упражнения для школьников 1-2 класса
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.
Как пишет ребенок при дисграфии?
Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.
Что делать, если поставили дисграфию?
Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.
Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть это будут всего 30 минут вместо положенного часа.
Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии
1. Жужжащее чтение
При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.
2. Экспериментируйте со способом письма
Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.
3. Переписывайте классику
Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность.
Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.4. Поиграйте в корректора
Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
5. В поисках пропавших букв
Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.
6. Работайте над почерком
При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.
7. Лабиринт
Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.
8. Собираем предложения
Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.
9. Волшебные буквы
Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.
Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме
10. Ох уж эти предлоги!
Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.
- Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
- Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
- Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
- Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.
Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.
Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!
Дата публикации: 15.10.2019. Последнее изменение: 14.07.2022.
Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников
ИГРЫ С БУКВАМИ
Рисование букв. Начните с тактильного упражнения: попросите ребёнка закрыть глаза и в это время медленно, но чётко выведите на его ладони букву. Попросите по «очертаниям» назвать букву. Начинайте с простых букв (О, Х, С, Г) и переходите к более сложным (Э, Б, К, Ф).
Вычёркивание. Напечатайте на большом листе буквы алфавита и дайте его ребёнку. Попросите его зачёркивать каждую букву, которую вы произносите.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Рассыпавшиеся слова. Заранее подготовьте и распечатайте на бумаге знакомые ребёнку слова. Разрежьте каждое слово на слоги, перемешайте карточки-слоги между собой, а затем попросите ребёнка составить «рассыпавшееся» слово. Например, из «КА-СО-РО» должна получиться любопытная «СО-РО-КА», а из «ЛЁТ-МО-СА» – железный «СА-МО-ЛЁТ».
Игра в слова. На прогулке всегда разговаривайте с ребёнком. Называйте по очереди все предметы, которые встречаются на пути. Дома попросите ребёнка выложить из буквенных кубиков слова, которые встретились на вашем пути (для более старшего возраста – написать в тетрадке). «Знакомьтесь» с новыми словами регулярно, однако не нагружайте его новой сложной лексикой.
Слоги и мяч. Купите маленький резиновый мячик (желательно рельефный). Просите ребёнка читать напечатанные слова по слогам и одновременно сжимать мячик в руках. Обратите внимание, чтобы он сжимал игрушку всеми пальцами, в том числе безымянным и мизинцем.
УПРАЖНЕНИЯ С ТЕКСТОМ
Чтение по половинам. Подготовьте какой-нибудь несложный текст или отдельные предложения (желательно, напечатанные большим шрифтом без засечек). Затем закройте нижнюю половину печатной строки линейкой и попросите ребёнка прочитать текст с закрытой нижней половиной. Повторите то же самое с закрытой верхней половиной. Если ребёнку трудно, скройте только ⅔ строки.
РИФМОВАНИЕ
Начинать можно с простого «дом – том» и постепенно переходить к более сложным словам и рифмам. Отличная идея – завести специальную тетрадку, куда ребёнок будет вписывать пары слов.
СКОРОГОВОРКИ
Найдите и распечатайте на листе несколько простых скороговорок. Постоянно повторяйте их с ребёнком. Со временем можно попросить увеличивать темп чтения, а также читать тихо – громко.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Если у ребёнка дислексия и другие трудности обучения, связанные с нейропсихологией, важно уделять достаточное внимание тем физическим активностям, где задействованы обе руки и/или ноги одновременно. В таком ключе будут уместны попытки научиться ездить на велосипеде, катание на коньках/роликах, игры с мячом, прыжки на скакалке. Даже в быту можно придумать что-то полезно-прикладное и эффективное: например, мытьё посуды, мытьё рук, комкание бумаги будут запускать процессы в левом и правом полушарии одновременно.
Двигательные диктанты – ещё одна важная составляющая домашней работы родителей со своими детьми. Начинать можно с очень простых заданий «Стань за стул», «Стань между столом и диваном», «Залезь на кресло» и со временем усложнять их.
ЗАДАНИЯ НА ВНИМАНИЕ И УСИДЧИВОСТЬ
Паззлы, алмазная мозаика, конструкторы с большим количеством деталей, поделки своими руками, лепка, нитяная графика – все эти активности призваны повысить усидчивость ребёнка, а также натренировать внимание и терпение к мелкой монотонной работе.
Когда речь идёт о конструировании, всегда давайте ребёнку свободу для его фантазии, однако потом обязательно просите выполнить задание согласно прилагающейся инструкции или собрать пример из неё. Таким образом, ребёнок будет учиться «читать» заданные правила и следовать им, а также прокачивать свою креативность.
ВАЖНО!
- Создайте благоприятную атмосферу для занятий. Никаких упрёков или цоканий при систематических ошибках. Только терпение и трудолюбие.
- Маленькая победа создаёт большой успех. Хвалите ребёнка, всегда старайтесь найти и обратить внимание на то, что ему что-то удаётся.
- Не проверяйте скорость чтения и не устраивайте сложных диктантов. Откажитесь от строгих проверочных работ в каком бы то ни было виде.
- Если вы видите, что ребёнку проще заниматься на гаджетах, не отказывайтесь от современных технологий. Находите обучающие игры и викторины в Интернете, а также скачивайте тематические приложения.
- Регулярность – один основополагающих факторов успешной домашней коррекции. Лучше занимать каждый день по 15 минут, чем один раз в неделю по часу.
Пять забавных занятий для страдающих дисграфией
21 декабря 2020 г. | Дисграфия, дислексия
Пять забавных занятий для дома при дисграфии
Если ваш ребенок страдает дисграфией, вы, несомненно, видели, как он борется со всеми аспектами письма. Эта распространенная трудность в обучении значительно ухудшает почерк и способность выражать мысли посредством письменной речи. Для получения дополнительной информации о том, что такое дисграфия, нажмите здесь.
Хотя тяжело смотреть, как наши дети борются, есть вещи, которые мы можем делать дома, чтобы улучшить их мелкую моторику, хватку пальцев, уверенность и способность писать. Следующие забавные занятия при дисграфии будут иметь большое значение, если практиковать их регулярно.
1. ДиктовкаУпражнения под диктовку могут быть веселыми! Они являются отличным инструментом для улучшения как почерка, так и декодирования. Вы можете начать с простого чтения одной буквы вслух и попросить ребенка записать ее. Переходите к написанию забавных слов. Как только они освоят это, попробуйте их с упражнениями по ведению заметок. Отличная игра состоит в том, чтобы ваш ребенок составил список, который вы диктуете. Это может быть список мест, которые вы хотите посетить, игр, в которые вы хотите играть, фильмов, которые вы хотите посмотреть. Неважно, о чем этот список, главное, чтобы ваш ребенок составлял его так, как вы говорите.
2. ПодсказкиРасскажите об интересующей вашего ребенка теме, создав забавную подсказку. Дайте им пять минут, чтобы составить короткий абзац по теме. Это должно быть выполнено без стресса или давления и в расслабленной манере с максимально возможной долей юмора.
Дисграфия может быть невероятно неприятной, но при правильной поддержке дети могут процветать. Я уже говорил и повторю еще раз: практикуйте слепую печать и по возможности используйте такие инструменты, как преобразование речи в текст. Когда дело доходит до письменных заданий, убедитесь, что у вашего ребенка достаточно времени для выполнения работы. Вместе с Эллой я обнаружил, что короткие очереди гораздо более продуктивны, чем попытки закончить работу быстро. Это физически больно и утомительно. Хорошо написанный абзац всегда лучше, чем сразу три неразборчивых. Я надеюсь, что вы найдете эти забавные занятия для дисграфии такими же полезными, как и я. Я пишу только о мероприятиях, ресурсах и опыте, которые пробовал и проверял сам.
3. Играйте с Play-Doh/глиной для лепкиЛовкость и сила пальцев очень важны, когда дело доходит до письма. Если у вашего ребенка дисграфия, необходимо будет поработать над мелкой моторикой и укрепить силу пальцев. Даже играя с пластилином Play-Doh всего 30 минут в день, вы улучшите как силу, так и ловкость. По мере того, как укрепляются мышцы пальцев, им станет легче хватать ручки и карандаши. Хорошая игра — раскатать пластилин или пластилин Play-Doh и потренироваться делать буквы. Это особенно полезно для детей дошкольного возраста, так как усиливает форму букв.
4. Лабиринты (ручные и бумажные)Мелкая моторика, необходимая для прохождения лабиринтов, не всем детям дается легко. Это веселое занятие при дисграфии — отличная практика для контроля, силы и мелкой моторики. Чтобы добраться до конца лабиринта, дети должны держать свою ручку или карандаш в пределах линий, которые начнут улучшать их координацию. Лабиринты также очень весело, что является дополнительным бонусом.
5. Игры памятиВажно помнить, что дисграфия влияет не только на письмо. Это фактически ухудшает процесс сохранения новых слов в рабочей памяти по мере изучения новых букв. Хороший способ улучшить память — это игры. Ваш ребенок не будет чувствовать, что он выполняет работу, но будет улучшать важный навык развития. Игры с хорошей памятью включают в себя:
- Произнесение буквы, чтобы ваш ребенок визуализировал ее, прежде чем записать через 20 секунд.
- Дайте ребенку краткий список животных для запоминания. Попросите их повторить список в обратном порядке. Начните с трех животных и добавляйте больше по мере их улучшения. Вы можете помочь своему ребенку придумать способы улучшить свою память, визуализируя то, что он должен запомнить.
- Отличная игра, в которую можно играть во время вождения, — попросить ребенка сосчитать две машины разного цвета одновременно, когда вы проезжаете мимо них. Она может использовать таблицу подсчета или что-то простое, например, R1, R2, R3 и т. д. (красные автомобили), B1, B2, B3 (синие автомобили). По мере улучшения попросите их добавить третий цвет.
- При приготовлении простого блюда, такого как пицца, попросите ребенка запомнить ингредиенты по порядку, но использовать сокращения. Это обеспечит еще одну технику для улучшения их памяти. Например, SCOOP (Соус, Сыр, Лук, Оливки, Пепперони). Увлекательная практика, подобная этой, действительно может помочь детям запомнить многоэтапные инструкции в классе. Детям постарше понравится этот список игр для лечения дисграфии, а если вам нравится вечер семейных игр, Scattergories — отличный вариант для всех детей, но особенно для детей с дисграфией. Вы найдете список категорий Scattergory, готовый для бесплатной загрузки здесь.
Для получения дополнительной информации о том, как поддержать ребенка с дисграфией или дислексией, вы найдете здесь множество полезных статей.
Для моего списка 15 лучших инструментов для дисграфии, нажмите здесь
Действия для дисаграфии — синоним
Mandi Titus
Класс
Дисграфия — это инвалидность обучения, которая вызывает симптомы, такая как нелегальная. трудности, которые могут включать непостоянный интервал или неподходящий захват карандаша. Дисграфия может привести к проблемам с правописанием и чтением. Ученикам с дисграфией может быть полезен ряд упражнений. Многим учащимся также помогают модифицированные задания, которые уменьшают потребность в письме.
Исследуйте эту статью
- Motor Control
- Формирование букв
- Написание букв
- РАЗРЕШЕНИЯ
- СТАРЫ
2 Формирование букв
Учащиеся с дисграфией должны научиться правильно составлять буквы. Ранние занятия включают соединение точек в буквы, обведение букв пальцем или указкой, копирование букв-образцов и выполнение подробных инструкций учителя по пошаговому формированию букв.
3 Написание букв
Учащиеся с дисграфией, которые понимают, как составлять буквы, получают пользу от упражнений, связанных с формированием букв и практикой письма, отмечает Международная ассоциация дислексии. Предоставьте учащимся возможность создавать буквы по памяти и писать письма под диктовку с помощью пошагового руководства по написанию писем или без него. Предложите учащимся различные письменные принадлежности и бумагу, чтобы сделать написание писем увлекательным.
4 Рукописный ввод
Рукописные занятия могут включать в себя обучение студентов писать курсивом, поскольку многим учащимся с дисграфией легче писать курсивом, согласно веб-сайту Reading Rockets. Другие мероприятия, такие как предоставление учащимся короткого периода времени для написания на определенную тему с акцентом на почерк, и уроки диктовки, помогают учащимся с дисграфией практиковать формирование букв и навыки письма.
5 Этапы записи
Занятия для старших школьников с дисграфией должны включать инструкции по написанию сочинения или исследовательской работы.