2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность
Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.
Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.
Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация».
В общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями.
Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.
На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.
На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.
На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].
Зрелость личности
Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:
• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
• мера развития личности как субъекта;
• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
• социальная компетентность.
К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].
В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.
1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.
4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни.
Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.
1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.
А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:
Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.
Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.
На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.
Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.
Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].
.
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ДИАГНОСТИКАЯнина Брейдак 05/07/2019
Это первая статья, основанная на книге Нэнси Мак-Вильямс “Психоаналитическая диагностика”, где рассказывается про главные психологические защиты, уровни развития личности, разные типы личности, как эти личности эти защиты применяют, и что с этим можно делать в терапии.
Прежде чем мы начнём искать у себя все болезни и ставить другим диагнозы по аватаркам, важно разобраться, что такое уровень развития личности и тип организации характера.
Уровни развития личностиУровень развития личности бывает 3-х видов:
1) невротический уровень (условно – самый “здоровый”)
2) пограничный уровень (уже посерьёзнее)
3) психотический уровень (самый серьёзный)
У невротика не нарушена связь с реальностью, у психотика – нарушена связь с реальностью (у человека может быть бред и галлюцинации). Невротик может осознавать, что у него есть какая-то проблема и проблема в нём самом, психотик не может этого осознавать и считает, что проблема не в нём, а в мире или в других людях. Пограничный человек находится на границе между двумя этими уровнями. Его состояние не такое серьёзное, как у психотика, но и не такое беспечное, как у невротика.
Типы личностиА типы организации характера (или же – типы личности) бывают такие:
● психопатическая (антисоциальная) личность
● нарциссическая личность
● шизоидная личность
● параноидная личность
● депрессивная и маниакальная личность
● мазохистическая личность
● обсессивная и компульсивная личность
● истерическая личность
● диссоциативная личность
Что это значит, когда у человека определённый тип личности?
Это значит, что у него есть свой особый способ взаимодействия с миром: свои реакции на тревогу, свои паттерны защитных механизмов и свой тип отношений с людьми. При хороших условиях – это не более чем “характер” человека. Однако в случае травматизации или ретравматизации все эти реакции могут стать очень сильными и ригидными, и тогда мы уже говорим о расстройстве личности, которое нуждается в коррекции.
В книге Нэнси Мак-Вильямс приводит слова своего друга, который с умным видом говорит: “Существуют лишь две категории людей: первые – психи, вторые – не-психи”, и сама шутливо отвечает ему, мол, всё верно, поэтому, если мы говорим о “психах”, важно понять: 1) “Насколько психи?” и 2) “В чём конкретно психи?”
Вопрос “Насколько психи?” – про уровень развития личности.
А вопрос “В чём конкретно психи?” – про тип организации характера.
Возникает вопрос: а привязан ли каждый тип личности к определённому уровню развития личности? Отчасти, но не совсем.
И хотя можно наблюдать тенденцию, что типы личности с более примитивными и ригидными защитами (шизоиды, маниакальные, антисоциальные, параноидные, нарциссические, диссоциативные личности) более склонны попадать на пограничный и психотический уровень, однако не все и не всегда. Поэтому, утверждение, что, например, нарциссическая или параноидная личность может быть как на невротическом, так и на пограничном, так и на психотическом уровне – тоже будет верным.
Могут ли меняться уровни и как?Могут. С помощью психотерапии. Есть психологи, которые имеют талант вытаскивать пограничных и даже психотических клиентов на невротический уровень организации. Вообще считается, что во время терапии клиент становится всё более и более невротичным, где “невротик” – это не обзывательство, а скорее хвастовство и достижение.
А тип личности меняется? Психоаналитики считают, что тип личности, как “глубинное ядро человека”, не меняется.
Ну и наконец: можно ли вместить в себя самое лучшее из разных типов личности? Можно ли быть одновременно и параноиком, и шизоидом? И депрессивным, и мазохистом?
Ответ: можно. Тогда это будет, соответственно, параноидно-шизоидная и депрессивно-мазохистическая личность.
com/embed/F27kftZwZxA?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> Типы личности и уровни развития личности.Смотреть видео на Youtube. © Janina Breidaka
Читать далее:
Перенос и контрперенос в психотерапии
Контрперенос и уровни развития личности
Теги: типы личности, уровни развития личности
Развитие личности | Encyclopedia.com
Психология личности изучает индивидуальные различия в поведении — то, как люди ведут себя по-разному в различных ситуациях. Психологи развития личности заинтересованы в понимании того, как люди развивают свои уникальные модели реагирования на окружающую среду, основанные на генетических способностях и социальной истории. Также представляет интерес определение способов, которыми личность меняется или остается стабильной в процессе развития, а также выявление ранних поведенческих предшественников, которые предсказывают более поздние индивидуальные различия. Из этих многочисленных интересов возник ряд точек зрения на развитие личности, относящихся к возрастному периоду от младенчества до подросткового возраста (от рождения до двадцати лет).
Перспективы развития личности
Поведенческая индивидуальность новорожденных определяется как темперамент. Был предложен ряд конкурирующих моделей темперамента, но в большинстве случаев темперамент рассматривается как конструкт, который представляет собой рано возникающую, конституционально основанную поведенческую индивидуальность, которая сохраняется как во времени, так и в разных ситуациях. Концептуально психологи отделили темперамент младенца от личности ребенка и подростка, отметив, что темперамент представляет собой более биологически обоснованные базовые эмоции, в то время как личность представляет собой последовательный поведенческий репертуар, выработанный человеком в результате его взаимодействия с социальной средой.
Ход развития личности от начала темперамента описывается некоторыми как переход от темперамента к личности или как развитие от основных параметров темперамента к более сложным аспектам личности. К позднему детству и подростковому возрасту этот поведенческий переход или усовершенствование становится очевидным, поскольку поведение становится более целенаправленным и все больше включает в себя такие понятия, как самопонимание.
Был разработан ряд теорий, описывающих различные интерактивные процессы развития личности, но большинство теорий можно сгруппировать в две категории: те, которые подчеркивают определенные среды развития при формировании личности человека, и те, которые подчеркивают биологию человека. Теоретическая ориентация, делающая упор либо на окружающую среду, либо на биологию, как правило, не полностью игнорирует позицию другого, а, скорее, ставит один фактор выше другого в отношении его относительной важности.
Привязанность
Многие теоретики личности и исследователи подчеркивают важность для раннего развития личности качества привязанности между младенцем и основным опекуном. Привязанность считается прочной эмоциональной связью, которую младенец формирует со своим опекуном, что помогает обеспечить стиль отношений между опекуном и младенцем, способствующий выживанию младенца. Несколько моделей характеризуют развитие формирования привязанности. Эти модели подчеркивают универсальный, биологически обоснованный процесс привязанности, который разворачивается в младенчестве и детстве.
Считается, что существенные индивидуальные различия не возникают в самом процессе формирования привязанности, но индивидуальные различия проявляются в качестве или стиле привязанности. В Таблице 1 приведен список общепринятых паттернов привязанности младенцев и детей и их характерного поведения. Эти модели поведения были выявлены с помощью лабораторной процедуры под названием «Странная ситуация», разработанной Мэри Эйнсворт и ее коллегами. Странная ситуация — это стандартизированная процедура, которая ставит младенца или маленького ребенка во все более напряженные ситуации разлуки-воссоединения с опекуном.
Многие способствующие факторы приводят к различиям в стиле привязанности, но фактором развития, который обычно рассматривается как наиболее важный для результатов привязанности, является отзывчивость лица, осуществляющего уход, к потребностям младенца. Например, опекун способствует надежной привязанности, последовательно удовлетворяя потребности младенца. Потребности младенцев могут быть удовлетворены таким поведением, как реакция на плач, кормление при голоде, физический контакт и утешение во время стресса. Если потребности младенца удовлетворяются последовательно, надежная привязанность скорее всего, формируется в результате того, что младенец учится ожидать отзывчивости и надежности опекуна.
Если потребности младенца не удовлетворяются постоянно, то, скорее всего, разовьется одна из моделей ненадежной привязанности. Эти ненадежные модели привязанности могут привести к более поздним проблемам в отношениях со сверстниками и романтических отношениях в подростковом и раннем взрослом возрасте. В таблице 2 показаны некоторые характеристики подросткового и раннего взросления, которые, по мнению исследователей, связаны с различными ранними паттернами привязанности. Таблица 2 включает только первые три стиля привязанности, перечисленные в Таблице 1. С 1990-х годов исследователи определили четвертый стиль привязанности, небезопасный-дезорганизованный-дезориентированный, и не изучали результаты, которые могли бы быть связаны с ним.
Некоторые исследования выявили связь между темпераментом младенцев и стилем привязанности. Младенцы с трудным темпераментом, характеризующиеся раздражительностью, неблагоприятными реакциями на изменения в распорядке дня и непредсказуемыми эндогенными ритмами, такими как циклы бодрствования/сна, с большей вероятностью формируют один из ненадежных стилей привязанности. Эта связь между темпераментом и привязанностью предполагает, что темперамент может влиять на процесс привязанности. Например, о трудном по темпераменту младенце во многих отношениях труднее ухаживать, и уход за ним менее приятен, чем за ребенком. более спокойный младенец. Возросшее бремя ухода за трудным младенцем снижает вероятность того, что потребности младенца будут удовлетворяться так же последовательно, как потребности более покладистого по темпераменту младенца. Эти различия в отношениях между опекунами и младенцами с разным темпераментом формируют разные паттерны привязанности.
Становится все более популярным при оценке относительных факторов, способствующих раннему развитию личности, концепция соответствия между развивающимся младенцем или ребенком и его или ее окружением. В приведенном выше примере, когда ребенок с трудным темпераментом с большей вероятностью формирует ненадежную привязанность, если конкретное лицо, осуществляющее уход, не подвергается негативному влиянию трудного поведения младенца, тогда ненадежная привязанность возникает с меньшей вероятностью из-за хорошего соответствия между воспитатель и младенец. Соответствие между младенцем или ребенком и его окружением так же важно для определения результатов развития, как и различные факторы развития (например, родительская отзывчивость, темперамент), рассматриваемые по отдельности.
Дружба
Другим важным фактором, влияющим на развитие личности, является дружба со сверстниками. Исследования показывают, что от 6 до 11 процентов детей школьного возраста не имеют друзей. является явным свидетельством того, что эти дети подвергаются повышенному риску последующей социальной и эмоциональной дезадаптации. Отсутствие успешных детских дружеских отношений также связано с академическими трудностями и отсевом из средней школы. Широкий спектр детской дружбы как потенциально положительного или отрицательного влияния на развитие личности становится понятным в свете того количества времени, которое дети и подростки проводят со сверстниками как в школе, так и в социальной среде.
Дружба приобретает все большее значение по мере того, как дети становятся старше, а дружба занимает все больше времени и опыта ребенка. Для маленьких детей дружба служит для повышения возбуждения во время игры и дает ребенку возможность регулировать свое волнение. Поддержание дружеских отношений в среднем детстве (обычно считается, что это возраст от шести до двенадцати лет) требует, чтобы дети узнали о нормах поведения и установили отношения с другими. А для подростков дружба особенно важна, поскольку типичный подросток начинает полагаться на дружбу как на социальную поддержку и как на ресурс для самопознания. У подростков дружеские отношения предоставляют важную возможность для социальной референции, которая позволяет подростку примерить на себя различные социальные роли и идеалы, необходимые для развития самоощущения.
Я-концепция
С подростковой дружбой и развитием личности связан аспект личности, известный как Я-концепция. Некоторые теоретики личности и исследователи утверждают, что развивающееся и изменяющееся представление человека о себе является важным аспектом индивидуальных различий и часто игнорируется в рамках представлений о темпераменте или чертах личности. С этой точки зрения я-концепция человека (которая включает в себя такие характеристики, как история личности, чувство компетентности и цели на будущее) является важной поведенческой детерминантой, которая является более динамичной, податливой и всеобъемлющей, чем темперамент или черты личности.
Важнейшим компонентом развития самооценки человека является референция, в том числе временная референция, самосравнение более раннего времени с более поздним, а также социальная референция, сравнение себя с другими. Временная и социальная референция дает тип самоанализа, который служит для повышения стабильности индивидуальных различий за счет того, что человек вносит изменения в поведение и / или окружающую среду для поддержания самооценки. Конкретный стиль ссылок, наиболее часто используемый, меняется на протяжении всей жизни. Временная референция наиболее распространена в детстве и в пожилом возрасте, когда относительно быстрые физические и когнитивные изменения наиболее очевидны. И наоборот, социальные ссылки наиболее распространены в подростковом и взрослом возрасте, когда индивидуальные изменения менее заметны.
Для подростков упор на социальные связи делает наличие успешных дружеских отношений особенно важным для развития самооценки. Наличие успешных дружеских отношений в подростковом возрасте приводит к более интерактивным и позитивным сравнениям между собой и другими. Без успешных дружеских отношений подросток более изолирован и с большей вероятностью будет проводить негативные сравнения. Эти негативные сравнения в подростковом возрасте задают траекторию развития в сторону низкой самооценки и дальнейшей социальной изоляции во взрослом возрасте, что затрудняет приобретение такими людьми социальных навыков, необходимых для удовлетворения потребностей в социальной поддержке.
Что касается того, почему некоторым детям и подросткам труднее заводить друзей, чем другим, данные свидетельствуют о том, что в некоторых случаях ранние индивидуальные различия в привязанности и темпераменте предсказывают последующие проблемы или успехи в дружбе. Например, исследования показали, что дети, классифицированные как неуверенные в себе избегающие, с большей вероятностью, чем дети с надежной привязанностью, проявляют агрессию, гнев и враждебность в среде сверстников. Кроме того, неуверенные в себе амбивалентные дети в таких условиях чаще проявляют социальную заторможенность и низкий порог фрустрации. Эти модели социального поведения предсказывают неприятие сверстников и отсутствие дружбы. Точно так же исследования младенческого и детского темперамента выявили прогностическую связь между успехом дружбы и общей эмоциональностью, а также способностью младенца или ребенка к саморегуляции эмоционального выражения. Младенцы и дети, которые наиболее эмоциональны по темпераменту и наименее способны регулировать выражение своих эмоций, в среднем менее успешны в развитии и поддержании дружеских отношений.
Таким образом, исследования показывают, что некоторые ранние индивидуальные различия в привязанности и темпераменте могут привести к поведенческим стилям, которые в конечном итоге подрывают способность человека успешно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Долгосрочные последствия этих индивидуальных различий могут быть вредными для человека. Однако при большем понимании и осознании вовлеченных элементов и динамики можно разработать вмешательства, которые помогут направить развитие человека в сторону более успешных и здоровых результатов.
Биологический взгляд на развитие личности
С более биологической точки зрения считается, что развитие личности в первую очередь определяется биологическим созреванием человека. Даже влияние окружающей среды на развитие рассматривается как во многом под влиянием биологически обусловленных предрасположенностей и характеристик. Сторонники развития личности, придерживающиеся сильной биологической ориентации, утверждают, что факторы окружающей среды не играют существенной роли в развитии индивидуальных различий, за исключением случаев крайнего дефицита окружающей среды. Примером такого недостатка является описанное выше отсутствие ранней реакции со стороны опекуна, которое часто встречается при ненадежных стилях привязанности.
Теоретики биологически ориентированной личности утверждают, что для типичных видов развития, таких как индивидуальные различия, не может требоваться определенная среда. Скорее, окружающая среда рассматривается как обеспечивающая или не обеспечивающая возможности для биологического развития. Все, что требуется для адаптивного функционального развития, — это ряд адекватных сред.
Как описано выше, ранние биологические индивидуальные различия часто характеризуются как различия в темпераменте. Значительные данные, основанные на исследованиях наследуемости, показывают, что индивидуальные различия в темпераменте имеют сильную генетическую основу. Эти генетические основы приводят к индивидуальным различиям в физиологии, которые, в свою очередь, могут влиять на условия окружающей среды таким образом, что экологический опыт направляется в соответствии с качествами темперамента. Иными словами, биологические детерминанты развития личности некоторым образом влияют на условия окружающей среды, влияющие на развитие, и формируют их.
Биологические характеристики младенца или ребенка искажают его опыт окружающей среды несколькими способами. Во-первых, как описано ранее, существует соответствие — биологически обусловленные характеристики младенца или ребенка влияют на его приспособленность к окружающей среде, что косвенно формирует качество средового опыта. Во-вторых, аспекты поведения человека, вытекающие из его биологии, могут постоянно вызывать определенные типы поведения у других. Например, робкий или застенчивый ребенок может больше игнорироваться в социальном контексте, чем ребенок-экстраверт, который часто инициирует социальный обмен. В-третьих, предрасположенность, основанная на биологической основе, может привести к определенным предпочтениям в отношении окружающей среды по мере того, как младенец или ребенок растет и все чаще выбирает предпочитаемую среду. Например, человек с особенно высоким уровнем активности может больше тянуться к спорту или другой физической активности, в то время как менее активный человек может предпочесть сравнительно малоподвижный образ жизни. Наконец, биологически обоснованные склонности также могут влиять на то, как человек воспринимает условия окружающей среды. Например, исследования выявили очень ранние индивидуальные различия в реакции на новую или сильно стимулирующую среду, возникающие из-за различий в функционировании мозга. Для высокореактивных младенцев новая или стимулирующая среда вызывает отвращение, и эти младенцы, вероятно, откажутся от такой среды, потому что их легко перевозбуждать. Однако в той же среде менее реактивные младенцы, скорее всего, будут любопытны и захотят исследовать.
Все эти биологически обусловленные различия, которые некоторым образом формируют опыт человека в окружающей среде, приводят к уникальному влиянию окружающей среды на развитие личности, которое соответствует биологии человека. Таким образом, с биологической точки зрения уникальная биология человека может влиять на окружающую среду и, следовательно, влиять на то, как среда влияет на развитие личности.
Следующий логический вопрос о биологических влияниях на развитие личности касается структуры личности. Поскольку развитие личности имеет биологический компонент, должна быть определенная степень универсальности в общей структуре личности. Исследования показывают, что действительно может существовать такая универсальная структура личности.
Развивающаяся структура личности
В области психологии личности, по-видимому, формируется консенсус в отношении того, что структуру личности позднего подросткового и взрослого возраста можно всесторонне описать пятью широкими факторами, известными как «Большая пятерка». .» Эти пять факторов обычно характеризуются как: Экстраверсия/Настойчивость, Доброжелательность, Добросовестность, Нейротизм/Эмоциональная стабильность и Открытость опыту/Интеллекту. Используя межкультурные языковые инструменты, «Большая пятерка» была успешно идентифицирована в американском английском, немецком, голландском, португальском, иврите, китайском, корейском и японском языках. Такие результаты подтверждают идею о том, что «Большая пятерка» является универсально применимой таксономией личности позднего подросткового и взрослого возраста.
В аналогичных исследованиях параметров индивидуальных различий младенцев и детей, обычно с использованием оценок темперамента родителей или учителей, обычно выделяют от пяти до семи параметров. Пять параметров особенно надежны и обозначены как «Уровень активности», «Отрицательная эмоциональность», «Настойчивость в выполнении задачи», «Приспособляемость/приятность» и «Заторможенность». Два других параметра менее надежны и называются ритмичностью и порогом. С точки зрения развития процесс перехода от этих более ранних измерений младенчества и детства к измерениям Большой пятерки позднего подросткового возраста и взрослой жизни, по-видимому, включает несколько ранних измерений, подпадающих под одно измерение Большой пятерки. Иными словами, в ходе развития изменяется организационная структура измерений индивидуальных различий, при этом каждое из измерений Большой пятерки состоит из признаков более чем одного из предыдущих измерений.
На рисунке 1 показаны предполагаемые отношения между пятью измерениями индивидуальных различий младенчества и детства и различными измерениями Большой пятерки. Общие соотношения, показанные на рис. 1, основаны на эмпирических данных; однако требуется более подробное исследование, прежде чем можно будет сделать более конкретные выводы о роли этих ранних индивидуальных различий в развитии Большой пятерки. На рисунке 1 линии, соединяющие определенные измерения младенчества и детства с конкретными измерениями Большой пятерки, представляют корреляции между более ранними и более поздними измерениями. Сплошные линии представляют положительные корреляции, а пунктирные линии — отрицательные корреляции.
На рис. 1 должно быть видно отсутствие однозначного соответствия между ранними и поздними измерениями индивидуальных различий. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта пространственная реорганизация в большей степени определяется биологически, чем средой; это означает, как описано ранее, что для этой реорганизации не требуются особые условия окружающей среды. Однако точно не известно, как и когда происходит эта пространственная реорганизация. В будущих исследованиях будут более подробно изучены возрастные изменения, происходящие в организации измерений индивидуальных различий.
Заключение
Индивидуальные различия личности универсальны, поскольку они встречаются во всех человеческих популяциях. Корни индивидуальных различий, без сомнения, уходят в историю эволюции, они были отобраны благодаря их улучшенной приспособленности к условиям окружающей среды. Однако специфические личностные качества индивида, приводящие к индивидуальным различиям между людьми, не столько основаны на эволюции, сколько являются продуктом многих факторов развития.
Изучение развития индивидуальных различий личности предоставляет исследователям и практикующим специалистам богатый источник данных, которые они могут использовать для понимания и прогнозирования поведения. Без изучения индивидуальных различий не было бы подробного анализа или объяснения того, почему люди часто ведут себя или развиваются совершенно по-разному в, казалось бы, одинаковых условиях окружающей среды. Понимание этих различий и развитие этих различий основополагающим не только для понимания поведения психологами, но и для родителей, школьных учителей, социальных работников, политиков и всех, кто работает с другими людьми. Из-за своей универсальности и последствий для понимания поведения изучение индивидуальных различий является неотъемлемой частью любого полноценного научного исследования поведения.
См. также: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ; ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ; ТЕМПЕРАМЕНТ
Библиография
Эйнсворт, Мэри, Мэри Блехар, Эверетт Уотерс и Салли Уолл. Модели привязанности. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1978.
Бейтс, Джон и Теодор Вакс, ред. Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 1994.
Боулби, Джон. Привязанность и потеря, Vol. 1: Приложение. Нью-Йорк: Базовый, 1969.
Боулби, Джон. Привязанность и потеря, Том. 3: Потеря, печаль и депрессия. Нью-Йорк: Basic, 1980.
Каспи, Авшалом. «Развитие личности на протяжении всей жизни». В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.
Дэймон, Уильям. Социальное и личностное развитие: от младенчества до подросткового возраста. Нью-Йорк: Нортон, 1983.
Халверсон, Чарльз-младший, Гелдольф Конштамм и Рой Мартин, ред. Развивающаяся структура темперамента и личности от младенчества до взрослой жизни. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1994.
Харрис, Джудит. «Где находится окружающая среда ребенка? Теория групповой социализации развития». Психологический обзор 102 (1995): 458-489.
Конштамм, Гелдольф, Чарльз Халверсон-младший, Иван Мервильде и Валери Хэвилл, ред. Родительские описания личности ребенка: предпосылки развития Большой пятерки? Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1998.
Малер, Маргарет, Фред Пайн и Анни Бергман. Психологическое рождение человеческого младенца. Нью-Йорк: Базовый, 1975.
МакАдамс, Дэн. «Может ли личность измениться? Уровни стабильности и роста личности на протяжении всей жизни». В ред. Тодда Хизертона и Джоэла Вайнбергера, Может ли личность измениться? Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 19. 94.
Ротбарт, Мэри и Джон Бейтс. «Темперамент.» В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.
Рубин, Кеннет, Уильям Буковски и Джеффри Паркер. «Взаимодействие сверстников, отношения и группы». В ред. Уильяма Дэймона и Нэнси Айзенберг, Справочник по детской психологии, Том. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие. Нью-Йорк: Wiley, 1998.
Скарр, Сандра. «Развитие индивидуальных различий в интеллекте и личности». В ред. Хейна Риза и Майкла Франзена, Биологические и нейропсихологические механизмы: психология развития на протяжении всей жизни. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1997.
Сперлинг, Майкл и Уильям Берман, ред. Привязанность у взрослых: клинические перспективы и перспективы развития. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 1994.
Виггинс, Джерри, изд. Пятифакторная модель личности: теоретические аспекты. New York: Guilford Press, 1996.
Брэди Рейнольдс
Теория положительной дезинтеграции Домбровски в психологии
Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди проходят через кризис, который меняет их жизнь, только для того, чтобы выйти из него? другая сторона сильнее и больше в мире с собой, в то время как другие разваливаются и изо всех сил пытаются продолжать?
Трудно предсказать, кто восстанет из трагедии, как феникс из пепла, и кому потребуются все силы, чтобы просто удержаться на плаву.
Мы все, конечно, надеемся попасть в первую категорию, но трудно предугадать, как мы отреагируем на катастрофу или кризис, который заставит нас подвергнуть сомнению все, что, как мы думали, мы знали.
Одна из психологических теорий направлена на то, чтобы прояснить, как происходят такие трансформации, и какие типы людей могут воспользоваться такой возможностью для роста: теория позитивной дезинтеграции.
Слово «распад» может сбить вас с толку — это слово обычно применяется к ситуациям, когда что-то полностью растворяется, сгорает дотла, смывается приливом или сметается сильным ветром.
Однако это слово является ключом к теории. По словам Дабровски, разработчика этой теории, именно тогда, когда случается трагедия и наше прежнее ощущение себя или идентичности уносится прочь, как листья на ветру, у нас появляется наибольший потенциал для роста. Когда мы начинаем сомневаться не только в том, что мы знаем, но и в том, кто мы есть, мы можем собрать части себя, которые мы хотим сохранить, оставить части, которых мы не знаем, и построить новую идентичность, которая является подлинной для нашей истинной личности. себя.
Конечно, не всегда требуется трагедия огромных масштабов, чтобы вызвать такую трансформацию, но один наблюдательный психолог заметил, что такие обстоятельства являются отличным катализатором изменений, и отправился в философское путешествие, чтобы выяснить, как происходит развитие личности.
Изложенная им теория пережила несколько десятилетий и остается убедительной и влиятельной теорией, особенно для понимания и поощрения развития одаренных детей.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, что отличает тех, кто процветает после потрясений, от тех, кто сталкивается с препятствием в своем развитии или даже регрессирует.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, основанные на науке упражнения не только помогут вам увеличить сострадание и доброту, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Теория положительной дезинтеграции
- Пять уровней развития в теории положительной дезинтеграции
- Повышенная возбудимость
- Доказательства теории позитивной дезинтеграции
- Применение этой теории к консультированию
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Теория позитивной дезинтеграции
Теория развития личности через интеграцию и дезинтеграцию была разработана в XIX в. 60-х годов польского психолога и психиатра Казимежа Домбровского. На детство Домбровского сильно повлияла Первая мировая война, которая началась, когда ему было всего 12 лет, и продолжалась в течение нескольких подростковых лет.
Благодаря собственному опыту трагических последствий войны Домбровски заметил, что некоторые люди распадались, в то время как другие переживали значительный личностный рост. Как и многие другие до него и многие после того, как он спросил: «Почему?»
Ответом, который он дал на этот вопрос, стала теория позитивной дезинтеграции, которая, в свою очередь, заложила основу для современных теорий посттравматического роста (Tillier, n.d.).
Хотя существует множество различных теорий развития личности, теория Домбровского отличается от большинства тем, что делает акцент на роли психологического дискомфорта в развитии. Некоторые теории развития личности предполагают относительно плавные переходы от одного уровня или стадии к другому, но развитие позитивной дезинтеграции обусловлено внутренними конфликтами, тревогой и даже травмой (Mika, 2005).
Домбровски заметил, что те, кто использует потенциал кризиса или травмы, как правило, обладают своего рода психологической сверхчувствительностью или «сверхвозбудимостью», которая заставляет их переживать кризисы «более сильным, глубоким и более личным образом» (Tillier, нд, стр. 1).
Эти люди с большей вероятностью реагировали на травмирующие события саморефлексией, действием, которое может подтолкнуть их к пяти уровням развития, изложенным Домбровски, и через них. Побуждения, побуждающие людей к развитию, можно описать следующим образом:
- Первый фактор: этот фактор исходит из самого базового и инстинктивного уровня личности; это выражение генетических инстинктов выживания, включая голод, сексуальность и соревнование.
- Второй фактор: внешние влияния нашего образования, отношений и общего социального окружения составляют второй фактор; этот фактор определяет большую часть нашего повседневного поведения, поскольку социализация и приспособление часто происходят без сознательного размышления о том, как мы принимаем наши повседневные решения.
- Третий фактор: третий фактор является автономным; этот фактор является результатом сознательного выбора того, что мы ценим и какие качества и желания мы будем отвергать или преследовать. Третий фактор заставляет нас вести себя так, как мы чувствуем себя более аутентичными (Tillier, 2016).
Вы могли заметить, что эти три фактора (очень) примерно соответствуют теории Фрейда о трех компонентах разума. Первый фактор похож на ид Фрейда — часть разума, занятая только удовлетворением потребностей выживания и действием животных инстинктов. Второй фактор имеет некоторое сходство с эго в том, что оба признают важность взаимодействия с другими и получения сигналов от нашего окружения.
Третий фактор отражает сосредоточенность суперэго на том, что мы считаем правильным и неправильным, и опирается на нашу личную мораль и ценности для принятия решений.
Хотя Домбровский, вероятно, не собирался строить свою теорию на основе компонентов психики Фрейда, интересно отметить, какое влияние идеи Фрейда оказали на психологическую теорию в начале-середине 1900-х годов и даже сегодня.
Имея в виду эти три фактора, давайте рассмотрим пять уровней развития, предложенных Домбровским.
То, что мы называем нормальным, на самом деле является психопатологией среднего уровня, настолько недраматической и настолько широко распространенной, что мы обычно даже не замечаем ее.
— Сеф Фонтейн Пеннок (@SephFontane) 15 августа 2015 г.
Пять уровней развития в теории положительной дезинтеграции
Во-первых, примечание о продвижении по этим уровням — не каждый человек будет проходить эти уровни гладко.
На самом деле кажется, что только те, кого Домбровский признал людьми с высоким потенциалом или очень сверхвозбудимыми, продвигаются через все пять уровней и выходят с полностью сформированной альтруистической личностью, в то время как многие застревают на одном из уровней дезинтеграции (подробнее об этом). это позже).
Описания этих уровней взяты из статьи Бейли 2010 года о позитивной дезинтеграции.
Первый уровень — первичная интеграция
Первичная интеграция — это самый базовый, примитивный уровень развития. Этот уровень обусловлен первым фактором, при котором удовлетворение основных потребностей и желаний является единственной заботой человека. Те, кто находится на этом уровне (как правило, маленькие дети), не нуждаются в глубоких или значимых отношениях с другими и игнорируют эмпатию, сочувствие или любое признание потребностей и забот других (Bailey, 2010).
Второй уровень — одноуровневая дезинтеграция
Второй уровень управляется вторым фактором и фокусируется на конформизме и социальном сравнении. На этом уровне человек озабочен «приспособлением» и легко поддается влиянию своей социальной группы. Некоторые люди на этом уровне начнут подвергать сомнению ценности и убеждения, навязанные им их социальной группой, и начнут процесс открытия своих личных ценностей и убеждений.
Третий уровень — многоуровневая дезинтеграция
Люди, которые начали подвергать сомнению свои собственные убеждения и ценности на втором уровне, начнут формировать свои собственные убеждения и ценности на третьем уровне. Они заметят несоответствие между тем, «как обстоят дела» и «такими, какими они должны быть», осознание, которое, скорее всего, вызовет негативные эмоции, такие как стыд или вина, когда они оглянутся на свои ошибки и подвергнут сомнению себя и свои моральные принципы. стоя.
Четвертый уровень – Направленная многоуровневая дезинтеграция
Вопросы и открытие третьего уровня уступают место все более целенаправленному и ценностно-ориентированному поведению. Человек осознает, кто он есть и кем он хочет быть, и как он должен действовать, чтобы быть подлинным. Те, кто находится на четвертом уровне, действительно заботятся о других и действуют в соответствии с этой эмпатией.
Пятый уровень — Вторичная интеграция
Высший уровень развития в теории Домбровского отмечен согласованием личных ценностей и поведения, и человек адаптирует свои действия для достижения более высоких целей, таких как улучшение общества в целом. Человек сформировал свою идеальную личность и испытывает мир с самим собой. Вся мотивация находится в высших формах эмпатии, автономии и аутентичности.
И снова вы можете заметить влияние другой психологической теории в описании этих уровней: иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Это влияние не является ошибкой — Домбровский был другом Маслоу и поклонником его творчества (Tillier, 2013). Они расходились во мнениях по некоторым ключевым моментам развития, в обеих теориях можно увидеть иерархическое развитие все более актуализирующейся личности.
Повышенная возбудимость
Согласно теории Домбровского, у одних людей потенциал развития выше, чем у других.
Это не означает, что человек предопределен к определенному уровню развития, но что существуют врожденные тенденции, связанные с развитием личности.
На этот неотъемлемый потенциал влияют другие факторы, управляющие процессом разработки.
Повышенная возбудимость относится к фактору врожденной или генетической предрасположенности к развитию. Согласно Домбровски, гипервозбудимость «выше средней реакции на раздражители» (Dąbrowski, 19). 72, с. 303).
Повышенная возбудимость может проявляться в пяти различных областях (Bailey, 2010; Mendaglio & Tillier, 2006):
- Психомоторная возбудимость склонны к импульсивности и соперничеству, и может обратиться к чрезмерной работе, чтобы справиться со стрессом или другими проблемами.
- Чувственная перевозбужденность
Эти люди имеют повышенную реакцию на органы чувств и могут ощущать повышенную потребность в прикосновениях и/или к прикосновениям. Они могут переедать и предаваться множеству поверхностных отношений, но они также, вероятно, будут иметь широкий спектр опыта взаимодействия с другими из-за отвращения к одиночеству и повышенной потребности во внимании со стороны других. - Сверхвозбудимость воображения
Люди с повышенной возбудимостью воображения склонны к визуализации и, вероятно, изобретательны, обладают развитым воображением, интуицией и обладают большей способностью к использованию образов и метафор. - Интеллектуальная чрезмерная возбудимость
Интеллектуально возбудимые люди упорно и ненасытно учатся, обладают способностью к интенсивной концентрации и теоретическому мышлению. Скорее всего, они будут задавать много вопросов и будут склонны к логике, головоломкам и тайнам. - Эмоциональная чрезмерная возбудимость
Люди с эмоциональной повышенной возбудимостью, скорее всего, сильно привязываются к людям, местам и вещам. Они могут быть очень сдержанными, полными энтузиазма и озабоченными другими, социальной справедливостью и собственным чувством ответственности. Как правило, эти люди способны эффективно чувствовать и усваивать эмоции других.
Согласно Домбровски, люди с повышенной возбудимостью обладают большим потенциалом для личностного развития, потому что они способствуют иному взгляду на мир и побуждают к более личной и значимой интерпретации своего опыта (Dąbrowski, 1972).
Хотя наличие сверхвозбудимости само по себе недостаточно для продвижения по пяти уровням и достижения высшего уровня, оно играет большую роль в потенциале человека. Особые таланты и способности, а также сильное третье стремление к самовыражению также влияют на потенциал развития.
Исследования показали, что наиболее одаренные и талантливые люди также, вероятно, имеют по крайней мере один тип сверхвозбудимости (Silverman & Ellsworth, 1981).
Загрузите 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Доказательства теории положительной дезинтеграции
Было проведено множество исследований теории Домбровского, и хотя нет четкой связи между более высоким потенциалом развития и достигнутым более высоким развитием, большая часть из них предполагает, что эта теория является полезным способом концептуализации личности. разработка.
Например, несколько исследований внесли свой вклад в идею чрезмерной возбудимости, определяющей поведение и выбор профессии, помимо прочего (Chang & Kuo, 2013; Lysy & Piechowski, 1983; Piechowski & Cunningham, 1985; Piechowski, Silverman, & Falk, 1985). ).
Другое исследование, проведенное Миллером, Сильверманом и Фальком (1994), показало, что потенциал развития (измеряемый повышенной возбудимостью) тесно связан с уровнем развития.
Исследователи Мофилд и Паркер Питерс (2015) недавно подтвердили предполагаемую связь между повышенной возбудимостью и перфекционизмом.
Среди других исследований теории положительной дезинтеграции эти исследования показывают, что теория Домбровского предлагает полезный, хотя и не полностью всеобъемлющий взгляд на развитие личности.
Применение этой теории в консультировании
Из-за чрезмерной возбудимости людей, особенно детей, многим из них может понадобиться помощь специалиста по психическому здоровью, чтобы справиться с ситуацией.
Некоторых сверхвозбудимость может привести к взрыву энергии, психологической, эмоциональной, физической или иной. У других повышенная возбудимость может проявляться в эксцентричности или поведении, выходящем за рамки норм нормального поведения в их социальной группе.
Кроме того, в то время как некоторые сверхвозбудимые люди продвигаются по этапам развития личности, другие могут бороться со своей повышенной возбудимостью из-за среды, которая не способствует развитию или даже активно тормозит развитие.
Как правило, людям с повышенной возбудимостью, вероятно, потребуется дополнительный уход, время и/или внимание при консультировании. Их повышенная чувствительность к окружающей среде и к собственным чувствам и ощущениям может мешать им концентрироваться или смотреть на вещи с той же точки зрения, что и другие. Хотя эта другая точка зрения иногда может быть благом для этих людей, она также может быть и помехой.
При работе с гипервозбудимыми людьми важно помнить, что, по словам самого Домбровски, даже люди с наибольшим потенциалом развития могут остановиться или застрять в своем развитии из-за своего окружения и социальной группы. Крайне важно, чтобы вы помогли создать безопасную и благоприятную среду, которая будет способствовать развитию их полного потенциала. Для некоторых из этих людей кабинет консультанта может быть единственным местом, где их поощряют в этом путешествии.
Наиболее эффективные виды лечения или упражнений будут зависеть от того, какие виды повышенной возбудимости имеются у клиента.
То, что работает для человека с повышенной эмоциональной возбудимостью, может не помочь людям с повышенной интеллектуальной возбудимостью, в то время как деятельность, способствующая процветанию интеллектуалов, может быть абсолютно бессмысленной для людей с повышенной психомоторной возбудимостью. Каким бы типом повышенной возбудимости ни обладали эти люди, существуют специальные стратегии их консультирования, которые могут помочь.
Baily (2010) перечисляет следующие стратегии консультирования по типам:
Стратегии психомоторной повышенной возбудимости
Людям с избыточной физической энергией Бейли предлагает помочь найти конструктивные способы высвобождения этой энергии. В дополнение к методам релаксации могут помочь физиотерапия и методы сенсорной интеграции. Людям с наиболее выраженными случаями избыточной энергии лекарства могут позволить им лучше сосредоточиться и сосредоточиться на поставленной задаче, а также помочь им разработать или практиковать стратегии самоконтроля.
Например, медитация, упражнения на осознанность, глубокое дыхание и другие простые техники релаксации могут иметь большое значение для людей, полных энергии.
Стратегии чувственной сверхвозбудимости
Бейли рекомендует консультантам помочь людям с чувственной сверхвозбудимостью развить больший самоконтроль и поощрить самоанализ. Те, кто легко перегружается чувственными стимулами, могут извлечь пользу из распознавания их триггеров, понимания их реакций и принятия мер, чтобы уменьшить частоту сходов с рельсов в их повседневной жизни.
Этим людям также может помочь физиотерапия или методы десенсибилизации, помогающие избавиться от наиболее навязчивых реакций на подавляющие раздражители.
Стратегии чрезмерной возбудимости воображения
Хотя чрезмерное воображение не обязательно плохо, люди с более высокой склонностью терять себя в своем воображении потенциально могут потерять себя в более негативных тенденциях, таких как бред и другие отклонения от реальности. Чтобы помочь этим людям твердо укорениться в реальности, специалисты в области психического здоровья могут сосредоточиться на том, чтобы направить их к творчеству, а не к изоляции.
Иногда этой группе понадобится помощь, чтобы не размыть грань между реальностью и фантазией.
Стратегии борьбы с интеллектуальной сверхвозбудимостью
Людям с повышенной интеллектуальной возбудимостью психологи и консультанты могут помочь сбалансировать склонность к интеллектуальным занятиям с другими важными видами деятельности, связанными с развитием. Эти люди могут в конечном итоге пренебречь своим эмоциональным и моральным развитием, чтобы преследовать только интеллектуальные достижения.
При консультировании людей в этой группе может быть полезно научить их стратегиям противодействия этой чрезмерной интеллектуализации и побуждать их чаще использовать свое воображение. Поощрение их интереса к творческому занятию, такому как музыка или искусство, может помочь им сбалансировать свою деятельность.
Стратегии эмоциональной повышенной возбудимости
При работе с эмоционально перевозбужденными людьми важно, чтобы специалисты в области психического здоровья понимали их уникальную точку зрения и уникальные проблемы, связанные с этой точкой зрения. Им может потребоваться одобрение со стороны других и признание того, кто они как личности. Им также может понадобиться дополнительная поддержка и сочувствие.
Психолог Элизабет Мика (2002 г.) поощряет использование таких методов лечения, как кинотерапия (использование фильмов для размышлений о себе и дальнейшем развитии) или библиотерапия (использование книг для размышлений о себе и дальнейшего развития), а также обучение методам релаксации, таким как перечисленные ранее. Кроме того, методы рефрейминга могут помочь этим людям увидеть свои проблемы и свои склонности в новом свете, что может привести к уменьшению стресса и большему пониманию уникальных аспектов себя.
Послание на вынос
В этой статье я дал краткий обзор теории позитивной дезинтеграции Домбровски, великой теории развития личности, основанной на наблюдениях маленького мальчика за неприятными делами войны. Хотя такие трагические и глубоко изменяющие жизнь переживания являются отличным двигателем личностного роста, они также могут оставить людей в тупике.
Эта теория пытается объяснить, почему некоторые преодолевают трудности и становятся лучшими, мудрыми или более аутентичными версиями самих себя, в то время как другие распадаются на части и изо всех сил пытаются снова собрать их воедино.
Я надеюсь, что эта статья дала вам общее представление о теории положительной дезинтеграции, но если что-то из этой статьи вызвало у вас интерес, я призываю вас продолжить изучение этой теории развития личности. Короткая статья может дать хороший обзор с высоты птичьего полета, но для большей глубины понимания я предлагаю добавить в ваш список следующие материалы:
- Организованная многоуровневая дезинтеграция как формирующийся порядок Кристины Лейкрафт (слайд-шоу)
- Теория позитивной дезинтеграции Домбровски Сал Мендальо (книга)
- Positive Disintegration Казимежа Домбровского и Уильяма Тиллера (книга)
- Формирование личности через позитивную дезинтеграцию Казимеж Домбровский (книга)
- Умственный рост через позитивную дезинтеграцию Казимеж Домбровский (книга)
- Психоневроз не болезнь: неврозы и психоневрозы с точки зрения положительной дезинтеграции Казимежа Домбровского (книга)
- Теория положительной дезинтеграции и одаренности Домбровского: результаты исследования чрезмерной возбудимости Сала Мендальо и Уильяма Тиллера (статья)
Эта теория показалась мне одновременно и интригующей, и убедительной, и я надеюсь, что изложил ее так, чтобы она соответствовала ее природе.
Спасибо за чтение, и, пожалуйста, не стесняйтесь оставлять нам любые комментарии или вопросы, которые у вас есть! Вы знакомы с этой теорией? Что вы думаете об этом? Помогает ли это объяснить некоторые из ваших собственных наблюдений за развитием личности?
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на самосострадание.
- Бейли, К.Л. (2010). Сверхвозбудимость и чувствительность: значение теории положительной дезинтеграции Домбровски для консультирования одаренных. Консультации по экипировке. Получено с http://www.counseling.org/resources/library/vistas/2010-V-Online/Article_10.pdf
- Чанг, Х., и Куо, К. (2013). Сверхвозбудимость: эмпирические исследования и применение. Обучение и индивидуальные различия, 23, 55-63.
- Домбровский, К. (1972). Психоневроз – это не болезнь. Лондон, Великобритания: Гриф.
- Лысый, К.З. (1979). Личностный рост у консультантов и не консультантов : Юнгианский и Домбровский подход. Неопубликованная докторская диссертация, Университет Иллинойса, Урбана-Шампейн.
- Мендальо, С., и Тиллер, В. (2006). Теория положительной дезинтеграции и одаренности Домбровского: результаты исследования повышенной возбудимости. Журнал образования одаренных, 30 , 68-87.
- Мика, Э. (2002). Паттерны сверхвозбудимости у одаренных детей – Исследование . В материалах Пятой международной конференции по теории положительной дезинтеграции, Форт-Лодердейл, Флорида.
- Мика, Э. (2005). Теория позитивной дезинтеграции как модель развития личности исключительных личностей. Ресурсы развития талантов. Получено с http://talentdevelop.com/articles/TOPDAAM1.html
- Миллер, Н.Б., Сильверман, Л.К., и Фальк, Р.Ф. (1994). Эмоциональное развитие, интеллектуальные способности и пол. Журнал для образования одаренных, 18 , 20-38.
- Мофилд, Э. Л., и Паркер Питерс, М. (2015). Взаимосвязь перфекционизма и повышенной возбудимости у одаренных подростков. Журнал для образования одаренных, 38 , 405-427.
- Пеховски, М.М., и Каннингем, К. (1985). Закономерности повышенной возбудимости в группе художников. Журнал творческого поведения, 19, 153-174.
- Пеховски М.М., Сильверман Л. и Фальк Ф. (1985). Сравнение интеллектуально и художественно одаренных по пяти измерениям психических функций. Перцептивные и моторные навыки, 60, 539-549.
- Риверо, Л. (2011, 11 июля). Нормальный диагноз: яркое, конфликтующее и несинхронизированное. Психология сегодня. Получено с https://www.psychologytoday.com/blog/creative-synchronous/201107/diagnosis-normal-bright-conflicted-and-out-sync
- Сильверман, Л.К., и Эллсворт, Б. (1981). Теория положительной дезинтеграции и ее последствия для одаренности. В Н. Дуда (ред.), Теория положительной дезинтеграции: Материалы третьей международной конференции (стр. 179-194). Майами, Флорида: Xerox.
- Тиллер, В. (без даты). Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского.