Типы научения.
В психологии достаточно подробно изучены различ. типы научения. На основе работ Л.Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В.Д. Шадриковым.
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
Ассоциативное научение — образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
Со времен Аристотеля
до наших дней основной принцип научения — ассоциация
по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. И.П. Павлов первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Тут расскажите об условном рефлексе у собачки: колокольчик → слюньки.
Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
Интеллектуальное научение: предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
Каждый вид научения мож. разделить на 2 подтипа
1)рефлекторный;
2)когнитивный.
Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций — рефлекторный; при усвоении определенных знаний и определенных действий — когнитивный.
В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня — рефлекторный и когнитивный.
На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический
характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Рефлекторный уровень научения у взрослого — когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.
Разновидности ассоциативного научения.
В каждом подвиде В.Д.Шадриков выделяет несколько классов научения
1)Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.
Сенсорное научение — усвоение новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.
Моторное научение — выработка новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.
Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.
2)Ассоциативно-когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.
Научение знаниям: человек обнаруживает у предметов новые свойства и усваивает их.
Научение навыкам: формирование программы действий, которая обеспечивает достижение какой-то цели, а также программы регуляции и контроля этих действий.
Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне.
Разновидности интеллектуального научения
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное.
Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение.
Научение отношениям
— выделение и отражение в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов.Научение с помощью переноса — «удачное использование в новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное». В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия.
Знаковое научение — выработка таких форм поведения, при которых «животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает».
У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.
Интеллектуальное когнитивное научение разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.
1)Научение понятиям
2)Научение мышлению — «формирование у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности». Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям.
3)Научение умениям — формирование у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Типы научения.
От 250 руб
Контрольная работа
Типы научения.
От 250 руб
Курсовая работа
Типы научения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьТеория научения и возможности ее применения в образовании
admin Педагогика Комментариев нет
Аветисова К. Г.
Ключевые слова: теория научения, функциональность, когнитивизм, адаптивное поведе — ние, паттерны стимулов, условные реакции, нравственные ценности.
наше время в условиях не — прерывного реформирования
системы образования и нестабильно — сти развития последнего актуальным становится вопрос о концептуально — методологическом обосновании обу- чения и воспитания в вузе [1]. Одна из таких концепций видится в теории на- учения, прикладываемой к обучению и воспитанию. целью предлагаемой ста — тьи является обзор трудов психологов и физиологов, разработавших теорию научения, а также анализ возможностей ее использования в педагогической на — уке и практике.
Теория научения [3] создана трудами психологов, относящихся к различным научным школам, и включает теории на — учения, связанные с пятью парадигмами:
– функциональная: рассматрива — ет взаимосвязь научения и приспо — собления к среде, основана на тру — дах таких ученых, как Б. Ф. Скиннер, э. л. Торндайк, К. л. халл;
– ассоциативная: изучает научение в понятиях законов ассоциации, разра — ботана в трудах э. Р. Газри, И. П. Пав — лова, У. К. эстеса;
– когнитивная: рассматривает когни — тивную природу научения в каче — стве основополагающей при иссле — довании способностей человека, что нашло отражение в трудах таких ученых, как А. Бандура, Ж. Пиаже, э. ч. Толмен, а также в работах пред — ставителей теории гештальта;
– нейрофизиологическая: выделя — ет нейрофизиологические корреля — ты таких понятий, как научение, вос — приятие, мышление, интеллект, хотя задача современных нейрофизиоло — гов состоит в соединении психиче — ских и физиологических процессов; наиболее полно обоснована в трудах Д. О. хебба;
– эволюционная – особо отмечает эво — люционную историю обучающегося и фокусируется на способах, кото — рыми эволюционные процессы под — готавливают организм к некоторому определенному типу научения, делая другие типы научения сложными или невозможными, и ее основополож — ником по праву считается О. Боллс. Следует подчеркнуть, что достаточ-
но трудно указать парадигму «в чистом виде», так как сложно найти теорию научения, полностью укладывающую — ся в рамки определенной парадигмы, поэтому теория научения помещается в какую-либо парадигму в зависимости от ее основных акцентов. Однако при таком подходе внутри любой теории на — учения могут быть найдены некоторые аспекты и других парадигм. например, теория К. л. халла просматривает черты функциональности и ассоциативности, Ж. Пиаже – когнитивности и функцио — нальности, э. ч. Толмена – функцио — нальности и когнитивизма, Д. О. хебба – нейрофизиологизма и когнитивизма (первым в приведенном перечне указан
парадигмальный акцент теории науче — ния) [5].
несмотря на то, что теории упомяну — тых авторов можно условно классифи — цировать и отнести к указанным выше пяти парадигмам, каждая из теорий в разработке конкретного автора имеет свои уникальные особенности, поэтому представляется полезным рассмотре — ние сути взглядов каждого из ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие теории научения, а также обоснование значения авторских раз- работок теории научения для системы образования в целом.
Так, эдвард ли Торндайк считал, что существует тесная связь между знанием процесса научения и методиками пре — подавания: ситуация – реакция на ситу — ацию – связь между ситуацией и реак — цией на нее, причем связь формируется в последовательности ее применения на практике; предпочтение отдается тем связям и тем реакциям, которых потре — бует жизнь. Согласно его взглядам, про — цесс научения тесно связан с образова — тельными материалами.
в то же время Бэррас Фредерик Скин — нер убедительно показал, что существует взаимоотношение между классами сти — мулов и реакций, и сделал вывод о том, что должны осуществляться функцио — нальный анализ и сравнение стимульных событий и измеряемого поведения.
Кларк леонард халл продемонстри — ровал ценность установки на достиже — ние конечной цели, что соответствует подходам строго научной и системати — ческой поведенческой теории.
Роберт Боллс выдвинул оригиналь — ные идеи и разработал молярный под — ход, согласно которому поведение рас — сматривается с точки зрения ближайшей цели и эволюционной, конечной цели.
неоценимый вклад в развитие тео — рии научения внес русский ученый Иван
Петрович Павлов. Именно им была соз — дана первая теория, связанная с пред — восхищающим научением, с оценкой вероятностей и отбором лучших про — гностических признаков стимула, т. е. с формированием отборных, информа — тивных ассоциаций.
эдвин Рей Газри открыл так назы — ваемый закон смежности, суть которого состоит в том, что если индивид сделал что-либо в определенной ситуации, то в следующий раз, оказавшись в такой же ситуации, он будет стремиться к повто — рению своих действий. Предсказание поведения всегда будет носить вероят — ностный характер. То, что замечается, становится сигналом для того, что де — лается. введен принцип новизны: дей — ствие, произведенное последним при наличии паттерна стимулов (модели, образца стимулов), будет совершаться снова при повторении этой комбинации стимулов. любой индивид будет стре — миться к повторению этих действий, если еще раз окажется в аналогичных обстоятельствах. это позволило сделать вывод о том, что перенос научения про- исходит только при сходстве условий, в которых происходило научение, и усло- вий, в которых происходит его контроль. вы научаетесь тому, что вы делаете. Когда два события происходят вместе, им научаются одновременно.
Уильям Кей эстес в своих трудах обо — сновал связь стимулов и реакций на эти стимулы. Стимулы и реакции связыва — ются по принципу смежности и, объе — динившись, при повторном появлении стимулов вызывают связанные с ними реакции. К ним присоединяется память, а результатом текущей стимуляции с воспоминаниями о предыдущих пере- живаниях является поведение.
Большой вклад в теорию научения внесли представители так называемой гештальт-теории. название этой школы
произошло от немецкого слова Gestalt – форма, структура, а ядро школы в Гер — мании в 1910-х гг. образовал триумви — рат: Мако верт Гейлер, вольфганг Келер и Курт Каффка. Гештальт – целостная форма. вы воспринимаете мир как зна — чимое целое. целое отличается от сум — мы его частей. Разбирать – значит иска — жать. научение по гештальту – это ког — нитивный феномен: обдумываются все части и складываются в целое. Решение приходит в виде инсайта (озарения).
в числе основоположников теории научения нельзя не упомянуть Жана Пиаже. Согласно его взглядам, научение происходит более-менее постоянно и включает в себя как сбор информации, так и ее когнитивную репрезентацию. Именно им выведены качественные аспекты научения – ассимиляция (ста — тичный вид научения, ограниченный су- ществующими когнитивными схемами) и аккомодация (поступательное разви — тие когнитивных структур, которые пре — образуют характер всего последующего научения).
эдвард чейз Толмен описал моляр — ное поведение – целенаправленность на выполнение определенной задачи. в целых паттернах поведения заложен смысл, который будет утерян при иссле — дованиях с позиций элементаризма. это поведенческие гештальты. в этом про — цессе используется информация ког — нитивной карты. Ученым установлено шесть видов научения: 1) катексисы – связь определенных объектов с опреде — ленным побуждением; 2) равноценные убеждения – частная цель имеет тот же смысл, что и сама цель; 3) ожидание поля – когнитивная карта, когда выде — ляются причинно-следственные связи;
4) способ познания поля – стратегия подхода к решению проблемы, кото — рая возникает с каждым новым полем;
5) дифференцирование потребностей –
способность определить свои потреб — ности и реагировать в соответствии с ними; 6) двигательные паттерны – связь идей с поведением, при этом введены промежуточные переменные в схему бихевиоризма «стимул – реакция».
Альберт Бандура в своих работах со — средоточил внимание на том, что пред — метом научения является наблюдаемая информация, прошедшая когнитивную обработку, в результате чего принима — ется оптимальное для индивида реше — ние. в итоге, по мнению ученого, люди научаются в процессе наблюдения за прошлым или замещающим опытом, и научение происходит в виде формиро — вания стандартов поведения, которое во многом является саморегулируемым. Уровень притязаний играет в этом нема- ловажную роль. Уверенность в успеш- ности может совпадать или же не соот — ветствовать реальной эффективности. Большое значение имеют и моральные установки: моральное оправдание, под — мена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, рас — пределение ответственности, игнори — рование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины. Как следствие, создаются социально — когнитивные теории научения и лич — ности: научение посредством процесса наблюдения и анализа наблюдаемых примеров.
Дональд Олдинг хебб подошел к тео — рии научения с нейрофизиологических позиций, показал, что сложные когни — тивные процессы можно изучать, ис — пользуя в качестве фундаментальных инструментов исследования отдель — ные нейроны и синапсы, и доказал, что синаптическая активность и явления высшей нервной деятельности имеют фундаментальную связь. эксперимен- тальные исследования в этой области повлияли на изучение мотивации и про-
блемы научения. Таким образом, было доказано, что научение связано с моз — гом индивида.
Обобщая перечисленные теории, можно определить понятие «науче — ние». научение – это относительно по — стоянное изменение в потенциальной возможности поведения, являющееся результатом подкрепленной практики. научение – это промежуточный процесс по отношению к поведению. науче — ние отсрочено от выполнения. науче — ние имеет отношение к потенциальной возможности изменения поведения, а выполнение (практическая деятель — ность) – к переходу этой потенциаль — ной возможности в поведение. Таким образом, научение – это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциальной возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, на — пример, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами.
научение – это общий термин, опи — сывающий изменения потенциальной возможности поведения, происходящие из опыта. Однако существует еще один термин, связанный с рассматриваемыми аспектами: «обусловливание». Обуслов — ливание – это более специфический термин, используемый при описании процедур, которые могут привести к изменению поведения. Так как суще — ствует два типа формирования услов — ного рефлекса – инструментальное и классическое обусловливание, многие ученые делают вывод о существовании, по крайней мере, двух типов научения, или вывод о том, что научение в конеч — ном итоге может быть понято в терми — нах классического и инструментального обусловливания.
если обратиться к классическому учению И. П. Павлова, то можно кратко
описать суть классического обусловли — вания в виде реферативно представлен — ных следующих положений [2].
Согласно теории И. П. Павлова, стимул предъявляется организму и вызывает в нем естественную и автоматическую ре — акцию – так, запах пищи вызывает у жи — вотного слюноотделение. Стимул, вызы — вающий подобную естественную реак — цию, называется безусловным стимулом (БС), а естественная, автоматическая реакция на БС называется безусловной реакцией (БР). в данном случае пища являлась БС, а слюноотделение – БР.
Существует другой вид стимулов – нейтральный. нейтральный стимул – это такой, который не вызывает БР, напри — мер звук или свет, который появляется непосредственно перед БС. этот ней — тральный стимул называется условным стимулом (УС).
После того как УС и БС предъявля — ются в паре несколько раз и УС всегда предшествует БС, УС может быть предъ — явлен самостоятельно, и организм отре — агирует безусловной реакцией, в нашем случае – слюноотделением. эта реакция слюноотделения, похожая на реакцию организма на БС, теперь появляется в ответ на УС (звук или свет). Можно ска — зать в таком случае, что была продемон — стрирована условная реакция (УР).
в классическом обусловливании БС называется подкреплением, так как вся процедура обусловливания зависит от него. Однако следует сделать оговор — ку, что в классическом обусловливании у организма нет контроля над подкре — плением: оно происходит по желанию экспериментатора. Другими словами, в классическом обусловливании подкре — пление никак не зависит от любой явной реакции, произведенной организмом.
взаимосвязь между подкреплением и поведением организма в инструмен — тальном обусловливании совершенно
иная: организму необходимо вести себя определенным образом до подкрепле — ния, т. е. само подкрепление зависит от поведения организма. если животное не демонстрирует желаемого поведения, то подкрепления не происходит. Таким образом, в инструментальном обуслов — ливании поведение животного является
«инструментальным» с точки зрения по — лучения животным чего-то желаемого, т. е. положительного стимула.
Ученые, занимающиеся научением, также понимают, что, уделяя внимание исследованиям только по классическо — му и инструментальному обусловлива — нию, они оставляют обширную область человеческого опыта без внимания. на — пример, как отмечалось выше, э. ч. Тол — мен предполагает, что существует шесть типов научения, находящихся в иерар — хической связи, где один тип научения является необходимым условием для последующего. Таким образом, про — стое обучение обеспечивает основу для более сложных типов научения. хотя многие ученые считают, что сложное поведение в конечном итоге может по — ниматься в терминах классического или инструментального обусловливания, есть ряд ученых, придерживающихся противоположного мнения.
возвращаясь к рассмотрению тео — рии И. П. Павлова, следует констатиро — вать, что в ходе эволюции наше тело приобрело способность автоматически отвечать на определенный вид потреб — ностей. например, мы дышим автомати — чески, и если температура нашего тела существенно повысится или понизится, то включатся механизмы, вызывающие потоотделение, что охлаждает тело, или начнется лихорадка, которая повышает температуру. Аналогично, если уровень сахара слишком низок, печень начнет вырабатывать сахар в кровь до тех пор, пока уровень сахара не достигнет нор-
мального значения. эти автоматические адаптационные механизмы называются гомеостатическими механизмами, так как в их функции входит поддержание физиологического равновесия, или го — меостаза. в дополнение к гомеостатиче — ским механизмам для облегчения выжи — вания мы с рождения также обладаем рефлексами: например, большинство живых организмов рефлекторно стре- мится избежать болевого стимула.
несмотря на то, что как гомеоста — тические механизмы, так и рефлексы способствуют выживанию, мы бы не выжили, если бы удовлетворение на — ших жизненных потребностей зависело исключительно от них. Для того чтобы вид мог выжить, ему необходимо удо — влетворять потребности в пище, воде и сексе, и для обеспечения перечислен — ного ему приходится взаимодействовать с окружающей средой, а для успешно — сти такого взаимодействия он должен научиться распознавать, какие объекты окружающей среды могут стать источ — ником удовлетворения его основных потребностей. любой организм не смог бы просуществовать долго, если бы не научился разделять объекты окружаю — щей среды на опасные и безопасные. Именно процесс научения позволяет организму вступать во взаимодействие с окружающей средой для удовлетворе — ния базовых потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет гомео — статических механизмов и рефлексов.
Таким образом, классические труды ученых, разработавших теорию науче — ния, подводят нас к вполне закономер — ному выводу о том, что именно процесс научения позволяет организму адапти — роваться к изменяющейся среде. Источ — ники удовлетворения и опасности часто меняются, поэтому адаптация организ — ма к окружающей среде должна быть динамичной. Процесс научения обе-
спечивает организм гибкостью, необхо — димой для выживания в разнообразных условиях, потому что в итоге научения развивается способность распознавать, какие объекты среды являются пози — тивными (способствующими выжива — нию), какие – негативными (противо — действующими выживанию), а какие являются нейтральными (не имеющими отношения к выживанию). в дополне — ние к тому, чтобы научиться выделять указанные три вида символов, организм должен уметь получать их или избегать. в целом, посредством классического обусловливания мы узнаем о том, ка — кие объекты окружающей среды ведут к выживанию, а какие не ведут, а за счет инструментального (оперантного) обусловливания мы понимаем, как по — лучить желательные и избежать неже — лательных объектов. Адаптивная зна — чимость классического обусловливания иллюстрируется тем фактом, что обычно требуется несколько пар УС и БС перед тем, как классическое обусловливание
произойдет окончательно.
несомненно, если мы рассматриваем классическое формирование условных рефлексов по И. П. Павлову как своего рода упреждающий анализ, мы даже мо — жем увидеть положительное в том фак — те, что обычно необходимы несколько пар УС и БС для формирования связи. если предположить, что научение про — исходило бы после единичного предъ — явления пары УС и БС, то тогда любой стимул, который случайно предшество — вал бы этому, например шок, – вызывал бы условный страх. Так как совершено очевидно, что вокруг всегда присутству — ют какие-то стимулы, когда происходит шок (или какое-то другое естественное аверсивное воздействие), то это может привести нас к тому, что мы будем жить, боясь практически всего. но если для выработки условного рефлекса необхо-
димо несколько повторений пар стиму — лов, то такая возможность в значитель — ной степени исключается. звук может предшествовать шоку один раз или да — же дважды случайно, однако если звук предшествует шоку 20 или 30 раз, то он больше не может считаться случай- ным. научение, таким образом, должно рассматриваться в качестве основного механизма адаптации к среде, допол — няющего внутренние гомеостатические механизмы, рефлексы и, по крайней ме — ре, в случае животных – необученное адаптивное поведение, обеспечиваю — щее выживание как вида, так и отдель — ных особей.
здесь представляется уместным при — вести несколько необычный, однако достаточно иллюстративный пример о поведении животных, а именно собак, в современном городе с его напряженным ритмом жизни и потоками транспорта. нередко можно наблюдать картину, как какой-нибудь лохматый барбос стоит на тротуаре, у пешеходного перехода, на красный свет светофора, терпеливо пережидая поток машин, вертя головой по сторонам, но не ступая на проезжую часть. Когда для пешеходов загорается зеленый свет и автомобили останавли — ваются, собака неторопливой трусцой, в ногу с людьми, перебегает дорогу и идет дальше по своим делам. Более того: нередки случаи, когда водители останавливаются, как того требуют Пра — вила дорожного движения, пропуская на дороге собаку как равноправного участника дорожного движения. не бе — ремся утверждать, что собака различает сигналы светофора, но совершенно оче — видно, что она научилась распознавать опасность, исходящую от движущегося транспорта, и в целях самосохранения либо выжидает момент, когда транспорт остановится, либо переходит дорогу ря — дом с любым пешеходом (появление пе-
шехода на дороге заставляет транспорт остановиться). Те животные, которые не научились описанному адаптивному поведению, давно стали жертвами есте — ственного отбора.
Можно смело утверждать, что все человеческое поведение является ре — зультатом научения, и поэтому иссле — дование принципов научения поможет нам уяснить, почему мы ведем себя тем или иным образом. Осознанность про — цесса научения позволит лучше понять не только нормальное и адаптивное по — ведение, но также и обстоятельства, ко — торые служат причиной неадаптивного или патологического поведения.
Суммируя все сказанное, можно сде — лать вывод о том, что в технологиях обу-
в процессе выстраивания профессио — нальной карьеры.
Перечисленные компоненты систе — мы образуют большой интегральный комплексный подход, основанный на достижениях психологии, социоло — гии, философии, этики [4]. Критически осмысленный с педагогической точки зрения, предлагаемый подход превра — тится в процессе научения в гаранта хорошей обученности и воспитанно — сти человека за счет развития жела — тельных социально-нравственных черт характера, а также общечеловеческих ценностей и ориентиров, развивающих духовную, социально адаптивную и це — леустремленную личность.
Литература
чения и воспитания могут быть исполь-
зованы принципы научения.
опыта научения. не вызывает сомнения
тот факт, что обучать и воспитывать че-
Философия и воспитание:
ловека нужно, хорошо представляя си — стему его обучения и воспитания, зная компоненты этой системы, располагая информацией о теоретических постула — тах системы и имея практический опыт
овладения этой системой.
Использование рассмотренных в данной статье теорий научения приме — нительно к образованию должно приве — сти к овладению обучающимися строги — ми критериями разграничения понятий морали и нравственности, к развитию умения максимально использовать свои способности и профессионализм на основе личностных нравственных ценностей, норм корпоративной этики
Материал взят из: Журнал Образование. Наука. Инновации: Южное измерение № 2 (17)
(Visited 269 times, 1 visits today)
Полное руководство по стилям обучения
Если вы когда-либо работали в сфере образования, вы, вероятно, уже знаете, насколько все дети разные. У каждого ученика есть свой набор сильных и слабых сторон, которые делают его уникальным. Точно так же у каждого учащегося есть предпочтительный способ изучения и закрепления материала. Эти предпочтения называются «стилями обучения».
Каждый стиль обучения описывает, как учащийся лучше всего получает информацию, интерпретирует ее, организует и сохраняет. Большинство учащихся сегодня даже имеют несколько или перекрывающихся стилей обучения, также называемых мультимодальным обучением. Для педагога чрезвычайно важно знать различные типы обучения, так как это поможет вашим ученикам развивать свои сильные стороны и лучше усваивать информацию. Первоначальная модель ВАРК описывает только четыре из них: зрительный, слуховой, чтение/письмо и кинестетический. Однако в этой статье мы исследуем 10 типов обучения и способы их преподавания.
Другим фактором, способствующим обучению и сохранению информации, является предмет информации. Хорошо известно, что некоторые люди лучше преуспевают в творческих областях, таких как дизайн, изобразительное искусство, фотография, в то время как другие могут преуспеть в практических или вычислительных областях, таких как математика, инженерия, наука и так далее.
Таким образом, разные люди имеют разные интересы, и эти интересы также способствуют изучению разных областей или предметов обучения.
1. Физическое (кинестетическое) обучениеФизические или кинестетические учащиеся предпочитают практический опыт, а не прослушивание лекций или сидя в классе. Им нравится физически взаимодействовать с вещами, которые осязаемы по своей природе. Эти учащиеся могут воспринять идею многочасового обучения как пугающий опыт, но им лучше делать что-то самим. Они обладают такими качествами, как неугомонность, предпочитая «пачкать руки», общительны и энергичны.
Способы вовлечения физических учащихся:- Поощряйте движение на уроках. Пример: ролевая игра
- Дайте им перерывы между уроками, чтобы они могли передвигаться
- Используйте реквизит и интерактивные модели
- Наведите порядок на парте, чтобы лучше сосредоточиться
2. Визуальное (пространственное) обучение
Визуальный или пространственные учащиеся лучше всего учатся с помощью визуальных подсказок, таких как диаграммы, изображения, диаграммы, графики и т. д. Эти учащиеся лучше всего реагируют на цвета и ментальные карты. Они используют свою зрительную память, чтобы сохранять информацию в течение более длительных периодов времени. Многие визуалы обладают такими характеристиками, как частое планирование и рисование, они хорошо концентрируют внимание, чрезвычайно наблюдательны и предпочитают визуальные указания.
Способы вовлечения визуальных учащихся:- Использование карт, диаграмм, изображений
- Использование таких технологий, как проекторы
- Использование цвета приемы кодирования
- Поощряйте создание интеллектуальных карт и блок-схем
3. Аудиальное обучение
Людей, которые склонны понимать и запоминать информацию, слушая ее или произнося ее вслух (устно), называют аудиалами. Эти типы учащихся могут быстро заметить изменение чьей-либо высоты тона, тона и других качеств голоса. Обычно они предпочитают обсуждать темы, участвовать в дебатах и разговаривать о вещах, чтобы запомнить их. Большинство аудиалов легко отвлекаются и могут даже часто напевать, петь или разговаривать сами с собой.
Способы вовлечения аудиалов:- Попробуйте использовать разные тона и тона при чтении материала
- Запись уроков по вокалу
- Поощряйте презентации в классе, групповые обсуждения, дебаты 900 30
- Попросите их учить других устно
4. Устное (чтение/запись) обучение
Эти типы учащихся предпочитают традиционные методы, такие как использование нескольких письменных ресурсов для обучения. Вербальные учащиеся лучше всего усваивают письменный материал или сами пишут материал. Как правило, они обладают широким словарным запасом и могут даже использовать такие инструменты, как акронимы, рифмы, скороговорки и другие. Известно, что вербальные ученики — книжные черви.
Способы привлечения вербальных учащихся:- Использование мнемоники во время обучения (песня, рифма, аббревиатура, фраза)
- Внедрение сценариев
- Поощряйте учащихся записывать и озвучивать свои идеи
- Включите словесные игры, такие как кроссворд
5. Логическое (математическое) обучениеУченики, изучающие логику или математику, склонны классифицировать информацию по группам, чтобы лучше ее усвоить. У них есть способность быстро распознавать закономерности и последовательности; и легко понимать уравнения, числа и отношения. Эти учащиеся любят структуру и логику вещей. Естественно, математика дается им легко.
Способы вовлечь учащихся в логику:- Создайте удобную систему навигации по вашим урокам
- Попробуйте внедрить статистику по предметам, отличным от математики
- Классифицировать понятия по группам или категориям 9003 0
- Создать причину-следствие отношения между переменными во всех предметных областях
6. Музыкальное обучение
Там, где музыка или фоновый шум отвлекают большинство из нас, изучающие музыку предпочитают их. Они, как правило, лучше учатся с музыкой, битами и ритмом. Как и логические ученики, они тоже находят закономерности и отношения, но между разными звуками. Некоторые источники говорят, что они даже думают звуками и ритмами, а не словами и картинками.
Понятно, что эти учащиеся часто становятся музыкантами или музыкантами. Чаще, чем когда-либо, некоторые люди являются сочетанием слуховых и музыкальных учеников. Вот почему стратегии привлечения этих двух видов не слишком отличаются.
Способы привлечения учащихся к музыке:- Поощрение прослушивания тихой фоновой музыки
- Продвижение подкастов
90 016 7. Учащиеся-натуралисты
Учащиеся-натуралисты лучше всего учатся через эксперименты и практический опыт. Им нравится наблюдать за окружающим миром. Как следует из названия, учащиеся-натуралисты также считаются единым целым с природой. Они лучше всего сохраняют информацию, когда находятся на открытом воздухе, среди растений, животных и т. д.
Эти типы также могут быть связаны с кинестетическими учениками, поскольку они ценят тактильные ощущения. В целом, они применяют научные рассуждения к окружающему миру и очень интересуются природой, а также вещами, созданными человеком.
- Вывоз учащихся на экскурсию
- Проведение уроков на свежем воздухе
- Поощрение ведения журналов, рисунков, зарисовок, фотографирования или природных явлений
- Поощряйте работу, связанную с общением с природой (особенно по таким предметам, как биология). Они лучше всего усваивают знания, когда пишут, читают и озвучивают материал. Эти учащиеся могут использовать традиционные методы обучения так же, как вербальные учащиеся, а также предпочитают слушать информацию. Студенты-лингвисты также делают свои собственные записи во время учебы. Способы привлечения изучающих язык:
- Прочтите им и попросите прочитать вам
- Включите письменные проекты и задания
- Избегайте использования слишком большого количества диаграмм; используйте словесные методы привлечения их
- Избегайте монотонного голоса; использовать разные тона, голоса и характеры
Социальные или межличностные учащиеся лучше всего учатся, работая в группах или с другими людьми. Из них часто получаются хорошие лидеры, и другие даже приходят к ним за советом. Социальные ученики учатся, связывая свои идеи и мысли с жизнью других людей. Эти учащиеся обычно являются эмпатами и обладают такими качествами, как чувствительность к другим, отличные коммуникативные навыки, лидерские качества и навыки решения проблем. Этот тип обучения может соседствовать с одним или несколькими типами, упомянутыми выше.
Способы вовлечения учащихся в социальные сети:- Выяснить их смежный стиль обучения и внедрить эти стратегии
- Поощрять ролевые игры
- Назначать групповые занятия и проекты
В отличие от межличностных или социальных учащихся, внутриличностные или одиночные учащиеся предпочитают одиночество во время учебы. Они более независимы и интроспективны по своей природе и предпочитают быть со своими мыслями и идеями без слишком большого внешнего вмешательства. Обычно вы можете найти таких людей сидящими в конце класса, или вы можете называть их «тихими детьми», но они могут в конечном итоге сдать экзамен. Одиночное обучение также может соседствовать с другими стилями обучения.
Способы вовлечь одиноких учащихся:- Выяснить их соседний стиль обучения и внедрить эти стратегии некоторое время
- Определить конкретное время для совместной работы, чтобы они чувствовали себя достаточно подготовленными
Подводя итог, не забывайте: не ставьте своих учеников в рамки. Нет необходимости и, вероятно, маловероятно, чтобы студент был только одним типом учащихся. Между их стилями обучения может существовать множество вариаций и комбинаций. Это также называется мультимодальным подходом. По статистике, более 60% людей учатся мультимодально.
Признайте, что все дети разные, и вам может понадобиться найти разные подходы к их обучению. Опять же, эти различия могут также существовать в отношении предметной области. Некоторые люди просто лучше подходят и больше интересуются некоторыми, в то время как у других могут быть совершенно противоположные интересы. Эти стили обучения лишь дают вам основу для подражания.
Различные типы учащихся: что должны знать студенты
Когда дело доходит до понимания информации, не существует единого шаблона для всех. Все люди разные, но уже много лет студенты задают вопросы о своем стиле обучения.
Концепция стилей обучения оказала огромное влияние на образование в целом. По данным Ассоциации психологических наук (APS), преподаватели и студенты уже более 30 лет слышат, что большинство людей учатся либо визуально, либо аудиально. 1 Но эта концепция, хотя и увлекательная для многих людей, приводит к выводам, которые не всегда подтверждаются исследованиями.
«Мы больше похожи в обучении, чем в стилях», — говорит автор и специалист по обучению доктор Барбара Хонг. «Например, если вы хотите научить кого-то местонахождению Сингапура, лучший способ показать им — это карта. Не потому, что они визуалы, а потому, что это лучший способ научить этому».
Хонг объясняет, что независимо от того, какой вы студент, вы скорее поймете вкус соли, попробовав ее, чем пройдя лекции, визуальные презентации или что-то еще. Таким образом, изучение разных предметов может потребовать самых разных методов.
Когда дело доходит до обучения, вы можете обнаружить, что предпочитаете определенные способы понимания информации. Например, вы уже знаете, что запоминаете больше информации, когда учитесь в одиночку. Или что вы быстрее понимаете научный процесс, когда проходите этапы с другом.
Когда вы начинаете спрашивать себя, как вам лучше всего учиться, подобные небольшие идеи помогут вам преуспеть в вашем образовании. Читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете использовать различные стили обучения, чтобы максимизировать свой академический опыт.
Что такое стили обучения?
«Мы должны начать с чего-то важного: стили обучения, как мы часто о них думаем, не обязательно существуют», — говорит Уильям Хейнс, педагог и региональный менеджер по подбору персонала Princeton Review. Хейнс объясняет, что многие исследования проверяли и исследовали концепцию, согласно которой студенты учатся не так, как другие, но не находили оснований для убеждения. 2
«Нас обычно учат верить, что наши стили обучения являются либо визуальными, либо аудиальными, либо кинестетическими, — говорит Хейнс. «Но исследования показали, что учащиеся, которые думали, что они визуалы, например, не обязательно учатся лучше, когда им предоставляется больше визуального материала».
Даже когда дело доходит до учебных привычек, Хейнс обнаружил, что учащиеся не всегда улучшаются, если они адаптируют свои учебные занятия к тому стилю обучения, который, по их мнению, у них есть. «При этом идея стилей обучения широко распространена в нашей культуре. Может быть, мы могли бы назвать их предпочтениями в обучении или навыками обучения…»
«Даже если стилей обучения в том виде, в каком мы их знаем, не существует, все же очень важно учитывать, что мы предпочитаем, что, по нашему мнению, работает и т. д.…» — говорит Хейнс. «Я думаю, что может быть много анекдотических доказательств, подтверждающих стили обучения». Будучи учителем, Хейнс видел, что предложение материала в различных форматах привлекает больше учеников и дает лучшие результаты. «Задействование большего количества чувств и даже простое повторение, безусловно, имеет значение».
Хонг предполагает, что обычные приемы, используемые для обучения определенным предметам, такие как изображения в географии и геометрии или ритм и музыка при запоминании, являются показателями того, как большинство людей лучше всего усваивают эти конкретные предметы.
Таким образом, стили обучения все еще могут оказывать реальное влияние на ваш студенческий опыт. Подумайте о том, чтобы учить песни в школе, чтобы запомнить материал — начиная с азбуки. Если разглядывание списка важных исторических дат ни к чему не приводит, попробуйте превратить их в песню. Учителя не всегда будут предлагать мелодии для материала, который вам нужно запомнить, но если вы подумали о том, что вам подходит, вы можете учиться таким образом.
Какие бывают типы учащихся?
Как уже упоминалось выше, уже давно люди были разделены на определенные категории обучения.
Основными категориями, упомянутыми нашими экспертами, были:
- Визуальные учащиеся
- Аудиальные (или слуховые) учащиеся
- Кинестетические (или практические) учащиеся
- Читающие и пишущие
Визуальные
Визуальные учащиеся усваивают информацию лучше всего, когда они могут визуализировать отношения и идеи. Карты, схемы, диаграммы и даже эссе хорошо подходят для визуалов. Когда инструкторы иллюстрируют или схематизируют свои лекции на доске, визуалы могут обнаружить, что они гораздо лучше запоминают информацию.
Хейнс считает, что наглядность очень важна для всех учащихся, когда речь идет о таких предметах, как геометрия. «Я предполагаю, что это более наглядный подход, но на самом деле это скорее способ избежать ошибок. Я поручаю учащимся всегда рисовать фигуры, если они не представлены, закрашивать части и т. д.».
Слуховые учащиеся
Слуховые учащиеся — все уши. Они, как правило, предпочитают слушать информацию, а не читать ее или видеть ее визуально. Аудиалы могут говорить и читать медленно. Они склонны к линейному мышлению и могут повторять то, что слышат вслух. Когда дело доходит до обучения, аудиалы могут лучше запоминать материал, если они говорят об этом с кем-то еще, поскольку ему будет легче вспомнить разговор, чем визуальное изображение слов на странице.
Кинестетические учащиеся
Кинестетические учащиеся являются наиболее практическим типом обучения. Они лучше всего учатся, делая что-то, и могут начать нервничать, если их заставят сидеть в течение длительного периода времени. Кинестетические учащиеся лучше всего учатся, когда могут участвовать в деятельности или решать проблемы на практике. Иногда даже физическая активность (бросание мяча, вязание) помогает им лучше запоминать информацию. Они, как правило, помнят то, что они делают лучше всего.
Учащиеся, умеющие читать и писать
Учащиеся, умеющие читать и писать, очень хорошо владеют письменной речью. Они предпочитают потреблять информацию, читая тексты, и могут дополнительно усваивать информацию, сжимая и перефразируя ее. Традиционный учебник для колледжа и процесс аннотации хорошо подходят для стиля обучения чтению/письму.
Получение максимальной отдачи от различных типов обучения
Вы не всегда сможете повлиять на то, как материал преподается вам в колледже. Но если вы оглянетесь назад и вспомните, как вы лучше всего учились в прошлом, вы сможете сделать осознанный выбор в отношении того, какую программу выбрать для зачисления.
«Если вы учитесь, читая, вам могут быть полезны онлайн-классы с учебными пособиями и учебниками», — говорит Элизабет Малсон, президент Института Амсли. «Визуальные учащиеся предпочитают живые лекции и демонстрации или видео по запросу». Знание того, как вы хотите учиться, может помочь вам выбрать правильную программу высшего образования.
Но наши эксперты предостерегают от попыток подстроить все образование под один стиль обучения.
Например, Хейнс говорит, что такой предмет, как грамматика, может быть опасным, если учащиеся полагаются на слуховое обучение. Грамматика в обычном употреблении не всегда верна. Если учащиеся используют свои уши для обнаружения грамматических ошибок, они, скорее всего, допустят ошибки в тесте. «В этом случае им нужно «отключить» этот стиль и придерживаться правил по мере их проверки».
Так что вместо того, чтобы ограничивать себя одним стилем обучения, подумайте обо всех различных тактиках, которые вы могли бы попробовать в своем обучении. Рекомендуемые учебные привычки для людей, предпочитающих визуальные, аудиальные, кинестетические методы и методы чтения/письма, могут быть все очень полезными для правильного предмета.
- Исследование для тестов с карточками.
- Составьте списки или блок-схемы.
- Вступите в учебную группу, чтобы обсудить идеи с другими учащимися.
- Запись лекций для последующего прослушивания.
- Сочините песню, чтобы что-нибудь запомнить.
- Распечатайте слайды презентации для просмотра.
- Перепишите идеи своими словами.
- Преобразование визуальной информации в заявления.
- Прочтите вслух печатную информацию про себя.
- Прогуляйтесь, просматривая свои заметки.
- Обводите пальцами слова во время учебы.
- Устно повторите материал с кем-нибудь во время игры в баскетбол.
Поэкспериментируйте с любой из вышеперечисленных техник, которые вам нравятся, и вы сможете кардинально изменить свои учебные привычки. «У нас часто есть плохие или полуплохие привычки, которые в прошлом хорошо работали», — говорит Хейнс. «Даже если они не самые лучшие. Ищите, как вы можете улучшить, и используйте техники всех стилей в зависимости от класса, темы, предмета и т. д.…»
Малсон отмечает, что понимание того, как лучше всего учиться, также может повлиять на выбор программы в самом начале. Учащимся, предпочитающим работать концентрированными порциями, понравится быстрее двигаться в онлайн-программах, где они смогут выполнить требования досрочно. Студенты, которые учатся у других, захотят найти классную среду, где они могут присоединиться к учебной группе.
Какой ты ученик?
Большинству учащихся придется искать способы адаптации в процессе обучения. Некоторые предметы будут представлять большую сложность, а некоторые учителя будут нанимать помощников, которые мало что для вас сделают. Но если вы из тех учеников, которые проявляют инициативу, вы будете готовы преуспеть в своем образовании.
Теперь у вас есть более четкое представление о некоторых тактиках обучения и учебы, которые помогут вам персонализировать свое образование. Но это не конец доступных вариантов — у вас больше контроля над вашей учебной средой, чем вы думаете!
Прочтите нашу статью «Способы обучения в колледже: определите свою идеальную образовательную среду», чтобы понять, что мы имеем в виду.