УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ • Большая российская энциклопедия
УСЛО́ВНЫЕ РЕФЛЕ́КСЫ, индивидуальные приспособительные реакции животных, обладающих ЦНС, и человека; формируются у каждой отдельной особи на основе её жизненного опыта. Термин предложен в 1903 И. П. Павловым. У. р. возникают в состоянии бодрствования только в определённых условиях (отсюда назв.) на основе образования вре́менной связи между условным (сигнальным) раздражителем (любые изменения внешней и внутр. среды, воспринимаемые организмом) и безусловным рефлексом. Совпадая по времени с осуществлением приспособит. деятельности, раздражитель становится условным сигналом, подготавливающим организм к этой деятельности, при этом он должен предшествовать по времени безусловному раздражителю. При образовании У. р. происходит схождение возбуждений от рецепторов при воздействии условного и безусловного раздражителей на одних и тех же нейронах и синхронизация активности пространственно удалённых участков головного мозга. Возникает вре́менная связь между двумя очагами возбуждения в ЦНС; большее число повторений воздействия условного раздражителя и его подкрепления безусловным упрочняет эту связь. Впоследствии действие условного раздражителя будет приводить к возникновению второго очага возбуждения и вызывать ответную реакцию организма на безусловный раздражитель. Образование и закрепление У. р. сопровождается возникновением новой рефлекторной дуги.
При положительных (подкрепляемых) У. р. условный сигнал вызывает возбуждение и определённую деятельность организма (напр., пищевую), при отрицательных (неподкрепляемых) угнетает её вследствие развития внутр. торможения. Натуральные У. р. вырабатываются на естеств. свойства безусловного подкрепления (напр., вид, запах пищи), искусственные – на раздражители, первоначально не связанные с подкреплением (звук, свет и др. ). По особенностям ответных реакций У. р. делят на вегетативные и соматодвигательные, по лежащему в основе безусловному рефлексу – на пищевые, защитные (оборонительные) и др. В зависимости от структуры условных раздражителей и от соотношений во времени действия условного и безусловного компонентов, а также от особенностей подкрепления, от времени ответной реакции на сигнал различают У. р. 1-го порядка (образующиеся на базе безусловных рефлексов), высшего (2-го и более) порядка, которые возникают на основе ранее выработанных временных связей. У собаки можно выработать У. р. до 5-го, 6-го порядка, у обезьяны – до 10–12-го порядка, у человека в основе его абстрактного мышления лежит способность к образованию У. р. 20-го и более высокого порядка (напр., работа на разл. приборах, управление машинами и др. трудовые и двигательные акты, часто связанные с речью). Для подражательных У. р. подкреплением служат поведенческие реакции другого животного; для ассоциативных – сочетание двух индифферентных раздражителей, для инструментальных – активное содействие получению пищи или избегание вредных воздействий (напр., болевых). При данной форме У. р. ответ на сигнал не воспроизводит реакцию, на базе которой он был выработан. В процессе условно-рефлекторной деятельности постоянно совершается анализ внешних и внутр. раздражителей, состоящий в различении сигналов, дифференцировании воздействий на организм, и синтез раздражителей, проявляющийся в связывании, обобщении, объединении возбуждений, возникающих в разл. участках коры головного мозга вследствие взаимодействия, устанавливающегося между нейронами и их группами.
Биологич. значение У. р. состоит в расширении адаптивных возможностей организма и их быстрой динамич. смене, что придаёт поведению высокую степень пластичности. Условный сигнал, неправильно информирующий о событиях во внешней среде, утрачивает свойство пускового сигнала, реакция на него угасает. У. р., не подкрепляемые раздражителями, подвергаются активному торможению, иногда исчезают.
Условные рефлексы | это… Что такое Условные рефлексы?
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).[1] Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.
Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова. Они показали, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Это явление было открыто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова. Условные рефлексы лежат в основе
Содержание
|
Формирование условного рефлекса
Для этого необходимо:
- Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;
- Определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.
- Неоднократное сочетание раздражителей во времени, причем первым должен воздействовать индифферентный раздражитель, затем безусловный раздражитель. В дальнейшем действие 2-х раздражителей продолжается и заканчивается одновременно. Условный рефлекс возникнет в том случае, если индифферентный раздражитель станет условным раздражителем, т.е он сигнализирует о действии безусловного раздражителя.
- Постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса требует постоянства свойств условного сигнала.
Механизм формирования условных рефлексов
При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.
Виды условных рефлексов
Существует множество классификаций условных рефлексов:
- Если в основе классификации положить безусловные рефлексы, тогда различают пищевые, защитные, ориентировочные и т. д..
- Если в основе классификации лежат рецепторы, на которые действуют стимулы, различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы.
- В зависимости от структуры применяемого условного стимула различают простые и сложные (комплексные) условные рефлексы.
В реальных условиях функционирования организма в качестве условных сигналов выступают, как правило, не отдельные, одиночные раздражители, а их временные и пространственные комплексы. И тогда условным стимулом выступает комплекс сигналов окружающей среды. - Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс.
- Натуральные рефлексы формируются на раздражители, являющиеся естественными, сопутствующими свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются. Натуральные условные рефлексы по сравнению с искусственными отличаются большей легкостью образования и большей прочностью.
Примечания
- ↑ http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/cf/1006145.htm
Проект MUSE — Условный рефлекс: бессмысленная концепция
- Возможны варианты покупки/аренды:
- Купить выпуск за 25 долларов на JHUP
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС: БЕССМЫСЛЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОБЕРТ ЭФРОН, доктор медицины* Термины «условный рефлекс» и «условный рефлекс» получили такое широкое распространение с момента их введения Павловым, что ученый-бихевиорист, по-видимому, думает, что он «знает, что он имеет в виду». когда он использует эти слова для описания, идентификации или «объяснения» аспектов поведения животных или человека. Недавние яростные споры между МакКоннеллом [i], утверждающим, что черви могут быть «обусловлены», и Джеймсом и Халасом [2], утверждающими, что МакКоннелл не знает разницы между «истинным обусловливанием» и «псевдообусловливанием», должны немедленно навести на мысль, что эти аргументы не связаны с научными наблюдениями (фактами), но с различными значениями и последствиями, которые каждый автор придает понятию «условный рефлекс». Целью данной статьи является демонстрация (1) того, что различные дебаты об «обусловливании» не являются, как полагает Макконнелл, «семантической бессмыслицей», «напрашивающимися вопросами» или даже «проблемами маркировки», а представляют собой глубокий эпистемологический хаос, т. е. , хаос в области определений и логических отношений между понятиями; (2) что эпистемологический хаос возник как следствие философских предположений механистического материализма, которые требовали от биологов исключения из области «науки» понятий сознания, воли и причинной силы психических процессов; (3) что эта политика привела в двадцатом веке к прогрессирующей деградации концепции «рефлекса»; 4) что окончательная деградация понятия рефлекса была достигнута введением понятия «условный рефлекс»; (5) что «условный рефлекс», определяемый в терминах ныне деградировавшей концепции «рефлекса», не имеет никакой научной ценности, а когда определяется в терминах * Начальник отдела исследований нейрофизиологии и биофизики, Административный госпиталь для ветеранов, Бостон, Массачусетс.
крах
В настоящее время вы не авторизованы.
Если вы хотите пройти аутентификацию с помощью другого подписанного учреждения или иметь собственный логин и пароль для входа в Project MUSE
Аутентификация
- Возможны варианты покупки/аренды:
- Купить выпуск за 25 долларов на JHUP
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Условная реакция при классическом обусловливании
| Собака Павлова | Условный ответ против безусловного ответа | Примеры | Угасание условного ответа |
Что такое условная реакция?
Условная реакция (CR) запускается условным раздражителем (CS) после кондиционирования. До обусловливания CS представляет собой нейтральный стимул (NS), который не может вызвать целевую реакцию. После неоднократного сопряжения с безусловным стимулом (УС) НС становится КС, который может вызвать ПР.
CR не встречается в природе. Они усваиваются с течением времени посредством ассоциативного обучения с использованием классического условного рефлекса или оперантного условного рефлекса. Процесс обусловливания обычно включает предъявление нейтрального стимула непосредственно перед или одновременно с безусловным стимулом 1 .
Собака Павлова
Русский физиолог Иван Павлов разработал концепцию условных реакций. В ходе своих исследований пищеварения собак Павлов обнаружил, что повторяющиеся ассоциации между поведением и стимулами могут вызывать усвоенное поведение посредством классического обусловливания. Эта концепция также известна как обусловливание Павлова или обусловливание респондента.
Его исследования сосредоточены на классической обусловленности и лучше всего иллюстрируются «собакой Павлова».0045 2
Собаки обычно выделяют слюну в качестве физиологической реакции, вызванной видом или запахом пищи. Еда — естественный раздражитель, а слюноотделение в ответ на еду — безусловная реакция. Этот рефлекс вызывается автоматически без внешней помощи, условного рефлекса или предыдущего опыта.
Однако звон колокольчика естественным образом не вызывает у собак слюноотделения.
В своих экспериментах с кондиционированием Павлов неоднократно соединял звон колокольчика с едой, чтобы вызвать одинаковую биологическую реакцию. Затем собак обучали выделять слюну при звуке колокольчика — условной, автоматической реакции.
Условная реакция в сравнении с безусловной реакцией
Основное различие между безусловной реакцией и условной реакцией заключается в том, что безусловная реакция является естественной реакцией, вызванной безусловным раздражителем, тогда как условная реакция представляет собой усвоенное поведение путем повторного предъявления нейтрального раздражителя. с безусловным раздражителем 3 .
Например, у собаки выделяется слюна при виде еды — это безусловная реакция. Это биологически мощная реакция, которая не требует обучения. Слюноотделение при звуке колокольчика является условной реакцией, потому что обычно звук колокольчика не вызывает слюноотделения. Только после процедуры условного рефлекса он становится условным раздражителем, а выделение слюны при прослушивании звонка становится условной реакцией.
Этот звенящий шум начинался как нейтральный раздражитель (NS) и в конечном итоге стал условным раздражителем (CS). В следующем разделе исследуются другие примеры этого фантастического явления.
Примеры условной реакции
Собака Павлова — самый известный классический эксперимент в современной психологии.
Вот еще примеры реальных условных реакций.
Страх и фобии
Обусловливание страхом — это классический процесс обусловливания, необходимый для обнаружения опасности, запуска механизмов самозащиты и обеспечения выживания видов.
Ошибочное обусловливание страха, однако, может трансформировать первоначально безобидные стимулы в угрожающие и вызывающие страх стимулы, что приводит к неадекватному поведению или расстройствам (ПР), таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), фобии или паническое расстройство 4 .
При обусловливании страха одной пары CS-US часто бывает достаточно, чтобы вызвать сильное чувство страха. Это аверсивное обучение является мощным, и нежелательные условные реакции могут существенно влиять на человека на протяжении всей жизни.
Например, ребенка удерживали во время вакцинации (США). Он узнал, что парная ассоциация игла плюс врач (CS) равняется боли и дистрессу (UR). Возвращение к этой ситуации (обусловливающая ситуация) вызывает дистресс (КР), заставляя страдающих вообще избегать его. При тяжелой фобии игл пациенты могут не обращаться за помощью даже в самых тяжелых обстоятельствах 5 .
Классное руководство
Модификация поведения — это тип оперантного обусловливания в бихевиоризме. Он часто используется для управления поведением учащихся в классе 6 .
Например, учителя могут давать баллы (поощрения) учащимся, демонстрирующим желательное поведение (CR) в классе 7 .
Дрессировка животных
Люди — не единственный вид, который можно обучить. Животных можно научить принимать желаемое поведение в виде условных реакций 8 .
Например, когда собака выполняет трюк в качестве правильной реакции (CR), дается лакомство для закрепления поведения.
Обобщение стимулов
Генерализация стимула — это склонность человека одинаково реагировать на сходные стимулы, не идентичные исходному стимулу.
Когда это происходит, аналогичный раздражитель действует как условный раздражитель, вызывая условную реакцию.
Например, человек, испытывающий беспокойство при посещении стоматолога, испытывает дрожь при посещении любого стоматолога.
Распознавание стимулов
Распознавание стимулов различает похожие вещи и по-разному реагирует на них. Условные реакции будут результатом одних раздражителей, но не других.
Например, люди с тревогой по-разному реагируют на разные типы триггеров. У одного пациента нервозность может проявляться как условная реакция, когда он выступает перед шумной толпой, но не в тихом месте.
Угасание условной реакции
Условная реакция не является естественной. Они индуцированы и изучены с течением времени. В результате некоторые условные реакции могут со временем исчезнуть, особенно из-за отсутствия подкрепления. Этот процесс называется угасанием.
Если собаке Павлова неоднократно не давать еду после звонка в колокольчик, ассоциация между звуком и едой может исчезнуть через некоторое количество раз. Поведение считается вымершим.
Однако некоторые условные реакции, такие как реакция страха на иглы, труднее устранить после того, как они выучены 9 .
Спонтанное восстановление
Спонтанное восстановление — это повторное появление условной реакции, которая ранее была угасшей.
Например, человек, который бросил курить на несколько месяцев, снова начинает курить после того, как побывал в обществе курящих друзей. Курение было ранее усвоенным поведением, и человек успешно бросил. Но эта условная реакция возвращается, когда человека соблазняют курящие друзья.
Ссылки
1.
Павлов ИП. Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга. ОТВЕТ . Опубликовано в сети 1 июня 2010 г. doi:10.5214/ans.0972-7531.1017309
2.
Кларк Р.Э. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167
3.
Дэвис М., Шлезингер Л.С., Соренсон, Калифорния. Временная специфичность кондиционирования страха: влияние различных интервалов между условным стимулом и безусловным стимулом на эффект испуга, потенцированный страхом. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . Опубликовано в Интернете 1989: 295-310. дои: 10.1037/0097-7403.15.4.295
4.
Sehlmeyer C, Schöning S, Zwitserlood P, et al. Обусловливание человеческого страха и угасание в нейровизуализации: систематический обзор. Гендельман Х.Э., изд. ПЛОС ОДИН . Опубликовано в сети 10 июня 2009 г.: e5865. doi:10.1371/journal.pone.0005865
5.
Дженкинс К. II. Боязнь иголок: психологическая перспектива. Британский журнал анестезии . Опубликовано в Интернете в июле 2014 г .: 4–6. doi: 10. 1093/bja/aeu013
6.
Кристоферсон М., Салливан А.Л. ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО УПРАВЛЕНИЮ КЛАССОМ: ОБЗОР ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ, СООБЩЕННОГО САМИ, СОДЕРЖАНИЕ И ГОТОВНОСТЬ. Психол Схс . Опубликовано в Интернете 12 января 2015 г .: 248–264. дои: 10.1002/pits.21819
7.
Filcheck HA, McNeil CB, Greco LA, Bernard RS. Использование жетонной экономики всего класса и обучение учителей навыкам в дошкольном классе для управления деструктивным поведением. Психологическое ШС . Опубликовано в Интернете 2004: 351-361. дои: 10.1002/pits.10168
8.
Маккинли С., Янг Р.Дж. Эффективность метода «модель-соперник» по сравнению с оперантным обусловливанием при обучении домашних собак выполнению задачи поиска-отбора. Прикладная наука о поведении животных . Опубликовано в Интернете, май 2003 г .: 357–365. doi:10.1016/s0168-1591(02)00277-0
9.
Барад М., Гин П.В., Лутц Б. Роль миндалевидного тела в угасании условного страха.