Толерантная личность | Статья на тему:
«Толерантная личность»
Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Определение слова «толерантность»:
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Вывод: Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
«Толерантная личность»
Автор: Казанцева Светлана Юрьевна
Дискуссия «Толерантная личность»
Цель: вовлечение участников дискуссии в активное обсуждение проблемы воспитания толерантной личности.
Задачи:
Ø ознакомить участников с особенностями ведения диалоговой дискуссии как толерантной формы работы с педагогами;
Ø установить необходимость воспитания толерантной личности как основу для существования в современном обществе;
Ø обучить педагогов конструктивным поведенческим реакциям в ходе проведения диалоговой дискуссии.
Одной из активных форм работы с педагогами является дискуссия.
Дискуссия – это публичное обсуждение какой-либо проблемы, в результате чего участники должны прийти к единому мнению или пониманию обсуждаемой проблемы.
Для того, чтобы дискуссия имела качественный результат, необходимо соблюдать правила ведения дискуссии:
1. Ведущий направляет обсуждение, оставаясь нейтральным.
2. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
3. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.
4. Мы слушаем и слышим друг друга.
Существуют различные формы проведения дискуссии, наиболее распространёнными являются диалог и дебаты.
По характеру проведения эти формы являются альтернативными.
Отличия диалоговой формы дискуссии от дискуссии – дебатов:
1. В диалоге одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения, а в дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и оппонировать своими аргументами.
2. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника, а дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.
3. Если диалог вызывает самоанализ собственной позиции, то дебаты вызывают критику противоположной стороны.
4. Диалог призывает к временному воздержанию от личных убеждений, а дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.
5. В диалоге ищут основы соглашения, а в дебатах ищут явные различия.
6. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой, а в дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.
7. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть, а дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто унижают или осуждают человека.
Какая форма дискуссии, по вашему мнению, психологически более комфортна?
Таким образом, мы будем работать в формате диалоговой дискуссии. Именно такая форма способствует освоению навыков толерантного поведения.
Итак, что же такое толерантность?
Как вы это понимаете?
Работа в группах.
Официальные языки ООН определяют толерантность по-разному:
Tolerancia (исп.) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (фр.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Tolerate (англ. терпеть) – допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их … признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации.
Kuan rong (кит.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (араб.) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим.
Толерантность, терпимость (рус.) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Что отличает каждое определение?
В каждом определении делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта.
Есть ли что-то, что объединяет такие разные определения толерантности?
Все они выражают сущность толерантности:
толерантность – не пассивное неестественное покорение мнению, взглядам или действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция позитивного взаимодействия между этносами, разными социальными группами.
Толерантность стала кросскультурным понятием. Сегодня мы от этого отойдём и рассмотрим педагогическую толерантность.
Существует ли вообще такое понятие?
Существует, так как учителя постоянно взаимодействуют с учениками, родителями друг с другом и т.д.
Но всё-таки основной объект нашего взаимодействия – это ученик.
Первоклассник ————(обучениеобразованиевоспитание)————Выпускник.
На мировом уровне уже давно образование соотносится с толерантностью.
Имеет ли какие-то преимущества толерантный выпускник?
Обозначим этот вопрос как проблему для обсуждения.
Составим «Портрет толерантной личности»
Деление людей на толерантных и интолерантных – условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Каковы же черты толерантной личности?
Работа в группах.
Задача каждой группы состоит в том, чтобы создать словесный портрет толерантной личности, выделив её характерные черты.
Примерные черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
А. Каждый участник оценивает собственную толерантность: выделяет знаком + 5 черт, которые у него наиболее выражены.
В. Каждый участник определяет знаком + 5 черт, которые наиболее выражены у толерантной личности.
Подведение итогов: на доске выписываются черты, которые совпали у трёх групп участников дискуссии. Данные черты будут являться ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.
Теперь необходимо сравнить свои + (А) с чертами толерантной личности + (В).
Таким образом, участники определяют насколько они толерантны.
Сейчас будет несложно составить портрет интолерантной личности: необходимо назвать слова противоположные по значению выписанным на доске словам, характеризующим черты толерантной личности.
Развитие личности имеет два пути: толерантный и интолерантный.
Каков будет результат развития личности по этим двум путям?
Работа в группах.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими»
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Толерантный путь Интолерантный путь
созидающий разрушающий
личность и мир в целом
Школа – один из основных социальных институтов, призванных воспитывать личность.
Подведение итогов работы:
Ответьте на вопрос, который мы обозначили как проблему «В чём преимущество толерантного выпускника?»
Современный выпускник должен уметь максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает после окончания школы и в дальнейшей жизни.
Толерантному ученику это проще, так как он обладает способностью позитивной коммуникации, а это определяет его успешность.
Терпимость — Определение, значение и синонимы
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Если вы толерантны , это означает, что вы принимаете людей, которые не похожи на вас, или миритесь с тем, что вам не нравится. Если вы позволяете своему соседу по комнате играть один и тот же ужасный микс 80-х снова и снова и ничего не говорите, вы, вероятно, очень терпимый человек.
Широкие взгляды и непредубежденность — признак толерантного поведения. Толерантным может быть как человек, так и сообщество или нация, если они принимают людей из множества разных культур или слоев общества. Обычно мы думаем о терпимости как о хорошем, но это не значит, что быть терпимым легко — не так много членов семьи, одноклассников и коллег, которые нас раздражают.
Определения толерантности
прилагательное
демонстрирующий или характеризующийся широким кругозором
« терпим к мнению оппонента»
- синонимы: широкий, великодушный, либеральный
- широкий кругозор
склонны уважать взгляды и убеждения, отличные от ваших
- широкий кругозор
прилагательное
проявление уважения к правам, мнениям или обычаям других
- Синонимы:
- благотворительный
полный любви и щедрости
- пациент
стойко переносить трудные обстоятельства с уравновешенным характером или характеризоваться такой выносливостью
- бескомпромиссный
не самоуверен
- благотворительный
прилагательное
демонстрируя способность к выносливости
«несправедливость может заставить нас терпимый и прощающий»
- синонимы: пациент
- пациент
стойко переносить трудные обстоятельства с уравновешенным характером или характеризоваться такой выносливостью
- пациент
прилагательное
терпимый и снисходительный к провокациям
- синонимы: Добрый
- прощающий
склонны или способны прощать и проявлять милосердие
- прощающий
прилагательное
способны переносить условия окружающей среды или физиологический стресс
«завод терпимы к соленой воде»
«эти рыбы вполне терпимо при условии, что избегаются экстремальные значения pH»
- синонимы: стойкий
- терпимый
способен вынести или вынести
- терпимый
Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.
com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса. НачатьНетерпимость и толерантность Черты личности
Руководство интервьюера
- История темперамента личности
- Понимание 4 типов личности
- Тип А индивидуальность
- Индивидуальность типа B
- Индивидуальность типа C
- Индивидуальность типа D
- Индивидуальность типа X
- Влияние вторичного темперамента личности
- Обзор шкал черт
- Диапазоны черт
- Как определяются значения признаков
- Показатели достоверности по шкале черт
- Определение признаков
- Отчеты о личном профиле
- Сводный отчет
- Обзорный отчет
- Примеры вопросов для интервью
- Базовый сводный отчет
- Применение концепции базовых файлов
- Участие руководства
- Покрытие баз – юридические аспекты, которые следует учитывать
В разговоре мы говорим о толерантном человеке как о принимающем и непредубежденном. Но как личностные черты толерантность и нетерпимость приобретают разные значения. Толерантность или нетерпимость человека также влияет на то, как этот человек действует на рабочем месте.
Что такое нетерпимая черта характера?
Кто-то с этой чертой склонен знать правила, следовать им и ожидать того же от других. Они возлагают большие надежды на себя и своих коллег.
Непереносимость и толерантность проявляются по-разному. Некоторые люди могут иметь легкую склонность к нетерпимости, которая в основном влияет на их собственный стиль работы, в то время как другие могут быть чрезвычайно жесткими в своих отношениях с другими. Общий тип личности человека также будет влиять на то, как проявляется его нетерпимость.
Каковы характеристики нетерпимого человека?
Несколько признаков нетерпимости человека:
- Глубокое знание правил и процедур.
- Они следуют правилам и ожидают того же от других, но с небольшой гибкостью.
- Они становятся нетерпеливыми к людям, которые совершают ошибки, особенно неоднократно.
- У них высокие стандарты, и они ожидают, что другие разделят эти стандарты.
Как работать с нетерпимым человеком
Как воспитать нетерпимого человека
- Обсуждайте случаи, требующие или допускающие гибкость. Кто-то, кто нетерпим, склонен воспринимать правила и процессы, которые вы вводите, буквально; если есть пространство для маневра или области, которые требуют решения, будьте ясны.
Как мотивировать человека, склонного к нетерпимости
- По возможности применяйте правила равномерно. Для нетерпимых сотрудников деморализует тщательное выполнение указаний только для того, чтобы увидеть, как другие их игнорируют. Конечно, будут случаи, требующие гибкости, но это должен быть сознательный выбор, а не результат небрежности руководства.
- Точно так же, если у вас есть правила, которые половина ваших сотрудников игнорирует без каких-либо последствий, просто избавьтесь от них. Это не стоит того стресса, который он причиняет естественным последователям правил в вашей команде.
Как дать отзыв нетерпимому сотруднику
- Объясните, как ваш отзыв вписывается в существующие правила и инфраструктуру, к которым они, естественно, будут стремиться. Это может быть руководство, заявление о миссии или план проекта.
- Нетерпимые люди склонны возлагать на себя большие надежды. В зависимости от других их личностных качеств (см. все описания здесь), им может быть трудно проглотить обратную связь — или они могут жаждать ее как способа стать лучше. Почувствуйте естественную реакцию ваших сотрудников на отзывы и предоставьте им пространство, необходимое для их обработки в свободное время.
Что противоположно нетерпимости?
С другой стороны, некоторые люди склонны к терпимости: они открыты, гибки и готовы пойти на компромиссы, чтобы выполнить работу.
Что значит быть толерантным на рабочем месте?
Толерантный человек гораздо более склонен нарушать правила (или, в крайнем случае, может даже не думать, что правила применимы). Как правило, они больше сосредоточены на конечном результате, чем на следовании определенному учебнику.
Каковы характеристики толерантного человека?
- Они могут эффективно обойти установленный процесс, чтобы добиться цели.
- Они не против нарушать правила, когда это необходимо, и их не беспокоит, когда другие делают то же самое. Для них правила созданы для служения бизнесу, а не наоборот.
- Они прощают, когда кто-то ошибается, даже неоднократно.
- В крайнем случае, толерантным менеджерам может потребоваться слишком много времени для решения проблем с производительностью, что приведет к более серьезным проблемам в будущем.
Как работать с толерантным человеком
Толерантные люди обычно характеризуются своими сверстниками как простые в работе, особенно в зависимости от их общего типа личности. Знание того, как управлять, нанимать и сотрудничать с терпимыми людьми, может помочь вам получить максимальную отдачу от ваших профессиональных отношений.
Как воспитать терпимого сотрудника
- Подчеркните мыслительный процесс, лежащий в основе правил, руководств и процедур. Это поможет вашим толерантным сотрудникам принимать разумные решения о том, когда следует нарушать правило (а когда нет).
- Если вы чувствуете, что ваш сотрудник терпим к ошибкам, повесьте образные красные флажки вокруг правил, которые на самом деле не имеют гибкости. (Например, все, что помогает обеспечить безопасность и соблюдение законности, должно быть подчеркнуто.)
Как мотивировать терпимого человека
- Толерантного сотрудника будут раздражать правила, которые он считает ненужными или чрезмерно ограничивающими. Посмотрите, где вы можете предложить сотрудникам больше свободы на рабочем месте.