Упражнения по психодраме
15.12.2011
Ниже приведен список упражнений проводимых в ходе сеанса психодрамы. Более подробно ознакомится с техниками данного направления психотерапии можно по этой ссылке.
«Разогрев». К какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии.
Поделитесь своими пожеланиями или жалобами. Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии.
Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу.
«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).
«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Персонификация» животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
«Что мешает мне позаботиться о себе». Опишите партнеру свою ситуацию. Возьмите на себя роль той части, которая нуждается в помощи, и выразите ее в действии.
Сделайте то же самое с частью, которая мешает вам позаботиться о себе. Затем пусть партнер возьмет на себя эти роли. Обсудите с ним альтернативы и выразите это в действиях. Вариант для троек: после того. как вы определили части и нашли способы их выражения, вы создаете скульптуру, где партнеры берут на себя роли разных частей. «Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.
«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.
«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить участника видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы.
«Реплики в сторону» (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).
«Близкие и далекие». В роли Терапевта разместите членов группы в пространстве, назначьте каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: Терапевт расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.
«Скульптура семьи». В роли Терапевта выберите в группе тех, кто напоминает вам членов вашей семьи, в том числе тех, с которыми вы росли. Усадите семью за обеденный стол или разместите в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дайте краткую информацию о его прототипе и реплику, отражающую характер персонажа. Затем Терапевт превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли, взаимодействуют в ролях и потом делятся своими впечатлениями.
«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.
«Свеча» позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.
«Вопросы протагонисту»:
— Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
— Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
— В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
— Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
— На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
— В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
— Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?
— Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку?
— Что бы вы хотели услышать от него?
«На троне». Протагонист садится на стол, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.
«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.
«Театр сновидения». Участники разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.
«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.
«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Дублирование». Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
«Конкретизация». Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.
«Круг давления» (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.
«Стена» (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.
«Круг утешения». Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.
«Шеринг из ролей». Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры.
«Деролинг». Протагонист подходит к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)».
«Шеринг от себя». Зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают мнение об исполнении ролей, отмечают проявленные протагонистом ресурсы, достигнутое им понимание проблем и полученные умения. Затем участники описывают то, что они испытывали по отношению к своей роли, свои чувства в отношении разыгранного конфликта. После этого члены группы рассказывают о собственных проблемах, которые они осознали во время сессии (идентификация проблем). Выделяются новые способы реагирования и обсуждаются возможности применения их в будущем.
«Ответы участников».
— Что нового Вы узнали для себя из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
— Что Вы воспринимаете удачным (достигшим цели) в этой сессии из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
Фаза разогрева
— Какую динамику произвел конкретный протагонист? Каков был критерий выбора этого протагониста? Каковы ваши осознания по поводу социометрии в группе?
Фаза действия
— Соблюдались ли основные правила психодрамы? Определите два правила, которые лично вы поддерживали. Определите одно правило, требующее особого внимания.
— Была ли дана протагонисту возможность что-либо переделать или доделать?
— Как были использованы дополнительные «Я»? Как они не были использованы?
Заключительная фаза
— Каким образом было облегчено вхождение протагониста обратно в группу?
— Облегчил ли терапевт деролинг дополнительных «Я»?
Общие вопросы
— Ощущалось ли четкое различие между психодраматической и каждодневной реальностью?
— Какие роли в этой драме Вы хотели бы играть, но не играли?
— Были ли Вы способны участвовать в психодраме в той степени, в которой хотели?
— Что, по Вашему мнению, следовало бы подробнее осветить во время процессинга?
Ключевые слова: Психодрама
Источник: Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Материалы по теме |
---|
Психодрама Старшенбаум Г. |
История психодрамы Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии |
Техники психодрамы Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии |
Социодрама Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Основные понятия психодрамы Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено Руденский Е.В., Социальная психология |
Группа психодрамы … |
Основные фазы психодрамы Гриншпун И. Б., Психодрама |
метод Морено, техники, тренинг, упражнения, виды
Психодрама – это одновременно психотерапевтическая методика и механизм психологического консультирования, разработанные Я. Морено. В классической психодраме с целью исследования внутренней жизни субъекта используется механизм драматической импровизации. Работа индивидуумов, которые завершают собственные действия при помощи театрализации, драматического самовыражения и ролевых игр, является основой метода психодрамы.
Психодрама как метод психотерапии применяется в качестве индивидуальной практики (монодрамы) и в групповом действии. Методика психодрамы предполагает использование вербальных коммуникаций и невербального взаимодействия. Сеанс строится на разыгрывании нескольких сцен, которые могут изображать, например, воспоминания клиента о некоторых событиях прошлого, какие-то неоконченные ситуации, его сны или фантазии и др. Такие сцены могут быть либо близки к реальности, либо могут выводить наружу внутренние процессы психики. При помощи сценического разыгрывания собственных моментов жизни субъект получает возможность приобретения способностей, которые в будущем пригодятся ему.
Метод психодрамы
Психодрамой называют психотерапевтическую практику, представляющую собой ролевую игру. В процессе такой игры происходит драматическая импровизация, способствующая исследованию внутреннего мира субъектов и образующая условия для самопроизвольного выражения чувств, тесно связанных с наиболее значимыми для индивида проблемами.
Групповая психодрама базируется на игровых нормах.
Понятие о психодраме в качестве коррекционной техники зародилось вследствие эксперимента, поставленного Я. Л. Морено. Такой эксперимент впоследствии назвали «спонтанным театром». Впервые о терапевтической составляющей игровых техник Морено задумался, когда увидел, как гуляющие дети в парках Вены разыгрывали собственные фантазии. В ходе экспериментов разыгрывания ситуаций Морено заметил, что возникает спонтанность, продуцируется креативность, зарождается истинный эмоциональная контакт, связывающий участников ситуации, так называемый катарсис, помогающий достигнуть творческой активности и инсайт индивидам.
Групповая психодрама предоставляет субъекту в игре роль героя. Содержание игры должно фиксироваться на проблемах личности, что способствует свободному выражению собственных чувств в управляемых терапевтом импровизациях. Участники психодрамы внимательно наблюдают за событиями и сопоставляют совершающиеся действия на игровой сцене с собственными трудностями.
Целью психодрамы является диагностирование и коррекционное воздействие на неадекватные настрои и эмоциональное реагирование, их ликвидация, углубление самопознания и отработка социальной перцепции.
Психодрама способствует раскрытию глубинных эмоций в значительно более насыщенной и эффективной конфигурации, чем это допускают сделать другие техники, основанные на вербальном описании переживания.
В процессе психодрамы индивид находит действенные методы решения проблем психологического характера различных уровней: от житейского до экзистенциального. Субъект при помощи терапевта и участников воспроизводит значимые жизненные события в драматическом акте, разыгрывает сцены, которые имеют отношение к его проблемной ситуации. Все сцены проигрываются в соответствии с принципом «здесь и сейчас», другими словами они не зависят от времени возникновения ситуаций. Действие структуируется таким образом, чтобы содействовать конкретизации проблемной ситуации. Происходит анализ новых ролей, альтернативных реакций, аффективных поведенческих стилей, выполняется поиск и опробование на практике более плодотворных моделей разрешения проблемы. Физические действия, на которых выстраивается психодрама, увеличивают возможность применения такого значимого источника познания собственной персоны и окружающих, как сигналы неречевого поведения.
Психодрама направлена на оказание помощи тем индивидам, которые имеют сложности в словесном выражении чувств и жизненного опыта. В процессе психодрамы субъект одновременно является главным героем разыгрываемой ситуации, ее творцом, исследователем себя и собственной жизни.
Детская психодрама широко применяется при отклоняющемся поведении для ликвидации неадекватного эмоционального реагирования и отработки умений социального восприятия.
Виды психодрамы предложил А. Вольтман, такие как кукольная драматизация и биодрама. Характерной чертой биодрамы является распределение между малышами ролей зверей. Вольтман полагал, что малышу, особенно в дошкольном возрастном этапе, легче играть роль какой-нибудь зверюшки, чем играть себя, товарищей или родственников. Кукольная драматизация предполагает разыгрывание взрослыми перед ребенком значимых для него состояний или конфликтных ситуаций посредством кукольного спектакля. Кукольные драматизации рекомендуется использовать с малышами, с которыми затруднено общение и находящимися в преддошкольном и дошкольном возрастном периоде.
Существуют и иные виды психодрамы. Например, один из индивидов, принимающих участие в групповом терапевтическом сеансе, в театральной форме демонстрирует или рассказывает о жизненных событиях. В этом случае ключевая роль отводится импровизации и доброжелательному настрою группы.
Методы психодрамы можно применять в качестве самостоятельных психотерапевтических техник, но наряду с этим более действенно ее использование в совокупности с другими терапевтическими методиками групповой практики, например, с групповой дискуссией.
Психодрама в психотерапии препятствует избыточной рационализации, помогает субъекту показать эмоции, выражение которых затруднено при помощи вербалики, и содействует достижению осознания. Данный метод в качестве составляющей групповой практики широко применяется в процессе коррекционной работы с расстройствами эмоционального характера, терапии некоторых психосоматических заболеваний, в семейной психокоррекционной работе.
Огромным значением в психодраматической практике обладает эффект катарсиса, возникающий вследствие реагирования внутренних конфликтов, обнаруживаемых в процессе психодраматического акта.
Элементы психодрамы довольно популярны и в других психотерапевтических направлениях, например, в гештальттерапии или поведенческо-ориентированной терапии.
Гештальт и психодрама сегодня попали в число наиболее приоритетных и популярных. Ведь они испытаны временем, имеют наработанную теоретическую основу и практическую базу, широко практикуются во многих странах. Также важным является то, что сферы употребления психодраматических методов и гештальт-подхода практически не имеют границ. Они могут одинаково эффективно применятся, как в психологических практиках, так и в социальной работе. Универсальность этих методик позволяет их использовать при индивидуальной работе с субъектами и в групповой работе, не зависимо от количества участников.
Гештальт и психодрама являются не просто методиками психотерапии или набором техник, используемых на тренингах. Главным образом, это образ мышления, практика каждодневного постижения собственного проживания здесь и сейчас, способствующая формированию личности.
К задачам психодрамы следует отнести творческое переосмысливание собственных конфликтов, образование более совершенных и адекватных аспектов самопознания себя индивидом, преодоление разрушительных поведенческих моделей и стилей эмоционального реагирования, выработку новых адекватных поведенческих реакций и моделей эмоционального реагирования.
Классическое проведение сеансов психодрамы содержит в себе 5 ключевых позиций. На первой позиции находится протагонист, то есть первый игрок, изображающий в психодраматическом акте героя, исполнителя главной роли, который демонстрирует собственные проблемы. Вторую позицию занимает режиссер или фасилитатор. С его помощью протагонист возрождает собственную актуальную реальность. Другими словами, режиссером является индивид, помогающий клиенту проанализировать собственные проблемы, создающий нужную атмосферу в группе и распределяющий роли между участниками. Третью позицию занимают вспомогательные «Я», которые являются другими участниками группы, играющими второстепенные роли и усиливающие действия режиссера. К основными функциям вспомогательных «Я» относят обыгрывание ролей, необходимых протагонисту для воплощения его замысла, помощь в понимании протагонистом его восприятия взаимоотношений с другими действующими лицами, проявление неосознаваемых протагонистом отношений, помощь протагонисту в переходе от драматического акта к реальной жизни. На четвертой позиции находятся зрители, которые являются членами группы, не принимающими прямого участия в психодраматическом акте, но участвующие в дальнейшем обсуждении ситуации по завершению ее обыгрывания. Сцена занимает пятую позицию. Сценой называют место в помещении или другом пространстве, где разыгрывается сценическое действие.
Психодрама Морено
Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.
К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.
Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодраматической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны автором, то в психодраматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.
В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пределах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.
Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоанализа, через который он старался описать личность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопереживания (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.
Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрперенос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его самораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.
Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.
Катарсис в древнегреческой трагедии обозначал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смысле раскрытия причин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтической направленности.
Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расширяющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы должны привести субъектов к катарсису, а посредством него и к инсайту.
Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации самой психодрамы.
Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни.
Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.
Техники психодрамы
Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.
Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.
Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.
Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».
Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.
Психодрама тренинг
Тренинг подразумевает наличие трех стадий и использование упражнений.
Психодрама упражнения могут ставить перед собой различные цели: от так называемого разогрева до отработки навыков ролевой игры. Упражнения могут использовать для раскрепощения участников, например, применяют элементы групповой гимнастики или пантомимы в парах либо тройках.
На первой стадии основная нагрузка ложится на режиссера. Здесь к его задачам относят: достижение раскрепощения участников, преодоления двигательной зажатости, поощрение, стимулирование возникновения спонтанности невербального словесного проявления эмоций, фокусирование внимания участников на решении общей цели.
Психодрама упражнения способствуют приобретению группой раскованности, естественности и спонтанности. При этом, чем быстрее они приобретут такие состояния, тем эффективнее произойдет налаживание процесса психодрамы.
После приобретения субъектами определенной доли раскованности, естественности и сотворения активной творческой обстановки вследствие грамотно проведенной разминки наступает вторая стадия терапии – основная часть психодраматической практики.
Вначале ведущий определяет протагониста и просит его выбрать важную для него ситуацию, тему или проблему, познакомить всех с общей идеей сюжета, который протагонист желает разыграть. Режиссер обращает внимание участников, что протагонист преподносит только общую направленность, а непосредственно развитие действий должно быть спонтанным в психодраме. После этого протагонисту необходимо подобрать себе партнеров, которые будут являться его вспомогательными «Я», и объяснить им задачи. Дальше происходит непосредственное обыгрывание протагонистом намеченного сюжета.
На завершающей стадии психодрамы происходит совместное обсуждение действий и анализ поведения протагониста и других участников. В таком обсуждении надлежит участвовать всем участником процесса.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
17+ лучших техник драматерапии, мероприятий и упражнений
Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, не были знакомы с концепцией драматерапии до того, как попали на эту страницу.
Драматическая терапия — это устоявшаяся и проверенная форма терапии, которую можно применять к широкому кругу участников с еще более широким кругом вопросов, проблем и расстройств.
Доказательства, подтверждающие его эффективность, убедительны, как и интуитивное обоснование его привлекательности.
Интересуетесь драматической терапией? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое драматическая терапия и почему это интригующая форма лечения с таким захватывающим потенциалом.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое драматическая терапия? Определение и история
- Техники драматерапии
- 10+ занятий, игр, упражнений и идей (PDF)
- Драматические приложения
- Сертификация и обучение – курсы, программы и семинары (+ онлайн)
- Ассоциации драматической терапии
- 5 книг по драматерапии
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое драматическая терапия? Определение и история
Драматическая терапия — это тип терапии, в котором используются театральные приемы и концепции для достижения значимых изменений. Это дает клиентам возможность выражать свои чувства, взаимодействовать с другими и репетировать здоровое поведение.
Эксперт по драматической терапии Дэвид Р. Джонсон (1982) определяет этот метод лечения как
«преднамеренное использование творческой драмы для достижения психотерапевтических целей облегчения симптомов, эмоциональной и физической интеграции и личностного роста».
Североамериканская ассоциация драматической терапии (n.d.) описывает драматическую терапию как подход, который:
«…может предоставить участникам материалы, позволяющие им рассказывать свои истории, ставить цели и решать проблемы, выражать чувства или достигать катарсиса».
Он предназначен для того, чтобы помочь участникам исследовать свой внутренний опыт и вырваться из любых жестких ролей или рамок. Они могут выразить себя, поделившись новой стороной своей личности, или откопать старую, давно забытую.
Драматерапия была впервые задумана как терапевтический подход, названный психодрамой, психиатром Джейкобом Морено (Langley, 2006).
Психодрама шла вразрез с современной психологией, учитывая ее внимание к настоящему и будущему, а не к прошлому (например, в стиле Фрейда и его последователей).
Сеанс психодрамы обычно организовывался на основе следующих рекомендаций (Logeman, 2019):
- Сеанс фокусируется в основном на одном человеке, главном герое.
- Участники выражают свои эмоции, реагируя на других.
- Участники используют такие приемы, как отражение поведения главного героя и смена ролей, чтобы лучше понять свои чувства и поведение, а также чувства и поведение других.
- Особое внимание уделяется спонтанности и творчеству как двигателям прогресса и развития.
После Морено
Из техники психодрамы Морено родилось то, что мы сейчас называем драматической терапией. Люди заметили, что драма облегчает выражение сложных эмоций и обеспечивает психологическую дистанцию от травмы или страдания, и применяли эти истины из мира театра в сфере терапии.
В то время как психодрама фокусируется на человеке, драматическая терапия может применяться к отдельным лицам или группам и может предоставлять терапевтические возможности для всех участников каждого сеанса (HealthPRO, n.d.).
В 1960-е годы, когда все больше внимания уделялось гуманистическим подходам, драматическая терапия предложила психологам способ лечения клиентов через театр, который вращался вокруг опыта актера, а не зрителя (Johnson, 1982).
Область действительно начала формироваться, когда в 1919 году была создана Американская ассоциация танцевальной терапии.66 с Американской ассоциацией арт-терапии, вскоре после этого в 1969 году. Североамериканская ассоциация драматической терапии (nd) была основана в 1979 году.
Сегодня цели драматической терапии часто описываются следующим образом (GoodTherapy, 2015): Способствовать положительным изменениям в поведении
Драматическая терапия также предоставляет участникам возможность (HealthPRO, n. d.):
- Выразить свои чувства
- Расскажите свою историю
- Разыгрывайте/решайте вопросы и проблемы
- Оживить их симптомы
- Достичь эмоциональной и физической интеграции
- Испытайте катарсис
- Расширить глубину своих внутренних переживаний
- Повысить их уверенность в себе
- Повысить свою самооценку
- Повысить их чувство игры и спонтанность
- Развитие доверия
- Решить проблемы в отношениях
- Улучшить свои межличностные/социальные навыки
- Укрепить или расширить свои роли в личной жизни
- Повысить их умственную и эмоциональную гибкость
Сеансы драматической терапии обычно состоят из четырех отдельных частей (Каталог консультирования, без даты):
- Регистрация
В этом первом компоненте сеанса участники регистрируются у терапевта и рассказывают, как они себя чувствуют. сегодня. - Разминка
Разминка предназначена для того, чтобы активизировать кровь и творческие способности участников; это должно помочь вовлечь всех, ум и тело. - Основная деятельность
Это самый важный компонент сеанса и центр терапевтической работы в течение дня. - Закрытие
Закрытие сессии дает возможность обсудить, как прошла сессия для каждого участника, и закрепить извлеченные уроки или достигнутые цели.
Техники драматической терапии
В драматической терапии используются упражнения, уходящие корнями в театр, чтобы помочь участникам выразить себя и получить новое представление о себе и других.
Девять основных процессов, с помощью которых драматическая терапия способствует изменению участников, включают (Jones, 1996):
- Драматическая проекция
Техника, которая позволяет участникам проецировать свои внутренние чувства и решать свои проблемы на роль или объект. - Олицетворение и олицетворение
Два разных метода, с помощью которых участники могут выражать свой личный материал посредством ролевой игры или на объекте. - Интерактивная аудитория и свидетели
Относится к участнику, группе и/или клиенту в роли аудитории или свидетеля. - Игра
Отношение, характеризующееся спонтанным решением проблем, при котором выделяется игровое пространство, объекты активно перепрофилируются в новые роли и учитываются изменения. - Драматическая терапевтическая эмпатия и дистанцирование
Способность участников вовлекаться или отстраняться от материала, который резонирует с их личными проблемами и внутренними конфликтами. - Связь с жизненной драмой
Процесс, в котором участники анализируют свои личные проблемы или вопросы посредством драматической проекции. - Трансформация
Неотъемлемый аспект большей части того, что происходит в театре и в игре, встроенный прямо в структуру рассказа истории. - Воплощение
Физическое выражение личного материала (может быть реальным или воображаемым). - Процессы терапевтического представления
Терапевтическое использование театрального представления для работы с личными проблемами и темами участников.
В дополнение к этим основным процессам, другие распространенные методы включают следующее.
Стимулирование творчества и спонтанности
На протяжении всего лечения драматерапевт будет пытаться подталкивать, подталкивать и провоцировать участников на развитие и применение их творческой натуры (Джонсон, 19 лет).82; Джонс, 1996).
Ролевая игра
Ролевая игра позволяет участнику изменить свое мышление, действовать по-новому и связать свой собственный опыт с опытом другого человека (независимо от того, является ли этот другой реальным, воображаемым, почти идеальной копией участник или кто-то совершенно другой). Участник может играть два основных типа ролей.
– Роль по сценарию
Ролевая игра по сценарию дает участнику возможность действовать как другой человек, обычно на основе сценария или текста, описывающего человека. Участник изучает роль, пытается понять человека и часто обнаруживает, что может относиться к определенным факторам опыта персонажа.
– Импровизационная роль
В отличие от роли по сценарию, участники, играющие импровизационную роль, получают минимальное руководство по персонажу и могут спонтанно создавать свою личность. Актер в импровизационной роли, несомненно, будет опираться на свой собственный опыт, воспоминания и предположения, чтобы создать личность, превращая это в упражнение в самовыражении, независимо от того, осознает ли актер каждый аспект своего «я», который просачивается или нет (Джонсон , 1982).
Речь и рассказывание историй
Эта техника основана на желании рассказать хорошую историю и позволяет нам формировать новые нарративы и практиковаться в донесении своего сообщения до других.
Разговорная терапия сама по себе является своего рода рассказыванием историй, в котором клиент сочиняет, изменяет и перефокусирует свои собственные истории с терапевтом в качестве аудитории. Простой процесс рассказа своей истории может вызвать удивительное чувство катарсиса и способствовать новому пониманию себя и своего опыта.
Однако рассказывание историй также можно использовать для создания гипотетических (или не очень гипотетических) ситуаций и изучения различных вариантов завершения истории. В этой технике клиент находится в позиции лидера в отношении персонажей, ситуации и разрешения, что позволяет ему работать со своим собственным опытом и находить исцеление (Миллер, 2011).
Проективная игра
Проективная игра обычно используется с детьми, хотя ее можно применять и со взрослыми. В этой технике используются куклы, игрушки и другой реквизит, позволяющий участникам выражать и проецировать свои чувства. Проецирование себя во внешний мир через игру является признаком здорового развития, и отказ от этого может дать ценную информацию о том, с чем борется участник.
Использование реквизита является характерной чертой драматической терапии и предлагает участникам разнообразные способы использования окружающих их вещей для самовыражения. Реквизит можно использовать для самых разных целей: от простого предоставления участникам инструмента для использования в своей роли до сохранения символического значения и представления опыта, личности или концепции.
Движение и мимика
Одним из самых основных и фундаментальных видов человеческого поведения является движение. Использование движения в терапевтических целях также встречается в арт-терапии, интерпретирующем танце и других видах деятельности, придуманных людьми для самовыражения.
Мимика — это, по сути, движение, заменяющее речь при разыгрывании сценария или изображении эмоций. Этот метод требует использования только языка тела, что может вызвать у участников новые мысли, чувства и точки зрения (Counselling Directory, n.d.).
Отыгрыш
В этом процессе участники отыгрывают негативное поведение без последствий. В этом безопасном пространстве они могут разыграть вредное поведение и столкнуться с ним прямо и правдиво. Этот метод может быть особенно полезен для участников с проблемами зависимости, поскольку они могут вдумчиво обдумывать свое поведение, связанное с зависимостью, не отступая при этом (Бланк, 2010).
Кроме того, отыгрывание может быть чрезвычайно полезным для участников, которые в прошлом участвовали в другом вредном поведении или действиях, которые вызывали у них проблемы (Counselling Directory, n.d.).
Маски
Надевание маски может помочь участникам чувствовать себя в большей безопасности, а также дает им еще один способ выразить себя и поделиться своими чувствами с другими невербально.
Существует четыре основных способа использования маски во время терапевтического сеанса (Лэнди, 19 лет).86):
- Чтобы представить две стороны конфликта или дилеммы
- Чтобы выразить свою идентичность в группе
- Чтобы исследовать сны и образы
- Для выражения социальной роли
Если участники создадут маску, которая отражает их собственный опыт или соответствует их ощущениям, это также может предоставить им прекрасную возможность выразить себя и задействовать свой творческий потенциал.
10+ занятий, игр, упражнений и идей (PDF)
Вот некоторые из этих ресурсов, занятий, игр и упражнений, часто используемых в драматической терапии.
Зеркальный резонанс: Парла («говорить»)!
Целью этого резонансного упражнения является изучение внутреннего конфликта с новой точки зрения и развитие навыков слушания.
Ведущий начинает с разделения группы на группы по три человека. Участники по очереди обсуждают текущий или прошлый конфликт. Участник, обсуждающий свой конфликт, использует тела своих партнеров для «лепки» сцены. Два других участника останутся в неподвижном состоянии до тех пор, пока скульптор не скажет «parla».
Когда волшебное слово будет произнесено, сцена оживет; два участника, которые составляют сцену, могут двигаться, говорить и действовать, как это кажется наиболее подходящим. Через одну-две минуты они разыгрывают сцену под наблюдением третьего партнера, а затем снова замирают в скульптуре, чтобы закончить упражнение.
Смысл этого упражнения в том, чтобы как можно четче отразить конфликт автору, не пытаясь его решить.
Вы можете найти это упражнение и другие примеры резонансных упражнений, начиная со страницы 9. из PDF-ресурса доктора Пендзика.
Воссоединение
В этом упражнении два участника создают сцену, в которой они случайно встречаются в определенное время и в определенном месте в воображаемом будущем.
Они начинают узнавать и приветствовать друг друга, затем переходят к разговору о том, что они делают сейчас, и о группе драмотерапии, в которой они когда-то были. Акцент делается на воспоминаниях назад (к настоящему) о своем опыте в группе и что они узнали, приобрели или достигли за это время.
Это упражнение взято из книги Рене Эмуна «Действовать по-настоящему», а также его можно увидеть на странице 32 «Сборника театральных действий и игр» Эмили Нуссдорфер. [ Пожалуйста, обратите внимание, эта ссылка инициирует автоматическую загрузку.]
В дополнение к этим упражнениям и действиям в драматической терапии также используются другие вмешательства, чтобы вызвать исцеление и позитивные изменения, такие как (Whipple, 2012):
- Создание визуализаций
- Создание импровизированных рассказов в стиле «заполни пустое место»
- Ролевая игра с карточками ролей
- Создание поэзии
- Чтение, исполнение или интерпретация литературы
- Пересказ или воспроизведение знакомых историй
- Истории, рассказанные с помощью фигурок, марионеток или предметов
- Подведение итогов и название рассказа
Драматическая терапия Применение
Драматическая терапия используется для помощи взрослым с такими проблемами, как депрессия, зависимость и расстройства личности.
Он также применяется в школах, тюрьмах и помогает людям с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В школах
Школы по всему миру добавляют концепции и упражнения из драматической терапии в свои учебные программы или в качестве внеклассных занятий.
Одной из таких программ является метод ENACT Дайаны Фельдман, который размещает специально обученных актеров в классах для взаимодействия и взаимодействия со студентами. Их цель — создать «безопасный контейнер» для студентов, в котором можно исследовать и решать реальные проблемы.
В темпе, подходящем для учащихся, актеры представляют индивидуальные сцены конфликтов из реального мира, которые ученики, вероятно, видели в своей жизни (Freeling, 2015).
Исследования эффективности программы показали, что она улучшила вербальное и невербальное самовыражение учащихся и усилила их демонстрацию доверия, сосредоточенности, вовлеченности, сотрудничества и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В некоторых школах даже наблюдается снижение поведенческих проблем и улучшение посещаемости, оценок и результатов тестов (Freeling, 2015).
В тюрьмах
Хотя представление о заключенных, разыгрывающих спектакль, может показаться несовместимым с мрачным, суровым представлением о тюрьмах, которое нам часто представляют, применение методов драматерапии оказалось многообещающим методом лечения. и реабилитация забытых или отвергнутых обществом (более общие методы терапии см. в этой статье).
Данные драматической терапии и театральных программ в исправительных учреждениях часто показывают замечательные результаты, в том числе (Gardner et al., 2014): продемонстрировали значительное улучшение отношений со сверстниками и авторитетными фигурами.
Аутизм и драматическая терапия
Использование актерского мастерства, ролевых игр, движений, языка тела и общения с другими делает драматическую терапию идеально подходящей для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Godfrey and Haythorne (2013) исследовали влияние сеансов драматической терапии на детей и молодых людей с РАС и обнаружили преимущества, соответствующие пяти темам:
- Сеансы драматической терапии предоставили участникам безопасное место для исследования своих чувств.
- Участники чувствовали себя включенными и подружились со своими сверстниками на сессиях. Ролевая игра
- предоставила участникам возможность быстро изучить и отработать социальные навыки.
- Предсказуемость и структура занятий помогли участникам меньше беспокоиться.
- Положительные результаты сеансов драматерапии проникли во всю семью и систему поддержки.
Разыгрывание реальных ситуаций в безопасном театральном контексте позволяет детям с РАС практиковать свои навыки, а импровизация побуждает их отказываться от сценариев, на которые они часто полагаются в социальных ситуациях, способствуя большей гибкости мышления и поведения и бросая вызов их обычно конкретные стили мышления (McKenna, 2016).
Как драматическая терапия может помочь выразить эмоции – Анна Бек
Сертификация и обучение – курсы, программы и семинары
В зависимости от страны/региона, где они работают, большинство драматерапевтов получают высшее образование со степенью в области психологии, социологии или социальной работы; сдать лицензионный экзамен и зарегистрироваться в соответствующих органах.
Чтобы стать зарегистрированным драматерапевтом (RDT), необходимо пройти дополнительное специализированное обучение. Чтобы узнать больше о том, как стать RDT, посетите информационную страницу Североамериканской ассоциации драматической терапии (NADTA) здесь.
Для продолжения обучения, альтернативного обучения или дополнения к существующему обучению действующие и начинающие RDT могут найти информацию о очных и онлайн-курсах NADTA, нажав здесь.
В качестве еще одного потенциального образовательного пути рассмотрите степень магистра драматерапии Университета Конкордия, которая сочетает в себе театральное обучение с различными терапевтическими подходами. Вы можете узнать больше о программе, посетив сайт университета.
Ассоциации драматической терапии
Как отмечалось ранее, Североамериканская ассоциация драматической терапии является крупнейшей и наиболее активной ассоциацией, занимающейся драматической терапией. Чтобы узнать, что они делают, и узнать больше о драматерапии, вы можете посетить их веб-сайт здесь.
Существует также британская ассоциация драматической терапии, которая называется Британская ассоциация драматических терапевтов. Подробнее об этой организации и ее деятельности можно прочитать здесь.
5 Книги по драматической терапии
Существует множество книг по драматической терапии, которые помогут вам узнать больше. Ознакомьтесь с этим кратким списком некоторых популярных и хорошо рецензируемых книг по драматерапии:
1.
Драматические игры: методы саморазвития – Тиан ДейтонДраматические игры побуждает читателей к творчеству и спонтанности, чтобы безопасно и систематизированно подключиться к скрытым чувствам.
Театральные игры, описанные в этой книге, могут предложить читателям способ получить доступ к своим чувствам, привнося в процесс юмор.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Травматологическая драматическая терапия: преобразование клиник, учебных аудиторий и сообществ – Саджнани Ниша и Дэвид Рид ДжонсонВ этой практической книге авторы исследуют использование драматической терапии как способ помочь людям, пережившим травму.
В книге обсуждается, как драматерапия может использоваться в клиниках, классах и сообществах, чтобы помочь людям выразить себя и обработать свой опыт.
Авторы также предоставляют практическое руководство по проведению драматической терапии с учетом травмы, включая информацию об оценке, вмешательстве и оценке.
Книга предназначена для драматургов, консультантов, социальных работников и других специалистов, работающих с людьми, пережившими травму.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Действовать по-настоящему: процесс, техника и исполнение драматической терапии – Рене ЭмунаРене Эмуна предлагает углубленное исследование использования драматической терапии в качестве терапевтического инструмента.
Помимо теории и методов драматической терапии, книга содержит практические рекомендации о том, как использовать драматическую терапию в различных условиях.
Обсуждаются такие темы, как оценка, вмешательство и оценка, а также подробные тематические исследования, иллюстрирующие различные методы.
Автор также углубляется в понятие «спектакль» в драмотерапии и в то, как его можно использовать для улучшения терапевтического процесса.
Книга предназначена для драматерапевтов, консультантов, социальных работников и других специалистов, применяющих драматерапию в своей практике.
Найдите книгу на Amazon.
4.
Драма внутри : Психодрама и эмпирическая терапия – Tian DaytonЭта книга предназначена для психотерапевтов, консультантов, социальных работников и других специалистов в области психического здоровья, заинтересованных в использовании психодрамы и эмпирической терапии. .
Тиан Дейтон исследует психодраму и эмпирическую терапию как способ помочь отдельным лицам и группам преодолеть эмоциональные и психологические проблемы.
Что делает книгу интересной, так это то, что она обеспечивает глубокое понимание теории и практики психодрамы, включая использование ролевых игр, методов действия и других техник.
Автор дает практическое руководство о том, как применять психодраму и эмпирическую терапию в различных ситуациях.
Найдите книгу на Amazon.
5. Групповая драматическая терапия, основанная на сильных сторонах – Kate Hoffower
Групповая драматическая терапия, основанная на сильных сторонах – идеальное руководство для практиков, стремящихся использовать драматическую терапию в группах.
В этой книге объясняется, как подходить к драматической терапии с точки зрения информации о травме, и приводятся специальные упражнения.
Причина, по которой мы рекомендуем эту книгу, заключается в том, что она более удобна для пользователя, чем предыдущие руководства, и, кроме того, в ней особое внимание уделяется использованию драматерапии в группах.
Найдите книгу на Amazon.
Важная информация
В этой статье мы узнали, что такое драматерапия, сделали краткий обзор ее истории, описали некоторые из наиболее важных техник и упражнений и исследовали ее потенциальные преимущества.
Драматическая терапия и другие виды терапии, основанные на искусстве, дают людям возможность исцелиться, выразить себя, поделиться своей историей и пообщаться с другими.
Такие формы терапии обладают огромным потенциалом для всех, кто испытывает трудности, но особенно перспективны для тех, кто больше всего нуждается в самовыражении и здоровом общении.
Что, по вашему мнению, такого привлекательного в драматической терапии и других формах терапии, основанных на искусстве? Участвовали ли вы когда-нибудь в драмотерапии в качестве терапевта/фасилитатора или в качестве участника? Что вы вынесли из этого опыта? Мы хотим услышать от вас, поэтому не стесняйтесь использовать это поле для комментариев ниже!
Спасибо за внимание!
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши 3 упражнения по позитивной психологии.
- Бланк, Б. Т. (2010). Терапевтические театральные процессы в драматерапии. Новый социальный работник. Получено с http://www.socialworker.com/feature-articles/practice/Theater_Processes_Therapeutic_in_Drama_Therapy/
- Консультационный справочник. (н.д.). Драматерапия. Справочник по консультированию – Арт-терапия. Получено с https://www.counselling-directory.org.uk/drama-therapy.html
- Фрилинг, И. (2015). Школы ПРИНИМАЮТ положительные изменения с помощью драматической терапии. Блог Huffington Post. Получено с https://www.huffingtonpost.com/isa-freeling/schools-enact-positive-ch_b_6964602.html
- Гарднер, А., Хагер, Л.Л., и Хиллман, Г. (2014). Ресурсный проект тюремного искусства: аннотированная библиография. Национальный фонд искусств: программа художественных произведений. Получено с http://www.artsevidence.org.uk/media/uploads/prisonartsresourceprojectmarch3016.pdf
- Годфри, Э., и Хейторн, Д. (2013). Преимущества драматерапии при расстройствах аутистического спектра: качественный анализ отзывов родителей и учителей клиентов, посещающих сеансы драматерапии в школах. Драматерапия , 35 (1), 20-28.
- ГудТерапи. (2015). Драматическая терапия. ГудТерапи. Получено с https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/drama-therapy
- ЗдоровьеПРО. (н.д.). Драматическая терапия. HealthPRO Натуральная медицина. Получено с http://learn.healthpro.com/drama-therapy/
- Джонсон, Д. Р. (1982). Принципы и приемы драматерапии. Искусство в психотерапии, 9, 83-90.
- Джонс, П. (1996). Драма как терапия: Театр как жизнь. Рутледж.
- Лэнди, Р. Дж. (1986). Концепции и практики драматерапии. Чарльз С. Томас.
- Лэнгли, Д. (2006). Введение в драматерапию. Мудрец.
- Логеман, В. (2019). Столкновение: сердце психодраматической парной терапии. Журнал австралийской и новозеландской ассоциации психодрамы Аотеароа , (28), 35–46.
- Маккенна, Л. (2016). Повышение социальных навыков у аутичных детей с помощью драмы. Атлантика. Получено с https://www.theatlantic.com/education/archive/2016/06/boosting-social-skills-in-autistic-kids-with-drama/485027/
- Миллер, Э. (2011). Примечания к «Использованию рассказывания историй для терапии». Всемирный институт рассказывания историй. Получено с http://www.storytellinginstitute.org/72.html
- Североамериканская ассоциация драматической терапии. (н.д.). О НАДТА. Получено с https://www.nadta.org/about-nadta.html .
- Уиппл, К. (2012). Рассказы о трансформации: Драматическая терапия в больницах. Общество искусств в области здравоохранения [Вебинар]. Получено с https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/webinar_WhippleDramaTherapy2012.pdf .
Что такое психодраматическая терапия? 10 техник для ваших сеансов
Психодрама описывается как индивидуальная терапия в групповом формате, где действие происходит вокруг множества ролей главного героя в жизни, таких как родитель, партнер, брат, сестра и сотрудник.
Возможно, это покажется удивительным, но психодрама как психотерапия тесно связана с психологией, социологией и даже с театром и способна преодолеть разногласия между отдельными людьми, группами и сообществами (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Этот увлекательный подход имеет широкое применение, включая лечение депрессии, фобий, употребления алкоголя и наркотиков, отношений и семейных проблем (Nicholls, 2017).
В этой статье мы исследуем некоторые из психодраматических техник и действий, которые практикующие врачи могут интегрировать в свои существующие подходы при лечении клиентов.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Что такое психодрама в терапии?
- 3 примера психодраматических приемов
- 3 лучших психодраматических интервенции
- 2 Эффективные занятия и упражнения
- Взгляд на психодраму в групповой терапии
- 3 увлекательные книги для терапевтов
- Варианты обучения: 5 курсов и сертификатов
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое психодрама в терапии?
Психодрама началась с Дж. Л. Морено в 1920-х годах и остается популярной, с тех пор много раз эволюционируя и переосмысливая. Это «терапевтическая модель, широко используемая в Европе в частных и государственных медицинских учреждениях, включая больницы, […] и службы охраны психического здоровья, […] при лечении различных патологий, таких как шизофрения […] и злоупотребление психоактивными веществами» (Cruz et al. и др., 2018, стр. 2).
Эта форма психотерапии, предпочтительно проводимая в групповой обстановке, фокусируется на человеке, находящемся в центре множества ролей в отношениях (например, в роли супруга, брата, сестры или родителя), а также на его трудностях и потенциальных проблемах, таких как страх отказа или бегства, или сомнений относительно способностей на работе (Cruz et al., 2018).
Психодрама часто описывается как индивидуальная терапия, проводимая в групповом формате, с упором на различные роли или идентичности, которые клиенты берут на себя на протяжении всей своей жизни.
Этот подход предлагает клиентам возможность изучить, как прошлый опыт мог повлиять на их мышление, чувства и поведение в настоящем и как он повлияет на будущее, используя «энергию и спонтанность группы для изучения ситуации главного героя» (Nicholls , 2017, п. 2).
Как правило, психодраматические сеансы состоят из социальных , групповых и драматических контекстов с использованием пяти инструментов, включая (Cruz et al., 2018):
- Протагонист
Член группы обеспечивает содержание для психодрамы - Сцена
Где происходят действия и где они содержатся - Вспомогательное эго
Другие члены группы или персонал - Директор
Лицо, ведущее сеанс, обычно терапевт - Аудитория
Оставшиеся члены группы, которые являются свидетелями истории главного героя
Каждое занятие состоит из трех отдельных фаз (Cruz et al. , 2018; Giacomucci, 2021):
- Разминка — подготовьте участников к физическим действиям и психодраме.
- Действие (разыгрывание) – Перенести на сцену интрапсихическую или межличностную жизнь главного героя.
- Совместное использование — После того, как разыгрывание завершено, члены группы меняют роли и делятся своим опытом.
Психодраматические инструменты обеспечивают разминку перед фазой действия или объединяются, чтобы «помочь главному герою в драматизации конфликта, который необходимо разрешить» (Cruz et al., 2018, стр. 2).
3 Примеры психодраматических техник
Недавний систематический обзор литературы выявил 11 основных психодраматических техник.
Мы приводим три ниже и другие в последующих разделах (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Удвоение
Двойник призван озвучить внутренний мир главного героя, копая глубже, чем видимое «я», и раскрывая, как они разговаривают сами с собой в безопасности своего личного мира.
Дублирование может быть достигнуто другим человеком (терапевтом или кем-либо в группе, выступающим в роли двойника), физически стоящим рядом с главным героем, имитирующим его позу и говорящим так, как если бы он был им самим. Главный герой исправляет их, если удвоение неточное, но владеет и повторяет то, что они говорят, когда они правильные.
Такая техника может быть особенно полезна для поддержки главного героя в интеграции эмоций и мышления, которые ранее были «вырваны из сознания из-за подавляющего характера травматического опыта» (Джакомуччи, 2021, стр. 255).
Отзеркаливание
Эта техника дает главному герою возможность увидеть себя такими, какими их видят другие, глядя на себя в «зеркало». Терапевт просит их сесть и наблюдать, как другой член группы воспроизводит сцену, отражая их поведение. Этот метод особенно ценен, когда главный герой застрял в роли или не знает, как его поведение влияет на других.
Поменявшись местами с кем-то из зрителей, они могут получить перспективу, увидеть неадекватные паттерны отношений и определить изменения, которые они создали в результате лечения.
Смена ролей
Выход из собственной идентичности и обмен местами с другим считается ключевым приемом в психодраме. Видение точки зрения другого человека (например, другого партнера в отношениях, образца для подражания, исторической личности или даже Бога) может быть мощным опытом.
В качестве подхода это может расширить восприятие главного героя и помочь ему освободиться от негативных чувств, таких как вина и стыд.
3 Лучшие психодраматические вмешательства
Следующие три вмешательства являются неотъемлемыми и мощными инструментами поддержки психодрамы как лечения и могут использоваться отдельно или в сочетании с другими методами (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Первичное интервью
После выбора главного героя следующим шагом является первичное интервью с режиссером. Хотя обычно он короткий и часто выполняется во время совместного хождения по кругу, чтобы создать физическое движение, он имеет несколько целей, в том числе (Giacomucci, 2021):
- Продолжаем разогревать главного героя
- Разогрев группы и режиссера для постановки психодрамы
- Развитие доверия, понимания и связи
- Создание контракта вокруг цели принятия
- Сбор дополнительной информации по теме презентации
Сцена
Сразу после первого интервью очень важно выбрать обстановку для психодрамы и начать использовать предметы, которые помогут сделать ее реальной. Это знаменует собой переход в то, что терапевты называют «избыточной реальностью», где главный герой переходит к действию, разогревая свое тело, эмоции и воображение.
Главному герою может быть предоставлено самому настроить сцену, показывая, как она должна выглядеть, потенциально получая доступ к глубоким воспоминаниям и делясь ими.
Самопрезентация
В этот момент главный герой начинает показывать режиссеру, вспомогательным эго и зрителям, как они обычно действуют в данной ситуации. Это вмешательство устанавливает отправную точку и возможность войти в избыточную реальность, увеличивая спонтанность и уменьшая тревогу.
Возможно, наиболее важно то, что самопрезентация — это возможность «экстернализовать свою собственную субъективную реальность, точку зрения и опыт» (Джакомуччи, 2021, стр. 260). Затем главный герой может приступить к разыгрыванию своей психодрамы, основанной на прошлом, настоящем или будущем.
2 Эффективные действия и упражнения
Психодрама не только говорит, но и действует.
По этой причине очень важно разогреть группу и создать сцену, которая имеет многие качества разыгрываемой ситуации.
Следующие занятия и упражнения могут помочь создать и поддерживать необходимый уровень энергии (Giacomucci, 2021).
Спонтанная импровизация
В отличие от самопрезентации, главному герою предлагается взять на себя роль вымышленного персонажа. Режиссер обычно предъявляет к ним высокие требования, дистанцируясь от их исходной психодраматической темы.
Например, человека, борющегося с зависимостью, могут попросить изобразить из себя отца, защищающего свою семью. Спонтанная импровизация может быть полезной для разминки или в качестве заземляющего вмешательства после особенно интенсивной личной психодрамы.
Интерполяция сопротивления
В то время как главный герой устанавливает физическую сцену, режиссер может внести изменения, которые предъявляют новые требования к роли. Упражнение может быть изменено ранее непредвиденным для главного героя способом, повышая спонтанность и потенциально открывая новые поведенческие реакции и аспекты личности.
Загрузите 3 бесплатных инструментария Positive CBT Tools Pack (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Взгляд на психодраму в групповой терапии
Психодрама использует групповой формат и инструменты театра, психологии и социологии для проведения психотерапии (Cruz et al., 2018).
Пока сеанс фокусируется на одном человеке в качестве главного героя, другие в группе берут на себя роли по мере необходимости. Терапевт работает непосредственно с главным героем, но группа обеспечивает поддержку энергии и творчества, разыгрывая роли в своей психодраме (Nicholls, 2017).
Интересно, что как только безопасность и сплоченность внутри группы достигнуты, она становится самостоятельным организмом, усиливая свое влияние на своих членов, и с ней можно обращаться как с идентифицированным клиентом. Исследования последних лет показали, что групповая терапия не менее эффективна, чем индивидуальная терапия, и остается фундаментальным аспектом психодрамы (Giacomucci, 2021).
2 Групповая психодраматическая деятельность
Следующие два вида деятельности, в частности, вовлекают в разыгрывание несколько членов группы (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Скульптура
Вместо того, чтобы другие члены группы оставались неподвижными или отстраненными, они участвуют в завершении сцены.
Главный герой определяет, где он находится и что делает. Наряду с удвоением и сменой ролей, психодраматические приемы лепят и конкретизируют воспринимаемые отношения с семьей, окружением и даже с внутренними частями личности.
Пустой(ые) стул(а)
Вместо того, чтобы просто разговаривать с пустым стулом – как в случае с некоторыми другими терапевтическими подходами – это упражнение используется для облегчения смены ролей и удвоения в психодраме.
Такой подход снижает нагрузку на главного героя, что особенно полезно, когда роль одного человека может быть слишком напряженной. Стул (или стулья) может оставаться пустым или чередоваться между несколькими членами группы. Например, несколько членов группы могут по очереди сидеть за стулом и озвучивать положительные или отрицательные сообщения, связанные с жизнью главного героя.
3 Увлекательные книги для терапевтов
Следующие три книги дают ценную информацию о теории и практике психодрамы внутри и вне консультационного кабинета.
1.
Социальная работа, социометрия и психодрама: эмпирические подходы для групповых терапевтов, общественных лидеров и социальных работников – Скотт ДжакомуччиСкотт Джакомуччи переносит читателя за пределы терапевтического сеанса туда, где психодрама встречается с социальной работой и сообществом упражняться.
Эта практическая книга исследует психодраму и ее практическое применение в работе с отдельными людьми, группами и сообществами, переживающими травму. Наряду с клиническими виньетками и теорией текст включает инструменты для оценки и вмешательства.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Справочник по психодраме – Марсия Карп, Пол Холмс и Кейт Брэдшоу ТавонЭтот справочник представляет собой ценное руководство для стажеров и опытных специалистов в области психического здоровья, помогающее понять теорию и практику психодрамы и ее взаимосвязь с другими психотерапиями.
Текст следует психодраматическому подходу разогрева, действия, обмена информацией и последующей обработки и исследует, как мы можем использовать их для лечения клиентов с депрессией.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Психодрама – Джейкоб Леви МореноВ книге исследуется работа Морено в области психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, чтобы развить глубокое понимание ее потенциала в помощи клиентам в решении жизненных проблем посредством ролевых игр.
Повторное обращение к этим оригинальным произведениям основателя психодрамы дает мощное понимание необходимости включения в терапевтическое лечение всего человека.
Найдите книгу на Amazon.
Варианты обучения: 5 курсов и сертификатов
В последние несколько десятилетий психодрама стала популярной в качестве терапевтического лечения, и по всему миру существует ряд школ психодраматического обучения и аккредитации.
- Семинары на месте – Учебный институт психодрамы
Студентов обучают теории и практике психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, а также их применению к отдельным лицам, парам, группам и семьям.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Национальный учебный центр психодрамы (NPTC)
Доступный в США, NPTC обучает студентов теории и методам Дж. Л. Морено и их применению внутри и вне психотерапии.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Лондонский центр психодрамы
Этот учебный центр, зарегистрированный в Британской ассоциации психодрамы, предлагает годичный базовый курс и трехлетнее обучение, чтобы стать терапевтом.
Узнайте больше на их веб-сайте.
2 Онлайн-курсы для рассмотрения
Существует несколько онлайн-курсов по изучению психодрамы, в том числе:
- Групповая психодрама
Групповая психодрама предлагает несколько онлайн-возможностей для получения дополнительной информации о теории и практике психодрамы, а также потенциальных областях и возможностях ее применения. приложение.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Институт психодрамы Гудзон-Вэлли (HVPI)
HVPI предоставляет онлайн и очные тренинги по психодраме, социометрии, социодраме и т. д., помогая людям выявлять и строить связи между отдельными людьми, группами и сообществами.
Узнайте больше на их веб-сайте.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть множество ресурсов для терапевтов, оказывающих психотерапевтическую поддержку отдельным лицам, парам и семьям.
Почему бы не загрузить наш бесплатный пакет позитивных отношений и не попробовать содержащиеся в нем мощные инструменты? Вот некоторые примеры:
- Инспекция The Sound Relationship House
Отношения требуют заботы и регулярных действий для укрепления дружбы, роста и доверия. Этот инструмент разработан, чтобы помочь парам изучить, насколько хорошо функционируют их отношения, через призму метафоры прочного дома отношений. - Связь с другими через самораскрытие
Исследования самораскрытия выявили тесную связь между уязвимостью и позитивными отношениями (Laurenceau, et al., 19).98). Эти результаты подтверждают мнение о том, что смелость быть уязвимым является важным компонентом в формировании позитивных отношений. В этом упражнении мы научимся практиковать самораскрытие, чтобы укреплять существующие и создавать новые связи.
Другие бесплатные ресурсы для ролевых игр и драматических постановок включают:
- Ролевая игра с настойчивым сообщением
В настойчивых сообщениях честно и уважительно излагаются наши потребности, мнения и идеи. Этот пример сценария включает в себя ролевую игру для отработки формулирования и использования уверенного общения. - Сохранение спокойствия во время конфликта
Эти полезные советы по разрешению конфликтов могут быть полезными подсказками для ролевой игры.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но они кратко описаны ниже:
- Групповое занятие «Пассажиры в автобусе» мощное групповое эмпирическое упражнение, помогающее клиентам практиковаться в том, чтобы позволять тревожным внутренним переживаниям (например, мыслям, чувствам, воспоминаниям, ощущениям и побуждениям) проявляться и выбирать действия в соответствии со своими ценностями в триггерных ситуациях.
Клиент узнает, что вместо того, чтобы избегать болезненных эмоций или действовать в соответствии со своими чувствами, можно взять с собой боль или дистресс в ценностном направлении. Упражнение представляет собой увлекательное групповое занятие, включающее ролевую игру и периодический разбор терапевтических концепций.
- Изучение динамики сильных сторон
Сильные стороны не работают по отдельности. Вместо этого они работают в сочетании с другими сильными сторонами, взаимодействуя и перекрывая друг друга, позволяя человеку извлечь максимальную пользу из их взаимодействия (так называемая «динамика сильных сторон»). Процесс можно изучить с помощью ряда шагов, выполняемых клиентом, в том числе:
Шаг первый. Определите и перечислите их сильные стороны.
Шаг второй. Проанализируйте взаимодействие их сильных сторон.
Шаг третий. Создайте визуальную модель.
Шаг четвертый. Поразмышляйте над тем, что они узнали из этого упражнения.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить их благополучие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Сообщение на вынос
Терапевты постоянно стремятся найти лучшее лечение для своей практики. Они изучают, изучают и пробуют различные методы, чтобы помочь клиентам преодолеть препятствия и выйти из застоя, знакомя их с инструментами и методами, которые помогут им жить более полной и полноценной жизнью.
Психодрама имеет опыт оказания помощи клиентам в решении различных проблем в различных условиях. Эффект от использования силы и энергии группы для поддержки индивидуума, когда он сталкивается со своим прошлым, чтобы помочь себе в настоящем и будущем, может быть глубоким.
Для главных героев демонстрация уязвимости в отношении того, как они справляться с конфликтами или трудными ситуациями, дает возможность для глубокого понимания и роста.
Для терапевтов психодрама может предложить новый и отличный инструмент, который может вовлечь группу в рефлексивное и активное лечение, выявляя неадаптивные паттерны отношений и подтверждая изменения, вызванные терапией.
Техники, книги и тренинги, рекомендованные в этой статье, предлагают новые инструменты для терапевтов и дополнительную надежду для клиентов на то, что они найдут новый путь в преодолении наследия прошлых трудностей, которые ранее не лечили.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Круз А., Сейлз К., Алвес П. и Мойта Г. (2018). Основные приемы моренской психодрамы: систематический обзор литературы. Границы психологии , 9 , 1263.
- Джакомуччи, С. (2021). Социальная работа, социометрия и психодрама: эмпирические подходы для групповых терапевтов, общественных лидеров и социальных работников .