Типы ведущей деятельности: Понятие ведущей деятельности (а.Н.Леонтьев) и периодизация психического развития личности (д.Б.Эльконин).

А.Н. Леонтьев о признаках ведущей деятельности и механизме смены видов деятельности на разных стадиях развития — Студопедия

Поделись  

В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н. Леонтьевым, который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А.Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности.

Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей («что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

Характеристика основных типов ведущей деятельности, закономерность их смены, определяющая развитие личности в онтогенезе.

Ведущий тип деятельности.

Определение этого структурного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность ведущую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собственно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л.С. Выготского.

В работах Л.И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесс а развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности.

Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.

В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности.

Организованная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его сознание, самосознание. Итак, саморазвитие — оно же развитие через задаваемые извне формы деятельности

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка.

Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах с взрослыми оперативнo-тexничecкyю сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и с взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно­спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества».

Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно- профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.



Ведущий вид деятельности — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Дайте понятие ведущего вида деятельности и общения. Перечислите
ведущие виды деятельности в каждом возрасте. Зачем так важно знать
ведущий вид деятельности в каждом возрасте? Как он влияет на
человека в каждом возрасте?
Выполнили обучающиеся:
Попович Алина Андреевна, Ожегова Инна Вячеславовна
(Ф.И.О.)
Направление подготовки / специальность:
44.03.05 Педагогическое образование (Технология и Экономика)
(код и наименование)
Курс: 1
Группа:341005
Руководитель:
Казакова Елена Валерьевна, доцент, к. биол. н., доцент кафедры психологии
(Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

Ведущая деятельность (ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках
социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени
развития. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает.
А.Н. Леонтьев выделил 3
признака ведущей деятельности:
1.В форме ведущей деятельности
возникают и дифференцируются новые
виды деятельности.
2.В этой деятельности формируются и
перестраиваются
отдельные психические функции (в
игре – творческое воображение).
3.От нее зависят наблюдаемые в это
время изменения деятельности.
Ведущей не может стать любая
деятельность, которой ребенок отдает
много времени.
Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра.
Каждый из этих видов деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период;
учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.
Предполагается, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая
деятельность:
1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
4) учебная деятельность школьников;
5) интимно-личностное общение подростков;
6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
Если, мы знаем основные характеристики ведущей деятельности каждого возрастного этапа
развития ребенка, то нам будут более понятны их интересы и требования, поведение.
Мы сможем грамотно, с учетом возрастных психологических потребностей ребенка,
выстраивать и свою систему требований к нему, и свое поведение в отношении его.
И мы будем понимать, как важно….
— с первых дней рождения общаться с младенцем, разговаривать с ним, держать на руках, играть;
— позволять малышу активно познавать окружающий мир, понимая, что ему очень важно
ощупывать предметы, осваивать действия с ними;
— дошкольнику играть со сверстниками, иметь друзей, уметь общаться с другими детьми и
взрослыми;
— младшему школьнику поддерживать интерес к учению, обращать внимание на его достижения,
помогать ему справляться с учебными трудностями, чтобы он осознавал и гордился своим новым,
таким важным социальным статусом – он школьник и занимается очень важным не только для
него, но и для всей семьи делом;
— общение для подростка; как для него необходима поддержка и понимание родителей, если
возникают проблемы с общением с друзьями и одноклассниками;
— оказать содействие старшему школьнику в выборе будущего профессионального пути.
Используемые ресурсы:
1. http://www.psygos.ru/otvet/31.php
2. https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskoe-prosveshhenie/sovetyiekspertov/chto-takoe-vedushchaya-deyatelnost.html
Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

Лидерская пицца | SessionLab

Роберта из SessionLab.

#leadership#team#remote-friendly

30 + Низкий

Это упражнение по развитию лидерских качеств предлагает людям схему самооценки, позволяющую сначала определить, какие навыки, качества и отношения они считают важными для эффективного лидерства, а затем оценить свое собственное развитие. и приступайте к постановке целей.

Вложения

  • Leadership Pizza example.png

    (25,7 КБ)

Инструкции

Разве мы все не любим пиццу? Помимо хорошего вкуса, на этот раз ломтики предлагают возможность самооценки лидерства.

Это упражнение может помочь людям задуматься о различных аспектах того, какие навыки и отношения им необходимы, чтобы быть хорошим лидером.

Поток:
  1. Вы начинаете упражнение с представления модели «Пицца лидерства»: это инструмент для размышлений и самооценки, где вы думаете о наиболее важных навыках и отношениях, которыми вам необходимо овладеть, чтобы стать великим лидер.
  2. Вы можете представить свой вариант пиццы лидерства, чтобы продемонстрировать пример. Подчеркните, что ваша версия — всего лишь пример, и они должны подумать о том, что важно для лидерства, с их собственной точки зрения.
  3. Дайте участникам время подготовить свой собственный набор важных лидерских навыков и атрибутов и попросите их нарисовать форму пиццы и пометить кусочки перечисленными элементами.
  4. На этом этапе вы можете попросить людей поделиться своими рисунками с группой и объяснить, какие ярлыки они выбрали. Вы можете обсудить определенные решения и выявить общие закономерности в восприятии группой хорошего лидера.
  5. Попросите участников оценить себя по шкале от 1 до 10 для каждого фрагмента. (10 — край куска, 1 — сердцевина пиццы). Эта самооценка должна служить отправной точкой для установления их собственных личных целей для развития лидерства. Области, в которых они считают себя более слабыми, должны получить больше внимания в своем будущем развитии.

Вы также можете использовать этот инструмент на занятиях по коучингу и наставничеству.

Поощряйте людей в течение нескольких месяцев установить последующее действие, чтобы повторно посетить свою пиццу «Лидерство». Они должны переоценить себя, отпраздновать свое развитие и уточнить свои следующие цели.

Варианты:
  • Вместо того, чтобы просить участников создать свою собственную пиццу лидерства, вы представляете готовую структуру, которая показывает аспекты лидерства, которые вы хотите, чтобы люди размышляли и проводили самооценку. Этот вариант предлагает простой способ сравнения результатов самооценки между людьми. (Хотя в исходной версии каждый может выразить свои приоритеты в лидерстве. )
Примеры:

Примерные размеры пиццы для лидеров (как показано на обложке):

  • Integrity
  • Vision & Inspire
  • Empathy
  • Value & Acknowledge People
  • Passion & Purpose
  • Self-awareness
  • Self-efficiency
  • Prioritization
Tips for running это занятие онлайн
  • Выберите онлайн-инструмент доски, который позволяет использовать большой масштабируемый холст (например, Mural или Miro).
  • Пользователи могут нарисовать свою лидерскую пиццу на бумаге и загрузить изображение на доску или нарисовать ее в цифровом виде.
  • На этапе размышления предложите пользователям перейти к изображению человека, говорящего на доске.
  • Если у вас нет интерактивной доски, вы можете использовать Slack или Google docs, чтобы делиться созданными изображениями и комментировать их.
  • Если вы используете программное обеспечение для видеоконференций в одиночку, предложите участникам поделиться своим экраном и показать свое цифровое изображение или поднять свой физический рисунок, чтобы группа могла его увидеть.

Предыстория

Впервые я столкнулся с этой структурой как участник встречи тренеров в форме «Пиццы для тренеров», где та же техника была сосредоточена на вопросе: Как стать хорошим тренером?

Команда из двух | SessionLab

Ника Хипа.

#общение#активноеслушание#анализпроблем#разрешениеконфликтов#разрешениепроблем#удаленно-дружественный#команда

20 + 2 + Средний

Большая часть бизнеса организации осуществляется между парами людей. Эти взаимодействия могут быть позитивными и развивающими или разочаровывающими и деструктивными. Вы можете улучшить их, используя простые методы, при условии, что люди готовы слушать друг друга.

«Команда из двух» будет работать между секретарями и менеджерами, менеджерами и директорами, консультантами и клиентами или инженерами, работающими вместе. Это будет работать даже между партнерами по жизни.

Цель

Повысить удовлетворенность работой и организационную эффективность.

Вложения

  • Team of Two — обложка image. png

    (67,4 КБ)

Инструкции

Идея

Большая часть дел в организации происходит между парами людей. Эти взаимодействия могут быть позитивными и развивающими или разочаровывающими и деструктивными. Вы можете улучшить их, используя простые методы, при условии, что люди готовы слушать друг друга.

«Команда из двух» будет работать между секретарями и менеджерами, менеджерами и директорами, консультантами и клиентами или инженерами, работающими вместе. Это будет работать даже между партнерами по жизни.

Это не работает, когда отношения настолько испорчены, что любая из сторон скорее ссорится, чем делает что-либо, чтобы их улучшить.

Метод

Каждый записывает 1) Как, по его мнению, он мог бы помочь другому человеку и 2) Как, по его мнению, другой человек мог бы помочь ему.

Гипотетический пример менеджера и секретаря прояснит это.

Список менеджера:

  • Что я, менеджер, могу сделать, чтобы помочь вам
    • Сообщу вам, куда я иду, когда выйду из офиса.
    • Перестаньте давать длинные срочные задачи после 16:00
  • Чем вы, секретарь, можете мне помочь:

Список секретарей14:

3

  • Чем я, секретарь, могу вам помочь
    • Поговорите с другими секретарями на сайте, чтобы узнать, хороший ли у них администратор. идеи, которые мы могли бы использовать
    • Фильтруйте свои электронные письма, разбирайтесь с рутинными.
  • Что вы, менеджер, могли бы сделать, чтобы помочь мне
    • Слушайте меня, когда я перегружен
    • Помогите мне понять ваши приоритеты

      Человек может сказать: —

      • «Конечно, я сделаю, как вы просите». Это было бы разумно, если бы запрос был простым и давал немедленную пользу.
      • «Я не могу этого сделать, потому что…» . Запрос может нарушать ваши ценности, будучи, скажем, неэтичным, политически неприемлемым или занимать слишком много времени.
      • «Я был бы готов удовлетворить вашу просьбу, если бы вы помогли мне с этим моим». Запрос может потребовать работы или изменения отношения. В конце концов вы оба выиграете.

      Это помогает людям выполнять свои решения, если они записывают и желательно отображают свои соглашения.

      Играйте в переговоры прямо. Если вы используете тактику или манипуляцию, то люди больше не будут использовать этот метод. Они также станут подозрительно относиться ко всем методам управления, которые вы используете.

      Сделайте свои запросы небольшими, четкими и выполнимыми. Полезнее попросить кого-нибудь поздороваться утром, чем «быть более внимательным».

      Стремитесь к справедливости в переговорах. Если люди «поддаются» каждому требованию, позже они будут чувствовать себя эксплуатируемыми. Люди, которые хотят чего-то для себя за все, что они отдают, потеряют сотрудничество. Люди будут думать, что они злые.

      Дайте процессу достаточно времени. Ожиданиям требуется время, чтобы прояснить их. Часто это первый раз, когда люди напрямую говорят о том, как они работают вместе. Упражнение легко привело к свободным, открытым и позитивным дискуссиям и решениям по всем аспектам совместной работы, от повседневных дел, подачи документов и т. д. до стратегических, приоритетных. Одно из распространенных решений заключалось в том, чтобы ассистент-помощник посещал несколько встреч с менеджером, чтобы он или она лучше понимали работу менеджера и, таким образом, могли принимать более взвешенные решения о том, что важно.

      Этот инструмент не будет работать, если отношения настолько испортились, что стороны не хотят их улучшать.

      Наконец

      Пожалуйста, поиграйте с этими идеями и используйте их так, как вам удобно. Если вы придерживаетесь практики предоставления и получения практической помощи и справедливого отношения к обеим сторонам, это сработает хорошо, если люди захотят, чтобы их отношения работали.

      Советы по проведению этого занятия в Интернете
      • Используйте инструмент для проведения видеоконференций, в котором вы можете распределять участников по комнатам обсуждения (например, Zoom).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts