Уровневое строение эмоционально личностной сферы: Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии

Содержание

Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга

Нарушения эмоциональноличностной сферы при локальных
поражениях мозга
Эмоционально-личностные психические явления –имеют
системное строение, формируются под влиянием культурноисторических факторов.
Л.С. Выготский
Низшие(«натуральные»), связанные с элементарными,
витальными потребностями и высшие (приобретенные),
связанные с социально обусловленными потребностями
эмоции.
«Интеллектуализация» и «волюнтаризация» эмоций в
онтогенезе. Опосредованный характер высших эмоций.
Тесная связь между эмоциональными и познавательными
процессами («связь аффекта и интеллекта»)
А.Р.Лурия
«Сопряженная моторная методика»
В любой познавательной деятельности (гностической.
мнестической, интеллектуальной) эмоции, с одной стороны,
выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты
этой деятельности, с другой – как компоненты,
контролирующие, регулирующие (с помощью механизма
оценки) ее протекание в соответствии с потребностью, на
удовлетворение которой она направлена
Е. Д.Хомская
Регуляторные, оценочные, интегративные, коммуникативные
функции эмоций.
Уровневое строение эмоционально-личностной
сферы
• Первый уровень – эмоциональная реактивность,
характеризует в основном базальные эмоции.
Кратковременный ответ на то или иное воздействие,
имеющий преимущественно ситуационный характер
• Второй уровень – эмоциональные состояния (настроение,
эмоциональный фон). Отражают отношение человека к
окружающей ситуации, к самому себе, связаны с его
личностными характеристиками
• Третий уровень – эмоционально-личностные качества
Базальные эмоции
• Радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение,
презрение, удивление, стыд, вина (Изард, 2000)
Основные параметры эмоций
• Качественная характеристика – «модальность», связь с
базальной потребностью
• Знак
• Интенсивность
• Длительность
• Реактивность
• Степень осознанности
• Степень произвольного контроля
Общее нейропсихологическое исследование.
Оценка состояния эмоционально-личностной сферы
• Общий эмоциональный фон
• Самооценка пациентом своего состояния, переживание
болезни
• Заинтересованность пациента в обследовании,
эмоциональная реакция пациента на неудачу в процессе
выполнения заданий, его критичность к собственным
ошибкам
Экспертная оценка поведения пациента в
ситуации тестирования
Rapport– возможность установления между психологом и
пациентом доверительной и в то же время рабочей
ситуации.
Cooperation– способность рассматривать ситуацию
тестирования как процесс совместной деятельности –
способность принимать помощь и эмоциональную
поддержку, соблюдение личных и ситуационных границ
Effort on Test (Усилия пациента во время тестирования) –
видимые проявления старания и включенности пациента во
время выполнения заданий, адекватность проявленных
усилий
• Нарушение эмоций и три блока мозга
• Нарушение эмоций и межполушарная
асимметрия мозга
• Тест эмоционального интеллекта Дж.
Мэйера–П. Сэловея–Д. Карузо (MayerSalovey-Caruso Emotional Intelligence Test –
MSCEIT V2.0) в адаптации Е.А. Сергиенко и
И.И. Ветровой
• «Распознавание эмоциональных состояний
по выражению глаз» («Reading the mind in
the eyes» Simon Baron-Cohen)
• Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда
60,00
40,00
20,00
0,00
ППП
П
А1
А2
А3
Л
ОДАРЕННЫЕ УЧ-СЯ
31,00
38,00
9,00
12,00
5,00
5,00
КОНТРОЛЬНАЯ ГР.
36,00
49,00
4,00
6,00
2,00
3,00
Методы экспериментального исследования
эмоционально-личностной сферы
• Опросники: 16-факторный тест Кеттелла, тест Айзенка,
методика диагностики тревожности Спилбергера-Ханина,
опросник агрессивности Басса-Дарки
• Проективные методы: «Пиктограмма» – исследование 4-х
базальных эмоций (радость, печаль, страх, гнев), Рисунок
семьи, рисунок несуществующего животного, тест Люшера, тест
руки Вагнера
• Запоминание и воспроизведение слов, различных по
эмоциональной значимости
• Методики на опознание эмоционального выражения лиц на
фотографиях: «4-ый лишний», «Классификация»,
«Ранжирование», «Узнавание»
Ж. А.Лукьянчикова с соавт.,2006
Исследование 16-летних математически одаренных
подростков с разным профилем латеральной организации
функций (ПЛО)
• По мере увеличения симметричных и левосторонних
признаков в ПЛО наблюдаются:
• Сдвиг эмоционального фона к отрицательному полюсу
• Преобладающее влияние отрицательных эмоций на
мнестические процессы
• Снижение уровня эмоциональной устойчивости,
самоконтроля, социальной смелости, уверенности в себе,
враждебности
• Повышение уровня тревожности, астеничности,
интроверсии, независимости
• Неустойчивость предпочтений перцептивных
эмоциональных стиму
Ж.А.Лукьянчикова с соавт, 2006

Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга — презентация

Первый слайд презентации: Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга

Изображение слайда

Слайд 2

Эмоционально-личностные психические явления –имеют системное строение, формируются под влиянием культурно-исторических факторов. Л.С. Выготский Низшие(«натуральные»), связанные с элементарными, витальными потребностями и высшие (приобретенные), связанные с социально обусловленными потребностями эмоции. «Интеллектуализация» и « волюнтаризация » эмоций в онтогенезе. Опосредованный характер высших эмоций. Тесная связь между эмоциональными и познавательными процессами («связь аффекта и интеллекта») А.Р.Лурия «Сопряженная моторная методика»

Изображение слайда

Слайд 3

В любой познавательной деятельности (гностической. мнестической, интеллектуальной) эмоции, с одной стороны, выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты этой деятельности, с другой – как компоненты, контролирующие, регулирующие (с помощью механизма оценки) ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена Е.Д.Хомская Регуляторные, оценочные, интегративные, коммуникативные функции эмоций.

Изображение слайда

Слайд 4: Уровневое строение эмоционально-личностной сферы

Первый уровень – эмоциональная реактивность, характеризует в основном базальные эмоции. Кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий преимущественно ситуационный характер Второй уровень – эмоциональные состояния (настроение, эмоциональный фон). Отражают отношение человека к окружающей ситуации, к самому себе, связаны с его личностными характеристиками Третий уровень – эмоционально-личностные качества

Изображение слайда

Слайд 5: Базальные эмоции

Радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, удивление, стыд, вина ( Изард, 2000)

Изображение слайда

Слайд 6: Основные параметры эмоций

Качественная характеристика – «модальность», связь с базальной потребностью Знак Интенсивность Длительность Реактивность Степень осознанности Степень произвольного контроля

Изображение слайда

Слайд 7: Общее нейропсихологическое исследование.

Оценка состояния эмоционально-личностной сферы

Общий эмоциональный фон Самооценка пациентом своего состояния, переживание болезни Заинтересованность пациента в обследовании, эмоциональная реакция пациента на неудачу в процессе выполнения заданий, его критичность к собственным ошибкам

Изображение слайда

Слайд 8: Экспертная оценка поведения пациента в ситуации тестирования

Rapport – возможность установления между психологом и пациентом доверительной и в то же время рабочей ситуации. Cooperation – способность рассматривать ситуацию тестирования как процесс совместной деятельности – способность принимать помощь и эмоциональную поддержку, соблюдение личных и ситуационных границ Effort on Test ( Усилия пациента во время тестирования ) – видимые проявления старания и включенности пациента во время выполнения заданий, адекватность проявленных усилий

Изображение слайда

Слайд 9

Нарушение эмоций и три блока мозга Нарушение эмоций и межполушарная асимметрия мозга

Изображение слайда

Слайд 10

Тест эмоционального интеллекта Дж.

Мэйера –П. Сэловея –Д. Карузо ( Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test – MSCEIT V2.0) в адаптации Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой « Распознавание эмоциональных состояний по выражению глаз» (« Reading the mind in the eyes » Simon Baron — Cohen ) Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12: Методы экспериментального исследования эмоционально-личностной сферы

Опросники: 16-факторный тест Кеттелла, тест Айзенка, методика диагностики тревожности Спилбергера -Ханина, опросник агрессивности Басса-Дарки Проективные методы: «Пиктограмма» – исследование 4-х базальных эмоций (радость, печаль, страх, гнев), Рисунок семьи, рисунок несуществующего животного, тест Люшера, тест руки Вагнера Запоминание и воспроизведение слов, различных по эмоциональной значимости Методики на опознание эмоционального выражения лиц на фотографиях: «4-ый лишний», «Классификация», «Ранжирование», «Узнавание» Ж.

А.Лукьянчикова с соавт.,2006

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга: Исследование 16-летних математически одаренных подростков с разным профилем латеральной организации функций (ПЛО)

По мере увеличения симметричных и левосторонних признаков в ПЛО наблюдаются: Сдвиг эмоционального фона к отрицательному полюсу Преобладающее влияние отрицательных эмоций на мнестические процессы Снижение уровня эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости, уверенности в себе, враждебности Повышение уровня тревожности, астеничности, интроверсии, независимости Неустойчивость предпочтений перцептивных эмоциональных стиму Ж.А.Лукьянчикова с соавт, 2006

Изображение слайда

Теория эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана, Концепция эмоционального интеллекта, Происхождение эмоционального интеллекта

Теория эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана Интеллект Эмоциональные компетенции более важны для повышения качества работы, чем чистый интеллект и опыт  (EQ превосходит IQ) . Эмоциональный интеллект описывает способность, способность, умение идентифицировать, оценивать и управлять эмоциями самого себя, других и групп. Эмоциональный интеллект  является важной частью социального интеллекта. Эмоциональный интеллект может быть сокращен до EI, а также может называться эмоциональным коэффициентом (

EQ) . Некоторые исследования показывают, что коэффициент интеллекта, IQ, способствует успеху в жизни лишь на 20%. Остальные 80% успеха зависят от вашего EQ. Концепция эмоционального интеллекта была официально введена профессорами Питером Саловеем из Йельского университета и Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира в 1990 году. Дэниел Гоулман, психолог и научный журналист, популяризировал термин эмоциональный интеллект в 19 году.95 в названии своего бестселлера «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ». Эмоциональный интеллект важнее для счастливой и продуктивной жизни. Доказано, что позитивно настроенные люди живут дольше. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом более продуктивны. Эмоциональный интеллект определяет «конечную нишу человека в обществе». Исследования показывают, что «движение делает мышление более разумным».

Концепция эмоционального интеллекта

Понятие эмоционального интеллекта включает два компонента: интеллект и эмоции. Интеллект относится к когнитивной сфере психического функционирования, тогда как эмоции относятся к аффективной сфере психического функционирования. Интеллект – это способность приобретать и применять знания и навыки. Слово «эмоция» происходит от латинского слова «удалять», что означает «перемещаться». Согласно словарю Вебстера 1928 года, эмоция — это «движение ума или души». Существует шесть по существу универсальных эмоций: гнев, страх, печаль, счастье, отвращение и удивление, а большинство других эмоций включены в эти шесть категорий (Robbins and Judge, 2009).). Каждый испытывает и относится к чувствам и эмоциям. Эмоции содержат ценную информацию об отношениях, поведении и практически обо всех аспектах человеческого мира вокруг нас.

Определения

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.

Саловей и Майер (1997) определили эмоциональный интеллект как «способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции, чтобы облегчить мышление, понимать эмоции и регулировать эмоции, чтобы способствовать личностному росту».

Гоулман (1998) определил эмоциональный интеллект как «способность распознавать свои собственные чувства и чувства других, мотивировать себя и хорошо управлять эмоциями в себе и в наших отношениях».

Реувен Бар-он (1997) описал EQ как «набор личных, эмоциональных и социальных способностей и навыков, которые влияют на способность человека успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды».

Принципы эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект связан с двумя основными принципами.

Первый эмоциональный интеллект — это осознание эмоций — выявление и понимание эмоций — как собственных, так и эмоций других людей. Второй эмоциональный интеллект — это использование и управление своими эмоциями и эмоциями других людей.

Эмоциональный коэффициент, EQ

EQ — это шкала, предназначенная для измерения способности эффективно распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. EQ — это способность устанавливать более глубокие связи на 3 уровнях: с самим собой (личное мастерство), с другим человеком (один на один) и внутри групп/команд.

Изображение теории эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана, Концепция эмоционального интеллекта, Происхождение эмоционального интеллекта, Характеристики эмоциональных навыков

Модели эмоционального интеллекта

фокусируется на сами эмоции и их взаимодействие с мыслью (Mayer and Salovey 1997). Эта модель предлагает четыре основных типа эмоциональных способностей:

Эмоциональное восприятие относится к способности распознавать и расшифровывать эмоции в себе и других, а также другие стимулы, включая лица, изображения, истории и музыку.

Эмоциональное использование относится к способности применять эмоции к когнитивной деятельности, такой как мышление, рассуждение, решение проблем и принятие решений.

Эмоциональное понимание относится к способности понимать эмоциональную информацию и причины эмоций, а также то, как эмоции сочетаются, прогрессируют и изменяются от одной к другой.

Эмоциональное управление относится к способности быть открытым для чувств и использовать эффективные стратегии для содействия личному пониманию и росту.

2. Модель Trait EI — эта модель была опубликована в 2009 году Петридесом и его коллегами. Модель ЭИ черт представляет собой совокупность связанных с эмоциями самовосприятий, расположенных на более низких уровнях личности. Модель ЭИ черт относится к собственному восприятию человеком своих эмоциональных способностей, в отличие от модели, основанной на способностях, которая относится к фактическим способностям.

3. Смешанные модели EI-  Эта модель, представленная Дэниелом Гоулманом, определяет EI как широкий спектр компетенций и навыков, которые способствуют лидерским качествам. В этой модели есть четыре принципа:

Самосознание — это способность понимать свои эмоции, распознавать их влияние и использовать их для принятия обоснованных решений.

Самоуправление включает в себя контроль над своими эмоциями и импульсами и адаптацию к обстоятельствам.

Социальная осведомленность — это способность ощущать, понимать и реагировать на эмоции других людей в социальных ситуациях.

Управление взаимоотношениями — это способность вдохновлять других, влиять на них и устанавливать с ними связь, а также управлять конфликтами.

Происхождение эмоционального интеллекта

Эмоциональный мозг (ЭМ) — это часть человеческого мозга, которая генерирует эмоции. Миндалевидное тело — часть лимбического мозга — считается эмоциональным центром нашего мозга и играет основную роль в обработке и запоминании эмоциональных реакций. Миндалевидное тело представляет собой миндалевидную структуру мозга в лимбической системе. Эмоциональная реакция относительно меньше зависит от генетических факторов и больше от лимбической системы мозга. Люди, кажется, развивают более высокий эмоциональный интеллект не в раннем детстве, а во взрослом возрасте. Эмоциональный интеллект, по-видимому, в значительной степени представляет собой усвоенную реакцию. Мы продолжаем развивать эмоциональный интеллект по жизни и учимся на собственном опыте.

Характеристики эмоциональных навыков

Есть пять ключевых характеристик, которые отличают эмоционально интеллигентного человека.

Самосознание — реалистичная оценка своих способностей.

Саморегуляция  – способность контролировать эмоции и импульсы.

Мотивация – глубочайшее предпочтение для достижения наших целей.

Эмпатия  – это способность идентифицировать и понимать желания, потребности и точки зрения других людей.

Социальные навыки —  Люди с хорошими социальными навыками могут разрешать споры, являются отличными коммуникаторами и мастерами построения и поддержания отношений. Люди с хорошими социальными навыками могут убеждать и руководить, вести переговоры и разрешать споры для сотрудничества и совместной работы.

Компоненты эмоционального интеллекта

Дэниел Гоулман (1995) предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из пяти основных компонентов:

1. Знание собственных эмоций.

2. Управление своими эмоциями.

3. Мотивация наших эмоций.

4.Распознавание эмоций других и

5.Управление отношениями.

  Преимущества эмоционального интеллекта на работе

· Эмоционально грамотные люди лучше справляются со стрессом на работе.

·Они улучшают отношения с коллегами.

· Они более эффективно взаимодействуют со своими руководителями.

· Они более продуктивны и эффективно управляют своими рабочими приоритетами.

· Они становятся лучшими командными игроками, менеджерами или лидерами.

В целом доказано, что эмоциональный интеллект:

*Повышает производительность труда.

*Уменьшение стресса.

*Умеренный конфликт.

* Способствовать взаимопониманию и отношениям.

*Повышение стабильности и преемственности.

*Повышение самосознания.

Преимущества эмоционального интеллекта

1. Эмоциональный интеллект в первую очередь заключается в том, чтобы хорошо управлять собой и улучшать свои отношения с другими, чтобы быть счастливее, здоровее и успешнее.

2. Согласно исследованиям Университета Торонто, позитивные, счастливые эмоции и настроение могут открывать разум и стимулировать творческое мышление.

3. Положительные эмоции улучшают навыки решения проблем, так что позитивные люди находят лучшие решения проблем (Isen 2001).

4. Эмоционально интеллигентные люди могут помочь справиться со стрессовыми ситуациями и улучшить ведение переговоров и разрешение конфликтов.

5. Многочисленные исследования показали, что самые успешные лидеры в организациях имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем другие.

Доказано, что эмоциональный интеллект более важен для достижения вершины организации, чем когнитивные способности. Компании осознали, что один только IQ не может предсказать производительность или успех человека.

6. Эмоциональный интеллект является наиболее важным для успешных результатов проекта. Руководители проектов должны быть эмоционально образованными.

7. Исследования показывают, что социальные и эмоциональные навыки связаны с успехами, неэффективным преподаванием, обучением учащихся, качественными отношениями между учениками и учителями и академической успеваемостью.

8. Врачи, которые лучше распознают эмоции пациентов, более успешно лечат их, чем их менее чувствительные коллеги.

9. Руководителей, которые «сходят с рельсов», часто считают недостаточно сильными эмоциями.

     Эмоциональный интеллект влияет на производительность труда

Надеюсь, вам понравится этот пост » Теория эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана, Концепция эмоционального интеллекта, Происхождение эмоционального интеллекта, Характеристики эмоциональных навыков » Итак, каждый может понять важность эмоционального интеллекта над IQ и использовать его в своей жизни. Если хотите, поделитесь с друзьями и семьей. /08/emotional-intelligence-theory-of-daniel.html

Спасибо за визит!!

  • (2016) Наука и образование, 2-3, 91-98. Одесса.


    теории и методики практической психологии ,
    Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского,
    , ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина  


    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОСНОВА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ  


    РЕЗЮМЕ:

     В статье представлены результаты теоретического исследования эмоциональной сферы, которая рассматривается автором как целостная структура формирования личности, включающая не только динамическую свойства, но и качественные и содержательные характеристики. Выявлено, что устойчивые эмоциональные особенности в определенной степени могут определять склонность человека к мошенничеству. Анализ учебных состояний в ситуациях, связанных с обманом, на примерах многих исследований показал, что возбуждение рассматривается как составная часть эмоции, а его проявление является вероятным результатом обмана. Выявлено, что на этом аспекте основана работа полиграфа. Кроме того, выявлены следующие аспекты, которые проявляются в показаниях полиграфа: мотивационный, морально-оценочный, гностический, физиологический и др. Обосновано, что полиграф является детектором эмоций, который регистрирует и анализирует их изменения в вегетативно-физиологические функции. Наряду с этим чрезвычайно важной считается роль воздействующих раздражителей; а программа помогает преобразовать все исследуемые параметры (дыхание, артериальное давление, кожно-гальваническая реакция и др.) в цифровые данные, характеризующие уровень проявления эмоций. Более того, нейтральные эмоциональные свойства значимы для тестирования на полиграфе, поскольку они выступают в качестве индикаторов по сравнению с другими, помогая определить определенную основу для анализа изменений психофизиологических показателей. На сегодняшний день вопрос о взаимосвязи мошеннической склонности с устойчивыми особенностями эмоциональной сферы (такими, как эмоциональная лабильность, эмоциональная устойчивость, уровень эмпатии и личностная зрелость) остается малоизученным и требует дальнейшего изучения, в чем видится перспектива дальнейших исследований. .


    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

     эмоции, эмоциональная сфера, склонность к мошенничеству, проверка на полиграфе.


    ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:

     


    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Алексеев Л.Г. (2011). Психофизиология детекции лжи. Методология Психофизиология детекции лжи. Москва [на русском языке].
    2. Карасик В.И., Стернин И.А. (2005). Антология концептов. (Том 1). Волгоград: Парадигма.
    3. Аткинсон, Р. (1999). Введение в психологию. Учебник для университетов Введение в психологию. Учебник для вузов. Зинченко, В. (ред.). Москва: Тривола.
    4. Бреслав Г.М. (1990). Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения: монография. Москва: Педагогика.
    5. Бехтерева Н.П. (2010). Здоровый и больной мозг человека. Медведев С.В. (ред.). Москва: АСТ; СПб: Сова; Владимир: ВКТ [на русском]. 6. Гелгорн Э., Луфборроу Д. (1966). Эмоции и эмоциональные расстройки. Нейрофизиологическое исследование Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. Анохин, П. К. (ред.). Москва: Изд-во «МИР».
    7. Изард, К. Э. (2000). Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер.
    8. Ильин Е.П. (2001). Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер.
    9. Петровский А.Б., Ярошевский М.Г. (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-н/Дону.
    10. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. (1970). Нервная система и «стресс»: о принципе доминанты в патологии. изд. «Наука».
    11. Ольшанникова А.Е. (1983). Эмоции и воспитание. Москва: Знание.
    12. Гиппенрейтер Ю.В. Б., Фаликман, М.В. (2009). Психология мотивации и эмоций. Москва: АСТ: Астрель.
    13. Александров Ю.А. I. (Ред.). (2012). Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд. Издательский дом «Питер».
    14. Санникова О.П. (2003). Феноменология личности: Избранные психологические труды. (стр. 102-108). Одесса: СМИЛ.
    15. Симонов П.В. (1970). Теория отражения и психофизиология эмоций. Москва: Наука. 16. Смирнов В.М. (1967). Исследование механизмов эмоций в процессе лечения методом долгосрочных интерцеребральных электродов. Вопросы современной психоневрологии. Труды ин-та имени В. М. Бехтерева — Вопросы современной психоневрологии. Труды университета имени В. М. Бехтерева, 43, 67-72. Ленинград.
    17. Тихомиров О.К. (1984). Психология мышления: Учебное пособие. Москва: Изд-во Моск. ун-та [на русском языке].
    18. Фрай, О. Лож (2006). Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обманут детектор лжи – Три пути выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть полиграф. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК.
    19. Фресс, П. (1975). Эмоции. Экспериментальная психология – Экспериментальная психология, 5, 111-1195. Москва: Прогресс.
    20. Хомская Е. Д., Батова Н.Я. (1998). Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. Москва [на русском языке].
    21. Чебикин О.Я., Павлова И.В. Г. (2009). Становления эмоциональной зрелости личности: Монография. Одесса: СВД Черкасов [на укр.].
    22. Экман, П. (1999). Психология лжи. Санкт-Петербург: Питер.
    23. Экман, П. (2010). Психология эмоций [Выявленные эмоции: распознавание лиц и чувств для улучшения общения и эмоциональной жизни]. (Перевод Кузина В.). Санкт-Петербург: Питер.
    24. Ассаджиоли, Р. (1969). Символы надличностных переживаний. Журнал трансперсональной психологии, 1, 120-127 [на английском языке].
    25. Доска, П. (1939). Центральные нервные механизмы эмоционального поведения животных. (стр. 190-218). Рез. Паб. доц. Рез. нерв. Мент. Дис. [по-английски].
    26. Коллиер Т.Дж., Курцман С., Руттенберг А. (1977). Внутричерепная самостимуляция, происходящая из энторинальной коры. Исследования мозга [на английском языке].
    27. Де Пауло Б., Линдси М., Мэлоун Дж. Дж. и др. др. (2003). Приметы обмана. Психологический бюллетень, (Том 129), №: 1, (стр: 74–118) [на английском языке].
    28. Эдингер, Джойс А.; Паттерсон, Майлз Л. (1983). Невербальное участие и социальный контроль. Психологический бюллетень, (Том 93 (1)), (стр. 30-56) [на английском языке].
    29. Экман, П. и Франк, М. Г. (1993). Ложь, которая терпит неудачу. В Льюис, М. и Саарни, К. (ред.), Ложь и обман в повседневной жизни (стр. 184-200). Нью-Йорк: Guilford Press [на английском языке].
    30. Гроссман С.П. (1970). Модификация эмоционального поведения путем внутричерепного введения химических веществ. П. Блэк (ред.) Физиологические корреляты эмоций. Нью-Йорк [на английском языке].
    31. Каши, Д. А., и ДеПауло, Б. М. (1996). Кто лжет? Журнал личности и социальной психологии, 70 (5), 1037-1051 [на английском языке].
    32. Левенсон Р.В., Экман П., Хайдер К. и Фризин В.В. (1992). Эмоции и активность вегетативной нервной системы в индонезийской культуре.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts