Убеждение это в психологии: Убеждение — Психологос

Убеждение – Гуманитарный портал

Убеждение — это коммуникационный процесс между людьми (и результат этого процесса), в ходе которого пропонент (убеждающий) передаёт оппоненту (убеждаемому) некоторую значимую информацию с целью породить у него веру в её истинность. Убеждение при этом не способно само по себе служить доказательством истинности передаваемой информации. Однако в ходе процесса убеждения часто используются те или иные формы доказательства в рамках аргументации (см. Аргументация). В этом смысле убеждение понимается как способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики (см. Логика формальная) и обосновывающих (см. Обоснование) выдвигаемое пропонентом утверждение (тезис).

Цель убеждения как коммуникационного процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему.

Чаще всего она достигается двумя способами: монологом, когда пропонент говорит, а оппонент его слушает, воспринимая передаваемую информацию, и диалогом, когда оппонент имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать пропонента, анализируя его утверждения. Успешное убеждение ведёт к принятию оппонентом новых сведений и последующему их включению в сложившуюся у него систему взглядов и убеждений, а следовательно, и к изменению мотивационной основы его поведения. Поэтому в некоторых социальных практиках убеждение рассматривается как метод воздействия на мышление и поведение человека. При этом, отличие от такого распространённого метода воздействия на сознание, как внушение, убеждение основано на осмысленном (но не всегда рациональном) принятии индивидом передаваемых ему сведений, на их анализе и последующей оценке.

Результат убеждения (то есть убеждение как результат) может быть представлен как устойчивая осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям.

Содержание таких потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определённую картину мира индивида, в правильность которой он верит и на основе которой он действует. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений выступает как мировоззрение (см. Мировоззрение). Убеждение как процесс и убеждение как результат не всегда соотносятся однозначно. Отдельного объяснения требует тот факт, что индивид способен не только формировать своё мировоззрение и действовать на основе убеждений, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь.

В интеллектуальной традиции со времён Платона и Аристотеля различают два метода убеждения: диалектический и эристический. Пропонент-диалектик сообщает оппоненту ту информацию, в которую верит сам, и приводит в её защиту те аргументы, которые убедили его самого. Пропонент-эрист менее щепетилен: он стремится убедить пропонента в правильности той информации, вера в которую выгодна ему или его заказчикам.

В простейшем случае пропонент-диалектик просто воспроизводит тезис и те аргументы в его защиту, которые убедили его самого. Этого вполне достаточно, когда пропонент и оппонент находятся на одном социальном, интеллектуальном и профессиональном уровне. Но, например, для политика, борющегося за президентский пост, такая тактика убеждения обречена на провал. Процесс убеждения протекает в сознании оппонента, который верит лишь в то, что вытекает из уже имеющихся у него убеждений, причём по правилам, которые также не вызывают у него сомнения. Вот почему самое добросовестное обоснование тезиса может вызвать у него неприятие, а совокупность демагогических приёмов — восторг. Поэтому условием успешного убеждающего воздействия является способность поставить себя на место пропонента, «взглянуть на мир его глазами». Психологи называют эту способность

эмпатией. Пропонент, обладающий ею, выдвигает только те тезисы, которые оппонент способен понять, и приводит в их защиту только те аргументы, которые он способен принять. Уже античные мыслители хорошо сознавали, что процесс убеждения не ограничивается только рациональными доводами и основанными на них логическими рассуждениями, хотя последние и являются сильными его средствами. Ещё Аристотель в своей «Риторике» указывал, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора; во-вторых, эмоциональным воздействием на слушателей, умением вызывать у них соответствующие обстановке чувства и настроения; в-третьих, содержанием логических доказательств. В дальнейшем эти компоненты убеждения, совместно изучавшиеся в античной
риторике
, стали предметом обособленного исследования в философии, логике и психологии, а сама риторика превратилась в отрасль филологии, изучавшую довольно искусственные формы построения ораторской речи.

Каждое убеждение, как правило, состоит из двух частей: описывающей и предписывающей. Эти две части обуславливают два направления процесса убеждение: пропонент сначала обосновывает истинность сообщаемых им описаний, а затем создаёт веру в рациональность сформулированных на их основе предписаний. Это разные процедуры. Убеждая оппонента в истинности описания, пропонент показывает, что оно соответствует своему предмету, а убеждая его в рациональности предписания, следующего из этого описания, он показывает его соответствие, во-первых, потребностям убеждаемого; во-вторых, законам объективного мира; в-третьих, тем или иным возможностям воплотить его в жизнь. Отсюда следует, что среди факторов, влияющих на результат убеждения, наиболее важное место занимают интересы убеждаемого. Без их учёта ни убедить, ни переубедить его невозможно.

Часто в политике, юриспруденции, этике и других социальных практиках возникают ситуации, когда низкий образовательный уровень (см. Образование) оппонента не позволяет убедить его в истинности тезиса теми аргументами, которые действительно доказывают его. Из этой ситуации выходят двумя способами. Нередко пропонент-диалектик, например адвокат, убеждающий присяжных заседателей в правильности предлагаемого им решения, использует эристическое доказательство, то есть становится диалектиком по целям и эристом по средствам. Но рано или поздно оппонент понимает, что ему «морочили голову», и «вместе с водой выплёскивает ребёнка» — отказывается от правильных убеждений, порождённых эристическими приёмами. Второй выход заключается просто в том, что непрофессионалы не допускаются к решению проблем, в которых они некомпетентны, а эта работа передаётся заслуживающим их доверия специалистам. Так, именно с этой целью в ряде случаев сознательно ограничивают всеобщее избирательное право. Тем самым сфера «лжи во спасение» сужается. И наоборот: эристы часто сознательно расширяют крут людей, принимающих решение, чтобы мнением некомпетентного большинства подавить мнение специалистов. Эрист никогда не защищает явную ложь. Его искусство основано на том поразительном факте, что ложь часто больше похожа на правду, чем сама правда. Эристические методы убеждения тщательно описываются, исследуются и критикуются со времён Аристотеля. Но их арсенал постоянно пополняется, и их успех у непрофессионалов не уменьшается.

Помимо указанных значений термина «убеждение» в общеупотребительном смысле, в научно-ориентированных дискурсах, в частности в аналитической эпистемологии (см.  Эпистемология) и методологии науки (см. Методология науки) он нередко используется как термин «убеждение» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или же им вообще заменяется термин «знание» с тем, чтобы снять вопрос об его оценке на истинность.

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека?

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология? Проведение переговоров с партнерами. Определение понятия — убеждение. Формы убеждений.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим об убеждениях человека и рассмотрим примеры того, как атаковать убеждения оппонента в переговорах.


Блок 1. Убеждение. Определение.

Что такое убеждение?

Убеждение – это осмысленная человеком идея,  которая отражает причинно-следственные связи между явлениями в субъективной интерпретации, определена как истинная, представлена в сознании в качестве опорного компонента мировоззрения, детерминирует собственное поведение.

Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.»

1. Убеждения семантически необходимо разделять на две большие группы:

— Набор идей для внутреннего пользования человеком.

— Совокупность идей, как технологий воздействия на других людей.

2. Убеждения здесь понимаются как свойство личности, как внутренняя программа, задающая определенное направление, характер, тип деятельности.

3. Убеждение предполагает некое основание, причину. Не во всех случаях причинно-следственная связь соответствует формальной логике.

Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении.»

Распространено среди людей подчинение причинности «народной прагматичной логике», которая предполагает внутренние противоречия и «двойные стандарты». Причинно-следственная связь между предметами в сознании человека в изобилии наполнена пустыми понятиями и мифами. Это связано с:

— Заблуждениями субъекта, возникшими в связи с его незнанием, необразованностью.

— Нарушениями в мышлении при психических, неврологических заболеваниях (иногда со стертой клинической картиной, когда человек выглядит как здоровый, хотя таковым не является).

— Когнитивными иллюзиями.

— Проведением намеренных манипуляций в отношении человека (группы) – мишеней.

4. Убеждения имеют устойчивую структуру.

5. Убеждения переживаются личностью как истинные.

6. Человек стремиться свои убеждения реализовывать в жизни на постоянной основе.

7. Различают формы убеждений:

  • Нравственные.
  • Научные.
  • Религиозные.
  • Профессиональные.
  • Бытовые.
  • Семейные убеждения и др.

8. Убеждения возникают в результате познания человеком конкретной области бытия. Познание предполагает не только информированность субъекта, а также личный и общественный поведенческий опыт. Это порождает чувства, человек выделяет ценностную составляющую, некий вывод относительно процессов и результатов.

9. Убеждения появляются в процессе онтогенеза, часть из них закладываются в детстве при активном обучении и когнитивном моделировании образа мира, определяются некие нормы действий вообще и поведенческие акты в частности. В детстве у ребенка существуют все предпосылки для активного формирования убеждений. Ключевыми лицами, способствующими образованию убеждений, является референтная группа. Состав этой группы не однороден. Чаще всего это ближайшие родственники. Однако роль личностей из ближайшего социального окружения может в ряде случаев оказывать решающее воздействие на ребенка.

10. Убеждения человека могут полностью определять его жизнедеятельность. Так, например, правила жизни «зэка» в заключении: «не верь, не бойся, не проси» — могут быть триадой, определяющей весь характер поведения человека, его межличностные отношения и смысловую составляющую самого процесса жизни даже за пределами самой «зоны», на свободе.

11. Убеждение — это идея, которая по форме может быть, как суждением, так и умозаключением, а также их совокупностью, разной по степени масштабирования.

12. Убеждения отражают как некие нормы социального взаимодействия, так и охватывают индивидуальное самовосприятие.

13. Убеждение может возникать на основе другого убеждения.

14. Убеждения — это уверенность субъекта в том, что данные идеи истины, а значит представляют ценность не только для субъективного пользования, а и для других людей также. Поэтому человек стремиться расширить ареол жизнепроцветания собственных убеждений за счет распространения среди человеческой популяции, в первую очередь это касается наиболее близкого окружения, социального круга первого уровня, нуклеарной семьи.

15. Собственные убеждения оцениваются человеком как правильные, представляющие ценность. Их восприятие сопровождается положительными эмоциями.

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

16. Убеждения — это регуляторы социальных взаимоотношений наравне с над индивидуальными законами. При этом убеждения нередко являются приматом поведения, которое осуществляется вопреки групповым нормам.

17. Убеждения являются в том числе мотивами поведения. При конфликте мотивов убеждения нивелируются другими убеждениями или верованиями и соподчиняются. Такого рода выбор не является устойчивым. Он строго локализован в пространстве-времени, обусловлен процессуальным контекстом.

18. Людям свойственно наиболее активно в общении отстаивать собственные убеждения именно по причине того, что они являются фундаментом когнитивной модели мира.

Статья «Виртуальная реальность человека. Субъективная картина мира»

19. Очевидная полезность, как она представлена в сознании человека, понимается как необходимость ее трансляции и создания мира «братьев и сестер» с общими убеждениями. Убеждения являются «клеем» социальных коррелятов.

20. Убеждения в теории позволяют создать «СВОЙ мир», где в идеале когнитивные модели в их фундаментальных базисах являются мономорфными. На практике сходность убеждений вызывает социальное «притяжение» людей, возникают как содружества, так и супружеские пары.

21. Убеждения пронизывают жизнь каждого человека. В различные периоды жизни убеждения претерпевают изменения, более того могут наблюдаться удивительные метаморфозы, когда человек, словно сбрасывающая старую шкуру змея, меняет весь комплекс собственных убеждений на прямо противоположные. Это свидетельствует о том, что убеждения, несмотря на то, что обладают значительной устойчивостью и способностью определять поступки субъекта десятилетиями, при сдвигах восприятия мира трансформируются, и открывается возможность полного отказа от старого и замещения новым качеством. Так, при присоединении человека, например, к секте, его обретенные убеждения разительно контрастируют с предыдущими качествами и удивляют своей новизной социальное окружение из прошлого. При смене убеждений человек часто меняет социальное окружение, оказывается в новом круге, который населяют субъекты с похожими оценочными, установочными комплексами.

ВИДЕО «Переговоры. Переписка!»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 2. Убеждение. Переговоры.

Поскольку убеждения являются устойчивыми ценностными установочными мотивационными комплексами, то весьма часто представляют из себя проблему для переговорщика. Допустим, Вы проводите переговоры и стремитесь организовать определенное поведение у противоположной стороны, но договоренность не возникает по причине «упертости» оппонента, его приверженности своим убеждениям. Вы оказываетесь в переговорном «тупике», потому что оппоненту не доступны «здесь и сейчас» альтернативные убеждения. Технологии нивелирования убеждений, т.е. преодоления их доминантного опосредования поведения эффективны далеко не во всех случаях, поскольку убеждение может быть маской верования.

Статья «Верование человека. Ценностная установка. Фильтр восприятия».

И если убеждения в той или иной степени можно подкорректировать, т.к. в основе них находится условно рациональный компонент, то верования во многих случаях остаются в неизменном виде. Нейтрализация идеи — верования оппонента — это весьма непростой и сложный процесс без каких бы то ни было положительных прогнозов.

Для Вас я подготовил 10 небольших заготовок, атакующих убеждения оппонента. Наполнить их под конкретную ситуацию легко, просто детализируйте контекст и предмет.

1. Михаил, на первый взгляд то, о чем Вы говорили показалось сильным аргументом в условиях отсутствия других источников информации, а теперь, когда они появились нам нельзя их проигнорировать, в этих источниках сообщается о другом подходе к пониманию нашего вопроса.

 2. Алексей, давайте не будем забывать, что оказаться жертвой собственных иллюзий не выгодно ни Вам, ни мне, и чтобы этого не произошло полезно рассматривать проблематику под разными углами и даже с противоположной стороны от Вашей точки зрения.

 3. Анна, ваше умение отстаивать свои убеждения — это ценная вещь, особенно, когда для этого были достаточные основания в конкретной прошлой ситуации, вместе с тем, если мы поставили себе новую цель, то важно быть готовым определить и новые подходы ее достижения.

 4. Владимир, некоторые высказанные Вами идеи вызывают удивление, однако я со своей стороны не отвергаю их с ходу, потому что допускаю возможность их существования, а Вы со своей стороны готовы на такое же отношение к моим идеям?

 5. Марина, есть вещи, в которых мы с Вами одинаково понимаем происходящее, вряд ли у нас с Вами будут разногласия по поводу того, что брошенный в воду камень пойдет на дно, однако наш вопрос несколько более сложный, и чтобы он не пошел на дно, как камень, требуется корректное отношение, когда все предложенные альтернативы рассматриваются одинаково беспристрастно.

 6. Анатолий, а разве могут быть надежны источники Ваших убеждений, если существующих свидетельств всего два, вместо пяти, а этого недостаточно для подтверждения.

 7. Светлана, стандартно часть людей хотят думать, что только их собственное мнение самое правильное и забывают при этом, что сами не безупречны, а значит и могут, и совершают ошибки, я полагаю, что к этой части людей мы с Вами не относимся, поэтому давайте поставим знак равно между различными альтернативами без предубеждений.

 8. Константин, если Вы будете настаивать на единственном и исключительно правильном понимании вопроса в вашей трактовке, то у нас серьезно возрастают риски покинуть наши переговоры без достижения договоренностей, что само по себе уже неправильно и отдаляет нас от цели заработать денег.

 9. Ирина, при таком описании ситуации создается впечатление о нашем нежелании помогать Вам в продвижении продукции на рынке, однако существует и другая трактовка событий, но мы здесь с Вами не для того, чтобы оправдываться или доказывать чью-то вину, мы не на судебном заседании, давайте перейдем в конструктивное русло, от которого мы отклонились и поговорим о том, что надо будет сделать всем сторонам для того, чтобы выполнить план продаж.

 10. Валерий, в поле нашего внимания недостаточное количество фактов, которые убедительно подтвердят прозвучавшие здесь слова, потому что не определены критерии оценки, по всей видимости потребуется сначала их создать, а пока их нет будем исходить из равнозначных альтернатив решений.

Заказать услугу «Переговоры — Переписка»

На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!

Проводите переговоры со смыслом и заранее готовьтесь к ним, подбирая качественные языковые конструкции, с помощью которых атакуете текущие убеждения оппонента и сформируете альтернативные убеждения.

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, потому что это увеличивает уровень счастья в Вашей жизни (делиться добром с человеком, который поделился добром с Вами — это правильная психологическая установка)! И пишите свои комментарии, Ваша критика или одобрение помогают копать глубже и искать истину!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Владислав Якимов! Пока! До встречи!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Убеждения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Убеждения обычно определяются как убеждения в том, что то, что содержится в уме, истинно. Если люди думают, что те или иные принципы верны, говорят, что они верят им. Если люди думают, что те или иные постулаты вряд ли верны, говорят, что они им не верят. В своей самой основной форме убеждения неоценительны. Например, если кто-то верит, что небо голубое, это убеждение может быть оценено либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет выглядеть хуже, если оно красное), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится синий цвет). цвет синий и думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкое различие между установками и убеждениями. Часто убеждения, по крайней мере частично, формируют основу или основу установок.

Убеждения также могут лежать в основе поведения. Пример этого можно найти в психологии здоровья через модель убеждений о здоровье. В этой модели поведение в отношении здоровья предсказывается несколькими типами убеждений: (а) убеждениями обо всех возможных последствиях того или иного поведения, связанного со здоровьем, или отказа от него, (б) убеждениями о личной уязвимости (т. возникновение этих результатов для самого себя), (c) убеждения о вероятности того, что изменение поведения либо предотвратит появление негативных результатов, либо будет способствовать положительным результатам, и (d) убеждения о том, можно ли реализовать необходимое поведение. Согласно этой модели, изменение поведения происходит, когда люди считают, что конкретное действие приводит к негативным, вероятным последствиям, которые можно было бы лично остановить. Эта модель успешно предсказала прекращение курения, профилактическое поведение против рака кожи, использование зубной нити, самообследование молочных желез, более безопасное сексуальное поведение и сбалансированное питание.

Убеждения являются важной основой отношений и поведения, но изменить их может быть чрезвычайно сложно. Часто люди будут яростно отстаивать свои убеждения даже в свете опровергающих доказательств. Это явление известно как устойчивость убеждений. Настойчивость убеждений обычно возникает потому, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они находят логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения, казалось бы, опровергаются новыми свидетельствами, основание для того, во что верит человек, все еще может существовать. Время от времени вера все еще будет поддерживаться из-за оставшейся поддержки объяснения, стоящего за ней.

Понимание того, как формируются убеждения и как они лежат в основе последующих отношений и поведения, важно, потому что это может помочь понять социальные явления, такие как предрассудки и дискриминация, помогающее и агрессивное поведение, формирование впечатления, подчинение авторитету, межличностное влечение и групповое принятие решений. В целом убеждения являются самым основным типом социального знания.

Ссылки:

  1. Андерсон, К.А., Леппер, М.Р., и Росс, Л. (1980). Стойкость социальных теорий: роль объяснения в сохранении дискредитированной информации. Журнал личности и социальной психологии, 39, 1037-1049.
  2. Розенсток, И. М. (1990). Модель веры в здоровье: объяснение поведения в отношении здоровья через ожидания.
    В К. Гланц, Ф. М. Льюис и Б. К. Раймер (ред.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (стр. 39–62). Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Что такое вера? И почему так сложно измениться?

«Для некоторых из наших наиболее важных убеждений у нас нет никаких доказательств, кроме того, что люди, которых мы любим и которым доверяем, придерживаются этих убеждений. Учитывая, как мало мы знаем, наша уверенность в своих убеждениях абсурдна — и она также необходима».

Лауреат Нобелевской премии 2002 года Даниэль Канеман 1

Источник: Источник: Ален Лакруа/Dreamstime

Убеждения — понятие скользкое. Что на самом деле это они? Философия долго пыталась дать им определение. 2 В этом постправдовом и идеологически поляризованном мире нам нужно лучше понимать убеждения. Как психиатр, моя работа часто включает в себя выявление искаженных убеждений, понимание того, как они сформировались, и помощь людям научиться более скептически относиться к своим собственным убеждениям.

Давайте рассмотрим полезную эволюционную основу для более последовательного понимания того, что на самом деле представляют собой убеждения, и почему ошибочные убеждения иногда бывает так трудно изменить. Затем мы поговорим о том, как обрести более точное представление о реальности и как, в конечном счете, продвинуть общество вперед.

Убеждения как способ экономии энергии при моделировании и прогнозировании окружающей среды 3

Убеждения — это способ нашего мозга понимать и ориентироваться в нашем сложном мире. Это ментальные репрезентации того, как наш мозг ожидает, что вещи в нашем окружении будут вести себя, и как вещи должны быть связаны друг с другом — шаблоны, которым наш мозг ожидает, что мир будет соответствовать. Убеждения являются шаблонами для эффективного обучения и часто необходимы для выживания.

Мозг — энергозатратный орган, поэтому он должен был развить эффективность энергосбережения. Как прогностическая машина, она должна находить короткие пути для распознавания образов, поскольку она обрабатывает огромное количество информации, полученной из окружающей среды с помощью своих органов чувств. Убеждения позволяют мозгу очищать сложную информацию, позволяя ему быстро классифицировать и оценивать информацию и делать поспешные выводы. Например, убеждения часто связаны с пониманием причин вещей: если «б» следует за «а», то можно предположить, что «а» было причиной «б».

Эти короткие пути к интерпретации и предсказанию нашего мира часто включают в себя соединение точек и заполнение пробелов, экстраполяции и предположения, основанные на неполной информации и сходстве с ранее распознанными закономерностями. Делая поспешные выводы, наш мозг предпочитает знакомые выводы незнакомым. Таким образом, наш мозг склонен к ошибкам, иногда видя закономерности там, где их нет. Это может быть или не быть впоследствии идентифицировано и исправлено механизмами обнаружения ошибок. Это компромисс между эффективностью и точностью.

Стремясь к экономии и эффективности потребления энергии, мозг по умолчанию склонен вписывать новую информацию в существующую структуру для понимания мира, а не постоянно перестраивать эту структуру с нуля.

Увидеть значит поверить

Вполне вероятно, что процессы в мозгу, участвующие в формировании абстрактных убеждений, произошли от более простых процессов, связанных с интерпретацией сенсорного восприятия.

Поскольку мы воспринимаем внешний мир исключительно через наши чувства, нам трудно признать, что эти восприятия иногда субъективно искажены и что они не обязательно являются достоверным опытом объективной реальности. Люди склонны доверять своим физическим чувствам и своим ощущениям, даже когда у них галлюцинации, и какими бы причудливыми ни были искажения их восприятия. Люди будут накладывать объяснения поверх своего восприятия реальности, чтобы объяснить противоречия.

Мы слишком доверяем нашему субъективному опыту, а также нашим убеждениям. Мы с большей готовностью будем объяснять доказательства, которые противоречат нашему лелеемому убеждению, расширяя и развивая это убеждение с помощью дополнительных слоев искаженного объяснения, а не отказываясь от него или коренным образом реструктурируя его.

Гомеостаз — поддержание стабильности

Примитивные нервные системы развились у простых организмов отчасти для выполнения функции гомеостаза — динамического физиологического состояния равновесия или стабильности, устойчивого состояния внутренних условий. Гомеостаз строится вокруг естественного сопротивления изменениям по тому же принципу, что и термостат.

Нижние, примитивные части нашего человеческого мозга поддерживают гомеостаз дыхания, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, температуры, энергетического баланса (через аппетит) и различных эндокринных процессов. Точно так же убеждения сохраняют своего рода когнитивный гомеостаз — стабильный, привычный подход к обработке информации о нашем мире.

Мы должны ожидать, что гомеостатическая функция, определяющая примитивный мозг, скорее всего, сохранилась как организующий принцип в эволюции более сложного мозга. Конечно, сложные мозги и ориентированы на реакцию, обучение и адаптацию, но, как и примитивные функции мозга, эти адаптации в конечном счете служат поддержанию гомеостаза в постоянно меняющейся среде.

Радикальная перестройка нашей системы убеждений и создание нового мировоззрения задействует части мозга, участвующие в высших процессах рассуждения и вычислениях, и, следовательно, требует больше усилий, времени и энергии. Мозг часто не может позволить себе такие инвестиции. Это могло бы объяснить, почему, когда мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом, нам легче разрешить этот дискомфорт, удвоив нашу существующую систему убеждений — игнорируя или объясняя сложную, противоречивую информацию.

Постоянное ощущение себя и личное вложение в свои убеждения

Еще одним важным фактором, объясняющим сопротивление изменению наших убеждений, является то, как наши убеждения так часто переплетаются с тем, как мы определяем себя как людей, — с нашей самооценкой. Действительно, убеждения связаны с частью мозга, интегрально участвующей в репрезентации себя, — вентромедиальной префронтальной корой. 4 Мы хотим чувствовать, что мы последовательны, а наше поведение соответствует нашим убеждениям. Мы постоянно пытаемся рационализировать наши собственные действия и убеждения и пытаемся сохранить устойчивое представление о себе. Признание того, что мы в корне неправы, смущает и довольно часто дорого обходится разными способами.

Во многих случаях люди вложили много личного в свою систему убеждений. Возможно, они поставили свою репутацию на определенную веру. Нередко люди строят всю свою жизнь вокруг убеждения. И это вложение может выходить далеко за рамки самоощущения, распространяясь на крупные материальные и финансовые вложения или на карьеру всей жизни. Изменение веры для такого человека, очевидно, повлекло бы за собой монументальный переворот и может повлечь за собой невыносимые личные потери.

Неудивительно, что так трудно изменить наши заветные и укоренившиеся убеждения.

Социальное измерение убеждений

Многое из наших убеждений мы узнаём в раннем возрасте от родителей и других авторитетных взрослых людей. Многие человеческие верования являются кумулятивным продуктом тысячелетий человеческой культуры. Дети сильно предрасположены верить своим родителям, а мы, взрослые, склонны верить авторитетам.

Неудивительно, что наш мозг эволюционировал так, что он с большей готовностью верит тому, что нам говорят, чем скептически. Это имеет смысл с точки зрения эволюции как стратегия эффективного обучения у родителей, и как социальный племенной вид это способствует групповой сплоченности.

Люди могут поддаться влиянию убедительных личностей или навязчивых идей, чтобы отвергнуть их ранее полученный авторитет. Иногда это рационально. Но иногда это не так — люди подвержены влиянию харизматических идеологов и общественных движений. Особенно, когда они предлагают новые привязанности и новую самоидентификацию, наполненную более сильной привязанностью, признанием, уважением и чувством цели, чем у человека ранее в его жизни.

Наука и желание доказать, что мы не правы

Наука ценит изменение взглядов путем опровержения ранее существовавших убеждений и оспаривания общепризнанного авторитета с помощью новых доказательств. Это резко контрастирует с верой (не только религиозной верой). Вера гораздо более естественна и интуитивно понятна человеческому мозгу, чем наука. Наука требует обучения. Это дисциплинированный метод, который пытается систематически преодолеть или обойти нашу интуицию и когнитивные предубеждения и следовать фактам, независимо от наших предыдущих убеждений, ожиданий, предпочтений или личных вложений.

Все более широкое применение научного метода за последние четыре столетия привело к беспрецедентному, ускоряющемуся прогрессу в стремлении человечества понять природу реальности и значительному улучшению качества жизни. Обнаружение того, насколько мы коллективно ошибались во многих вещах, стало ключом к сенсационному общественному прогрессу. 5

Представьте себе, если бы каждый из нас как индивидуум мог развивать научную позицию строгого критического мышления и любопытства в своей личной жизни и мог бы испытывать радостное чувство открытия всякий раз, когда мы обнаруживаем, что ошиблись в чем-то важном.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts