1. Особенности психологии как науки. Различия житейской и научной психологии.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Пятое
отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато– и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. Разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Житейская и научная психология: отличие, особенности и сравнение
Самостоятельной наукой психология выделилась в середине 19 века. До появления научных обоснований стрессов, нервных срывов, всплесков эмоций у народа была додуманная трактовка этих явлений. Они стали основной для начала серьезных исследований. Житейская и научная психология — взаимосвязанные отрасли одной науки.
Мудрость или субъективное понимание мира
Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии — мудрость.
Существует три источника развития этой отрасли психологии:
- Совместная деятельность с другими людьми.
- Общение с окружающими.
- Новые знакомства, отношения.
К основным проявлениям мудрости можно отнести сказки, верования, легенды, басни, пословицы, поговорки, традиции, обряды. Люди, которые получили большое количество жизненного опыта, часто делятся им в социальных сетях.
Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:
- музыка;
- книги;
- картины.
Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.
Понимание мира через опыты и эксперименты
Эта отрасль психологии включает материалы, которые были получены в результате исследований, опытов. Источники направления:
- практические эксперименты;
- научные публикации;
- личности, которые могут передать теоретический опыт (преподаватели).
Основной для начала новых исследований является житейская психология. Когда ученые замечают нечто незнакомое на практике, они начинают искать этому обоснование, объяснение.
Основные различия психологических отраслей
Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:
- Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
- Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
- Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
- Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
- Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
- Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.
Есть ли сходство между психологическими направлениями и в чем они заключаются?
Главное сходство направлений — возможность помочь людям во взаимодействии между собой. После объединения получается практическая часть психологической науки. Она проявляется несколькими моментами:
- изучение взаимодействий между двумя людьми или двумя группами;
- определение уникальных черт характера, вариантов поведения индивида;
- исследование влияния индивида на общество и наоборот.
Эти два направления дополняют друг друга.
Субъективные и объективные наблюдения
Эти два понятия отлично характеризуют два психологических направления. Например, житейская информация относится только к одному человеку, ситуациям из его жизни. Если у него много опыта в общении с определенной группой индивидов (семья, друзья), то при выходе из этого круга, знания могут стать бесполезными.
Научное направление обобщает получаемые данные, выделяет отдельные основания, создает четкую схему для объяснения обществу.
Интуитивные ощущения и проверенные факты
Развитие мудрости строится на пережитых событиях, моментах, наблюдении за знакомыми. Если индивид видит, как кто-то другой поступает в той или иной ситуации, он может сделать соответствующие выводы, действовать дальше на подсознательном уровне. Однако объяснить другим, как он действует в подобных ситуациях довольно трудно.
Научная информация описывается просто, сухо, без воды. Данные понятны любому, есть дословная расшифровка сложных терминов. Информация затрагивает только ту тему, на которую понадобился ответ.
Надуманные и продуманные факты
Человеческая мудрость часто лишена доказательного основания. Поэтому культурный аспект у научных знаний выше.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Безответственность и ответственность в направлениях
Житейская психология наиболее часто проявляется в безответственности, агрессивности. Самыми яркими проявлениями подобных верований являются следующие утверждения:
- Болезни возникают из-за нервов.
- Все думают только о себе.
- Нет смысла посещать тренинги — они бесполезны.
- Понедельник — день тяжелый.
- Как Новый Год встретишь, так год и проведешь.
- Утро добрым не бывает.
Психологи, изучающие жизненные ситуации, не исключают правдивость таких суждений. Они принимают моменты из жизни, стараются дать людям больше знаний для повышения культурного уровня.
Житейская и научная психология — два направления, дополняющие друг друга. Люди получают жизненный опыт из происшествий, закрепляют его прочтением книг, статей, публикаций, документов. Исследователи постоянно собирают новую информацию, для ее обобщения, систематизации, донесения до масс.
Полезное видео
В видео подробно освещена тема научной и житейской психосоматики беременных.
youtube.com/embed/gLxwGDen5ts?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>специальностей по психологии | Университет штата Алабама
Клинические психологи
Клинические психологи оценивают и лечат психические, эмоциональные и поведенческие расстройства. Они варьируются от краткосрочных кризисов, таких как трудности, возникающие в результате подростковых конфликтов, до более тяжелых хронических состояний, таких как шизофрения. Некоторые клинические психологи занимаются исключительно конкретными проблемами, такими как фобии или клиническая депрессия. Другие сосредоточены на конкретных группах населения, например на молодежи; семьи или пары; группы этнических меньшинств; геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендеры; или пожилых людей. Они также консультируются с врачами по поводу физических проблем, которые имеют психологические причины.
Когнитивные и перцептивные психологи
Когнитивные и перцептивные психологи изучают человеческое восприятие, мышление и память. Когнитивных психологов интересуют такие вопросы, как то, как разум представляет реальность, как люди учатся и как люди понимают и производят язык. Когнитивные психологи также изучают рассуждения, суждения и принятие решений. Когнитивные и перцептивные психологи часто сотрудничают с нейробиологами-бихевиористами, чтобы понять биологические основы восприятия или познания, или с исследователями в других областях психологии, чтобы лучше понять, например, когнитивные искажения в мышлении людей, страдающих депрессией.
Общественные психологи
Общественные психологи работают над расширением возможностей сообществ, условий, организаций и более широких социальных систем для удовлетворения потребностей людей. Они помогают людям получать доступ к ресурсам и сотрудничать с другими, чтобы улучшить свою жизнь и сообщества. Вместо того, чтобы помогать людям справляться с негативными обстоятельствами (например, с травмой, бедностью), общественные психологи помогают людям изменить эти обстоятельства, предотвратить проблемы и создать более сильные сообщества. Примеры вмешательства в области психологии сообщества включают улучшение поддержки жертв урагана, партнерство с районами для предотвращения преступности, сотрудничество со школами для предотвращения издевательств и помощь в изменении политики для улучшения результатов в отношении здоровья. Общественные психологи сочетают исследования и практику, сотрудничая с различными гражданами для планирования и осуществления изменений в сообществе, продвижения социальной справедливости и использования исследований для информирования и оценки этой работы.
Психологи-консультанты
Психологи-консультанты помогают людям осознать свои силы и ресурсы, чтобы справиться с повседневными проблемами и серьезными невзгодами. Они проводят консультации/психотерапию, обучают и проводят научные исследования с людьми всех возрастов, семьями и организациями (например, школами, больницами, предприятиями). Психологи-консультанты помогают людям понять и принять меры по решению карьерных и рабочих проблем, они обращают внимание на то, как проблемы и люди различаются на протяжении всей жизни, и они с большим уважением относятся к влиянию различий между людьми (таких как раса, пол, сексуальная ориентация, религия). , статус инвалидности) на психологическое самочувствие. Они считают, что на поведение влияет множество вещей, в том числе качества личности (например, психологические, физические или духовные факторы) и факторы среды человека (например, семья, общество и культурные группы).
Психологи развития
Психологи развития изучают психологическое развитие человека, которое происходит на протяжении всей жизни. До недавнего времени основное внимание уделялось детству и юности, годам наиболее становления. Но по мере того, как ожидаемая продолжительность жизни в этой стране приближается к 80 годам, возрастные психологи проявляют все больший интерес к старению, особенно к исследованию и разработке способов помочь пожилым людям оставаться как можно более независимыми.
Психологи-педагоги
Психологи-педагоги сосредоточены на том, насколько эффективно происходит преподавание и обучение. Они учитывают множество факторов, таких как человеческие способности, мотивация учащихся и влияние на класс различных рас, этнических групп и культур, составляющих Америку.
Психологи-инженеры
Психологи-инженеры проводят исследования того, как люди лучше всего работают с машинами. Например, как можно спроектировать компьютер, чтобы предотвратить усталость и напряжение глаз у людей? Какая схема сборочной линии делает производство наиболее эффективным? Что такое разумная рабочая нагрузка? Большинство инженеров-психологов работают в промышленности, но некоторые из них работают в правительстве, особенно в Министерстве обороны. Их часто называют специалистами по человеческому фактору.
Психологи-экологи
Психологи-экологи изучают динамику взаимодействия человека и окружающей среды. Они определяют термин «окружающая среда» очень широко, включая все, что является естественным на планете, а также искусственную среду, социальную среду, культурные группы и информационную среду. Они исследуют поведение, развивающееся в различных масштабах и в результате различных процессов (например, локализации, глобализации). Они имеют широкую и по своей сути междисциплинарную направленность. Они осознают необходимость быть ориентированными на проблемы, координируя свои действия по мере необходимости с исследователями и практиками в других областях психологии, в смежных дисциплинах (например, в социологии, антропологии, биологии, экологии), а также в областях дизайна (например, региональный, городское и общественное планирование, ландшафтная архитектура, архитектура и инженерия). Психологи-экологи исследуют такие вопросы, как управление ресурсами общего имущества, влияние экологического стресса на эффективность и благополучие человека, характеристики восстановительной среды и обработка информации человеком. Они также поощряют природоохранное поведение, помогая людям вырабатывать устойчивые поведенческие реакции на возникающие биофизические ограничения.
Психологи-эволюционисты
Психологи-эволюционисты изучают, как эволюционные принципы, такие как мутация, адаптация и селективная приспособленность, влияют на мысли, чувства и поведение человека. Из-за своего внимания к генетически обусловленному поведению, которое влияет на шансы организма на выживание, эволюционные психологи изучают спаривание, агрессию, помогающее поведение и общение. Эволюционных психологов особенно интересуют парадоксы и проблемы эволюции. Например, некоторые виды поведения, которые были высоко адаптивными в нашем эволюционном прошлом, могут больше не быть адаптивными в современном мире.
Психологи-экспериментаторы
Психологи-экспериментаторы интересуются широким спектром психологических явлений, включая когнитивные процессы, сравнительную психологию (межвидовые сравнения), а также обучение и обусловливание. Они изучают как людей, так и нечеловеческих животных в отношении их способности обнаруживать, что происходит в конкретной среде, а также приобретать и поддерживать реакции на происходящее. Психологи-экспериментаторы работают с эмпирическим методом (сбор данных) и манипулированием переменными в лаборатории как способ понимания определенных явлений и продвижения научных знаний. Помимо работы в академической среде, психологи-экспериментаторы работают в таких разных местах, как производственные предприятия, зоопарки и инженерные фирмы.
Судебные психологи
Судебные психологи применяют психологические принципы к юридическим вопросам. Их опыт часто необходим в рамках судебной системы. Они могут, например, помочь судье решить, кто из родителей должен взять на себя опеку над ребенком, или оценить психическую дееспособность обвиняемого, чтобы предстать перед судом. Судебные психологи также проводят исследования поведения присяжных или показаний очевидцев. Некоторые судебные психологи обучены как психологии, так и юриспруденции.
Психологи здоровья
Психологи здоровья специализируются на том, как биологические, психологические и социальные факторы влияют на здоровье и болезнь. Они изучают, как пациенты справляются с болезнью, почему некоторые люди не следуют медицинским советам и наиболее эффективные способы контроля боли или изменения вредных привычек для здоровья. Они также разрабатывают стратегии здравоохранения, которые способствуют эмоциональному и физическому благополучию. Психологи здоровья объединяются с другими специалистами в области здравоохранения в независимой практике и в больницах, чтобы предоставить пациентам полную медицинскую помощь. Они рассказывают медицинским работникам о психологических проблемах, возникающих из-за боли и стресса, вызванных болезнью, и о симптомах, которые могут казаться физическими по происхождению, но на самом деле имеют психологические причины. Они также исследуют проблемы, затрагивающие большую часть общества, и разрабатывают и реализуют программы для решения этих проблем. Примеры включают подростковую беременность, злоупотребление психоактивными веществами, рискованное сексуальное поведение, курение, малоподвижный образ жизни и неправильное питание.
Промышленные/организационные психологи
Промышленные/организационные (I/O) психологи применяют психологические принципы и методы исследования на рабочем месте в интересах повышения производительности, здоровья и качества трудовой жизни. Многие из них работают специалистами по кадрам, помогая организациям с подбором персонала, обучением и развитием сотрудников. Они могут предоставить работодателям тестирование и другие действительные процедуры отбора в процессе найма и продвижения по службе. Другие работают консультантами по вопросам управления в таких областях, как стратегическое планирование, управление качеством и преодоление организационных изменений.
Нейропсихологи
Нейропсихологи (и поведенческие нейропсихологи) изучают отношения между системами мозга и поведением. Например, нейропсихологи-бихевиористы могут изучать то, как мозг создает и хранит воспоминания, или как различные заболевания и травмы мозга влияют на эмоции, восприятие и поведение. Они разрабатывают задачи для изучения нормальных функций мозга с помощью таких методов визуализации, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Клинические нейропсихологи также оценивают и лечат людей. А в связи с резким увеличением числа выживших после черепно-мозговой травмы нейропсихологи работают с медицинскими бригадами, чтобы помочь людям с травмой мозга вернуться к продуктивной жизни.
Психологи, занимающиеся количественными исследованиями и измерениями
Психологи, занимающиеся количественными исследованиями и измерениями, сосредотачиваются на методах и техниках планирования экспериментов и анализа психологических данных. Одни разрабатывают новые методы проведения анализов; другие создают исследовательские стратегии для оценки эффекта социальных и образовательных программ и психологического лечения. Они разрабатывают и оценивают математические модели психологических тестов. Они также предлагают методы оценки качества и справедливости тестов.
Психологи-реабилитологи
Психологи-реабилитологи работают с пострадавшими от инсульта и несчастных случаев, людьми с задержкой умственного развития и с нарушениями развития, вызванными такими состояниями, как церебральный паралич, эпилепсия и аутизм. Они помогают клиентам адаптироваться к их ситуации и улучшить свою жизнь, и они часто работают с другими медицинскими работниками. Они занимаются вопросами личной адаптации, межличностных отношений, рабочего мира и управления болью. Реабилитационные психологи также участвуют в программах общественного здравоохранения по предотвращению инвалидности, в том числе вызванной насилием и злоупотреблением психоактивными веществами. И они дают показания в суде в качестве свидетелей-экспертов о причинах и следствиях инвалидности и реабилитационных потребностях человека.
Школьные психологи
Школьные психологи занимаются оказанием комплексных психологических услуг детям, подросткам и семьям в школах и других прикладных учреждениях. Они оценивают и консультируют учащихся, консультируются с родителями и школьным персоналом и при необходимости проводят поведенческие вмешательства. В большинстве школьных округов психологи работают полный рабочий день.
Социальные психологи
Социальные психологи изучают, как психическая жизнь и поведение человека формируются в результате взаимодействия с другими людьми. Их интересуют все аспекты межличностных отношений, включая как индивидуальные, так и групповые влияния, и они ищут пути улучшения таких взаимодействий. Например, их исследования помогают нам понять, как люди формируют отношение к другим, и, когда они вредны — как в случае с предубеждениями, — дают представление о том, как их изменить. Социальных психологов можно найти в самых разных условиях: от академических институтов (где они преподают и проводят исследования), до рекламных агентств (где изучают отношение и предпочтения потребителей), до предприятий и государственных учреждений (где они помогают решать различные проблемы в организация и управление).
Спортивные психологи
Спортивные психологи помогают спортсменам сосредоточиться на целях соревнований, стать более мотивированными и научиться справляться с тревогой и страхом неудачи, которые часто сопровождают соревнования. Эта область растет, поскольку все виды спорта становятся более конкурентоспособными и привлекают детей младшего возраста.
Источник: Американская психологическая ассоциация
Вернуться на домашнюю страницу факультета психологии
Личность может меняться от часа к часу
Психологи используют такие черты личности, как экстраверсия, невротизм или тревожность, как средство описания типичных моделей мышления, эмоций и поведения, которые отличаются от одного человека к другому. С этой точки зрения составляющие личности состоят из набора относительно стабильных черт, которые трудно изменить.
Но предположение о том, что эти черты можно регулярно измерять с помощью вопросников, определяющих типичное поведение, в последние два десятилетия подвергалось сомнению. Дело не только в том, что изменения в поведении происходят часто, но и в том, что они происходят изо дня в день и час за часом. Кто-то может быть открытым и приятным в полдень, но негативным и жестким в два часа.
Название этой новой области появилось в 2004 году, когда Питер С. М. Моленаар, заслуженный профессор человеческого развития и психологии Университета штата Пенсильвания, отстаивал IIV в манифесте , озаглавленном «Возвращение человека в научную психологию, на этот раз навсегда». ” В нем он использовал серию математических и физических расчетов, чтобы проиллюстрировать степень динамического потока личности, высмеивая стандартные методы психологического тестирования.
Это мнение о важности IIV продолжало набирать популярность в годы после публикации манифеста Моленаара. Это способствовало лучшему пониманию личности и привело к изменениям в некоторых формах психотерапии. Исследователи выяснили, что изменчивость реакции на стрессовые повседневные события — от ссоры с супругом до попадания в пробку — может дать важную информацию об эмоциональном и физическом здоровье людей в долгосрочной перспективе.
Исследование, лежащее в основе этого сдвига, можно увидеть в 20-летнем исследовании стресса и здоровья, в котором также изучалась ежедневная изменчивость личности у более чем 3500 взрослых. Психолог по вопросам развития штата Пенсильвания Дэвид Алмейда и его коллеги восемь дней подряд спрашивали испытуемых об уровне стресса и эмоциях в течение предыдущих 24 часов (и собрали ряд физиологических показателей). В список стрессоров людей вошли ссоры с членом семьи, дедлайны на работе, перегрузка домашними делами и свита обычных повседневных хлопот. Среди множества эмоций, о которых спрашивали исследователи, были радость, гнев, страх и тревога. Они также задавали вопросы о мыслях, связанных с беспокойством, и о поведении, таком как физическая активность и сон. Исследователи повторили это исследование еще дважды с интервалом в 10 лет. Алмейда говорит, что они пришли к выводу, что «повседневный опыт, который когда-то считался относительно неважным для здоровья, имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для различных эмоциональных, физических и когнитивных результатов».
Команда Алмейды подсчитала, какая часть того, что мы обычно считаем чертой характера, на самом деле является таковой или может быть понята как мимолетная эмоция. «Мы видим это в том, насколько сварливы люди», — говорит он. «Мы думаем: «О, это сварливый человек». На самом деле, половина их сварливости — это личностная черта, а половина может меняться изо дня в день». Он отмечает, что люди с положительными качествами, такими как открытость или покладистость, демонстрируют лишь 30-процентную вариацию таких черт, как быстрота гнева или беспокойства.
Некоторые исследователи пошли дальше, пытаясь определить, насколько непосредственные обстоятельства человека влияют на краткосрочные психологические состояния. Профессор психологии и коммуникации Стэнфордского университета Нилам Рам сосредоточил свою работу на том, как эти ежечасные, изо дня в день колебания являются реакцией на контекст, в котором они происходят, например, на работе, дома, во время проведения времени. с детьми или в кабинете врача. До недавнего времени высокая или низкая эмоциональная изменчивость рассматривалась как личностная черта сама по себе. Однако Рам говорит, что эти взлеты и падения могут отражать появление и исчезновение в течение дня различных аспектов личности человека или немедленную реакцию на человека или событие.
Возьмем, к примеру, человека, участвующего в исследовании, которое ежечасно собирает отчеты о своих эмоциях. Кого-то с высоким IIV можно считать эмоционально лабильным человеком. Или их эмоциональные колебания могут указывать на то, что они переживают серию непредсказуемых событий в своей жизни, возможно, возникающих из-за хаотичного рабочего места. На самом деле, говорит Рам, эмоциональные отчеты, которые исследователи получают от людей, которых они наблюдают в своих исследованиях, вероятно, представляют собой комбинацию некоторых аспектов ближайшего окружения и элементов их личности — насколько они реагируют на то, что их окружает, и насколько хорошо они регулируют свои эмоции. .
Стресс в данный момент различается в зависимости от оказываемого давления. Ученые научились измерять и оценивать воздействие определенных категорий стресса. Ссора с супругом часто приводит к большему эмоциональному расстройству, чем к крайнему сроку работы, что, в свою очередь, оказывает большее давление, чем ежедневные неприятности, такие как опоздание поезда или обнаружение того, что собака снова нагадила на ковер.
В то время как исследователи обычно измеряют IIV, оценивая одного и того же человека через короткие промежутки времени, например, каждые 24 часа в неделю или пять раз в день, психолог Надин Бекманн из Даремского университета в Англии и ее коллеги применили другой подход. Исследователи задали каждому из 288 работающих профессионалов в своем исследовании серию вопросов об их личности — были ли они трудолюбивыми, созерцательными, ранимыми, капризными и т. д. — всего в один момент времени и задали те же вопросы пяти. членов семьи, близких друзей или коллег каждого из участников.
Мгновенные состояния, объясняет Бекманн, отражают то, как проявляются определенные черты личности, когда человек реагирует на разные ситуации. Мы интуитивно знаем, что дома мы думаем, чувствуем и ведем себя не так, как на работе или во время общения с друзьями. Результаты Бекмана показывают, что внутриличностная изменчивость систематически колеблется в зависимости от контекста, независимо от того, кто ее оценивает. Человек может показаться более добросовестным на работе, чем дома, и более экстравертным с друзьями, чем с коллегами.
По мере того, как исследователи научились количественно определять такого рода изменчивость от часа к часу, они начали оценивать, что означают превратности в разработке более широкой картины личности. Рам говорит, что он может измерять ежечасные колебания настроения человека по сравнению с ежемесячными колебаниями самооценки. Если настроение человека сильно меняется, но его самооценка остается относительно постоянной, одна из интерпретаций может состоять в том, что на его уровень самооценки не сильно влияют временные взлеты или падения, которые он может испытать в результате комплимента или унижения.
В последние годы психолог-исследователь из штата Пенсильвания и когнитивно-поведенческий терапевт Мишель Ньюман сочла IIV бесценным как для проведения исследований, так и для разработки новых способов лечения пациентов. По ее словам, до появления смартфонов пациенты, проходившие терапию, или участники исследования заполняли анкету, в которой резюмировались их представления о себе. Их попросили ежечасно записывать ощущения с помощью ручки и бумаги или электронного устройства для заметок, такого как PalmPilot. Находя эти задачи громоздкими, они ждали до конца дня, чтобы записать свои мысли и чувства. Полученные данные? «Бесполезно!» — говорит Ньюман.
Создав специализированные приложения для смартфонов, психологи смогли отслеживать эмоции и переживания людей несколько раз в день и получать более подробные сведения об их психологическом состоянии. Изучая колебания у людей с генерализованным тревожным расстройством (ГТР), Ньюман использовал эту мельчайшую запись их мыслей и чувств, чтобы бросить вызов прежним убеждениям некоторых психологов о причине непрекращающегося беспокойства, которое является основным симптомом ГТР. Более ранние теории, основанные на описании людьми своих чувств, утверждали, что люди беспокоятся, чтобы приглушить негативные чувства.
Исследования Ньюмана говорят об обратном: постоянное беспокойство поддерживает негативные эмоции. В одном исследовании она и ее коллеги наблюдали за 83 людьми с ГТР в течение восьми дней непосредственно перед или сразу после социального взаимодействия, которое длилось минуту или более. В среднем ученые обнаружили, что люди с ГТР в целом чувствовали себя лучше после этих социальных взаимодействий, что говорит о том, что эти встречи, вероятно, были приятными или, по крайней мере, безвредными. Вопреки интуиции, она обнаружила, что те, кто волновался меньше до социальной встречи было больше чувств, таких как тревога и печаль после нее. Те, кто беспокоился и более перед встречей, чувствовали себя более счастливыми и довольными после нее.
Это исследование подтвердило теорию Ньюмана о том, что тревожные люди верят, что если они беспокоятся о плохом исходе (независимо от того, насколько маловероятен он), они не испытают удар под дых от того, что с ними произойдет что-то ужасное, после того как они позволят себе почувствовать себя счастливыми и оптимистично. По ее словам, когда ничего плохого не происходит, они чувствуют облегчение, что укрепляет их веру в то, что тревога защищает их. Без этих подробных журналов колебаний мыслей и чувств в течение дня исследование упустило бы такие выводы.
Данные, собираемые с частыми интервалами, также помогают терапевтам разрабатывать методы лечения, адаптированные к конкретным пациентам. Многие люди не знают или не помнят, что вызывает их тревогу, но терапевты могут выяснить это, связав более высокие уровни тревоги с текущими событиями. Они могут побудить пациента использовать определенные стратегии, изученные ранее в терапии, чтобы противостоять своему беспокойству. Например, с помощью техники, называемой когнитивной реструктуризацией, пациенты могут сравнивать то, о чем они беспокоятся, с реальными событиями, чтобы понять, что их опасения беспочвенны.
Тревожные люди испытывают не только негативные чувства, но и склонны преуменьшать позитивные. «Мы не просто хотим уменьшить негативные чувства, — говорит Ньюман. «Нам также необходимо усиливать положительные эмоции».
Чтобы укрепить эти добрые чувства, коллега Ньюмана, психолог Скидморского колледжа Лукас ЛаФреньер, , создал приложение для телефона под названием SkillJoy. Несколько раз в день через случайные промежутки времени приложение предлагает тревожным людям сосредоточиться на приятных вещах в настоящий момент, таких как встреча с другом, рассмешить кого-то или послушать отличную песню, и по-настоящему «наслаждаться» тем, о чем они думают. минуту или две. Недавнее исследование показало, что через семь дней пользователи SkillJoy беспокоились меньше, чем до использования приложения.
Это понимание эмоционального потока в течение дня привело исследователей к вопросу, работает ли высокий уровень IIV на людей или против них. Мнение Ньюмана в этом споре ясно. «Изменчивость — это хорошо, — говорит она, — и нет четкого ответа, когда она указывает на психопатологию». Другие в этой области менее уверены. В то время как некоторые исследования связывают высокую изменчивость с невротизмом, другие не смогли этого сделать. Многое зависит от контекста. По словам Рама, человек с высоким IIV может успешно адаптироваться к бурной жизни, в то время как человек с более низким IIV может вести предсказуемую, рутинную жизнь и на самом деле может быть более ригидным.
Согласно недавним исследованиям ученых, таких как исследователь Центра медицинских наук Университета Оклахомы Лизбет Бенсон, наличие большего разнообразия эмоций, которые варьируются от энтузиазма и решимости до грусти и страха, названо эморазнообразием Джорди Куойдбахом, ныне доцентом Esade Law. Школа в Барселоне — считается, что она помогает людям лучше приспосабливаться к различным ситуациям в течение дня. «Самая крутая вещь, которую мы показали, это то, что у тех, кто испытывал высокий уровень негативных эмоций», — говорит Бенсон, у тех, у кого было больше видов негативных эмоций, как правило, были лучшие результаты для здоровья.
Для терапевтов и пациентов признание взлётов и падений повседневных эмоций — одних плохих, других в высшей степени хороших, у одних настроений в приподнятом настроении, а у других — в худшем — дало новое понимание непреходящей цели психологии, помогающей определить, кто мы такие, чтобы мы можем научиться жить с этим знанием и найти способы стать теми людьми, которыми мы хотим быть.