Умолчание примеры: Умолчание в литературе, в русском языке: что это, примеры

Содержание

Примеры умолчания в русском языке

«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)

Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)

Источник

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

Происхождение

Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

Умолчание в художественной речи

В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

Умолчание в русской литературе

Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах, что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

Пример использования умолчания:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если …
(А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

Умолчание в ораторском искусстве

Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

Связь с другими приёмами

С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.

Источник

умолчание

Смотреть что такое «умолчание» в других словарях:

Умолчание — Умолчание намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся… … Википедия

умолчание — недомолвка, недосказанность, недоговорка, недоговоренность; умалчивание, фигура умолчания. Ant. высказанность, откровенность Словарь русских синонимов. умолчание см. недомолвка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Рус … Словарь синонимов

УМОЛЧАНИЕ — УМОЛЧАНИЕ, умолчания, ср. 1. только ед. Действие по гл. умолчать (книжн.). Умолчание о самом существенном. 2. Служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (лит.), напр … Толковый словарь Ушакова

умолчание — УМОЛЧАТЬ, чу, чишь; сов., о чём. Умышленно не сказать о чём н. Умолчал о самом главном. Не могу у. (считаю себя обязанным сказать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

умолчание — Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания. [ГОСТ 28397 89] Тематики языки программирования EN default … Справочник технического переводчика

Умолчание — 15. Умолчание Default Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания Источник: ГОСТ 28397 89: Языки программирования. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Умолчание — I ср. 1. процесс действия по гл. умолчать отт. Результат такого действия. 2. То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным. II ср. Служащий для усиления выразительности речи стилистический приём, при котором выражение мысли остается… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

умолчание — умолчание, умолчания, умолчания, умолчаний, умолчанию, умолчаниям, умолчание, умолчания, умолчанием, умолчаниями, умолчании, умолчаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

умолчание — высказанность досказанность … Словарь антонимов

умолчание — Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (П у ш… … Словарь лингвистических терминов

Источник

Умолчание

«Silentium est aurum» или «Молчание – золото» – гласит латинская пословица. Действительно, с помощью слов человек способен донести до своего слушателя своё мнение. Молчание, пауза, сделанная в определённый момент речи, позволяет ему не только дать собеседнику возможность обдумать ответ, но и обратить его внимание на важную мысль, возбудить в нём любопытство, волнение и желание узнать, что ещё на уме у говорящего. Недосказанность в речи придаёт ей многозначительность, усиливает воздействие на слушающего.

Это свойство намеренной недосказанности или умолчания было известно ещё древним грекам. Античные ораторы широко использовали риторическую фигуру, получившую название «апозиопеза» или «апозиопезис» (происходит от слова «aposiopon» – «умолкаю»), что в переводе значит «недомолвка, умалчивание». Древнегреческий автор III века до нашей эры Деметрий Фалерский так писал в своём трактате «О стиле»: «Ведь тот, кто понял недосказанное вами, тот уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный. Ведь он самому себе кажется понятливым, потому что вы предоставили ему повод проявить свой ум».

В русской поэтике фигура умолчания определяется как намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться. На письме умолчание чаще всего передаётся с помощью многоточия.

Умолчание в значительной степени влияет на восприятие текста читателем. Обрыв фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в сильном волнении, которое мешает ему договорить. Либо предмет, о котором идёт речь вызывает у него такую ненависть, что он не может произнести его название. Возможно, герой смущён, как, например, бывает при признании в любви. Или он находится в ситуации, когда нельзя упоминать что-либо, и тогда умолчание создаёт ореол загадочности вокруг предмета разговора. Благодаря этому читатель может лучше прочувствовать состояние персонажа и глубже проникнуть в сюжет.

Исследователи выделяют несколько признаков умолчания как стилистической фигуры:

В связи с многообразием функций и широкими возможностями умолчание стало популярным приёмом в различных литературных традициях. Вот отрывок их стихотворения древнеримского поэта Овидия «Лето стояло, и день миновал половину часов…»:

Вдруг появилась Коринна, одета туникой легкой;
Падали пряди двух кос прямо на белую грудь.
В спальню такой приходила дивная Семирамида,
Многих любившая шла к ложу Лариса такой!
Тунику я сорвал…

Безо всякого смущения поэт любуется красотой своей героини, но то, что будет происходить между ними, целомудренно скрыто за умолчанием. Так автору удаётся возбудить в читателе те же чувства, что, возможно, испытывает он сам при виде прекрасной женщины.

В романтических произведениях умолчание помогает обозначить трагические события, не произнося вслух горькие слова. Вот как это делает знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон:

Луга под топотом дрожат весь день…
О, сколько страхов! радостей! заботы!
Спасенья ищет в озере олень…
И славит громкий крик конец охоты!

«Элегия на Ньюстедское аббатство», перевод В. Я. Брюсова.

Благодаря недосказанности этот фрагмент приобретает двойственное звучание. Первая и третья строки тревожны, в то время как вторая и четвёртая полны ликования. Поэт не произносит страшные слова, но подразумевается, что человеческие забавы несут природе и её обитателям страх («луга дрожат…») и гибель («в озере олень…»).

Большим ценителем этой фигуры речи был Александр Сергеевич Пушкин. Читая его лирические произведения, мы часто можем встретить в них многозначительную недосказанность:

Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть.

Он поднял меч… и с трепетом Эвлега
Падает на дерн, как клок летучий снега,
Метелицей отторженный со скал!

Сначала были мы друзья,
Но скука, случай, муж ревнивый…
Безумным притворился я,
И притворились вы стыдливо,
Мы поклялись… потом… увы!

На недосказанности построена восточная поэзия. Для примера рассмотрим японские стихи хокку, лаконичная структура которых предполагает, что в небольшом количестве слов будет скрыт эффектный образ:

Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда…

Из этих строк веет разочарованием в жизни, ушедшей юностью и любовью, о которой напоминают нежные цветы. Но поскольку поэт не сказал об этом, читатель может вообразить иные сюжеты.

Ждут птенцы в гнезде.
Жаворонок залетел
Слишком высоко.

Здесь за простыми выражениями скрывается намёк на трагедию, причём умолчание усиливает драматизм этого события.

Не избегают умолчания и современные авторы. Вот несколько отрывков из произведений молодых русских поэтов:

Бигборд с оранжевой кухаркой
Горит бесплотным оккупантом.
Заброшу всё, поеду в Харьков!
…с моим талантом!

«Я устаю быть человеком…», Максим Кабир.

Этот фрагмент – яркий пример реализации этической функции. Под умолчанием скрывается довольно резкое выражение, если не совершенно неприличное, но поэт опускает его, подчёркивая тем самым своё напряжённое состояние.

Я найду, добуду – назначат казнь,
А я вывернусь, и сбегу, да и обвенчаюсь
С царской дочкой, а царь мне со своего плеча даст…

«Детское», Вера Полозкова.

В этом отрывке поэтесса позволяет самим читателям додумать, чем закончится её взрослая сказка.

Таким образом, можно сказать, что умолчание является востребованной стилистической фигурой. Оно не теряет актуальности до сих пор и применяется как в литературном языке, так и в повседневной речи.

Источник

Значение слова умолчание

Умолчание в словаре кроссвордиста

умолчание

1.процесс действия по гл. умолчать отт. Результат такого действия.

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: умолчать.
2) То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным.
3) Служащий для усиления выразительности речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком; фигура умолчания (в литературоведении).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (П у ш-к и н).

Словарь лингвистических терминов

умолчание ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: умолчать.
2) То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным.
3) Служащий для усиления выразительности речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком; фигура умолчания (в литературоведении).

Толковый словарь Ефремовой

1. только ед. Действие по глаг. умолчать (книжн.). Умолчание о самом существенном.

Толковый словарь русского языка Ушакова

— стилистическая фигура: оборот речи, в котором автор сознательно оставляет мысль недосказанной, предоставляя читателю возможность самому догадаться, какие слова не произнесены: «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, // Что уж барону время умереть» (А.С. Пушкин).

Словарь литературоведческих терминов

Полный орфографический словарь русского языка

, умолчать то, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным в литературестилистический приём, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намёком с целью усиления выразительности в программированиизначение, условие и т. п., используемое автоматически, без специального указания и явного определения

Усмотрено: 1) пропаганда и восхваление прогнившей экономической системы, 2) умолчание форм и методов тотального контроля над населением, 3) умолчание о доступности долголетия только правящему олигархическому слою.

Потом он, с глазу на глаз, упрекал меня в склонности к юдофобству, но я отвёл упрёки, сказав, что его умолчание о евреях замечено не только мною, а всеми товарищами.

В кругах математиков и психиатров, так различных друг от друга, я встречался с утверждением, что умолчание и, тем самым, забвение ГОЛЕМА было своего рода защитной реакцией общества перед огромным чуждым телом, что не согласуется с тем, что мы постараемся допустить.

Мелодраматическое преувеличение одних и трусливое умолчание о других фактах смещало реальную оценку любого события.

Сначала умолчание казалось ему незначительным упущением с его стороны, а потом, когда он понял, что сам влюбился в Дебру, испугался, что может ее потерять, если скажет правду.

Простое умолчание факта не снимает с повестки этот важный вопрос, кроме того, вызывает сомнение, что лорд Дерби решился бы аннулировать таким необычным и дерзким способом имперские права ее величества и своей страны.

О дивный новый мир

Транслитерация: umolchanie
Задом наперед читается как: еиначлому
Умолчание состоит из 9 букв

Источник

Видео

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

Решаем вместе 26 задание ЕГЭ (средства художественной выразительности)

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Пунктуация при прямой речи

Как УДИВЛЯТЬСЯ по-русски? || Эмоции и чувства

Местоимение в русском языке. Как определить местоимение? На какие вопросы отвечает местоимение?

МОЧЬ или УМЕТЬ ? || Какая разница?

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Поделиться или сохранить к себе:

Оксюморонсоединение логически несовместимых понятий

Р. Г. Назиров Фигура умолчания в русской литературе

Назиров Р. Г. Фигура умолчания в русской литературе //
Поэтика русской и зарубежной литературы:
Сборник статей. — Уфа: Гилем, 1998. — С. 57 — 71.

От молдаванина до финна
На всех языках он молчит
Тарас Шевченко

Уже в древнегреческой риторике сформировалось понятие апо-сиопезы (лат. retitentia), в русском — фигура умолчания. Это стилистическая фигура, недомолвка, прервание речи и оставление какой-либо темы вследствие волнения, отвращения, стыдливости и т.д. Умолчание отражает повышенную эмоциональность речи и мобилизует контекстуальное воображение читателя: вследствие умолчания внимание реципиента тем более концентрируется на том, что замалчивается; прерванную мысль контекст обычно позволяет реконструировать до цельности. Таким образом, умолчание не создает тайны, а служит средством акцентирования того, о чем прямо не сказано. Так нужно понимать и латинскую поговорку: «Кто молчит, тот кричит».

Умолчание есть требование автора, чтобы читатель сам расшифровал пробел: оно активизирует мысль читателя, подобно загадке. Ведь обычная формула загадки — сочетание нескольких деталей или признаков предмета с умолчанием о самом предмете. Отгадка — расшифровка этого умолчания, название предмета. В русской литературе графическим выражением фигуры умолчания служит знак многоточия.

Эта фигура изменялась в историко-литературном процессе, и это развитие связано с социокультурной историей молчания. Издревле известно, что «молчание — ограда мудрости», «слово — серебро, молчание — золото». Римский папа Бонифаций VIII, запугав своих кардиналов, провозгласил: «Qui tacet, consentire videtur» («Кто молчит, да будет рассматриваться как согласный»). Отсюда и произошла шутка тиранов: «Молчание — знак согласия». Но то был самообман зарвавшегося папы.

На деле молчание чаще бывает знаком несогласия, а порою в нем таится невысказанная угроза. Паскаль в «Мыслях» признавался: «Вечное безмолвие этих бесконечных пространств пугает меня».

58

15 июля 1789 г., на другой день после падения Бастилии, король Людовик XVI решил лично посетить Конституанту (Учредительное собрание). При вести об этом слово взял Мирабо, первый оратор Конституанты, и заявил: «Пусть угрюмое почтение будет первым приемом монарху в этот скорбный день. Молчание народов — это урок королям!».

Пушкин хорошо знал Мирабо, читал его речи. Возможно, помнил и эту фразу. В таком же смысле он создал самое известное умолчание русской литературы — в финале трагедии «Борис Годунов», когда за призывом Мосальского выкрикнуть на царство Дмитрия Ивановича следует торжественная ремарка: «Народ безмолвствует».

И все в России знали, что означало это молчание для Лжедмитрия: после весьма краткого царствования его сбросили с колокольни, а потом вся Москва ходила плевать на его труп.

Таким образом, инсценированная фигура умолчания в развязке трагедии служит грозным пророчеством. Пушкин, закончив трагедию накануне смерти Александра I, в нескольких письмах называл себя «пророком».

Фигура умолчания — одна из любимейших в стилистике Пушкина. И в лирических стихах у него встречаются весьма многозначительные и порою угрожающие умолчания:

… не правда ль? Ты одна… Но если…
(«Ненастный день потух»)

Русский народ нередко трактовал молчание как угрозу. В противоположность соловьям-разбойникам ночных дорог, одинокий русский удалец едет, никого не стращая свистом, но не приведи бог с ним столкнуться:

«Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»
(Руслан и Людмила»)

В «Капитанской дочке» Пушкина башкирец с отрезанным языком буквально не может говорить.

Но когда после взятия Белогор-ской крепости этот самый башкирец вешает офицеров, то мы осознаем, что его немота тоже была пророческой: молчание предвещало месть. Это вариация мотива «немоты как пророчества».

Его политическую интерпретацию мы находим в одном из писем декабриста Михаила Лунина с каторги: «Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание. Доказательством, что он мыс-

59

лит, служат миллионы, тратимые с целью подслушать мнения, которые ему не дают выразить».

По образцу пушкинского башкирца с отрезанным языком Тургенев создал свой вариант символа — глухонемого гиганта в рассказе «Муму». Известно, что у Герасима был реальный прототип — глухонемой силач Андрей, дворник матери писателя. Но символический сюжет сочинен Тургеневым, Герасим — хрестоматийный символ русского народа. Молчит он вынужденно, но его моральная оценка собственных господ выражается в его уходе (уход — старинная форма протеста в русском крестьянстве). Тургеневу молчание крестьянства казалось загадочным.

Его стихотворение в прозе «Сфинкс» прямо отождествляет русского мужика с египетским Сфинксом (реализация метафоры).

Нет ничего страшнее, чем молчание народа. Именно поэтому слабейшим звеном в обозреваемой традиции мне представляется Савелий, богатырь святорусский, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Во-первых, образ сделан из общих мест, во-вторых, Савелий слишком говорлив. Некрасов слишком прозрачно грозит мужицкой революцией, «наши топоры лежали до поры» и т.п.

Некрасов любил обстоятельные, несколько навязчивые умолчания:

Нет! Вам красного детства не знать,
Не прожить вам покойно и честно.

Жребий ваш… но к чему повторять
То, что даже ребенку известно?
(«Сумерки»)

Прямым «обнажением приема» считают известную концовку рассказа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Из песни слово выкинуть,
Так песня вся нарушится.
Легла я, молодцы…

Лев Толстой, казалось бы, все досказывал до конца и о любых постыдных и страшных вещах говорил с величественной грубостью. Но и он прибегает к умолчаниям, которые как бы слегка растушевывают слишком резкий контур человеческих фигур. В черновиках у него все говорится прямо: «Наташе надо мужа, а то и двух». В окончательном тексте физиологическая мощь ее натуры передана

60

самим действием, и лишь в эпилоге «Войны и мира» вырвалось слово «самка».

В черновиках прямо говорилось об инцестуозной связи Элен Курагиной с ее братом Анатолием. В романе этого нет, но Анатоль приходит к Элен занимать деньги и целует ее обнаженные плечи.

В черновиках прямо говорится о крайней падкости Кутузова на женскую красоту, В романе он лишь любуется красотой попадьи, подносящей ему хлеб-соль.

Понимание русского мужика как немого гиганта и его молчания как угрозы своим угнетателям стало штампом всей передовой русской поэзии. На пороге XX в. В.Брюсов пишет своего нашумевшего «Каменщика» с его знаменитой концовкой:

— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи?
— Эй, берегись! Под лесами не балуй!
Знаем все сами — молчи!

В 1905 г. Т. Л. Щепкина-Куперник написала стихотворение «От падших твердынь Порт-Артура», ставшее народной песней. Оно кончалось так:

Ни слова солдат не ответил,
Лишь к небу он поднял глаза.

Была в них великая клятва
И будущей мести гроза.

Традиционная для русского народа символика угрожающего молчания превращена Иваном Буниным в мрачную похвальбу гуляки: это рассказ «Я все молчу» — страшная и жалкая пародия на эту надоевшую немую угрозу.

Еще в середине XIX в. польский поэт Норвид развил оригинальную теорию умолчания как основы поэтического текста. Он назвал умолчание «жизненно важным элементом речи»: оно вычи-тывается в каждом предложении, а затем становится поводом и мотивом следующего предложения. В чем-то Норвид опередил современное понимание языка художественной литературы как системы закодированных значений и недоговоренностей. Ведь апо-сиопеза лишь подчеркивает естественную недоговоренность поэтического языка. Ничто так успешно не нагоняет скуку, как педантизм досказывания. Русские классики это хорошо понимали.

61

Язвительные умолчания Гоголя вкупе с лукавыми эвфемизмами позволяли обходить цензуру и ханжескую мораль. В финале «Шинели» мы читаем о значительном лице: «…но здесь он, подобно весьма многим, имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка»; «..он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке». Читай: медвежья болезнь.

Поговоркой стало умолчание из «Записок сумасшедшего»: «Посмотреть бы ту скамеечку, на которую она становит, вставая с постели, свою ножку, как надевает на эту ножку белый, как снег, чулочек… ай! ай! ай! Ничего, ничего… молчание». Здесь прием не только обнажен, но и назван. «Ничего, ничего… молчание» — писывал в письмах Достоевский, шутливо цитируя Гоголя.

Некоторые авторы смешивают умолчание с поэтикой тайны, хотя это совершенно разные вещи. Детектив оперирует головоломками: у Агаты Кристи подозрение в преступлении падает на всех персонажей, а убийцей оказывается наименее подозреваемое лицо.

Детективу нужна неожиданность разгадки. Умолчание есть пропуск понятного, заполняемый воображением читателя; при этом разгадка тщательно подготовлена автором и, в сущности, имеет явный характер. Собственно, это не разгадка, а необходимый ход мысли. Мы вынуждены про себя произнести слово или нарисовать образ, опущенный автором. Нам от этой необходимости никуда не деться, коль скоро мы читаем текст, а слово пропущено или рифма заменена. Эквивалентом умолчания является намеренное нарушение рифмы, как это проделал великий русский шутник Алексей Константинович Толстой в своей озорной «Оде на поимку Таирова» (см. первую строфу).

Огромную роль играют умолчания в романах Достоевского, но их нужно отличать от сюжетных тайн и загадок. В отличие от Некрасова, Достоевский не хочет акцентировать пропуск ужасного, он не детализирует, не распространяет ту часть текста, где подготавливается умолчание. Иногда вообще эти подготовительные элементы далеко разнесены по тексту. Мы знаем из письма матери к Раскольникову о темной тайне в биографии Свидригайлова, можно почти забыть о ней, но вдруг — яркое сновидение, прекрасные свежие цветы и среди них мертвая девочка в гробу.

И мы сразу

62

понимаем, что Свидригайлову приснилась девочка, которую он растил и которая затем утопилась.

Чаще всего умолчания Достоевского связаны с мотивами болезненной эротики. Прежде всего — в «Записках из подполья», но этот случай я должен опустить, потому что полной разгадки его не захотел сам Достоевский, и волю его я считаю необходимым уважать. Ранее в «Хозяйке» из серии полунамеков и недомолвок вырастает главная тайна красавицы Катерины: она не только жена, но и дочь Мурина. Очень многозначительны недомолвки вокруг отношений Свидригайлова и его покойной жены. В первом разговоре с Раскольниковым Свидригайлов рассказывает: «Мы весьма согласно жили, и она мной всегда довольна оставалась. Хлыст я употребил, во все наши семь лет, всего только два раза (если не считать еще одного третьего случая, весьма, впрочем двусмысленного)…» Что означает эта парентеза (скобочное вставное замечание)? У Достоевского не бывает незначащих слов. Ясно, что «двусмысленное» употребление хлыста — это сечение в целях возбуждения, эротическая флагелляция. Еще один дополнительный штрих к портрету Свидригайлова

Прославленный финал романа «Идиот» композиционно центрирован вокруг описания роскошного ложа, на котором «кто-то спал»; из-под простыни высовывался кончик обнаженной ноги, он казался выточенным из мрамора и «ужасно был неподвижен». А далее уже князь Мышкин спрашивает Рогожина. «Это ты?»

«— Это… я… — прошептал Рогожин и потупился».
Далее — долгий разговор о деталях, и через две страницы князь спрашивает:

«— Слушай, скажи мне: чем ты ее? Ножом? Тем самым?

— Тем самым».

И только после этого впервые; произносится слово «убить». До этого в длинном эпизоде ни разу не было сказано «смерть», «труп», «убил»: оба собеседника избегают этих слов, как и повествователь. И оказывается, что семантически весь эпизод построен вокруг одного прогрессивно разрастающегося умолчания, имя которому -Смерть. Прямое ее называние нарушило бы торжественность картины, поскольку оно табуировано в традиционном быту.

Есть там еще один секрет. В ногах постели «сбиты были в комок какие-то кружева». Между тем выше было сказано о снятой и в беспорядке разбросанной повсюду одежде, цветах, лентах; драго-

63

ценности лежат на столике. Очевидно, это сняла сама Настасья Филипповна, а «какие-то кружева» в ногах обозначены отдельно. Читатели эпохи знали, о чем идет речь. Назвать эту интимную деталь дамского туалета, обшитую кружевами, было бы пошлостью или полицейщиной (ибо полицейский протокол досмотра обязан включать нее, даже несказуемое). Из отделения этой неназванной детали от прочей одежды следует, что Настасья Филипповна была окончательно раздета после смерти. Что же это значит?

Достоевский намекает на акт некрофилии, повторяя знаменитое умолчание Виктора Гюго в конце «Собора Парижской Богоматери» — жуткую картину двух обнявшихся скелетов, мужского и женского, на свалке для казненных, причем на женском скелете видны были следы насильственной смерти. Французская критика назвала эту картину «le manage de: Quasimodo» («брак Квазимодо»). В контексте французской литературы XVIII-XIX вв. умолчание в финале «Идиота» понятнее, чем в русском. В этом смысле «Идиот» находится где-то посредине между «Собором Парижской Богоматери» и садомазохистской драмой Оскара Уайльда «Саломея», героиня которой целует отрубленную голову Иоанна Крестителя. Примечательно, что Уайльд написал эту драму по-французски: она не вписывалась в контекст английской литературы, как не вписывался и весь Уайльд. «Саломея» нуждалась во французском контексте, поскольку во французской литературе садизм и некрофилия давно утверждены «божественным маркизом», романтизмом и Шарлем Бодлером.

По этому поводу я хотел бы заметить, что совершенно справедливо утверждение Цветана Тодорова: «Интертекстуальность изобретена не Бахтиным, а Достоевским». Добавлю, что интертекстуальность Достоевского — мирового масштаба. Он рассчитывал на взаимодействие своего текста с текстами не только русскими, но и французскими, английскими, немецкими. Иногда он давал референции, отсылки к текстам-источникам, но чаще не давал, рассчитывая на бессознательное припоминание читателя. Когда функционирование этих текстов ослабевает, умолчания Достоевского становятся темнее.

Сегодня его книги многое теряют вследствие небрежения публики к Гюго и Диккенсу, полного выпадения из европейской памяти Анны Радклиф, Мэтьюрина и Эжена Сю. Бальзак еще читается,

64

Шиллер в основном забыт. А русская классика не может быть адекватно воспринята вне Европы.

Особенно сильно и оригинально прием сюжетно значимого умолчания разработан в «Братьях Карамазовых».

Происхождение Смердякова не скрыто от читателя, но дано с некоторой неопределенностью: это характерно для Достоевского, он не любил окончательных высказываний. Выражаясь языком художественной графики, он любил пятно, а не контур. Достоевский — «нелинейный» художник.

Символические жесты героев Достоевского, о которых мне уже доводилось писать, как правило, безмолвны. Жест есть паралингвистика, но у жеста есть свой лингвистический план: это именно умолчание как явление художественного языка. И таких жестов в «Братьях Карамазовых» несколько.

Во-первых, это земной поклон старца Зосимы Мите — жест, ошеломивший всю аудиторию. Во-вторых, поцелуй Христа в Легенде о Великом инквизиторе.

Что означал поклон Зосимы? Старец поклонился Мите за его будущее страдание. Здесь умолчанием скрыто пророчество.

Поцелуй Христа — в губы Великого инквизитора — вызывал особенно много споров. В. Е. Ветловская в одной из своих работ попыталась дать этому жесту чисто догматическое, православное объяснение и привлекла древнее пророчество о том, что Христос убьет Антихриста «дыханием уст своих». Но, во-первых, поцелуй и дыхание — не одно и то же. Во-вторых, Валентина Евгеньевна забывает, что Легенду сочинил тот самый Иван Карамазов, которого она сама считает воплощением Сатаны. Как же он может сочинить столь возвышенно христианский финал своей Легенды? Или это очередная дьявольская ложь, притворство, водевиль? Ясно, что в интерпретации В. Е. Ветловской возникает логическая неувязка.

На мой взгляд, поцелуй Христа — никакое не пророчество, а загадка. Великий инквизитор выражает идеи, которые терзают ум и душу самого Ивана. Легенда представляет собой лиро-эпическую поэму в романтическом духе, и автор (Иван) предельно близок к своему герою. То, что Христос не произносит ни слова, не есть умолчание: Христос уже все сказал, и Великий Инквизитор знает каждое его слово. Получается, что диалог Великого Инквизитора с пленным Христом есть инсценизация внутреннего диалога Ивана. Почему же эта инсценизация все же является диалогом, коль скоро

65

Христос молчит? Потому что он не просто слушает, но и принимает участие в диалоге своим ответным жестом — поцелуем. Бог тут-то и возникает загадка, фигура умолчания. Что означает этот поцелуй? Любые интерпретации, не учитывающие позицию автора Легенды, т.е. Ивана, обречены на неудачу. С учетом же этой позиции отгадка легка.

Поцелуй Христа обозначает прощение Им Инквизитора, признание его трагической личной жертвы. Сочинитель Легенды, несмотря на свой бунт против Бога, столь красноречиво воспетый в нашей науке, нуждается в Христовом милосердии. Он и сочинил этот поцелуй, мечтая, что Христос поймет его «горние мудрствования» и простит его, ибо Инквизитор служит дьяволу не ради власти, а ради слабости людей, которые вечно ищут рабского покоя и попечительной о них тирании. Иван ведь бунтует не из пустого недовольства, его логика не в силах примирить страдания детей с обетованной гармонией; религиозный выбор есть скачок через логику, выход из евклидова мира; вера в принципе иррациональна и гордится этим. Иван — чистейший рационалист, богоборец, но в то же время мечтает о Христовом прощении.

Итак, в анализе этого жеста речь должна идти не о том, почему Христос поцеловал Инквизитора (я думаю, Он бы этого никогда не сделал), а о том, почему Иван сочинил этот поцелуй, что значит Христос для Ивана. Вот это будет верная плоскость анализа.

Теперь попытаемся соотнести поцелуй Христа с более ранним умолчанием — поклоном Зосимы.

Клод Леви-Стросс на примере классической античной мифологии показал, что многие мифы строятся на двух противоположных эпизодах: загадка (вопрос без необходимо наличного ответа) уравновешивается пророчеством (ответом без необходимо наличного вопроса). По смыслу они могут и не сводиться: так, например, пророчество об ужасной судьбе, ожидающей Эдипа, и загадка Сфинкса между собою семантически не соотносятся. Роман «Братья Карамазовы» высоко мифологичен, но это все же роман. В нем два вышеуказанных умолчания не только взаимно уравновешиваются, но и семантически соотносятся. Этот пророческий поклон и загадочный поцелуй (пророчество и загадка Леви-Стросса) далеко разнесены по тексту, но внутренне связаны. Их значение раскрывается только во всем объеме романа. Старец Зосима пророчески предсказывает Мите великое страдание, которое проистекает от его

66

гордого и бурного характера. Буйство страстей ведет к страданию и к очищению этим страданием, т.е. потенциальной святости. Напротив, буйство разума, разгул логики ведет к злодеянию. Иван это предчувствует и страшится отпадения от Христа, ибо порвать с Христом труднее, чем с Истиной (о чем прямо заявил Достоевский в одной из записей для себя). Поэтому Иван и мечтает о Христовом прощении, и это единственное, что его отделяет от реального убийцы — Смердякова. Для самого же Достоевского, по всей видимости, мораль Христа была важнее всякой логики.

Бунт Ивана потому нельзя отождествлять с восстанием Люцифера против Бога, что Иван — это бунтовщик, не сделавший последнего шага. Он не способен ни броситься в бездну «вверх пятами», ни перепрыгнуть через нее, совершить парадоксальный скачок в сверхразумную веру. Иван скован разумом. Он типичный человек современной цивилизации, все еще стоящий перед бездной — до сего дня. Роман вышел более ста лет назад, но, оказывается, столетие — не так уж много для гения. И поныне богатырь ломает голову на смертельно опасном распутье, и нынешний Иван Карамазов не может окончательно выбрать ни скачок к свободе, ни бездну сытого рабства. И русский народ застыл перед выбором, как парализованный, застрял перед пригожинской «бифуркацией» своей истории.

В «Братьях Карамазовых» есть и другие символические жесты, другие умолчания. Об одном из них Митя рассказывает брату Алеше; когда он с честью отпустил пришедшую к нему домой Катю Верховцеву, то испытал такой прилив восторга, что хотел покончить с собой, но вместо этого лишь вынул из ножен шпагу и поцеловал ее.

Шпага — традиционный символ чести. Целуя ее, Митя мальчишески наивно присягал чести, но это символика книжная, от западноевропейского феодализма. Вполне понятно и простительно: кто из русских мальчиков не любил «Айвенго»? Пушкин и Николай I были поклонниками Вальтера Скотта. Сам Достоевский в детстве увлекался романтикой европейского средневековья, но в конце жизни уже хорошо сознавал искусственность рыцарского этоса. Поэтому он развенчивает жест Мити, показывая Митину нелепость, русское пьяное донкихотство, безобразные скандалы, привычку сорить деньгами (в том числе и чужими), короче говоря -весь антиэстетизм русской судьбы, родимую страшную нескладу-

67

ху. А Катя Верховцева, по образованности своей сумевшая оценить рыцарское великодушие Митеньки, тут же возненавидела его за это рыцарство, ибо ждала надругательства, искала трагической судьбы; отвергнув ее дочернюю жертву, Митя отнял у нее шанс мученичества. В этой истории умолчания и символические жесты чрезвычайно богаты по смысловому наполнению.

Наконец, чтобы не умножать примеров, рассмотрим еще только одно умолчание — в самом повествовании Достоевского, единственное в своем роде. Это сцена рекордной напряженности в саду Федора Павловича, когда Митя смотрит из темноты на мерзкую фигуру своего отца в светлом квадрате окна и сжимает в руке тяжелый медный пестик, заранее заготовленное орудие убийства.

Читатель ждет удара, ибо убийство Митей отца подготовлено многочисленными сюжетными предварениями, убийство назревает, атмосфера насыщена электричеством. И в самый, казалось бы, роковой момент Достоевский ставит знаменитую строку многоточий, т.е. общепринятое выражение прерванности повествования; это типичная фигура умолчания. Тем не менее функции этого умолчания совершенно не типичны.

Выше уже говорилось, что умолчание в принципе отлично от сюжетной тайны. Но Достоевский любил поэтику тайны. Он строил сюжет, по определению Ф. И. Евнина, как «систему тайн» и широко использовал приемы готико-авантюрной традиции, романа «тайн и ужасов». Вот и здесь вводится сюжетная тайна: что же произошло, кто убил Федора Павловича, who done it?

Когда Митя объявляет, что не убивал отца, мы ему безусловно верим. Митя написан так, что ему нельзя не верить. Так кто же убийца? Далее выясняется, что Смердяков. На вопрос криминальной истории ответ уже получен, а загадка остается. Теперь выясняется, что умолчание было не об этом. Вопрос приобретает совершенно иной вид: почему Митя не убил своего отца (хотя был готов к убийству)? Потому что это абсолютно чуждо его духу. Это очень характерное для Достоевского боковое скольжение проблем с переходом на другой уровень.

Ответ Мити на вопрос читательской рецепции: «почему не убил?» — широко известен. «Бог сторожил меня тогда» (глава «В темноте»). И далее: «слезы ли чьи, мать ли моя умолила Бога, дух ли светлый облобызал меня в то мгновение — не знаю, но черт был побежден. Я бросился от окна и побежал к забору» (глава «Третье

68

мытарство»). Иными словами, он мог бы убить, но чудом не убил огца. В ту ночь под окном Федора Павловича произошло чудо.

А поскольку самодисциплина реалистического искусства исключает возможность изображения чуда (в реализме чудо может быть только трюком), то Достоевский и не стал его изображать. Своими многоточиями он демонстрирует невыразимость чуда. Любое прямое изображение событий было бы слабее этого умолчания. Строка многоточий сильнее передает романтический постулат невыразимости, чем стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium» («Молчание»). В нем Тютчев средствами поэтической речи описывает тщету этой самой поэтической речи: логический парадокс.

Итак, умолчания Достоевского требуют повышенной читательской активности, запоминания мимоходных мелочей. Его умолчания входят в богатый арсенал тех средств, какими Достоевский приучает и принуждает нас к сострадательному, трудному чтению.

Совершенно новые средства передавать правду жизни нашел А. П. Чехов. Манеру Достоевского он считал слишком демонстративной и сознательно снижал мотивы, которые заимствовал у своего предшественника. Мне об этом уже случилось говорить в журнале «Филологические науки», 1994, № 2. В то же время Чехов кое-чем обязан Достоевскому и учился у него, хотя все это завуалировано обычной для Чехова скромностью и сдержанностью.

Именно Чехов предельно развил в русской литературе культуру паузы и умолчания. Именно это развитие создало знаменитый чеховский «подтекст». Собственно, как показал А.Лежнев в работе «Проза Пушкина», подтекст изобретен еще Пушкиным, но как бы нечаянно. Сочетание резко значимых деталей с умолчаниями и дает пушкинский подтекст. Например, в «Станционном смотрителе»:

«Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, протоптал каблуком и пошел… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался». (Многоточия Пушкина).

В этой сценке — бездна смысла, но прямо не сказано ничего. Мы видим ограбление бедняка «хорошо одетым молодым человеком»:

69

уменьшенная параллель ко всему сюжету повести. У Пушкина это почти случайно, у Чехова подтекст стал системой.

Когда в «Анне на шее» мы читаем: «От его фрака пахло бензином», нам становится ясно, что в ту эпоху, когда автомобилей еще не было и бензином сводили сальные пятна с одежды, эта фраза могла обозначать лишь одно: фрак провинциального учителя музыки — один на всю жизнь.

Еще ближе к фигуре умолчания — недосказанность чеховских финалов. Чехов отсек от рассказа все эпилогические элементы. И особый случай чеховского сюжетного умолчания — обусловленное джентльменской брезгливостью опущение известных деталей.

В «Дуэли» некий мерзавец, обозленный неподатливостью слабой женщины, решил просветить Лаевского, что доступ к телу продолжается. Ночью Ачмианов приводит Лаевского в дом Мюри-дова и велит войти в одну дверь. «Лаевский, недоумевая, отворил дверь и вошел в комнату с низким потолком и занавешенными окнами. На столе стояла свеча.

— Кого нужно? — спросил кто-то в соседней комнате. — Ты, Мюридка? Лаевский повернул в эту сторону и увидел Кириллина, а рядом с ним Надежду Федоровну.

Он не слышал, что ему сказали, попятился назад и не заметил, как очутился на улице».

Это все. По своей сюжетной функции эпизод совершенно аналогичен эпизоду Саккара и баронессы Сандорф в романе Золя «Деньги». Но Золя полностью описывает эротическую сцену, даже позы любовников в момент близости. Он этой сценой любуется. Чехову хватило «занавешенных окон» и одной свечи. Вот что значит настоящий вкус. Между тем по части женщин и платной любви Чехов был гораздо опытнее, чем Золя.

Чехов не любил эксплуатировать ужасное. Кажется, нет ничего страшнее рассказа «Спать хочется», но текст кончается умолчанием, все ужасающее значение случившегося вынесено за текст. Ровный темп и спокойный тон чеховского повествования резко контрастирует с ужасом изображаемого («Палата №6»). Поэтому такие вещи оставляют в читателях удушающее впечатление. Ученик Чехова, Эрнест Хемингуэй, пытался воссоздать чеховский подтекст своими средствами — через монотонный, внешне бессодержательный диалог и ударную деталь в конце. Хемингуэй писал, что

70

«кошмары переносить на бумагу совсем не обязательно; если опустить то, что знаешь, то опущенное тобой все равно останется».

Фигура умолчания, как ни странно, сохраняется и в сегодняшней литературе, но применяется опять-такипо-новому. Таково, например, саркастическое или даже глумливое умолчание в сюрреалистической черной юмореске Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом». По ходу этого рассказа выясняется, что идиот Вова, с которым приговорен по суду жить герой-рассказчик, наделен шаблонными приметами громкого в советской литературе описания. «Он был поглощен спором с воображаемым оппонентом, который раздражал его архивздорным набором пошлости, архипошлым ассортиментом вздора, и выпуклый лоб полемиста озаряла полыхающая мечта». А дальше в споре с женой о Вове рассказчик заявляет: «Вполне сократовский череп у человека».

Это набор советских штампов не оставляет читателю сомнений, кто изображен под видом идиота Вовы. Центонность — характерная черта постмодернизма, а кроме нее — шок и провокация. Все эти качества характерны и для манеры Виктора Ерофеева. Весь рассказ сводится к прогрессирующей наглости идиота, целям шокирования служат анально-эротические описания, смысл которых — провокация. Поэтика рассказа напоминает позднесоветские скабрезные анекдоты об Ильиче («Феликс Эдмундович, ломайте дверь!»). Смак — в кощунстве, которое выражено в серии глумливых умолчаний в сочетании с провоцирующими деталями. Но кощунство это возникает, пока жив еще (до известной степени) культ Ленина. Не останется его носителей — исчезнет и кощунство, останется лишь сексуальное ерничество. В сущности, это такое же недолговечное кощунство, как памфлет Амфитеатрова «Господа Об-мановы», поразивший всю Россию в начале XX в. Образ Ники Милуши, т. е. царя Николая II в этом памфлете вызывал у публики хохот, смешанный с испугом. Сегодня этот памфлет читать неинтересно. «Жизнь с идиотом» — это только политическая месть, а не искусство. Черный юмор постмодернизма обладает коротким дыханием.

Искусство слова нуждается в умолчаниях. Ведь умолчания, как и эвфемизмы, происходят от древней табуации. Культуры без системы табу быть не может; когда такая система устаревает, ее ломают и строят новую. Наше современное общество деструктуриро-вано, б нем нет никаких табу, а значит — и точки опоры. Оно еще

71

разлетается во все стороны после взрыва, оно в припадке истерии. Но истерия — «великая обманщица», она симулирует все болезни, которых на деле нет. Такою же «великой обманщицей» является модная беллетристика наших дней, забывшая о нормах здоровой речи.


      © Борис Орехов

УМОЛЧАНИЕ — Что такое УМОЛЧАНИЕ?

Слово состоит из 9 букв: первая у, вторая м, третья о, четвёртая л, пятая ч, шестая а, седьмая н, восьмая и, последняя е,

Слово умолчание английскими буквами(транслитом) — molchanie

  • Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква ч встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ч
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е

Умолчание

Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно.

ru.wikipedia.org

УМОЛЧА́НИЕ — термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете. 316. на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. — 1966

Умолчание — стилистическая фигура: оборот речи, в котором автор сознательно оставляет мысль недосказанной, предоставляя читателю возможность самому догадаться, какие слова не произнесены: «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Словарь литературоведческих терминов. — 2005

Умолчание (греч. άποσιώπησίς) — риторическая фигура, где речь внезапно прерывается перед самым ее окончанием — напр., у Виргилия известное «quos ego!», y Пушкина (заключительный стих элегии «Ненастный день»): «Но если…».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

УМОЛЧАНИЕ (АНГЛ

УМОЛЧАНИЕ (АНГЛ . PASSING OVER IN SILENCE, PRETERITION) — фигура речи и прием НЛП, когда мысль выражается не до конца, происходит экспрессивный обрыв высказывания, дающий слушателю или читателю возможность домыслить то, что осталось невысказанным.

Нейролингвистическое программирование

По умолчанию

По умолча́нию (англ. default) — термин, используемый для обозначения значений параметров (или предопределённый способ выполнения операции) программной системы или приложения, предустановленных разработчиком.

ru.wikipedia.org

Шлюз по умолчанию

Шлюз по умолчанию (англ. Default gateway), шлюз последней надежды (англ. Last hope gateway) — в маршрутизируемых протоколах — адрес маршрутизатора, на который отправляется трафик…

ru.wikipedia.org

Конструктор по умолчанию

Конструктор по умолчанию (англ. default constructor), в объектно-ориентированных языках программирования — конструктор, который может быть вызван без аргументов. В C++ и Java если нет явным образом опредёленных конструкторов в классе…

ru.wikipedia.org

Подтверждение документарного аккредитива «по умолчанию»

Подтверждение документарного аккредитиваДля подкрепления своего обязательства банк, сделавший подтверждение «по умолчанию», требует у бенефициара переуступку всех прав по документарному аккредитиву.

glossary.ru

Русский язык

Умолча́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

У/молч/а́/ни/е [й/э].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

  • Слова из слова «умолчание»
  • Слова на букву «у»
  • Слова, начинающиеся на «ум»
  • Слова c буквой «е» на конце
  • Слова c «ие» на конце
  • Слова, начинающиеся на «умо»
  • Слова, начинающиеся на «умол»
  • Слова, оканчивающиеся на «ние»
  • Слова, заканчивающиеся на «ание»
  1. умолотный
  2. умолот
  3. умолчавший
  4. умолчание
  5. умолчать
  6. умолявший
  7. умолять

Что это значит, что происходит при невыполнении обязательств, примеры

Что такое невыполнение обязательств?

Дефолт — это невыплата требуемых процентов или основной суммы долга, независимо от того, является ли этот долг кредитом или ценной бумагой. Физические лица, предприятия и даже страны могут не выполнить свои долговые обязательства. Риск дефолта является важным фактором для кредиторов.

Основные выводы

  • Дефолт возникает, когда заемщик прекращает вносить необходимые платежи по долгу.
  • Неуплата может произойти по обеспеченному долгу, например, по ипотечному кредиту под залог дома, или по необеспеченному долгу, например по кредитным картам или студенческому кредиту.
  • Дефолты подвергают заемщиков судебным искам и могут ограничить их доступ к кредитам в будущем.
  • Правительство США приостановило сбор студенческих ссуд и начисление процентов до 31 декабря 2022 года в качестве меры по оказанию помощи COVID-19.
По умолчанию

Понимание значения по умолчанию

Дефолт может произойти по обеспеченному долгу, такому как ипотечный кредит, обеспеченный домом, или бизнес-кредит, обеспеченный активами компании. Если заемщик не вносит своевременные платежи, ссуда может быть объявлена ​​неплатежеспособной, а актив, используемый для ее обеспечения, окажется под угрозой. Точно так же компания, неспособная произвести требуемые купонные выплаты по своим облигациям, окажется в состоянии дефолта.

Дефолты также могут возникать по необеспеченным долгам, таким как остатки по кредитным картам. Дефолт снижает кредитный рейтинг заемщика и может ограничить его способность брать кредиты в будущем.

Дефолт по обеспеченному долгу и необеспеченному долгу

Когда физическое лицо, компания или страна не выполняет своих обязательств по долгу, ее кредиторы или инвесторы могут подать в суд на возврат средств. Перспективы их восстановления будут частично зависеть от того, является ли долг обеспеченным или необеспеченным.

Обеспеченный долг

Если заемщик не выполнит обязательства по ипотеке, банк может в конечном итоге лишить права выкупа дом, который обеспечивает ипотеку. Если заемщик не выплачивает автокредит, кредитор может изъять автомобиль. Это примеры обеспеченных кредитов. С обеспеченным кредитом кредитор имеет юридическое требование к конкретному активу, приобретенному с помощью кредита.

Корпорации, не выполнившие обязательства по обеспеченному долгу, могут подать заявление о защите от банкротства, чтобы избежать конфискации, предоставляя время для переговоров об урегулировании с кредиторами.

Необеспеченный долг

Дефолт также может произойти по необеспеченным долгам, таким как медицинские счета и остатки по кредитным картам. Хотя необеспеченный долг не обеспечен активом, кредитор по-прежнему имеет юридическое право требования в случае дефолта. Компании-эмитенты кредитных карт часто ждут несколько месяцев, прежде чем отправить счет в дефолт.

После шести или более месяцев без платежей по непогашенному остатку долг будет списан, то есть кредитор спишет его как убыток и закроет счет. Затем кредитор может продать списанный долг агентству по сбору платежей, которое затем попытается взыскать его с заемщика.

Когда дефолт связан с необеспеченным долгом, агентство по сбору платежей, которое покупает долг, может наложить залог или судебное решение на активы заемщика. Судебный залог — это судебное решение, которое дает кредиторам право вступить во владение имуществом должника, если должник не выполняет договорные обязательства.

Неуплата студенческой ссуды

Студенческие кредиты являются еще одним видом необеспеченного долга. Если вы не погасите свои студенческие ссуды, вы, вероятно, не найдете команду вооруженных маршалов США у своей входной двери, как это сделал один житель Техаса с ордером на арест, вытекающим из его студенческого долга, в 2016 году. Но это все еще очень плохая идея игнорировать этот долг.

В большинстве случаев невыплата студенческого кредита имеет те же последствия, что и неуплата кредитной карты. Однако в одном ключевом отношении все может быть намного хуже. Федеральное правительство гарантирует большинство студенческих кредитов, и сборщики долгов мечтают о полномочиях, которыми пользуются федералы. Вероятно, это будет не так плохо, как вооруженные маршалы у вашей двери, но это может стать очень неприятным.

Во-первых, вы «преступник»

Когда платеж по кредиту просрочен на 90 дней, он считается просроченным. Об этом сообщается во все три основных кредитных бюро. Ваш кредитный рейтинг упадет. Это означает, что новые заявки на кредит могут быть отклонены или одобрены только по более высокой процентной ставке, взимаемой с более рискованных заемщиков.

Плохой кредитный рейтинг может следовать за вами другими способами. Потенциальные работодатели, особенно для любого работника, нуждающегося в допуске к службе безопасности, часто проверяют кредитный рейтинг претендентов. Как и многие помещики.

Далее, вы «по умолчанию»

Если платеж задерживается не менее чем на 270 дней, кредит становится неплатежеспособным. Большинство просроченных студенческих кредитов принадлежат Министерству образования США.

Заемщики, которые не заключают соглашение о реабилитации кредита с Группой по урегулированию неплатежей в Управлении федеральной помощи студентам Департамента, в конечном итоге могут быть подвергнуты удержанию налоговых возмещений и других федеральных платежей, а также аресту до 15% от заработной платы.

Такие сборы, известные как Казначейская компенсационная программа, были приостановлены до 28 февраля 2023 года в рамках мер по оказанию помощи федеральному правительству в связи с COVID-19.

Предотвращение дефолта по студенческой ссуде

Хороший первый шаг — связаться с вашим кредитором, как только вы поймете, что у вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших платежей. Кредитор может быть в состоянии работать с вами над более достижимым планом погашения или помочь вам получить отсрочку или воздержание от платежей по кредиту.

Обратите внимание, что выплаты по студенческим кредитам и накопление процентов по непогашенным кредитам были приостановлены Министерством образования до 31 декабря 2022 года в качестве меры по оказанию помощи COVID-19. Всем заемщикам, чьи студенческие ссуды просрочены или просрочены, будет предложен «новый старт», когда платежи возобновятся.

Суверенный дефолт

Суверенный дефолт возникает, когда страна не выплачивает свои долги. В отличие от должника-физического или юридического лица, страна, нарушившая обязательства, обычно не может быть принуждена судом к исполнению своих обязательств, хотя и сталкивается с целым рядом других рисков и проблем.

Экономика может впасть в рецессию, или валюта может обесцениться. Страна-неплательщик может быть закрыта от долговых рынков на долгие годы.

Суверенный дефолт может произойти по разным причинам, включая политические волнения, бесхозяйственность или банковский кризис. В 2015 году Греция объявила дефолт по платежу в размере 1,73 миллиарда долларов в Международный валютный фонд (МВФ), прежде чем добиться дополнительного списания долга от Европейского Союза.

Невыполнение обязательств по фьючерсному контракту

Дефолт по фьючерсному контракту возникает, когда одна из сторон не выполняет обязательства, установленные соглашением. Невыполнение обязательств здесь обычно связано с неспособностью урегулировать контракт к требуемой дате. Фьючерсный контракт — это юридическое соглашение о будущей сделке с определенным товаром или активом. Одна сторона договора обязуется купить в определенную дату и по определенной цене, а другая сторона обязуется продать в указанные в договоре этапы.

Что происходит, когда вы не выплачиваете кредит?

Последствия дефолта заемщика по кредиту могут включать:

  • Отрицательные замечания по кредитному отчету заемщика и более низкий кредитный рейтинг, числовой показатель кредитоспособности заемщика
  • Снижение вероятности получения кредита в будущем
  • Более высокие процентные ставки по любому новому долгу
  • Наложение ареста на заработную плату и другие штрафы. Наложение ареста относится к судебному процессу, который предписывает третьей стороне вычитать платежи непосредственно из заработной платы или банковского счета заемщика.

Дефолт останется в ваших кредитных отчетах и ​​будет учитываться в вашей кредитной истории в течение семи лет, согласно кредитному бюро Experian.

Реальный пример

Пуэрто-Рико объявил дефолт в 2015 году, когда выплатил всего 628 000 долларов в счет выплаты по облигациям на 58 миллионов долларов. Ущерб от урагана Мария в 2017 году усугубил экономический и долговой кризис острова.

В 2019 году Пуэрто-Рико объявил о планах сократить свой долг примерно до 86 миллиардов долларов со 129 миллиардов долларов в результате крупнейшего банкротства в истории США. Заявление о банкротстве было санкционировано в соответствии с законом, принятым Конгрессом в 2016 году. Закон Пуэрто-Рико о надзоре, управлении и экономической стабильности (PROMESA) также учредил совет по финансовому надзору для надзора за государственными финансами территории.

В начале 2022 года судья США одобрил план реструктуризации, согласно которому государственный долг Пуэрто-Рико сократился с 70 миллиардов долларов до 37 миллиардов долларов в рамках процесса банкротства.

Что происходит, когда вы не выполняете платеж?

Когда вы не выплачиваете кредит, ваш счет отправляется агентству по взысканию долгов, которое пытается взыскать ваши непогашенные платежи. Неуплата любого платежа снизит ваш кредитный рейтинг, ухудшит вашу способность занимать деньги в будущем, приведет к штрафам и, возможно, приведет к конфискации вашего личного имущества.

Как долго дефолт остается в вашем кредитном отчете?

Дефолты остаются в вашем кредитном отчете в течение семи лет. Это стандартное время, когда значение по умолчанию будет удалено. Дефолт может быть удален раньше, если будет доказано, что это была ошибка. Как только он будет удален, ваш кредитный рейтинг должен улучшиться.

Что является примером значения по умолчанию?

Дефолт — это пропущенный или многократно пропущенный платеж по взятым взаймы деньгам. Примером невыполнения обязательств может быть невыплата счета по кредитной карте или ежемесячного платежа по ипотеке.

Определение и значение по умолчанию — Merriam-Webster

1 из 2

по умолчанию ди-фйлт

де-;

ˈdē-ˌfȯlt

1

: невыполнение чего-либо, требуемого долгом или законом : неисправность

3

экономика : неуплата финансовых долгов

была в дефолте по кредиту

дефолт по ипотеке

4

а

закон : неявка в требуемое время на судебное разбирательство

Ответчик находится в дефолте.

б

: неспособность участвовать или закончить назначенное соревнование

проиграл игру по умолчанию

5

а

: выбор, сделанный обычно автоматически или без активного рассмотрения из-за отсутствия жизнеспособной альтернативы

остался президентом клуба по умолчанию

кандидат по умолчанию

б

компьютеры : выбор, автоматически используемый программой при отсутствии выбора, сделанного пользователем

с настройками по умолчанию

по умолчанию

2 из 2

непереходный глагол

1

: невыполнение контракта, соглашения или долга: например,

а

: невыполнение финансового обязательства

неуплата кредита

б

закон : неявка в суд

с

: не участвовать в назначенном соревновании или не закончить его

также : лишиться права участвовать в соревновании из-за такого отказа

2

компьютеры : для автоматического выбора при отсутствии выбора, сделанного пользователем

Программа по умолчанию использует стандартный шрифт.

переходный глагол

1

: не выполнять, платить или делать хорошо

дефолт по кредиту

2

а

: неустойка

по умолчанию игра

б

: для исключения (игрока или команды) из конкурса по умолчанию

дефолт с турнира

дефолт существительное

Фразы

по умолчанию

: при отсутствии

Синонимы

Существительное

  • правонарушение
  • заброшенность
  • сбой
  • ошибка
  • пренебрежение
  • халатность
  • бездействие
  • oversight

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Существительное Ответчик по делу не появлялся и по умолчанию . Вы можете ввести собственные настройки или использовать по умолчанию . Какой шрифт по умолчанию в этой компьютерной программе? Глагол Если заемщик по умолчанию , банк может забрать дом. Программа по умолчанию использует как стандартный шрифт.

Последние примеры в Интернете

48-мегапиксельные фотографии отключены по умолчанию , а причина проста. Крис Смит, BGR , 27 сентября 2022 г. Но в противном случае функции не будут включены по умолчанию до тех пор, пока не будет выпущено следующее ежегодное обновление Windows. Эндрю Каннингем, Ars Technica , 20 сентября 2022 г. Процесс загрузки приложения по умолчанию означает согласие на любые уведомления, которые приложение выбирает для отправки на Android. ПРОВОДНАЯ , 19 сентября 2022 г. Кестер и другие сейчас прочесывают местность в поисках бочки, хотя их поиск осложняется тем фактом, что северо-восточный Вайоминг полон месторождений нефти и природного газа, а по умолчанию , бочки с нефтью. Вера Карими, CNN , 17 сентября 2022 г. Теперь у учетной записи будет закрытый профиль по умолчанию , как в стандартном приложении TikTok. Морган Сун, 9 лет0302 Новости NBC , 15 сентября 2022 г. Однако по умолчанию некоторые приложения делают ваши сообщения видимыми для всех разумных существ и ботов в Интернете. Джон Хили, Los Angeles Times , 14 сентября 2022 г. Присяжным поручено только определить, что Джонс должен заплатить семьям восьми жертв и агенту ФБР — судья уже признал ведущего Infowars ответственным за ущерб к 9 годам.0302 по умолчанию . Дэйв Коллинз и Дженнифер Пельц, BostonGlobe.com , 14 сентября 2022 г. Однако, в отличие от беспроводного Meta Quest 2 по умолчанию, PSVR2 требует кабельного соединения для питания и передачи данных на консоль PlayStation 5. Сэм Мачкович, Ars Technica , 14 сентября 2022 г.

Экономисты Федерального резервного банка Нью-Йорка обнаружили, что держатели студенческих ссуд с меньшей вероятностью перейдут на более высокооплачиваемую работу, с большей вероятностью не выполнят свои обязательства по другим видам долга и с большей вероятностью будут иметь более низкие кредитные рейтинги. Нейт Дикамилло, Кварц , 3 сентября 2022 г. И еще есть немаловажный вопрос о запросах на сброс пароля, которые обычно по умолчанию приходят на вашу электронную почту. Дэйви Уиндер, 9 лет0302 Forbes , 1 августа 2022 г. Таким образом, естественная склонность к по умолчанию к наименее разрушительной скобке, которая уже есть. Дэн Волкен, USA TODAY , 14 марта 2022 г. Многие продавцы используют безналичные платежные устройства, которые по умолчанию дают чаевые в размере от 15 до 25 процентов. Мишель Синглтери, 9 лет0302 Washington Post , 16 сентября 2022 г. Корпоративные облигации становятся хуже, когда инвесторы думают, что шансы компаний на дефолт растут. Мэтт Гроссман, WSJ , 8 сентября 2022 г. Одна из проблем заключается в том, что сам информационный центр может по умолчанию , сказал чиновник. Джо Уоллес, WSJ , 4 сентября 2022 г. Более высокие процентные ставки, которые некоторые заемщики платят по своим кредитам, чем другие, отражают суждения кредиторов о перспективах, которые заемщики получат. 0302 по умолчанию или что их обеспечения будет недостаточно для покрытия дефолтного баланса, или и то, и другое. Майкл Хилтзик, Los Angeles Times , 29 августа 2022 г. Напряженность, с которой столкнулась China Evergrande Group и другие в конце прошлого года, усугубляется по мере замедления экономики. Уильям Песек, Forbes , 12 августа 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «по умолчанию». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Существительное и глагол

Среднеанглийский defaute, defaulte , от англо-французского, от defaillir отсутствовать, отказывать, от de- + faillir отказывать

Первое известное употребление

Существительное

14 век, в значении, определенном в смысле 1

  • 5

    5 век,

    4 Глагол значение определено в непереходном смысле 1

    Путешественник во времени

    Первое известное использование по умолчанию было в 14 веке

    Другие слова из того же века обезжиривание

    дефолт

    обескровить

    Посмотреть другие записи поблизости

    Процитировать эту запись «По умолчанию.

    » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/default. По состоянию на 8 октября 2022 г.

    Копировать ссылку

    Детское определение

    по умолчанию 1 из 2

    по умолчанию ди-фйлт

    : неспособность сделать что-то особенное, что требуется по закону или долгу Если мы пропустим игру, мы проиграем на по умолчанию .

    по умолчанию

    2 из 2

    : не выполнить что-то требуемое

    Он дефолт о возврате денег.

    Legal Definition

    по умолчанию

    по умолчанию di-ˈfȯlt, ˈdē-ˌfȯlt 

    1

    : невыполнение чего-либо, требуемого обязанностью (как по договору, так и по закону): как

    а

    : несоблюдение условий кредитного договора или договора обеспечения, особенно в отношении выплаты долга

    б

    в гражданском праве Луизианы : просрочка исполнения договора, признанная другой стороной

    Примечание: Сторона, исполнение которой по договору задерживается, не считается автоматически неисполнившей обязательства. Скорее, закон штата Луизиана требует, чтобы другая сторона «объявила ему или ей неисполнение обязательств» посредством письменного или устного требования об исполнении, подачи иска или ссылки на конкретное положение договора. Моральный ущерб может быть возмещен за убытки, вызванные задержкой.

    2

    : непредставление защиты от иска в суде (например, непредставление состязательных бумаг или неявка в суд)

    см. также заочное суждение в смысле суждения 1a

    История и этимология для заочное

    Англо-французский defalte defaute отсутствие, неисправность, неспособность ответить на вызов, из defaillir отсутствие, неудача, из de -, интенсивный префикс + faillir к отказу

    Еще от Merriam-Webster на

    по умолчанию

    нглиш: перевод по умолчанию для говорящих на испанском языке

    Britannica English: Перевод по умолчанию для говорящих на арабском языке

    Последнее обновление: 1 октября 2022 года

    Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите еще тысячи определений и расширенный поиск без рекламы!

    Merriam-Webster без сокращений

    по умолчанию в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

    Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

    Во-первых, все значения по умолчанию одинаково «когнитивны» в том смысле, что они являются частью познания.

    Из Кембриджского корпуса английского языка