В чем отличие метода синектики от ма: Особенности метода мозгового штурма и метода синектики. В чем их основные принципы и различия? — СКБ Контур

Особенности метода мозгового штурма и метода синектики. В чем их основные принципы и различия? — СКБ Контур

    5 декабря 2012

    Бизнес — это во многом творчество, особенно на этапе становления, когда каждая задача — новая, захватывающая и вдохновляющая настолько, что даже бумажная работа не кажется рутиной. В новой компании основателям нужно придумать все, от названия до маркетинговых акций, упаковки, программ лояльности и других способов стимулирования сбыта. С этой задачей можно справиться собственными силами. 

    Семен Плетнев

    Существует несколько методик, которые позволят придумать что угодно с минимальными затратами ресурсов. Среди них — метод мозгового штурма и метода синектики.

    Метод мозгового штурма

    «Мозговой штурм» — это словосочетание известно практически каждому. Но некоторые забывают, что при использовании данного метода, нужно строго придерживаться определенных правил, иначе он будет неэффективен и собрание команды превратится в банальный разбор полетов.

    Этапы и неукоснительные правила мозгового штурма таковы:

    • На подготовительном этапе должна быть четко и однозначно сформулирована задача. Не стоит на одном мозговом штурме пытаться решить сразу несколько задач. Участники должны сконцентрироваться на одной цели, к примеру придумывании названия для новой компании, продающей заколки для волос. На этом же этапе нужно определиться с составом участников, выбрать ведущего, определиться с местом и временем, отведенным на сессию.
    • Генерация идей, то есть непосредственно сам мозговой штурм, должна происходить в открытой и дружелюбной атмосфере. Это основной этап, от которого зависит успех всей затеи. Важно знать, что главное здесь количество идей. Распространенная ошибка, когда в задаче ставится количественное условие, к примеру придумать десять вариантов упаковки. Здесь никаких ограничений быть не должно, пусть родятся сотни или тысячи идей. Важнейший момент метода мозгового штурма — запрещена любая критика и оценка (даже положительная!).
      Ведущий должен строго пресекать любые попытки отклонения в обсуждение того или иного предложения. Это отвлекает от задачи, отнимает время, силы и ухудшает атмосферу, в итоге творческий настрой идет на спад и все превращается в базар. Приветствуются самые сумасшедшие, необычные, абсурдные идеи. Именно из них впоследствии может родиться нечто гениальное. Разрешено подхватывать и улучшать, комбинировать, дорабатывать высказанные предложения, но без всякой оценки.
    • На третьем этапе происходят группировка, отбор и оценка идей. Полезно привлечь в отборочную комиссию людей, не участвовавших в обсуждении. Ведь редко в одних и тех же сотрудниках сочетаются способность к критике и творческое начало, обычно это все же разные люди. Именно на этом этапе производится самая строгая оценка всего придуманного во время генерации идей. Методы анализа мозгового штурма могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей.
      Заказчик мозгового штурма, к примеру основатель компании, если речь идет о придумывании названия, должен еще раз четко сформулировать поставленную задачу.

    Метод синектики. В чем его отличие от метода мозгового штурма?

    В отличие от метода мозгового штурма при синектическом штурме допустима критика, для того чтобы развивать и видоизменять высказанные идеи. Очень желательно составить группу людей, которые привыкнут работать в этом режиме вместе, перестанут негативно реагировать на критику и обижаться, если их предложения будут отвергнуты.

    Суть синектики в том, чтобы с помощью четырех типов аналогий (прямая, символическая, фантастическая, личная) раскачать привычные шаблоны видения предмета. Группа может заниматься каждым типом аналогий по очереди. Также можно решить, что, если возникают внеочередные идеи, их можно высказывать в любой момент:

    • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с чем-то похожим, аналогичным объектом природного или искусственного происхождения. К примеру, если речь идет о названии для нового товара, можно вспомнить, на что он похож. Ершик напоминает морского ежа, сливочное масло аналогично машинному в автомобильном двигателе.
    • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, в случае с мрамором было придумано словосочетание «радужное постоянство». Отшлифованный мрамор покрыт узорами, напоминающими радугу, но эта «радуга» не исчезает со временем, не меняется, остается постоянной.
    • При фантастической аналогии участники штурма представляют несуществующих, вымышленных персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Или придумывают условия выполнения задачи, которые кажутся невыполнимыми, нереализуемыми. К примеру, было бы здорово, чтобы дорога появлялась именно там, где к земле прикасаются колеса автомобиля.
    • Личная аналогия (эмпатия) — прием, когда участник штурма представляет себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. Например, если совершенствуется зубчатая передача, то можно представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить в образ, прочувствовать, что происходит с этой шестерней, какие сложности она испытывает. Считается, что такое перевоплощение значительно снижает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с совершенно новой точки зрения.

    Существует еще множество различных методов, позволяющих придумывать что-то новое как в группе, так и индивидуально. Но для большинства случаев изобретательства достаточно метода мозгового штурма или метода синектики, которые кроме всего прочего способствуют сплочению коллектива.

    Семен Плетнев

    Актуальные материалы раз в неделю

    Подписаться

    Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

    Синектика

    1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе?

    2.

    Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?

    В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

    В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей».

    Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

    Синекторы в своей работе используют аналогии (см.

    схему «Типы аналогий»).Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

    Суть методанахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

    Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.

    Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

    Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

    Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

    Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытаетсяосознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

    Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

    Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

    Определяемое понятиеОпределение
    СигаретаТвёрдый дым
    ВентиляторЖесткий ветер,настольный сквозняк,застывший вихрь
    РастворВзвешенная неразбериха
    КнигаМолчаливый рассказчик,диалог наедине
    ПламяВидимая теплота
    ОблакоЛёгкая тяжесть,воздушная вода,непрозрачная пустота
    ПрочностьПринудительная целостность
    Шлифовальный кругТочная шероховатость

    Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

    Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

    Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

    В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

    1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

    2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

    3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

    4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

    Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП.

    Практическая работа

    1. Конкурс «Генераторы идей»

    • Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).
    • Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

    2. Задача «Балласт».

    В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

    Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

    3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):

    ПредметФункияАналог
    ВолчокВращениеГироскоп
    БамбукОбеспечивает упргость и прочность за счёт пористого строенияКомпозитные материалы
    ПарусПеремещать предметы за счет внешнего воздействия средыТурбинная лопатка

    4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

    1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики?
    2.
    В чем отличие метода синектики от МА?
    3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.
    4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.
    5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.
    Сравнение моделей обучения

    : Синектическая модель | by Sulhadin Öney

    Синектическая модель представляет собой другую и творческую технику решения проблем, разработанную Уильямом Дж. Дж. Гордоном и Джорджем Принсом в 1960 году (Gordon, 1961). Гордон и Принс устраивали мозговые штурмы, которые были очень успешными и эффективными; Синектика стала методом, который люди могут использовать, чтобы помочь им преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, проводя мозговой штурм при выполнении сложных задач. Использование синектики также улучшает способность решать проблемы, поскольку люди будут использовать возможности творческого мышления и воображения.

    Шаг 1: Опишите тему

    На первом этапе мы будем изучать фотосинтез, и учащимся будет предложено написать абзац о фотосинтезе. Мы говорим: «А теперь, как бы вы определили фотосинтез своими словами. Пожалуйста, не стесняйтесь записывать все, что приходит вам на ум».

    Затем учащихся попросят поделиться словами, которые они использовали для описания темы, и мы запишем каждое слово, которое они скажут.

    Шаг 2: Создайте прямые аналогии

    На втором этапе модели учащимся будет предложено изучить список и назвать страну, которая напоминает им как можно больше этих слов.

    Когда их попросят назвать страну, о которой им напомнили эти слова, они перечислят следующее:

    — Египет
    — Россия
    — Китай
    — Сингапур
    — Турция

    Страна слов большинство слов в списке.

    Шаг 3: Опишите личные аналогии

    На третьем шаге синектической модели учащимся будет предложено взглянуть на реальность с точки зрения метафорического объекта, который они выберут. Мы даем студентам немного времени подумать, затем мы попросим их рассказать нам, каково это быть этим объектом, а затем мы запишем их реакцию на доске.

    Когда мы просим подумать о том, каково это быть в Турции, они выражают следующее восприятие.

    Шаг 4: Конфликты сжатия удостоверений

    Четвертый шаг — самый интересный и важный в этой модели. Мы попросим учащихся изучить список описательных чувств, которые они создадут на последнем шаге, и составить пары слов, которые, кажется, противоречат друг другу. Например, наш пример с Турцией может привести к следующему списку.

    — Счастливый и грустный
    — Злой и приятный
    — Веселый и грустный
    — Сильный и усталый

    Все эти сочетания слов кажутся конфликтующими, но каждая пара находится в метафорическом напряжении. Студенты еще раз проголосуют за то, какие комбинации слов содержат лучший сжатый конфликт.

    Шаг 5: Создайте новую прямую аналогию

    Используя сжатый конфликт, выбранный классом, мы попросим учащихся создать еще одну аналогию. Например, если они выберут комбинацию Мутлу и Узгюн, мы попросим учащихся описать животное, которое одновременно является Мутлу и Узгюн. Аналогии будут следующими.

    — Том (Том и Джерри): когда он не голоден, он счастлив. Когда Он пытается поймать Джерри и терпит неудачу, ему становится грустно.

    — Багз Банни: В целом счастлив, но грустен, потому что одинок.

    — Человек-Паук: Он счастлив, потому что у него есть сверхспособности. Ему грустно, потому что у него недостаточно денег.

    Затем снова студенты проголосуют за лучшую прямую аналогию.

    Шаг 6. Пересмотр исходной темы

    На этом шаге мы возьмем последнюю прямую аналогию и сравним ее с исходной темой. Например, в качестве аналогии мы выбрали Человека-паука и попросим учащихся описать его характеристики, а не рассматривать персонажа с точки зрения описания.

    Цель состоит в том, чтобы уйти от первоначальной темы шаг за шагом, а затем вернуться со всеми богатыми образами, которые были созданы в процессе. Важной частью этого шага является то, что каждый ученик слышит мысли и отношения, выраженные другими.

    Затем учащимся будет предложено еще раз письменно описать первоначальную тему. Мы дадим им возможность использовать любые образы, которые были организованы в ходе упражнения, а не только те, которые относятся к последней аналогии.

    Список литературы

    Hummell, Laura, учитель технологий, V66 N3 P22–27 ноября 2006 г., извлечен из https://eric.ed.gov/? , TH, Mintz, S., & Gunter MA (1990/2011). Инструкция по модальному подходу. Бостон: образование Пирсона.

    Андерсон, Л.В., Кратволь, Д.Р., Айразиан, П.В., Крукшенк, К.А., Майер, Р.Е., Пинтрих, П.Р., Ратс, Дж., Виттрок, М.К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума. Нью-Йорк: Пирсон, Аллин и Бэкон.

    Синектика | eduTOOLBOX

    В 1961 году Уильям Гордон разработал модель стимулирования творчества с помощью аналогий или метафор. Предпосылка Гордона заключалась в том, что творческие люди регулярно используют аналогиональное мышление, чтобы поддерживать новые способы рассмотрения вопросов или проблем. Ключом к успешному уроку, который включает в себя синектику , является задача, требующая от отдельных лиц или групп учащихся обнаружения физических, символических или поведенческих связей между знакомым и незнакомым, а также способности описать эти вновь определенные отношения.

    Синектический триггерный механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей. Например, при изучении формы и функции в биологии учащимся показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенными структурными адаптациями. В этом случае изображения используются, чтобы вызвать аналогии между непохожими вещами, такими как гепард и скоростная спортивная машина.

    Реализация

    1. Подготовьте графический органайзер Synectics для каждого учащегося.

    2. Этот обучающий инструмент зависит от конкретной ситуации. Тщательно подумайте об идее, ситуации, концепции, событии или условии, которые вы хотите, чтобы студенты исследовали.

    3. Используйте синектический триггерный механизм, такой как картинка, стихотворение, песня, рисунок и т. д., чтобы начать собственное рассуждение по аналогии.

    · Используйте идеи из природного или искусственного мира, связи с историческими событиями, вашей школой и т. д.

    4. Придумайте личную аналогию для любого из вышеперечисленных элементов.

    · Примечание: Используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.

    · Если аналогия настолько очевидна, что все ее сразу «понимают» без необходимости оригинального мышления, то найдите другую.

    5. Проанализируйте связи, которые, по вашему мнению, существуют в вашей аналогии.

    6. Прежде чем приступить к личным аналогиям, потренируйтесь строить аналогии на примерах вещей, которые имеют сходство, которое легко определить.

    · Акула очень похожа на торпеду, потому что …

    · Ветряная турбина очень похожа на солнечную панель, потому что …

    7. Затем переходите к аналогиям, требующим более абстрактного мышления.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts