Условия развития личности: Факторы и условия развития личности в психологии

Содержание

Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык

Время чтения 10 минут

Условия развития личности человека — интересная и противоречивая тема. Очень важно понимать условия развития и становления человека для воспитания детей, саморазвития и увеличения собственного личностного потенциала. Проследить за мнениями великих умов человечества, а также узнать больше о своей социальности и асоциальности можно с помощью непрерывного движения.

Человеческая жизнь — это кривая, которая может взлетать и стремительно падать, но только мы подчиняем ее, развивая себя и свои навыки.

<<Оглавление>>

В разные времена выдвигались различные теории психологами и философами по вопросу условия развития личности человека. Что же важнее — наследственность, как утверждали Кобс и Дьюи, или влияние окружающей среды, социальных факторов, как это было по мнению Руссо и Гельвецкого?

Есть и компромиссные теории — развитие зависит от сочетания этих факторов, по мнению Дидро, например.

А Ушинский дополнил эти теории и предположил, что кроме указанных факторов, собственная деятельность, опыт жизни влияют в значительной мере на формирование личности.

Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида.

Выделяют 3 основных фактора развития личности:

  • наследственность
  • среда обитания
  • влияние самой личности

Рассмотрим их подробнее и определим степень влияния каждого фактора на развитие личности, как социальной единицы.

Наследственность

Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).

Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма.

Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.

Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.

А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни.
Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.

Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное?
Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.

Среда обитания

Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.

Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.

Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.

Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?

Влияние личности

Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть?
Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни. Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.

Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.

Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.

Взгляды на развитие личности

Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.

З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.

Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.

Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.

При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.

Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.

Закономерности развития личности

Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности.

Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?

Итак, основные закономерности развития личности:

  1. Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.
  2. Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.
  3. Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность

В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?

Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.

3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.

Качества

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Интеграция

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

Противоречия и прогресс

Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.

Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.

Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.

Саморазвитие

Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов.
Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.

Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин.
Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.

Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.

Тематика: Личностный рост

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Детерминанты развития
    • 1.1 Наследственность
    • 1.2 Окружение
    • 1.3 Ситуация
    • 1.4 Деятельность как условие формирования личности
  • 2 Кто такая сформированная личность
  • 3 Критерии развития
  • 4 Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
  • 5 Процесс развития
  • 6 Стадии развития личности
    • 6.1 Концепция Э. Эриксона
    • 6.2 Концепция В. И. Слободчикова
      • 6.2.1 Оживление (до года)
      • 6. 2.2 Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
      • 6.2.3 Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
      • 6.2.4 Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
      • 6.2.5 Универсализация (от 39-45 лет и далее)
    • 6.3 Жизненный путь
    • 6.4 Личностный рост
  • 7 Послесловие

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Развитие личности на работе: условия на рабочем месте, изменения личности и принцип соответствия

. 2014 Февраль;82(1):44-56.

doi: 10.1111/jopy.12032. Epub 2013 8 апр.

Кимди Ле 1 , М Брент Доннеллан 2 , Рэнд Конгер 3

Принадлежности

Принадлежности

  • 1 Университет Индианы, Университет Пердью, Колумбус.
  • 2 Университет штата Мичиган.
  • 3 Калифорнийский университет, Дэвис.
  • PMID: 23336723
  • PMCID: PMC3722306
  • DOI: 10.1111/jopy.12032

Бесплатная статья ЧВК

Кимди Ле и др. J Перс. 2014 Февраль

Бесплатная статья ЧВК

. 2014 Февраль;82(1):44-56.

doi: 10.1111/jopy.12032. Epub 2013 8 апр.

Авторы

Кимди Ле 1 , М Брент Доннеллан 2 , Рэнд Конгер 3

Принадлежности

  • 1 Университет Индианы, Университет Пердью, Колумбус.
  • 2 Университет штата Мичиган.
  • 3 Калифорнийский университет, Дэвис.
  • PMID: 23336723
  • PMCID: PMC3722306
  • DOI: 10. 1111/jopy.12032

Абстрактный

Исследования, касающиеся развития взрослой личности, все больше фокусируются на факторах, связанных с явными изменениями личностных черт. Настоящее исследование вносит свой вклад в эту литературу, повторяя и расширяя предыдущие исследования, касающиеся развития черт личности в молодом возрасте и восприятия условий на рабочем месте. Анализы были основаны на данных до 442 человек, которые участвовали в текущем проекте «Семейные переходы» (например, Conger & Conger, 2002). Текущий анализ включал данные о чертах личности от 1994 и 2003 г., оценки в средней школе и показатели социально-экономического статуса за 1994 г., а также отчеты об условиях труда в 2001, 2003 и 2005 гг. Индивидуальные характеристики были проспективно связаны с условиями труда и доходом. Полученные данные также подтверждают корреляционный принцип развития личности (например, Roberts, Caspi, & Moffitt, 2003): черты, которые предположительно ассоциировались с конкретными условиями на рабочем месте, часто оказывались подчеркнутыми этими условиями. Черты личности потенциально связаны с восприятием рабочего места. Условия на рабочем месте также связаны с развитием черт.

© 2013 Wiley Periodicals, Inc.

Похожие статьи

  • Опыт работы и развитие личности в юношеском возрасте.

    Робертс Б.В., Каспи А., Моффитт Т.Е. Робертс Б.В. и др. J Pers Soc Psychol. 2003 март; 84 (3): 582-93. J Pers Soc Psychol. 2003. PMID: 12635918

  • Управление впечатлением о личности и рабочем месте: корреляты и последствия.

    Бурдадж Дж. С., Уилтшир Дж., Ли К. Бурдадж Дж. С. и др. J Appl Psychol. 2015 март; 100(2):537-46. doi: 10.1037/a0037942. Epub 2014 22 сентября. J Appl Psychol. 2015. PMID: 25243995

  • Влияние работы личности на удовлетворенность работой: дополнительная достоверность и эффекты посредничества.

    Хеллер Д., Феррис Д.Л., Браун Д., Уотсон Д. Хеллер Д. и др. J Перс. 2009 г., август 77(4):1051-84. doi: 10.1111/j.1467-6494.2009.00574.x. Epub 2009 18 мая. J Перс. 2009. PMID: 19558443

  • Доказательства несоответствующих причинно-следственных связей между чертами личности и социальной властью с течением времени.

    Вуд Д., Полицейский департамент Хармса. Вуд Д. и др. Pers Soc Psychol Bull. 2017 Январь;43(1):33-45. дои: 10.1177/0146167216675330. Epub 2016 11 ноября. Pers Soc Psychol Bull. 2017. PMID: 27834285

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Понимание влияния психосоциальных условий труда на здоровье работников: мы прошли долгий путь, но достигли ли мы еще?

    Madsen IE, Rugulies R. Madsen IE, et al. Scand J Work Environment Health. 2021 1 октября; 47 (7): 483-487. doi: 10.5271/sjweh.3984. Epub 2021 3 сентября. Scand J Work Environment Health. 2021. PMID: 34477882 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Как наша работа влияет на то, кто мы есть: проверка теории профессионального и личностного развития за пятьдесят лет.

    Woods SA, Edmonds GW, Hampson SE, Lievens F. Вудс С.А. и др. J Res Перс. 2020 Апр;85:103930. doi: 10.1016/j.jrp.2020.103930. Epub 2020 30 января. J Res Перс. 2020. PMID: 34326561 Бесплатная статья ЧВК.

  • Продольная связь сиюминутной стресс-реактивности и личностного невротизма: специфика состояний, черт и возрастного периода.

    Врзус К., Луонг Г., Вагнер Г.Г., Ридигер М. Wrzus C, et al. J Pers Soc Psychol. 2021 сен; 121 (3): 691-706. DOI: 10.1037/pspp0000308. Epub 2021 29 июля. J Pers Soc Psychol. 2021. PMID: 34323531 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ты все еще такой тщеславный: Изменения в нарциссизме от юности к среднему возрасту.

    Ветцель Э. , Грихальва Э., Робинс Р.В., Робертс Б.В. Ветцель Э. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2020 авг; 119 (2): 479-496. DOI: 10.1037/pspp0000266. Epub 2019 31 октября. J Pers Soc Psychol. 2020. PMID: 31670564 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когнитивные способности детей предсказывают финансовое благополучие взрослых.

    Фернем А., Ченг Х. Фернхэм А. и соавт. Дж Интел. 2016 27 декабря; 5 (1): 3. дои: 10.3390/jintelligence5010003. Дж Интел. 2016. PMID: 31162393 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 MH062989/MH/NIMH NIH HHS/США
  • R01 HD051746/HD/NICHD NIH HHS/США
  • R01 MH051361/MH/NIMH NIH HHS/США
  • T32 MH019734/MH/NIMH NIH HHS/США
  • K05 MH000567/MH/NIMH NIH HHS/США
  • R01 HD047573/HD/NICHD NIH HHS/США
  • R01 HD064687/HD/NICHD NIH HHS/США

Расстройства личности.

Симптомы и причины

Обзор

Расстройство личности — это тип психического расстройства, при котором у человека наблюдается ригидный и нездоровый образ мышления, функционирования и поведения. У человека с расстройством личности возникают проблемы с восприятием и отношением к ситуациям и людям. Это вызывает серьезные проблемы и ограничения во взаимоотношениях, общественной деятельности, работе и учебе.

В некоторых случаях вы можете не осознавать, что у вас расстройство личности, потому что ваш образ мыслей и поведение кажутся вам естественными. И вы можете обвинять других в проблемах, с которыми вы сталкиваетесь.

Расстройства личности обычно начинаются в подростковом возрасте или в раннем взрослом возрасте. Существует много типов расстройств личности. Некоторые типы могут стать менее очевидными в среднем возрасте.

Продукты и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья Mayo Clinic, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Mayo Clinic Health Letter — Digital Edition

Симптомы

Типы расстройств личности сгруппированы в три группы на основе схожих характеристик и симптомов. Многие люди с одним расстройством личности также имеют признаки и симптомы, по крайней мере, еще одного расстройства личности. Для постановки диагноза расстройства не обязательно иметь все перечисленные признаки и симптомы.

Расстройства личности группы А

Расстройства личности группы А характеризуются странным, эксцентричным мышлением или поведением. Они включают параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.

Параноидальное расстройство личности
  • Всепроникающее недоверие и подозрительность к другим и их мотивам
  • Необоснованное убеждение, что другие пытаются навредить или обмануть вас
  • Необоснованное подозрение в лояльности или благонадежности других
  • Нерешительность довериться другим из-за необоснованного страха, что другие будут использовать информацию против вас
  • Восприятие невинных замечаний или не угрожающих ситуаций как личных оскорблений или нападок
  • Гневная или враждебная реакция на предполагаемое пренебрежение или оскорбление
  • Склонность к злопамятности
  • Необоснованные, повторяющиеся подозрения в неверности супруга или полового партнера
Шизоидное расстройство личности
  • Отсутствие интереса к социальным или личным отношениям, предпочтение одиночества
  • Ограниченный диапазон эмоционального выражения
  • Неспособность получать удовольствие от большинства видов деятельности
  • Неспособность воспринимать нормальные социальные сигналы
  • Внешность холодная или безразличная к другим
  • Небольшой интерес или отсутствие интереса к сексу с другим человеком
Шизотипическое расстройство личности
  • Своеобразная одежда, мышление, убеждения, речь или поведение
  • Странные перцептивные переживания, такие как голос, шепчущий ваше имя
  • Плоские эмоции или неадекватные эмоциональные реакции
  • Социальная тревожность и отсутствие близких отношений или дискомфорт от них
  • Безразличная, неуместная или подозрительная реакция на других
  • «Волшебное мышление» — вера в то, что вы можете влиять на людей и события своими мыслями
  • Вера в то, что некоторые случайные инциденты или события имеют скрытые сообщения, предназначенные только для вас
Расстройства личности группы B

Расстройства личности группы B характеризуются драматичным, чрезмерно эмоциональным или непредсказуемым мышлением или поведением. К ним относятся антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, истерическое расстройство личности и нарциссическое расстройство личности.

Антисоциальное расстройство личности
  • Пренебрежение потребностями и чувствами других
  • Постоянная ложь, воровство, использование псевдонимов, обман других
  • Повторяющиеся проблемы с законом
  • Повторное нарушение прав других
  • Агрессивное, часто насильственное поведение
  • Пренебрежение собственной безопасностью или безопасностью других
  • Импульсивное поведение
  • Постоянно безответственный
  • Отсутствие раскаяния за поведение
Пограничное расстройство личности
  • Импульсивное и рискованное поведение, такое как небезопасный секс, азартные игры или переедание
  • Нестабильный или хрупкий образ самого себя
  • Нестабильные и напряженные отношения
  • Приподнятое и подавленное настроение, часто как реакция на межличностный стресс
  • Суицидальное поведение или угроза членовредительства
  • Сильный страх одиночества или покинутости
  • Продолжающееся чувство пустоты
  • Частые, интенсивные проявления гнева
  • Паранойя, связанная со стрессом, которая приходит и уходит
Истерическое расстройство личности
  • Постоянный поиск внимания
  • Чрезмерно эмоциональный, драматичный или сексуально вызывающий, чтобы привлечь внимание
  • Драматически высказывается с твердым мнением, но мало фактов или подробностей, подтверждающих это
  • Легко поддается влиянию других
  • Поверхностные, быстро меняющиеся эмоции
  • Чрезмерная забота о внешнем виде
  • Думает, что отношения с другими ближе, чем они есть на самом деле
Нарциссическое расстройство личности
  • Вера в то, что вы особенный и важнее других
  • Фантазии о власти, успехе и привлекательности
  • Неспособность распознавать потребности и чувства других
  • Преувеличение достижений или талантов
  • Ожидание постоянной похвалы и восхищения
  • Высокомерие
  • Необоснованное ожидание милостей и преимуществ, частое использование других
  • Зависть к другим или вера в то, что другие завидуют вам
Расстройства личности группы C

Расстройства личности группы C характеризуются тревожным, боязливым мышлением или поведением. К ним относятся избегающее расстройство личности, зависимое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Избегающее расстройство личности
  • Слишком чувствителен к критике или отказу
  • Чувство неполноценности, неполноценности или непривлекательности
  • Избегание работы, требующей межличностного контакта
  • Социально заторможенный, робкий и изолированный, избегающий новых занятий или встреч с незнакомцами
  • Крайняя застенчивость в социальных ситуациях и личных отношениях
  • Страх неодобрения, смущения или насмешек
Зависимое расстройство личности
  • Чрезмерная зависимость от других и потребность в заботе
  • Покорное или цепляющееся поведение по отношению к другим
  • Страх перед необходимостью заботиться о себе или постоять за себя, если оставить его в покое
  • Отсутствие уверенности в себе, требующее чрезмерных советов и заверений от других для принятия даже небольших решений
  • Трудности с запуском или выполнением проектов самостоятельно из-за отсутствия уверенности в себе
  • Трудно не соглашаться с другими, опасаясь неодобрения
  • Терпимость к плохому или оскорбительному обращению, даже когда доступны другие варианты
  • Срочно нужно начать новые отношения, когда близкие закончились
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
  • Озабоченность деталями, порядком и правилами
  • Крайний перфекционизм, приводящий к дисфункции и дистрессу, когда совершенство не достигнуто, например, чувство неспособности закончить проект из-за того, что вы не соответствуете своим собственным строгим стандартам
  • Желание контролировать людей, задачи и ситуации и неспособность делегировать задачи
  • Пренебрежение друзьями и приятными занятиями из-за чрезмерной приверженности работе или проекту
  • Невозможность выбросить сломанные или бесполезные предметы
  • Жесткий и упрямый
  • Непреклонен в отношении морали, этики или ценностей
  • Жесткий, скупой контроль за составлением бюджета и расходованием денег

Обсессивно-компульсивное расстройство личности — это не то же самое, что обсессивно-компульсивное расстройство, тип тревожного расстройства.

Когда обращаться к врачу

Если у вас есть какие-либо признаки или симптомы расстройства личности, обратитесь к своему врачу или другому специалисту первичной медико-санитарной помощи или специалисту в области психического здоровья. Без лечения расстройства личности могут вызвать серьезные проблемы в вашей жизни, которые без лечения могут ухудшиться.

Записаться на прием

Из клиники Майо на ваш почтовый ящик

Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19.плюс опыт управления здоровьем. Нажмите здесь для предварительного просмотра по электронной почте.

Чтобы предоставить вам наиболее актуальную и полезную информацию, а также понять, какие информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.

Причины

Личность — это сочетание мыслей, эмоций и поведения, которое делает вас уникальным. Это то, как вы смотрите, понимаете и относитесь к внешнему миру, а также как вы видите себя. Личность формируется в детстве посредством взаимодействия:

  • Ваших генов. Определенные черты характера могут быть переданы вам вашими родителями через унаследованные гены. Эти черты иногда называют вашим темпераментом.
  • Ваше окружение. Это касается окружения, в котором вы выросли, произошедших событий и отношений с членами семьи и другими людьми.

Считается, что расстройства личности вызываются комбинацией этих генетических и экологических факторов. Ваши гены могут сделать вас уязвимыми к развитию расстройства личности, а жизненная ситуация может спровоцировать фактическое развитие.

Факторы риска

Хотя точная причина расстройств личности неизвестна, некоторые факторы, по-видимому, повышают риск развития или запуска расстройств личности, в том числе:

  • Семейный анамнез расстройств личности или других психических заболеваний
  • Жестокая, нестабильная или хаотичная семейная жизнь в детстве
  • Диагноз детского расстройства поведения
  • Различия в химии и структуре мозга

Осложнения

Расстройства личности могут значительно нарушить жизнь как пострадавшего, так и тех, кто о нем заботится.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts