Целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта: 23. Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Содержание

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИЗНАКИ А) исследование явления в контролируемых и управляемых условиях Б) возможность корректировать исследуемую ситуацию В) целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта без вмешательства исследователя в процесс Г) отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов какого-либо языка Д) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) наблюдение 2) эксперимент 3) абстрагирование 4) формализация

Установите соответствие между признаками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИЗНАКИ А) исследование явления в контролируемых и управляемых условиях Б) возможность корректировать исследуемую ситуацию В) целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта без вмешательства исследователя в процесс Г) отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов какого-либо языка Д) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) наблюдение 2) эксперимент 3) абстрагирование 4) формализация

Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы Личный кабинет

Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы

Личный кабинет

Задание ЕГЭ по обществознанию
Линия заданий — 3
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

17001. Установите соответствие между признаками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) исследование явления в контролируемых и управляемых условиях
Б) возможность корректировать исследуемую ситуацию
В) целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта без вмешательства исследователя в процесс

Г) отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов какого-либо языка
Д) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) наблюдение
2) эксперимент
3) абстрагирование
4) формализация

Верный ответ: 22143

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17001.

Анализ метода наблюдения в юридической психологии

НОУ ВПО Российский новый университет

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по дисциплине

Юридическая психология

на тему:

«Анализ метода наблюдения в юридической психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

5 курса 253 группы

Мешкуть Я. С.

Проверил: доц. Тыртышный А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения относится ко 2 группе методов юридической психологии и является эмпирический методом. Также к эмпирический методам можно отнеси следующие методы:

а) наблюдение — целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;

б) самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого объекта;

в) эксперимент — это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта;

г) психодиагностические методы:

— тесты — стандартизированные  опросники, в результате применения  которых делается попытка получить  точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;

— анкетирование — один из  групповых методов опроса по  заранее разработанным вопросам  в целях получения различных  показателей мнений людей;

— опрос — представляет собой  метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов;

— социометрия — метод психологического  исследования межличностных отношений  в группе, коллективе с целью  определения структуры взаимоотношений  и психологической совместимости;

— интервью — метод, заключающийся  в сборе информации, получаемой  в виде ответов на поставленные  вопросы;

— беседа — метод, предусматривающий  прямое или косвенное получение  сведений путем речевого общения;

д) анализ результатов деятельности — метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;

е) биографический метод — изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;

ж) моделирование — это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства.

На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.

Но более подробнее я бы хотела остановится на методе наблюдения. По моему мнения, метод наблюдения является основным из всех методов. Так как очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

По мнению заслуженного белорусского ученого, правоведа, в области юридической психологии Шиханцова Геннадия Григорьевича «предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности»1.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод наблюдения дает очень много положительного. Однако справедливо отмечается, что во время наблюдения «можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле». В подобных случаях мы можем столкнуться с наиболее распространенными ошибками, с так называемым гала-эффектом, или эффектом ореола, приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности тех или иных свойств человека, с «ошибками усреднения», возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления, психической установки по отношению к конкретному лицу.

В целях повышения эффективности наблюдения, нейтрализации ошибочных представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлений.

Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

  • Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.
  • Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.
  • Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.
  • Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.

Невключенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь — постороннее для исследуемого человека или группы лицо.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

Преимущество включенного наблюдения — непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.

Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения —  интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

1 Шиханцов Г.Г. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.М., 1998.


Cognition and Perceptual Disorders — Physiopedia

Исходный редактор — Нупур Смит Шах Ведущие участники Нупур Смит Шах и Ким Джексон

9001 3 Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Расстройства восприятия
  • 3 Нарушения образа тела
    • 3.1 Одностороннее пренебрежение
    • 3.2 Вибрация мышц шеи
    • 3.3 Анозогнозия
    • 3.4 Соматоагнозия
  • 4 Нарушения пространственного отношения
    • 4.1 Дискриминация фигура-фон
    • 4.2 Дискриминация формы
    • 4.3 Пространственное отношение
    • 4.4 Положение в пространстве
    • 4.5 Восприятие глубины и расстояния
    • 4.6 Топографическая дезориентация-
    • 4.7 Вертикальная дезориентация
  • 5 Агнозия
    • 5.1 Тактильная агнозия
    • 5.2 Слуховая агнозия
    • 5. 3 Зрительная объектная агнозия
  • 6 Апраксия
    • 6.1 Идеомоторная апраксия
    • 6.2 Идеационная апраксия
  • 7 Когнитивные нарушения
  • 8 Синдром дефицита внимания
    • 8.1 Избирательное внимание
    • 8.2 Постоянное внимание
    • 8.3 Распределенное внимание
    • 8.4 Переменное внимание
  • 9 Память
  • 10 Общая физкультура, реабилитация расстройств восприятия
    • 10.1 Корректирующий подход
    • 10.2 Компенсационный подход
  • 11 Каталожные номера

Познание – это процесс приобретения знаний. Он включает в себя рассуждение, память, осознание, суждение и интуицию. Некоторые авторы также включают в понятие познания исполнительные функции, такие как решение проблем, способность к планированию, распознавание ошибок и абстрактное мышление. Во многих случаях управляющая функция классифицируется как когнитивные функции более высокого уровня или метакогнитивные функции.

Восприятие – это интеграция ощущений в информацию, имеющую смысл с точки зрения психологии. Это способность выбирать стимулы, требующие внимания и действия, интегрировать их и интерпретировать.

Восприятие и ощущение не одно и то же, и их не следует путать друг с другом. Ощущение определяется как осознание раздражителей через глаза, уши, нос и т. д., внутренние рецепции или периферическую кожную систему. А восприятие гораздо сложнее, чем индивидуальное ощущение. [1]

Одностороннее пренебрежение[править | править источник]

Одностороннее игнорирование отмечается почти у 25% пациентов, направленных на реабилитацию. Это обычно связано с правыми париетальными поражениями.

Реабилитация — Основная цель здесь — улучшить внимание забытой стороны наряду с проприоцепцией и кинестезией. Последние методы реабилитации включают вибрацию мышц шеи, виртуальную реальность, тренировку активации конечностей, тренировку мысленных образов, ЧЭНС, повязку на глаза, вестибулярную реабилитацию и зеркальную терапию. [2]

Вибрация мышц шеи [править | править код]

Соматосенсорная стимуляция в виде вибрации мышц шеи может применяться на шее пациента с односторонним игнорированием для улучшения обнаружения стимулов в той же стороне (пораженной стороне) поля зрения. [3]

Анозогнозия[править | править код]

Это отрицание болезни, которое можно увидеть у пациентов с черепно-мозговой травмой. Больные проявляют либо отсутствие беспокойства по поводу дефицита, либо вербальное отрицание своей болезни. [4] Они не осознают преимущества реабилитации и не хотят проходить какое-либо лечение. Дефект поля зрения, апатия и неспособность идентифицировать изображения часто встречаются при анозогнозии. [5] Обычно наблюдается при неврологических состояниях, таких как гемиплегия и болезнь Альцгеймера. [6]

Реабилитация — Согласно имеющимся данным, при анозогнозии можно проводить вестибулярную стимуляцию. [2]

Соматоагнозия[править | править код]

Недостаток осведомленности о строении тела. Больной даже не понимает связи частей тела с собой или с другими. Они могут быть не в состоянии имитировать движения терапевта. [7] Они отрицают существование своей части тела и также известны как аутотопагнозия. [8]

Различение правой и левой руки. Пациент не может различать команды правой и левой руки.

Пальцевая агнозия. В этом состоянии клиент не указывает, не называет, не выбирает/не различает пальцы своей земли. Бывает у больных с поражением головного мозга. [9]

Нарушения пространственного отношения[edit | править источник]

Дискриминация фигура-фон[править | редактировать источник]

Здесь пациент не может выбирать и отделять элементы от фона с помощью зрительной системы. [10]

Различение фигуры и фона

Различение формы[править | править код]

Невозможность идентифицировать объекты похожей формы. Например, если вы попросите идентифицировать два одинаковых объекта, таких как апельсин и мяч, пациент не сможет их идентифицировать/различить.

Пространственное отношение[править | править код]

Больной не может правильно локализовать предметы и не может понять их отношения друг с другом в пространстве и с самим собой. Например, он не может правильно накрыть обеденный стол и неправильно расставляет ложки, миски, тарелки.

Положение в пространстве[править | править исходный код]

Пациент не может понять пространственные понятия вверх-вниз, вперед-назад, наружу-внутрь. Если ему скажут ударить по мячу, который находится перед ним, правой ногой, он не будет знать, что делать.

Восприятие глубины и расстояния[edit | править код]

Пациент не понимает, куда деть ногу при подъеме по лестнице. Он не может решить, сколько воды налить в стакан, и продолжает лить даже после того, как стакан наполнится.

Топографическая дезориентация-[править | править код]

Пациент с трудом добирается из одного места в другое и не понимает связь одного места с другим. Например, больной не может найти в доме свою спальню.

Поражение правой ретроспленальной коры.

Вертикальная дезориентация[править | изменить источник]

Все, что находится вертикально, кажется наклоненным к пациенту. Имеется поражение недоминантной теменной доли. Если ему дать задание держать трость, он не будет держать ее в прямом положении, она будет наклонена. [7]

Реабилитация

Программы обучения виртуальной реальности применяются к пациентам с нарушениями пространственных отношений, и исследования показали, что они улучшают пространственное мышление и столь же эффективны, как и тренировки в реальном мире. [11]

При агнозии неспособность узнавать. Часто наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях. [12]

Тактильная агнозия[править | править код]

Тактильные ощущения сохранены, но пациент не может узнавать объекты при пальпации. Имеется поражение теменной доли (одностороннее/двустороннее). Соматосенсорные функции, интеллектуальные способности, языковые способности и внимание в норме. Реабилитация- Манипуляторный подход Фабера используется при тактильной агнозии. Манипуляции с предметом производятся обеими руками с использованием зрительных стимулов или без них.

Слуховая агнозия[править | править код]

Слух не нарушен, но есть нарушения восприятия звука. Такие пациенты имеют сохранные язык и когнитивные функции. [13] Реабилитация — Техника чтения по губам и коммуникации применяется у клиентов со слуховой агнозией.

Зрительная объектная агнозия[править | изменить источник]

Больной не может назвать предметы/лица/слова, представленные перед ним. Например, больной может назвать велосипед пирогом. Это можно оценить путем копирования/рисования рисунков. [14]

Реабилитация — При зрительной объектной агнозии применяются компенсаторные стратегии и восстановительные тренировки.

Апраксия — это расстройство, при котором больной не может выполнять квалифицированные действия. [12]

Клиент не может выполнить действие по расчесыванию волос

Идеомоторная апраксия[править | править код]

Потеря способности имитировать жесты рук. Клиент понимает требования, но не может выполнить соответствующие движения. Возникают ошибки в производстве жестов.

Идеационная апраксия[править | изменить источник]

Существует переходная трудность, когда клиент не понимает правильную концепцию задачи. Сталкивается с трудностями, такими как последовательность задач и использование объектов. [15]

Реабилитация- Задачи разбиты на различные компоненты. Каждый компонент преподается сразу и практикуется. Визуальная и слуховая обратная связь доказала свою эффективность. После того, как отдельные тесты будут изучены должным образом, физиотерапевт постепенно добавляет сложную модель движения. [2]

Расстройства дефицита внимания[править | править код]

Синдром дефицита внимания обычно наблюдается после инсульта. [16] Они распространены среди тех, у кого есть повреждение правого полушария. [17] Система внимания связана с различными когнитивными функциями, такими как познание, выполнение деятельности, речь, память и пространственная организация, поэтому дефицит внимания может сильно повлиять на функциональные способности человека дома или на работе. [16]

После нарушения мозгового кровообращения у большинства пациентов излечивается дефицит сосредоточенного внимания (избирательный), но в дальнейшем могут сохраняться проблемы с вниманием более высокого порядка. Это включает в себя скорость обработки, разделенное внимание, рабочую память и бдительность. [18]

Нейропсихологическая оценка используется для классификации пациентов с когнитивными проблемами, такими как речь, внимание и память. [19]

Избирательное внимание[править | править исходный текст]

Также известен как сфокусированное внимание. Способность выполнять задачу в присутствии визуальных, слуховых или внешних раздражителей. [7] Необходим, когда пациент вынужден игнорировать определенные раздражители.

Например, пациент перестает одеваться во время разговора с терапевтом/прохожим. Здесь затрагивается сосредоточенное внимание.

Постоянное внимание[edit | править источник]

Способность обращаться к соответствующей информации во время деятельности. Пациент может эффективно реагировать во время выполнения задачи. [7]

Разделение внимания[править | править код]

Пациент может одновременно выполнять две или более задач.

Переменное внимание[править | править код]

Способность правильно выполнять несколько задач. [7]

Реабилитация — У пациентов с нарушениями внимания сначала начинают выполнять простые задания и отрабатывают их несколько раз. Медленно сложность добавляется терапевтом.

Ухудшение памяти является обычным явлением после инсульта и влияет на функциональные способности человека. Существуют различные дефициты памяти, такие как долговременная потеря памяти, кратковременная потеря памяти и немедленная память. Общее ухудшение памяти называется деменцией.

Реабилитация- Реабилитация памяти, которая является частью когнитивной реабилитации, играет важную роль у таких пациентов. Здесь можно использовать внутренние и внешние средства. Внутренние вспомогательные средства состоят из мысленных образов, пневмонии и репетиций. Внешние пособия состоят из досок объявлений, дневников, списков, чтобы помочь им вспомнить и восстановить память. [20]

Вестибулярная стимуляция доказала свою эффективность для улучшения зрительной памяти. Вестибулярная гальваническая стимуляция низкого уровня подает ток чрескожно к вестибулярным нервам. Здесь электроды размещаются над сосцевидными костями. Ток биполярный (на каждый электрод подается противоположный ток). GVS недорог, прост в применении и не требует активного участия пациента. [21]

Вестибулярная стимуляция является наиболее распространенной формой стимуляции, используемой при различных неврологических состояниях, и доказана ее эффективность в улучшении двигательных навыков. [22]

Общая физкультура, реабилитация расстройств восприятия[править | править код]

Клиентов с расстройствами восприятия обычно лечат эрготерапевты.

В основном используются два подхода — восстановительный подход и компенсационный подход.

Коррекционный подход[править | править код]

Согласно этому подходу, мозг взрослого человека может восстанавливаться после черепно-мозговой травмы с помощью сенсомоторных, когнитивных и перцептивных упражнений. Во время реабилитации в центре внимания терапевта находятся недостатки клиента. Функциональные возможности пациента улучшаются за счет переобучения отдельных компонентов восприятия. Во время реабилитации используются стимулы окружающей среды.

Компенсационный подход[править | править код]

Сохраненные навыки используются и компенсируют утраченные навыки. Предусмотрено специальное обучение повседневной жизни, поскольку травмированному мозгу трудно выучить общие задачи. [1]

  1. 1.0 1.1 6-е издание, Филадельфия, FA Davis Co, O’Sullivan, SB, Schmitz TJ, Fulk G, 2019 янв. тер 27, Когнитивная и перцептивная дисфункция, Физическая реабилитация .
  2. 2.0 2.1 2.2 Surya N, Someshwar H. Реабилитация при расстройствах восприятия у пациентов с инсультом. SVDA Неврология.2020 8 июня.Том 1.
  3. ↑ Роберт Тиселл, доктор медицины, Даниэль Райс, бакалавр искусств. Расстройства восприятия.
  4. ↑ Хейлман К.М. Анозогнозия: возможные нейропсихологические механизмы. Осознание дефицита после черепно-мозговой травмы: клинические и теоретические вопросы. 1991 янв. 24:53-62.
  5. ↑ Каттинг Дж. Исследование анозогнозии. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии. 1978 1 июня; 41(6):548-55.
  6. ↑ Bisiach E, Vallar G, Perani D, Papagno C, Berti A. Неосознавание заболевания после поражения правого полушария: анозогнозия при гемиплегии и анозогнозия при гемианопсии. Нейропсихология. 1986 1 января; 24 (4): 471-82.
  7. 7.0 7.1 7.2 7.3 7.4 О’Салливан С.Б., Шмитц Т.Дж., Фулк Г. Физическая реабилитация. Ф.А. Дэвис; 2019 25 янв.
  8. ↑ Натансон М., Бергман П.С., Гордон Г.Г. Отрицание болезни: ее возникновение в ста последовательных случаях гемиплегии. Архивы неврологии и психиатрии AMA. 1952 сент. 1; 68(3):380-7.
  9. ↑ Герстманн Дж. Синдром пальцевой агнозии, дезориентации вправо и влево, аграфии и акалькулии: местное диагностическое значение. Архивы неврологии и психиатрии. 1940 г., 1 августа; 44 (2): 398–408.
  10. ↑ Schnabel UH, Bossens C, Lorteije JA, Self MW, de Beeck HO, Roelfsema PR. Восприятие фигуры и фона у бодрствующей мыши и активность нейронов, вызванная стимулами фигуры и фона в первичной зрительной коре. Научные отчеты. 2018 12 декабря; 8(1):1-4.
  11. ↑ Кобер С.Е., Вуд Г., Хофер Д., Кройзиг В., Кифер М., Нойпер К. Виртуальная реальность в неврологической реабилитации пространственной дезориентации. Журнал нейроинженерии и реабилитации. 2013 дек;10(1):1-3.
  12. 12,0 12,1 Кослетт Х.Б. Апраксия, игнорирование и агнозия. Континуум: непрерывное обучение в неврологии. 2018 1 июня; 24 (3): 768-82.
  13. ↑ Шелл АР. Слуховая агнозия. Справочник по клинической неврологии. 2015 1 января; 129: 573-87.
  14. ↑ Кослетт Х.Б. Апраксия, игнорирование и агнозия. Континуум: непрерывное обучение в неврологии. 2018 1 июня; 24 (3): 768-82.
  15. ↑ Кларк Д. Стратегии преодоления когнитивных трудностей после инсульта (SCOPE–Apraxia) (Докторская диссертация, Манчестерский университет (Великобритания)).
  16. 16.0 16.1 Жагавец Б.С., Лешник В.М., Голяр Н. Тренировка избирательного внимания у пациентов с трудоактивным инсультом. Международный журнал реабилитационных исследований. 1 декабря 2015 г .; 38 (4): 370-2.
  17. ↑ Линкольн Н., Маджид М., Вейман Н. Когнитивная реабилитация при дефиците внимания после инсульта. Кокрановская база данных систематических обзоров. 2000 (4).
  18. ↑ Мишель Дж. А., Mateer CA. Внимательная реабилитация после инсульта и черепно-мозговой травмы. Европа медикофизика. 2006 март; 42 (1): 59-67.
  19. ↑ Nøkleby K, Boland E, Bergersen H, Schanke AK, Farner L, Wagle J, Wyller TB. Скрининг когнитивных нарушений после инсульта: сравнение трех инструментов скрининга. Клиническая реабилитация. 2008 декабря; 22 (12): 1095-104.
  20. ↑ дас Наир Р., Коггер Х., Уортингтон Э., Линкольн Н.Б. Когнитивная реабилитация при нарушениях памяти после инсульта. Кокрановская база данных систематических обзоров. 2016(9).
  21. ↑ Wilkinson D, Nicholls S, Pattenden C, Kilduff P, Milberg W. Гальваническая вестибулярная стимуляция ускоряет воспроизведение зрительной памяти. Экспериментальное исследование мозга. 2008 1 августа; 189(2): 243-8.
  22. ↑ Малекпур М., Рахимзаде С. Эффективность вестибулярной стимуляции для улучшения двигательных навыков у детей с обучаемой умственной отсталостью с нарушением координации развития. Журнал исключительных детей. 2020 10 августа; 20 (2): 21-32.

3.4 Отношение и поведение – Организационное поведение

  1. Как можно создать и поддерживать рабочую среду, характеризующуюся позитивным отношением к работе?

Тесно связанный с темой восприятия и атрибуции — более того, находящийся под ее влиянием — вопрос об установках. Отношение можно определить как предрасположенность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на объекты или людей в своем окружении. 25 Когда нам что-то нравится или не нравится, мы, по сути, выражаем свое отношение к человеку или объекту.

Следует отметить три важных аспекта этого определения. Во-первых, отношение — это гипотетическая конструкция; то есть, хотя его последствия можно наблюдать, само отношение — нет. Во-вторых, отношение — это одномерное понятие: отношение к конкретному человеку или объекту варьируется в диапазоне от очень благоприятного до очень неблагоприятного. Нам что-то нравится или что-то не нравится (или мы нейтральны). Что-то приятное или неприятное. Во всех случаях отношение можно оценивать по единому оценочному континууму. И в-третьих, считается, что установки связаны с последующим поведением. Мы вернемся к этому вопросу позже в ходе обсуждения.

Отношение можно рассматривать как состоящее из трех сильно взаимосвязанных компонентов: (1) когнитивного компонента, имеющего дело с убеждениями и представлениями человека о человеке или объекте; (2) аффективный компонент (аффект), имеющий дело с чувствами человека по отношению к человеку или объекту; и (3) преднамеренный компонент , имеющий дело с поведенческими намерениями человека по отношению к человеку или объекту. 26

Теперь, когда мы знаем, что такое отношение, давайте рассмотрим, как формируются отношения и как они влияют на поведение. Общая модель взаимосвязи между установками и поведением показана на рис. 9.0439 Приложение 3.8 . Как видно, установки ведут к поведенческим намерениям, которые, в свою очередь, ведут к реальному поведению. Следя за поведением, мы часто можем определить попытки человека оправдать свое поведение. Рассмотрим каждый из этих компонентов модели отдельно, начиная с процесса формирования отношения.

Экспонат 3,8 Связь между установками и поведением (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

Как формируются отношения?

По этому вопросу существуют значительные разногласия. Одна точка зрения, предложенная психологом Барри Стоу и другими, — это диспозиционный подход, 27 , который утверждает, что установки представляют собой относительно стабильные предрасположенности реагировать на людей или ситуации вокруг них. То есть установки рассматриваются чуть ли не как черты личности. Таким образом, некоторые люди будут иметь тенденцию — предрасположенность — быть счастливыми на работе, почти независимо от характера самой работы. У других может быть внутренняя склонность быть несчастными, опять же почти независимо от фактического характера работы. Доказательства в поддержку этого подхода можно найти в серии исследований, которые показали, что отношение людей очень мало меняется до и после того, как они меняют работу. В той мере, в какой эти выводы верны, менеджеры могут иметь незначительное влияние на улучшение отношения к работе, если не считать попытки отобрать и нанять только тех, кто обладает соответствующими предрасположенностями.

Второй подход к формированию отношения называется ситуационным подходом. Этот подход утверждает, что установки возникают в результате уникальности данной ситуации. Они обусловлены ситуацией и могут меняться в зависимости от меняющихся условий работы. Таким образом, в результате опыта на работе (скучная или неблагодарная работа, плохой руководитель и т. д.) люди реагируют, развивая соответствующие установки. Можно выделить несколько вариантов этого подхода. Некоторые исследователи предполагают, что отношение во многом зависит от характера самого опыта работы. То есть сотрудник может рассуждать: «Я плохо лажу со своим начальником; поэтому я разочаровываюсь в своей работе». В той мере, в какой это точно описывает, как формируются установки, это также подразумевает, что установки могут быть относительно легко изменены. Например, если работники недовольны своей работой из-за конфликтов с начальниками, смена начальников или изменение поведения начальников могут быть действенными средствами улучшения отношения сотрудников к работе. Другими словами, если отношение в значительной степени зависит от ситуации, то отношение можно изменить, изменив ситуацию.

Другие сторонники ситуационного подхода предлагают несколько более сложный процесс формирования установки, а именно подход обработки социальной информации. Эта точка зрения, развитая Пфеффером и Саланчиком, утверждает, что установки являются результатом «социально сконструированных реальностей», воспринимаемых индивидуумом (см. , Приложение 3.9 ). 28 То есть социальный контекст, в котором находится индивидуум, формирует его восприятие ситуации и, следовательно, его установки.

Экспонат 3,9 Взгляд на отношение с точки зрения обработки социальной информации (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

Вот как это работает. Предположим, новый сотрудник присоединяется к рабочей группе, состоящей из людей, которые некоторое время работали вместе. Существующая группа уже имеет мнения и чувства по поводу справедливости начальника, качества рабочего места, адекватности вознаграждения и так далее. По прибытии новый работник получает социально приемлемые сигналы от коллег о приемлемом отношении к различным аспектам работы и компании. Таким образом, отчасти благодаря социальным силам, новый сотрудник начинает формировать установки, основанные на информации извне, полученной от группы, а не на объективных характеристиках рабочего места. Если точка зрения обработки социальной информации верна, изменить отношение одного человека будет сложно, если только этот человек не будет переведен в другую группу сотрудников или пока не изменится отношение нынешних сотрудников.

Какой подход правильный? На самом деле, исследования показывают, что как диспозициональная, так и социально-информационная точки зрения заслуживают внимания, и, вероятно, мудро признать, что социально сконструированные реальности и диспозиции взаимодействуют, формируя основу для индивидуальных установок на работе. Смысл этой комбинированной точки зрения на изменение установок состоит в том, что усилия не должны предполагать, что незначительные изменения в ситуации окажут значительное влияние на индивидуальные установки, но что для успешных изменений установок, вероятно, потребуются систематические усилия, сосредоточенные на группах и взаимосвязанных социальных системах.

Поведенческие намерения и фактическое поведение

Независимо от того, как формируются установки (с помощью диспозиционного подхода или подхода к обработке социальной информации), следующая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это понимание того, как результирующие поведенческие намерения определяют фактическое поведение (вернитесь к , табл. 3.8 ). Понятно, что эти отношения нельзя назвать идеальными. Несмотря на намерения, различные внутренние и внешние ограничения часто служат для изменения намеченного курса действий. Следовательно, даже если вы решите вступить в профсоюз, вам могут помешать сделать это по разным причинам. Точно так же человек может иметь все намерения выйти на работу, но может заболеть гриппом. Независимо от намерения, в картину часто входят другие факторы, которые также определяют фактическое поведение.

Поведенческое обоснование

Наконец, люди часто испытывают потребность в поведенческом обосновании, чтобы убедиться, что их поведение соответствует их отношению к событию (см. Приложение 3.8 ). Эта тенденция называется когнитивной согласованностью. 29 Когда люди обнаруживают, что ведут себя несовместимым с их отношением образом — когда они испытывают когнитивный диссонанс — они испытывают напряжение и пытаются уменьшить это напряжение и вернуться к состоянию когнитивной согласованности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts