Статья 23. Типы образовательных организаций \ КонсультантПлюс
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Как по новому Закону будет регулироваться деятельность детских садов – начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреж
Как по новому Закону будет регулироваться деятельность детских садов – начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреждений больше нет.
Рожков Артемий Игоревич
Действительно, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад – начальная школа». Не упоминается в новом Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.
Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательной организацией признается — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 рассматриваемого Закона общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, новый Закон не запрещает функционирование детских садов – начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.
При этом слова в наименовании «детский сад – начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад № 2», то по новому Закону наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад № 2». Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Раздел комментариев:
Статус организации
Российская Федерация — Дошкольное начальное образование — Дети, школа, дошкольные учреждения и школы
Российские дошкольные учреждения XVIII-XIX вв. существовали преимущественно в форме приютов и детских домов. В основном они были основаны на благотворительности и направлены на обездоленных. Педагогические принципы были впервые введены в дошкольное образование в середине 1900-х годов. Это было время, когда в крупных городах появились частные детские сады с оплатой по специфически российским программам воспитания детей. Такие учреждения в основном располагались в Петербурге и были доступны лишь избранным. Правила были строгими; предметы включали чтение, письмо, счет и два или три иностранных языка. В период с конца 1800-х до начала 19 в.В прогрессивных дошкольных учреждениях 00-х годов стали внедряться принципы бесплатного образования, а также идеи Монтессори. Несмотря на растущую потребность и интерес к дошкольному обучению и воспитанию, сеть бесплатных детских садов развертывалась очень медленно. В 1882 г. было всего 37 дошкольных учреждений, из них 14 в Петербурге. В 1893 г. дошкольные учреждения получили первую субсидию от Министерства народного просвещения. К 1914 году в России было уже 275 дошкольных учреждений.
Декларация о дошкольном образовании, принятая сразу после революции 19№ 17 объявил, что дошкольные учреждения в Советской республике должны стать органической частью всей системы народного образования. Декретом 1918 г. все государственные и частные дошкольные учреждения были подчинены Наркомпросу. Первая Конвенция о дошкольном воспитании (1919 г.) выступила с инициативой создания круглогодичных детских садов, функционирующих девять или десять часов в день. В 1925 г. воспитатели изобрели дневные летние площадки для размещения крестьянских детей в период наиболее интенсивных полевых работ. К 1927 количество детей на летних площадках увеличилось в десять раз, с 15 до 150 тысяч. К 1931 году количество детей, посещающих дошкольные учреждения, достигло 3 667 000 человек.
Идеологическое давление периода конца 1920-х — 1930-х годов вылилось в развитие программ дошкольного воспитания, коллективистских методов и жесткого официального контроля сверху. Единая программа 1932 г. и ряд положений и положений формулировали официальные требования к дошкольному образованию, рассматриваемому как первый этап формирования «нового советского человека». Были организованы детские комитеты и собрания. Куклы представляли солдат Красной Армии, рабочих, крестьян, пионеров. Новогодние праздники были отменены как «пережиток прошлого». Сказки рассматривались как «препятствие к формированию материалистического мировоззрения». Учителя вмешивались в детские игры, если они были «идеологически неприемлемы».
В годы Великой Отечественной войны количество дошкольных учреждений продолжало расти. Необходимость размещения растущего числа детей-сирот, а также малолетних детей из эвакуированных семей требовала увеличения числа дошкольных учреждений-интернатов и детских домов.
Три послевоенных десятилетия (с 1950-х по 1970-е годы) были отмечены быстрым ростом сети, особенно в городах. К 1980 в сеть входило 63,5 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 7,127,7 тыс. детей. В 1960-1980-е годы общий кризис советской системы образования проявился в виде устаревших дошкольных программ, преувеличенного внимания к идеологии, неоправданной унификации, игнорирования индивидуальных особенностей детей.
Политические реформы конца 1980-х — начала 1990-х годов дали педагогам больше самостоятельности и свободы в разработке новых диверсифицированных программ, индивидуальных подходов и национально-специфических форм воспитания. В то же время заметно ухудшилось экономическое состояние дошкольных учреждений.
Большинство учреждений были подчинены городским административным органам и перестали финансироваться промышленными предприятиями и государственными организациями. В 1993-2000 годах было закрыто 20 тыс. дошкольных учреждений; количество детей, посещающих их, уменьшилось на треть (2400000), удовлетворяя таким образом потребность лишь на 50%. К началу 19В 98/99 учебном году насчитывалось 60 250 дошкольных учреждений, в которых обучалось 4 700 000 детей.Дошкольные учреждения должны иметь лицензию и аккредитацию, как и все другие образовательные учреждения. Их сеть находится в ведении Министерства образования. Педагогов дошкольного образования ( воспитателей, дословно «воспитатели») готовят 190 средних педагогических школ и более 30 педагогических вузов.
Дошкольное образование в России существует в виде детских садов ( ясли ) для детей грудного возраста в возрасте от шести недель до трех лет и детские сады (
Несмотря на то, что мнения специалистов о будущем дошкольного образования в России расходятся, все они сходятся во мнении, что главная цель – сохранение и развитие существующих объектов. В среднем сеть продолжает терять 3500 дошкольных учреждений в год. За последнее десятилетие сокращение составило почти 40 процентов. Усовершенствованные учреждения рассчитаны на ограниченное количество детей из благополучных семей, а спрос на дошкольное образование остается неудовлетворенным. Подчинение дошкольных учреждений муниципальным органам в XIX в.90-е создали дополнительные проблемы, самой большой из которых было недостаточное финансирование. Воспитатели предлагают альтернативы существующим дошкольным учреждениям: учреждения с кратковременным пребыванием (от одного до шести часов) один или несколько раз в неделю, в выходные дни и с переменной стоимостью.
Правительство планирует включить дошкольные учреждения в систему всеобщего обязательного образования и разработать гибкие программы с индивидуальным графиком посещения для подготовки пяти- и шестилетних детей к школе. Изменения в организационной структуре будут основаны на разграничении дошкольного образования и детского сада как формы федеральной помощи малообеспеченным семьям.
Еще одно направление, требующее совершенствования, – содержание дошкольного образования. Его критиковали за «вторжение» в образовательное пространство начальной школы. Педагоги, врачи и родители считают недопустимым перегружать детей дошкольного возраста и тем самым лишать их того периода детства, который имеет самостоятельную ценность. В целях реформирования содержания дошкольного образования в 2000 году был организован конкурс. Программа победителей стала основой для разработки государственных стандартов, призванных обеспечить плавный переход детей от дошкольного к начальному школьному уровню. .
Общеобразовательная школа России включает три ступени: 1-4 классы, начальная ступень; 5-9 классы, основной средний уровень; и 10-11 классы, старшие классы средней школы. Полный курс составляет 11 лет по общеобразовательной траектории. Формального разделения на уровни нет, и ученики (называемые учеников, «учеников» по-русски) обычно остаются в одном здании с первого по одиннадцатый класс. Отдельные начальные или основные средние школы существуют только в сельской местности. С середины 19С 60-х годов правительство прилагает серьезные усилия для реструктуризации школьной сети путем объединения небольших школ в более крупные, расположенные в районах, доступных для местных детей. В первом классе учащиеся делятся на классы по 25-30 человек, которые учатся в группе на протяжении всех лет обучения в школе.
В 1998-1999 учебном году в России насчитывалось 66,7 тыс. общеобразовательных школ различных типов, в которых обучалось более 21,1 млн учащихся. В результате развития частного сектора в образовании негосударственных школ стало 568 (0,8% от общего числа при 0,2% учащихся).
История русского начального образования связана с монастырскими школами, возникшими в XI веке и давшими детям нравственное и религиозное воспитание. В четырнадцатом-шестнадцатом веках «мастера грамоты» обучали небольшие группы студентов или обучали их индивидуально. Основы системы начального образования были заложены в начале 1700-х годов при Петре Великом.
В 1782 г. Комиссия по устройству школ разработала структуру всеобщего начального образования, которая была введена в 1786 г. Уставом об учебных заведениях от 1804 г. создана сеть годичных церковно-приходских школ. Середина восемнадцатого века была отмечена развитием начальных школ для крестьян и ярко выраженным интересом к обучению учениц. Реформы 1860-х годов обязали начальные школы распространять базовые знания и религию, устанавливать централизованное управление школьной системой и вводить единые учебные программы и учебники. На начальное образование этого периода значительное влияние оказало прогрессивное общественное движение и издание педагогических журналов и книг, особенно К.Д. Ушинский.
Положение «О единой трудовой школе» , изданное в 1918 г. после Октябрьской революции, установило пятилетнее начальное обучение, которое позднее было заменено четырехлетним. В 1934 г., после реконструкции советской школьной системы, начальное обучение стало первой ступенью единой общеобразовательной системы, основанной на принципах преемственности и переносимости.
В течение следующих десятилетий учебные планы и программы начальных школ систематически пересматривались и изменялись в зависимости от политической и экономической ситуации в стране. В 1970-х годов количество классов в начальной школе было сокращено до трех. Образовательный кризис 1980-х годов показал, что стандартизированные школьные программы, пронизанные коммунистической идеологией, требуют срочных изменений. Школьная реформа 1984 г. снизила школьный возраст до шести лет, тем самым вернув четырехлетнюю начальную школу и попытавшись внедрить мировой опыт в советское образование. Революционные политические изменения конца 1980-х гг. инициировали «деидеологизацию» и «деполитизацию» школьной системы.
Однако большинство родителей, учителей и врачей не приветствовали переход на четырехлетнее начальное образование с энтузиазмом. Реформа не могла быть проведена по многим социально-экономическим причинам: недостаточное количество классов и учителей, отсутствие необходимых помещений и оборудования, недостаточная психологическая и профессиональная подготовка учителей. В результате к концу 1990-х годов сложилась двухступенчатая система начального образования. Согласно новой программе, дети могут пойти в школу в возрасте шести лет и учиться в течение четырех лет, прежде чем перейти в среднюю школу. Альтернативой является поступление в первый класс в возрасте семи лет и следование традиционным, более интенсивным учебным планам, когда тот же материал изучается за три года. В этом случае дети пропускают четвертый класс начальной школы и переходят сразу в пятый класс. Хотя этот процесс несколько сбивает с толку, он сохраняет единообразие на уровне средней школы. Педагоги надеются, что сосуществование двух направлений позволит им завершить реформу путем постепенного перехода на четырехлетнюю программу начальной школы.
Предметы, преподаваемые на начальном уровне, включают русский язык (и/или другой родной язык для нерусских учащихся), чтение, математику, природоведение, физическую культуру, музыку и искусство. Хотя содержание образования основано на государственных образовательных стандартах, школы и отдельные учителя получили больше свободы в разработке учебных программ и учебных материалов. Гимназии, лицеи, и частные школы вводят дополнительные предметы (например, иностранные языки, танцы). Все занятия, кроме музыки, искусства и физкультуры, ведет один педагог, который также отвечает за внеклассные мероприятия (экскурсии, выезды на природу, концерты, вечеринки, празднование национальных праздников).
Учебный год всегда начинается 1 сентября. Хотя в большинстве школ больше не соблюдается форма, дети, особенно первоклассники, носят белые рубашки или блузки. Учащиеся начальной школы учатся пять или шесть дней в неделю и обычно посещают четыре занятия по 40–45 минут в день. Интервалы между занятиями варьируются от 5 до 25 минут. У каждого ученика есть специальная зачетная книжка ( дневник ) для записи расписания и домашних заданий на каждый день недели. Учитель использует дневник для записи оценок учащегося и замечаний о его поведении. Считается эффективным метод общения педагога с родителями. Учебный год организован ежеквартально, с четырьмя каникулами (неделя в начале ноября, две недели на Новый год и Рождество, неделя в конце марта и три месяца летом). Студенты оцениваются по каждому предмету в конце каждой четверти и учебного года. Оценка числовая: пять, отлично; четыре, хорошо; три, справедливый; и два, бедных (неудача).
Дошкольные учреждения России: руководство для родителей-эмигрантов
Последнее обновление на 20/02/2023
Варианты дошкольного образования в России включают как местные русские школы, так и международные альтернативы.
Приток иностранцев стимулировал расширение дошкольных учреждений в России. В результате у эмигрантов, ищущих дошкольные учреждения в России, есть множество вариантов.
Российская система школьного образования начинается с шестилетнего возраста, когда дети посещают начальную школу. Однако многие родители отправляют своих детей в дошкольные учреждения, ясли или детские сады, чтобы подготовить их к системе образования.
Дошкольные учреждения в России обычно принимают детей с двух с половиной лет; некоторые ясли и детские сады начинают работу с более раннего возраста – около 18 месяцев. В Москве много российских муниципальных дошкольных учреждений, но они традиционно сильно перегружены. В результате в настоящее время существует много частных международных дошкольных учреждений, популярных среди эмигрантов.
- Выбор русского детского сада
- Обычный день в школе
- Полезные ресурсы
Выбор русского детского сада
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в русской среде, ваш ребенок может посещать муниципальное дошкольное учреждение. Когда освободится место, ваш ребенок будет принят. Тем не менее, вы, скорее всего, попадете в список ожидания, пока не освободится место/.
Если вы предпочитаете одну из международных школ, вы можете выбрать из нескольких. Все они преподают по английской или американской программе. В большинстве международных дошкольных учреждений есть бэби-клубы для детей в возрасте около двух с половиной лет, чтобы помочь их развитию в первые годы обучения в школе.
Детские сады и школы для детей до 17 лет от Английской международной школы. У этого есть выбор из двух мест в Москве. Росинка, тем временем, является еще одним вариантом с детским садом и внешкольными клубами, доступными в дополнение к образованию в стиле Кембриджской школы. Есть много других, и полный список представлен на www.childreninmoscow.ru или www.evans.com.ru/rent/school.
Узнайте больше о следующем шаге после дошкольного образования в нашем путеводителе по начальным школам России
Британское и американское посольства предлагают несколько учебных заведений с полным набором школьных услуг, а также детские сады для детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет. Дети сотрудников посольства могут пользоваться услугами по уходу за детьми в возрасте от шести недель. Есть также варианты дошкольного обучения на полдня для детей в возрасте трех и четырех лет.
Sad Sam’s и Busy Bees — два самых популярных частных детских сада, в которых дети обучаются на английском и русском языках; в «Маленьком ангеле» преподавание больше ориентировано на русский язык.