Упражнения для устранения дисграфии у младших школьников: Комплекс упражнений для исправления дисграфии у младших школьников | Методическая разработка на тему:

Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений

Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Среди речевых нарушений особое место занимают недостатки письменной речи.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую;
  • акустическую;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую;
  • оптическую дисграфию.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Рассмотрим те игровые упражнения, которые будут полезные учителю начальной школы для коррекции Оптической дисграфии.

Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки:

  • замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов;
  • замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
  • пропуски, не дописывание элементов букв;
  • зеркальное изображение букв.

1 этап

Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.

Упражнение “Найди”

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.

 

 

Упражнение “Большой-маленький”

На развитие восприятия величины предметов

2 этап

Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.

Упражнение “Графические диктанты”

Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций

 

Упражнение “Штриховка”

На развитие моторных функций письма.

3 этап

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Упражнение “Буквы перевертыши”

Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.

Задание: Найти букву и раскрасить ее. 

 

Упражнение “Шифровка”

Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы

 

Упражнение “Слепи и допиши”

Сначала лепим букву из пластилина, называем части, из которых состоит буква, а потом на листочке дописываем букву по элементам.

Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.

 

Статьи по теме

  • “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
  • Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
  • Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
  • Психолого-педагогические приемы для развития мотивации у обучающихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка
  • Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
  • Обследование чтения у школьников
  • 4 книги по ораторскому мастерству для преподавателя (обзор)

90 эффективных упражнений для исправления дисграфии

Электронная библиотека

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

А.С. Макаренко

Автор:
В.А. Крутецкая
Название: 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии
Формат: PDF
Размер: 1,37 Мб
Объём: 94 стр.
Аннотация:

Данное пособие адресовано в первую очередь заботливым родителям, которые хотят помочь своим детям преодолеть проблемы, связанные с учёбой.

Когда вы отправляли ребёнка в 1-й класс, вы были абсолютно уверены, что он развит, смышлён и вполне подготовлен к обучению. Но вот успехи на первых порах сменились неожиданными неудачами. Вы видите, что ученик хорошо справляется с математикой и другими школьными предметами, но почему-то с трудом овладевает письмом. У него ужасный почерк, а в выполненных упражнениях и диктантах множество ошибок. При этом вы знаете, что ребёнок добросовестно учит все правила русского языка.

Давайте внимательно проанализируем ошибки в тетрадях вашего ребёнка. Какие из них вам хорошо знакомы?

  • Школьник путает похожие по начертанию буквы (например, ш и щ, р и ь, з и э), часто пропускает буквы в словах (чловек, учник) или вообще не дописывает слова (бабушк, уточк)?
  • А может быть, он часто переставляет буквы и слоги внутри слова или, наоборот, наращивает слово лишними буквами?
  • Ребёнок не слышит ударных гласных звуков в слове и допускает много ошибок на правописание безударных гласных?
  • Или он не различает на слух согласные звуки з—с, ж—ш, ч—щ, ц—с?

Если подобные ошибки в больших количествах вы нашли в тетрадях вашего ребёнка, у него — дисграфия. Ученика следует показать специалисту-логопеду, чтобы распознать специфические особенности этих нарушений.

К сожалению, подобные явления у детей, да и у многих взрослых людей, встречаются нередко. И очень часто низкая успеваемость ребёнка в школе объясняется не состоянием его интеллекта, а неразвитостью особого слуха и зрения, которые можно и нужно корректировать и развивать.

Дисграфия — это частичное нарушение письма, которое в каждом отдельном случае связано с разного рода причинами.

Как бороться с дисграфией? Терпением и усидчивостью. Необходимы систематические занятия и упражнения, которые вы будете выполнять с помощью этого пособия вместе с ребёнком без утомления и раздражительности на интересном и разнообразном материале.

Содержание:
  • Что же такое дисграфия и как с ней бороться?
  • Практические советы для проведения занятий
  • Связь слов в предложении
  • Предлоги
  • Дифференциация свистящих и шипящих согласных
    • Дифференциация ш—щ
    • Дифференциация ч—ш
    • Дифференциация ч—щ
    • Дифференциация ц—с
    • Дифференциация ч—ц—ж
  • Занимательные упражнения для изучения лексического состава русского языка
  • Тексты для отработки внимания, орфографической зоркости и развития речи
  • Ответы
Примеры страниц:
  •  
Купить книгу по выгодной цене

Просмотров: 35004

Говорят Дети

«Папа, не убивай комара. Вдруг это князь Гвидон летит!»

— Миша, 3 года

Рекомендуем

Прописи для детей

Подготовка к школе
Развитие моторики рук
Обучение письму
Интересные задания
Современные методики

 


10 советов, которые помогут детям с дисграфией

Ваш ребенок с трудом пишет в соответствующих строчках ? Знаете ли вы или обучаете ли вы ребенка, который сталкивается с трудностями и/или расстраивается при простом составлении основных букв и слов ? Ребенку или студенту с такими проблемами может быть поставлена ​​задача дисграфия .

Дисграфия неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением письма . В частности, расстройство приводит к искажению или неправильному письму человека . У детей расстройство обычно проявляется, когда они впервые знакомятся с письмом. Они пишут буквы неподходящего размера и с интервалами, или пишут неправильные слова или слова с ошибками, несмотря на тщательные и соответствующие инструкции.

Дети с этим расстройством могут иметь другие нарушения обучаемости ; однако у них обычно нет социальных или других академических проблем. Дисграфия у взрослых обычно возникает после травмы . В дополнение к плохому почерку, дисграфия характеризуется неправильным или нечетным написанием и произношением слов, которые не являются правильными (т. е. использование «мальчик» для «ребенок»). Причина расстройства неизвестна, но у взрослых оно обычно связано с поражением теменной доли головного мозга.

1. Во-первых, ЗАМЕНИТЕ бумагу, используемую для письма.
Человек с дисграфией испытывает серьезные трудности в процессе письма. Эти 9Проблемы 0003 включают неспособность организовать информацию , хранящуюся в памяти, И нанесение слов на бумагу путем написания или печатания их от руки.

Эти 2 задачи мешают людям с дисграфией понимать интервалы между буквами, словами и предложениями. Чтобы помочь вашему ребенку визуализировать пространство и свести к минимуму разочарование, сначала рассмотрите возможность замены разлинованной бумаги вашего ребенка на миллиметровую или переверните разлинованную бумагу боком , чтобы каждая буква получила свой собственный блок/место и оставила пустой блок/ пробел между словами.

Вы также можете попробовать использовать различные виды выделенной бумаги для печати . Есть несколько онлайн-источников таких материалов. (Пожалуйста, ознакомьтесь также с БЕСПЛАТНО загружаемыми шаблонами, доступными по ссылке ниже.)

Кроме того, рассмотрите возможность изменения цвета писчей бумаги . Определенный пастельный цвет бумаги может помочь уменьшить визуальное напряжение, вызванное белой бумагой. Даже «правильная» цветная бумага для вашего ребенка может иметь положительное значение, хотя бы в том, как он подходит к письму.

2. ЗАМЕНИТЕ пишущий инструмент или инструмент, которым пользуется ваш ребенок.
Дисграфия влияет на мелкую моторику . Из-за этого легко держать карандаш или ручку неестественно. Поощряйте ребенка писать так, как будто он держит перо, или пойдите немного дальше и дайте ему настоящее перо и чернила . Перья нежные, и дети, как правило, обращаются с ними намного бережнее, чем с твердыми предметами, такими как карандаш. Если перо недоступно, рассмотрите возможность использования мела , так как он будет крошиться при слишком сильном нажатии.

Что касается письменных поверхностей , чем больше, тем лучше! Используйте мольберт или большой лист белого картона . Другой вариант — использовать раздвижные стеклянные дверцы , чтобы писать на них (смываемыми маркерами или прозрачными ручками), поскольку они огромны, а стеклянная поверхность, естественно, побуждает моих детей писать намного мягче, чем на других поверхностях. Дополнительным преимуществом является то, что эти большие стеклянные двери можно легко и быстро мыть.

Кроме того, добавление мягкой и удобной рукоятки для карандаша или держателя к используемому в настоящее время пишущему инструменту может оказать большую поддержку борющемуся писателю. Эти типы ручек для карандашей можно найти в Интернете из различных источников с особыми потребностями.

3. НАУЧИТЕ вашего ребенка печатать и эффективно пользоваться компьютерной клавиатурой.
Чтобы снять большую часть стресса, связанного с повторяющимися трудностями при письме, позвольте ребенку выражать свои идеи и мысли с помощью 9-балльной шкалы.0003 текстовый процессор или компьютерная клавиатура . Предоставление этой опции может расслабиться и позволить вашему ребенку добиться большего прогресса в обучении во всех областях контента. Другим вариантом для этой цели является портативная клавиатура/текстовый процессор под названием AlphaSmart. Несмотря на то, что клавиатура AlphaSmart является более старым типом вспомогательных технологий, она может предоставить необходимый инструмент для набора текста для проблемного писателя и доступна в Интернете как новая, так и бывшая в употреблении.

4. ПРЕДСТАВЬТЕ ребенку упражнения на развитие крупной моторики.
Покажите ребенку несколько упражнений на крупную моторику , чтобы укрепить руку и кисть. Затем включите эти упражнения в распорядок дня вашего ребенка. Сделайте их забавными, сочетая их со стихами или любимой музыкой вашего ребенка. Хорошим ресурсом для этих типов упражнений является OT Mom Learning Activity (пожалуйста, см. ссылку «крупная моторика» ниже здесь).

5. ВВЕДИТЕ упражнения на мелкую моторику.
Познакомить с упражнениями на мелкую моторику для укрепления пальцев и запястья. Добавьте их в повседневную деятельность вашего ребенка. Сочетая эти упражнения с некоторыми расслабляющими инструментальными музыкальными произведениями, ваш ребенок может немного расслабиться и более успешно сосредоточиться на упражнениях. Доступ к разнообразным упражнениям на мелкую моторику также можно получить через многие специальные потребности или веб-сайты OT, такие как OT Mom Learning Activity (пожалуйста, см. ссылку «мелкая моторика» ниже здесь).

6. РЕКОМЕНДУЕТСЯ обойтись без печати и перейти непосредственно к рукописному письму.
Перевод на скоропись также может значительно снизить уровень разочарования у многих страдающих дисграфией, позволяя им расслабиться и научиться лучше писать. Это может быть временный обход печати или он может стать более постоянным, в зависимости от результатов, наблюдаемых при рукописном письме.

7. РАЗВИВАЙТЕ И ИСПОЛЬЗУЙТЕ навыки повествования или разговорной речи, когда это возможно.
Причины дисграфии некоторые люди испытывают блокировку между мыслью о чем-то и написанием . Повествование — отличный инструмент, помогающий ребенку записывать свои мысли. Произнесение букв и слов вслух по мере их записи на небольшом техническом устройстве (mp3-плеере или подобном) или с помощью программы преобразования текста в речь также будет полезно, когда придет время записывать эти слова. Удобный список будет уже создан.

8. РАБОТАЙТЕ ВМЕСТЕ, чтобы оценить и изменить свои письменные цели по мере необходимости.
Не реже одного раза в неделю обсуждайте, как работают приспособления , чтобы помочь вашему ребенку. Даже если ваш ребенок мал, он может внести ценный вклад в то, что работает, а что нет. У него могут даже появиться дополнительные идеи, которые он может добавить или попросить, особенно после того, как вы начали показывать ему лишь несколько полезных стратегий или приспособлений.

9. ПОКАЗЫВАЙТЕ и ИСПОЛЬЗУЙТЕ технику крупного «воздушного письма».
Демонстрация и использование большого «воздушного письма» букв для развития более эффективной моторной памяти для последовательности шагов, необходимых для создания каждой буквы. Вы также можете ввести «написание на песке» , которое предполагает использование искателя для написания букв в подносе с песком. Эти мультисенсорные подходы часто дают очень положительные результаты.

10. ИСПОЛЬЗУЙТЕ другие мультисенсорные техники.
Используйте различные мультисенсорные приемы для дальнейшего развития навыков письма. Посетите ресурсы по дисграфии, чтобы получить доступ к более чем 200 мультисенсорным упражнениям, инструментам и другим ресурсам, которые помогут вашему ребенку справиться с проблемами дисграфии (многие ресурсы также БЕСПЛАТНЫ!)

Источники и ресурсы:

8 стратегий борьбы с дисграфией от Homeschool Gameschool блог
http://homeschoolgameschool.com/8-strategies-to-beat-dysgraphia/

2 Регина Г. Ричардс, LD Online
http://www.ldonline.org/article/5890

ЛУЧШИЕ веб-сайты по дислексии и дисграфии из Помощь трудным читателям блог
http://helpforstrugglingreaders.blogspot. com/2013/10/best-websites-for-dyslexia-dysgraphia.html

Ручки и держатели для карандашей от Fun and Function
https://funandfunction.com/more/write-and-more/grips. html

Клавиатуры AlphaSmart
Портативные вспомогательные технологии для набора текста и работы с клавиатурой.
https://www.amazon.com/s?ie=UTF8&page=1&rh=i%3Aaps%2Ck%3Aalphasmart%20keyboards

Able Apps for Dysgraphia из Помощь для борющихся читателей блог
http://helpforstrugglingreaders .blogspot.com/2012/08/able-apps-for-dysgraphia.html

Навыки мелкой моторики и письма (упражнения включены)  от EduBlox Online Tutor
https://www.edubloxtutor.com/fine-motor-skills-handwriting/ 

Более 300 ресурсов по дисграфии — ВСЕ в одном месте от Brennan Innovators, LLC
Более 300 мультисенсорных ресурсов, которые помогут вашим знакомым с дисграфией.
https://www.pinterest.com/brennajn2000/dysgraphia-resources/?etslf=6371&eq=Dysgraphia

8 советов экспертов, как помочь ребенку с дисграфией

У вашего ребенка проблемы с почерком? Ему поставили диагноз дисграфия? Эти упражнения от специалистов по почерку забавны, эффективны и просты в выполнении дома.

1. Нащупай буквы.

Устранение одного чувства часто обостряет другие. Эксперты советуют попробовать занятия, которые помогут вашему ребенку сосредоточиться на ощущениях, а не на видении того, как пишется буква.

Например, нарисуйте пальцем букву на спине вашего ребенка. Или он может закрыть глаза, пока вы рисуете букву на его ладони. Затем посмотрите, сможет ли он воспроизвести это письмо у вас на спине или на листе бумаги.

Вы можете усложнить задачу, написав заглавную букву и попросив его написать ее строчной, или наоборот.

2. Пишите крупно.

Дети с дисграфией обычно плохо запоминают, как правильно составлять буквы. Один из способов, с помощью которых терапевты делают процесс более запоминающимся, заключается в том, чтобы дети писали таким образом, чтобы использовать крупные двигательные движения и мультисенсорные материалы.

Дома маленькие дети могут распылять большие буквы крема для бритья на кафельную стену во время купания. Или они могут разгладить крем на плитке и написать буквы на пене. Они могут практиковаться в написании букв в пластиковой ванне с влажным песком. Добавление песка в рисование пальцами — еще один способ увеличить сенсорный ввод.

3. Закопайте глину.

Глина — удивительно универсальный материал. Он плотный и отзывчивый. И ошибки могут исчезнуть одним щепоткой.

Скатайте из глины веревки и потренируйтесь лепить буквы вместе с ребенком. Он развивает силу рук и улучшает мелкую моторику. И это также укрепляет формы букв в его уме.

Другой вариант: разровняйте слой глины на противне. Затем предложите ребенку выгравировать буквы на поверхности карандашом. Глина обеспечивает сенсорную обратную связь, которая дает мозгу больше информации о том, как формируются буквы.

4. Практика щипков.

Правильно держать карандаш — это проблема для многих детей, испытывающих трудности с письмом. Ваш ребенок может укрепить свои пальцы и улучшить «хватку карандаша», используя инструменты для «щипков», найденные в доме. К ним относятся пинцет, детские палочки для еды (соединенные с одного конца) и щипцы для льда.

Попробуйте эту игру: бросьте на стол кусочки хлопьев, скрученные клочки бумаги или маленькие ластики для карандашей. Затем посмотрите, сколько вы и ваш ребенок сможете подобрать с помощью инструмента для зажима за минуту.

Еще один вариант: играйте в настольные игры и перемещайте фишки с помощью зажимов.

5. Начните кросс-боди-тренировку.

Чтобы ребенок правильно писал, обе стороны его тела должны работать вместе: одна рука устойчиво удерживает бумагу. Другой делает настоящую карандашную работу.

Любая деятельность, которая способствует скоординированному движению обеих сторон тела, является хорошим подкреплением. Сюда входят поделки с использованием ножниц: одна рука держит, другая режет.

Полезны также физические упражнения, требующие координации движений тела. Посмотрите, будет ли ваш ребенок крутить ветряные мельницы, прыгать, касаться друг друга пальцами ног и альпинистов, прежде чем сесть за письмо.

6. Развитие силы и стабильности.

Написание может показаться несложным физически. Но правильное сидение и владение ручкой и бумагой требуют мышечной силы и стабильности в плечах и коре.

Действия, которые тренируют эти области, могут помочь. К ним относятся доски, отжимания, ходьба на тачке, ходьба с крабами, стрельба по корзинам, подвешивание на перекладине и лазание по канату. Даже чтение лежа на полу животом развивает силу.

Так что выделите время для того, чтобы ваш ребенок включал в свой день подобные занятия. Он может заниматься ими в местном спортзале, на игровой площадке или прямо на заднем дворе или в игровой комнате.

7. Практика «организованного» рассказывания историй.

У детей с дисграфией часто возникают проблемы с организацией мыслей. Вы можете помочь своему ребенку, практикуя структурированное рассказывание историй.

Перед сном попросите его рассказать вам, как прошел день. Попросите его начать со вступления, например: «Сегодня был четверг, и мальчик, это был напряженный день для меня и моих друзей».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts