Типы мышления и их сущность таблица: Виды мышления и их характеристика: таблица. Общая характеристика мышления

Содержание

Виды мышления и их характеристика: таблица. Общая характеристика мышления

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса — мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Виды мышленияОпределение
Наглядно-действенноеОсновывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними.
Наглядно-образноеОпирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов.
Словесно-логическоеОсуществляются логические операции с понятиями.
ЭмпирическоеХарактеризуется первичными обобщениями, выводами на основе полученного опыта, то есть уже имеющихся теоретических знаний.
ПрактическоеПереход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование реальности.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Примеры

МладенчествоВо второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами методом проб и ошибок.Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возрастМанипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период — яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир.Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возрастВ этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением.Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

ХарактеристикаКомбинацииТрансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом.Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления.Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

ВозрастХарактеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия — элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия — высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возрастВ этот период мышление приобретает качественно другой окрас — рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возрастМышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

Виды мышления и как их развить

Чтобы учиться на отлично, работать и достигать успехов в жизни, важно использовать разные виды мышления.

А о том, какие виды и формы мышления существуют, мы расскажем в статье. И также ответим на вопрос: как развить мышление у взрослого человека?

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал — там много полезных материалов из мира образования. И следите за акциями и скидками от компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Мышление: что это такое

Прежде, чем рассказывать о видах мышления и их характеристиках, давайте разберёмся, что называют мышлением:

Мышление — это психический процесс, во время которого происходит познание и отражение объективной действительности через представления, суждения и понятия. Это высшая форма творческой деятельности человека.

У мышления есть несколько важных характеристик:

  • оно помогает человеку познавать мир косвенно, через опосредованный опыт;
  • всегда опирается на информацию, полученную через органы чувств;
  • действует через обобщение, которое позволяет выделять существенные качества предметов и явлений.

«Я мыслю, следовательно, существую», — Рене Декарт, математик и философ XVII века, считал мышление самой главной способностью человека.

Прошло время, а эта идея не утратила свою актуальность. Ведь от мышления, а точнее от качества мыслительных процессов зависит многое: умение решать жизненные задачи, видеть причинно-следственные связи, ставить и достигать цели, а также добиваться успеха.

Классификация видов мышления

Классическая психология классифицирует мышление по разным категориям: форме, результату, уровню и так далее. Так что существует множество видов мышления, но все они помогают человеку успешно справляться с разнообразными задачами.

Чтобы вы могли наглядно познакомиться с основными видами мышления в психологии, мы составили удобную таблицу:

По психическим процессамПо результатам мышленияПо уровню психических процессовПо характеру задачПо уровню осмысленностиПо личностным особенностям
наглядно-действенное мышление;репродуктивное (стандартное) мышление;аналитическое мышление;теоретическое мышление;критическое мышление;женское мышление;
конкретно-предметное мышление;творческое (креативное) мышление.интуитивное мышление;практическое мышление.произвольное мышление;
мужское мышление;
абстрактно-логическое мышление. реалистическое; непроизвольное мышление;позитивное мышление;
  аутистическое; бессознательное мышление.негативное мышление;
  эгоцентрическое.  стратегическое мышление;
     идеалистическое мышление;
     иррациональное мышление;
     рациональное мышление;
     профессиональное мышление.

Помимо видов выделяют три формы мышления: суждение — отдельная мысль о чём-то, содержащая утверждение или отрицание, понятие — обобщение основных суждений и признаков, умозаключение — это новое суждение, основанное на нескольких.

Современные виды мышления: общая характеристика мышления и способы развития

Однако, это далеко не все разновидности видов мышления, которые выделяют современные психологи и когнитивные специалисты. В нашей жизни не обойтись без умения мыслить стратегически, критически и образно. А ведь это тоже виды мышления. Именно они помогают человеку быть успешным, ставить амбициозные цели и достигать их.

Итак, давайте разберём, какие популярные виды мышления существуют, что они из себя представляют, а также какими методами и упражнениями их можно развивать.

Необходимые виды мышления для современного человека:

  1. Критическое мышление.
  2. Стратегическое мышление.
  3. Логическое мышление.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Нестандартное мышление.
  6. Творческое, или креативное мышление.
  7. Системное мышление.
  8. Образное мышление.
  9. Пространственное мышление.
  10. Абстрактное мышление.
  11. Алгоритмическое мышление.
  12. Дедуктивное мышление.
  13. Ассоциативное мышление.
  14. Математическое мышление.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Критическое мышление

Что такое критическое мышление и как его развить? Под умением мыслить критически подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, формировать суждения на основе полученных аргументов и отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление — необходимый навык для студента. Именно он помогает выбрать правильную литературу и грамотно работать с источниками во время подготовки курсовых, дипломных и других работ.

Как развить критическое мышление у взрослого? Существует несколько проверенных способов:

  • постоянно улучшать знания, узнавать новое и расширять кругозор;
  • общаться с умными людьми;
  • учиться задавать вопросы и искать на них ответы;
  • много читать и анализировать прочитанное;
  • изучать разные точки зрения;
  • придумывать разные варианты, как могут развиваться ситуации;
  • анализировать ошибки и неудачи, делать выводы;
  • играть в шахматы, настольные игры;
  • решать головоломки и ребусы.
Решение головоломок помогает развивать мышление

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность оценивать риски своих действий и предвидеть последствия. Любой мыслящий человек должен развивать искусство видеть и создавать стратегии, чтобы достигать успеха в разных областях жизни.

Какие примеры стратегического вида мышления можно привести? Самый актуальный — это отношение к учёбе. Если студент в начале учебного года составит план обучения и подготовки, эта стратегия позволит ему легко и уверенно готовиться к зачётам и экзаменам. А вот отношение «на авось» скорее приведёт к пересдаче.

А как развить стратегическое мышление? Уделять внимание следующим умениям:

  • наблюдать за событиями и искать общие тенденции;
  • задавать сложные вопросы и стараться искать на них ответы;
  • всегда оценивать действия с точки зрения возможных последствий;
  • учиться мыслить логически и чётко;
  • принимать решения и нести ответственность;
  • находить время, чтобы подвести итоги и оценить ситуацию;
  • постоянно изучать что-то новое, чтобы расширять знания;
  • учиться быть непредвзятым;
  • ставить себя на место другого человека.

Логическое мышление

Логическое мышление — это умение логически думать, рассуждая последовательно и непротиворечиво.

Как развить логическое мышление взрослому? Это очень важный вопрос. Ведь логика помогает не только в учёбе и работе. Она отличный попутчик в любой жизненной ситуации. Так что возьмите на заметку следующие упражнения и способы развития логического мышления:

  • решайте логические задачи;
  • читайте и анализируйте прочитанные тексты;
  • решайте сканворды, кроссворды и ребусы;
  • ищите логические закономерности;
  • изучайте иностранные языки;
  • учитесь писать левой рукой, если вы правша, и наоборот.
Писать левой рукой, если вы правша — отличная тренировка мышления

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление — это способность работать с большими данными информации, разделяя их на логичные части и исследуя каждую по определённой схеме.

Мыслить аналитически невозможно без хорошо развитой логики.

Поэтому в поиске ответа на вопрос: как развить аналитическое мышление, не забывайте о советах из прошлого пункта и дополняйте их следующими:

  • решайте математические задачи;
  • анализируйте ситуации и информацию;
  • ищите альтернативные варианты решений;
  • участвуйте в обсуждениях;
  • учитесь создавать умные и чёткие конспекты;
  • моделируйте разные ситуации.

Нестандартное мышление

Нестандартное, или латеральное мышление — это умение мыслить нестандартно в обычных ситуациях и искать неожиданные пути решений.

Британский психолог Эдвард де Боно изучал вопросы латерального и творческого мышления, а своими выводами делился в книгах. Так, например, в его труде «Шесть шляп мышления» можно найти простые и действенные упражнения, которые помогают развивать нестандартность мыслительных процессов.

Британский психолог Эдвард де Боно

Как развить нестандартное мышление? Использовать проверенные упражнения:

  • выходить за рамки: всегда искать дополнительные варианты решения и свойства, не ограничиваясь стандартными условиями;
  • искать способы применения: брать любой предмет и придумывать минимум 100 вариантов, как им можно воспользоваться;
  • связывать случайные слова: находить взаимосвязи между разными предметами и явлениями.

Творческое, или креативное мышление

Творческое, или креативное мышление очень похоже на нестандартное. Оно также характеризует способность человека создавать что-то новое и нестандартное в обход привычных правил и шаблонов. Умение мыслить творчески помогает придумывать идеи и менять этот мир к лучшему.

Креативность является важнейшим soft skillом современности. Эйчары крупных компаний хотят видеть этот навык не только у специалистов творческих профессий, но также у управленцев и технических работников.

Как развить творческое, или креативное мышление? Использовать следующие проверенные техники:

  • менять обстановку, выходить за рамки;
  • переключаться между задачами, а не сидеть над чем-то одним;
  • придумывать идеи самостоятельно, а обсуждать их на общем мозговом штурме;
  • слушать счастливую музыку — исследования утверждают, что она улучшает креативное мышление;
  • развивать чувство юмора и позитивное отношение к жизни;
  • воспроизводить чужие идеи и создавать на их основе свои.

Системное мышление

Умение мыслить системно — важный навык руководителей. Но он также будет полезен в любой профессиональной области. Ведь системное мышление — это целостное восприятие явлений и предметов, способность находить и создавать систему, работая с информацией, людьми и компаниями.

Системность мышления важна не только для профессионального развития. Эта способность помогает упорядочивать жизнь, ставить цели и видеть пути их достижения.

Как развить системное мышление? Каждый день выполнять несложные действия:

  • во всех ситуациях и процессах искать систему;
  • находить основные элементы, из которых состоит система;
  • развивать способность анализировать и синтезировать;
  • подходить к каждой ситуации критически;
  • стараться спрогнозировать развитие системы;
  • развивать умение рефлексировать, то есть проводить самоанализ и оценивать себя со стороны;
  • читать книги для развития системного мышления, например, Иана Макдермотта и Джейн О’Коннор «Искусство системного мышления».
Во всём видеть систему — бесценный навык, который точно пригодится в жизни

Образное мышление

Образное мышление — это умение «рисовать» мысленные образы явлений и предметов, которых нет в непосредственном окружении.

Образное мышление, как правило, опирается на визуальную память человека. Но это не значит, что мы не можем представить абстрактные явления или животных, которых никогда не видели. Образы в данном случае будут у каждого свои.

Как развить образное мышление? Для этого психологи рекомендуют разные упражнения. Например:

  • изучать предметы, людей, природные явления, а потом описывать их с закрытыми глазами;
  • выбирать абстрактные явления и пытаться мысленно рисовать их образы;
  • развивать фотографическую память;
  • наблюдать за облаками или другими абстрактными явлениями и находить образы.

Пространственное мышление

Пространственное мышление — это разновидность образного мышления, которое характеризуется умением хорошо ориентироваться в пространстве, а также мысленно создавать объёмные образы и формы.

Как развить пространственное мышление? Даже если ребёнком в школе вы прогуливали уроки геометрии и всегда страдали топографическим кретинизмом, есть методы, которые помогут улучшить эту способность:

  • решайте задачи по геометрии;
  • старайтесь рисовать мысленные карты местности;
  • займитесь конструированием самолётов, замков и так далее;
  • собирайте паззлы;
  • рисуйте зеркальные отражения картин;
  • играйте в настольные игры.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это один из видов мышления, который позволяет создавать абстрактные понятия и оперировать ими.

Именно умение мыслить абстрактно помогает человеку общаться, учить разные языки, считать и читать, а также писать.

Как развивать абстрактное мышление? Для этого можно использовать следующие методы:

  • представляйте различные эмоции;
  • читайте книгу в обратном порядке;
  • придумывайте противоречивые словосочетания;
  • составляйте аббревиатуры;
  • выбирайте предмет и письменно записывайте все его функции и свойства;
  • выписывайте все слова на определённую букву в течение ограниченного времени;
  • давайте названия событиям из жизни.
Устраивайте мозговые штурмы с друзьями, чтобы развивать мышление

Алгоритмическое мышление

К алгоритмическому виду мышления относится способность направлять мыслительный процесс на решение определённых задач, видеть чужие алгоритмы и создавать собственные.

Алгоритмизация процессов — это их описание математическими символами, в котором необходимо отразить базовые акты процессов, их последовательность и взаимосвязь.

Если вы хотите уйти в IT, вам просто необходимо знать, как развить алгоритмическое мышление. Вот несколько способов:

  • изучать информатику;
  • играть в стратегические игры;
  • увлекаться программированием;
  • разбивать на шаги разные процессы.

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление — это умение из общих явлений делать частные выводы. То есть это навык, который позволяет замечать мелкие детали и приходить к точным заключениям.

Дедукция — также важный метод исследования, который студенты применяют в практической части курсовых и дипломных работ. Так что хорошо развитый навык поможет не только угадывать ходы в сериалах про Шерлока, но и отлично учиться.

Как развить дедуктивное мышление? Имеется несколько важных и полезных способов:

  • обращать внимание на мелочи;
  • развивать память;
  • учиться чётко и логично формулировать мысли;
  • глубоко изучать выбранную область знаний;
  • тренировать концентрацию;
  • изучать язык тела других людей;
  • вести дневник и записывать все события дня;
  • развивать интуицию;
  • решать головоломки и логические задачи;
  • учиться слушать и слышать других;
  • много читать.
Стать настоящим Шерлоком — вполне реальная задача

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — это умение человека видеть и создавать взаимосвязи между различными образами.

Способность к ассоциативности помогает человеку лучше запоминать информацию, воображать различные идеи, создавать истории и находить взаимосвязи между явлениями. А как развить ассоциативное мышление во взрослом возрасте? Есть несколько способов:

  • выстраивайте ассоциативные цепочки между разными словами;
  • запоминайте ряд слов через ассоциации;
  • ищите ассоциативные определения для разных явлений;
  • придумывайте необычные ассоциации привычным предметам.

Математическое мышление

И последний вид мышления, который стоит развивать особенно у детей — это математическое мышление. Как его можно охарактеризовать? Это теоретическое мышление, объекты которого беспредметны и объединяются математическими отношениями.

Хорошо развитое мышление такого типа помогает человеку оперировать большим объёмом информации, разбивать задачи на шаги, видеть решения любых проблем и успевать в учёбе и в жизни.

А как развить математическое мышление? Обращайте внимание на такие методы:

  • решайте задачи по математике;
  • угадывайте предметы, изучая их закрытыми глазами;
  • чертите планы комнаты, меняйте масштабы;
  • складывайте оригами;
  • умножайте цифры в уме.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Мы разобрали основные виды мышления, которые очень востребованы сейчас. А также посмотрели, как развить мышление у взрослого. Стоит помнить, что каждый вид дополняет другой, поэтому развивая логику, вы улучшаете свои стратегические умения, а работая с образами — учитесь строить ассоциативные ряды.

Главное — не стойте на месте, развивайтесь и смотрите полезные видео на тему мышления. А если понадобится помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Критическое мышление | SkillsYouNeed

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способность ясно и рационально мыслить, понимая логическую связь между идеями. Критическое мышление было предметом многочисленных споров и размышлений со времен ранних греческих философов, таких как Платон и Сократ, и продолжает оставаться предметом обсуждения в современную эпоху, например, способность распознавать фальшивые новости.

Критическое мышление можно описать как способность к рефлексивному и независимому мышлению.

По сути, критическое мышление требует, чтобы вы использовали свою способность рассуждать. Речь идет о том, чтобы быть активным учеником, а не пассивным получателем информации.

Критически мыслящие люди строго подвергают сомнению идеи и предположения, а не принимают их за чистую монету. Они всегда будут стремиться определить, представляют ли идеи, аргументы и выводы полную картину, и готовы обнаружить, что это не так.

Критически мыслящие люди выявляют, анализируют и решают проблемы систематически, а не интуитивно или инстинктивно.

Кто-то с навыками критического мышления может:

  • Понимать связи между идеями.

  • Определение важности и актуальности аргументов и идей.

  • Распознавать, строить и оценивать аргументы.

  • Выявление несоответствий и ошибок в рассуждениях.

  • Подходите к проблемам последовательно и систематически.

  • Поразмышляйте над обоснованием собственных предположений, убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это размышление о вещах определенным образом, чтобы прийти к наилучшему возможному решению в обстоятельствах, о которых думает мыслитель. Говоря более повседневным языком, это способ думать о том, что в настоящее время занимает ваш разум, чтобы прийти к наилучшему выводу.

Критическое мышление:


Способ думать об определенных вещах в определенное время; это не накопление фактов и знаний или чего-то, что вы можете выучить один раз, а затем использовать в этой форме навсегда, например, таблицу умножения на девять, которую вы изучаете и используете в школе.


Навыки, необходимые для критического мышления

Навыки, необходимые для критического мышления, разнообразны и включают наблюдение, анализ, интерпретацию, размышление, оценку, вывод, объяснение, решение проблем и принятие решений. .

В частности, мы должны уметь:

  • Думать о теме или проблеме объективно и критически.

  • Определить различные аргументы в отношении конкретного вопроса.

  • Оцените точку зрения, чтобы определить, насколько она сильна или обоснована.

  • Признать любые недостатки или отрицательные моменты, которые есть в доказательствах или аргументах.

  • Обратите внимание, какой смысл может скрываться за утверждением или аргументом.

  • Обеспечить структурированное обоснование и поддержку аргумента, который мы хотим выдвинуть.



Процесс критического мышления

Вы должны знать, что никто из нас не думает постоянно критически.

Иногда мы думаем почти любым образом, но не критически, например, когда на наш самоконтроль влияет гнев, горе или радость, или когда мы чувствуем себя просто «неуравновешенными».

С другой стороны, хорошая новость заключается в том, что, поскольку наши способности к критическому мышлению различаются в зависимости от нашего текущего мышления, в большинстве случаев мы можем научиться улучшать свои способности к критическому мышлению, развивая определенные рутинные действия и применяя их ко всем проблемам. которые представляют себя.

Как только вы поймете теорию критического мышления, улучшение ваших навыков критического мышления потребует настойчивости и практики.

Попробуйте это простое упражнение, которое поможет вам начать мыслить критически.

Подумайте о чем-то, что кто-то недавно сказал вам. Тогда задайте себе следующие вопросы:

Кто это сказал?

Кто-то, кого вы знаете? Кто-то в положении власти или власти? Какая разница, кто тебе это сказал?

Что они сказали?

Они предоставили факты или мнения? Они предоставили все факты? Они ничего не упустили?

Где они это сказали?

Это было публично или в частном порядке? Были ли у других людей возможность ответить или предоставить альтернативную учетную запись?

Когда они это сказали?

Это было до, во время или после важного события? Важно ли время?

Почему они это сказали?

Объяснили ли они причину своего мнения? Они пытались заставить кого-то выглядеть хорошо или плохо?

Как они это сказали?

Были ли они счастливы или грустны, злы или равнодушны? Они это написали или сказали? Вы могли понять, что было сказано?



К чему вы стремитесь?

Один из наиболее важных аспектов критического мышления — решить, чего вы хотите достичь, а затем принять решение, исходя из ряда возможностей.

После того, как вы прояснили для себя эту цель, вы должны использовать ее как отправную точку во всех будущих ситуациях, требующих обдумывания и, возможно, дальнейшего принятия решений. При необходимости сообщите своим коллегам по работе, семье или окружающим о своем намерении преследовать эту цель. Затем вы должны дисциплинировать себя, чтобы не сбиться с пути, пока изменившиеся обстоятельства не заставят вас вернуться к началу процесса принятия решений.

Однако есть вещи, которые мешают простому принятию решений. Все мы несем с собой целый ряд симпатий и антипатий, усвоенных моделей поведения и личных предпочтений, выработанных на протяжении всей нашей жизни; они являются отличительными чертами человека. Важным вкладом в обеспечение того, чтобы мы мыслили критически, является осознание этих личных характеристик, предпочтений и предубеждений и учет их при рассмотрении возможных следующих шагов, независимо от того, находятся ли они на стадии рассмотрения перед действием или как часть переосмысления, вызванного неожиданными действиями. или непредвиденные препятствия для дальнейшего прогресса.

Чем яснее мы осознаем себя, свои сильные и слабые стороны, тем больше вероятность того, что наше критическое мышление будет продуктивным.


Польза предвидения

Возможно, самым важным элементом критического мышления является предвидение.

Почти все решения, которые мы принимаем и реализуем, не оказываются катастрофическими, если мы находим причины отказаться от них. Однако процесс принятия решений будет намного лучше и с большей вероятностью приведет к успеху, если, придя к предварительному заключению, мы остановимся и подумаем о том, как это повлияет на окружающих нас людей и деятельность.

Элементы, требующие рассмотрения, как правило, многочисленны и разнообразны. Во многих случаях рассмотрение одного элемента с другой точки зрения обнаружит потенциальные опасности при принятии решения.

Например, перемещение предприятия в новое место может значительно повысить потенциальный объем производства, но также может привести к потере квалифицированных рабочих, если расстояние перемещения слишком велико. Что из этого является более важным соображением? Есть ли способ уменьшить конфликт?

Это своего рода проблемы, которые могут возникнуть из-за неполного критического мышления, возможно, демонстрация критической важности хорошего критического мышления.



Дополнительная литература из книги «Навыки, которые вам нужны»


«Навыки, которые вам нужны» Руководство для учащихся

Развивайте навыки, необходимые для того, чтобы максимально использовать свое время в качестве студента.

Наши электронные книги идеально подходят для учащихся всех уровней образования, школ, колледжей и университетов. Они содержат простую практическую информацию, которая поможет вам учиться более эффективно и получать более высокие оценки.


Вкратце:

  • Критическое мышление направлено на достижение наилучших возможных результатов в любой ситуации. Для этого необходимо собрать и оценить информацию из как можно большего числа различных источников.

  • Критическое мышление требует четкой, часто неудобной оценки ваших личных сильных и слабых сторон и предпочтений и их возможного влияния на принимаемые вами решения.

  • Критическое мышление требует развития и использования предвидения, насколько это возможно. Как пела Дорис Дэй, «будущее не в наших руках».

  • При реализации решений, принятых в результате критического мышления , необходимо учитывать оценку возможных результатов и способов избежать потенциально негативных последствий или, по крайней мере, уменьшить их влияние.

  • Критическое мышление включает анализ результатов применения принятых решений и внедрение изменений, где это возможно.

Можно подумать, что мы преувеличиваем наши требования к критическому мышлению, ожидая, что оно может помочь сконструировать сфокусированное значение, вместо того, чтобы исследовать предоставленную информацию и полученные знания, чтобы увидеть, можем ли мы, если необходимо, сконструировать значение, которое будет приемлемым и полезным.

В конце концов, почти никакая доступная нам информация, ни внешняя, ни внутренняя, не несет никаких гарантий ее жизни или уместности. Аккуратные пошаговые инструкции могут служить своего рода опорой, на которой может расцвести наше базовое понимание критического мышления, но они не дают и не могут гарантировать уверенности, полезности или долговечности.


Введение в критическое мышление – критическое мышление

Критическое мышление — это способность ясно и рационально мыслить о том, что делать или во что верить.  Включает способность к рефлексивному и независимому мышлению. Кто-то с навыками критического мышления может сделать следующее:

  • Понимать логические связи между идеями.
  • Идентифицировать, создавать и оценивать аргументы.
  • Обнаружение несоответствий и типичных ошибок в рассуждениях.
  • Решайте проблемы систематически.
  • Определите актуальность и важность идей.
  • Подумайте об оправдании собственных убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это не просто накопление информации. Человек с хорошей памятью и знающий много фактов не обязательно хорош в критическом мышлении. Критически мыслящие люди способны делать выводы из того, что они знают, использовать информацию для решения проблем и искать соответствующие источники информации для получения информации.

Критическое мышление не следует путать с аргументацией или критикой других людей. Хотя навыки критического мышления могут быть использованы для разоблачения ошибок и неправильных рассуждений, критическое мышление также может играть важную роль в совместных рассуждениях и конструктивных задачах. Критическое мышление может помочь нам приобрести знания, улучшить наши теории и укрепить аргументы. Мы также можем использовать критическое мышление для улучшения рабочих процессов и социальных институтов.

Некоторые люди считают, что критическое мышление мешает творчеству, потому что критическое мышление требует соблюдения правил логики и рациональности, тогда как творчество может потребовать нарушения этих правил. Это заблуждение. Критическое мышление вполне совместимо с нестандартным мышлением, оспариванием общепринятых взглядов и использованием менее популярных подходов. Во всяком случае, критическое мышление является неотъемлемой частью творчества, потому что нам нужно критическое мышление, чтобы оценивать и улучшать наши творческие идеи.

Критическое мышление является общим навыком мышления. Способность мыслить ясно и рационально важна, чем бы мы ни занимались. Если вы работаете в сфере образования, исследований, финансов, менеджмента или юриста, критическое мышление, безусловно, важно. Но навыки критического мышления не ограничиваются конкретной предметной областью. Способность хорошо мыслить и систематически решать проблемы является преимуществом для любой карьеры.

Критическое мышление очень важно в новой экономике знаний. Движущей силой глобальной экономики знаний являются информация и технологии. Нужно уметь быстро и эффективно справляться с изменениями. Новая экономика предъявляет все более высокие требования к гибким интеллектуальным навыкам, способности анализировать информацию и интегрировать различные источники знаний в решение проблем. Хорошее критическое мышление способствует таким навыкам мышления и очень важно на быстро меняющемся рабочем месте.

Критическое мышление улучшает языковые навыки и навыки презентации. Ясное и систематическое мышление может улучшить способ выражения наших идей. При обучении анализу логической структуры текстов критическое мышление также улучшает способности к пониманию.

Критическое мышление способствует творчеству. Чтобы найти творческое решение проблемы, нужно не только иметь новые идеи. Также должно быть так, чтобы генерируемые новые идеи были полезны и соответствовали поставленной задаче. Критическое мышление играет решающую роль в оценке новых идей, выборе лучших и их модификации при необходимости.

Критическое мышление имеет решающее значение для саморефлексии. Для того чтобы жить осмысленной жизнью и соответствующим образом структурировать свою жизнь, нам необходимо обосновывать и размышлять о наших ценностях и решениях. Критическое мышление предоставляет инструменты для этого процесса самооценки.

Хорошее критическое мышление является основой науки и демократии. Наука требует критического использования разума в экспериментах и ​​подтверждении теории. Надлежащее функционирование либеральной демократии требует, чтобы граждане, способные критически относиться к социальным вопросам, формировали свои суждения о надлежащем управлении и преодолевали предубеждения и предубеждения.

Критическое мышление является   метакогнитивным навыком . Это означает, что это когнитивный навык более высокого уровня, который включает в себя размышление о мышлении. Мы должны помнить о хороших принципах рассуждения и размышлять о наших собственных рассуждениях. Кроме того, нам часто нужно прилагать сознательные усилия, чтобы стать лучше, избегать предубеждений и сохранять объективность. Это общеизвестно трудно сделать. Мы все способны думать, но для того, чтобы хорошо мыслить, часто требуется длительный период обучения. Овладение критическим мышлением похоже на овладение многими другими навыками. Есть три важных компонента: теория, практика и отношение.

Теория

Если мы хотим правильно мыслить, нам нужно следовать правильным правилам рассуждений. Знание теории включает в себя знание этих правил. Это основные принципы критического мышления, такие как законы логики, методы научного рассуждения и т. д.

Также было бы полезно узнать кое-что о том, чего не следует делать, если мы хотим рассуждать правильно. Это означает, что мы должны иметь базовые знания об ошибках, которые совершают люди. Во-первых, это требует некоторого знания типичных заблуждений. Во-вторых, психологи обнаружили постоянные предубеждения и ограничения в человеческом мышлении. Осведомленность об этих эмпирических данных предупредит нас о потенциальных проблемах.

Практика

Однако недостаточно просто знать принципы, отличающие хорошие и плохие рассуждения. Мы могли бы изучать в классе, как плавать, и узнать об основной теории, например, о том, что под водой нельзя дышать. Но если мы не сможем применять такие теоретические знания посредством постоянной практики, мы, возможно, не сможем плавать.

Точно так же, чтобы иметь хорошие навыки критического мышления, необходимо усвоить теоретические принципы, чтобы мы могли применять их в повседневной жизни. Есть как минимум два способа сделать это. Один из них заключается в выполнении большого количества качественных упражнений. Эти упражнения включают не только практику в классе или получение руководств; они также включают в себя участие в дискуссиях и дебатах с другими людьми в нашей повседневной жизни, где могут применяться принципы критического мышления. Второй метод заключается в более глубоком размышлении о принципах, которые мы приобрели. В человеческом уме память и понимание приобретаются путем установления связей между идеями.

Отношения

Хорошие навыки критического мышления требуют большего, чем просто знания и практика. Постоянная практика может привести к улучшениям только при наличии правильной мотивации и правильного отношения. Нередки следующие установки, но они мешают критическому мышлению:

  • Я предпочитаю получать правильные ответы, а не догадываться о них самостоятельно.
  • Я не люблю много думать о своих решениях, так как полагаюсь только на интуицию.
  • Обычно я не анализирую свои ошибки.
  • Я не люблю, когда меня критикуют.

Чтобы улучшить наше мышление, мы должны признать важность размышлений о причинах убеждений и действий. Мы также должны быть готовы участвовать в дебатах, отказываться от старых привычек и иметь дело с языковыми сложностями и абстрактными понятиями.

Калифорнийский опросник о критическом мышлении  – это психологический тест, который используется для определения склонности людей к критическому мышлению. Он измеряет семь различных привычек мышления, перечисленных ниже, и полезно спросить себя, в какой степени они описывают то, как мы думаем:

  1. Поиски истины — пытаетесь ли вы понять, как обстоят дела на самом деле? Вам интересно узнать правду?
  2. Непредвзятость. Насколько вы восприимчивы к новым идеям, даже если интуитивно с ними не согласны? Вы слушаете новые концепции беспристрастно?
  3. Аналитичность — пытаетесь ли вы понять причины вещей? Вы действуете импульсивно или оцениваете плюсы и минусы своих решений?
  4. Систематичность. Вы систематичны в своем мышлении? Вы разбиваете сложную проблему на части?
  5. Уверенность в своих рассуждениях. Всегда ли вы полагаетесь на других людей? Насколько вы уверены в своих суждениях? У вас есть основания для вашей уверенности? У вас есть способ оценить собственное мышление?
  6. Любознательность. Вас интересуют незнакомые темы и решение сложных проблем? Будете ли вы искать ответ, пока не найдете его?
  7. Зрелость суждений — вы делаете поспешные выводы? Стараетесь ли вы смотреть на вещи с разных точек зрения? Учитываете ли вы чужой опыт?

Наконец, как упоминалось ранее, психологи с годами обнаружили, что на человеческое мышление могут легко влиять различные когнитивные искажения. Например, люди, как правило, чрезмерно уверены в своих способностях и слишком много внимания уделяют доказательствам, подтверждающим их ранее существовавшие мнения. Мы должны быть внимательны к этим предубеждениям в нашем отношении к собственному мышлению.

Существует множество различных определений критического мышления. Здесь мы перечислим некоторые из наиболее известных из них. Вы могли заметить, что все они подчеркивают важность ясности и рациональности. Здесь мы рассмотрим некоторые известные определения в хронологическом порядке.

1) Многие люди связывают важность критического мышления в образовании с американским философом начала двадцатого века Джоном Дьюи. Но Дьюи не очень широко использовал термин «критическое мышление». Вместо этого в своей книге How We Think (1910) он приводил доводы в пользу того, что он назвал «рефлексивным мышлением»:

…[когда] преднамеренно ищут основание или основание для убеждения и исследуют его адекватность для поддержки убеждения. Этот процесс называется рефлексивным мышлением; только оно имеет поистине воспитательную ценность…

Активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно ведет, составляет рефлексивное мышление.

Однако есть один отрывок из How We Think , где Дьюи явно использует термин «критическое мышление»:

Сущность критического мышления — взвешенное суждение; и суть этого ожидания состоит в том, чтобы выяснить природу проблемы, прежде чем переходить к попыткам ее решения. Это больше, чем что-либо другое, превращает простое умозаключение в проверенное умозаключение, предполагаемые выводы в доказательство.

2) Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal  (1980) — это хорошо известный психологический тест на способность к критическому мышлению. Авторы этого теста определяют критическое мышление как:

…сочетание взглядов, знаний и навыков. Этот составной элемент включает: (1) исследовательские установки, которые включают в себя способность признавать существование проблем и принятие общей потребности в доказательствах в поддержку того, что утверждается как истинное; (2) знание природы достоверных выводов, абстракций и обобщений, в которых логически определяется вес или точность различных видов свидетельств; и (3) навыки использования и применения вышеуказанных взглядов и знаний.

3) Очень известное и влиятельное определение критического мышления дано философом и профессором Робертом Эннисом в его работе «Таксономия склонностей и способностей к критическому мышлению» (1987):

Критическое мышление — это разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать.

4) Следующее определение взято из заявления, написанного в 1987 году философами Майклом Скривеном и Ричардом Полом для Национального совета по совершенствованию критического мышления (ссылка), организации, продвигающей критическое мышление в США:

Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость. Это влечет за собой исследование тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или спорный вопрос, предположения, концепции, эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам, значениям и следствиям, возражениям с альтернативных точек зрения и системе отсчета.

Следующий отрывок из книги Питера А. Фасионе «Критическое мышление: заявление об экспертном консенсусе для целей образовательной оценки и обучения» (1990) цитируется из отчета, написанного для Американской философской ассоциации:

Мы понимаем критическое мышление как целенаправленное, саморегулирующееся суждение, которое приводит к интерпретации, анализу, оценке и выводу, а также к объяснению доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых основано это суждение. КТ необходим как инструмент исследования. Таким образом, КТ является освобождающей силой в образовании и мощным ресурсом в личной и общественной жизни. Хотя это и не является синонимом хорошего мышления, КТ является всепроникающим и самовосстанавливающимся человеческим феноменом. Идеальный критический мыслитель обычно любознателен, хорошо информирован, доверяет здравому смыслу, непредубежден, гибок, беспристрастен в оценках, честен в преодолении личных предубеждений, благоразумен в суждениях, готов к пересмотру, ясно понимает проблемы, аккуратен в сложных вопросах, усердный в поиске соответствующей информации, разумный в выборе критериев, целенаправленный в расследовании и настойчивый в поиске результатов, которые настолько точны, насколько позволяют предмет и обстоятельства расследования. Таким образом, воспитание хороших критических мыслителей означает стремление к этому идеалу. Он сочетает в себе развитие навыков КТ с воспитанием склонностей, которые постоянно приводят к полезным выводам и составляют основу рационального и демократического общества.

А. Как? не Что ?

Критическое мышление касается не того, во что вы верите, а как или почему вы в это верите. Большинство предметов, таких как биология или химия, учат вас тому, во что верить в отношении предмета. Напротив, критическое мышление не особо интересуется тем, каков мир на самом деле. Скорее, критическое мышление научит вас формировать убеждения и думать. Его интересует тип рассуждений, которые вы используете, когда формируете свои убеждения, и заботится о том, есть ли у вас веские причины верить в то, во что вы верите. Следовательно, этот курс не является курсом по психологии рассуждений, что подводит нас ко второй важной особенности критического мышления.

 

 

 

B. ought N OT IS ( или Норматив N OT .

Существует разница между нормативной и описательной теориями. Описательные теории, такие как те, которые предлагает физика, дают картину того, как на самом деле ведет себя и действует мир. Напротив, нормативные теории, такие как теории этики или политической философии, рисуют картину того, как мир должно быть . Вместо того, чтобы задавать вопрос, например, почему что-то именно так, как оно есть, нормативные теории спрашивают, как что-то должно быть. В этом курсе нас будут интересовать нормативные теории, которые управляют нашим мышлением и рассуждениями. Поэтому нас не будет интересовать то, как мы на самом деле рассуждаем, а скорее сосредоточимся на том, как мы должны рассуждать.

Во введении к этому курсу мы рассмотрели задание на выбор с карточками, которые нужно перевернуть, чтобы проверить правильность правила. Мы заметили, что многие люди не могут определить все карты, необходимые для проверки правила. Вот как люди на самом деле рассуждают (описательно). Затем мы отметили, что вы должны перевернуть две карты.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts