Типология — Психологос
Типология по К.Г. Юнгу
Типология по Юнгу — это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.
«Целью психологической типологии не является классификация людей на категории — само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, — обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей. Во-вторых, типология — большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях. И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения «личностного уравнения» практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами. Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений» (ПТ, пар. 986 — 987).
Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки — интроверсию и экстраверсию — и четыре функции — мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.
Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.
«…на основе множества наблюдений и опытов я пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки — в норме — характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип — в норме — характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором – объект» (ПБ, с. 77-78).
На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.
Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:
«Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации» (ПТ, пар. 900).
На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа «лучше – хуже». Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии — она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией «излюбленной».
Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими «малоиспользуемыми» функциями?
«Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются. Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот» (ПТ, пар. 955).
В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий. Применение термина «иррациональный» не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:
«Лишь просто потому, что иррациональные типы подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их «неблагоразумными». Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими. Ирациональные типы основываются исключительно на переживании — настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями» (ПТ, пар. 6 \ 6).
Типология Юнга применима в терапевтической работе, так как представляет собой не схему статических характеристик, а систему динамики поведения.
Лженаучная психология. Фейковые типологии личности
Продолжим перечислять лженаучные течения, похожие на психологию. Узнаем, почему типология личности по соционике не более чем развлечение; что не так с «Дизайном человека» и чем так привлекателен трансерфинг реальности, что об этом даже снимают кино.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Мария КунахПсихолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
Продолжаем перечислять лженаучные течения, похожие на психологию. Узнаем, почему типология личности по соционике не более чем развлечение; что не так с «Дизайном человека» и чем так привлекателен трансерфинг реальности, что об этом даже снимают кино.
🐦 Соционика — псевдонаучная концепция, основная идея которой звучит так: существует ряд типов личности по образу взаимодействия с другими людьми. Каждый тип назван в честь известного человека, например, «Есенин», «Достоевский», «Гюго».
🦜 Людьми движет любопытство. Нам хочется знать: «Кто я на самом деле? Какой у меня тип личности?» Соционика делает вид, что дает ответы на эти вопросы и при этом доставляет удовольствие. Приятно, когда можно идентифицировать себя с известными личностями и тем самым повысить самооценку.
🦚 Сеанс соционики выглядит как тренинг: испытуемого помещают в различные ситуации, тренеры наблюдают, как он реагирует, общается с людьми и выносят свой вердикт, кто он по типу личности. Есть еще опросник для самостоятельного определения своего психотипа, его легко можно найти в интернете, но даже сами приверженцы течения не считают его точным.
🕊 Соционика частично пересекается с типологией психиатра Карла Юнга об архетипах. Юнг был учеником Зигмунда Фрейда и внес свой вклад в развитие психологии, но нельзя не упомянуть, что он был мистиком. Его гипотезу о коллективном бессознательном нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Его типологию об архетипах также нельзя подвести под научные критерии.
➡️ Соционика стоит вне психологии. К ней можно относиться как к приятному досугу.
🔎 В психологии есть раздел, описывающий типы личности, но у него научный подход. Существует множество теорий личности и все они верные. В каждой теории используются свои опросники для определения типа личности. Подробнее об этом мы говорили ранее. Но — что важно — во всех таких опросниках результат дается в виде шкалы, которая показывает совокупность характеристик. Типов личности в чистом виде не существует, это всегда набор.
«Дизайн человека» — очень популярная система типизации. Если в строчке поиска в браузере ввести слово «дизайн», то на первом месте в выдаче будет именно «Дизайн человека». Что важно об этом знать, чтобы не попасться в ловушку заблуждений?
♓️ «Дизайн человека» маскируется под научное знание, но находится ближе к астрологии, Книге перемен, каббале и восточным учениям о чакрах. Создал эту систему канадец, учитель физики Алан Краковер (псевдоним Ра Уру Ху) по его собственным утверждениям после мистического опыта в конце 80-х годов — он слышал голоса. В своей книге «Система дизайна человека» Краковер оперирует понятиями из квантовой физики, генетики и психологии.
🔢 Предполагается, что по дате и времени рождения человека можно получить профиль личности или иными словами бодиграф, или персональную карту жизненного предназначения. Карту может расшифровать только специалист на платной консультации.
🤨 Типы личности в «Дизайне человека»: манифестор, проектор, рефлектор, генератор. Плюс к этому есть свои подтипы. Из-за своей внешней сложности и интегративности у многих создается впечатление, что это нечто серьезное и настоящее. Психологи считают эту типологию искусственной и не приближающей нас к истине.
🐒 Основная идея — у каждого человека есть свои сильные стороны. Для того, чтобы быть успешным в социуме, нужно эти стороны развивать.
👋
👤 В психологии же нет специальных тестов и опросников, которые бы прямо указывали, что человеку делать и кто ему подходит. Человек это решает сам. Более того, мы знаем, что личность эволюционирует. Она не может быть неизменной, как дата и время рождения.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться Пример бодиграфа по Дизайну человека
Трансерфинг реальности — эзотерическое учение, возникшее в 2004 году на основе книг Вадима Зеланда. В книгах он оперировал психологическими терминами, опирался на квантовую физику, чем и подкупил многих далеких от науки людей.
🌗 Основная идея трансерфинга реальности — во Вселенной несколько реальностей. Человек своими действиями выбирает себе реальность много раз в жизни. Действия могут быть ошибочными и привести его в нежелаемую реальность.
🌓 Вторая идея трансерфинга — человек своими мыслями программирует судьбу. Эти установки похожи на аффирмации по Луизе Хей.
🔮 Нет никаких способов доказать или опровергнуть эти идеи, которые изложены как аксиомы. Сам Зеланд в одной из своих книг рассказал, что это знание он получил во сне от мистического Хранителя или Смотрителя.
💭 Идеи трансерфинга дают иллюзию контроля над своей жизнью. «Мысли материальны», «что подумаешь, то и случится» — это очень заманчиво, потому что человеку ничего не нужно предпринимать, прилагать усилия. Чтобы влиять на свою жизнь, нужно всего лишь фантазировать.
🤔 Для современного человека вообще характерно много думать. Даже есть выражение: «Мы живем в голове». Имеется в виду, что мы не чувствуем зачастую своего тела, так как сосредоточены на каком-то мыслительном процессе или эмоции.
🎞 Трансерфинг реальности произвел впечатление на умы, идею даже подхватил кинематограф в фильме «Секрет».
Задание
Вспомните, был ли у вас опыт соприкосновения с эзотерическими практиками и псевдотипологиями личности? Почему они вас заинтересовали? Какие эмоции они у вас вызвали? Было ощущение, что это вам подходит?
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
Важнейшие секреты психотерапии: типология Юнга, эвдемонология и неуловимое искусство счастья Юнг в своей ставшей уже классической работе «
психологических типа » (1921). Люди иногда удивляются, узнав, что текст Юнга является основой для популярного Индикатора типов Майерса-Бриггса (MBTI) и менее известных Теста Грея-Уилрайта и Описи развертывания типов Зингера-Лумиса (SL-TDI). Хотя эти юнгианские системы типового тестирования могут быть интересны — формулируя сложные перестановки интроверсии, экстраверсии, чувства, мышления, ощущения, интуиции, суждения и восприятия — как практикующий глубинный психолог, я всегда находил основные понятия Юнга о интроверсия и экстраверсия считаются наиболее клинически и концептуально полезными.Традиционно, поскольку мы в западной культуре склонны придерживаться более экстравертной ориентации в жизни (по сравнению, например, с Индией и Азией), интроверты долгое время предвзято воспринимались как эгоисты, нарциссы, патологически застенчивые или даже психотики. Но этот иногда порочный негативный уклон в сторону интровертов и интроверсии в последнее время начал меняться, отчасти из-за растущего интереса к медитации и внимательности (двум формам интровертной деятельности), постепенно растущей популярности юнговской (интровертной) психологии, а также публикация различных недавних книг на эту тему, таких как «9» Марти Олсен Лэйни.
Если, как предполагает поп-автор и консультант по отношениям Джон Грей (1992), мужчины и женщины, по-видимому, с разных планет, то интроверты и экстраверты должны быть из разных солнечных систем. В то время как мужчина и женщина, являющиеся как экстравертными, так и интровертными типами, склонны, несмотря на их психобиологические гендерные различия, сходиться во взглядах и разделять схожие ценности, экстравертный мужчина и интровертная женщина должны соединять не только свою противоположную сексуальную психологию, но и свою типологию. . (См. мой предыдущий пост.) Эта поляризующая комбинация или тип и пол могут представлять почти непреодолимые различия. Даже два человека одного пола, но противоположной типологии, имеют свою работу для них. Противоположности притягиваются и могут дополнять друг друга.
Но они обычно также являются причиной путаницы, конфликтов и постоянного испуга.Вот быстрый, простой и, по моему опыту, довольно точный способ определить вашу собственную типологию: Когда вы чувствуете себя подавленным, напряженным, выгоревшим, усталым, подавленным, опустошенным или истощенным, что вы делаете (или хотите делать) чтобы чувствовать себя лучше? Что лучше всего подходит для перезарядки вашей психологической или духовной батареи? Как правило, на этот вопрос можно ответить двумя способами. Что у тебя? Обратите внимание на это сейчас. Мы скоро вернемся к этому.
Для Юнга было по существу два типа людей: интроверты и экстраверты . (См. мой предыдущий пост.) Это были термины Юнга, для которых он дает конкретные определения. Хотя его термин интроверсия сегодня широко используется как синоним застенчивости, интроверсия не обязательно является застенчивостью. Но существует тесная связь между застенчивостью и интроверсией, которую Юнг считал (и я полностью согласен) в значительной степени врожденной тенденцией. (Это сильно противоречит сообщению здесь о застенчивости, утверждающей, что врожденное влияние незначительно или вообще отсутствует!) Интроверсия — это обращение внутрь, к внутреннему миру идей, чувств, фантазий, интуиций, ощущений и других аспектов субъективного опыта. Интровертный тип находит большую часть своего смысла и удовлетворения не во внешнем мире людей, предметов, вещей, достижений, а во внутренней жизни, во внутреннем мире. Экстраверты, с другой стороны, живут почти исключительно во внешнем мире и для него, получая удовлетворение от регулярного взаимодействия с внешней реальностью.
Интровертам обычно трудно общаться с внешним миром. Экстраверты имеют равные проблемы с вниманием к внутреннему миру. И оба сопротивляются этому, что часто становится хронической, привычной моделью избегающего поведения. Глубинная психология и особенно юнгианский анализ подчеркивают важность понимания, принятия и уважения собственной типологии. Также может быть полезно рассмотреть типологию значимых других: супругов, любовников, друзей, родителей, братьев и сестер, коллег и т. д. Центральным положением Юнга о типологии является то, что наш конкретный психологический тип является мощной линзой, через которую мы смотрим на жизнь. и определяет, как мы видим, относимся к реальности и интерпретируем ее. Поразительно, насколько принципиально и диаметрально различаются экстравертный и интровертный типы! По самой своей природе это радикально различные способы бытия-в-мире, противоположные отношения к жизни.
Конечно, ни один человек не является полностью интровертным или экстравертным. Это два крайних полюса в континууме, который мы все занимаем. Большинство из нас склоняются к экстравертной ориентации, помещая истинных интровертов в статистическое меньшинство в большинстве вестернизированных культур. Действительно, в нашей культуре интроверсию часто клеймят, патологизируют и считают ненормальной. Когда интроверсия крайне односторонняя, она может перейти в патологическую застенчивость, социофобию, шизоидную личность, аутизм или даже психоз: полную отстраненность или диссоциацию от внешней реальности. Крайняя экстраверсия может проявляться в компульсивной активности, трудоголизме, мании и аддиктивном поведении (например, сексуальной зависимости), служащем цели любой ценой избежать интроверсии или саморефлексии. Некоторый ритмический баланс между интроверсией и экстраверсией необходим для психического здоровья. Интроверсия и экстраверсия, по-видимому, являются врожденными темпераментами или личностными чертами, на которые может влиять и, тем не менее, влияет окружающая среда. Например, в высоко экстравертном обществе, таком как США, или в сильно экстравертной семье интроверсия часто не поощряется, начиная с детства, а экстраверсия поощряется как приемлемая социальная норма. В результате многие интроверты от природы стремятся стать экстравертами, развивая в себе экстравертный характер.0003 persona
, но по необъяснимым причинам испытывает хроническую тревогу, усталость или депрессию. Это также может произойти, когда экстравертный тип чрезмерно ограничен социально или религиозно навязанным фасадом интроверсии. Иногда крайняя экстраверсия или интроверсия проистекают, как ни парадоксально, из-за слишком большого количества своей противоположности, компенсаторной реакции психики на коррекцию чрезмерной односторонности.Теперь вернемся к тому маленькому тесту, который вы прошли ранее. Если вы ответили, что все, что вы хотите сделать, чтобы заботиться о себе и перезарядить свой аккумулятор, это оставаться дома, читать книгу, принимать ванну, медитировать, слушать музыку и делать это в основном в одиночестве, вы, вероятно, склонны к интроверту. полюс. Вы, вероятно, как минимум на пятьдесят один процент интроверт. Как вы думаете, что говорит экстравертный тип? Вы, вероятно, более экстравертны, если дали типичный ответ: «Я хочу пойти куда-нибудь и побыть с людьми, пойти на вечеринку, сделать что-нибудь интересное». Видите ли, это то, что наполняет резервуар экстраверта, когда он пуст. Но для интроверта такая экстравертная деятельность, особенно когда он чувствует себя истощенным, представляет собой глубоко отвратительную перспективу. Как и перспектива самоанализа, тишины и уединения для экстраверта. Почему? Потому что, чтобы омолодить себя, восполнить свою энергию, интроверт должен интровертироваться. А экстраверт должен быть экстравертом. Это в их природе. Но также и потому, что все мы питаем первобытный страх и сопротивление бессознательному, или тому, что Юнг называл тень , которая содержит те недоразвитые аспекты нас самих, которые мы считаем «низшими» и не имеющими искупительной ценности. (См. мой предыдущий пост. )
Что происходит, когда кто-то либо не знает, какова его собственная типология, либо отвергает ее? Что делать, если вы не смогли ответить на вышеупомянутый вопрос, потому что вы еще не знаете, как перезарядить аккумулятор, не нашли то, что вам подходит? Или знаете, что обновит вас, но никогда этого не сделаете? Когда интроверты пытаются жить как экстраверты, у них возникают проблемы, потому что они утратили связь со своим истинным интровертным «я», восстанавливающей основу своего существа. То же самое можно сказать и об экстравертных типах, которые, желая быть более «духовными» или созерцательными, отсекают себя от материального мира. Каждый из них потерял связь со своим пробным камнем. Совершенно верно, что идея Юнга о индивидуация — процесс становления более сбалансированным и целостным — требует от интровертных типов развития и интеграции того, что он считал своей «низшей функцией», своей экстраверсии; а для экстравертных типов развивать способность к интроверсии. Для обоих типов это чрезвычайно трудная работа. То, что естественно для экстраверта, требует огромных усилий для интроверта. И наоборот. Но этого нельзя достичь, отрицая свою врожденную типологию и пытаясь заменить ее противоположностью. (Хотя в процессе индивидуации маятник может иногда сильно качаться из одной крайности в другую, прежде чем найдет равновесие.) Интровертный тип должен научиться быть экстравертом, оттачивая свои экстравертные навыки, но всегда останется интровертом. Точно так же экстраверты должны научиться быть интровертами, но всегда будут экстравертами. Баланс является ключевым. Как и в большей части психотерапии, речь идет о том, чтобы научиться принимать себя и заботиться о себе, а также признать, что отказ уважать свою типологию — и типологию других — в конечном итоге обречен на провал, бесполезен и деструктивен.
Наша типология сильно влияет на то, как мы одеваемся, укладываем волосы, украшаем дом, проводим свободное время, едим, спим (см. оценка искусства, наши религиозные убеждения и то, как мы видим мир. Когда наш выбор в таких фундаментальных вопросах, сознательный или бессознательный, близко совпадает с нашим врожденным типом личности, мы практикуем то, что в своей книге «Мудрость жизни» философ Артур Шопенгауэр (вслед за Аристотелем) называет эвдемонология: « упорядочивание нашей жизни таким образом, чтобы получить как можно больше удовольствия и успеха; искусство, теорию которого можно назвать эвдемонологией , поскольку оно учит нас, как вести счастливое существование». Таким образом, можно сказать, что признание, уважение и жизнь в гармонии с нашей врожденной типологией ( эвдемонизм ) является одним из важнейших секретов человеческого счастья.
Типология личности и секрет познания человека
В древности Гиппократ Косский, греческий врач пятого и четвертого веков до нашей эры, и Гален Пергамский, греческий врач и философ второго века нашей эры, разделили людей. в виды. Эти типы были основаны, по их словам, на уровнях человека, которые они определили как четыре жизненно важные телесные жидкости, необходимые для питания, роста и метаболизма, в первую очередь возникающие в процессе пищеварения. Эти врачи считали, что чрезмерный уровень любой из этих жидкостей в человеке приводит к определенным, умеренно предсказуемым недостаткам и сильным сторонам характера.
В начале 1900-х годов швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг обнаружил большой интерес к тому факту, что он и его коллеги Альфред Адлер и Зигмунд Фрейд рассмотрели один и тот же клинический и научный материал и пришли к совершенно разным выводам, о которых он писал в его книга « психологических типа ». Он стремился примирить теории Фрейда и Адлера и разработал свою собственную модель, в которой человек характеризуется сначала оценкой предпочтения в своем общем отношении (т. е. интроверсия против экстраверсии), затем предпочтением между двумя функциями восприятия (т. наконец, предпочтением между двумя функциями суждения (т. е. мышление против чувства).
Источник: Джошуа Эрл/Unsplash
Прошло почти 100 лет с тех пор, как Карл Юнг превратил мышление древних в глубокие и душевные нюансы (более) современной психологической модели, однако типологии Юнга так и не были подтверждены эмпирически. Он основывал свои теории на наблюдениях и анекдотах и критиковал академическую науку.
Юнг писал:
Любой, кто хочет знать человеческую психику, почти ничего не узнает из экспериментальной психологии. Лучше бы ему бросить точную науку, снять мантию ученого, проститься с учебой и с человеческим сердцем побродить по свету. (Юнг, 1916)
Дихотомии черт и легендарное я
Изабель Бриггс Майерс, исследователь и практик теории Юнга, добавила четвертую дихотомию к модели Юнга (суждение против восприятия) в своем чрезвычайно популярном индикаторе типов Майерс-Бриггс. Дихотомии — это деления, представляющие противоположности, которые ведут нас к отождествлению себя либо с той, либо с другой чертой. Большинство популярных типологий личности в значительной степени опираются на дихотомию черт на каком-то уровне, однако такие разбиения носят одномерный характер. Сам Юнг однажды утверждал, что любой, кто является только интровертом или экстравертом, естественным образом попадает в сумасшедший дом.
Психолог-личностный психолог Дэн П. МакАдамс критически относился к любому подходу к пониманию личности в редукционистских терминах и особенно к характеристике человека исключительно с точки зрения личностных черт. На самом деле люди часто противоречат категориям, в которые их помещают модели. МакАдамс (1995) писал: «Человека нельзя узнать, не зная черт. Но знать черты недостаточно». Он утверждал, что «психологи-личностные психологи должны прежде всего стремиться узнать людей» (McAdams, 1996).
При этом, по словам МакАдамса, нам лучше всего пройти через три уровня оценки, начиная с оценки общих черт личности, которую он называет «Уровнем 1» оценки личности, «первым уровнем познания человека». Современные личностные психологи используют эмпирически проверенные наборы показателей черт, такие как опросник Большой пятерки, который оценивает экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, негативную эмоциональность (часто называемую невротизмом) и непредубежденность (также известную как открытость опыту).
От начального уровня черт, говорит МакАдамс, проницательный оценщик переходит на второй уровень, зная личные проблемы:
«[Личные заботы] говорят о том, чего хотят люди, часто в определенные периоды их жизни или в определенных сферах жизни». действий и какие жизненные методы люди используют (стратегии, планы, средства защиты и т. д.), чтобы получить то, что они хотят, или избежать получения того, чего они не хотят, с течением времени, в определенных местах и/или в отношении определенных ролей» (МакАдамс). , 1996).
Источник: Дмитрий Ратушный/Unsplash
На «третьем уровне» мы получаем представление о чувстве единения смысла и цели человека, его собственной концепции самоидентификации, которая особенно проявляется в том, как он рассказывает истории о себе. МакАдамс (1996) объяснил: «[Современные мужчины и женщины] создают… более или менее связные, последовательные и живительные истории, которые продуктивно и продуктивно интегрируют человека в общество и обеспечивают целенаправленную самоисторию».
Модели неверны, но потенциально полезны
Коммерциализация психологии неизбежно уменьшает и, следовательно, развращает. Следовательно, как члены коммерциализированного общества, мы всегда рискуем создать карикатуры на самих себя. Тем не менее, оценка личности может быть полезным предиктором поведения. По крайней мере, это может помочь нормализовать тревогу по поводу того, почему мы часто чувствуем, думаем и ведем себя определенным образом.
Знаменитый британский статистик Джордж Бокс однажды сказал: «Все модели ошибочны, но некоторые из них полезны». Типологические модели помогают нам понять континуумы личности. Мы просто должны быть осторожны, чтобы не принять их точность или, что еще хуже, гороскопическое значение. С другой стороны, человеческие личности — это не просто непреодолимые единичные экземпляры. Многие популярные личностные тесты на самом деле являются лженаукой, но мы должны быть осторожны, чтобы не спутать этот факт с ложным представлением о том, что личность — это миф. Это не. Дело в том, что личность есть вещь. Оно не является фиксированным, но относительно стабильным, легко наблюдаемым и весьма существенным.
Даже точные науки строят и используют модели сами, обязательно прибегая к своим собственным формам редукционизма. Бокс (1979) рассуждал,
Было бы очень замечательно, если бы любая система, существующая в реальном мире, могла быть точно представлена любой простой моделью. Однако искусно выбранные экономные модели часто действительно обеспечивают удивительно полезные приближения. Например, закон PV = RT, связывающий давление P, объем V и температуру T «идеального» газа через константу R, не совсем верен для любого реального газа, но часто обеспечивает полезную аппроксимацию, и, кроме того, его структура информативна, поскольку оно вытекает из физического взгляда на поведение молекул газа. Для такой модели нет необходимости задавать вопрос «Верна ли модель?» Если правда должна быть всей правдой, ответ должен быть «Нет». Единственный интересующий вопрос: «Является ли модель понятной и полезной?»
Секрет познания человека
В конце концов, у моделей есть свои ограничения. Почти наверняка лучший способ познать слои и отличительные черты своей собственной личности — и личности другого человека — это дружба.
Источник: Matheus Ferrero/Unsplash
Психолог и исследователь Михай Чиксентмихайи (1990) предположил: «Именно в компании друзей мы можем наиболее ясно ощутить свободу личности и узнать, кто мы на самом деле». Дружба выявляет разные части нас самих. К. С. Льюис (1960), автор книги «Хроники Нарнии » , писал о том, как дружба оживляет отдельные аспекты того, кто мы есть: «В каждом из моих друзей есть что-то такое, что только другой друг может полностью раскрыть. Сам по себе я недостаточно велик. призвать к действию всего человека; я хочу, чтобы другие огни, кроме моего собственного, показали все его грани».
Но дружба не только помогает нам познать самих себя; это помогает нам самим стать .