Толерантность в обществе: Понятие толерантности в современном мире

Понятие толерантности в современном мире

16 Апреля 2020

Понятие толерантности в современном мире

Понятие толерантности в современном мире. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Виды социологической толерантности.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.

Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение)

 означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).

В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.

Важно! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.

Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Поделиться с друзьями

Дистанционное обучение: преимущества и недостаткиКВН как массовое движение

Значение толерантности для российского общества

Современная Россия является одной из самых многонациональных и многоконфессиональных стран мира. При общении друг с другом представители разных наций и конфессий должны придерживаться принципов толерантности.

Толерантность — это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек — это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.

С точки зрения этики толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных взглядов. В политической науке толерантность — это готовность власти допускать инакомыслие в обществе. С философских позиций толерантность выступает как мировоззренческая категория, отражающая универсальное правило активного отношения к другому.

В большинстве трактовок понятие «толерантность» характеризуется как «терпимость» к кому-либо, чему-либо, воздержание от негативных действий или отзывов в отношении других людей, чьи взгляды, идеи, верования, убеждения, вкусы, внешность противоречат или не совпадают с собственными взглядами и убеждениями.

При этом понятие «толерантность» гораздо шире и сложнее понятия «терпимость». В отличие от терпимости, толерантность является активной категорией, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, в связи, с чем и существует такое разнообразие подходов к его толкованию, которое варьируется в зависимости от употребляемого контекста.

Юридическое закрепление толерантности в нашей стране опирается как на международно-правовые акты, так и на нормативные правовые акты Российской Федерации. Важнейшим документом международного права, закрепляющим толерантность, является Декларация принципов толерантности, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В статье 1 данного документа отмечается что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. При этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие некоторых моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантное отношение с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

Осознавая значимость толерантных отношений для общества законодатель вводит систему юридической ответственности за интолерантное поведение. Важно подчеркнуть, что речь идет исключительно о публичном интолерантном поведении. На пространство частной жизни граждан подобные ограничения не распространяются.

По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Анатолия Елисеева, несмотря на достаточно полное закрепление принципов толерантности в Российской Федерации, проблема толерантных отношений продолжает оставаться достаточно актуальной для нашей страны.

Важность толерантности в разделенном мире

Сегодня мы отмечаем Международный день толерантности, день, отмечаемый Организацией Объединенных Наций, когда мы стремимся к большему уважению и взаимопониманию между всеми людьми.

Толерантность как черта — это то, что большинство людей считает врожденным. Я сомневаюсь, что кто-нибудь, когда его спросят, объявит себя нетерпимым. Многие из нас подтвердили бы свою толерантность и лирически восхваляли бы наше высокомерие, независимо от того, было оно на самом деле правдой или нет.

К сожалению, реальные данные свидетельствуют о том, что мы не являемся бастионами терпения, как нам хотелось бы думать. В последние годы общество разделилось по разным признакам, и наши цифровые пространства часто кажутся не более чем бурлящими ямами ненависти и гнева.

Некоторые события и причины, естественно, вызывают возмущение. Несправедливость, где бы она ни обнаруживалась, вполне справедливо может вызывать гнев и стремление к быстрым переменам. Однако на межличностном уровне многие из нас проводят свои линии на песке, окружают себя единомышленниками и открывают огонь по всему, что выходит за рамки наших моральных границ.

Громкая и энергичная кампания против плохой политики, идеи или социальной структуры является неотъемлемой частью демократии и прогресса. Но когда это скатывается в критику людей, то праведная ярость может мутировать во что-то безобразное и мстительное.

Слишком часто, будь то в Интернете или в публичных дебатах, если возникают разногласия, один человек быстро нападает и осуждает другого. Иногда, особенно когда речь идет о высокопоставленных женщинах и представителях меньшинств, это может привести к потоку оскорблений в Интернете. Нам хотелось бы думать, что такое поведение — прерогатива крайне правых головорезов и интернет-троллей, но это не так. Есть люди со всего политического спектра, которые с готовностью примут трайбализм и обрушат презрение на тех, кто не разделяет их взглядов.

Во многих кругах споры потеряли смысл и больше не являются поиском истины и знаний. От парламентских скамеек до онлайн-обменов дебаты выродились в жаркие споры, цель которых состоит в том, чтобы просто заявить о своем превосходстве и получить удовольствие от поражения и унижения оппонента. Это враждебное фреймирование является значительной частью проблемы. Пока мы не сможем избавиться от этого гладиаторского мышления, мы рискуем создать общество, пропитанное предвзятостью подтверждения, замкнутыми точками зрения и, конечно же, нетерпимостью.

Несмотря на все оскорбления, ненависть и токсичность в общественной жизни, ситуация не безнадежна. Начав с себя и предпринимая честные и обдуманные шаги, мы все можем помочь создать более терпимое и уважительное общество.

1. Слушайте

Одна из самых важных вещей, которую мы можем сделать, проста: слушайте.

Слишком часто в публичной сфере слушание кажется просто вежливым молчанием, прежде чем человек снова начнет говорить. Тем не менее, время, потраченное на то, чтобы выслушать, что кто-то хочет сказать, и конструктивное взаимодействие, является важным инструментом в укреплении большего понимания и уважения между людьми.

Нельзя завоевывать сердца и умы, крича кому-то в лицо. Мнения не часто меняются, когда их встречают враждебно, они ожесточаются и укореняются. Обязуясь активно слушать друг друга, даже если в конечном итоге мы не согласны, мы можем достичь большей терпимости и спровоцировать прогресс.

2. Размышление

Обдумывание точки зрения человека и попытка понять, почему он думает так, а не иначе, принесет больше пользы, чем прямое осуждение. Принижение кого-то за противоположное мнение не убедит его изменить свое мнение, но вдумчивое обсуждение может.

Дополнительным, но важным аспектом является способность к саморефлексии.

Почему ты думаешь, что делаешь? Когда вы в последний раз задавались вопросом о своих убеждениях и мнениях? Понимание того, откуда берутся ваши собственные убеждения, поможет вам, когда вы начнете подвергать сомнению убеждения других.

3. Учиться

Знание — сила. Находя качественную информацию и узнавая о жизни других людей, мы можем достичь большего взаимопонимания. Поговорите со своими коллегами и друзьями об их различных точках зрения и опыте. Узнайте, как поддержать работников с защищенными характеристиками с помощью наших ресурсов по вопросам равенства.

Посмотрите видео ЮНЕСКО о важности терпимости, распространении дезинформации, разжигании ненависти и о том, что мы должны сделать, чтобы остановить это.

Толерантное общество – О, правда? – Oxford House Research

(The Times)

Как и многие западные общества, Великобритания гордится своей толерантностью . В настоящее время широко пропагандируются основные британские ценности, такие как демократия, верховенство закона, свобода личности, уважение и терпимость . Нас убеждают, что не быть терпимым для многих значит быть недалеким, фанатичным, эксклюзивным и, возможно, нарушителем закона. Его следует осуждать как инструмент ненависти, насилия, предубеждений, неравенства, несправедливости и, конечно же, демонстрировать склад ума и стиль поведения, которые по сути являются «небританскими». Согласно отчету 9 мая 2022 г.0042 Надежда, а не ненависть , согласно опросу более 4000 человек, сейчас Англия является более терпимым и мультикультурным обществом (в отношении расы, религии и идентичности), чем это было, когда аналогичный опрос проводился в 2011 году. Но является ли Великобритания действительно толерантное общество? В самом деле, должно ли любое общество быть несамокритичным толерантным ?

Великобритания не уникальна в продвижении своей, казалось бы, непререкаемой социальной добродетели терпимости. DW Akademie в Германии формулирует аналогичную позицию. Согласно DW Akademie, толерантность — это качество, которое «делает возможным мирное сосуществование людей» и является «основой справедливого общества, в котором каждый может вести свою жизнь так, как он хочет». Быть толерантным — значит, утверждает он, «принимать мнения и предпочтения других людей, даже если они живут так, как вы не согласны». Это означает, что «вы не ставите свое мнение выше мнения других, даже если уверены, что вы правы». И, как утверждается, «толерантные люди демонстрируют силу в том, что они могут иметь дело с разными мнениями и точками зрения». Что не любить в терпимости!

(Gresham Books)

Толерантность , это слово используется, чтобы вдохновлять социальную сплоченность и взаимное уважение, демонстрировать широкий кругозор и всеобъемлющую мораль. К осмотрительной толерантности также следует относиться очень внимательно. Как писал немецкий лауреат Нобелевской премии, писатель и общественный критик Томас Манн (1875–1955) в своем романе «Волшебная гора » (1924; ET 1927): «Терпимость становится преступлением, когда она применяется ко злу». режима, Манн не понаслышке знал, что толерантность может и до сих пор может стать кем угодно, только не достойной общественной ценностью. На самом деле, таковы риски, связанные с неизбирательными призывами к «толерантности», мы можем задаться вопросом, действительно ли мы хотим или должны хотеть толерантных общества?

Так что же такое толерантность или толерантность? С идеей и идеалом толерантности традиционно связывают три проблемы. Посмотри на них со мной.

Томас Манн (1875-1955)

Во-первых, семантическая проблема. Короче говоря, что означает слово «терпимость» на самом деле ? Все ли, кто употребляет слово «толерантность», используют его в одном и том же смысле, и означает ли оно то, что оно делало, скажем, 30, 50 или 100 лет назад? В конце концов, это слово используется сегодня в трех совершенно разных контекстах, которые несут очень разные коннотации. Для большинства людей это означает личную или коллективную реакцию на различия во мнениях или типах поведения. Это синоним, если хотите, терпения и великодушия, снисходительности и великодушия. Но это слово также несет в себе менее похвальные коннотации человека, ленивого и снисходительного, нерешительного и недисциплинированного. Таким образом, очень разные, от применения слова, во-вторых, до различных форм длительного физического, эмоционального и психологического воздействия рисков, угроз, наркотиков или лишений. Следовательно, верблюд переносит условия пустыни, в то время как организм больного человека выдерживает и не переносит то или иное лекарство в течение длительных периодов времени. Здесь толерантность означает способность или устойчивость, принятие, иммунитет и выносливость. В соответствии с этим смыслом материаловедение и инженерия использовали слово «допуск», в-третьих, для определения и количественной оценки прочности и длины. Итак, железный стержень выкован с допуском «х» 1000 дюймов, а синтетические волокна изготовлены с высоким уровнем устойчивости к истиранию. Три совершенно разных контекста и значения толерантности, с явной осторожностью, чтобы терпимость человека не измерялась железным прутом, а медицинский диагноз не путали с чертой характера! Но ряд значений, которые, как мы увидим позже, предлагают полезные критерии для критики небрежных призывов к терпимости и наглого, популярного, бездумного требования «быть терпимым».

Карл Поппер (1902-1994)

Второй набор проблем с толерантностью социально-политический . Они были признаны и обсуждались на протяжении веков. Философы и политические теоретики, начиная с Платона (428/7–424/3 до н. э.) и далее, отмечали неотъемлемый парадокс терпимости. Для Платона и многих других, кто долго и упорно размышлял о терпимости, общество, которое становится терпимым без должной заботы и внимания, рискует быть разрушенным нетерпимыми. Как австрийско-британский философ и социальный критик Карл Поппер (1902-1994) утверждает в своем авторитетном исследовании Открытое общество и его враги (1945), поддержание толерантного общества неотделимо от кажущегося противоречивым принципа нетерпимости к нетерпимости . Неспособность сделать это, как ясно говорит Поппер, ускорит закат толерантности. Но мы не должны — как утверждали некоторые — предполагать, что Поппер поддерживает доводы Платона о «благожелательном деспотизме» как способе защиты терпимости и подавления пагубных последствий безоговорочной свободы мысли, действия и слова. Нет, в примечании к нюансам в главе 7 из 9.0042 Открытое общество Поппер различает право государства подавлять нетерпимость силой (если рациональные аргументы не работают) и его демократическую обязанность подавлять нетерпимость (используя силу в качестве крайней меры, если это необходимо) для защиты себя против себя. Но Платон и Поппер согласны в этом: кто бы ни определял и не контролировал толерантность в либеральных демократиях, он никогда не должен быть безотчетным большинством, которое может слишком легко превратить свободу в нелиберальные выражения нетерпимого популизма. «Воля народа» ни для одного из мыслителей не должна использоваться в качестве сокрушительного аргумента для оправдания истины или свободы: она угрожает государствам и подрывает стабильность установленных демократических институтов.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Третий набор проблем, связанных с толерантностью, в широком смысле юридический , если не психологический . То есть они относятся к законности и влиянию тех, кто использует или злоупотребляет даром терпимости. Мы мельком видим этот вопрос в первой инаугурационной речи президента США Томаса Джефферсона (1743–1826; президентский пост 1801–1809) 3 rd . С уверенностью Просвещения в человеческом разуме и разумности он говорит о тех, кто угрожает миру и единству его молодой страны: «Пусть они стоят нетронутыми, как памятники безопасности, с которой можно терпеть ошибочное мнение там, где разум оставлен на свободе». бороться с ним.» Джефферсон глубоко верил в человечность и здравый смысл: они были надежным оплотом против пращей и стрел фанатиков и нетерпимых. Для него терпимость сияла, когда сталкивалась с нетерпимостью.

За последние два столетия уверенность Джефферсона в саморегулирующейся силе толерантного общества подверглась серьезному испытанию. Многие философы и социальные теоретики вновь обращались к этому вопросу, не в последнюю очередь для того, чтобы оценить влияние нетерпимости на управление, демократию и свободу слова, причем европейские демократии более склонны наказывать ее нетерпимость (т.е. осуждать «отрицание Холокоста» и «разжигание ненависти»). ‘) и США, ревностно охраняющих конституционное право гражданина на «свободу слова». Но дебаты были и продолжают быть напряженными. Допуск per se , как и предвидел Платон, является драгоценным подарком , а — тяжкой ответственностью.

(Женевский центр по развитию прав человека и глобальному диалогу)

Проблема толерантности лежит в основе природы общества. В своей классической работе 1971 года « Теория справедливости » американский моральный и политический философ Джон Роулз (1921–2002) проводит явную связь между «справедливым» обществом и парадоксом терпимости. Справедливое общество защитит своих граждан и институты, если им угрожает нетерпимость, стремящаяся ограничить свободу. Как он говорит: «Хотя нетерпимая секта сама по себе не имеет права жаловаться на нетерпимость, ее свобода должна быть ограничена только тогда, когда терпимые искренне и обоснованно полагают, что их собственная безопасность и безопасность институтов свободы находятся в опасности» 9.0003

Другие авторы подчеркивают различные правовые и психологические аспекты проблемы толерантности. В своей работе «Толерантное общество: свобода слова и экстремистская речь в Америке » (1986) президент Колумбийского университета и профессор права Ли Боллинджер (1946 г.р.) повторяет нечто вроде гуманистической уверенности Джефферсона, утверждая, что снисходительное отношение к экстремистской речи укрепляет демократия путем воспитания духа самообладания среди тех, кто находится под угрозой; но он старается подчеркнуть, что те, кто проповедует нетерпимость, нарушают закон и заслуживают порицания. Даже в США толерантное отношение к разнообразию мнений и право на «свободу слова» не безграничны. А 1987 Harvard Law Review Статья профессора права и сравнительной демократии Университета Йешивы Мишеля Розенфельда (1948 г. р.) объясняет, почему: «[М]е кажется противоречивым распространять свободу слова на экстремистов, которые… в случае успеха безжалостно подавляют те, с кем они не согласны.» Другими словами, терпимость проверяется ее немедленным и конечным воздействием на свободу, справедливость и общество в целом. И, как утверждает Рафаэль Коэн-Альмагор (р. 1961) в году Границы свободы и терпимости: борьба против каханизма в Израиле (1994), был ли прав Поппер, ограничивая нетерпимость физическим вредом? Что можно сказать о психологическом ущербе от нетерпимых слов? Принстонский философ Майкл Уолцер (р. 1935) в монографии «О терпимости » (1997) прямо спрашивает: «Должны ли мы терпеть нетерпимых?» Как и Боллинджер, он настороженно относится к тем, кто извлекает выгоду из социальной терпимости (например, этническим меньшинствам и религиозным группам), но злоупотреблять даром в различных проявлениях нетерпимости. Тем не менее Уолцер полагает, что толерантные общества могут со временем вдохновить нетерпимых вести себя «так, как если бы они обладали этой добродетелью». Не все согласятся с «этикой дискурса» (9).0042 темп философы Юрген Хабермас [р.1929] и Карл-Отто Апель [1922-2017]), остро внимавшие влиянию нетерпимости на нетерпимость. Толерантность, похоже, является проблемным продуктом проблемных обществ.

Итак, куда нам двигаться дальше? Мы видели, что огульные призывы к терпимости рискованны. Мы также видели, что взаимосвязь между терпимостью и нетерпимостью является сложной в праве и в обществе в целом, когда некоторые группы меньшинств злоупотребляют привилегией терпимости, а сама терпимость неосторожно (и нетерпимо?) прославляется. Я всегда находил это краткое изложение вдумчивого христианского подхода к терпимости, написанное широко читаемым автором и популярным учителем Джоном Р. В. Стоттом (1921-2011), особенно показательные:

Во-первых, это юридическая толерантность: борьба за равные права перед законом всех этнических и религиозных меньшинств. Христиане должны быть в авангарде этой кампании. Во-вторых, социальная толерантность, изо всех сил стремящаяся подружиться с адептами других конфессий, поскольку они – творения Божии, носящие его образ. В-третьих, существует интеллектуальная толерантность. Это значит культивировать настолько широкий и открытый ум, чтобы принимать все взгляды и не отвергать ни одно из них. Это значит забыть остроумие Г. К. Честертона: «Цель открытия ума, как и открытия рта, состоит в том, чтобы снова закрыть его на чем-то твердом». Раскрывать ум так широко, чтобы ничего не удерживать в нем или вне его, не является добродетелью; это порок слабоумных.

Стотт говорит: «Отойди от слова «толерантность» и подумай, чему сказать «да» и «нет». Из всего, что мы видели выше, нам следовало бы поступить именно так. Толерантность может быть прекрасным инструментом для построения здорового общества и грубым бульдозером для его разрушения.

(Alamy Stock Photo)

Помня о различных значениях слова «толерантность», а также об истории и нынешнем состоянии дебатов, я предлагаю сосредоточить наше внимание на четырех ключевых спорных областях.

и. вербальный . Значения слов развиваются. Слова являются легкой мишенью для нетерпимых к использованию и злоупотреблению. Я имею в виду не только тех, кто использует слова для проповеди ненависти, но и тех, кто использует такие слова, как «терпимость» и «нетерпимость», как оружие, чтобы оправдать себя и осудить других. Развитие использования термина «толерантность» в общественных и политических материалах в большинстве западных либеральных демократий приводит к опасному расширению его до термина порицания и контроля, а не принципа, вдохновленного подлинной щедростью и освобождающей широтой. Иллиберализм, предсказанный Платоном и опасавшийся Поппера, разъедает края слова «терпимость». Нетерпимость на подъеме под видом так называемого «толерантного общества».

(Prevention.com)

ii. Социальный . Динамика толерантности и нетерпимости сопоставляется с различными выражениями «теории систем», групповой динамики, «теории баланса» и психоанализа. Захватывающий комментарий Фернандо Агияра и Антонио Парравано об индивидуальности и сообществе, Терпимость к нетерпимым: гомофилия, нетерпимость и сегрегация в социальных сбалансированных сетях (2015), показывает, как выбор, негативность и остракизм влияют на отношение толерантного члена группы к толерантному аутсайдером, и как нетерпимые инсайдеры и аутсайдеры угрожают и разрушают их собственные и другие группы , если только они в какой-то степени не разделяют свою нетерпимость. «Гомофилия» (предпочтение собираться вместе с единомышленниками) — мощная реальность в развивающейся культурной динамике. Мы принимаем изменения в культуре и отношении, в том числе в сторону терпимости, потому что мы предпочитаем психологический «баланс» преемственности и соответствия более рискованному социальному и эмоциональному нарушению когнитивного и культурного диссонанса. Как утверждают некоторые психологи, чем мы счастливее, тем мы более терпимы. Но — и здесь Платон и Поппер остаются актуальными — гомофилия также является рассадником бездумной нетерпимости и необдуманной терпимости. Чтобы напомнить, насколько опасным и сложным это может быть, вспомните предупреждение Томаса Манна о нацизме или прочитайте недавно переизданное классическое исследование американского «популизма» профессора Университета Нотр-Дам Уолтера Ньюджента (19).35-2021), Толерантные популисты: канзасский популизм и нативизм (1963, изд. 2 и , 2013).

(Financial Times)

iii. Логический . В «парадоксе терпимости» есть нечто большее, чем могут быть готовы принять бездумные выражения терпимости и нетерпимости. Здесь полезно расширение термина «толерантность» на области материаловедения и инженерии. В обоих контекстах «толерантность» означает нечто полезное с научной точки зрения и поддающееся эмпирической проверке. Слишком часто современным социальным призывам к социальной, правовой и интеллектуальной «терпимости» не хватает такой строгой ответственности. Они принадлежат морализму яблочного пирога «Будьте добры друг к другу» больше, чем сложному миру политической теории и юридически ратифицированных «общественных ценностей». Действительно ли важно то, что 4000 человек считают Британию «более толерантным обществом»? «Парадокс толерантности» указывает на то, что она более полезна и логический для наблюдения за нарастанием нетерпимости (во всех ее формах), чем уверенно объявить толерантность как таковую безопасной и здоровой. Изучение «парадокса терпимости» также предполагает, что «чужие» голоса и действия, противостоящие господствующим социальным нравам , могут в конечном итоге оказаться спасением общества и самой терпимости. Конформистские культурные ожидания гораздо опаснее, чем кажутся.

(Libertarianism.org)

iv. нравственный, духовный и идеологический . Как указывалось ранее, претензии за и против «толерантности» общества сегодня часто сосредоточены на его отношении к личной морали, культурному, этническому и религиозному разнообразию, а также на его готовности принимать и защищать противоположные мнения. Столкновения культур происходят, когда одно выражение нетерпимости встречается с другим, или один призыв к терпимости вызывает нетерпимую реакцию. Современные западные демократии слишком хорошо знают, насколько напряженными, жестокими и неприятными могут быть такие столкновения. Итак, каково решение? или его нет? Вернемся к типологии Джона Стотта. Здесь много мудрости.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts