С. Л. Рубинштейн. Волевой процесс: Psychology OnLine.Net
С. Л. Рубинштейн. Волевой процессДобавлено Psychology OnLine.Net
15.05.2005 (Правка )
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.
В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.
Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение.
Основным содержанием первой фазы в развитии волевого действия являются возникновение побуждения и осознание цели. Она взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном протекании волевого действия различные фаз’ы могут в зависимости от конкретных условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая.
Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психо логию рефлектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно эту «борьбу мотивов» и следующее за ней более или менее мучительное решение.
Внутренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения — все, а исполнение этого решения — ничто.В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чистую импульсивность. Абсолютизации рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность — импульсивная действенность, вовсе лишенная сознательного контроля.
В действительности всякое подлинно волевое действие является избирательным
Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы волевого действия — осознания цели и ее осуществления — не исключает, однако, ни существования других фаз, ни того, что в конкретных, многообразных и изменчивых условиях реальной действительности в том или ином частном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта. Все они подлежат поэтому анализу. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание — это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание — это целенаправленное стремление.
Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание.
Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.
Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение — это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.
Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление — то внутренне противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.
Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка.
Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия является обсуждение и борьба мотивов.
Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, т. е. результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключена борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов.
Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве раздвоения, сознательное, мыслящее существо, перед которым возникает желание совершить некоторое действие, обычно’ склонно подвергнуть его предварительному анализу.
Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное само по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным последствиям.
Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт — это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них — задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях — это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.
Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели — иногда совсем не совпадающей с первоначальной — совершается в результате решения.
Общая психология Традиционно в психологии собственно волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей. Исследователь В. Иванников приводит такие характеристики волевого действия:
Основные признаки волевых действий проявляются в следующем:
Общие характеристики волевых действий являются следующие:
Недостаточность побуждение к действию может возникать при конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом. Побудительная (мотивационная) функция воли обеспечивает реализационную мотивацию действия, что является необходимым аспектом волевого акта за недостаточности (дефицита) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного исполнения. Итак, все ситуации, которые по необходимости связанные с волевыми действиями (существование внутренних или внешних препятствий, конкурирующих целей, отсутствие актуальной потребности), объединяет дефицит реализационной мотивации действия, которое необходимо, по мнению самого человека, выполнить. Волевые действия человека также порождает предполагаемое изменение смысла действия. Например, желание идти в бой, рисковать своей жизнью возникает тогда, когда бой вступает смысла защиты Родины, своей земли, родных и т.п. В волевых действиях новый филиал мотив (предмет нового побуждение) может действовать только своей сенсотворчою функцией, а не побудительной. Иначе новый мотив может разрушить определенное действие, побуждая человека действовать по новым мотивом. Итак, через специально организованный влияние на человека можно изменить смысл их действия. Такое действие достигается благодаря новому значимому мотива или с помощью оценок и мнений других людей. Вспомогательный смысл действия создается через постановку более конкретной цели при включении предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанию, когда результаты действия становятся средством для реализации иного действия, то есть когда одна действие начинает становиться частью другой, более широкой. Волю рассматривают как психическую реальность, которая имеет сознательно-регулятивную природу. Другими словами, воля — это единый, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевая регуляция поведения как регуляция побуждение к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек намеренно и осознанно создает вспомогательные побуждения (торможение) к действию через изменение смысла действия. Волевую регуляцию при самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в освоении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей психической функции — свободы. Волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевого действия связывают с особым эмоциональным состоянием, который определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанный с внешними или внутренними трудностями. Избавиться от него можно только отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия. Конкретная волевое действие может реализоваться в простых і более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:
Другие научные подходы указывают на четыре фазы, а именно:
Первые три этапа можно объединить единым названием «подготовительная звено», тогда 4-й этап будет иметь название «исполнительной звена». Для простой волевого действия характерным является то, что никакой борьбы мотивов здесь не происходит. Сложную волевую действие характеризует опосредованный сознательный процесс: действия предшествует учета ее последствий, осознание ее мотивов, принятия решения, возникновения намерений ее осуществления, планирование. В сложной волевому воздействию можно выделить четыре основные фазы:
Исследователи также доказывают, что сложная ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ охватывает большее количество этапов, которые реализуются в такой последовательности;
Процесс течения волевого действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большего или меньшего веса, иногда сконцентровуючи на себе весь волевой акт, а иногда совсем нівелюючись. На самом деле любое волевое действие является выборочным актом, который включает сознательный выбор и принятие решения. Первая фаза волевого действия начинается с возникновения побуждение, стремление. В зависимости от степени осознанности, стремление дифференцируют на поезда, желание, хотение.
Вторая фаза волевого действия связана с борьбой мотивов. Обдумывания выбранной цели и средств ее достижения предусматривает взвешивания различных доводов за и против, требует оценки противоречивых желаний, анализа обстоятельств и т.д. Выбора выбранной цели свойственна борьба мотивов. Эта борьба предполагает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, интересов, ценностей, которые сталкиваются, конфликтуя между собой. Волевое обсуждения и борьба мотивов заканчиваются принятием решения. Третья фаза волевого действия связана с принятием решения, то есть окончательной постановкой сознательной цели. Учет, осознание цели и ее выбор — разные ступени в волевом акте. Выбор цели требует не только оценки, но и приложения волевых усилий. С одной стороны, цель является идеальным образом результатов волевых действий, с другой — исходным пунктом движущей силы поведения. Завершение волевого действия возможно благодаря реальным действиям, перехода к исполнению. Четвертая фаза волевого поведения — это выполнение принятых решений и намерений. Когда «борьбу мотивов» завершен и решение принято, начинается настоящая борьба — борьба за выполнение решения. Это требует выполнения изменения действительности, человек сталкивается с реальными трудностями. В преодолении реальных препятствий существенного значения приобретает способность к волевому усилию. Лишь в волевой поведении или поступка определяется ВОЛЯ человека. Борьба мотивов является более сложным актом волеизъявления. Мотив является внутренней движущей силой поведения человека. Он состоит из представления и чувства, которое насыщает его эмоциональным содержанием. Одному представлению противостоит другой (или другие), поскольку соответствующие им чувства не всегда совместимы между собой. Душа человека превращается в арену для борьбы мотивов, которые могут согласовываться в принятии решения, а могут парализовать друг друга и вызывать состояние нерешительности. В такой внутренней борьбе происходит большая часть сознательной духовной жизни человека. Волевой акт в собственном смысле предстает как решение, которое прекращает качания человека под воздействием сил отдельных мотивов. Основным свойством личности, связанной с выполнением волевого акта, является решимость. Решительный человек легче других выбирает путь действия, не попадая в ловушку несогласованности мотивов. Если сделать попытку разложить волевой процесс на составляющие и этапы его развертывания, то получим следующую картину. Во-первых, личность с ее конкретным душевным укладом, самочувствием, самооценкой и более-менее четким осознанием своих интересов формирует определенные представления. Во-вторых, эти представления имеют на таком ее душевном фоне конкретный эмоциональный тон. В-третьих, из совокупности представлений (или идей) и связанного с ними чувства рождаются мотивы, которые вступают, в зависимости от степени их противоречия, в более или менее интенсивную борьбу между собой. По-четвертых, личность осуществляет выбор между ними и окончательно формирует решение. По-пятое, она реализует принято решение, преодолевая препятствия и трудности. С.Л. Рубинштейн выделяет в волевом процессе четыре основные стадии (фазы), которые в сложном волевом акте предстают в развернутом виде, а в простом — в свернутом:
Согласно определенной деятельности человека, волевой процесс можно описать термином «волевое действие», под которой понимают тот самый волевой процесс, но в деятельностном контексте. Волевой целенаправленная сознательное действие. Собственно через нее человек подчиняет собственные импульсы сознательному контролю. Все признаки и качества воли оказываются в волевых действиях. Волевые действия тогда делятся на простые и сложные, непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия осуществляются вследствие возникновения неосознаваемых (или недостаточно осознаваемых) поездов; они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. К непроизвольных действий можно отнести и так называемую «полевую поведение», когда человек действует полностью под влиянием внешних обстоятельств. Произвольные действия предусматривают осознание цели, предварительное представление тех операций, с помощью которых ее можно достичь, их последовательность. Но произвольные действия совсем не обязательно предусматривают волевое усилие, поскольку достижение цели не всегда требует преодоления трудностей. Только в том случае, когда произвольные действия связанные с преодолением трудностей и требуют волевого усилия, мы можем их назвать действительно волевыми действиями. Трудности и препятствия на пути достижения цели бывают двух видов: внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимают трудности самого дела, ее сложность, экстремальные условия деятельности, сопротивление других людей. Внешние препятствия ограничивают свободу действия человека, но почти не влияют на свободу выбора и свободу желание. Внутренние препятствия создают разнообразные поезда самого субъекта, которые мешают выполнить намеченное, когда, чтобы заставить себя работать, человек должен преодолевать лень, усталость, желание заниматься чем то другим, более интересным. Преодоление препятствий требует от человека осуществления волевого усилия. Волевое усилие — это особое состояние психического напряжения, который мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Назад |
Что такое Закон Кармы?
Карма, действие тела, речи и ума, влияет на каждый аспект нашей жизни. Действия невообразимым образом воздействуют как на тех, кто их совершает, так и на окружающих, а семена кармы формируют нашу жизнь и наши миры, хотя разные буддийские традиции придают разное значение тому, является ли действие волевым или нет. В любом случае благодаря внимательности мы осознаем природу этих действий и фактически можем изменить нашу карму, концепцию причины и следствия.
Закон кармы — один из самых важных законов, управляющих нашей жизнью. Когда мы это понимаем и живем в соответствии с нашим пониманием, когда мы действуем в соответствии с тем, что знаем, тогда мы испытываем чувство целостности и покоя. Если мы живем вне гармонии, игнорируя природу вещей, мы испытываем диссонанс, боль и замешательство. Закон кармы — один из фундаментальных законов природы, посредством которого мы создаем эти совершенно разные реальности. Это как если бы мы все были художниками, но вместо холста и красок, или мрамора, или музыки, в качестве нашей среды, сами наши тела, умы и жизненный опыт были материалами для нашего творческого самовыражения. Великое чувство удовлетворения в практике дхармы приходит от знания этого и от активного создания и формирования нашей жизни.
Карма — это санскритское слово ( камма на пали), означающее «действие». Закон кармы относится к закону причины и следствия: каждое волевое действие приводит к определенному результату. Если мы действуем, руководствуясь жадностью, ненавистью или заблуждением, мы сеем семена страдания; когда наши действия мотивированы щедростью, любовью или мудростью, тогда мы создаем кармические условия для изобилия и счастья. Это иллюстрирует аналогия из физического мира: если мы посадим семя яблока, то дерево, которое вырастет, принесет яблоки, а не манго. И как только семя яблока посажено, никакие манипуляции, мольбы или жалобы не заставят дерево вырастить манго. Единственное значимое действие, которое произведет манго, — это посадить семя манго. Карма — это именно такой закон природы, закон причины и следствия на психофизическом плане.
Будда использовал термин карма , конкретно относящийся к волеизъявлению, намерению или мотиву действия. Он сказал, что карма — это воля, потому что мотивация действия определяет кармический плод. Каждому намерению в уме присуща энергия, достаточно мощная, чтобы вызвать последующие результаты. Когда мы понимаем, что карма основана на волеизъявлении, мы можем увидеть огромную ответственность, которую мы несем, чтобы осознать намерения, которые предшествуют нашим действиям. Если мы не осознаем мотивов в нашем уме, то при возникновении неумелых желаний мы можем неосознанно воздействовать на них и таким образом создавать условия для будущих страданий.
Связано: Багаж Будды
Закон кармы можно понимать на двух уровнях, что указывает на широкий спектр его применения в нашей жизни. На одном уровне карма относится к переживанию причины и следствия в течение определенного периода времени. Мы совершаем действие и через какое-то время начинаем ощущать его результаты. Мы сажаем косточку манго, и много лет спустя пробуем плод. Другой уровень понимания кармы связан с качеством ума в момент действия. Когда мы испытываем состояние любви в уме, вместе с ним естественным образом приходит чувство открытости и любви, которое является его непосредственным плодом; точно так же, когда есть моменты жадности или ненависти, в дополнение к каким бы то ни было будущим результатам, мы также испытываем болезненные энергии, возникающие вместе с этими состояниями. Наше непосредственное осознание того, как кармический закон работает в каждый момент времени, может стать сильной мотивацией для развития умелых состояний ума, которые создают для нас счастье в данный момент, а также приносят плоды благополучия в будущем.
Другое измерение закона кармы помогает понять, как развиваются отдельные личности. Хотя верно то, что не существует устойчивой сущности, неизменного «я», которое можно было бы назвать «я», также совершенно очевидно, что каждый из нас представляет собой уникально изменяющуюся и узнаваемую структуру элементов. Это происходит потому, что каждый из нас по-своему, как сознательно, так и бессознательно, культивировал различные состояния ума. Если мы развиваем любящую доброту, мы ощущаем ее вкус в данный момент и в то же время укрепляем ее как силу в уме, облегчая ее повторное возникновение. Когда мы гневаемся, мы переживаем страдание этого гнева как настоящую карму, а также укрепляем этот конкретный образец ума. Точно так же, как мы по-разному обуславливаем свое тело упражнениями или их отсутствием, мы также обусловливаем и свой ум. Каждое состояние ума, мысль или эмоция, которые мы постоянно переживаем, становятся сильнее и привычнее. То, чем мы являемся как личности, — это совокупность всех развившихся склонностей ума, особых энергетических конфигураций, которые мы культивировали.
Мы склонны не обращать внимания на этот обусловливающий фактор нашего опыта, вместо этого думая, что, как только опыт прошел, он уходит без остатка или результата. Это все равно, что бросить камень в воду, не создав при этом ряби. Каждый ум констатирует, что мы переживаем дальнейшие состояния и усиливает его. Когда мы видим, как это происходит в нашем уме, мы начинаем интуитивно ощущать то, о чем Будда часто говорил в своих учениях, а именно об обусловленности шести миров существования. Эти шесть миров являются проявлениями сильно развитых паттернов ума. Они относятся к различным реальностям, которые мы испытываем от момента к моменту, а также к реальным планам существования, в которых существа перерождаются в соответствии со своей кармой.
Отношение западной культурной обусловленности к перерождению и различным сферам существования часто бывает скептическим или недоверчивым; в нашем подходе к этим вопросам присутствует здоровое напряжение: «Покажи мне, я из Миссури». Однако может оказаться полезным осознать, что наряду со всем тем, что мы можем проверить непосредственно в нашей практике, эти концепции кармы и перерождения в значительной степени являются частью того, чему учил Будда, и что посредством медитативного достижения возможно получить опыт для себе истину этих учений. Однако для тех из нас, кто обладает чем-то меньшим, чем совершенная концентрация или великая психическая сила, отношение, которое помогает держать нас открытыми для возможностей, выходящих за пределы нашего нынешнего уровня понимания, выражается во фразе поэта Кольриджа: «добровольная приостановка неверия. ” С таким настроем ума мы не попадаем в ловушку ни слепой веры, ни слепого неверия. Таким образом мы признаем то, чего еще не знаем сами, и остаемся восприимчивыми к новым уровням понимания.
Согласно учению Будды существует шесть сфер или планов существования: четыре низших сферы страданий, человеческая сфера и высшие планы различных небесных миров. Низшие миры обусловлены сильным гневом, ненавистью, жадностью и заблуждением, и когда мы культивируем эти состояния, развивая их как образец реагирования на ситуации, они становятся мощной силой в уме. Тогда мы не только переживаем настоящую карму болезненных ощущений в данный момент, но также создаем условия для возможного перерождения в царствах ужасных страданий.
Человеческое царство — первый из счастливых планов существования. Говорят, что она наиболее способствует развитию мудрости и сострадания из-за особой смеси боли и удовольствия. В низших сферах интенсивность и степень страдания слишком велики для того, чтобы большинство существ могли развить полезные качества ума, в то время как на высших планах существования все настолько блаженно, что мало вдохновения для практики. Именно сочетание боли и удовольствия в человеческом мире обеспечивает наилучшие условия для глубокого понимания и реализации.
Мы рождаемся человеческими существами, обусловленными базовым отношением щедрости и непричинения вреда. Эти состояния ума создают мощную кармическую силу, которая приводит к рождению в этом мире, и действительно, эти качества ума отражают истинную человечность. Когда щедрость и нравственность практикуются и развиваются еще дальше, они обусловливают перерождение в царстве дэв, небесных планах существования. В этих дэва-мирах все приятно, у существ есть утонченные тела света, и со всех сторон есть восхитительные объекты чувств.
Высшие планы обусловленного существования — это миры Брахмы. Они характеризуются великим блаженством, которое находится за пределами чувственных удовольствий и является результатом развития глубокой концентрации ума, известной как погружение.
Все эти шесть миров созданы кармически. Нет никого, кто судит, осуждает или возвышает нас до различных сфер, точно так же, как нет никого, кто решает, какие состояния ума мы должны испытывать в каждый момент. Великое вдохновение учения Будды состоит в том, что каждый из нас должен взять на себя высшую ответственность за качество своей жизни. При определенных волевых действиях последуют определенные результаты. Когда мы понимаем, что наша жизнь есть проявление кармического закона, что мы являемся наследниками своих собственных поступков, тогда в нас растет все более глубокое чувство ответственности за то, как мы живем, за выбор, который мы делаем, и за действия, которые мы предпринимаем.
Иногда люди задаются вопросом, не приведет ли размышление о законе кармы к чувству вины за прошлые неблаготворные действия. Вина – это проявление осуждения или отвращения к себе, которое не понимает изменяющегося преобразующего качества ума. Это укрепляет чувство собственного достоинства, будучи непрощающим. Понимание закона кармы заставляет нас мудро размышлять об искусности или неумелости наших действий. За бесконечное время наших рождений во всех сферах существования мы совершили так много разных действий, благотворных и неблаготворных. С точки зрения кармического закона вина — неуместное чувство и довольно бесполезное бремя. Это просто создает более нездоровые результаты. Приход к пониманию кармы является основой для очень прямого развития мудрости, чтобы знать, приведут ли наши действия к счастью и свободе или к дальнейшему страданию. Когда мы это понимаем, это позволяет нам брать на себя ответственность за прошлые действия с сочувствием, понимая, что конкретный поступок мог быть нездоровым или вредным, и твердо решив не повторять его. Вина — это проявление осуждения, мудрость — выражение чувствительности и прощения. . . .
Говорят, что накануне своего просветления Будда силой своего ума пересмотрел рождения и смерти бесчисленных существ, блуждающих по циклу существования в соответствии с их кармой. Его великое сострадание пробудилось, когда он увидел всех этих существ, желающих счастья, стремящихся к счастью, но совершающих те самые действия, которые приведут к страданию. Когда мы не понимаем проявления кармического закона, когда мы заблуждаемся в отношении природы вещей, тогда мы постоянно создаем условия для еще больших страданий для себя и других, даже когда мы желаем и надеемся на покой. Даже сегодня есть те, кто развил в себе силу ума, чтобы видеть, как разворачивается карма в прошлых и будущих жизнях. Но необязательно уметь видеть свои прошлые жизни, чтобы понять принципы кармического закона. Если мы обращаем внимание и внимательно наблюдаем за собственной жизнью, становится очень ясно, как наши действия обусловливают определенные результаты.
Связано: Что такое правый взгляд?
Будда часто говорил о правильном и неправильном взгляде на последствия своих действий. Правильный взгляд — это понимание того, что наши действия действительно приносят результаты, как в настоящем, так и в будущем, а неправильный взгляд отрицает эту причинно-следственную связь. Наша культура, как правило, направлена на погоню за немедленным удовлетворением желаний, и это укрепляет представление о том, что то, что мы делаем, не будет иметь последствий, что от наших действий не будет никакого кармического результата, который вернется к нам. Но когда мы делаем шаг назад и смотрим шире, мы начинаем понимать, что мы наследники наших собственных мотивов и поступков и что наша жизнь не разворачивается случайно или бессистемно. Важно увидеть, каковы наши мотивы и желания, и понять результаты, которые они обуславливают.
Внимательность играет решающую роль в понимании развития кармы. Два аспекта осознанности, которые особенно важны для этого, — это ясное понимание и соответствие цели. Ясное понимание означает внимание к тому, что мы делаем, полное осознание того, что на самом деле происходит. Когда мы встаем, мы знаем, что стоим; когда мы идем, мы знаем, что идем. Ясное понимание того, что мы делаем в данный момент, позволяет нам рассмотреть целесообразность цели. Это означает знать, являются ли действия умелыми или неумелыми, принесут ли они желаемые результаты.
Когда осознанность слаба, у нас мало чувства ясного понимания или пригодности цели. Мы можем не только не осознавать своих намерений, мы часто даже не обращаем внимания на само действие, поэтому привычные модели поведения могут побуждать нас к действиям, которые приносят болезненные результаты. Глубокое понимание того, что действия обуславливают результаты, создает непреодолимый интерес к тому, что мы делаем. Мы начинаем уделять довольно пристальное внимание; мы начинаем просыпаться. Мало того, что каждое действие, каким бы незначительным оно ни казалось, обусловливает будущий результат, оно также переделывает ум. Если в уме возникает момент гнева, и мы теряемся в нем, то на самом деле мы взращиваем гнев. Если мы теряемся в жадности, мы взращиваем жадность. Это похоже на ведро, которое капля за каплей наполняется водой. Мы думаем, что каждая капля настолько мала, настолько незначительна, что вообще не имеет значения. Но капля за каплей ведро наполняется. Точно так же ум обусловлен каждым переживанием в каждое мгновение, и мгновение за мгновением ум наполняется. Мы должны с огромным уважением относиться к обусловливающей силе ума не только с точки зрения нашего настоящего опыта, но и с точки зрения нашего будущего направления. . . .
Во время визита в Соединенные Штаты Его Святейшество Далай-лама выступил с лекцией о пустоте «я» и кармическом законе причины и следствия. В ходе беседы он сказал, что, имея выбор между пониманием кармы и пониманием пустоты, нужно попытаться понять карму. Для многих это было удивительно, потому что в основе мудрости буддизма лежит понимание пустой, бескорыстной, невещественной природы явлений. Его акцент, тем не менее, чрезвычайно важен для нас, потому что без понимания кармы, последствий наших действий аспект пустоты явлений может быть использован в качестве обоснования для того, чтобы не брать на себя ответственность в нашей жизни. Думать, что ничего не имеет значения, что мы можем делать что угодно, потому что все равно все это пусто, есть серьезное непонимание учения и слабое оправдание неумелого поведения. Если мы будем чувствительны к закону кармы и возьмем на себя ответственность за свои действия и их результаты, то это поможет нам прийти к подлинному пониманию пустоты.
Сострадание, как и понимание, возникает из понимания кармы. Когда мы понимаем, что несправедливые, вредные или вызывающие ненависть действия отражаются страданием как в человеке, их совершающем, так и в получателе, мы можем реагировать на оба с состраданием, а не с гневом или негодованием. Это никоим образом не означает, что наша реакция слаба или нерешительна. На самом деле, видя, как люди действуют по неведению таким образом, что причиняют себе или другим сильную боль, можно вызвать очень сильную и непосредственную реакцию на это невежество, но это реакция сострадания.
Объясняя работу кармы, Будда говорил о силе различных действий. Он часто говорил о великой силе щедрости, объясняя, что акт щедрости очищается и усиливается тремя способами. Оно очищается дающим, получающим и тем, что дается. Чистота ума того, кто дает и того, кто получает, и чистота самого дара (то есть средств, которыми дар попал во владение) усиливают кармическую силу каждого акта щедрости.
И во много раз более мощным, чем подарок даже Будде и всему ордену просветленных учеников, является один момент, когда ум полностью сосредоточен на распространении мыслей любящей доброты ко всем существам. Когда мы искренне открываем свое сердце, глубокое чувство нашей связи со всеми существами становится чрезвычайно действенной силой, которая затем может мотивировать широкий спектр искусных действий.
Далее Будда сказал, что еще более могущественным, чем момент любящей доброты, является момент глубокого видения непостоянной природы явлений. Этот момент прозрения настолько глубок, потому что он устраняет привязанность в уме и открывает возможность истинной непривязанности. Когда мы глубоко видим непостоянную, эфемерную природу ума и тела, то, как они находятся в постоянном движении, мы развиваем непривязанность и невозмутимость по отношению к похожим на сон элементам нашего опыта. Иногда в практике медитации, когда мы имеем дело с болью, беспокойством, скукой и другими возникающими трудностями, мы можем упустить из виду более широкий контекст, о котором идет речь. Полезно помнить, что кармическая энергия, порожденная постоянным наблюдением и осознанием изменяющейся природы вещей, представляет собой чрезвычайно мощную кармическую силу, которая ведет ко многим видам счастья и к свободе.
Понимание закона кармы известно как свет мира, потому что благодаря этому пониманию мы можем взять на себя ответственность за свою судьбу и получить более верное руководство для достижения большего удовлетворения в нашей жизни.
[ Эта история была впервые опубликована в 2008 году ]
♦
Узнайте больше о карме в буддизме для начинающих, нашем бесплатном образовательном ресурсе, или в этой разбивке общих вопросов о карме от Thanissaro Бхиккху, или подумайте что означает карма в век информации, поскольку два ученых в области искусственного интеллекта обсуждают карму и ИИ.
Quarles Law Firm, Attorneys, Lawyers
Страхование ответственности покрывает ущерб, причиненный застрахованным в результате «несчастного случая». В последние годы Висконсин приравнял «несчастный случай» к отсутствию «воли». В частности, действие, свидетельствующее о «степени воли, несовместимой с термином несчастный случай», не вызывает охватываемого «происшествия». [1] Этот анализ является спорным, поскольку он потенциально устраняет покрытие ответственности за поведение, которое является «умышленным», даже если причинение вреда или вреда от этого поведения не предполагается. Многие, если не большинство актов небрежности, связаны с некоторой степенью «воли», и нетрудно вызвать в воображении аномальные результаты, вытекающие из анализа, который отрицает покрытие ответственности из-за «вольного» характера некоторых актов небрежности, например, когда Бригада аварийно-спасательных служб по неосторожности сносит не то здание. Новое решение Верховного суда штата Висконсин в Schinner v. Gundrum , 2013 WI 71, не сделает ничего, чтобы подавить этот спор, поскольку он применяет анализ волевых действий, чтобы исключить кажущееся небрежным поведение из покрытия политик ответственности на основе происшествий. Однако как большинство, так и несогласные предполагают, что этот результат был в значительной степени обусловлен незаконным поведением застрахованного при предоставлении алкоголя несовершеннолетним, а также лежащими в основе опасениями государственной политики в отношении употребления алкоголя несовершеннолетними, и на этом основании дело можно отличить.
Застрахованный Гандрам устроил пьянку для несовершеннолетних в семейном бизнесе. Один из несовершеннолетних пьяниц напал на другого участника вечеринки, Шиннера, в результате чего тот был парализован. Шиннер подал в суд на Гандрама и страховую компанию домовладельца Гандрама за небрежное создание условий, приведших к нападению. Как и большинство полисов ответственности, полис домовладельца Gundrum предусматривал покрытие «происшествий», которое определялось как «несчастный случай, включая постоянное или неоднократное воздействие практически одних и тех же общих вредных условий». Суд первой инстанции вынес решение страховщику в порядке упрощенного производства по вопросу о страховом покрытии, а Апелляционный суд отменил его.
Верховный суд штата Висконсин рассмотрел два основных вопроса: (1) применяется ли анализ волевых действий с точки зрения застрахованного или потерпевшего; и (2) утверждала ли жалоба Шиннера покрываемое происшествие. [2]
Верховный суд единодушен по первому вопросу: Суды должны применять анализ волевых действий с точки зрения страхователя. Если телесные повреждения или материальный ущерб являются случайными с точки зрения застрахованного лица, то в соответствии со стандартными полисами ответственности покрывается «происшествие».
Суд разделился 4-3 по второму вопросу, при этом большинство пришло к выводу, что травмы Шиннера не были случайными с точки зрения застрахованного Гандрама. Большинство определило несколько преднамеренных действий Гандрама (например, организацию пьянки несовершеннолетними, приглашение кого-то с известной историей воинственного поведения в состоянии алкогольного опьянения и неспособность вмешаться по мере обострения спора Шиннера), и обнаружили, что травмы Шиннера были как предсказуемым результатом и непосредственно вызвано преднамеренными действиями Гандрама. Большинство также отметило общественную политику, поддерживающую его решение: «Обнаружение события и освещение в этих обстоятельствах позволило бы ведущему избежать ответственности за его преднамеренные и незаконные действия. могут возникнуть последствия, страховые компании будут там, чтобы оплатить счет». Решительное несогласие заставило большинство усомниться в этом вопросе, обвинив большинство в изменении юридического анализа в соответствии с результатами государственной политики. Несогласие определило другую «политику», которая должна быть центральной для результата, — страховой полис. В частности, несогласные утверждали, что большинство неправильно (1) относилось к пьянке несовершеннолетних, а не к нападению, как к «происшествию»; (2) ввел в анализ волевых действий новый объективный критерий и принципы неосторожности; и (3) «подрывают [d] устоявшуюся предпосылку о том, что преднамеренные действия представляют собой« происшествие », если ущерб является неожиданным или непреднамеренным».
Хотя этот случай представляет собой уникальный набор фактов, которые могут позволить страхователям отличить его в будущем, он, тем не менее, расширяет или, по крайней мере, увековечивает анализ «волевых действий» Висконсина, и страховщики, вероятно, будут полагаться на него, пытаясь отказать в покрытии для требования, которые держатели полисов рассчитывают охватить своими полисами.
Для получения дополнительной информации по этому делу, пожалуйста, свяжитесь с Брэндоном Гутчоу по телефону (414) 277-5745 / [email protected] или с вашим адвокатом Quarles & Brady.
[1] Everson v Lorenz , 2005 WI 51, ¶ 19, 280 Wis. 2d 1, 695 NW2d 298.
[2] 90 082 Суд рассмотрел третий вопрос, «не «застрахованное место», но это исключение редко имеет значение для коммерческих страхователей. Суд решил 5–2, что травмы Шиннера «возникли» из незастрахованного места, где проходила вечеринка, хотя травмы не были связаны с состоянием незастрахованного места.