Традиции исследования в этнопсихологии и социальной психологии: 12. Методы и типы исследований в этнопсихологии.

Содержание

Социальная психология | МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

Программа вступительных испытаний

по специальности.

Направление подготовки «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Программа – «Социальная психология»

Объемные требования для вступительного экзамена

  1. Предмет социальной психологии как науки.
  2. Требования к организации социально-психологического исследования.
  3. Типы измерительных шкал в социально-психологических исследованиях.
  4. Метод анкетного опроса.
  5. Ролевая теория личности.
  6. Методы эксперимента в социальной психологии.
  7. Проблемы и задачи прикладной социальной психологии.
  8. Мотивация и поведение человека.
  9. Метод моделирования в социальной психологии.
  10. Массовидные социально-психологические явления.
  11. Интервью как метод социальной психологии.
  12. Социальная психология и педагогическая практика
  13. Программа социально-психологического исследования.
  14. Метод социометрии.
  15. Социальная психология трудовой деятельности.
  16. Сплоченность и сработанность в малых группах.
  17. Метод экспертной оценки в социальной психологии.
  18. Социально-психологический климат коллектива.
  19. Мода как социально-психологический феномен.
  20. Метод включенного наблюдения.
  21. Социальная психология в политике.
  22. Феномен «малой группы».
  23. Социальная психология брака и семьи.
  24. Гипноз и внушение в социальной психологии.
  25. Паника как социально-психологический феномен.
  26. Феномен общественного мнения.
  27. Конформные реакции в малых и больших группах.
  28. Стадиальность развития группы как коллектива.
  29. Понятие о социально-психологическом климате коллектива
  30. Слухи как социально-психологическое явление.
  31. Психология вербального и невербального общения.
  32. Задачи и формы социально-психологической консультации.
  33. Социальная психология управленческой деятельности.
  34. Методы изучения групповой психологии.
  35. Теоретические модели личности.
  36. Внушение и убеждение как методы воздействия.
  37. Метод наблюдения в социальной психологии.
  38. Социальная психология переговоров.
  39. Социализация и воспитание человека как личности.
  40. Метод контент-анализа.
  41. Социальная психология в менеджменте.
  42. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга.
  43. Биографический метод в социальной психологии.
  44. Социальная психология межличностного общения.
  45. Совместимость и конфликтность в совместной деятельности.
  46. Методы лабораторного эксперимента в социальной психологии
  47. Феномен первого впечатления.
  48. Групповые нормы и их функции.
  49. Социальная психология лидерства.
  50. Социальная психология организаций.
  51. Оценочные методы в социальной психологии.
  52. Задачи и функции практического социального психолога.
  53. Социальная психология в образовательной деятельности.
  54. Методы социально-психологического тренинга.
  55. Метод моделирования в социальной психологии.
  56. Руководство и лидерство в организациях
  57. Задачи и проблемы групповой психологии.
  58. Конфликты и методы их профилактики.
  59. Массовидные социально-психологические явления.
  60. Конфликты и методы их устранения.

 

 

 

 

Рекомендованная литература:

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990.

 2. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. — М., 2005.

 3. Аронсон Э., Пратканис Э. Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды. – СПб., 2008.

 4. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Пер. с англ. – СПб., 2001.

 5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.

 6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб., 2003.

 7. Вундт В. Проблемы психологии народов / Пер. с нем. – СПб., 2001.

 8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2003.

 9. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М. 1984.

 10. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.

 11. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. — СПб., 2000.

 12. Карнышев А.Д. Очерки по социальной психологии, Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2001.

 13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.

 14. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Пер. с англ. – М., 2002.

 15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб., 2001.

 16. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. — М., 1980.

 17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999.

 18. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Пер. с нем. – М., 2001.

 19. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб., 1997.

 20. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, моделирование. – М., 2007.

 21. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / Пер. с англ. – СПб., 2000.

 22. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2002.

 23. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999.

 24. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002.

 25. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.

 26. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2002.

 27. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. — М., 1999.

 28. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Теоретико-эмпирический анализ. – М., 2000.

 29. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М., 2006.

 30. Социальная психология : История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л., 1979.

 31. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М., 2002.

 32. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М., 2008.

 33. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. — М., 2003.

 34. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.

 35. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб., 2001.

 36. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону, 1998.

 37. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск.. — М., 1996.

 38. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара, 1995.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Соловьева Ольга Владимировна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Аннотация

Статья написана к 70-летию замечательного отечественного психолога Татьяны Гавриловны Стефаненко. В ней описывается жизненный и профессиональный путь ученой, показаны истоки ее профессиональной специализации. Отмечаются заслуги Татьяны Гавриловны в области социальной психологии, этнопсихологии и психологии культуры. Освещены основные проблемы, над которыми она успешно работала в рамках данных направлений науки.

Автор рассказывает об исследовательской и преподавательской деятельности Т.Г. Стефаненко, знакомит с выпущенными ею научными трудами. Показано участие Татьяны Гавриловны в международных исследовательских проектах. Отмечаются несомненно выдающиеся заслуги Т. Г. Стефаненко как автора учебников и учебных пособий по этнопсихологии, которые являются базовыми во многих учебных заведениях нашей страны, а также как организатора научных конференций и круглых столов.

Подчеркивается, что Татьяна Гавриловна была активной творческой личностью, внимательным учителем, эрудированным и талантливым ученым, доброжелательным и ответственным человеком.

Поступила: 16.12.2019

Принята к публикации: 20.12.2019

Страницы: 28-34

DOI: 10.11621/npj.2019.0403

Уникальность научного пути Татьяны Гавриловны Стефаненко, доктора психологических наук, профессора, заслуженного профессора Московского университета, заведующей кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, тесно связана с траекториями ее профессионально-личностного становления и вхождения в мир культуры и науки.

Татьяна Стефаненко родилась в любящей интеллигентной семье.

В детстве пять лет провела с родителями в Китае, куда был направлен на работу ее отец, и там зародился ее интерес к культурам мира. Позже в Москве, окончив с золотой медалью школу, Татьяна Стефаненко поступила на исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, где специализировалась на кафедре этнографии. Окончила университет в 1972 году и с этого времени вся ее профессиональная жизнь была связана с факультетом психологии МГУ.

Работая на кафедре социальной психологии, в 1989 году Т.Г. Стефаненко защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» под научным руководством своего учителя Г.М. Андреевой, а в 1999 году защитила докторскую диссертацию «Социальная психология этнической идентичности». В 2002 году ей было присвоено звание профессора, в 2009 году – звание заслуженного профессора Московского университета. С 2006 по 2017 годы Т.Г. Стефаненко успешно руководила кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.

Ломоносова.

Т.Г. Стефаненко выпустила более 100 научных работ, посвященных формированию и изменению социальных стереотипов, исследованиям атрибутивных процессов, проблемам социальной и этнической идентичности, адаптации человека в инокультурной среде. Под ее руководством были подготовлены более 60 дипломных работ и защищены 9 кандидатских диссертаций.

Разработанная Т.Г. Стефаненко концепция этнической идентичности с позиций социального конструкционизма стала основанием авторского учебника по этнопсихологии, последующих отечественных и международных исследований, а также научных работ ее учеников. Изучение этнической идентичности, этнических стереотипов и атрибутивных процессов в межгрупповом взаимодействии являлось ключевым направлением ее исследований, которые широко известны в отечественной этнопсихологии и за рубежом.

Татьяна Гавриловна плодотворно сотрудничала с российскими и зарубежными коллегами,  была участником российско-американских сравнительно-культурных исследований, многие годы являлась постоянным участником совместных исследований факультета психологии Московского университета и Хельсингского университета.

Татьяна Гавриловна предприняла большие усилия для становления этнопсихологии как междисциплинарной научной области в нашей стране и для включения курса этнопсихологии в учебные планы университетов. Учебник Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология» вышел пятью изданиями (1998, 1999, 2003, 2006, 2014) и был выпущен в юбилейной серии «Классический университетский учебник» к 250-летию Московского университета. Каждое последующее издание учебника дополнялось новыми теоретическими моделями, свежими данными отечественных и зарубежных исследований. Учебник «Этнопсихология» неизменно пользуется большим спросом у специалистов-психологов, студентов, исследователей из смежных научных направлений, является базовым в преподавании этнопсихологии и родственных дисциплин во многих вузах страны.

Наряду с общим курсом «Этнопсихология», Т.Г. Стефаненко читала студентам и магистрантам факультета психологии Московского университета разработанные ею спецкурсы «Психология межгрупповых отношений» и «Психология межгруппового конфликта». Она разработала и вела спецпрактикумы «Культурный ассимилятор» и «Тренинг этнокультурной компетентности». В последние годы совместно с коллегами по кафедре разработала и читала для аспирантов кафедры социальной психологии спецкурсы «Методология и практика социальной психологии XXI века», «Психология социальных эмоций и переживаний», «Современные концепции социальной психологии».

Татьяна Гавриловна была исключительно эрудированным, творческим и увлеченным преподавателем и исследователем, любимым своими учениками: студентами, магистрантами и аспирантами. Она читала научную и художественную литературу на английском, немецком и французском языках, внимательно следила за современными мировыми тенденциями в социальной психологии и других гуманитарных и социальных науках (антропологии, истории, культурологии, социологии, языкознании), была знатоком и тонким ценителем литературы и искусства – и вводила своих многочисленных учеников в пространства классической и современной науки, культуры, а также литературы и искусства. Она заряжала всех своей увлеченностью и включенностью в эти пространства, проявляя при этом глубокую заинтересованность в развитии своих учеников, их профессиональной и человеческой судьбе. Ее общение с учениками было одновременно бережным и вдохновляющим, поддерживающим и стимулирующим, она была по-настоящему внимательна к ним.

В фокусе внимания Т.Г. Стефаненко как этнопсихолога находилась также практическая работа, направленная на улучшение межгрупповых отношений. Она принимала участие в проектах Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания» и в проекте сотрудничества ЕС и России (ТАСИС) – «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России». Являлась научным консультантом экспериментальной площадки в рамках городской программы «Москва многонациональная. Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». В 2006–2007 годах участвовала в проекте «В будущее без ненависти» (САF) по подготовке школьных психологов из Ингушетии и Северной Осетии. Совместно с психологами Российского университета дружбы народов разрабатывала программы повышения квалификации специалистов, работающих с иностранными студентами.

Практический опыт проектов и методические рекомендации по проведению исследований в этнопсихологии стали основой целого ряда научно-методических и учебно-методических работ, подготовленных Т.Г. Стефаненко совместно с коллегами. Это – «Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности» (2003), «Тренинг этнической толерантности для школьников» (2004, 2012), «Межкультурный диалог в школе» (2004, в 2-х книгах), а также подготовленное ею совместно с учениками учебное пособие «Этнопсихология  практикум» (2006, 2013), которое стало важным методическим дополнением к учебнику «Этнопсихология».

Т.Г. Стефаненко была активным членом этнопсихологического сообщества России и всего постсоветского пространства, авторитетным экспертом для коллег из разных регионов. Она много помогала им, консультировала, направляла, вела секции, круглые столы и выступала с докладами на научных и научно-практических конференциях по этнопсихологии во многих городах России.

С помощью сотрудников возглавляемой ею кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ Т.Г. Стефаненко немало сделала и для развития социальной психологии. В 2008 году (100-летие становления социальной психологии как науки) кафедра по инициативе Т.Г. Стефаненко организовала постоянно действующий круглый стол заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона. Татьяна Гавриловна неизменно вела тематические заседания этого круглого стола, которые традиционно проходят не только на факультете психологии МГУ, но и в других вузах (МГППУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, РГСУ и др.).  На них обсуждаются актуальные проблемы социальной психологии как науки, учебные и учебно-методические задачи кафедр социальной психологии вузов, координируются усилия и разрабатываются совместные проекты. В 2016 году формат круглого стола был расширен – к участию в нем стали привлекаться не только заведующие кафедрами, но и преподаватели кафедр социальной психологии московских вузов. Десятилетняя традиция круглых столов университетских социальных психологов была представлена в специальной статье журнала «Социальная психология и общество» (Голынчик, Соловьева, Малышева, 2017). Двадцатый круглый стол «Этнопсихология: неопределенность и риски цифрового общества» в ноябре 2018 года был посвящен памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко (текстовый и фотоотчет, а также видеозапись можно посмотреть по ссылке: http://www.psy.msu.ru/science/conference/ethnopsychology/2018/index.html).

При активном и вдохновляющем участии Т.Г. Стефаненко как председателя организационного комитета были проведены две большие конференции, которые стали значимыми событиями для сообщества социальных психологов: Международная научно-практическая конференция «Психология общения: тренинг человечности»: к 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (2007 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики», посвященная 45-летию кафедры социальной психологии и памяти ее создателей Г. М. Андреевой, Л.А. Петровской и Н.Н. Богомоловой (2017 г.). Во втором случае Татьяна Гавриловна стала также ответственным редактором сборника статей участников конференции (Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики, 2017).

Продолжая традицию изучения проблемы социального познания, заложенную основательницей кафедры социальной психологии академиком РАО Галиной Михайловной Андреевой, Т.Г. Стефаненко являлась активным разработчиком и руководила работой сотрудников по основной исследовательской теме кафедры социальной психологии «Социо-культурные детерминанты социального познания и социального взаимодействия».

В последние годы Т.Г. Стефаненко особое внимание уделяла изучению коллективных переживаний, культурной памяти и социальных эмоций как базовых феноменов, определяющих существование человека в культуре. Создала на кафедре социальной психологии и возглавила исследовательский коллектив, разрабатывавший тему «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества» (грант РГНФ, 2012–2014 годы). По результатам этих исследований под ее редакцией вышла коллективная монография кафедры социальной психологии «Коллективные переживания социальных проблем» (2015).

Т.Г. Стефаненко являлась членом Ученого совета факультета психологии МГУ, членом двух диссертационных советов на факультете психологии МГУ, а также членом диссертационных советов по социальной психологии Санкт-Петербургского и Южного Федерального университетов, членом редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». «Национальный психологический журнал» и «Социальная психология и общество».

Татьяну Гавриловну отличали чувство собственного достоинства и уважение к окружающим, ответственность и надежность, пунктуальность и терпимость, чувствительность к справедливости и деликатность, она умела доверять и сопереживать, делегировать полномочия и поддерживать. Татьяна Гавриловна щедро делилась – с коллегами и учениками своими уникальными знаниями и культурным опытом; с друзьями и учениками – сокровищами своей души. Она обогащала наши души, и все мы бережно несем в себе обретенное в общении с ней, дорожим этим значимым опытом.

Основные публикации Т.Г. Стефаненко

Монографии, учебники, учебные пособия:

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – Москва; Воронеж : Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2000. – 208 с.

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ : спецпрактикум по социальной психологии. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 60 с.

Коллективные переживания социальных проблем : коллективная монография / под ред. Т.Г. Стефаненко, С.А. Липатова. – Москва : Смысл, 2015. – 240 c.

Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология. – Москва : Изд-во РУДН, 2004. – 195 с.

Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга. – Москва : Изд-во РУДН, 2004. – 300 с.

Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 360 с.

Межкультурный диалог : тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартынова. – Москва : Изд-во РУДН, 2003. – 268 с.

Психология развития : учебник для студентов. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 5-е изд., исправл. / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др. – Москва : Академия, 2014. – 528 с.

Социальная психология в современном мире : учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Г.М. Андреевой, А. И. Донцова. – Москва : Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

Социальная психология : практикум : учеб. пособие для судентов вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.В. Фоломеевой. – Москва : Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

Социальные трансформации в России: теории, практика, сравнительный анализ : учеб. пособие / Л.М. Дробижева, Н. Е. Покровский, Т. Г. Стефаненко и др.; под ред. В.А. Ядова. – Москва : Флинта, 2005. – 583 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник для студентов вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : практикум. – 2-е изд.перераб. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2013. – 224 с.

Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н., Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования : спецпрактикум по социальной психологии. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 80 с.

Главы в книгах, статьи в сборниках, статьи в научных журналах:

Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию : учеб. пособие для вузов. – Москва : Смысл, 1996. – С. 167–185.

Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т.Г. Стефаненко. – Москва : Московский общественный научный фонд, 2001. – С. 11–29.

Стефаненко Т.Г. Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 52–60.

Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / под ред. Н.М. Лебедевой. – Москва : ИЭА РАН, 2002. – С. 35–48.

Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. – 2004. – № 3 (39). – С. 38–43.

Стефаненко Т.Г., Леонтьев М.Г. Модели конфликта: специфика китайской и других культур // Толерантность в межкультурном диалоге / отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. – Москва : ИЭА РАН, 2005. – С. 321–341.

Стефаненко Т.Г. Образ России в многополярном мире // Understandingtheman. Understandingtheworld. – Lublin : Wydawnictwo UMCS, 2012. – С. 41–52.

Стефаненко Т. Г. Предрассудок // Большая Российская энциклопедия. Т. 27. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2014. – С. 416.

Стефаненко Т.Г. Социальная перцепция // Большая Российская энциклопедия. Т. 30. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2015. – С. 755–756.

Стефаненко Т.Г. Социальная психология // Большая Российская энциклопедия. Т. 30. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2015. – С. 756–757.

Стефаненко Т.Г. Социального научения теория // Большая Российская энциклопедия. Т. 30. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2015. – С. 757.

Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе // Социальная психология в современном мире : учеб. пособие для вузов / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – Москва : Аспект Пресс, 2002. – С. 27–41.

Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 242–250.

Стефаненко Т.Г. Стратегии конструирования и управления гибридной этнической идентичностью // Идентичность и организация в меняющемся мире. – Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – С. 57–72.

Стефаненко Т.Г. Улыбка и высококонтекстность русской культуры // Национальный психологический журнал. – 2014. \– № 2 (14). – С. 13 – 18.  doi: 10.11621/npj.2014.01/0202

Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2009. – № 2. – С. 3–17.

Стефаненко Т.Г. Этничность и этническая идентичность: взгляд социального психолога и этнолога // Константа в неопределенном и меняющемся мире: маленькая психологическая серенада к юбилею Г.М. Андреевой. 13.06.2009 / под ред. Ю.П. Зинченко и Т.Д. Марцинковской. – Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009. – С. 69–87.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология Г.Г. Шпета в 21 веке // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 103–107.

Стефаненко Т. Г. Язык, этническая идентичность и межэтническое взаимодействие // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения : Восьмой межвузовский семинар по лингвострановедению : сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. Языки в аспекте лингвострановедения / отв. ред. Л.Г. Веденина. – Москва : МГИМО-Университет, 2011. – С. 10–31.

HonorasavalueinFinland, Estonia, Italy, RussiaandSwitzerland / К. Helkama, М. Verkasalo, L. Myyry, M. Silfver, T. Niit, A.M.Manganelli, G.M.Andreeva, T.G.Stefanenko, E.M.Dubovskaya, O.A.Tikhomandritskaya, Anna Stetsenko // Group Processes and Intergroup Relations. – 2012. – No. 16(3). – P. 279–297.

Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples / W. G. Stephan, V.S. Ageev, C. W. Stephan, M. Abalakina, T.G. Stefanenko, L. Coates-Shrider// Social Psychology Quarterly. – 1993. – Vol. 56. – P. 54–64. doi: 10.2307/2786645

Memory for cultural information about Russia and United States: Effects of nationality and mood / M. Abalakina-Paap, C. W. Stephan, W. G. Stephan, T.G. Stefanenko, C. Gabrielidis // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2001. – Vol. 32, no. 1. – P. 32–42.

Stefanenko T. G. Moscow students images of Americans and Soviets // Communication and present day realities. Ed. Academician Vinogradov V.A. – Vol. 1. – M.: Vneshtorgizdat, 1990. – P. 75–83.

Stefanenko T. G., Kupavskaya A. S. Cross-cultural training // Encyclopedia of the Sciences of Learning. – Vol. 1. – N.Y., Heidelberg: Springer, 2012. – P. 855–858.

Stefanenko T. G., Kupavskaya A. S. Developing cross-cultural competence // Encyclopedia of the Sciences of Learning. – Vol. 1. – N.Y., Heidelberg: Springer, 2012. – P. 941–944. doi: 10.1007/978-1-4419-1428-6_1818

Stefanenko T. G., Kupavskaya A. S. Ethno-cultural competence as a component of competence in communication // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Zinchenko Y.P., Petrenko V.F. (Eds.). – Vol. 3. – M.: LomonosovMoscow State University; Russian Psychological Society, 2010. – P. 550–564. doi: 10.11621/pir.2010.0027

Stefanenko T., Tchernetskaia O. Des differences interculturelleldansl,idee de la sexualite // Le sexuel, ses differences et ses genres. – Sevres: EDK, 2011. – P. 227–234.

Литература:

Голынчик Е.О., Соловьева О.В., Малышева Н.Г. Круглый стол «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии» и традиция круглых столов социальных психологов московских вузов // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 146–156. doi: 10.17759/sps.2017080210

Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики : сборник научных работ / отв. ред. О.В. Соловьева, Т.Г. Стефаненко. – Москва : факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. – 598 с.

К 60-летию Татьяны Гавриловны Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 93–94.

Котова М.В., Малышева Н.Г., Соловьева О.В. Путь Этнопсихолога: к 70-летию со дня рождения Татьяны Гавриловны Стефаненко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. – 2019. – Т. 16. – № 3. – С. 466–473. doi: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-466-473

Светлой памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 206–208. doi: 10.17759/sps.201809011

Хорошилов Д.А. Коллективные переживания прекарности в современной культуре (памяти Т.Г. Стефаненко) // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – № 58. // [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2018v11n58/1548-khoroshilov58.html – (дата обращения: 21.12.2019).

Для цитирования статьи:

Соловьева О.В. На стыке социальной психологии, этнопсихологии и культуры: к 70-летию со дня рождения Татьяны Гавриловны Стефаненко. // Национальный психологический журнал 2019. № 4. c.28-34. doi: 10.11621/npj.2019.0403

Скопировано в буфер обмена

Скопировать

Психологические особенности этнических групп | Psylist.net

Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. При разработке проблем этнической психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития – их возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэтому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об «этническом характере», а о «национальном характере», не об «этнической психологии», а о «национальной психологии», «национальных чувствах», «национальном самосознании», хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению. Поэтому предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология».

В отечественной этнографической литературе имеется солидная попытка упорядочить всю эту систему предлагаемых определений и дать ту канву, по которой может быть, хотя бы на описательном уровне, проанализирована психология этнических групп (Бромлей, 1973). В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны:

  1. наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,
  2. эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.). Что же касается сущности и природы национального характера, то здесь возникает много дискуссионных проблем: о соотношении национального характера и характера конкретных представителей данной национальной группы; о том, могут ли определенные черты характера быть исключительным достоянием одной национальной группы и полностью отсутствовать у другой. Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской зкспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т. д.

Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма. Исследование проблемы на уровне социальной психологии требует поэтому крайней щепетильности, гарантии того, что будет дано именно научное решение вопроса.

Это особенно важно, коль скоро при исследовании способностей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справедливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущности учитывать специфику различных культур, в условиях которых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом неадаптированности теста к специфическим условиям данной культуры. Все это также может дать основание для националистических спекуляций. Общепризнано, что тесты умственных способностей сами по себе не позволяют надежно разграничивать то, что обусловлено природными способностями, и то, что является результатом влияния среды, обучения и воспитания. «При равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы» (Социальная психология, 1975. С. 146—147). Поэтому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен.

Осторожность должна быть присуща и исследованиям некоторых других особенностей этнических групп. Игнорирование культурного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляющимся при восприятии представителей другой этнической группы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу (Стефаненко, 1987. С. 242). Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.

В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распространенность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне – представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп. В этнические стереотипы всегда мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обусловленные содержанием культуры и т.д.

Сложность явлений национальной психологии заставляет с особой тщательностью поставить вопрос о том, где коренятся причины национальных особенностей людей. В исследованиях были перебраны многочисленные причины этих различий: в теориях «народного духа» они были объяснены изначальной заданностью, в различных биологических интерпретациях общественного процесса они часто рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе; корни этих различий отыскивались также в антропологических, физических особенностях людей, в географических условиях их существования и т. д. Неудовлетворенность этими концепциями повернула исследователей лицом к анализу исторически сложившихся экономических, социальных и культурных условий жизни.

Этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Однако уже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования. Особенно хорошо этот материал «поддавался» исследованию в том случае, когда брались наименее развитые – наиболее изолированно живущие племена. Поэтому огромное большинство исследований в традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов, таких как Таити, Гаити и пр. Хотя в этих исследованиях и устанавливалась зависимость этнической психологии от условий жизни группы, сами условия в данной конкретной ситуации были весьма специфическими. Перенос результатов подобных исследований на большие современные нации невозможен, так как при переходе к этим новым объектам исследования необходимо включение еще целого ряда факторов, что в принципе может изменить сложившуюся картину. Поэтому, несмотря на ценность отдельных работ и их высокое качество, они остаются полезными на весьма «локальном» уровне.

Другая попытка предпринята в рамках культурантропологии, ориентированной на школу неофрейдизма. Здесь было введено понятие «базовой личности», фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации, т.е. изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре, и т.д., т.е. исследование было нацелено на выяснение условий формирования базовой личности, иными словами, условий, порождающих этнические особенности людей. Несомненно это перспективное направление анализа, однако он не всегда доведен до конца: условия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рассмотрения, без чего нельзя считать найденным ответ на вопрос о причинах этнических различий между людьми и, в частности, психологических различий представителей разных этнических групп.

Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией, перед этнопсихологией, весьма сложна. Политическая острота проблемы в современном мире заставляет решать эти вопросы с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания «одинаковости» наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Несмотря на относительную устойчивость этих черт, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование, этнический стереотип «лишь возводит в абсолют фактическую односторонность жизнедеятельности разных человеческих групп, обусловленную разницей условий существования и наличным мировым разделением труда» (Королев, 1970. С. 34). Дальнейший механизм превращения этнического стереотипа в предубеждение, а затем закрепление этого предубеждения в идеологических и политических доктринах – проблема отнюдь не социально-психологическая. Поэтому сложность объекта исследования требует комплексного подхода, объединения усилий ряда научных дисциплин.

Особая актуальность данной проблемы для социальной психологии в нашей стране на современном этапе ее развития очевидна. В условиях радикальных социальных преобразований, распада СССР резко обострились национальные конфликты. Вскрыть социально-психологический механизм формирования национального самосознания, выявить его роль в развитии национальных отношений – важная социальная задача. Социальная психология может внести свой вклад в ее решение.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Общая характеристика и типы стихийных групп
  • Эффект группового эгоизма
  • Теория Э. Мейо
  • Эффект группомыслия
  • Общение в системе межличностных и общественных отношений
  • Функции организации
  • Перспектива исследований личности в социальной психологии
  • Содержание и эффекты межличностного восприятия
  • Точность межличностной перцепции
  • Факторы формирования социально-психологического климата

Культурная психиатрия: исследовательские стратегии и будущие направления

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Обзор

. 2013;33:97-114.

дои: 10.1159/000348742. Epub 2013 25 июня.

Лоуренс Дж. Кирмайер 1 , Лорен Бан

принадлежность

  • 1 Отделение социальной и транскультурной психиатрии, Университет Макгилла, Монреаль, Кве, Канада.
  • PMID: 23816867
  • DOI: 10.1159/000348742

Обзор

Laurence J Kirmayer et al. Adv Psychosom Med. 2013.

. 2013;33:97-114.

дои: 10.1159/000348742. Epub 2013 25 июня.

Авторы

Лоуренс Дж. Кирмайер 1 , Лорен Бан

принадлежность

  • 1 Отделение социальной и транскультурной психиатрии, Университет Макгилла, Монреаль, Кве, Канада.
  • PMID: 23816867
  • DOI: 10.1159/000348742

Абстрактный

В этой главе рассматриваются некоторые ключевые аспекты текущих исследований в области культурной психиатрии и исследуются перспективы на будущее. В первом разделе обсуждаются множественные значения культуры в современном мире и их актуальность для понимания психического здоровья и болезней. В следующем разделе рассматриваются методологические стратегии раскрытия концепции культуры и изучения влияния культурных переменных, процессов и контекстов. Необходимы многочисленные методы для рассмотрения многих различных компонентов или аспектов культурной идентичности и опыта, составляющих локальные миры, образ жизни или системы знаний. Количественные и наблюдательные методы клинической эпидемиологии и экспериментальной науки, а также качественные этнографические методы необходимы для охвата важнейших аспектов культуры как системы значения и практики. Новые проблемы культурно-психиатрических исследований включают: культурные различия в переживании и выражении болезни; ситуативный характер познания и эмоций; культурные конфигурации личности и личности; понятия психического расстройства и грамотности в области психического здоровья; и перспективы экосоциальных моделей здоровья и вмешательств, основанных на культуре. В заключении рассматриваются последствия новых перспектив культурной нейронауки для психиатрической теории и практики.

Авторское право © 2013 S. Karger AG, Базель.

Похожие статьи

  • Культурная психиатрия: общая перспектива.

    Аларкон РД. Аларкон РД. Adv Psychosom Med. 2013;33:1-14. дои: 10.1159/000348722. Epub 2013 25 июня. Adv Psychosom Med. 2013. PMID: 23816859

  • Психиатрическая эпидемиология и международное психическое здоровье как карьера в культурной психиатрии.

    Кон Р. Кон Р. Транскульт психиатрии. 2011 апрель; 48 (1-2): 53-65. дои: 10.1177/1363461510383180. Транскульт психиатрии. 2011. PMID: 21511846

  • Культурная психиатрия во франкоязычном мире.

    Вестермайер Дж. Вестермайер Дж. Adv Psychosom Med. 2013;33:56-63. дои: 10.1159/000348733. Epub 2013 25 июня. Adv Psychosom Med. 2013. PMID: 23816863

  • Культурная психиатрия. Теоретические, клинические и исследовательские вопросы.

    Льюис-Фернандес Р., Клейнман А. Льюис-Фернандес Р. и соавт. Психиатр Clin North Am. 1995 г., сен; 18 (3): 433–448. Психиатр Clin North Am. 1995. PMID: 8545260 Обзор.

  • На перекрестке антропологии и эпидемиологии: текущие исследования в области культурной психиатрии в Великобритании.

    Дейн С., Бхуи К.С. Дейн С. и др. Транскульт психиатрии. 2013 декабрь; 50 (6): 769-91. дои: 10.1177/1363461513498618. Epub 2013 10 октября. Транскульт психиатрии. 2013. PMID: 24114263 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Визуализация тенденций исследований в области нейробиологии культуры (2008–2021 гг.): библиометрический анализ.

    Штаб-квартира Сюй, Чанг Си, Юй С. Штаб-квартира Сюй и др. Фронт Псих. 2022 6 мая; 13:884929. doi: 10.3389/fpsyg.2022.884929. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35602732 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Интеграция эволюционной, культурной и вычислительной психиатрии: многоуровневый системный подход.

    Констант А., Бэдкок П., Фристон К., Кирмайер Л.Дж. Константа А и др. Фронтовая психиатрия. 2022 4 апр; 13:763380. дои: 10.3389/fpsyt.2022.763380. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35444580 Бесплатная статья ЧВК.

  • Play the Pain: цифровая стратегия для игровых исследований и действий.

    Халили-Махани Н., Холовка Э., Вудс С., Халед Р., Рой М., Лэшли М., Глатард Т., Тимм-Боттос Дж., Дахан А., Нистерс М., Хови Р.Б., Саймон Б., Кирмайер Л.Дж. Халили-Махани Н. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 15 декабря; 12:746477. дои: 10.3389/fpsyt.2021.746477. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34975566 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когнитивно-поведенческая терапия, адаптированная к религии: обзор и описание методов.

    де Абреу Коста М., Морейра-Алмейда А. де Абреу Коста М. и др. J Relig Health. 2022 фев; 61 (1): 443-466. doi: 10.1007/s10943-021-01345-z. Epub 2021 13 сентября. J Relig Health. 2022. PMID: 34518980 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Бегство от прошлого и жизнь в настоящем: качественное исследование употребления психоактивных веществ среди сирийских беженцев-мужчин в Германии.

    Линдерт Дж., Нойендорф У., Натан М., Шефер И. Линдерт Дж. и др. Конф Здоровье. 2021 12 апреля; 15 (1): 26. doi: 10.1186/s13031-021-00352-x. Конф Здоровье. 2021. PMID: 33845859 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

S. Karger AG, Базель, Швейцария

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить в

Задача межкультурной психологии

  • doi: 10.1177/0022022100031001006
  • Corpus ID: 145659477
 @Artus @Artcle @Artclecle {KIM2000.5000
  title={Вызов межкультурной психологии},
  автор = {Ким Уичол, Пак Ён-Шин и Пак Донг-сеоп},
  journal={Журнал межкультурной психологии},
  год = {2000},
  объем = {31},
  страницы = {63 - 75}
} 
  • U. Kim, Young-Shin Park, Dong-seop Park
  • Опубликовано 1 января 2000 г.
  • Psychology
  • Journal of Cross-Cultural Psychology

в кросс-культурной психологии: универсалистский, контекстуалистский и интеграционистский подходы. В первом разделе излагаются ограничения универсалистского и контекстуалистского подходов. Во втором разделе рассматриваются два интеграционистских подхода: подход производной этики и подход психологии коренных народов. По сравнению с предыдущим подходом психология коренных народов… 

Взгляд на SAGE

Философское размышление об эпистемологии и методологии психологии коренных народов

  • К. Хван
  • Психология

  • 2005
9000 Что касается развития психологии коренных народов, необходимо совершить прорыв на трех уровнях, а именно: философское размышление,…

Комплексный анализ психологии коренных народов: комментарии и дополнения к идеям, представленные Шамсом, Джексоном, Хвангом и Кашимой

  • У. Ким, Янг-Шин Парк
  • Психология

  • 2005

Целью настоящей статьи является проведение комплексного анализа психологии коренных народов и определение эпистемологических основ психологии коренных народов. В первой части этого…

Психология коренных народов, культур и кросс-культур: теоретический, концептуальный и эпистемологический анализ

  • У. Ким
  • Психология

  • 2000

В этой статье сравнивается местная, культурная и межкультурная психология путем изучения их теоретических, концептуальных и эпистемологических основ. На них повлияли три исследования…

Межкультурная социальная психология

  • К. Миллер-Лоесси, Дж. Н. Паркер
  • Психология, социология

  • 2006
  • проблемам уделяется повышенное внимание, и социально-психологические исследования в разных культурах распространяются, хотя и неравномерно по отношению к теоретическим…

    Природа и проблемы психологии коренных народов

    • К. М. Олвуд
    • Психология

    • 2018

    Психология коренных народов (ИП) подчеркивает важность условий исследования и обоснованности их культур доминирование западной культуры в мейнстриме…

    Эпистемологическая цель психологии коренных народов

    • К. Хван
    • Психология

    • 2012

    Было три волны крупномасштабных академических движений, пытавшихся включить незападные культуры в психологические исследования, а именно: теория модернизации, исследование… , Карен Клейтон

  • Психология

  • 2011

Эта статья в первую очередь предназначена для культурного анализа литературы по достижению целей. Во-первых, обзор четырех доминирующих подходов к изучению культуры, а именно…

Развитие консультирования коренных народов в современных конфуцианских сообществах

  • К. Хван
  • Психология

  • 2009

обсуждается в контексте мультикультурализма…

Понимание тайваньского движения за психологию коренных народов

  • В. Габреня, Мей-Чуан Кунг, Ли-Ю Чен
  • Психология

  • 2006

С точки зрения социологии науки была предложена модель развития движений местной психологии, состоящая из пяти частей, две части которой, путь местного значения и условия работы…

Путь Чтобы охватить теорию психологии коренных народов

  • К. Хван
  • Психология

  • 2010

Взяв за основу трихотомизацию знаний в социальных науках Харбермаса (1968), в этой статье проанализированы трудности, с которыми сталкиваются незападные психологи стремление к развитию…

ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 52 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные статьиНедавность

Человеческое поведение в глобальной перспективе: введение в межкультурную психологию

  • М. Сегалл, П. Дасен, Дж. Берри,
  • a

    a

  • a
  • a
  • a Психология, социология

  • 1999

Предисловие. 1. Социокультурная природа человека. Как понять поведение и культуру. Центральное место в обучении. Сущность человека. Антропологические взгляды на культуру. Культура…

После «кризиса» в социальной психологии: развитие транзакционной модели науки

  • У. Ким
  • Психология

  • 1999

В этой статье проводится обзор литературы по «социальной психологии». Хотя симптомы кризиса разнообразны, основную проблему можно определить как неадекватное подражание…

Феноменология, язык и социальные науки

  • M. Roche
  • Психология, философия

  • 1974

Введение Часть 1: Философские школы 1. Феноменология 2. Концептуальный анализ 3. Логический эмпиризм и редукционистская идея психосоциальной науки Часть 2: Взаимосвязь школ…

5 Психология, наука и культура: Кросс-культурный анализ национальных психологий

  • У. Ким
  • Психология

  • 1995

Аннотация Хотя психология считается бесценностной. универсальная и объективная отрасль науки, на практике она глубоко переплетена с европейско-американскими культурными ценностями, отстаивающими…

Новое открытие человеческого разума: дискурсивный подход процессов, затем «разум за умом». За этим последовал…

Психология коренных народов: исследования и опыт в культурном контексте.

  • У. Ким, Дж. Берри
  • Психология

  • 1993

Введение — Уичол Ким и Джон В. Берри Индигенизация психологии в Индии и ее актуальность — Дургананд Синха Мексиканская этнопсихология — Р. Диас-Герреро Эколого-социальная модель греческой…

Меняющаяся перспектива in India: A Journey to Indigenization

  • D. Sinha
  • Psychology

  • 1998

Популярность и успех социальной психологии в США создали впечатление, что социальная психология является исключительно западной, если не американской. товар. Многие ученые из Африки и Азии…

Семья и человеческое развитие в разных культурах: взгляд с другой стороны

  • Ç. Kâğıtçıbaşı
  • Психология

  • 1996

Содержание: М. Б. Смит, предисловие. Предисловие. Введение. Часть I: Человеческое развитие, семья, культура. Развитие в контексте. Социализация для компетентности. Культура и Я. Семья и изменение семьи.…

Социальная когнитивная теория: агентная перспектива.

Социальная когнитивная теория различает три вида действия: прямое личное действие, опосредованное действие, которое полагается на других, которые действуют по его указанию для достижения желаемых результатов, и коллективное действие, осуществляемое посредством социально скоординированных и взаимозависимых усилий.

Психология китайского народа

  • М. Бонд
  • Психология

  • 1986

Китайцы составляют более четверти населения мира. До сих пор не было ни одного тома, в котором были бы обобщены имеющиеся данные – как на английском, так и на китайском – о…

В чем разница между культурной психологией и кросс-культурной психологией?

Обзор

Что такое культура? Культура относится к сходным характеристикам и чертам (т. е. установкам, личностям, мыслительным процессам, мнениям, убеждениям, чувствам и поведению), присущим группе людей. Эти характеристики и черты обычно передаются из поколения в поколение.

Хотя многие из этих характеристик и черт совпадают в разных культурах, есть и существенные различия. Например, все люди, независимо от их культуры, испытывают счастье, печаль и гнев. Эти эмоции универсальны, однако способ их выражения варьируется от культуры к культуре.

Итак, в чем разница между культурной и кросс-культурной психологией? Культурная психология изучает связь между разумом и телом, а кросс-культурная психология исследует, как определенные культуры влияют на поведение.

Другими словами, культурная психология фокусируется на разуме и поведении в общем смысле, в то время как кросс-культурная психология исследует различия в мыслительных процессах и поведении между конкретными культурами. Вы все еще в замешательстве? Если да, то вы, вероятно, не одиноки. К счастью, эта статья поможет «прояснить» двусмысленность, чтобы вы могли определить, подходит ли вам одна из этих ветвей.

Культурная психология

Культурные психологи исследуют общие отношения между мыслительными процессами, поведением и культурами. Эти психологи исследуют, как культурные влияния влияют на разум и как разум помогает создавать культурные влияния.

По мнению культурных психологов, это циклический процесс, в котором разум вносит свой вклад в культурное поведение, традиции, верования, и эти влияния влияют на разум. Культурная психология изучает идентичность, развитие ребенка, эмоции, социальное поведение/взаимодействия, дружеские/романтические отношения и семейную динамику.

Культурные психологи считают, что психологические расстройства и поведенческие тенденции возникают под влиянием культурных факторов.

Наиболее существенное различие между культурной психологией и кросс-культурной психологией заключается в специфике деталей в обеих областях психологии. Другими словами, культурная психология использует более общий подход к культуре, разуму и телу.

Культурные психологи изучают модели поведения и то, как культура в целом влияет на это поведение, в то время как кросс-культурные психологи изучают модели (то есть сходства и различия) между различными культурными группами и то, как эти модели влияют на поведение.

Кросс-культурная психология

Что такое кросс-культурная психология? Кросс-культурная психология — это раздел психологии, который также изучает культурные влияния, влияющие на мыслительные процессы и поведение. Однако эта отрасль психологии исследует закономерности между различными культурами. Она более специфична по своей природе, чем культурная психология.

Кросс-культурная психология впервые появилась в 1970-х годах, но до сих пор остается важной в современной психологии. Основная функция кросс-культурного психолога состоит в том, чтобы определить, как различные культуры влияют на поведение человека.

Эти психологи изучают универсальные и «уникальные» характеристики и черты, чтобы выявить закономерности среди культурных групп. Цель состоит в том, чтобы определить, как культура влияет на мыслительные процессы, поведение, цели, социальный опыт, образовательные и карьерные устремления, самооценку/уверенность в себе и отношения.

Кросс-культурные психологи больше всего озабочены тем, как культура влияет на индивидуальные личности и социальное поведение.

В некотором смысле кросс-культурная психология представляет собой более глубокий анализ культурных паттернов и моделей поведения, чем культурная психология. Например, культурный психолог исследует, как культура в целом заставляет одних людей быть покорными, а других побуждает к более агрессивным действиям.

Кросс-культурный психолог более глубоко изучает этот феномен, выясняя, насколько традиционные азиатские женщины в целом более покорны, чем современные американки. Кросс-культурный психолог исследует модели (то есть сходства и различия) между двумя культурами (то есть личности, поведение, мыслительные процессы, убеждения, чувства, мнения, традиции и т. д.), чтобы лучше понять человеческую расу.

Кроме того, эти психологи тратят много времени и усилий на изучение культурных и социальных норм, чтобы лучше общаться с представителями разных культур. Есть надежда, что изучение различных культур поможет человечеству лучше понять друг друга.

Требования к образованию

Между этими двумя областями психологии нет разницы между уровнями образования и перспективами трудоустройства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts