Тренинг актерский на внимание: Тренинг. Актерское мастерство. Сценическое внимание.

Актерское мастерство: 20 лучших упражнений

журнал

Актерское мастерство: 20 лучших упражнений

Если вам кажется, что за грандиозным успехом вашего любимого артиста стоит природный талант и фантастическая удача, то вы глубоко заблуждаетесь. Скорее всего он или она потратили тысячи часов, чтобы стать лучше, увереннее, разговорчивее, выразительнее. Реальное актерское мастерство — это бесконечные репетиции, семинары и тренинги. Какие из них наиболее продуктивны и можно ли заниматься дома? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Упражнения на раскрепощение

Обычно, этот блок ставят в самое начало тренировки, потому что занятия на раскрепощение одновременно разогревают мышцы. Благодаря им человек погружается в процесс, перестает нервничать и начинает контролировать собственное тело. Большинство из них основаны на расслаблении и снятии зажимов, как телесных, так и психологических. Зачем это нужно? Если вы когда-нибудь видели, как актриса на сцене падает в обморок, то, наверняка, у вас возникал вопрос, почему ей удается не разбить затылок или не сломать плечо. Дело в том, что благодаря регулярным тренировкам тело становится пластичным и мягким, поэтому во время падения не ударяется об поверхность, а «сползает» на нее, не травмируясь.

1. Актерское мастерство — новая йога
Освободите территорию на полу и постелите коврик — подойдет любой, не пропускающий холод. Лягте на спину и найдите комфортную позицию, только не перекрещивайте руки и ноги. Закройте глаза, глубоко вздохните и мысленно «ощупайте» свое тело, а затем расслабьте его: начните со ступней левой ноги и постепенно поднимайтесь выше, пока не достигните головы. Сделать это не так просто, как написано, поэтому возьмите столько времени, сколько нужно именно вам. Механизм упражнения напоминает медитацию, поэтому его можно регулярно делать по утрам, сразу после просыпания.

2. Заведите друга. Воображаемого
Звучит как абсолютный бред, правда? На самом деле, это очень ценный совет для тех, кому сложно раскрываться и раскрепощаться с любыми, даже близкими людьми. Если вам сложно удерживать постоянно перед глазами человеческий образ, то просто сядьте или встаньте перед зеркалом и коммуницируйте с отражением. Расскажите абстрактному собеседнику то, чем не можете (пока что) поделиться с остальными. Если у вас получится это сделать, вы преодолеете словесный барьер и диалоги с реальными людьми будут складываться гораздо легче.

3. Танцуйте!
Танцы — одно из самых раскрепощенных и пластичных искусств в истории. Поэтому, обойти его стороной, если вы действительно хотите до конца снять зажимы, не получится. Поставьте таймер на 15 минут, встаньте перед зеркалом и танцуйте не останавливаясь. Вы можете двигаться как угодно, смешивая разные жанры, замедляясь или ускоряясь. Если у вас нет психологического барьера перед окружающими, то вы можете делать все то же самое в присутствии друзей или родных. Это упражнение обязательно даст результаты, если повторять его ежедневно — оно может стать вашей полезной привычкой и заменить утреннюю зарядку.

Как сделать речь и дикцию лучше?
Записывайся и мы подберем подходящий речевой курс

Хочу учиться

Упражнения на воображение и фантазию

Работа артиста на 50% состоит из постоянного включения в придуманный мир — мир, которые в «Войне и мире» описал Толстой или Чехов в своих «Трех сестрах». Для того, чтобы органично существовать на сцене актер должен уметь переносить сюжеты из литературы в реальную жизнь. Обойтись в этом случае без бурной фантазии никак нельзя, поэтому тренировать ее необходимо.

1. Представьте, вы — бухгалтер.
Попросите друзей написать на листке любую профессию, максимально далекую от той, которой вы занимаетесь сейчас. Посмотрите, какая роль вам выпала и начинайте рассказывать о своей жизни так, словно вы уже работаете электриком, парикмахером, современным художником или дизайнером интерьеров. Пусть друзья задают вам дополнительные сложные вопросы, которые будут постоянно «обновлять» ваше повествование и детализировать его.

2. Придумайте авторское кино.
Это упражнение можно делать в одиночку. Представьте, что вам необходимо через два часа отправить сценарий для съемки короткометражного фильма. Выберите тему, опишите героев, завязку, кульминацию и развитие сюжета, предложите воображаемые декорации или место действия — можно делать это вслух, а можно на листочке. Поверьте, что двух часов вам может не хватить, настолько захватывающим оказывается процесс. Если вдруг сюжет покажется вам достойным, то вы можете попробовать его воплотить в жизнь с помощью «Легких людей». В школе актерского мастерства в конце одного из курсов педагоги предлагают студентам самостоятельно разрабатывать сюжет для своего курсового видео-ролика. Почитать об отзывах учеников и съемочном процессе можно здесь:

3. Возьмите в руки игуану.
Воображаемую! Представьте, что у вас на руках сидит какое-нибудь экзотическое животное, которое категорически нельзя спускать с рук на пол. Оно может быть огромным, как кенгуру, может быть колючим, как дикобраз или, мягким и, одновременно, опасным, как котенок гепарда. Попытайтесь наиболее правдоподобно показать «ускользание» животного из ваших рук и не забудьте о том, что зритель должен правильно определить какого именно зверька вы держите. Еще больше полезных упражнений на развитие фантазии можно найти в нашей статье

Упражнения на развитие внимания

Внимание кажется очень рациональным явлением, зависящим от работы головного мозга, хотя самый известный практик и теоретик русского театра — Константин Станиславский — писал, что на его взгляд, внимание находится не в голове артиста, а в районе «солнечного сплетения». Внимание необходимо для того, чтобы артист умел правильно выбирать из материала самые важные и кульминационные точки, а еще с ходу улавливать настроение публики, сидящей в зрительном зале. Определив отрицательную реакцию зрителя, актер может повлиять на ход спектакля в лучшую сторону.

1. Посмотрите на свою настольную лампу.
Или любой другой предмет, который используете ежедневно. Поставьте его перед собой и, для начала, внимательно осмотрите его со всех сторон, представьте, каким он может быть на ощупь — скользким, колючим, поцарапанным и так далее. Затем проверьте догадки на практике и потрогайте вещь — так начнет работать ваша тактильная память. В финале отвернитесь и попробуйте наиболее полно описать предмет, используя полученные ощущения. Это можно сделать на следующий день или просто через какое-то длительное время.

2. Вспомните Цезаря, который умел делать несколько дел одновременно.
Внимательный артист должен уметь то же самое. Поэтому попробуйте погрузить себя в такую ситуацию: начните играть в щахматы или шашки, включите песню с незнакомыми словами и попытайтесь время от времени отвечать на сообщения от друзей. Когда будете тренироваться, пригласите кого-нибудь наблюдать за вашим успехом и давать обратную связь. Это очень важно, потому что с первого раза сделать идеально каждое из дел, конечно, не получится.

3. Сыграйте в более сложную версию «Крокодила»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится помощь близких людей. Встаньте в полутора метрах друг от друга и договоритесь о том, что один из вас показывает разные движения, а второй их повторяет. Если вам досталась вторая роль, то пытайтесь наиболее четко и правильно следовать за передвижениями и позами партнера.

Упражнения для дикции

Пункт, важность которого объяснять не нужно. Очевидно, что для профессии артиста нужна хорошая дикция, над которой нужно работать ежедневно. Здесь снова можно обратиться к Станиславскому, который говорил, что красивая речь должна быть не просто навыком, а частью личности человека, такой, словно она была у него от рождения. Это значит, что разговаривать правильно и хорошо актер должен не только на сцене или съемочной площадке, но и за чашкой кофе с другом. Причем дикция — это не просто правильное и громкое произношение слов вслух, но и умение владеть интонациями, управлять вниманием зрителя с помощью своей речи. Тренировать дикцию хоть раз в жизни приходилось каждому, вспомните хотя бы уроки в начальной школе, где вас просили проговаривать смешные скороговорки. Правда, для профессионального актерского образования требуются более сложные инструкции, о которых мы сейчас расскажем.

1. Не бойтесь сломать язык
Один из самых знаменитых в Петербурге педагогов по сценической речи — Егор Архипов — советует начинающим артистам начинать тренировку дикции с упражнений по артикуляции. Артикуляция необходима для того, чтобы уметь четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Специально для школы «Легкие люди» Егор Архипов составил большой список полезных тренировок, о которых подробнее можно почитать в статье. Одна из них заключается в том, чтобы произносить сложные буквенные сочетания, которые в бытовой жизни встречаются крайне редко. Например: ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Для усиления эффекта и большего раскрепощения можно делать это упражнение перед зеркалом.

2. Три различных версии Конституции
Возьмите Конституцию России и выберите абсолютно любой отрывок. Ваша задача — прочитать его несколько раз, психологически погружаясь в различные условия. Сначала произнесите текст так, словно вы зачитываете торжественный манифест, затем так, словно признаетесь в страстной любви, а напоследок так, словно перед вами не Конституция, а увлекательный и качественный детектив. Внимательно следите за дикцией — в каждом из предложенных случаев она должна стремительно меняться, где-то быть мягче и пластичнее, а где-то напористее и четче. Для оценки результатов вам понадобится помощь друзей, чтобы они смогли рассказать вам об ошибках и помочь добиться идеального звучания каждого отрывка.

Упражнения для развития памяти

Для того, чтобы запоминать большие пласты текста и транслировать их со сцены, артисту необходимо иметь отменную память. Принято считать, что свойство быстро и навсегда запоминать любую информацию — врожденное, как талант. Но нейробиологи, которые изучают реальные свойства и способности нашего мозга, в ответ на этот стереотип рассмеются и ответят, что память поддается тренировке так же, как мышцы нашего тела. Мы подобрали несколько самых интересных тренировок:.

1. Фиксируйте детали в блокноте
Теперь, когда идете куда-нибудь гулять или, лучше, когда отправляетесь в путешествуйте, возьмите за правило записывать свой маршрут на листочке в конце прогулки или поездки. Если у вас есть склонность к рисованию, то можно не только писать, но и зарисовывать мелкие подробности и детали, встреченные на пути. Постепенно, объем записей или зарисовок будет расти — в следующие прогулки/путешествия вы будете гораздо сильнее концентрироваться на том, что вас окружает.

2. Оглянитесь по сторонам
По дорогу в школу, институт или на работу научитесь запоминать по 10-12 явлений, существ или предметов, которые понравились или, наоборот, не понравились вам больше всего. Например: на асфальте вы увидели потерянную помаду, в автобусе услышали как кто-то признается кому-нибудь в любви, проходя по набережной увидели смешную маленькую девочку в коляске, а в витрине магазина — огромный леденец. Когда дойдете до цели попытайтесь пересчитать в голове (не записывая!) увиденное в правильном порядке.

3. Больше музыки!
Попросите друзей скинуть вам несколько музыкальных треков, где есть увлекательный текст. Послушайте каждый из них и попытайтесь вслух пересказать сюжет каждой песни. С первого раза может получиться только каша из метафор и путаница с героями, поэтому переслушайте треки еще по два раза и попытайтесь снова. Если выполнять задание регулярно, то через какое-то время у вас выработается своя методика запоминания, которая в будущем будет очень полезна для фиксации ролей.

Упражнения на выразительность

Процветает стереотип, что в профессиональных театральных вузах педагоги смотрят на внешние данные человека и его способность танцевать, петь или читать стихи. Но, на самом деле, гораздо больше в профессии ценится способность заявить о себе. Речь идет о выразительности человека, как личности. О таких людях, обычно, говорят, что они умеют «выделиться из толпы», то есть эффектно преподнести себя и свои таланты. Многие думают, что это качество — врожденное, но на самом деле его можно прокачивать и добиваться видимых результатов.

1. Начните со взгляда.
Одним из ключевых приемов гения бизнеса и технологий XXI века — Стива Джобса — был его фирменный ледяной взгляд, который он использовал только в крайнем случае. Если партнер или непонятливый сотрудник не не соглашались с мнением Джобса, он не мигая фиксировал взгляд глаза-в-глаза на собеседнике и замедлял речь. Большинство людей, которым пришлось испытать это на себе, говорили, что уже через минуту им хотелось согласиться на что угодно, просто, чтобы прекратить исходящее давление и мощь. Стив методично, в течение нескольких лет, тренировал этот взгляд в зеркале, проверяя впечатление на себе. Первый контакт между любыми людьми или между артистом и аудиторией возникает в момент пересечения взглядов. Поэтому, чтобы производить на публику нужный эффект, вам необходимо понять, как именно вам комфортнее смотреть человеку в глаза — вкрадчиво, пристально, отводить взгляд или задерживать, прищуриваться или, наоборот, смотреть максимально открыто и ободряюще.

2.10 непростых вопросов

Возьмите тетрадь и напишите десять тем для разговора, которые наиболее часто затрагиваются в вашем кругу общения. Вы знаете ответ на каждый из них? Можете ответить четко и уверенно, подобрать аргументы и защитить свое мнение? Если ответ «да», то напишите еще 10 вопросов — тех, на которые вы в разговорах не могли дать такой же идеальный и быстрый ответ. Вопросов, которые приводят вас в ступор и вынуждают что-то неразборчиво и путано отвечать. Потратьте время и силы, чтобы сформулировать на большинство из них ответы, которые сможете дать в случае неожиданной беседы.

3. Задумайтесь о кумирах

Наверняка у вас есть люди, которые мотивируют и вдохновляют быть лучше и сильнее. Это могут быть деятели из абсолютно разных сфер — политики, режиссеры, изобретали, инженеры, бизнесмены и так далее. Наверняка, каждый из них по-своему выразителен, поэтому потратьте время на то, чтобы проанализировать их биографию и карьеру. Выберите по несколько факторов или качеств, которые делают этих людей особенными — это может быть красноречие, критичность или упорство. Попробуйте «перенести» выбранные параметры на себя и трезво оцените их наличие и отсутствие. Таким образом вы поймете, чего вам не хватает и будете тренировать только то, что действительно необходимо для создания выразительного и эффектного образа.

Упражнения на концентрацию

Профессия актера может казаться идеальной, особенно если у вас получилось достичь востребованности на рынках театра или кино. Но, эта востребованность имеет и другую сторону, противоположную славе и богатству — например, чрезвычайные эмоциональные нагрузки и бешеный темп жизни. Помнить три-четыре разных роли, запоминать график репетиций, не забывать спать и есть — все это требует хороших навыков концентрации, которую можно и нужно тренировать.

1. Докопайтесь до самой сути
Если вы когда-нибудь готовились к экзамену в лихорадочном режиме, проглатывая книгу за книгой, то вам знакомо чувство ускользания смыслов прочитанного. Это нормально, ведь наше внимание во время спешки находится где-то на границе сознания и не работает, а спит. То же самое может произойти с артистом в особенно напряженный период гастролей или премьер. Чтобы минимизировать шанс попасть в неловкую ситуацию, необходимо каждый день учиться погружаться в текст осознанно, упорно искать и находить смысл того, «что же хотел сказать автор». Выберите текст, который хотели бы прочитать со сцены и представьте, что это ваша долгожданная роль. Читайте ее вслух перед зеркалом, расставляя акценты, выбирая любимые и нелюбимые эпизоды. Время от времени старайтесь откладывать лист и репетировать без него.

2. Сконцентрируйтесь на запахе
Одно из самых приятных упражнений в этом списке связано с ароматами. Его цель — научиться концентрироваться на одном из множества, не отвлекаясь на остальные. Выберите четыре-пять ароматов, которые не вызывают у вас неприязни: они должны быть доступны в пределах дома. Например: запах цитрусовых от порезанного апельсина, любимый кокосовый гель для душа, воск горящей свечи и свежезаваренный кофе. Поставьте объекты рядом так, чтобы аромат каждого из них доносился до ваших рецепторов. Выберите один из запахов и попытайтесь полностью сосредоточиться на нем, не замечая остальные. Это упражнение не самое простое, зато оно обладает еще и медитативным расслабляющим эффектом.

3. Используйте «помидорное время»
Еще одно упражнение часто используют журналисты, когда им требуется написать текст, но вдохновение не приходит, а концентрация рассеивается. Они используют «помидорное время», которое изобрел и запатентовал Франческо Чирилло в конце прошлого века. Суть такова, что вам нужно распределить время на 25-минутные периоды и отслеживать его с помощью таймера. За эти 25 минут вам нужно решить одну задачу, которую нельзя ни в коем случае перенести за границы условленного отрезка времени. Например, прочитать несколько коротких пьес, сделать растяжку или написать четкий и последовательный план на день. Ощущение, что дедлайн приближается очень стремительно мотивирует не отвлекаться на ерунду, а повышать продуктивность и концентрацию.

Упражнения на импровизацию

Представьте, что вы выступаете на сцене и внезапно забываете очень важную реплику? Момент произнести ее — приближается, но память подводит вас и к горлу подступает паника. Профессиональный артист в этой ситуации начинает оттягивать момент «Х» с помощью импровизации. Он проcчитывает в голове абстрактные «сюжеты отступления», которые сиюминутно же воплощает в жизнь. Для того, чтобы это получалось органично и не смущало зрителей в зале, необходим опыт поведения в подобных, довольно стрессовых для человеческой психики, ситуациях. Есть несколько хороших упражнений, которые помогут вам этого добиться.

1. Одна история на двоих
Одно из самых лучших упражнений для развития импровизации. Предложите вашему партнеру сесть друг на против и по очереди говорить по одному слову, которое по смыслу подходит к предыдущему. Гораздо легче механику упражнения объяснить на конкретном примере:

Вы: Сегодня
П: Яна
Вы: купила
П: килограмм
Вы: вишни
П: в супермаркете
Вы: около
П: школы!

И так далее. Главное в процессе внимательно слушать то, что говорить другой и быстро реагировать на услышанное. Старайтесь не брать на раздумья больше трех секунд — чтобы азарта и результата было больше, попробуйте играть с подсчетом баллов за потраченное время на подбор правильного слова. Внимательно следите за сюжетом, используйте больше прилагательных и старайтесь не вводить в диалог больше одного героя.

2. Покажи!
Название тренировки говорит само за себя. Для ее выполнения вам снова потребуется помощь друзей. Договоритесь о том, кто дает задания, а кто их исполняет и приступайте к действию. Например, человек говорит вам «покажи слона», «покажи стул, у которого оторвалась ножка», «покажи треск льда на реке» и так далее. Чем активнее и реалистичнее вы импровизируете, тем больше баллов получаете за каждую задачу.

3. Как поживает ваша супруга?
Странное, но полезное задание, для которого, как и в предыдущих двух случаях, вам понадобится помощь друзей. Попросите партнера заранее продумать несколько вопросов, которые он некогда бы не задал вам в реальной жизни. Например: «Зачем ты купил на прошлой неделе розовую кофеварку, если всю жизнь пьешь чай?» Или «Почему сегодня утром вас забрали в полицию?». Вы должны отвечать на вопросы несмотря на их абсурдность и неправдивость — так будет тренироваться ваша находчивость, фантазия и, конечно, импровизация.

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

Актерское мастерство

Речь, дикция и сторителлинг

Другие статьи

Упражнения на развитие воображения и внимания .

Библия актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров

Чехов считал, что мастерство, техника актера начинаются с фундамента – с воображения и внимания. Без умения сосредотачиваться на объекте актер не сумеет проникнуть в суть элементарных вещей и, следовательно, ему не под силу будет передать эмоции и переживания. Актеру надлежит быть не просто наблюдательным, но тренировать свое воображение, добиваясь того, чтобы оно работало послушно и гибко, как натренированное тело.

О внимании Чехов в своей книге «О технике актера» писал следующее: «В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него.

Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души.

Даже в том случае, когда объектом вашего внимания является видимый предмет и вы принуждены физически пользоваться вашим зрением, все же процесс сосредоточения внимания лежит за пределом физического восприятия зрением, слухом или осязанием. Часто упражнения не внимание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха, осязания и т. д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. (…) объектом внимания может быть все, что доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический предмет, как событие прошлого, так и будущего».

Последняя фраза особенно важна. По мнению Чехова, актер должен уметь видеть не только существующее в реальном мире, но и то, что находится в области фантазии, то есть видеть не только физическими глазами, но и внутренним взором. Таким образом, воображение, фантазия, по Чехову, – это высшая форма внимания.

Чтобы натренировать внимание и воображение, Чехов предлагал своим ученикам множество упражнений. В данном тренинге они дополнены другими, разработанными его последователями.

… объектом внимания может быть все, что доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический предмет, как событие прошлого, так и будущего.

Михаил Чехов

Упражнение 1

Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет – опишите для себя его внешний вид.

Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т. д.

Продолжайте упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.

Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:

– Простой, видимый предмет.

– Человеческая речь.

– Простой предмет, вызванный в воспоминании.

– Звук, вызванный в воспоминании.

– Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.

– 

Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.

– Образ, взятый из пьесы или литературы.

– Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т. п., созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.

Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.

Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось, не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Регулярность в упражнениях (два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям

Упражнение 2

Начните упражнение с простых воспоминаний (предметы, люди, события). Старайтесь восстановить возможно больше деталей. Рассматривайте вызванный в памяти объект, по возможности не отвлекая вашего внимания.

Выберите небольшую законченную сцену из хорошо знакомой вам пьесы. Проиграйте ее несколько раз в вашем воображении поставьте перед действующими лицами ряд задач (вопросов) общего характера, например: ярче выявить ту или иную черту характера; полнее отразить атмосферу сцены; усилить или ослабить то или другое чувство; сыграть сдержанно, сыграть темпераментно; ускорить или замедлить темп сцены и т.

 п. проследите изменения, которые произойдут в игре актеров под влиянием ваших вопросов.

Возвратитесь к той же сцене на следующий день. Снова просмотрите ее. Изменения в связи с вашими вопросами могут оказаться значительнее, чем накануне. Оцените самостоятельную обработку образами ваших вопросов. Поставьте новые вопросы или повторите прежние и ждите результата на следующий день.

При многократном просмотре сцены не пренебрегайте теми «советами», которые образы будут давать вам по их собственной инициативе. Меняясь и влияя друг на друга, они могут вдохновить вас на новые идеи, вызвать новые чувства и навести на непредвиденные вами средства выразительности. Принимайте или отвергайте их, но не держитесь деспотически за ваши первоначальные желания.

Перейдите к работе над игрой актеров в деталях. Спрашивайте их о мельчайших нюансах: о взгляде, движении руки, паузе, вздохе, о мимолетном чувстве, желании, страсти, мысли и т. п. Задав вопрос, следите за реакцией на него.

Если под влиянием ответов вы почувствуете, что в вас вспыхнуло творческое состояние, что вы сами хотите сыграть тот или иной момент, – прекращайте упражнения и отдавайтесь творческому импульсу. Конечная цель всякого упражнения (как и всего предлагаемого метода) есть пробуждение творческого состояния, умение вызвать его произвольно.

По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они успеют воспламенить ваше творческое чувство. Вы должны обладать достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить их движение и держать их перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила эта есть способность сосредоточивать свое внимание.

М.А. Чехов. «О технике актера»

Упражнение «Одно из двух!»

Это упражнение, как и последующие, взято из тренинга М. Кипниса «100+ лучших игр и упражнений для тренеров».

Их основные цели – развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление. Каждое упражнение требует примерно по 10 минут.

Ведущий задает вопрос (участники отвечают по кругу или по желанию – свободно):

– Черное или белое?

Например:

– Черное или белое?

– Черное, потому что эффектнее.

– Ночь или день?

– Ночь, романтичнее!

– Кислое или сладкое?

– Скорее кислое, я не поклонник сладостей. А «сладкие» люди вызывают у меня недоверие.

– Пропасть или небо?

– Пропасть – с детства боюсь высоты…

Суть упражнения в том, что разные люди по-разному ассоциируют понятия и слова и таким образом участники группы не только тренируют воображение, но и знакомятся поближе.

Вот примеры вопросов:

– Власть или слава?

– Пустыня или горы?

– Свобода или необходимость?

– Простота или сложность?

– Ум или чувство?

Придумайте новые вопросы самостоятельно.

Упражнение «ЭВРИКА!!!»

Также, как и предыдущее упражнение, это рассчитано примерно на 10 минут или чуть дольше. Выберите ведущего. Ведущий записывает на карточке загаданное им слово. Обращаясь к группе, он говорит:

– На карточке записано загаданное мной слово. Мы про ведем «штурм». Чтобы отгадать слово, вам придется высказывать по очереди вслух ваши предположения о том, на что «может быть похоже» это слово, что оно может обозначать… Обращаю ваше внимание: каждый участник группы может предложить только один вариант отгадки. Кроме того, он должен запомнить предположение, чтобы в конце игры «защитить» свою версию.

Итак, я готов принимать ваши идеи!

– Это – душа…

– Это – настроение…

– Это – живое существо…

– Это – любовь…

– Это – природное явление…

… Когда предложения иссякнут (или все участники сообщат о своих идеях), ведущий показывает группе карточку со словом.

И начинается второй, еще более интересный этап – каждый должен найти «оправдание» своей версии, объяснить, как она «связана» с загаданным словом.

Предположим, слово – «птица».

– Это – душа, потому что душа стремится ввысь, как птица. Недаром душу сравнивают в сказках с птицей…

– Это настроение, потому что, как и птица, наше настроение то взлетает, то падает вниз, оно изменчиво.

– Это живое существо. Я был прав. Никто ведь не оспорит очевидного факта?!

– Это любовь… Потому что жизнь без любви – как птица без крыльев. Без этого исчезает романтика, остается один быт.

– Это – природное явление, ведь птица – часть природы…

Упражнения на внимание

1. Сосчитать деньги в кошельке.

2. Рассмотреть рисунок обоев, рассмотреть картину, предмет, ландшафт и т. д.

3. Прислушаться к какому-нибудь звуку.

4. Произвести в уме какое-нибудь арифметическое действие.

5. Сосредоточиться на рисовании каких-либо простых фигур, вроде кругов, квадратов, треугольников и т. п.

6. Из массы звуков или голосов выделить один и следить за ним только.

7. Двое одновременно читают вслух. Переносить внимание поочередно с одного читающего к другому.

8. Придумать ряд занятий самого разнообразного характера – например, рассматривание журнала с картинками, слушание музыки, танцы, арифметическое вычисление в уме, игра в жмурки и т. д. Затем быстро переходить от одного занятия к другому по указанию кого-нибудь со стороны. При этом надо следить, чтобы переходы были настоящим перенесением внимания от одного занятия к другому, а не внешним изображением сосредоточенности. Последняя ошибка возможна в тех случаях, когда, например, после слушания музыки или чтения быстро переходят к танцам: можно начать делать танцевальные па механически, но настоящее внимание в то же время может еще оставаться на музыкальных звуках, на слышанном рассказе и т.  д.

Упражнение только тогда будет иметь смысл, когда все внимание удается перенести с одного объекта на другой.

9. В короткий срок (несколько секунд) заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме и т. д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом ее смысл.

10. Сосредоточиться на какой-нибудь мысли, на решении какого-нибудь вопроса или слова, на каком – нибудь вычислении. Окружающие (пять-шесть человек) настойчиво и одновременно задают сосредоточившемуся различные вопросы. Упражнение сводится к тому, чтобы суметь решить как свою задачу, так и ответить всем окружающим. Делается это так. Упражняющийся произвольно переносит свое внимание со своих мыслей на вопросы окружающих, отвечает на них, снова возвращается произвольно к своей мысли, снова отвечает на вопрос и т. д. Упражнение будет иметь смысл толь ко тогда, когда упражняющийся сам владеет окружающими, а не окружающие им, когда он не теряется от массы вопросов, когда они его не развлекают и не отвлекают от той темы, которую он избрал в каждый данный момент. Все это возможно только при условии пользования произвольным вниманием. Каждая минута рассеянности указывает здесь на то, что упражняющийся не владеет своим вниманием.

11. Сосредоточить свое внимание на чтении (про себя), в то время как окружающие будут рассматривать читающего, делать на его счет замечания, смешить и т. д.

12. Слушая игру на рояле или хоровое пение, сосредоточиться мысленно на каком-нибудь постороннем мотиве.

13. Стараться кому-нибудь внушить определенную мысль.

Эти и другие подобного же рода упражнения нужно делать каждый день и при этом возможно чаще. Хорошо иметь маленькую карманную книжечку, в которой будут записаны все упражнения по системе, и, имея ее всегда под рукой, пользоваться каждой свободной минутой и выполнять в течение дня по возможности все внесенные в книжечку упражнения. Ведь большинство упражнений не требует специального времени для своего воплощения. Их можно выполнять на ходу, на улице, между делами, нужно только приучить себя к тому, чтобы ни одна минута не пропадала даром, без упражнения.

Еще одно замечание.

Стараясь сосредоточиться на каком-нибудь объекте, можно впасть в ошибку такого рода: можно стараться «не замечать», «не видеть», «не слышать», «не обращать внимания» на те или иные впечатления, не имеющие отношения к объекту. Но это неправильно. Нужно только одно: быть внимательным к объекту, все же лишнее, мешающее отпадает само собой. Стараясь же «не обращать внимания», «не видеть», «не слышать», мы тем самым нисколько не приближаемся к объекту, но, наоборот, и «видим», и «слышим» как раз то, что не нужно.

Поясню это примером. Представляю себе, что вы смеетесь. Причина смеха безразлична, пусть это будет смех хотя бы беспричинный, как бывает иногда при утомлении, вялом настроении и т. д. Предположим, что вы хотите перестать смеяться. Как это сделать? Нужно направить свое внимание на любой объект, не имеющий отношения к смеху, и смех прекратится сам собой. Но если вы вместо этого сосредоточитесь на том, чтобы не смеяться, то смех не только не прекратится, но и усилится. Произойдет это оттого, что, сосредоточиваясь на том, чтобы не смеяться, вы тем самым именно на смех и обращаете ваше внимание.

Иногда хорошо воспользоваться этим приемом для того, чтобы вызвать в себе смех, когда он нужен.

Внимание в исполнении: уроки актерского мастерства в сенсорной антропологии

Содержание Описание книги отзыва критиков

    200 страниц 11 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж

    200 страниц 11 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж

    200 страниц 11 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

    Также доступно в виде электронной книги на:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (учрежденческая покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    В этой книге рассказывается, как обучение у актеров позволяет антропологам интенсивно обучать вниманию. Актеры исполняют восприятие солнечного света, ощущения боли, аффектов, таких как шок, и эмоций, таких как счастье; они разыгрывают ссоры, эротическое влечение, лидерство и подчинение на сцене. Чтобы достичь этого, они проходят обучение вниманию, что позволяет им развивать навыки, которые также полезны для антропологов, особенно при проведении исследований явлений, которые часто ускользают от академических процедур.

    Опираясь на собственный актерский опыт и продолжающиеся исследования с актерами из Африки и Европы, Кассис Килиан принимает многочисленные предложения Тима Ингольда по изменению конфигурации антропологических исследований. Она представляет подходы, которые актеры используют для изучения сложности человеческой жизни и ее телесных, чувственных и эмоциональных аспектов, которые могут быть трудны для понимания учеными при изучении таких тем, как повседневные практики, травматический опыт и отношения власти.

    Хотя книга выявляет ловушки в антропологических исследованиях и предлагает художественные подходы к их преодолению, в ней ценится антропология как дисциплина, чей радикальный саморефлексивный подход позволяет проводить такие эксперименты. Включая упражнения и практические подходы, это полезное чтение для ученых, интересующихся антропологическими методами, сенсорной антропологией, восприятием и материальностью, а также театральной антропологией.

    Пролог; 1. Исследование фильмов, которыми мы живем: дань уважения Дьедонне Ниангуне; 2. Исследование сенсорных воспоминаний: дань уважения Уолтеру Лотту; 3. Исследование присутствия: дань уважения амурскому тигру; 4. Исследование городских ритмов: дань уважения Эмилю Абоссоло Мбо; 5. Исследование глобальных запутанностей: дань уважения Нкему Овоху; 6. Исследование человеческих звуков и их резонанса: дань уважения Кристиане Зерда; 7. Исследование дисциплины и деспотизма: дань уважения Питеру Г. Дирмейеру; 8. Исследование совместных подходов: дань уважения Кэролайн Гатт; Эпилог

     

     

     

    Биография

    Кассис Килиан более двадцати лет работала актрисой, прежде чем написать диссертацию об африканском кино. Она преподает на кафедре антропологии и африканистики Майнцского университета в Германии. Ее публикации сосредоточены на СМИ, расизме, космополитизме, чувствах, восприятии, методологии и эпистемологии

    «Театральные метафоры часто использовались в антропологии — социальные драмы, авансцена и бэкстейдж — но лишь немногие исследовали буквальные связи между актерским мастерством и антропологией. Кассис Килиан опирается на свою двойную компетенцию, чтобы напомнить нам о том факте, что этнографы используют свои тела в качестве инструментов исследования для изучения других тел, движущихся, едящих, говорящих, работающих, наблюдающих, спящих и, да, действующих. Через ряд запоминающихся случаев книга показывает способы использования органов чувств для достижения перформативного знания, чтобы иметь возможность изучить его позже. Красиво написанная и необычайно оригинальная книга Килиана убедительно говорит не только с умами этнографов, но и с их чувствами».

    Томас Хилланд Эриксен, Университет Осло, Норвегия

    ‘Благодаря серии захватывающих рассказов о своем участии в сенсорной тренировке актеров, Килиан дает антропологии главный и уникальный тренировочный актив, поскольку ее методологическая основа в «включенном наблюдении» в последние годы трансформировалась в утонченную сенсорную способность быть внимательный.

    Джордж Э. Маркус, Калифорнийский университет, США

    Добавить в корзину

    Эта книга входит в следующую серию книг:

    • Антропологические исследования творчества и восприятия

    Как научиться актерскому мастерству, изучая своих любимых актеров

    Йово Марьянович / EyeEm / EyeEm / Getty Images

    Сколько раз вы смотрели отличный фильм и думали: «Я хочу быть актером?» Легко быть вдохновленным киноэкраном, но стать актером — непростая задача. Требуются годы обучения и практики, чтобы усовершенствовать свое мастерство.

    Однако, если вы хотите начать свое актерское путешествие, вы можете сделать одну простую вещь: изучить своих любимых актеров. Наблюдая и изучая их приемы, вы можете начать развивать свой собственный актерский стиль.

    Итак, хватайте попкорн и готовьтесь учиться у лучших!

    Как начинающим заниматься актерским мастерством? DOUGBERRY / E+ / Getty Images

    Актерское мастерство — это навык, которому можно научиться путем практики и повторения. Как и любой другой навык, чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы становитесь. Вот несколько советов для начинающих, которые хотят улучшить свои актерские навыки:

    • Начните с просмотра фильмов и телевизионных шоу. Обратите внимание на актеров и на то, как они выражают эмоции и реплики.
    • Затем найдите возможность выступить перед публикой. Это может быть общественный театр или посещение уроков актерского мастерства.
    • Наконец, всегда будьте готовы. Когда у вас прослушивание или выступление, убедитесь, что вы знаете свои реплики и понимаете персонажа, которого изображаете.

    Следуя этим советам, вы станете успешным актером. И не забывайте — уроки актерского мастерства действительно могут помочь вам добиться успеха в карьере!

    Узнайте о многих преимуществах уроков актерского мастерства, посмотрев видео ниже: 

    Как научиться актерскому мастерству дома для начинающих zeljkosantrac / E+ / Getty Images

    Актерское мастерство — это исполнительское искусство, в котором человек использует свое тело и голос, чтобы оживить персонажа. Это может быть одновременно захватывающим и волнующим, а также отличным способом общения с другими людьми. Если вы хотите научиться действовать, существует множество доступных ресурсов, которые помогут вам начать.

    Как выучить акценты для актерского мастерства

    Как научиться играть?

    Любой хороший актер знает, что умение использовать разные акценты необходимо для успеха в индустрии. В конце концов, британский актер, играющий американского персонажа, скорее всего, будет быстро разоблачен, если он не будет звучать убедительно.

    Так как же выучить акцент для актерского мастерства? Один из лучших способов — погрузиться в целевой акцент, слушая носителей языка и практикуясь в имитации. Также важно обращать внимание на конкретные звуки, из которых состоит акцент, а также на ритм и интонацию.

    При достаточной практике вы сможете освоить даже самый сложный акцент.

    Как научиться озвучиванию

    Озвучивание — это уникальная и захватывающая профессия, которая позволяет исполнителям использовать свой голос для воплощения историй в жизнь. Хотя обучение тому, как стать актером озвучивания, может показаться сложной задачей, хорошая новость заключается в том, что, приложив немного усилий и самоотверженности, любой может развить навыки, необходимые для достижения успеха в этой области.

    Первый шаг — определить различные типы существующих ролей озвучки. Существуют десятки различных жанров, от анимации и видеоигр до аудиокниг и рекламных роликов, поэтому важно найти тот, который лучше всего соответствует вашим навыкам и интересам.

    После того, как вы определились с вариантами обучения актерскому мастерству в домашних условиях, следующий шаг — начать заниматься своим ремеслом. Это означает запись того, как вы читаете сценарии вслух, и уделяете особое внимание своему тону, интонации и времени.

    При достаточной практике вы сможете развить в себе уверенность и опыт, необходимые для получения оплачиваемой работы. Озвучивание — чрезвычайно полезная профессия, поэтому не расстраивайтесь, если для начала потребуется некоторое время. Проявив немного настойчивости, вы сможете добиться успеха в этой увлекательной сфере.

    Проведение холодных чтений

    Холодное чтение — это навык, которым должен овладеть каждый актер. Это способность выступить без какой-либо предварительной подготовки или знания материала. Хотя это может показаться сложной задачей, холодное чтение на самом деле довольно просто, если вы понимаете основы. И хорошая новость заключается в том, что вы можете научиться делать холодные чтения дома, практикуясь всего несколько минут каждый день.

    Регулярно выполняя холодные чтения, вы сможете отточить свои навыки и, в конечном итоге, добиться выдающихся результатов без какой-либо предварительной подготовки. Поэтому, если вы серьезно настроены стать актером, обязательно начните регулярно проводить холодные чтения.

    Учитесь по книгам

    Многие люди мечтают стать актерами, но не знают, с чего начать. Если вы увлечены актерским мастерством и хотите узнать больше об этом ремесле, вы можете начать с чтения книг об актерском мастерстве.

    Эти книги научат вас основам исполнительского мастерства, в том числе тому, как развить свой собственный уникальный стиль. Кроме того, они могут предоставить ценную информацию об отрасли, помогая вам понять процесс прослушивания и то, что ищут агенты и директора по кастингу.

    Хотя чтение книг не заменит реального опыта, оно может стать отличным началом пути к карьере актера.

    Читать пьесы и монологи

    Читать как можно больше пьес и монологов. Это не только даст вам лучшее понимание ремесла, но также поможет вам развить свой собственный актерский стиль.

    Запишите себя

    Благодаря мощи технологий теперь вы можете учиться актерскому мастерству дома, записывая себя. Это не только удобный способ обучения, но и доступный вариант. Кроме того, это позволяет вам комфортно выступать перед камерой, что является важным навыком для любого начинающего актера.

    Итак, с чего начать? Во-первых, найдите несколько сцен или монологов, которые вы можете разыграть. Когда у вас есть материал, установите камеру и запишите, как вы исполняете сцену или монолог. Во время просмотра обращайте внимание на выражение лица и язык тела.

    Вы передаете эмоции персонажа? Используете ли вы все свое тело, чтобы выразить мысли и чувства персонажа? Это важные вещи, на которые следует обратить внимание, поскольку вы продолжаете совершенствовать свое мастерство.

    Творите

    Любой может стать актером, независимо от опыта или подготовки. Все, что для этого требуется, — это желание проявить свои творческие способности и воображение. А что может быть лучше для начала, чем не выходя из собственного дома?

    Существует множество упражнений и игр, которые вы можете выполнять самостоятельно или с семьей и друзьями, которые помогут вам развить свои актерские способности. Например, вы можете попробовать сымпровизировать сцены из повседневной жизни, используя разные голоса и акценты, или создать персонажей, а затем разыграть их действия в различных ситуациях.

    Вы также можете экспериментировать с мимикой и жестами, а также с мимикой. Проявляя творческий подход и исследуя свое воображение, вы можете научиться действовать, даже не осознавая этого. Кто знает, может, в процессе вы даже обнаружите в себе скрытый талант!

    Запишитесь на курсы

    Один из лучших способов научиться актерскому мастерству — посещать занятия или семинары. Однако, если вы не можете посещать занятия лично, существует множество онлайн-курсов, которые могут быть столь же полезными.

    Как научиться играть дома, изучая актеров Hill Street Studios / DigitalVision / Getty Images

    У каждого из нас есть свои любимые актеры — от обворожительной улыбки Джулии Робертс до мальчишеского обаяния Леонардо ДиКаприо — но если не обращать внимания, их много. это помогает поддерживать успешную карьеру актера среди моря целеустремленных конкурентов. Если вы подающий надежды актер, мечтающий о переезде в Лос-Анджелес для перерыва на большом киноэкране, провести пятничный вечер за просмотром повторов ваших любимых фильмов может быть не так скучно, как кажется. На самом деле, изучение игр вашего любимого актера — это отличный трамплин для того, чтобы отточить свои актерские способности. В этой статье мы обсудим, как научиться актерскому мастерству, обращая внимание на действия тех талантливых звезд, которых мы любим, на экране и за кадром.

    Отличный способ начать — просмотреть профили двух или трех ваших самых любимых актеров на IMDb. IMDb — это всеобъемлющий ресурс, в котором указана почти вся профессиональная история всех аккредитованных актеров. Поскольку вы хотите перенести это исследование на микроуровень, для целей этого упражнения лучше составить короткий список ваших любимых актеров. Итак, начнем:

    Шаг 1

    Начните с просмотра фильмографии вашего актера — она, вероятно, содержит много фильмов, с которыми вы уже знакомы, но найдите время, чтобы посмотреть трейлеры тех, о которых вы, возможно, не слышали. . Вы также захотите открыть веб-сайт, который позволит вам одновременно искать и транслировать видео. Попробуйте что-то вроде Genie от DirecTV, чтобы упростить поиск по актерам и потоковым клипам.

    Шаг 2

    Создайте список из пяти-восьми фильмов для просмотра. Постарайтесь выбрать фильмы, в которых ваш актер играет роли, которые обычно ему не достаются.

    Шаг 3

    Держите под рукой ручку и бумагу, чтобы делать заметки во время просмотра этих фильмов. Вы можете отметить сцены, во время которых вы чувствовали себя наиболее вовлеченным или очарованным персонажем вашего актера.

    Шаг 4

    Когда фильм закончится, вернитесь к этим сценам и проанализируйте, почему, по вашему мнению, они вас больше всего увлекли. Был ли это убедительный медленный крик, демонстрация ярости с раздувающимся носом или, возможно, прилив храбрости? Обратите внимание на следующее:

    • Отличительные черты характера
    • Язык тела и движения
    • Эмоциональные глаза – энергия и направление
    • Голос и произношение

    Шаг 5

    Повторите шаг 4, но теперь с выключенным звуком. Внимательно следите за мелкими жестами — помните, что когда ваше лицо увеличено до размера дома, контроль над микромимическими мышцами становится обязательным — все это вместе составляет актерскую технику.

    Шаг 6

    Используя информацию, полученную в шагах 4 и 5, выберите несколько ваших любимых сцен и начните подражать актеру перед зеркалом. Почувствуйте их движения, мимику, дыхание, жесты, акцент и так далее. Это отличное упражнение в том, как научиться актерскому мастерству у человека, который имеет большой опыт работы перед камерой. Конечно, конечная цель состоит в том, чтобы вы создали свой собственный стиль и метод выражения, но вы все равно можете многому научиться, учась на примерах.

    Что скрывается за персонажем

    После того, как вы изучите несколько персонажей, успешно сыгранных вашим любимым актером, попробуйте глубже изучить его привычки и профессиональные приемы.

    Возможно, потратьте некоторое время в Интернете на изучение методов, которые они могли использовать при подготовке к определенным ролям, особенно тех, которые, возможно, не были для них естественными. Хотя это может стать неожиданностью, многие известные международные актеры регулярно работают с тренерами по актерскому мастерству. Как с любое художественное ремесло , всегда есть место для роста и выражения чего-то более глубокого. Если вы начинающий актер, это будет хорошей дисциплиной, которую стоит сразу же ввести.

    Работая с профессиональным тренером по актерскому мастерству, вы узнаете, как научиться актерскому мастерству, как это делает ваш кумир. Индивидуальные занятия с опытным учителем не только улучшат ваше развитие навыков и уверенность в себе, но также дадут вам возможность получить индивидуальный совет по всем вопросам, от исследования персонажа, прослушивания и даже поиска агента.

    Наконец, не забывайте о важности сети. Обычно без исключения дорога к успеху в качестве актера вымощена талантом, упорным трудом и сознательно культивируемыми отношениями с другими профессионалами индустрии. Так что, проведя весь пятничный вечер на диване, обязательно выйдите в субботу и сделайте что-нибудь!

    Можем ли мы научиться актерскому мастерству дома? Том Вернер / DigitalVision/ Getty Images

    Многие люди мечтают стать актерами или актрисами, но очень немногим из них это удается.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts