прежде всего, меня интересует личность, которую он ассоциировал с современным капитализмом, Личность Маркетолога.В модели Фромма есть два основных типа людей: продуктивные и непродуктивные. Продуктивный человек «биофилен», влюблен в жизнь. Этот человек эмоционально зрел, в основном способен работать и любить. Все остальные типы в той или иной степени невротичны, переходя в наиболее болезненный тип, к «некрофилу», человеку, любящему смерть и разрушение. Дик Чейни или, может быть, школьный стрелок.
Между биофильным ангелом Фромма и его некрофильным дьяволом есть четыре типа, уходящие корнями в разные исторические периоды:
Восприимчивый : Происходит от орального инкорпоративного типа Фрейда, это пассивная личность, ожидающая, что ее накормят.
Эксплуататорский : Это происходит от орального садистского типа Фрейда и представляет кого-то, кто манипулирует другими.
Накопление : От анального ретентивного типа Фрейда накопитель сохраняет и хранит патологическим образом. Некоторые сравнивали накопителя с викторианским собственником, развитием «протестантского капиталиста», описанного Максом Вебером.
Маркетинг : Маркетинговый тип — единственный, который Фромм придумал сам, без ссылки на Фрейда. Маркетинговые типы доминируют в нашем собственном обществе, где каждый должен думать о себе как о товаре. Типы маркетинга непостоянны, причудливы, поверхностны и конформистски настроены.
Вот Нил Кларк в The Guardian:
«В «Здоровом обществе» (1955) Фромм утверждал, что общество, в котором «потребление стало фактической целью», само по себе больно. Он выдвинул свою теорию социального характер: что «каждое общество производит характер, в котором оно нуждается». Ранний кальвинистский капитализм породил «характер накопления», который копит как имущество, так и чувства: классический викторианский человек-собственник. Послевоенный капитализм, как утверждал Фромм, породил другого, столь же невротического тип: «маркетинговый персонаж», который «приспосабливается к рыночной экономике, отрываясь от подлинных эмоций, правды и убеждений». Для маркетингового персонажа «все превращается в товар, не только вещи, но и сам человек, его физические энергию, его навыки, его знания, его мнения, его чувства, даже его улыбки». (В качестве идеального примера «маркетингового персонажа» достаточно вспомнить нынешнего жителя Даунинг-стрит, 10). [В то время Тони Блэр.] Современный глобальный капитализм в изобилии требует маркетинговых персонажей и гарантирует, что он их получит. Между тем идеальный тип характера Фромма, зрелый «продуктивный характер», человек без маски, любящий и созидающий, для которого быть важнее, чем иметь, обескураживает»9.0003
Я думаю, что мы все должны признать Маркетинговую Личность как хотя бы частично точное описание того, кто и как мы есть. Самозанятым определенно внушают, что мы должны продавать себя как товар, конкурируя с другими товарами (другими словами, с людьми). Причудливые изменения моего героя-подростка, Дэвида Боуи, можно рассматривать как бесконечные повторные запуски продукта, вампирские переделки угасающего бренда. Я определенно умело продвигал себя на протяжении многих лет и, возможно, даже делаю это прямо сейчас.
Вы можете пройти небольшую викторину — не совсем научную или серьезную, но основанную на типологии Фромма — под названием «Какая из личностных ориентаций Эриха Фромма вы?». Я получил:
Вы оценены как маркетолог
«Возможно, вы «маркетолог». Маркетинговый персонаж отмечен крайним желанием соответствовать нормам, созданным семьей, обществом и культурой. Они модны, динамичны и готовы идти на компромисс больше, чем любой другой персонаж. Они часто обнаруживают, что мораль мешает их образу жизни и целям и часто бывает беспринципной. Маркетинговый персонаж всегда будет искать способ изменить себя, прежде чем требовать социальных изменений ».
Здесь вы можете посмотреть видео, в котором Эрих Фромм рассказывает о Маркетинговой Личности. Вот соответствующий раздел стенограммы:
УОЛЛАС : В письме о мужчинах в Америке вы часто говорили — вы часто говорили — о том, что вы называете «маркетинговой ориентацией». Что вы подразумеваете под «ориентацией на маркетинг», доктор Фромм?
FROMM : Под этим я подразумеваю, что наш основной способ отношения к другим таков, как вещи относятся к вещам на рынке. Мы хотим обменять нашу собственную личность — или, как иногда говорят, нашу «индивидуальную упаковку» — на что-то. Теперь, это не так верно для физического работника. Работник физического труда не должен продавать свою личность. Ему не нужно продавать свою улыбку. Но то, что вы могли бы назвать «толкателями символов», то есть все люди, которые имеют дело с цифрами, с бумагой, с людьми, которые манипулируют — если использовать лучшее или более красивое слово — манипулируют людьми, знаками и словами. Все те сегодня должны не только продавать свои услуги, но вдобавок они должны продавать свою личность, более или менее. Есть исключения.
УОЛЛАС : Значит, его чувство собственной ценности должно, следовательно, зависеть от того, сколько рынок, в этом смысле, готов заплатить за него… не может быть продан из-за недостаточного спроса, с экономической точки зрения бесполезен. И если бы сумочка могла мыслить, у нее было бы ужасное чувство неполноценности, потому что, не будучи купленной, она чувствовала бы себя бесполезной. Так поступает и человек, считающий себя вещью, и если ему не удается продать себя, он чувствует себя неудачником.
Вот как доктор К. Джордж Бори описывает маркетинговую ориентацию:
«Маркетинговая ориентация рассчитана на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо я могу продавать себя, упаковывать себя, рекламировать себя. Моя семья, мое образование, моя работа, моя одежда — все это реклама и должно быть «правильным». Если один из нас не выполнит свою часть договоренности, брак считается недействительным — никаких обид (возможно, мы все еще можем быть лучшими друзьями!). ориентация современного индустриального общества, это наша ориентация!0003
«Этот современный тип происходит из семейства хладнокровных и замкнутых, и склонен использовать автоматное подчинение для бегства от свободы. Адлер и Хорни не имеют эквивалента, но Фрейд может: это по крайней мере половина расплывчатой фаллической личности. , тип, который живет жизнью флирта. В крайнем случае, маркетолог оппортунист, ребячлив, бестактен. Менее экстремален, и он или она целеустремлен, молод, общителен. Обратите внимание на сегодняшние ценности, как они представлены нам нашими средствами массовой информации: Мода, фитнес, вечная молодость, приключения, смелость, новизна, сексуальность. .. вот что волнует «яппи» и его или ее менее состоятельных поклонников. Поверхность — это все».
Вот толкование Дина Сэйерса:
«Маркетинговая ориентация описывает образ мышления, при котором человек постоянно формирует себя в образе общества, чтобы соответствовать ожидаемым нормам общества. символизирует добро и желание, в то время как старое становится для него уродливым и бесполезным. Фромм описал это мышление как высказывание «новое прекрасно», в отличие от исторического мышления, которое заключалось в сохранении и поддержании собственности для последующего использования, ориентированного на товар: «старое красиво»
«Маркетинговые персонажи проявляют признаки крайней конформности и решают свои проблемы, как если бы они были просто проявлением рынка. Эти люди ищут партнеров как товар, который нужно тщательно исследовать на предмет положительных черт, которые могут иметь мало общего с любовью, и создают барьеры между сами и другие определяются такими абстракциями, как религиозность, денежная стоимость и социальный статус. Семьи, которые владеют бизнесом или управляют им, или поощряют конформизм и школьную направленность на рынок труда — то есть большинство семей в сегодняшних индустриальных странах — имеют тенденцию создавать маркетинговые персонажи. Эта личность, по словам Фромма, только начала проявляться в современном обществе и в его стремлении к рынку».
Преподаватель психологии Виктор Дэниелс:
«Маркетинговая экономика говорит, что мы должны продавать себя, превращать себя в объект, товар. Существует одержимость «упаковкой», нашим фасадом. Человек с маркетинговой ориентацией стремится продавать себя успешно на рынке. Этот человек не ощущает себя активным агентом и в значительной степени отчужден от своих человеческих сил. Ощущение себя проистекает из социально-экономической роли, которую он играет. «Человеческие качества как дружелюбие, обходительность, доброта превращаются в товар, в активы «пакета личности», которые могут принести более высокую цену на рынке личности». рынка о ценности человека».
Бизнес-писатель Майкл Маккоби:
«Вскоре после того, как Фрейд описал свои три типа личности в 1931 году, немецкий психоаналитик Эрих Фромм предложил четвертый тип личности, который стал особенно распространенным в сегодняшней экономике услуг. Фромм назвал этот тип «маркетинговой личностью». «, и это иллюстрируется главным героем фильма Вуди Аллена «Зелиг», человеком, которым настолько руководит его потребность в том, чтобы его ценили, что он становится точно таким же, как люди, с которыми он случается рядом. менее склонны укреплять тесные связи. Ими также в меньшей степени движет совесть, чем навязчивыми. Вместо этого ими движет тревога, похожая на радар, которая пронизывает все, что они делают. продавать себя другим
Дружелюбный к маркетингу Маккоби добавляет свой положительный оттенок к типу:
«Непродуктивным маркетологам не хватает направления, а также способности посвятить себя людям или проектам. команды и сосредоточить внимание на добавлении ценности, как это определено клиентами и коллегами. Как и одержимые, маркетологи являются активными потребителями книг по саморазвитию. Как и нарциссы, они не привязаны к прошлому. кризиса. Им не хватает смелости, необходимой для инноваций, и они слишком реагируют на текущие, а не на будущие требования клиентов».
Это похоже на маркетинговый тип, описывающий маркетинговые типы, что поднимает вопрос: если этот тип личности — это то, чем нас сделал капитализм, как мы вообще его увидим? Разве это не казалось бы нам «человеческой природой» — по крайней мере, до тех пор, пока наша система не начала разрушаться?
Другие вопросы, которые приходят мне в голову : Соответствует ли упадок рабочих профессий на Западе увеличению количества маркетологов? Являются ли самозанятые люди и люди в искусстве лучшими самопродвижителями? Что, если у вас есть отдел маркетинга, который будет заниматься маркетингом за вас, освобождает ли это вас от других дел? Можете ли вы снова стать «настоящим» и продуктивным после того, как когда-то были маркетологом? Какие типы маркетинга нравятся кому не разделяют «автоматного соответствия» Фромма, но вместо этого продают именно их упрямые эксцентричности? Так лучше или хуже?
Является ли моя любовь к уличной моде всего лишь любовью к ловкому саморекламе? Является ли Обама маркетологом? И как на это влияет культурная разница между западным и восточным капитализмом? Несомненно, азиаты скорее скромничают, чем рекламируют себя; их общества более коллективистские, чем наши. Возможно, Маркетинговый Тип доминировал только во второй половине 20-го века, а сейчас он уходит, чтобы быть замененным Солидарным Типом (капиталистическим, но все еще коллективистским)?
Эрих Фромм — Теории личности, теории типов личности и характера
1900-1980
Родившийся в Германии американский психоаналитик, социальный философ и ученый, чьи работы привлекли внимание широкой аудитории.
Эрих Фромм родился во Франкфурте, Германия, изучал социологию и психологию в университетах Франкфурта и Гейдельберга, где получил степень доктора философии. в 1922 г. Фромм обучался психоанализу в Мюнхенском университете и в Психоаналитическом институте Берлина. В 1925 году он начал свою практику и был связан с влиятельным Институтом социальных исследований во Франкфурте. Хотя Фромм начал свою профессиональную карьеру в качестве ученика Зигмунда Фрейда , вскоре он начал расходиться с фрейдистским упором на бессознательных побуждений и пренебрежением влиянием социальных и экономических сил на личность . Разработанные им теории объединяют психологию с культурным анализом и марксистским историческим материализмом. Фромм утверждал, что каждый социально-экономический класс воспитывает особый характер, управляемый идеями, которые его оправдывают и поддерживают, и что конечной целью социального характера является ориентация человека на те задачи, которые обеспечат сохранение социально-экономической системы.
В своей работе Фромм последовательно отстаивал приоритет личных отношений и преданности общему благу над подчинением механистическому сверхгосударству. Он считал, что у человечества двойственные отношения с природой, которой они принадлежат, но также превосходят ее. Согласно Фромму, уникальный характер человеческого существования порождает пять основных потребностей. Во-первых, люди, утратившие свое первоначальное единство с природой, нуждаются в родстве, чтобы преодолеть свою сущностную изоляцию. Им также необходимо превзойти свою собственную природу, а также пассивность и хаотичность существования, что может быть достигнуто либо позитивно — любя и созидая, — либо
Эрих Фромм ( Библиотека Конгресса. Воспроизведено с разрешения.)
негативно, через ненависть и разрушение. Индивидууму также требуется чувство укорененности или принадлежности, чтобы обрести чувство безопасности, а также чувство идентичности. Оставшаяся потребность — это ориентация или способ столкнуться со своей экзистенциальной ситуацией, найдя смысл и ценность в существовании. Ориентация может быть достигнута либо через ассимиляция (отношение к вещам) или социализация (отношение к людям).
Фромм определил несколько ориентаций характера, встречающихся в западном обществе. восприимчивый персонаж может только брать, а не давать; накапливающий персонаж , которому угрожает внешний мир, не может делиться; эксплуататорский характер удовлетворяет желания с помощью силы и коварства; а маркетинговый персонаж , созданный безличной природой современного общества, видит себя винтиком в машине или товаром, который можно купить или продать. Противоположностью этим негативным ориентациям является продуктивный персонаж , способный любить и полностью реализовать свой потенциал и преданный общему благу человечества. Позже Фромм описал два дополнительных типа персонажей: некрофильный персонаж , влекущийся к смерти, и биофильный персонаж , тянущийся к жизни.
Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты в 1934 году, после подъема нацизма в Германии. В Америке Фромм становился все более спорным в ортодоксальных фрейдистских кругах. Он работал на факультетах и читал лекции в нескольких университетах США, включая Колумбийский и Йельский университеты, а также в Мексике. В 1941, Фромм написал Бегство от свободы, анализ тоталитаризма, который станет классикой в политической философии и интеллектуальной истории, а также в психологии. Согласно Фромму, «бегство» от свободы, переживаемое по достижении совершеннолетия и обретении независимости от родителей, приводит к глубокому чувству одиночества и изоляции, от которого человек пытается избавиться, устанавливая какую-то связь с обществом. С точки зрения Фромма, тоталитаризм предлагал индивиду убежище от индивидуальной изоляции через социальные соответствие и представление властям. Среди других его важных книг в области психологии, этики , религии и истории: Человек для себя (1947), Психоанализ и религия (1950), Забытый язык (1951), Вменяемый. Общество (1955), Искусство любить (1956), За пределами цепей иллюзий (1962), Сердце человека (1964), Вы будете как боги (19)66), Революция надежды (1968), Социальный характер в мексиканской деревне (1970), Анатомия человеческой деструктивности (1973) и Иметь или быть (1976).
Работа Фромма оказала глубокое и длительное влияние на западную мысль. Один центральный тезис, который появляется во многих его работах, состоит в том, что отчуждение является самой серьезной и фундаментальной проблемой западной цивилизации. По его мнению, западная культура должна быть преобразована — посредством применения психоаналитических принципов к социальным проблемам — в общества, которые признают примат человека как ответственной, суверенной личности и способствуют достижению индивидуальной свободы, которую он считает конечная цель существования человечества.