Уныние это что грех: Статьи о ритуальных услугах, погребальных традициях и проведении похорон

Уныние — грех? // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

За то, что ты не служил Б-гу,
Всесильному твоему,
 с радостью и с веселым сердцем…
(Дварим 28:47)

 

В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, есть довольно обширное описание ужасных последствий, с которыми столкнется народ Б-га, если не будет исполнять волю Всесильного после того, как войдет в Землю Израиля. За неправедное поведение нас ждут разорение, голод, войны, болезни и изгнание.

 

Среди грехов, за которые евреи будут наказаны, есть и уныние. Да-да, именно уныние! «За то, что ты не служил Б-гу, Всесильному твоему, с радостью и с веселым сердцем…» Неужели уныние является грехом? Как можно наказывать за это человека? Ведь наказывать человека за уныние, это все равно, что бить его, когда он упал.

 


Такие вопросы возникают по причине принципиального непонимания того, что такое счастье. Мы склонны рассматривать счастье как индикатор внешних условий. Если у нас все хорошо — мы счастливы. Если дела не очень — мы несчастны (по крайней мере, находим причину не быть счастливыми). Само слово подразумевает, что счастье — нечто происходящее с нами; и моменты, когда мы счастливы, случаются благодаря счастливой судьбе. И наоборот — мы впадаем в уныние потому, что нам не повезло и случилось что-то неприятное.

 

Но Всевышний говорит нам, что это не так. Счастье — это решение. И, как у всех решений, у него есть свои последствия. А Б-г не наказывает людей за то, что они несчастны. Он упоминает о тех бедах, которые уныние может повлечь за собой. Пристрастившиеся к алкоголю и наркотикам могут подтвердить, что несчастье имеет разрушительные последствия. А для чего еще люди продолжают употреблять алкоголь, как не по причине абсолютного несчастья? В какой-то момент мы начинаем думать, что жизнь — это череда разочарований и огорчений. И вообще, в течение всей жизни мы никогда не чувствуем себя до конца уверенными в себе. Мы — это «мужчины и женщины…[которые] неспокойны, раздражительны и недовольны до того момента, пока вновь не смогут ощутить себя непринужденно и хорошо; а это обычно случается после принятия некоторого количества алкоголя» («Книга анонимных алкоголиков»).

 

Наша духовная программа излечения дает нам средства для того, чтобы мы могли изменить себя и стать довольными жизнью людьми. Она учит нас быть счастливыми и напоминает о том, что счастье приходит не в результате того, что происходит вокруг, но от того, что мы думаем, как относимся к происходящему и какие совершаем поступки. Если мы не используем эти средства по исправлению себя, то быстро устаем от жизни. Мы тонем в жалости к себе и в ярости, и в конце концов снова заболеваем унынием. В результате возникает вечная смута, которая способна привести нас к краху и к смерти.

 

Значит, уныние — грех? Не все ли равно, как его называть? Ведь результат от этого не изменится. Если же говорить о счастье, то нет предела благословениям, которые оно может принести.

 

Бен А.

Святейший Патриарх Алексий: «Уныние — это грех. Христианин должен быть оптимистом!» / Патриарх / Патриархия.ru

Портал Патриархия.ru публикует интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, опубликованное 23 августа 2007 года в газете «Комсомольская правда».

Мой дом — в Переделкине

— Ваше Святейшество, читателей нашей газеты Вы интересуете не только как публичная персона, но и как человек. Простите за нескромность, но многие не знают, где Вы живете — за городом, в московской резиденции? Что Вы считаете своим домом?

— Сразу после моего избрания я переехал в Переделкино, потому что Патриаршая резиденция в Чистом переулке требовала капитального ремонта, его не было лет двадцать, поскольку в последние годы мой предшественник Патриарх Пимен сильно болел. Загородная резиденция в Переделкине была отреставрирована, и, на время поселившись там, я больше не захотел переезжать. Здесь воздух совершенно другой, чем в городе. И, конечно, выработалась определенная привычка. Главное же, я ощущаю связь времен.

Загородную резиденцию в полной мере ощущаю своим домом. За 17 лет, наверное, только несколько раз оставался на ночь в Патриархии. В резиденции все устроено по моему вкусу, как бы подлажено под хозяина. Удобный кабинет. Библиотека под рукой. И келья с выходом на балкон, где открывается красивый вид на территорию резиденции. Чистый воздух, тишина, вид на пруд, в котором плавают утки и лебеди. В старом здании, где прожил 13 лет, планирую устроить музей. У меня собралась большая  коллекция пасхальных яиц. И много подарков от монастырей, возродивших уникальное лицевое шитье. В общем, есть что показать.

Резиденция находится на месте усадьбы боярского рода Колычевых, к которому принадлежал митрополит Московский Филипп. Во времена Ивана Грозного почти весь род был подвержен уничтожению. В XIX веке имение приобрел француз барон М.Л. Боде, который женился на племяннице графа С.Г. Строганова А.И. Чертковой. Именно он написал историю семьи Колычевых. Михаил Львович собирал документы и предметы старины, связанные с историей родов Боде и Колычевых. Он же построил храм Преображения Господня в память о храме, который находился здесь в XVI веке. В начале XX столетия здесь был санаторий для шахтеров, а после войны государство выделило это место для Патриарха Алексия I. Если говорить об Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся святые мощи Святителя Филиппа, то здесь происходили важнейшие события российской истории. Коронации государей наших, интронизации Патриархов. И великое благо, что отныне не нужно рвать живительную связь. Сколько десятилетий люди отрекались от своих родных, скрывали, что в их роду были священнослужители. Теперь вот появилась возможность вспомнить свою родословную, не предавать историческую память.

О грехе уныния

— Бывает, что Вы просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния вам чужд?

— Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. Крест Первосвятительского служения тяжел, ибо требует много сил, мудрости быстро реагировать на ту или иную жизненную ситуацию, ведь Патриарх в ответе за многочисленную паству Русской Православной Церкви. Поэтому, когда радостные события происходят в Церкви, то, естественно, это наполняет и мое сердце. Но Господь посылает нам и испытания для утверждения в вере вне зависимости от того, Патриарх это или простой мирянин.

— Ваше Святейшество, Вам часто приходится выслушивать людские исповеди. К каким качествам людей Вы не снисходительны?

— Долг пастыря — принимать исповедь у кающихся. Если человек осознает свой грех, раскаивается и обещает не повторять его в будущем — долг священника простить, хотя может быть наложена епитимья. А ведь грехи бывают разной степени тяжести. Так вот, исповедь учит терпению и смирению. Допустим, человек раскаивается, сожалеет о проступке, а священник или епископ, принимающий исповедь, думает: «И у меня есть этот грех. ..» И тоже мысленно начинает каяться перед Господом, ибо нет человека без греха. Но, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, никогда нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность человеческая, но лишь болезнь, недуг, помрачение образа Божия, живущего в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех. Христианин должен быть строг к самому себе и снисходителен к другим.

Любимый писатель — Чехов

— У Вас большая домашняя библиотека? Как она пополняется?

— В первую очередь это богословская литература. Люблю мемуарную литературу, но сегодня многие издания проходят мимо меня, хотя знаю, что издаются отличные книги. Библиотека в резиденции большая, но сколько томов, признаться, не считал. Пополняется она, в частности, за счет подарков. Писатели присылают свои книги, историки. Одна беда, мало остается времени для чтения. Хотя дважды в году стараюсь вырваться на отдых и тогда беру с собой стопку книг. Для души читаю духовную литературу. Из классики — Чехова, он меня как-то успокаивает, дает психологическую разрядку. Люблю Тургенева, Лескова.

— Вы смотрите телевизор, следите за новостями?

— Смотрю в основном вечерние информационные программы. Бывает, приезжаешь утром в храм на богослужение, а корреспонденты спрашивают о моем отношении к тому или другому событию; за ночь нередко что-то происходит. В последнее время стал следить за утренними новостями. Это обычно восьмичасовой выпуск.

— Где-то читала, что Вы владеете несколькими иностранными языками.

— Это преувеличение. Английский понимаю, но не говорю. Немецкий изучал в школе, затем в семинарии. Но знаете, как нас учили, только грамматика, а не разговорный язык, чтобы общаться не могли. Кто в 1947 году мог предположить, что язык будет востребован и придется выезжать за рубеж! Если случается несколько дней поговорить на немецком — язык развязывается. Поэтому из иностранных свободно владею только эстонским. Но он, как вы знаете, мало востребован.

— Вы как-то сказали, что ваши поездки по стране, по миру — «это новое в Патриаршем служении». Ваши предшественники не осуществляли таких поездок. Что подвигло Вас изменить порядок вещей?

— Да, жизнь внесла свои коррективы. Патриарх должен быть осведомлен о церковных делах не только из отчетов и докладов епархиальных архиереев. Поэтому я убежден: возрождение Церкви нельзя было осуществлять, находясь только в Москве.

За годы Патриаршества я побывал в 82 епархиях, в некоторых — по многу раз. В провинцию начал выезжать еще митрополитом. Тогда это не поощрялось. Власти боялись любых «несанкционированных контактов» с паствой, и Совет по делам религий не поощрял командировок. Сегодня, бывая в регионах, имею возможность своими глазами увидеть, в каком состоянии храмы, монастыри, воскресные школы. Удостовериться, присутствует ли Церковь в армии, местах заключения. Это чрезвычайно важно, так как приближает Патриарха к своей пастве, где бы она ни жила. Убежден, что Первосвятительские поездки имеют своей главной целью молитвенное общение с архипастырями, духовенством и верующими епархий… В этом я черпаю силы для несения своего нелегкого служения. Именно в благодатном единении возрождается и созидается ныне Русская Церковь.

Прошедший год для меня был отмечен посещением таких регионов, в которых Всероссийские Патриархи еще не бывали. Среди городов — Рига, Муром и Калининград. Отмечу, что мой приезд в Латвию стал первым посещением Предстоятеля Русской Православной Церкви за всю 900-летнюю историю Православия на латвийской земле.

Думаю, что и этот год тоже будет насыщен поездками, уже осуществились поездки в Вологду и Удмуртию, планируется мой визит во Францию.

О будущем России и Церкви

— Ваше Святейшество, сейчас широко обсуждается тема российской национальной идеи. Что, на Ваш взгляд, должно лежать в ее основе? Что лично для Вас значит Родина?

— Церковь всегда призывала своих чад любить земное Отечество и не щадить жизни для его защиты. Русская Православная Церковь многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Примером тому служит и преподобный Сергий Радонежский, и благоверный князь Дмитрий Донской. Русский народ чувствовал свое единство и сплоченность благодаря святой православной вере. Сегодня именно религия, как ничто другое, способна сплотить народ и помочь обрести национальную идею. Вопрос о Родине  слишком обширен, нуждается в отдельном обсуждении. Безусловно, для меня понятие Родина — не только Отчизна, обозначающая страну, в которой человек родился, но это слово несет в себе также и эмоциональный подтекст, подразумевающий особое святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга, заботу и ответственность о семье, о доме, в котором мы живем, городе, крае, ибо все мы призваны созидать благо для государства, в котором живем, должны помнить о своих братьях и сестрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.

— Каким Вы, Ваше Святейшество, видите будущее России и место Русской Православной Церкви в этом будущем?

— Отрадно, что за последнее десятилетие между Церковью и государством сложились правильные отношения, социальное партнерство между нашими институтами дало много добрых плодов: государство не препятствует развитию Церкви, поддерживая ее в социальном служении. Это способствует утверждению нравственных ценностей и консолидации общества. Государство призвано сохранять духовное, культурное и национальное наследие. И возвращение церковного имущества — один из примеров того, что государство понимает важность сохранения этого наследия. Многие возвращенные храмы и монастыри стали украшением городов России. Мировая практика показывает, что светское государство может признавать определяющий вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия народа.

Убежден, что конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям.

В заключение ответа на ваш вопрос скажу о том, что какое будет будущее — это скрыто от человека, но, безусловно, мы его сегодня созидаем. Если мы явим друг другу больше доброты, любви и заботы о ближнем, о молодом поколении, ответственности за то, каким оно вырастет, если вера для всех нас будет не просто словом, а основой жизни, то и будущее будет у нас. Верую, что сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам свои «щедрые и богатые милости».

Что Библия говорит о депрессии? Как христианину преодолеть депрессию?

ГлавнаяКонтент-указательЗдоровьеПсихическое заболевание Депрессия в Библии

Вопрос

Ответ

Депрессия является широко распространенным заболеванием, поражающим миллионы людей, как христиан, так и нехристиан. Страдающие депрессией могут испытывать сильные чувства грусти, гнева, безнадежности, усталости и множество других симптомов. Они могут начать чувствовать себя бесполезными и даже склонными к суициду, потеряв интерес к вещам и людям, которые им когда-то нравились. Депрессия часто вызывается жизненными обстоятельствами, такими как потеря работы, смерть любимого человека, развод или психологические проблемы, такие как жестокое обращение или низкая самооценка.

Библия говорит нам наполняться радостью и хвалой (Филиппийцам 4:4; Римлянам 15:11), поэтому Бог, очевидно, хочет, чтобы мы все жили радостной жизнью.

Это нелегко для тех, кто страдает от ситуативной депрессии, но это можно исправить с помощью Божьих даров молитвы, изучения и применения Библии, заучивания Писания наизусть, групп поддержки, общения среди верующих, исповеди, прощения, намеренной благодарности и консультирования. Такие вещи, как физические упражнения, пребывание на свежем воздухе, хороший сон и здоровое питание, также очень важны в борьбе с чувством депрессии. Кроме того, служение другим может помочь нам обратить наше внимание на Христа и на добрые дела, которые Бог совершает в мире. Мы должны сделать сознательное усилие, чтобы не быть поглощенными собой, а направить наши усилия вовне. Чувство депрессии часто можно разрешить, если страдающие депрессией переместят фокус внимания с себя на Христа и других.

Клиническая депрессия — это физическое состояние, которое должен диагностировать врач. Она не может быть вызвана несчастными жизненными обстоятельствами, а симптомы не могут быть облегчены по собственному желанию.

Вопреки тому, во что верят некоторые представители христианского сообщества, клиническая депрессия не всегда вызвана грехом. Депрессия иногда может быть вызвана физическим расстройством, которое необходимо лечить с помощью лекарств и/или консультирования. Конечно, Бог способен вылечить любую болезнь или расстройство. Однако в некоторых случаях обращение к врачу по поводу депрессии ничем не отличается от обращения к врачу по поводу травмы.

Люди, страдающие депрессией, могут кое-что сделать, чтобы облегчить свое беспокойство. Им следует убедиться, что они остаются в Слове, даже если им этого не хочется. Эмоции могут сбить нас с пути, но Божье Слово твердо и неизменно. Мы должны сохранять сильную веру в Бога и еще крепче держаться за Него, когда переживаем испытания и искушения. Библия говорит нам, что Бог никогда не допустит в нашу жизнь искушений, с которыми мы не можем справиться (1 Коринфянам 10:13). Хотя депрессия не является грехом, человек по-прежнему несет ответственность за реакцию на недуг, в том числе за получение необходимой профессиональной помощи.

«Итак, через Иисуса будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы — плод уст, исповедующих имя Его» (Евреям 13:15).

Вернуться к:

Тематические библейские вопросы

Что Библия говорит о депрессии? Как христианину преодолеть депрессию?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Грех по имени Печаль | Мэтью Тан

Читая Писание, мы знакомы с увещеваниями против совершения определенных грехов. Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не обманывай ближнего и так далее. Нас предупреждают, что грешить значит зарабатывать плод греха, то есть смерть.

Что менее очевидно, так это увещевания, которые не вписываются ни в одну узнаваемую схему, скорее всего, из-за их отдельных упоминаний в малоизвестных частях Священного Писания.

Ключевое среди этих малоизвестных увещеваний находится в Псалме 98, в котором увещевание звучит так: «Воскликните Господу от радости» или в Псалме 66 «воскликните от радости Господу». Многие могут подумать, что это необязательное внушение для изобилия, пока не примут во внимание обратное, то есть печаль. В «Премудрости Сираха», более известной как Книга Екклесиастика, нас предостерегают от «печали» и «печали». Нам дается больше, чем предупреждение, нам дается леденящее кровь напоминание о том, что может сделать печаль. Книга Екклесиастика дает нам предписание и предостережение, в котором говорится: «Удалите от себя печаль, ибо печаль многих погубила» (Сир. 30:23).

Читатель может сочувствовать такому увещеванию, возможно, из-за знакомства с явлением буквальной смерти от разбитого сердца. Однако древняя традиция Церкви не ограничивает чтение этого стиха причинно-следственной связью между эмоциями и медицинскими последствиями.

Как видно из новой книги о пороках доктора Ребекки ДеЯнг, опубликованной Brazos Press, ранние Отцы Церкви, такие как Евагрий Понтик и Иоанн Кассиан, определяли печаль как ведущую к духовной смерти, настолько, что печаль была классифицирована как один из смертных грехов. Несмотря на то, что Григорий Великий удалил печаль из списка смертных грехов, чтобы составить более знакомый список из семи, печаль, тем не менее, скрывалась за действием многих других смертных грехов, в частности лени.

Грусть, таким образом, рассматривалась как нечто большее, чем просто всепроникающая и угрюмая эмоция. Как порок, это была и предрасположенность, которая могла привести нас к разлуке не только с близкими, но и с Самим Богом. Эта связь получила некоторое признание в литургической жизни Латинской церкви, особенно в «Роратское воскресенье» Адвента, во время которого григорианский гимн сочетается со знакомым криком Исаии о том, что роса падает с неба и облака проливают дождь на праведников (Ис. 48:5) с менее привычным риторическим вопросом от Бога: Что ты снедаешься скорбью? Ведь скорбь отдалилась от тебя.

Часть христианской нравственной жизни призывает к бдительности в отношении чего-то невероятно смертоносного, но невероятно укоренившегося в структуре повседневного человеческого опыта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts