Внимание. — Устойчивость внимания.
Страница 6 из 26
Устойчивость внимания.
Устойчивость внимания — свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все времяодним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.
Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.
Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того, чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень пристально, смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.
Чтобы быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.
Большое значение имеют внешне выраженные практические действия с предметами, оперирование ими. Это способствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному, разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.
Велико значение и внутренней, мыслительной деятельности, которая должна быть направлена на решение таких задач, содержание которых требует наилучшего отражение объекта внимания. Постановка внутри одной и той же все новых и новых частных задач и активные попытки решать их – одно из важнейших условий устойчивости внимания.
Даже при выполнении простых и многократно повторяющихся действий внимание может длительно сохраняться, если оно все время поддерживается такими раздражителями, которые каждый раз требуют выполнения определенного действия.
В опытах Добрынина испытуемые должны были зачеркивать карандашом кружки, быстро (со скоростью до трех в секунду) проходившие перед ними в окошечке ширмы, за которой находиласьлента (перематывавшаяся с вала на вал) с напечатанными на ней кружками, двигавшимися с определенной скоростью. Результаты опытов показали, что в этих условиях испытуемые могли работать безошибочно (несмотря на большую скорость передвижения ленты) в течение длительного времени – до 20 минут. За это время им приходилось зачеркивать до 3600 кружков.
Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его отвлекаемость. Ее физиологическая основа – или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или внутреннее торможение как результат однообразия деятельности или продолжительного действия одних и тех же раздражителей.
Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера этих раздражителей и их отношения к тому, на что направлено внимание. Однородные раздражители, т.е. сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее действие, чем разнородные раздражители. Зрительные раздражения, например, в случае необходимости реагировать на какое-либо зрительное впечатление оказывают более тормозящее действие, чем в том случае, когда во время действия посторонних зрительных раздражений надо реагировать на слуховые раздражители.
Весьма важное значение имеет характер деятельности, требующей к себе внимания. Восприятие, например, меньше страдает от действия посторонних раздражителей, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся в данный момент на восприятие окружающих предметов. Из процессов восприятия менее страдают от посторонних раздражителей зрительные восприятия.
Периодическое отвлечение или ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением направленности на него, называется колебанием внимания.
Колебания внимания происходят даже при очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре мозга.
Наличие периодических колебаний внимания может быть хорошо обнаружено при восприятии так называемых двойственных изображений. Чтобы уменьшить колебания внимания, полезно стараться мысленно представить пирамиду как, например, пьедестал (тогда она будет казаться обращенной вершиной к нам) или как пустую комнату, в которой видны три стены, пол и потолок (тогда пирамида будет казаться обращенной вершиной от нас). Сообщение изображению определенного предметного значения помогает удерживать внимание в одном направлении.
Небольшие колебания внимания наблюдаются очень часто. В ряде опытов по исследованию скорости реакции, в которых в ответ на действие какого–либо раздражителя (звук, свет) требуется возможно скорее сделать заранее обусловленное движение (например, нажать рукой на электрический ключ), было установлено, что если подаче раздражителя предшествует предупредительный сигнал “Внимание!”, то наилучший результат получается тогда, когда этот сигнал дается примерно за 2 секунды до подачи раздражителя. При более длительном интервале времени уже наступает колебание внимания. Такие небольшие колебания, естественно, оказываются вредными только тогда, когда от человека требуется очень быстрая реакция на какой-либо кратковременный раздражитель. В условиях же более длительной и разнообразной работы их влияние может быть ничтожно.
Не всякое побочное раздражение вызывает отвлечение внимания. При полном отсутствии каких бы то ни было внешних раздражителей удерживание внимания опять-таки бывает затруднительным. Слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости. Доминанта, согласно данным Ухтомского, не ослабляется, а поддерживается возбуждениями, вызываемыми действием побочных раздражителей (если они, конечно, в силу присущих им особенностей не являются такими, которые сами в состоянии вызвать новую, соответствующую им доминанту).
<< Предыдущая — Следующая >>
Основные свойства внимания
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 16276
- Предыдущая статья Внимание и его физиологические основы
- Следующая статья Основные виды внимания
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.
Концентрированностъ внимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка в общем правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об
объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос. Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.
Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4—5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.
С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками.
Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.
При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.
Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.
Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.
Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу.
Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость — в других. Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеется еще в одном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения (см. рис.), Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону» (см. рис. выше, на этой стр.). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.
Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, зна-комости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.
Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.
Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.
Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.
Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень — в смысле степени интенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.
Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет Маркс, — необходима во все время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». * Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.
* Маркс К. Капитал. T.I. Гл. V. 1931. С. 120.
В психологической литературе Рибо подчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2005. -713 с. — С. 425-431.
- Предыдущая статья Внимание и его физиологические основы
- Следующая статья Основные виды внимания
Что это вызывает и что делать
Написано редакторами WebMD
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 09 ноября 2021 г.
В этой статье
- Признаки недостаточного внимания
- Проблемы с кратковременной концентрацией внимания
- Решение проблем с кратковременной концентрацией внимания
Концентрация внимания — это то, как долго вы можете сосредоточиться на чем-либо или потратить на задачу, прежде чем вам понадобится перерыв или отвлечение. В то время как все время от времени отвлекаются, у людей с коротким периодом внимания часто возникают проблемы с концентрацией внимания на задачах и разговорах.
Признаки недостаточной концентрации внимания
Основным признаком плохой концентрации внимания являются трудности с концентрацией внимания на задачах. Это может расстраивать, так как другим может показаться, что вы не заботитесь о задаче. Но иметь проблемы с фокусировкой или иметь блуждающий ум — это не то же самое, что быть непокорным или невнимательным.
К признакам нехватки внимания также относятся:
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы с чтением длинных текстов
- Кажется, что вы не слушаете
- Неполное завершение задач
- Трудности с распределением времени или хранением материалов
- Забывание дел или встреч
Недостаток внимания Причины
Иногда нехватка внимания является временной реакцией на дополнительный стресс или стимул в вашей жизни. Но если это продолжается, это может быть признаком расстройства внимания или состояния психического здоровья. В зависимости от того, насколько короткая продолжительность концентрации внимания проявляется, это может быть признаком одного или нескольких из следующих состояний:
СДВГ . Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть причиной вашей короткой концентрации внимания, если вы часто чувствуете беспокойство, возбуждение или суетливость, пытаясь сосредоточиться на задаче. Некоторые люди с СДВГ также имеют гиперактивность, потребность в движении. Если вы слишком долго не двигаетесь, у вас могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания.
Другим симптомом СДВГ является импульсивность, принятие решений без их обдумывания. Вы можете хотеть немедленных результатов и изо всех сил ждать вознаграждения или удовлетворения. Вы также можете часто прерывать других во время разговора.
Беспокойство. Если вас часто отвлекают вопросы «Почему?» и «Что, если?» когда вы пытаетесь справиться с задачей, ваша короткая продолжительность концентрации внимания может быть вызвана тревожным расстройством.
Депрессия. Если вы чувствуете пустоту, оцепенение или низкий уровень энергии, депрессия может быть причиной вашего короткого внимания. Несмотря на то, что депрессия может проявляться по-разному, она может привести к короткой концентрации внимания, если ваш мозг не позволяет вам сосредоточиться так, как вы этого хотите. Это может усугубить депрессию и привести к другим симптомам.
Нарушения обучения. Короткая продолжительность концентрации внимания может быть признаком расстройства обучения, такого как дислексия. Это потому, что вам труднее читать, писать или говорить.
Расстройство сенсорной обработки. Если ваша короткая продолжительность концентрации внимания в основном связана с отвлекающим зрением, звуком, прикосновением, запахом или вкусом, у вас может быть расстройство сенсорной обработки. Это делает вас более чувствительным к обычной симуляции. Это может затруднить фокусировку, если вы не находитесь в контролируемой среде.
Травма. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) также может привести к снижению концентрации внимания. Это потому, что посттравматическое стрессовое расстройство активирует режим выживания вашего тела или режим «бей или беги», поэтому ваш мозг не может сосредоточиться на задачах.
Проблемы с кратковременной концентрацией внимания
Короткая концентрация внимания не обязательно вредна для здоровья. Но это может повлиять на вашу личную, профессиональную и социальную жизнь. Это потому, что:
- Если вы упускаете из виду детали или совершаете кажущиеся простыми ошибки, вы можете показаться другим небрежным.
- Если вам трудно поддерживать долгий разговор или чередоваться, вы можете выглядеть нетерпеливым или безразличным.
- Если вы не закончите задачу, вы можете показаться легкомысленным или ленивым.
- Если у вас проблемы с управлением временем и организацией, вы можете не закончить проекты вовремя.
- Сложные задачи, требующие большой концентрации, могут показаться сложными или невыполнимыми.
- Вы можете тратить время и деньги, пытаясь найти или заменить потерянные предметы.
Решение проблем с кратковременным вниманием
Если у вас есть проблемы с концентрацией внимания на проектах или задачах, возможно, вам придется приложить сознательные усилия для решения этой проблемы. Для начала постарайтесь замечать, сколько времени проходит, прежде чем вы отвлечетесь или потеряете внимание.
Например, одно исследование студентов университета показало, что они занимались всего шесть минут, прежде чем сделать перерыв. Для людей, которые борются с нарушением концентрации внимания, 30 минут могут быть самым продолжительным временем, когда вы можете по-настоящему сосредоточиться на задаче, прежде чем станете менее эффективными.
Вместо того, чтобы заставлять себя подолгу сосредотачиваться на задаче, делайте перерывы по мере необходимости. Встаньте и пройдитесь, что позволит вам передвигаться и менять обстановку. Затем вернитесь к своей задаче и посвятите себя еще одной короткой сессии. Со временем вы сможете научить свой мозг концентрироваться на более длительные периоды времени.
Если какие-либо из этих симптомов короткой концентрации внимания кажутся вам знакомыми, поговорите со своим врачом. Они могут направить вас к терапии или лекарствам, которые помогут вам лучше контролировать свое внимание.
Нормальный объем внимания Ожидания по возрасту
«Обратите внимание!» «Сосредоточься!» «Еще две страницы, а потом можешь сделать перерыв». Практически все родители пытались уговорить своих детей пристегнуться и сосредоточиться. В конце концов, у детей короткая продолжительность концентрации внимания. Но когда вы узнаете, является ли невнимательность вашего ребенка проблемой, которую необходимо решить? Для начала неплохо иметь соответствующие возрасту ожидания относительно продолжительности концентрации внимания.
Концентрация внимания по возрасту
Эксперты по развитию детей обычно говорят, что разумная продолжительность концентрации внимания, которую можно ожидать от ребенка, составляет две-три минуты в год его возраста. Это период времени, в течение которого типичный ребенок может удерживать внимание на заданной задаче.
Средняя продолжительность концентрации внимания рассчитывается следующим образом: 1
- 2 года: от четырех до шести минут
- 4 года: от 8 до 12 минут
- 6 лет: от 12 до 18 минут
- 8 лет: от 16 до 24 минут
- 10 лет: от 20 до 30 минут
- 12 лет: от 24 до 36 минут
- 14 лет: от 28 до 42 минут
- 16 лет: от 32 до 48 минут
Стоит отметить, что некоторые исследователи развития установили верхний предел в пять минут в год для детского возраста, что означает, что двухлетний ребенок может сосредоточиться на задаче до 10 минут за раз. Конечно, это только обобщения. И то, как долго ребенок действительно может сосредоточиться, во многом определяется такими факторами, как количество отвлекающих факторов поблизости, насколько ребенок голоден или устал и насколько он заинтересован в этой деятельности. Но если продолжительность концентрации внимания вашего ребенка ниже средней, это стоит решить.
Расширение диапазона внимания ребенка
Несколько простых стратегий могут помочь вашему ребенку лучше сосредоточиться.
Проявите творческий подход к задачам, которые не нравятся вашему ребенку.
Ребенок, который не любит математику, не будет хорошо концентрироваться на домашнем задании по математике, поэтому пусть он сначала решит задачи пальчиковыми красками на мольберте, а потом перепишет работу на лист с домашним заданием.
Попробуйте непоседы.
Fidgets — это широкая категория товаров, которыми дети могут управлять, сосредоточившись на других задачах.
Почаще проверяйте ребенка, когда он выполняет сложные задачи.
Ребенок, который чувствует себя перегруженным или сбитым с толку проектом, над которым он работает, быстро проверят и отвлечется. В начале задания помогите им выявить потенциальные камни преткновения. Например, если вопрос 5 кажется особенно сложным, начните с него и помогите ребенку понять, как к нему подойти.
Встроенные короткие перерывы для сложных задач.
12-летний ребенок может уделить 40 минут сосредоточенности на проекте, если он разбит на два 20-минутных блока с пятиминутным перерывом между ними. Кроме того, попробуйте выполнить быстрое упражнение, чтобы заставить сердце биться быстрее между этими двумя частями работы. Упражнения — отличный способ активировать мозг и способность ребенка понимать и запоминать.
После года домашнего обучения и стресса многие дети и подростки испытывают трудности с концентрацией внимания и выполнением задания. Программа Brain Balance предназначена для того, чтобы помочь детям, подросткам и молодым людям развить внимание, поведение и социально-эмоциональные навыки, чтобы не отставать в школе.