Умения общаться — «Школа жизни»
Умения общаться – это умения, которые обеспечивают постоянный живой процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром (Е.С. Рапацевич, 2002).
У.о. обеспечивают все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивают психику, обогащают сознание. Общение выполняет в жизни общества ряд важнейших функций, среди к-рых: коммуникативная – обеспечение связи между людьми; информативная – духовное обогащение знаниями, умениями и навыками; педагогическая – формирование сознания, организация деятельности и отношений молодежи; нравственно-эти – ческая – умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты.
Разработана система упражнений на развитие У.о. (А.А. Леонтьев, 1979). Вот эти упражнения:
1. Выберите профессионального или просто опытного оратора, выступающего в различных аудиториях, к – рый, по вашему мнению, очень хорошо владеет У.о. Присутствуйте на нескольких его выступлениях. Постарайтесь по возможности, чтобы тема выступления совпадала, а аудитории, напротив, как можно больше различались. Есть ли разница в построении выступления? В языке? В манере держаться? В степени вовлечения аудитории в общение? Хронометрируйте «отступления» от темы (обращения к залу, шутки и т.д.). Одинаково ли часты они в разных аудиториях? Одинаков ли их характер? Почему? В каких местах выступления они возникают?
2. Достаньте сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или ораторов (напр., судебные речи русских или советских адвокатов). Внимательно прочтите эти речи с карандашом в руках, обращая особое внимание на те места, к-рые носят не столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер.
Подчеркните «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Почему был избран именно данный вариант?3. Вам предстоит выступать с докладом на методическом совещании или семинаре. Отдайте себе ясный отчет: нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь полный текст? Подробный конспект? Краткий конспект? План? Можете ли вообще обойтись без бумажки? Если вы ощущаете, что не можете без текста, поступите следующим образом. Прежде чем его написать, изобразите на бумаге ход ваших мыслей (но не последовательность их изложения) в виде схемы: «Мы знаем… следовательно…» и т.д. Только когда этот логический «скелет» будет начерчен, разверните эту связь мыслей в последовательность высказываний. Перечитайте текст несколько раз. Всели смысловые связи сохранились в тексте? Если нет, может быть, они и не нужны, потому что слушатели восстановят их сами? Выделите в тексте высказывания, к-рые отражают главный ход ваших мыслей, и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте только подчеркнутое.
4. Проанализируйте речь учителя с др. т.зр.: а) сколько раз за урок он хвалил и вообще поощрял уч-ся, класс или к.-л. одного? б) сколько раз высказывал недовольство или порицание? в) равномерно ли они распределялись или кому-то доставались «пироги и пышки», а кому – то «синяки и шишки»? в) сколько раз учитель повторял (точно или переформулируя) высказывание уч-ся? г) сколько вопросов было задано классу или отдельным уч – ся? д) сколько было отдано приказов и прямых указаний (их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «пойди…», «сделай…»)? е) сколько вопросов (по существу урока) было задано уч-ся учителю? ж) сколько раз уч-ся отвечали по собственной инициативе, а не по требованию учителя? Для простоты начертите табличку и в соответствующих графах ставьте точки.
5. А теперь попросите к.-л. из коллег проделать такой же анализ на вашем уроке в определенном классе, на ваших уроках в др. классах и на уроках др. учителей в вашем классе (по этическим соображениям вам самому не стоит этого делать). Сопоставьте результаты и сравните их с вашими данными из упражнения 4.
6. Попросите уч-ся вашего класса кратко (одним-дву – мя абзацами) обрисовать в письменной форме способ поведения и общения в классе различных учителей, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характеристиками» (по одному на учителя с просьбой их перетасовать) подписывать не следует, вообще это задание для уч-ся должно быть проверкой их наблюдательности и знания людей. Для них это будет интересной игрой, а для вас – поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых вам учителей вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнений 4 и 5.
Упражнения следует дополнить чтением литературы по проблемам общения.
Читайте далее:
- Тунгусское слово мэгдын как аналог майдана и рандеву
- Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2
- Использование вычислительной техники в управлении производством
- Социальные идентификации и возможность диалога
- 1С: Туроператор
- Автоматизация системы учета и управления персоналом
- Кибернетика — наука ХХ века
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Результат поиска: найдено 1 объектов.
Кол-во строк: 5101520253050100Все
- 1. Ланин Борис Александрович
- (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
- … (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Примите сердечные поздравления с самым красивым, волшебным и светлым праздником — Новым годом! Уходящий 2022 год был для нас плодотворным жизненным этапом, подарившим радость научных прорывов и образовательных свершений. Он наполнил нас мудростью и силой, принес н…
В очередном номере издания «Учительская газета» № 51 от 20 декабря 2022 года опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского «Человек эпохи Возрождения». Статья посвящена целостному и многогранному представлению подвижнической деятельности замечательного педагога, психолога и дефектолога Викт…
Российское общество «Знание» в рамках проекта «Женщина в истории» представила научно-просветительскую программу «Женщина в истории: Надежда Крупская». Соведущий передачи: Михаил Викторович Богуславский — главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, доктор п…
Российская академия образования в рамках проекта «ЛекторРАО» разместила на сайте выступление «Известные и неизвестные факты о жизни Ушинского» Автор: Михаил Викторович Богуславский — главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, доктор педагогических наук, п…
13–14 декабря 2022 года состоялся Всероссийский форум «Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования», ключевой целью которого было обсуждение вопросов научно-методического обеспечения государственной политики в сфере обновления содержания общего о…По информации Министерства просвещения Российской Федерации, «российские школьники завоевали пять золотых и одну серебряную медаль на 19-й Международной естественно-научной олимпиаде юниоров (IJSO2022) в Боготе (Колумбия). Олимпиада прошла в очном формате. Наша команда была представлена шестью учас…
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Поздравляем вас с государственным праздником – с Днем Конституции Российской Федерации! 12 декабря – особая дата для всех нас. Конституция — прочный фундамент успешного развития нашего государства, надежная основа его единства и процветания. Этот день является сим…
ВСЕ НОВОСТИ ➥
Навыки социального взаимодействия и расширенная основная учебная программа
Навыки социального взаимодействия и расширенная основная учебная программа
Что такое навыки социального взаимодействия?
Хорошо развитые навыки социального взаимодействия имеют решающее значение для развития положительной самооценки, построения отношений и, в конечном счете, для принятия в общество. Чтобы эффективно общаться с другими, устанавливать дружеские отношения, позитивные социальные отношения и восприниматься как приятное человеческое существо, человек должен демонстрировать хорошие социальные навыки.
Неотъемлемыми элементами социального взаимодействия являются вербальные или жестовые выразительные и рецептивные языковые навыки, необходимые для поддержания разговора. Понимание и использование навыков невербального общения — нюансов выражения лица и языка тела — также являются важными социальными навыками, используемыми для передачи различных эмоций и чувств.
Навыки социального взаимодействия необходимы для взаимодействия с другими людьми; тем не менее, большая часть содержания в этой области обычно усваивается путем случайного наблюдения за другими. Поскольку слепые или слабовидящие дети не могут случайно наблюдать за тем, как другие взаимодействуют и участвуют в жизни общества, они нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении для того, чтобы овладеть социальными навыками.
Зачем обучать навыкам социального взаимодействия как отдельной области?
Исследования показали, что молодые люди с нарушениями зрения подвержены риску в области социальных навыков. Они также, как правило, имеют меньшую сеть друзей и знакомых.
Исследования также показали, что между молодыми людьми с нарушениями зрения, вовлеченными в общественную деятельность, и работой по найму существует тесная взаимосвязь. Важность участия детей и подростков с нарушениями зрения в структурированном обучении социальным навыкам подтверждается исследованиями, и эта деятельность может и должна поддерживаться семьями, учителями учащихся с нарушениями зрения, школьным персоналом и поставщиками услуг.
Младенцы и дети младшего возраста: Люди начинают осваивать социальные навыки в младенчестве. Для маленьких детей социальное развитие сосредоточено на установлении связи и эффективном общении с родителями, опекунами и другими значимыми людьми в жизни ребенка.
Младенцы и дети ясельного возраста с нарушениями зрения могут подавать своим опекунам сигналы внимания, отличные от тех, которые подают родителям зрячие дети. Например, вместо того, чтобы громко шуметь в ожидании приближения родителя, ребенок с нарушениями зрения может замолчать, слушая, когда родитель подходит, чтобы покормить его, сменить подгузник, утешить или поиграть. Зрячие родители могут ошибочно принять это затишье за признак того, что ребенок хочет отдохнуть или что младенец не привязывается, хотя на самом деле это может указывать на прямо противоположное.
Лица, осуществляющие основной уход за младенцами с нарушениями зрения, должны выучить другой «социальный танец», чтобы обеспечить эффективное общение с ребенком. Вместо визуальных сигналов и зрительного контакта эти взаимодействия используют слух, осязание, обоняние и вкус для установления социальных связей. Эти дети получают пользу от воспитателей, предоставляющих слуховые описания и сигналы, такие как разговор, чтобы объяснить, что происходит, прежде чем прикоснуться к ребенку или поднести еду ко рту ребенка.
Родитель также может захотеть напевать, насвистывать или издавать другие приятные звуки, подходя к комнате ребенка, чтобы сообщить ребенку, что кто-то идет.
Взаимодействие с членами семьи в первые три года жизни определяет курс социального развития ребенка. Поэтому раннее вмешательство особенно важно, поскольку родители новорожденных с нарушениями зрения учатся справляться со своими чувствами по поводу рождения ребенка с нарушениями зрения.
Обучение родителей тому, как понимать поведение своего ребенка, может помочь предотвратить трудности в будущем. Родителей, возможно, следует поощрять использовать прикосновения вместо визуальных сигналов, таких как улыбка; например, массаж или объятия во время раскачивания и использование успокаивающего голоса могут быть более полезными для ребенка, чем вещи, которые он или она не может видеть. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны установили связь с ребенком, чтобы он или она чувствовали себя в безопасности и любили.
Начальный возраст: По мере взросления детей их братья, сестры и другие дети будут играть важную роль в их социальном развитии. Например, братья, сестры и сверстники могут обучать детей с нарушениями зрения таким навыкам, как очередность и социальное взаимодействие, когда они делают вид, что играют или играют в игры: «Смотри» и «Вы это видели!?!»
Для детей младшего возраста развитие социальных навыков переходит от построения отношений в семье к развитию отношений с другими людьми: одноклассниками и друзьями, а также учителями или взрослыми в школах и общественных учреждениях.
Средняя школа и последующие: К тому времени, когда дети переходят в среднюю, неполную среднюю и старшую школу, ожидается, что они будут знать наиболее распространенные социальные правила сообщества, в котором они живут. Это означает, что дети и подростки с нарушениями зрения должны освоить большинство основных социальных навыков, которые позволят им достичь своих социальных целей.
На этом этапе жизни от них ожидается, что они будут распознавать социальные проблемы, решать проблемы и преодолевать эти трудности. Тем не менее, учителям и членам семьи может потребоваться предоставить устную обратную связь о том, какие социальные навыки работают хорошо, а в каких областях может потребоваться дополнительная практика. Учащиеся с нарушениями зрения могут упускать сигналы от своих зрячих сверстников или других людей в сообществе; требуют участия зрячих друзей, семьи и учителей, чтобы понять влияние их поведения на других.
Как преподаватели учащихся с нарушениями зрения (TVI) подходят к обучению социальным навыкам?
По мере того, как дети растут, социальные навыки, которые они приобретают, дополняют друг друга. Таким образом, слепые или слабовидящие дети нуждаются в постоянном обучении социальным навыкам, соответствующим их возрасту и культурным особенностям.
По мере взросления учащиеся должны осваивать более продвинутые социальные навыки и продолжать практиковать ранее изученные. Например, дети с нарушениями зрения учатся многим видам социального поведения, которые от них ожидаются, когда они поступают в школу и в другую социальную среду за пределами дома.
- Различия в том, как правильно здороваться и говорить со взрослыми по сравнению с приветствием и разговором с другими детьми (что вы можете сказать, что вы не можете или не должны говорить, когда говорить и когда слушать).
- Как эффективно общаться с учителями и помощниками в классе (поднятие руки для вызова, соблюдение правил, когда можно говорить и как громко, когда и как можно перебивать и т. д.).
- Какие занятия и темы для разговоров представляют интерес для сверстников на игровой площадке, в столовой и во время неформального общения, например, в ожидании школьного автобуса или родителей после школы.
- Как близко можно стоять во время разговора.
- Когда и где человеку разрешено прикасаться к другому человеку.
- Выражения лица и жесты, используемые сверстниками для передачи невербальных сообщений.
- Какое социальное поведение ожидается в общественных местах: прикрывание рта, когда вы чихаете или кашляете, извинение, если вы ударите кого-то или наступите кому-то на ногу, произнесите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите или получаете что-то от кого-то и т. д. .
- Как активно участвовать в общественных мероприятиях и внеклассных мероприятиях, таких как дни рождения, развлекательные или спортивные мероприятия и скаутинг.
- Как эффективно работать с командой студентов над групповыми проектами.
В средних и старших классах подросткам с нарушениями зрения может быть полезно структурированное обучение, направленное на решение социальных дилемм, например, что делать, если кто-то грубит, когда ученик просит о помощи.
Особенно полезными могут быть ролевые игры и обсуждение сценариев. Социальные навыки можно совершенствовать, участвуя в таких мероприятиях, как спектакли, дебаты и уроки здоровья.
Некоторым подросткам может быть полезна более целенаправленная работа в группах поддержки или на консультациях в малых группах. Подростки с нарушениями зрения должны чувствовать себя комфортно, обсуждая свою инвалидность с другими: учителями, поставщиками соответствующих услуг, друзьями, членами расширенной семьи, работодателями и незнакомыми людьми. Они должны быть в состоянии определить, кому и что о них нужно знать, и как отказаться от ненужной или нежелательной помощи.
Кроме того, подростки с нарушениями зрения нуждаются в информации о социальных традициях и популярной культуре, чтобы участвовать в общественной деятельности со сверстниками. Эти действия могут включать прием пищи вне дома, свидания или общение с отдельным другом или в группах. Эта информация включает знания о модных тенденциях, технологиях и гаджетах, популярной музыке, спорте, фильмах и так далее.
Некоторые дополнительные области социальных навыков, которыми учителя учащихся с нарушениями зрения и их семьи захотят заняться в подростковом возрасте, включают:
- Развитие навыков уверенного общения и сравнение этих навыков с агрессивным или пассивным общением.
- Развитие понимания того, что другие чувствуют, когда человек использует различные типы коммуникативных навыков.
- Понимание того, как правильно выражать сексуальность и что делать, если другие ведут себя неадекватно (механизмы преодоления).
- Обеспечение личной безопасности и благополучия вне нуклеарной семьи (при подготовке к проживанию вдали от дома)
- Переговоры с другими — как отвечать взаимностью, когда это необходимо, и разъяснение того, что учащийся может и чего не может сделать, чтобы внести свой вклад в групповую деятельность или партнерство.
- Как ставить жизненные/карьерные цели и формулировать их другим (семье, друзьям и поставщикам услуг).
- Сохранение индивидуальности с учетом популярной культуры, тенденций и социального давления.
Как мы можем поддержать обучение навыкам социального взаимодействия в школах?
Навыкам социального взаимодействия лучше всего способствует полностью квалифицированный учитель учащихся с нарушениями зрения, который знает о социальных пробелах слепого или слабовидящего учащегося и о долгосрочном влиянии этого отсутствия доступа или понимания на развитие учащегося.
В дополнение к предоставлению прямых инструкций, чтобы помочь учащимся развить социальную осведомленность и соответствующие коммуникативные навыки, учителя учащихся с нарушениями зрения должны работать со всей командой Индивидуальной образовательной программы (IEP) учащегося и более широким школьным сообществом, чтобы помочь другим эффективно поддерживать развитие учащегося. навыков социального взаимодействия.
Молодежь с нарушениями зрения нуждается во множестве источников поддержки и обратной связи в своем сообществе. К ним относятся члены семьи, братья и сестры, соседи, сверстники, классные руководители, школьные консультанты и другие лица, с которыми учащийся может регулярно сталкиваться в сообществе.
Молодежи с нарушениями зрения также полезно общаться со сверстниками и работающими взрослыми, у которых также есть проблемы со зрением. Эти наставники являются богатыми источниками информации о том, как они сами справляются с разнообразными социальными взаимодействиями.
Кроме того, навыки социального взаимодействия должны быть учтены в целях IEP. Однако обучение социальным навыкам обычно не является формальным процессом. Таким образом, работая в сотрудничестве с более широким сообществом, учителя учащихся с нарушениями зрения дают возможность всем, кто вкладывает средства в благополучие учащихся, использовать моменты, которые можно использовать для обучения.
Например, если молодой ученик не смотрит на взрослых, когда они разговаривают с ним или с ней, учитель учеников с нарушениями зрения может захотеть дать быстрый урок, как это делать, а затем закрепить новое поведение. Сообщая учителям, школьному персоналу и членам семьи о проблеме и обучаемых навыках, учитель учащихся с нарушениями зрения гарантирует, что соответствующее социальное поведение будет укрепляться во всем сообществе ребенка. Услышав одно и то же сообщение от нескольких человек, учащийся узнает, что надлежащее поведение ожидается во всех сферах жизни ребенка, а не только в классе.
Топ-5 самых важных социальных навыков
12 сентября 2019 г.
Способность обрабатывать социальную информацию и реагировать на нее требует множества уникальных социальных навыков. Быть хорошим социальным коммуникатором требует как фактических, так и интуитивных знаний о правилах социального взаимодействия. Большая часть этих знаний о правилах социальных навыков подсознательно применяется к нашим взаимодействиям. Обычно мы не повторяем вслух правила социальных навыков, прежде чем вступать в социальное взаимодействие — мы просто используем их! Проблемы в области социального общения могут быть особенно запутанными и ошеломляющими из-за интуитивных знаний, которые от нас требуются. Например, трудности с решением математической задачи более очевидны. Мы можем видеть цифры, пытаться решить уравнение и доказывать, правильно оно или нет. С социальными навыками мало конкретной информации, за которую можно было бы ухватиться в данный момент. Однако абстрактные социальные концепции можно разбить на более мелкие конкретные шаги, которые могут помочь нам понять, какие социальные навыки использовать в данной ситуации и почему эти социальные навыки следует использовать. Ознакомьтесь с пятью основными социальными навыками, которыми обладают эффективные социальные коммуникаторы:
- Вербальное общение : Вербальное общение может быть наиболее очевидным из социальных навыков. Когда мы думаем о социальных взаимодействиях, мы часто в первую очередь думаем о общении с другими людьми. Но что на самом деле важно, когда дело доходит до разговорных навыков? Нам нужно знать, как: по очереди, реагировать на начало разговора, справляться со сменой тем, запрашивать разъяснения, устранять сбои в общении, задавать вопросы, делать поддерживающие комментарии, прерывать надлежащим образом и предоставлять справочную информацию. Вербальное общение является основополагающим навыком для эффективного социального взаимодействия.
- Невербальное общение : Хотя вербальное общение может быть наиболее очевидным социальным навыком, невербальное общение также необходимо. Нам постоянно поступают невербальные сигналы от других, и мы должны понимать эти сигналы и использовать их сами. Нам нужно уметь понимать: язык тела, тон голоса, мимику, личное пространство, позу, юмор и эмоции. Все это невербальные элементы общения, которые можно изучить и практиковать, чтобы повысить нашу эффективность в качестве социальных коммуникаторов.
- Принятие перспективы : Принятие перспективы — это практика рассмотрения мыслей, эмоций, убеждений, предшествующих знаний, мотивов и намерений наших партнеров по общению и самих себя. Понимание точек зрения других позволяет нам понять реальный смысл передаваемого сообщения. Например, если я разговариваю с другом, я могу заметить невербальные сигналы, такие как зевание. Принятие точки зрения позволяет мне сделать еще один шаг вперед, применяя мои предварительные знания к ситуации. Моя подруга была на работе весь день, она не выспалась прошлой ночью, и я могу сделать вывод, что она была бы признательна за завершение разговора, чтобы пойти вздремнуть. Учет точек зрения других людей во время социальных взаимодействий является жизненно важным социальным навыком, необходимым для компетентного социального общения.
- Решение проблем: Социальные проблемы так или иначе возникают во всех отношениях. Избежать проблем невозможно, но мы можем научиться эффективно решать социальные проблемы с намерением найти решения, которые работают для всех. Решение проблем — это важный социальный навык, который включает в себя: высказывание и получение критики, использование добрых слов, определение точек зрения других, учет мнений, отличных от наших собственных, обсуждение проблемы, выслушивание другого человека, поиск взаимовыгодных решений и благосклонно принимая результаты. Решение проблем и управление конфликтами — это область, с которой борются многие люди. С практикой социальный навык решения проблем может стать таким же простым и гибким, как и любой другой навык, необходимый нам для эффективного социального общения.
- Самосознание: Осознание собственных мыслей, эмоций и поведения помогает связать воедино все эти социальные навыки. Изучение себя позволяет расти и может оказать значительное положительное влияние на отношения в нашей жизни. Мы можем самостоятельно контролировать наше вербальное и невербальное общение во время разговоров и начинаем понимать свои сильные стороны и трудности, а также то, как это может повлиять на нашу способность быть эффективными социальными коммуникаторами.
Социальные навыки важны для всех нас. Нам нужна прочная основа социальных навыков, чтобы быть эффективными социальными коммуникаторами в нашей школе, на работе, дома и в общественной жизни. Большую часть времени социальные навыки приобретаются имплицитно, но абстрактную концепцию социального общения можно разбить на конкретные шаги, которым можно учить и которым можно научиться.