Откуда берётся тревога? — полезные статьи от Центра когнитивной психологии во Владивостоке
Блог14.06.2021
Из этой статьи вы узнаете: откуда берётся страх; почему нельзя избегать того, что тебя пугает; а также главный принцип, который поможет избавиться от фобий и тревожных состояний.
Возьмём простой пример: человек боится собак. И хочет избавиться от своей фобии.
⠀
Ранее мы уже говорили об автоматических мыслях. Разберём подробнее, как они возникают.
⠀
Реакции человека можно разделить на два типа: безусловные рефлексы и условные.
⠀
Безусловные – те, которые заложены природой.
Условные – те, которые выработались в течение жизни.
⠀
Сейчас – немного теории. Но она очень важна для понимания, постарайтесь вникнуть 🙂
⠀
Наверняка, все помнят про собаку Павлова (опять эти собаки, никуда от них не деться🙈).
⠀
Павлов поставил эксперимент:
Сначала собаке просто давали еду. У неё начиналось слюноотделение, вырабатывался желудочный сок. Это – безусловный рефлекс.
⠀
Потом, вместе с едой, начинал звонить звонок. То есть к безусловному раздражителю (еда) добавили условный (звонок).
⠀
Так продолжалось некоторое время. Собаку кормили под звонок, она радостно пускала слюни и виляла хвостом.
⠀
А потом еду убрали. И оставили только звонок.
Но при этом реакция собаки – слюноотделение и выработка желудочного сока – осталась. Хотя еды нет, и пользы от этого никакой.
⠀
То есть — выработался условный рефлекс.
⠀
Многие неврозы возникают по такому же принципу. (Еды) угрозы уже давно нет, а (слюни текут) страх остался.
⠀
Чтобы побороть страх, избавиться от тревоги – нужно избавиться от условного рефлекса.
⠀
Важная особенность условного рефлекса – в том, что он постепенно угасает. То есть, если просто звонить в звонок, через какое-то время собака перестанет реагировать.
⠀
Казалось бы – вот он, ключ к тому, чтобы избавиться от тревоги. Вроде как «время лечит». Покусала тебя собака, ты стал бояться, но если не попадать в такие же ситуации снова – страх должен пройти.
⠀
Звучит логично. Но здесь есть одно «но»…
Психотерапевты заметили, что с человеком так почему-то не получается.
⠀
То есть – в данном конкретном примере – боязнь собак не проходит, а иногда даже становится сильнее. Из года в год фобия в человеке только крепнет.
⠀
Почему так происходит?
⠀
Ответ дал Морер в 1947 году, когда описал теорию двухфакторного страха.
Он выяснил, что условный рефлекс поддерживается стратегией избегания.
⠀
Всякий раз, когда человек, вместо того, чтобы пойти через парк, вспоминает, что там напала собака и обходит это место стороной – он поддерживает страх. Напоминает системе тревоги, что «это — опасно».
⠀
И не обязательно избегать конкретно этого парка. А вообще избегать любых встреч с собаками.
⠀
Получается, человек сам для себя решил: «я боюсь собак». И тащит этот страх через всю свою жизнь.
⠀
Итак, страх формируется в два этапа:
⠀
1️⃣ Определённая ситуация приводит к формированию страха (укусила собака – боюсь всех собак).
⠀
2️⃣ Поведение избегания поддерживает выученную реакцию (избегаю всех собак, страх подкрепляется).
⠀
Как избавиться от страха?
⠀
Ответ очевиден – идти через парк.
⠀
Наша задача – убрать поддержку условного рефлекса. Перестать реагировать на собаку. Идти туда, где собаки могут быть, как будто мы их не боимся.
⠀
И очень быстро происходит вот эта волшебная штука – условный рефлекс угасает, и человек через какое-то время понимает, что страха уже нет.
⠀
В терапии есть два способа, которыми можно «провести человека через парк». Один – прямо скажем «хардкорный», второй – более комфортный для человека.
⠀
Об этом расскажем в следующей статье.
Социальная тревожность: симптомы, лечение
Подробнее
Тревожное расстройство: лечение, терапия
Подробнее
Тревога о здоровье
Подробнее
123. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К. С. Станиславского (условный рефлекс)
Сознание и условный рефлекс. Успешная выработка условного рефлекса сама по себе не может служить критерием сознания, поскольку существует целый класс неосознаваемых условных реакций [5, 205]. Правда, большинство условных рефлексов у человека, в том числе – вегетативных, регистрируется только в том случае, если субъект замечает (осознает) связь между сигнальным стимулом и подкреплением [30, 389; 31, 55; 32, 521]. С другой стороны, при определенной процедуре опыта не удается выработать, скажем, мигательный условный рефлекс, хотя человек очень быстро осознает и совершенно правильно описывает схему эксперимента, порядок предъявления сочетаемых раздражителей [8, 416]. Мы видим, что принцип условного рефлекса, столь существенно обогативший физиологию обучения, недостаточен для дефиниции механизмов сознания.
Сознание и память. Фиксация внешних событий в памяти может происходить с участием или без участия сознания. Об этом свидетельствует тот факт, что многие детали тахистоскопически предъявленного объекта человек называет не сразу после экспозиции, а спустя некоторое время [1, 124; 36, 274].
Сознание и вторая (речевая) сигнальная система. В литературе имеются сведения о способности человека отвечать двигательными, вегетативными и электрофизиологическими реакциями на речевые сигналы, которые “не осознаются”, то есть которые человек не может словесно воспроизвести [9, 371]. Правда, факт неосознаваемого воздействия речевых сигналов признается далеко не всеми, например [37, 186]. Полагают, что, когда субъект реагирует на слово, но утверждает, что не в состоянии его назвать, мы имеем дело не столько с “подсознательным восприятием” слов, сколько с торможением их активного воспроизведения [33, 62; 34, 219]. При кратковременном появлении на экране эмоционально неприятного слова испытуемый склонен задерживать свой ответ до тех пор, пока существует неопределенность словесного сигнала [40, 732]. Перечисленные и подобные им факты не позволяют квалифицировать сознание как “отражение во второй сигнальной системе”, поскольку в сфере самой речевой деятельности человека мы встречаемся со множеством не контролируемых сознанием явлений.
Итак, что же такое “сознание” для нейрофизиолога, если ни один из названных феноменов – уровень активации, условный рефлекс, память, речь – не совпадает к категорией сознательного?
Мы полагаем, что ключ к уяснению природы интересующего нас свойства человеческого мозга содержится в его названии: “сознание”. Прежде всего, это знание о чем-то, истинность чего можно проверить практикой. “Способ, каким существует сознание и каким нечто существуют для него, это – знание” – заметил К. Маркс [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, 645]. Впрочем, сам термин “знание” нуждается в уточнении. Знание не есть след события (объекта), пассивно запечатленный структурами мозга. Знание является знанием лишь в той мере, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей. Скажем, во сне или при кратковременной (тахистоскопической) экспозиции мой мозг “запомнил” стимул, который я способен опознать среди других стимулов в случае их предъявления. До момента предъявления след этого стимула пассивно хранится в моей памяти, не будучи знанием, поскольку я не могу им воспользоваться в своем целенаправленном поведении для удовлетворения существующих у меня потребностей.
Активно деятельностная природа сознания наиболее ярко проявляется в мышлении – деривате внешних предметных действий (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), представляющем процесс решения проблем, при котором попытки по методу проб и ошибок осуществляются в воображении [38, 330]. “Интеллект – это способность к оптимальной актуализации жизненного опыта (памяти) с целью минимизации времени построения плана и способа решения конкретной задачи с учетом как текущих, так и возможных изменений внешней среды” [24, 252].
Подчеркнем, что качество знания как средства – это только одна, важная, но не единственная характеристика сознания. В конце концов масса неосознаваемых оборонительных, висцеральных, регуляторных рефлексов является средством удовлетворения потребностей организма в поддержании гомеостаза и защите от нежелательных воздействий среды. Сознание предполагает сознание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, сотрудничеством и т. п.), тоесть, такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Осознать – значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому.
А как же быть с чисто имитационной передачей опыта, когда, например, видя оборонительную реакцию человека, мы мгновенно, “инстинктивно”, бессознательно воспроизводим ее, не задумываясь о причине такого рода действий? Этот пример, однако, не может служить опровержением нашей дефиниции, потому что здесь передается и заимствуется само действие, а не сведения о нем, не знание об его предназначении.
Итак, сознание есть такое отражение мозгом средств достижения целей (удовлетворения потребностей), при котором сведения об этих средствах могут быть переданы другим членам сообщества. Сознание (именно: сознание!) носит изначально социальный характер, причем социальность этой формы отражательной деятельности мозга включена в ее внутреннюю структуру. Знание, которым я не могу поделиться, не есть осознанный субъектом опыт.
сверхсознание – предыдущая | следующая – действие
Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том II
консультация психолога детям, подросткам, взрослым
Теория условной реакции обучения
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим теорию условной реакции обучения.
Значение:
Кондиционирование означает модификацию естественной реакции. Естественный стимул вызывает естественную реакцию. Но естественный раздражитель иногда может быть заменен искусственным раздражителем (или условным раздражителем, как его называют). Таким образом создается новая связь искусственного раздражителя и естественной реакции.
Это объясняется следующими экспериментами:
Опыты:
(i) Опыт Павлова на собаке. Павлов, русский психолог, провел эксперимент. Он поместил собаку в звуконепроницаемую комнату с небольшим окном, через которое можно было наблюдать снаружи. Когда он давал собаке мясной порошок, у собаки автоматически выделялась слюна при одном лишь виде мяса. Каждый раз, когда подавали мясо, звонил колокольчик. Так звон колокольчика и вид мяса оказались взаимосвязаны. В следующий раз прозвенел только звонок, но мяса не было.
На этот раз, хотя естественный раздражитель (мясо) отсутствовал, только искусственный раздражитель (звонок) отвечал за естественную реакцию, т. е. выделение слюны. Мы можем проиллюстрировать это следующей диаграммой.
Используемые технические термины: стимул, реакция, безусловный раздражитель или естественный раздражитель, условный раздражитель или неестественный раздражитель, естественная обучающая условная реакция.
Еда является стимулом, поскольку она побуждает собаку реагировать. Его ответ — выделение слюны. Пища является естественным или безусловным раздражителем, поскольку она вызывает реакцию естественным образом. Звон колокола является искусственным или условным раздражителем. Реакция собаки при предъявлении одного лишь условного раздражителя называется условной реакцией.
(ii) Эксперимент Скиннера на крысах. Скиннер провел аналогичный эксперимент на крысе. Белая ставка помещается в 12-дюймовую квадратную коробку с уровнем на одном конце или планкой, выступающей из стены. При нажатии на планку пища падает. Крысу приучают к нажатию на планку, которая действует как искусственный раздражитель.
(iii) Эксперимент Уотсона «Кролик-ребенок». Эксперимент проводился на ребенке 11 месяцев. Малышу дали поиграть с кроликом. Мех кролика доставлял малышу удовольствие, когда к нему прикасались. Во время эксперимента производился громкий звук, чтобы напугать ребенка в тот момент, когда он касался кролика. Ребёнок испугался. Это повторялось несколько раз, пока ребенок не испугался кролика, даже без пугающего шума.
(iv) Классмайер упоминает ряд других экспериментов.
Человек впервые слышит звонок. Стимул (S 1 ,) вызывает любопытство (R 1 ,) в сознании человека. Сразу после звонка в глаз субъекта направляется луч света (S 2 ). Его зрачки сужаются в ответ на свет (R 2 ): после ряда таких предъявлений представляется только звон колокольчика (и никакого света), но зрачки все же сужаются.
Это схематично поясняется ниже:
Кондиционирование в домашней и школьной среде:
Примеры кондиционирования дома и в школе не являются лишними.
Когда родитель бьет ребенка пощечиной каждый раз, когда ребенок прикасается к радио или электроприборам (из-за риска поражения электрическим током), ребенок вырабатывает привычку и боится всех электроприборов. Или если ребенка один раз ударит током, он будет бояться любого электрического провода, будь то заряженный или незаряженный. Говорят, обожженный ребенок боится огня. Это старый пример обусловленности.
Когда учитель ценит хороший почерк ученика, он говорит «это нормально» и пишет в тетради букву «А». «Все в порядке» — это естественный стимул быть довольным. Но в следующий раз, когда ребенок увидит в тетради только написанное А и не услышит замечание, он все равно чувствует себя довольным. А, искусственный раздражитель заменяет естественный раздражитель.
Любое наказание и поощрение дома или в школе ведут к обусловленности. Перенос любви или ненависти с одного объекта на другой также обусловлен обусловленностью. Предположим, учитель географии относится к ребенку без сочувствия. Когда география (учитель входит в класс, ученик чувствует себя беспокойно и неловко. Позже, когда другой учитель входит, чтобы преподавать географию), все равно ученик чувствует беспокойство. Ненависть учителя переносится на предмет.
Иллюстрация:
Мать обращается в поликлинику для лечения своего ребенка, у которого высокая температура. После тщательного осмотра ребенка врач советует матери сделать ему укол. Во время инъекции, когда ребенок чувствует укол иглы, он начинает плакать от боли. Врач советует матери прийти на следующий день для повторного осмотра. В этот раз врач также делает укол ребенку, и ребенок снова плачет от боли.
Этот процесс повторяется еще несколько дней. Наступает день, когда ребенок начинает плакать просто при виде врача или при виде клиники, или даже одного слова «доктор» дома может быть достаточно, чтобы ребенок заплакал. Таким образом, у ребенка развивается реакция страха перед врачом.
На приведенном выше рисунке два стимула повлияли на поведение ребенка:
(i) Укол иглой для инъекций:
Это более сильный раздражитель. Это становится естественным стимулом.
(ii) Врач:
Доктор считается более слабым раздражителем. Он становится искусственным или нейтральным раздражителем.
Когда у ребенка появляется страх перед врачом, это означает, что реакция на более сильный раздражитель была заменена на искусственный или мысленный раздражитель. Таким образом, обусловливание означает модификацию естественной реакции. Это означает привязанность или ассоциацию исходной реакции с новыми стимулами.
Джон Уотсон (1878-1958), отец бихевиоризма, поддержал идеи Павлова об условных реакциях. С помощью своих экспериментов Уотсон пытался продемонстрировать роль условного рефлекса в возникновении, а также в устранении эмоциональных реакций, таких как страх. Его эксперимент с кроликом известен.
Эксперимент Ватсона «Кролик-ребенок»:
Эксперимент проводился на 11-месячном ребенке. Малышу дали поиграть с кроликом. Мех кролика доставлял малышу удовольствие, пока он к нему прикасался. Во время эксперимента в момент прикосновения к кролику производился громкий звук, чтобы напугать ребенка. Ребёнок испугался. Это повторялось несколько раз, пока ребенок не испугался кролика, даже без пугающего шума.
Свойства условной реакции:
1. Специфическая:
Условная реакция специфична, т. е. может быть вызвана только тем, чем она обусловлена. Другие раздражители не окажут на него никакого влияния.
2. Временная:
Условная реакция является временной и непостоянной, т.е. не является постоянной деятельностью. Его влияние уменьшается через некоторое время.
3. Сумма:
Условная реакция основана на суммировании, т. е. если СР вызывается многими раздражителями и когда все предъявляются одновременно, то сила условной реакции увеличивается.
4. Умирает из-за неиспользования:
Условная реакция умирает из-за неиспользования.
5. Возраст:
Условная реакция вырабатывается легче у детей, чем у взрослых.
6. Угашение:
Если условная реакция установлена на многие раздражители, то угашение любого из них не окажет никакого влияния на условную реакцию.
Принципы обусловливания:
1. Предъявление двух раздражителей:
В классическом обусловливании два раздражителя предъявляются в быстрой последовательности, т. раздражитель и безусловный раздражитель.
2. Предъявление безусловного раздражителя:
Безусловный раздражитель должен предъявляться после условного раздражителя, иначе обусловливания не будет.
3. Сила безусловного раздражителя:
Безусловный раздражитель должен быть сильнее искусственного раздражителя.
4. Повторение раздражителей:
И условный, и безусловный раздражители должны предъявляться много раз, чтобы образовалось обусловливание.
5. Соответствующая согласованность:
Должна быть соответствующая согласованность между предъявлением условного раздражителя и безусловного раздражителя, т. е. они должны подаваться с одинаковой скоростью.
6. Подкрепление безусловного раздражителя:
Естественный (безусловный) раздражитель должен подкрепляться через определенное время, т.е. уменьшится.
7. Угасание CR:
После кондиционирования, если после звонка в колокольчик несколько раз не последовала подача мяса (еды), у собаки может прекратиться слюноотделение. Павлов назвал этот процесс «угасанием СР» (условной реакцией). Угасание можно определить как временное забвение условной реакции.
8. Спонтанное обобщение:
Павлов обнаружил, что если собаку приучить к одному определенному звуку колокольчика, она будет давать более или менее реакцию слюноотделения на все виды колокольчиков. Ребенок, у которого выработалась условная реакция страха в школе по отношению к определенному учителю, может распространить эту реакцию страха и на других учителей.
9. Спонтанное восстановление:
Павлов вывел собаку из экспериментальной лаборатории после вымирания. После перерыва в несколько дней он снова поместил собаку в ту же экспериментальную лабораторию. Неожиданно Павлов обнаружил, что происходит самопроизвольное восстановление угасшей реакции, т. е. у собаки снова выделяется слюна на звон колокольчика.
10. Дифференциация стимула:
Если собаке дают пищу (мясо) после определенного звука колокольчика и не дают корм (мясо) при других звуках колокольчика, у собаки может развиться дифференцировка стимула, т.е. он может выделять слюну на определенный звук, но не выделять слюну на другие звуки колокольчика. И генерализация стимула, и дифференциация стимула противоречат друг другу.
11. Интеллект:
Менее умных детей легче обучить по сравнению с более умными детьми. Павлов утверждал, что интеллект и обусловленность никогда не идут рука об руку. Если интеллект работает, обусловливание не происходит, а если обусловливание имеет место, интеллект не работает.
12. Пол:
У девочек кондиционирование проходит легче, чем у мальчиков.
13. Возраст:
У детей кондиционирование проходит легче, чем у взрослых.
Факторы, влияющие на обусловливание (условный рефлекс или реакцию):
1. Мотивация:
Обусловливание (условный рефлекс или реакция) сильно зависит от мотивации. Если субъект мотивирован на обусловливание, он будет легко обусловлен. Любое обучение является мотивированным обучением. Следовательно, мотивация необходима для всех видов обучения. В эксперименте Павлова с собакой еда является мотивом для собаки. Если собаку не держать голодной, она не будет утруждать себя ни звонком, ни даже едой. Следовательно, человек должен быть должным образом мотивирован на обучение.
2. Повторение:
По словам профессора Дэшила, «повторение необходимо для выработки условной реакции». Чем больше повторений процесса обусловливания, тем лучше обусловливание. В опыте Павлова перед кормлением собаки снова и снова звонят в колокольчик, чтобы она могла понять необходимую связь между колокольчиком и едой. Если в колокольчик звонят только один раз, собака может не понять связи между звонком и едой. Более того, процесс звонка в колокольчик и кормления собаки повторялся несколько раз.
3. Непосредственность:
На кондиционирование влияет непосредственность. По словам профессора Мерфи, «необходима непосредственная связь между естественным и искусственным стимулом». В опыте Павлова еда является естественным раздражителем, а звонок — искусственным раздражителем.
Еда выдается сразу после звонка. Если временной интервал между звонком и едой слишком велик, собака может не понять связи между звонком и едой. Следовательно, не может быть никакой обусловленности. Следовательно, если искусственные и естественные раздражители не даются одновременно, обусловливание может не иметь места.
4. Возраст:
Дети легче поддаются тренировке, чем взрослые.
5. Психическое здоровье и интеллект:
Хорошее психическое здоровье и высокий уровень интеллекта помогают в условной реакции или обусловливании.
6. Внешние барьеры:
Обусловливание или условная реакция будут отсрочены при наличии внешних барьеров (например, шума).
7. Угашение:
Подобно тому, как повторение сочетания условного и безусловного раздражителей усиливает связи, так и предъявление условного раздражителя без последующего безусловного приводит к прогрессирующему ослаблению реакции. . У собаки больше не выделяется слюна при звуке колокольчика после того, как звонок прозвучал определенное количество раз без еды.
Разобусловливание (угасание условного рефлекса или реакции):
Разобусловливание означает удаление условного рефлекса или реакции. С помощью разобусловливания можно убрать из сознания детей многие иррациональные страхи.
Для угасания условного рефлекса или реакции (деобусловливания) следует отметить следующие моменты:
1. Отсутствие мотивации:
Если нет мотивации, то не будет и обучения путем обусловливания. Если после звонка в колокольчик собаке не давать еды, то ей будет безразлично звонить в колокольчик.
2. Отсутствие повторения:
Условная реакция умирает из-за неиспользования или отсутствия повторения. Отсутствие повторения вызывает разобусловливание.
3. Увеличение временного интервала:
Обусловливание будет удалено, если увеличить временной интервал между естественным и искусственным стимулом. В опыте Павлова, если корм дается после длительного звонка в колокольчик, собака может не установить связи между звонком в колокольчик и получением еды.
4. Удаление естественного раздражителя:
Если после искусственного раздражителя (скажем, звонка) не давать естественный раздражитель (скажем, еду), то сила условного раздражителя уменьшится, и обусловливание может отсутствовать.
Образовательное значение классической теории обусловливания:
1. Изучение языка и формирование понятий:
Язык можно выучить с помощью обусловливания. Формирование понятий в период раннего детства происходит в результате обусловливания. Методы использования кукол, мячей, кубиков, плакатов с картинками, карточек и т. д. для изучения языка и формирования понятий основаны на условном рефлексе.
Перед учащимся предъявляется изображение слона или верблюда, и учитель произносит слово. Но ребенок начинает узнавать птиц, животных, овощи и фрукты по их названиям на основе формирования понятий и обучения.
2. Теория вознаграждения и наказания:
Теория вознаграждения и наказания основана на обусловленности, т.е. плохой поступок должен быть связан с наказанием, а хороший – с соответствующей наградой или похвалой. Поощрения усиливают поведение, а наказания ослабляют его. Желаемое поведение учащихся всегда должно быть связано с вознаграждением, а их нежелательное поведение должно быть связано с наказанием. Более того, поощрение или наказание должны даваться в нужное время, то есть сразу после желаемого или нежелательного поведения.
3. Формирование установок и чувств:
Положительные установки, установки, ценности и убеждения можно формировать и развивать с помощью обусловливания. Большая часть обусловленности происходит в социальной среде. Поэтому родители и учителя должны создавать здоровые и благоприятные условия, чтобы у детей могли развиться положительные и благоприятные отношения и чувства по отношению к ним и обществу.
4. Формирование хороших привычек:
Хорошие привычки можно сформировать с помощью обусловливания. Привычки трудолюбия, пунктуальности, послушания, сотрудничества, искренности, уважения к старшим, самодисциплины и т. д. могут быть выработаны у детей с помощью процедуры обусловливания.
5. Избавление от негативных установок и вредных привычек:
Нездоровые установки и вредные привычки, такие как пьянство, курение, азартные игры, можно разрушить с помощью «Разусловления».
6. Суеверия и фобии:
Суеверия и фобии можно расформировать. Например, у ребенка развилось суеверие, согласно которому, если он увидит кошку, переходящую улицу, он получит наказание. Такие суеверия можно устранить путем дальнейшего обусловливания (разобусловливания). Пусть ребенок не получит наказания за несколько раз, когда ему заставят перейти дорогу кошке. Так суеверия, страхи, фобии, тревожность, нервозность у детей можно снять или минимизировать с помощью деобусловливания.
7. Приязнь и неприязнь к учителю и предмету:
Человеку может нравиться или не нравиться объект или человек, если это связано с хорошими или плохими последствиями. Учитель с непсихологическим методом обучения или авторитарным (жестким) поведением может не понравиться учащимся. У учеников может развиться чувство ненависти к учителю, а также к предмету из-за обусловленности.
С другой стороны, учитель с эффективными и психологическими методами обучения и ласковым и дружелюбным поведением может понравиться ученику. У учащихся появится чувство любви, привязанности и симпатии к учителю.
8. Принципы ассоциации:
Законы ассоциации (смежности или близости, сходства и контраста и т.п.) получают практическое применение в процессе обусловливания.
9. Повторение (практика):
Повторение помогает в воспитании. Если бы еда не повторялась, никакого обучения не произошло бы. Изучение физических наук, биологических наук, социальных наук, математики, языка и навыков требует повторения или практики. Поэтому учащимся должны быть предоставлены широкие возможности для повторения и повторения своих уроков.
10. Использование аудиовизуальных средств:
Кондиционирование делает акцент на использовании аудиовизуальных средств в процессе обучения. Использование аудиовизуальных средств можно сделать более эффективным путем кондиционирования. Например, если детям в классе нужно научить слову «ворона», то нужно показать им изображение «вороны» вместе со словом, написанным на доске. Дети произносят это слово после просмотра картинки. Затем картинка убирается и дети повторяют только написанное слово. Таким образом, дети могли научиться произносить слово «ворона» в результате обусловливания.
11. Лечение правонарушителей, проблемных и неадаптированных детей:
Теория также помогает в лечении правонарушителей, проблемных и многих других видов неадаптированных детей. Эта теория помогает учителям и психологам изучать условные реакции страха, фобии, тревоги или эмоционально неустойчивых детей. Таким образом педагог может подготовить кейс и разобраться в болезненных поступках ребенка.
12. Полезно в психиатрических больницах:
Психически больных и эмоционально нестабильных детей лучше всего лечить с помощью процесса обусловливания. Кондиционирование играет важную роль в лечении психически больных. Шкала атмосферы Уорда Мооса является пионером в этом отношении. В нем говорится, что благодаря любви, привязанности и хорошему лечению многие комплексы и страхи могут быть устранены из сознания таких пациентов, и такой тип обусловливания помогает их скорейшему выздоровлению.
13. Полезно при настройке:
Метод кондиционирования очень полезен для того, чтобы помочь детям приспособиться к окружающей среде. Начало этому происходит с приспособлением ребенка к школьным условиям и школьным обстоятельствам. Позже он применяет все это, чтобы приспособиться к реальным жизненным ситуациям. Только обусловленность позволяет ребенку уступить дорогу в трудных и странных обстоятельствах.
Ни один ребенок или взрослый не может избежать тех или иных условий. Взрослого пациента оперировали врачи в белых халатах и белых масках, закрывающих лицо. Больной боялся операции. Позже у него появился подсознательный страх даже при виде врачей в погонах. Другой человек попал в аварию на обочине возле персидского колеса (Рахат). Позже он всегда ненавидел присутствие персидского колеса.
Воспитательное значение:
(i) Поощрения и наказания:
Они тесно связаны с обусловливанием. Награды укрепляют связь, а наказания ослабляют. Следовательно, награды и наказания могут быть даны прямо во время действия, а не отсрочены.
(ii) Любовь и ненависть:
Ребенок может любить или ненавидеть объект, если он связан с другим объектом, который в действительности является объектом любви или ненависти. Ребенок может ненавидеть географию не потому, что география — трудный предмет, а потому, что учитель географии — объект ненависти. Ребенок может избегать угла улицы или вида определенного предмета или человека, так как ранее он имел горький опыт.
(iii) Суеверия:
У ребенка могут развиться суеверия путем обусловливания. Он увидел кошку, переходящую улицу, а потом получил наказание в школе. Так что кошачий переход зловещий. Так рождаются суеверия. Такой может опять же он удалить путем дальнейшего кондиционирования. Если создается искусственная ситуация, при которой старый искусственный раздражитель не дает прежнего типа реакции, старую обусловленность можно снять. Пусть ребенок не получит наказания за несколько раз, когда ему заставят перейти дорогу кошке. При отсутствии какого-либо наказания он не будет полагаться на прежнее суеверие. Таким образом, суеверие может быть деобусловлено.
(iv) Повторение и формирование привычки:
Повторение способствует формированию привычки, и таким образом формируются привычки. Изучение истории, географии и других предметов требует повторения.
(v) Ассоциация:
Преемственность, сходство и контраст, три фактора ассоциации, получают практическое применение в процессе кондиционирования.
(vi) Формирование установок:
Дети часто формируют установки путем обусловливания. Педагог и родители должны создавать ситуации, чтобы дети их любили и относились к ним благосклонно.
(vii) Психологическая терапия:
Педагог и психолог могут получить массу информации о неадаптированном ребенке, проблемном ребенке или правонарушителе, изучая болезненные страхи и условные рефлексы. Он может подготовить полный случай и понять действия ребенка, которые были обусловлены в прошлом.
Психолог может не только обнаружить причины страхов, отвращений, невротического поведения ребенка, но и декондиционировать их, используя «Экспериментальный принцип угасания». Приведенный выше пример кошачьего суеверия поясняет это.
Сообщалось о случаях энуреза (ночного недержания мочи), излеченных с помощью кондиционирования. Кровать ребенка при намокании вызывает звонок через короткое замыкание. В тот момент, когда ребенок начинает мочиться, звенит звонок, и он просыпается, чтобы помочиться. Позже он привычно просыпается, чтобы помочиться, даже без звонка.
(viii) Изучение языка:
Самый современный метод использования карточек, кукол, картинок и кубиков для изучения алфавита – после процесса кондиционирования. Ребенок произносит попугай, когда предъявляется изображение попугая, и слово также пишется учителем. В дальнейшем картинка не предъявляется, а предъявляется только символ, а символ ассоциируется у ребенка с птицей и звуком слова.
Главная ›› Психология образования ›› Обучение ›› Теория ›› Теория условной реакции обучения
10 Примеры условной реакции (2023)
В поведенческой психологии условная реакция относится к павловской реакции на условный раздражитель. Проще говоря, это ответ, который мы выбираем в той или иной ситуации, потому что считаем его правильным.
Примеры условных реакций включают бег кота за едой, когда звенит звонок, ученик, выкрикивающий правильный ответ, когда учитель задает вопрос о таблице умножения, и даже заученный ответ «пожалуйста!» когда кто-то говорит «спасибо».
Условная реакция часто противопоставляется безусловной реакции, когда наша реакция не заученная, а просто естественная или физиологическая реакция на раздражитель (например, подпрыгивание при звуке грома).
Определение условной реакции
Условная реакция не является естественной реакцией на что-либо. Это реакция, которой мы научились через повторение, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление или наказания.
Концепция исходит из школы бихевиоризма в психологии. Он был разработан как часть теорий классического обусловливания и оперантного обусловливания Ивана Павлова, Б. Ф. Скиннера, Эдварда Торндайка и Джона Ватсона.
Он регулярно используется в дрессировке животных, а также в классах людей. В дрессировке животных мы учим собаку переворачиваться, когда она слышит фразу «катись!». Естественно, собака бы так не отреагировала. Тем не менее, такая реакция обусловлена положительным подкреплением, например, угощением всякий раз, когда собака выполняет трюк.
Условные реакции в образовании связаны с зубрежкой. Например, когда школьный учитель говорит «четыре раза четыре», а ученики отвечают «шестнадцать!» Здесь студенты на самом деле не делают суммы каждый раз. Вместо них научил (или был приучен) давать такую реакцию всякий раз, когда они слышат фразу «четыре раза четыре». Это условный, заученный ответ.
Примеры условной реакции
- Классический эксперимент Павлова: Собака ассоциирует звук колокольчика с едой, вызывая у нее выделение слюны и бегство за едой, когда звонит колокольчик.
- Вежливый социальный ответ: Люди учатся автоматически говорить «добро пожаловать», когда слышат «спасибо», в результате социальной обусловленности. Здесь они демонстрируют обусловливание респондента.
- Приучение к горшку: Дети учатся ассоциировать ощущение потребности в туалете с походом в туалет, что приводит к условной реакции на пользование горшком.
- Звонок на перемену Ассоциация: Учащихся приучают бежать к двери, когда они слышат звонок на перемену, поскольку он сигнализирует о перерыве в классе.
- Мастерство умножения: Запоминание таблицы умножения путем повторения позволяет быстро и автоматически вспоминать ответы, когда возникают проблемы с умножением.
- Вступление к ситкому Возбуждение: Вступление к любимому ситкому вызывает волнение и предвкушение предстоящего эпизода.
- Распознавание имени: Люди вырабатывают условную реакцию, чтобы немедленно обратить внимание, когда они слышат, как зовут их собственное имя.
- Рефлекс телефонного звонка: Услышав телефонный звонок, мы запускаем условную реакцию, чтобы дотянуться до собственного телефона и проверить его.
- Защита от солнечных ожогов: После болезненных солнечных ожогов человек приучается постоянно пользоваться солнцезащитным кремом, чтобы избежать ожогов в будущем.
- Соблюдение собачьих команд: Собака учится переворачиваться, когда дается конкретная команда, путем многократной практики и положительного подкрепления.
Объяснения
1. Бег за едой при звонке в колокольчик (для кошек и собак)
Стимул: Звонок
Реакция: Слюноотделение что колокольчик означает еду . Для этого просто звоните в колокольчик каждый раз, когда даете питомцу немного еды. Благодаря повторению животное начнет ассоциировать колокольчик с едой.
Через некоторое время вы можете позвонить в колокольчик, и животное прибежит за кормом.
В этой ситуации еда является безусловным раздражителем (что-то естественное, что нравится животным). Звонок – это условный раздражитель (раздражитель, который дополняется естественным – пищей). Наконец, бег животного за звонком — это условная реакция. Это реакция, которой животное научилось.
2. Звонок на перемену (Бег за дверью)
Стимул: Звонок
Ответ: Бег к двери
Хотя нам нравится думать, что мы немного умнее животных, ассоциация условного стимула и реакции так же сильна для людей, как и для собак и кошек.
В школе мы все знаем, что звон колокольчика означает конец урока. Часто это означает, что нам разрешают пойти и взять что-нибудь поесть.
Здесь создается та же ассоциация стимула и реакции колокольчика, но для людей! Звонок является нейтральным раздражителем. Естественно, это не означает «еда». Но мы пришли к выводу, что это признак того, что пора есть. Условная реакция состоит в том, что ученики упаковывают свои книги и канцелярские принадлежности, взволнованно мчась к двери, чтобы сбежать из класса.
3. Заучивание таблиц умножения (проговаривание ответа)
Стимул: 4×4
Ответ: 16
Зубрежка — ключевая теория обучения, которая была доминирующей в 20 веке. Он заключался в том, чтобы заставить учеников выучить правильный ответ на вопрос наизусть, что позволило им дать ответ во время быстрого опроса учителем.
Этот стиль обучения требовал, чтобы учащиеся давали условный ответ на заданный вопрос. Например, учитель говорил «четыре раза четыре», а ученик быстро отвечал «шестнадцать».
Хотя в этом примере нет «естественного раздражителя», который заменяется условным раздражителем, он все еще имеет признаки механизма условной реакции. Это требует повторения, вознаграждения и положительного наказания для выработки заученного ответа.
Сегодня критики этого метода подчеркивают, что учащиеся не обязательно усваивают почему четырежды четыре равно шестнадцати. Процесс обучения не является приоритетным, вместо этого важен только правильный ответ.
4. Музыкальная тема комедии положений
Стимул: Музыка
Ответ: Увеличьте громкость
Комедии положений играют одну и ту же музыкальную тему в начале каждого эпизода. Примером из того времени, когда я рос, является телешоу Friends . Когда на заднем плане заиграла музыка, я сразу понял, что это важно.
То же самое и с выпуском новостей: каждый вечер в 18:00 звучит царственная вступительная музыка, прежде чем ведущий новостей начинает читать с телесуфлера.
В каждой из этих ситуаций музыка не имеет внутреннего значения. Однако в культурном отношении мы привыкли знать, что каждая песня означает, что на телевидении вот-вот выйдет определенное шоу, и наша реакция обусловлена этим культурным значением, придаваемым стимулу. Это может быть просто сесть и послушать или даже переключить канал, если вам не нравится шоу.
5. Добро пожаловать (когда кто-то говорит спасибо)
Стимул: «Спасибо»
Ответ: «Добро пожаловать»
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что заикаетесь в ответ на обычный рефрен? Как правило, у нас есть речевые модели, которые мы изучаем, погружаясь в язык. Обычно люди отвечают на «спасибо» «пожалуйста», на чихание «будьте здоровы», а кто-то спотыкается на «с вами все в порядке?»
На других языках то же самое. Например, в испанском языке «спасибо» (gracias) получает в ответ обычное «de nada» (буквально: «это ничего»).
Здесь мы воспроизводим условный ответ на обычный раздражитель. Мы научились этому ответу, подвергаясь многократному использованию этих фраз в ассоциации друг с другом в обычном дискурсе.
Точка расширения: Расширением этого примера является феномен генерализации реакции. Когда мы по-разному реагируем на вопрос «как дела?» с ответами, которые означают одно и то же, например, «хорошо», «хорошо» или «хорошо», мы занимаемся обобщением ответов.6. Приучение к горшку
Стимул: Потребность в туалет
Ответ: Поход в туалет
Приучение к горшку также требует от ребенка выработки условной реакции на естественное желание. У младенцев не вырабатывается условный рефлекс идти в туалет, когда у нас возникает желание помочиться. Им нужно этому научиться.
Родители часто используют поощрения в виде угощений и наклеек, чтобы облегчить этот процесс. Когда ребенок говорит родителю, что ему нужно пописать, а затем идет в ванную, его вознаграждают наклейкой.
Со временем у ребенка вырабатывается условный рефлекс: позыв к мочеиспусканию приводит к автоматической реакции на то, чтобы отправиться в туалет. Даже после удаления награды (наклейка каждый раз) поведение остается.
7. Реакция на собственное имя
Стимул: Кто-то зовет вас по имени
Ответ: Вы поворачиваетесь к ним лицом
Не у всех естественно есть имя. Скорее всего, наши предки-обезьяны не давали друг другу имен. Но со временем общество решило, что имена — это полезная вещь, помогающая нам разговаривать друг с другом (и о) друг с другом.
Таким образом, когда кто-то кричит «Крис!», естественная несоциализированная версия меня не отвечает. В конце концов, это всего лишь звук. Но общество согласилось с тем, что меня зовут Крис, и я узнал, что когда кто-то произносит мое имя, он, вероятно, ищет моего внимания.
Здесь реакция на мое имя является глубоко укоренившейся, но тем не менее обусловленной реакцией. Звук «Крис!», нейтральный раздражитель, стал условным раздражителем из-за приписываемого ему культурного значения. Моя реакция на мое имя, в свою очередь, является условной реакцией.
8. Тянемся к нашим телефонам
Стимул: Телефонный шум
Ответ: Вы тянетесь к своему телефону
В 21 веке у большинства людей есть смартфоны, которые звонят и вибрируют всякий раз, когда вы получаете сообщение или уведомление. Вы можете обнаружить, что этот шум заставляет вас почти инстинктивно тянуться к телефону.
Если это вы, то у вас выработалась условная реакция на нейтральный раздражитель. Этот стимул — звон или вибрация — не имеет никакого внутреннего значения. Однако ваша телефонная компания заставила вас ассоциировать шум с социальным удовлетворением от получения сообщения от друзей или семьи.
Вы также можете обнаружить, что чей-то телефон , который издает звон или подобный шум, заставляет вас инстинктивно тянуться к вашему телефону . В этих ситуациях у вас развилась генерализация стимулов. Это означает, что все подобные звуки вызывают у вас одну и ту же реакцию: потянуться к телефону!
9. Нанесение солнцезащитного крема
Стимул: Солнечный ожог
Реакция: Учимся пользоваться солнцезащитным кремом
Если вы были на солнце слишком много раз, возможно, у вас выработалась условная реакция на солнце. Эта условная реакция, вероятно, заключается в том, чтобы нанести солнцезащитный крем перед выходом на улицу.
Стимулом в этой ситуации является солнечный ожог.
Часто люди забывают наносить солнцезащитный крем в начале лета и могут получить ранний летний ожог. Это происходит потому, что за зиму вы недостаточно повторили это действие, чтобы у вас выработалась связь между раздражителем (солнце) и условной реакцией (солнцезащитный крем).
Этот пример условной реакции, возможно, не самый чистый из примеров, потому что солнце является безусловным раздражителем, а не условным раздражителем. Тем не менее, вы развиваете условный, а не безусловный ответ на эту ситуацию.
10. Собака учится перекатываться по команде
Стимул: Команда «Перекатываться»
Ответ: Собака перекатывается
Мы не ограничиваемся звоном в колокольчики как способом общения с собаками. Мы также используем такие команды, как «кататься», «сидеть» и «ко мне», чтобы дрессировать наших собак.
В каждой ситуации собака буквально не знает, что означает «кувырок». Это просто шум для собаки. Однако путем повторения собака развивает навык различения стимулов. Он узнает, что «катиться» звучит иначе, чем «сидеть», и что «кувырок» требует другой условной реакции на «сидеть».
В этой ситуации фраза является нейтральным стимулом, но в сочетании с желаемыми действиями и наградами, такими как лакомства, мы можем превратить ее в условный стимул, который имеет значение для собаки и может вызвать условный рефлекс.
Читать далее: Кондиционирование высшего порядка
Заключение
Условные реакции окружают нас повсюду, хотя мы не всегда осознаем их. В некоторых случаях наша реакция непроизвольна и бессознательна (например, подпрыгивание при звуке грома), что делает ее безусловным ответом. В других случаях, например, когда мы тянемся к телефону, реакция — это то, что мы научились делать сознательно, что делает ее условной реакцией.
Иногда условные реакции, которые мы вырабатываем, полезны, например, когда мы наносим солнцезащитный крем перед выходом на улицу. В других случаях они могут быть менее чем полезными, например, когда мы тянемся к нашим телефонам каждый раз, когда слышим звон или вибрацию.
В образовании механизм стимул-реакция может быть полезен для обучения студентов (и особенно для дисциплины в классе). Однако критики говорят, что он учит студентов не придумывать ответы , а только запоминать правильный ответ на вопрос.