В чем проявляется доброжелательность: Почему так важно проявлять доброжелательность

«Будь так добр!»: учим детей доброжелательности

28.05.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Сострадание, эмпатия, доброжелательность… Казалось бы, всё это об одном — хорошем отношении к ближнему. Базовые и неотъемлемые ценности, которые родитель считает «встроенными по умолчанию» в любимое чадо. И потому не видит очевидного, не верит жалобам учителей и не воспринимает всерьёз рассказы знакомых бабушек о том, как нехорошо Петя обходится с Машей.

А бывает и так, что родители настолько уверены в правоте своего ребёнка, что не просто бездействуют, а разделяют его позицию и поддерживают в ситуациях, когда ребёнок дерзит. Подобное поведение родителя представляет большую опасность, так как может провоцировать ребёнка на проявление агрессии.

«У нас в начальной школе с первого по пятый класс жуткий буллинг устроила дочка учительницы. Она прессовала человек пять: и обзывала, и била. Причём под одобрение своей мамы — она тоже терпеть не могла этих детей».

— Ульяна, мама 11-летней Саши

Согласно данным института ЮНЕСКО, обнародованным в 2016 году, 23 % девочек и 27 % мальчиков в возрасте 11 лет подвергались грубому обращению со стороны сверстников не менее 2–3 раз в месяц. [1]

Очевидно, что в особом внимании со стороны родителей в таких ситуациях нуждаются как пострадавшие дети, так и склонные грубить и оскорблять других.

Именно поэтому воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста, школьников и подростков становится важным вопросом.

Содержание:

1. Почему важно уделять внимание воспитанию доброжелательности

2. Причины недоброжелательного поведения

3. Диагностика уровня доброжелательности у ребёнка: тест

4. Как развить доброжелательность у детей разного возраста

Почему важно уделять внимание воспитанию доброжелательности 

Доброжелательность — совокупность позитивных качеств личности: склонности желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять сочувствие и дружеское расположение к людям на бескорыстной основе. Ценность доброжелательного отношения заложена в самой культуре общения: приветствуя друг друга, мы желаем здоровья («Здравствуй!») и добра («Доброе утро!»). Дружелюбный ребёнок стремится видеть лучшее в человеке, разделять радость и сопереживать в трудностях. Это помогает ему находить друзей, получать помощь и поддержку, легче находить решение в трудных ситуациях.

Научим ребенка доброжелательности

Записаться на консультацию СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Недоброжелательность — отрицательное качество: неприязненное, недружелюбное, нерадушное отношение к кому бы то ни было. Оно выражается формами вербальной агрессии: обзывание, высмеивание, колкости и дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, настырные жалобы.

Если игнорировать вербальную (словесную) агрессию, существует риск её перехода в иную форму — физическую.

Сегодня, когда в СМИ всё чаще попадают случаи жестоких способов травли, избиений и даже применения оружия в школьных стенах, вопросы нравственного воспитания особенно актуальны.

Причины недоброжелательного поведения 

Обзывать, грубить, хамить, огрызаться — эти привычки ребёнок приобретает в процессе социализации.

«У нас в детстве во дворе были прозвища, но не обидные, мы с подругой до сих пор друг друга так называем. А сейчас дети очень обидные прозвища придумывают, да ещё и матерные!»

— Ольга, мама 13-летнего Кирилла

Почему же дети склонны проявлять себя недоброжелательно по отношению друг к другу?

1. Сниженный уровень эмпатии у ребёнка

Эмпатия — способность воспринимать мысли и эмоциональное состояние другого человека. Дети очень редко открыто выражают свою реакцию на действия окружающих, говоря: «Мне обидно! Твои слова меня ранят». А взрослые не уделяют достаточного времени воспитанию эмпатии. Не зная, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно, ребёнок может не осознавать последствий своего поведения. Рекомендации, как развивать эмпатию у детей, приведём в заключительной части статьи.

2. Отсутствие самоуважения

Самооценка ребёнка основывается на родительской любви и одобрении. Младенцем он считывает любовь и реакцию близких. Подрастая, начинает понимать, относятся ли окружающие с уважением к нему, его потребностям и желаниям. Затем приходит к ощущению собственной значимости, достигая успехов в занятиях: чтении, обучении, гимнастике… Если же он недополучает поддержки и одобрения, чувствует свою несостоятельность, может возникать желание высмеять или унизить другого человека, чтобы выглядеть лучше за его счет.

3. Потребность отомстить

В таких ситуациях ребёнок действует по принципу логичного перехода из объекта в субъект: когда-то его самого обидели, а теперь он хочет «отыграться». Не всегда месть направлена на обидчика. Например, обиду на родителей за более внимательное отношение к младшим брату или сестре, за частые семейные конфликты он будет скрывать от самих родителей, а вымещать — на сверстниках. Родители же будут недоумевать и задаваться вопросом: «Мой ребёнок обзывается, что делать?».

4. Желание быть принятым в группе

Стремясь быть причастным к какой-либо группе, ребёнок перенимает позицию её лидеров и подавляет аутсайдеров. Как правило, группа имеет чёткое понимание того, что есть «круто», а что — «отстой»:

— У Миши дома нет компьютера? Лузер!

— Настя ходит со старым телефоном? Неудачница!

5. Неспособность к решению проблем

Умение выходить из конфликтов — навык, который школьники выносят из школы вместе с выученными уроками. Едва ли не такой же ценный, как знания. Неумение разрешать по-другому детские споры — одна из наиболее частых причин, почему дети обзываются.

6. Зависть

Зачастую взрослому даже в голову не придёт, что его ребенка гложет зависть. Причиной возникновения горького чувства может быть не столько желание обладать определённым благом, доступным другому, сколько нехватка внимания. Завистливый ребёнок склонен унижать кого-то, чтобы почувствовать себя лучше.

7. Недоброжелательность, направленная на самого ребёнка

Бывает, что в семье не приняты проявления трепетной заботы. Большую часть времени с ребёнком обращаются недружелюбно, и он перенимает такое поведение. В отличие от мести, здесь нет явных негативных стимулов. Подобное обращение становится нормой.

8. Желание властвовать

Ребёнок, обладающий лидерскими качествами, склонен подкреплять свой авторитет, выражая неодобрение по отношению к более слабым детям. Он чувствует своё превосходство, когда дразнится.

9. Невостребованность доброжелательности

Часто, закрывая книгу или заканчивая совместный просмотр мультфильма, родители не побуждают ребёнка к обсуждению, не помогают понять посылы произведения, не объясняют, что недоброжелательность — это плохо.

Другой пример — родители провоцируют подмену понятий. Завершая разговор по телефону на повышенных тонах, мама эмоционально прощается с собеседником: «Ага, удачи! Всего хорошего!». Добрые пожелания, произнесённые с неодобрительной интонацией, обесценивают их смысл.

10. Отсутствие навыков общения

Коммуникабельность — ключевой элемент в построении гармоничных отношений с социумом. Не умея выслушивать, поддерживать и действовать в команде, ребёнок стремится подавлять собеседников.

Диагностика уровня доброжелательности у ребёнка: тест 

Кажется, что в мире нет человека, который знает вашего ребёнка лучше? Сделайте паузу. Знаете ли вы, что смотрит ребенок по телевизору и в интернете? Насколько точно представляете содержание бесед с окружающими? Вероятно, сейчас вы засомневались в твёрдости своего убеждения. Представьте, что ребёнок, который проснулся сегодня — новый для вас человек. Пригласите его на доверительную беседу, познакомьтесь с ним. Вот несколько вопросов, которые помогут выстроить диалог:

  1. Если я дам тебе деньги, сможешь ли ты потратить их на подарки друзьям?
  2. Если твой приятель начнёт рассказывать тебе что-то неинтересное, но очень важное для него, ты выслушаешь его или скажешь, что тебе скучно?
  3. Ты замечаешь, что друг играет в игру хуже. Станешь ли ты высмеивать его неудачи?
  4. В игре ты понимаешь, что шансов на победу не остаётся. Бросишь или продолжишь игру?
  5. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
  6. Надолго ли ты запоминаешь обиду? Будешь ли мстить?
  7. Часто ли ты шутишь над кем-то, осознавая, что шутка может быть обидной?
  8. Тебе нравится помогать другим, когда ты точно знаешь, что справишься с делом?
  9. Тебе нравится говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  10. Когда ты уверен в своей правоте, выслушаешь ли мнение или совет другого человека?

За каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 9 и за каждый отрицательный ответ на вопросы 4, 5, 6, 7, 8, 10 запишите по одному баллу и подсчитайте сумму. Результат свыше 6 баллов говорит о высоком уровне доброжелательности к окружающим. От 3 до 6 баллов — о том, что ребёнок избирателен и добр далеко не с каждым. Менее 3 баллов — повод задуматься над поведением.

За более детальным анализом и помощью в воспитании дружелюбия можно обратиться к специалистам по детской психологии. Существует множество форматов психологической помощи, в том числе дистанционной. Например, можно заказать курс изменения поведения по технологии 7Spsy. Прежде чем приступить к выполнению занятий, ребёнок пройдет полностью анонимное диагностическое тестирование. Плюс такой диагностики: работать с вопросами можно самостоятельно, без оглядки на возможное неодобрение ответов взрослым.

Как развить доброжелательность у детей разного возраста ​

Советский писатель и педагог В. А. Сухомлинский посвящал свои труды становлению нравственности, в том числе и вопросам воспитания доброжелательности у детей разновозрастных групп. Он называл высшей радостью «радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке». [2] Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. Современные институты образования включают различные методы поддержания доброжелательности между детьми в планы воспитательной работы.

Не стоит забывать, что позиции воспитателя и учителя воспринимаются авторитетными тогда, когда не противоречат ценностям, заложенным в семье.

Что такое «просто так»? О занятиях с дошкольниками

Часто родители, стараясь занять малыша, прибегают к спасительному средству — планшету. Дошкольники очень быстро учатся самостоятельно находить интересный и, самое главное, простой и понятный им контент. Сетовать на тему «ему совсем не нравятся добрые мультфильмы» здесь нет смысла. В просмотре такого материала важна сопричастность: садитесь смотреть вместе с детьми, а лучше — всей семьёй. Перед просмотром можно коротко рассказать о содержании, попросить быть внимательным. После предложите обсудить мультфильм, спросите, что думает ребёнок о персонажах и их поступках.
Просмотр таких советских мультфильмов, как «Подарок для самого маленького», «Просто так», «Светик-Семицветик», «Фунтик» способствует развитию эмпатии и доброжелательности у детей. Можно найти и современные мультфильмы, где одни герои поступают по-доброму, а другие — проявляют недоброжелательность и сталкиваются с последствиями этого. Но обратите внимание на продолжительность картины: большинство мультфильмов последних лет длятся от 1 часа и более. Длительный просмотр видеоматериалов может неблагоприятно сказываться на здоровье ребёнка. Оптимальное решение — мультсериалы с короткими сериями: «Уроки доброты», «Смешарики».

Подобные обсуждения можно подходить к совместному чтению книг, походам в кино и в кукольный театр.

Важно показать, что нужно проявлять доброту не только к людям, но и ко всему живому. Учить на своём примере быть бережными с животными и растениями.

Полезно практиковать с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры, например, по методикам Л. С. Выготского или Л. В. Алиповой. Роль взрослого в такой игре — предложить тему, наблюдать и подсказывать, а сценарий и правила игры придумывают сами дети. Несколько возможных тем: «Магазин», «Библиотека», «Водители». Продумывая ход игры, дети должны придерживаться правил, связанных с выбором темы, сюжета игры, распределением ролей, с договоренностью об основных действиях играющих:

  • быть вежливым и добрым, договариваясь об игре;
  • предлагая тему игры, убедиться, что она интересна другим участникам;
  • думать о взаимопомощи;
  • не перебивать и не требовать главных ролей;
  • попросить разрешения вступить в игру, если она уже началась;
  • не бросать игру без согласия других участников.

Игра в рамках установленного свода правил становится отражением общей картины мира и взаимоотношений. [3]

А если подумать? О беседах с детьми младшего школьного возраста

Поход в школу — стресс, который, тем не менее, может и должен принимать позитивную форму: школьник социализируются, учится общаться, вести равноправный диалог и разрешать конфликтные ситуации.

Важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку. Вопрос «Как дела в школе?» не стоит задавать формально. Выслушайте внимательно, спросите, что он думает о поведении одноклассников, собственных поступках. Задавая конкретные вопросы, старайтесь мягко и спокойно обратить внимание ребёнка на альтернативные сценарии:

— В этот раз ты предпочёл хамить и огрызаться в ответ. Давай подумаем вместе, как ты можешь поступишь в следующий раз, если ситуация повторится?

— Ты часто слышишь обзывательства в классе? Как думаешь, почему дети обзываются?

— Что сделаешь, если услышишь, как обзывается одноклассник? Как думаешь, это влияет на отношение других детей к нему?

Мы справимся сами? О работе с подростками

Проблема недоброжелательности может стать серьёзным препятствием для успеха в учебе и построения дружеских взаимоотношений. Что делать, если подросток дерзит и оскорбляет окружающих?

Мнение педагога-психолога Е. В. Дмитриевой: «Наиболее актуальным является осуществление нравственного воспитания в подростковом возрасте, когда происходит бурное развитие самосознания, меняется специфика социальных отношений. В подростковом возрасте происходит жизненный кризис, идёт поиск и структурирование моральных норм и традиционных ценностей». [4]

Стоит учитывать, что именно в этот период усиливается потребность в общении с противоположным полом. Подростку даже под чутким контролем родителей, а иногда и по его причине, сложно разобраться во всём «коктейле» новых чувств.

Доверительные беседы и совместные просмотры фильмов (например: «Чучело» [1983, 12+]; «Заплати другому» [2000, 12+]; «Спеши любить» [2002, 12+]) можно продолжать в том случае, если это не вызывает у подростка отторжения, агрессии.

Если выстраивать комфортный воспитательный диалог с подростком становится всё сложнее, постарайтесь донести важность психологической работы. Объясняя свою позицию, выражайте эмпатию, говорите о пользе, которую принесёт общение со специалистом:

— Понимаю, как тебе сложно, и очень хочу помочь. Мне тоже было тяжело, когда я была подростком. Я хочу помочь тебе научиться справляться с трудностями.

Когда проблема вышла из под контроля и простые обсуждения уже не помогают, то стоит обратиться за помощью к психологам.

Научим ребенка доброжелательности

Записаться на консультацию СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Если ваш ребёнок хамит и грубит вам и окружающим, то курс изменения поведения 7Spsy научит его доброжелательному и уважительному общению. Технология изменения поведения 7Spsy — это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Б. Ф. Скиннера. Метод позволяет заменить негативные установки позитивными и таким образом скорректировать модель поведения ребёнка. Работа по курсу проходит дистанционно, ребенок занимается самостоятельно. Вам нужно будет только помочь ему разобраться в программе тренинга.  Длительность курса составляет от 2 до 6 недель. Занятия можно проходить в удобное время, руководствуясь планом. На протяжении всего курса психолог будет поддерживать ребенка и отвечать на вопросы по удобному каналу связи: по телефону, e-mail или в онлайн-чате.
В результате ребёнок осознаёт, как важно быть доброжелательным, и привыкает к новой модели поведения. Помогая своему ребёнку решить проблему сейчас, вы помогаете ему избежать множества проблем в будущем.

Список источников:
  1. Институт ЮНЕСКО: в России до трети школьников подвергаются травле (https://tass.ru/obschestvo/3541574)
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям (Радянська школа, 1974 г.)
  3. Алипова Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) (https://moluch. ru/conf/ped/archive/149/7685/)
  4. Дмитриева Е. В. Развитие доброжелательности в структуре нравственного воспитания подростков // Педагогические науки (г. Санкт-Петербург, выпуск № 12(66), декабрь 2017 г.) (https://research-journal.org/pedagogy/razvitie-dobrozhelatelnosti-v-strukture-nravstvennogo-vospitaniya-podrostkov/)

    Вам может быть интересно

  • 28.05.2019 Дочкам — машинки, сыновьям — куклы. Просто другие игрушки или трансгендерность?
  • 24.09.2019 Сигареты VS кальян: как одна зависимость сменяет другую
  • 24.10.2019 «Синий кит» и другие группы смерти: как уберечь детей
  • 28.06.2019 Расставание и развод — как научиться жить заново
  • 18.06.2019 12 правил успешного человека: как изменить свою жизнь к лучшему
  • 26.08.2019 Неуравновешенные люди. Можно ли изменить себя и других?
  • 28.02.2019 Как помочь близкому преодолеть зависимость от спайсов или курительных смесей
  • 21.11.2019 Безответственность и лень как норма жизни: можно ли измениться в лучшую сторону?
  • 07. 03.2019 Мой личный Отелло: что делать, если вы столкнулись с ревностью
  • 20.05.2019 Когда еда превращается в проблему: как научить ребенка питаться правильно
  • 03.06.2019 Эмоциональная поддержка помогает победить стресс
  • 19.03.2019 Куда уходит жажда жизни: апатия как болезненное состояние

Мир деятельности. Доброжелательность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 37 г. Сургута ХМАО-Югра Тюменской области

КОНСПЕКТ УРОКА по надпредметному курсу «Мир деятельности»

ТЕМА: ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНИКА. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.

УЧИТЕЛЬ: Тимофеева Лидия Анатольевна

г. Сургут 2014-2015 учебный год

Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность».

Основные цели:

Сформировать представление о понятии «доброжелательность в учебной деятельности».

Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

Деятельностная цель:

Составить эталон «Проявление доброжелательности по отношению к другим людям».

Основные структурные элементы урока:

Новое знание, которое открывают для себя ученики: доброжелательность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Доброжелательность по отношению к другим людям проявляется в мыслях, словах, поступках.

Пробное действие: из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»

Фиксация затруднения: «Я не могу обосновать правильность своего ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».

Фиксация причины затруднения: «Я не знаю ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность к другим людям?»».

Формулировка цели: «Узнать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».

Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано, что доброжелательность проявляется в мыслях, в словах, в поступках.

Оборудование:

1.Демонстрационный материал:

Эталоны: «Два основных этапа учебной деятельности», «Активность в учебной деятельности», «Терпение в учебной деятельности», «Честность в учебной деятельности», «Доброжелательность в учебной деятельности», «Правила работы в группе», «Правила работы в паре».

Карточки для составления эталонов: «Затруднение», «Причина затруднения».

Солнышко с лучиками.

2.Печатный материал:

Задание для групповой работы на этапе актуализации знаний.

Карточки для пробного действия.

3.Наклейки к уроку.

4.Презентация к уроку.

Использование ИКТ.

Ход урока.

УУД, формирующиеся на данном этапе.

Мотивация к учебной деятельности.

— Сегодня урок у нас необычный!

Давайте за руки возьмёмся —

И мы обнимем шар земной,

Теперь друг другу улыбнёмся,

Но только искренне, с душой.

— Я вас рада приветствовать. Здравствуйте! Садитесь.

— Начинаем наш урок по курсу «Мир деятельности».

— Девиз нашего урока такой: «ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, НУЖНО СОВЕРШИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ».

— Почему я выбрала именно такой девиз урока? (Наверное, мы будем открывать новые знания). Верно, а значит, мы будем находиться в учебной деятельности, проходя её два этапа. Какие?(«Чего я не знаю?» «Сам найду способ»).

— Ребята, назовите тему предыдущего урока по курсу «Мир деятельности». («Честность в учебной деятельности»). В течение всей недели вы должны были применять свои знания по этой теме и фиксировать свой результат в «Копилке моих достижений». Откройте учебник на стр. 50. Найдите «Лесенку успеха», посмотрите на лесенку под названием «УМЕЮ». Положите перед собой «Копилку моих достижений», она вам поможет себя оценить. Я вам напомню, что:

— если в течение 5 дней в «Копилке» вы оценивали себя ближе к ромашке, поставьте отметку на нижней ступеньке лесенки. Если вы оценивали себя все дни ближе к розочке – на верхней ступеньке. А если вы оценивали себя примерно на середине шкалы, поставьте отметку на 2-ой ступеньке, а если – выше середины шкалы поставьте отметку на 3-й ступеньке.

Приступили! Учитель следит за правилом посадки за партой.

— Итак, поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам нужно поработать? Молодец! Хвалю тебя за смелость и честность. Работа по данной теме ещё будет продолжаться и у тебя обязательно всё получится.

— Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам ещё надо поработать? Вам нужно тренироваться быть честными по отношению к себе и к окружающим и у вас всё получится.

— Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Молодцы! Закройте учебники и поставьте их на подставку.

Посмотрите на доску. О чём на уроках вам напоминает это солнышко? (О том, какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть успешным в учёбе. )

— Назовите качества ученика, которые вы уже открыли? (Активность, терпение, честность)

— Поднимите руки те, кто убедился, что эти качества помогают хорошо учиться.

— Молодцы! Назовите качества, над которыми вам ещё надо поработать.

— Личностные качества ученика – терпение, активность, честность помогают вам на уроке при какой работе?(При работе в паре, в группе).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1). Актуализация эталонов, активности, терпения, честности в учебной деятельности.

— Сейчас вы поработаете в группах. — Давайте вспомним, какие правила работы в группе вы знаете?

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял — переспроси.

— Соблюдайте эти правила во время работы.

Я сейчас раздам каждой группе один из этих 3-х эталонов.(6 групп). (СЛАЙД 4). В них пропущены слова. Вам нужно восстановить эталоны, написав ручкой нужные слова. Объединились в группы. Приступили.

— Проверьте свою работу. (СЛАЙД 4).

— Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Активность»? Когда ученика можно назвать активным?( Когда он с желанием делает всезадания).У вашей группы какой ответ? (спросить у другой группы).

— Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Честность». Ученик должен быть честным по отношению к кому? (К себе, к другим). У вашей группы какой ответ?

— Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Терпение». Когда ученик должен проявлять терпение?(При выполнении работы; по отношению к другим, например, выслушать ответ одноклассника до конца).

— Сегодня на уроке вы узнаете ещё об одном качестве ученика, которое поможет вам соблюдать правила работы в группе и в паре.

— Сейчас вы будете очень внимательно смотреть отрывок из мультфильма, который называется «Просто так». Это поможет вам узнать, о каком качестве ученика мы будем говорить на уроке.

2). Актуализация представлений о доброжелательности. — Те, кто смотрел этот мультфильм полностью, расскажите, что было дальше? (Ослик подарил букет собачке, собачка – медвежонку, медвежонок – белочке. И все становились радостными).

— Как вы думаете, почему они дарили букет друг другу, ведь букет был такой красивый, могли и себе оставить? (Они хотели поднять другим настроение).

— Какими качествами обладают все герои этой истории? (Они добрые, не жадные…)

— Верно. Они желают друг другу добра.Вслушайтесьв эти слова «добро»,«желать».(СЛАЙД 5). Попробуйте соединить их в одно слово. Какое это качество? (Доброжелательность). (СЛАЙД 5), АНИМАЦИЯ 2. Повторите хором. Кто догадался, как называется тема нашего урока?

Верно!

Мы продолжаем с вами изучать «Личностные качества ученика». И сегодня мы откроем ещё одно качество ученика — Доброжелательность. (СЛАЙД 5). Расскажите, как мы будем открывать новые знания? (Мы сначала поймём, чего не знаем, а потом сами найдём способ).

3). Задание для пробного действия.

— Что я вам сейчас предложу?

— Я вам сейчас предложу задание для пробного действия.

— Внимательно слушаем. Ответьте на вопрос: «В чём должна проявляться доброжелательность к другим людям? Варианты ответа лежат у вас в конвертах. Откройте конверт и достаньте карточку с тем ответом, который вы считаете верным.(СЛАЙД 6).На выполнение задания даю 1 минуту. Приступили. Время закончилось.

Поднимите руку те, кто не смог выбрать ни одной карточки? На какой вопрос вы не смогли ответить?не могу ответить на вопрос, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

— Поднимите руку те, кто выбрал одну карточку. Все результаты выношу на доску. Какие карточки выбрали?

— Поднимите руку те, кто выбрал две карточки. Какие карточки выбрали?

— Поднимите руку те, кто выбрал три карточки. Какие карточки выбрали?

— Что вы видите? (У нас у всех разные ответы). Учитель обводит правильный ответ.

— Кто получил неверный ответ? Что тебе помешало выполнить правильно? (Я не могу ответить верно, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

— Кто получил верный ответ? Вы можете обосновать правильность своего выбора? (Я не могу обосновать, что сделал правильно).

— Это значит, вы столкнулись с чем? (С затруднением). (СЛАЙД 7).

3.Выявление места и причины затруднения.

— Итак, какое задание вы выполняли?(Нам надо было выбрать карточки, которые показывают, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).

Как вы поняли, что у вас затруднение? Посмотрите на эталон, с каких слов мы начинаем свой ответ? (Я не могу…).

— Что вы не можете?

— Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать и найти причину затруднения).

— С каких слов вы начинаете формулировать причину затруднения? (Я не знаю…).(СЛАЙД 7).

— В чём причина вашего затруднения? Что вы не знаете?

(Мы не знаем, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Значит, какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).

— Давайте уточним тему нашего урока.(Личностные качества ученика. Доброжелательность.)

5. Реализация построенного проекта.

— Как мы воспринимаем затруднение? (Радуемся ему).

— Порадовались затруднению. Ура, затруднение!

— Давайте вспомним пробное действие. (СЛАЙД 8). Что нужно было сделать?

1. – Те, кто выбрал карточку «в словах», объясните, почему вы ее выбрали? Ответы детей.

— При какой работе на уроке вам нужно обращаться друг к другу добрыми словами? (в паре или группе)

— Почему вам нужны именно добрые слова?Ответы детей. Хорошо, вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в словах. (СЛАЙД 8).

2. — Те, кто выбрал карточку «в поступках». Объясните, почему вы ее выбрали? Ответы детей.

— Получит ли группа хороший результат, если ученик будет вести себя в группе не по-доброму? (нет )

— Почему? Вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в поступках.

3.— Кто выбрал карточку «в мыслях»? Почему? (Если человек думает плохо или желает другому человеку чего-то плохого – он не доброжелательный).

Тот, кто плохо думает, может и сделать плохо.

Значит, доброжелательность проявляется ещё и «в мыслях».

4.— Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Эталон). Какой вывод мы сделаем? Доброжелательность должна проявляться сразу с трех сторон: и в мыслях, и в словах, и в поступках.

— Вы можете утверждать, что справились с затруднением? (Да)

— Как вы можете это доказать? (Мы узнали о доброжелательности в учебе и составили эталон).

— Найдите в учебнике наклейки и приклейте их в эталон на стр. 51.

— На лучике солнца, что напишем? Доброжелательность (сокращённо Д.). Учитель открывает на солнышке лучик со словом «доброжелательность».Раскрасьте лучик жёлтым цветом.(СЛАЙД 9).

Физкультминутка «Два друга» (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают).
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красные и у меня щёчки красные,
У тебя губки алые и у меня губки алые.
Мы два друга, мы любим друг друга

(обнимаются).

Итак, новое знание открыли, какой следующий шаг? (Потренироваться, закрепить).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Во время какой работы вам будет помогать открытый вами эталон? (При работе в паре и группе).

Давайте потренируемся быть доброжелательными, для этого поработаем в паре.

Вспомнитеправила работы в паре.

1. Работать должны оба.

2. Своё несогласие высказывай вежливо.

3. Один говорит, другой слушает.

4. Если не понял, переспроси.

— Соблюдайте эти правила при работе в парах.

1. Каждая пара должна назвать друг другу по одному доброму слову. В паре слова не должны повторяться. Кто выполнил задание – руки в замочек. Какие слова вы назвали?

2. Вспомнить или придумать жест, который желает добра другим людям.(Воздушный поцелуй, знак «виктория» — победа, всё будет «ок». Какие у вас жесты?

3. Послушайте следующую ситуацию:

«На уроке Игорь и Коля работали в паре. Игорь допустил ошибку. Коля, молча, толкнул соседа в бок» (СЛАЙД 10).

— Как поступил Коля? (недоброжелательно)

— Чем вы можете это доказать? (Эталоном: Коля недобро поступил).

— Как может поступить Игорь? (Дать сдачи, нагрубить, плохо подумать…).

Сейчас я открою вам секрет: поступки людей, их мысли и слова связаны между собой: как поступит, скажет, подумает один, так ответит и другой.

— Получат ли мальчики хороший результат, если будут недоброжелательны друг к другу? (Нет, так как им будет трудно работать в паре).

— А, если Игорь не станет отвечать плохим, а улыбнется и скажет: «Давай работать дружно!», изменится ли ситуация на положительную? (Да, Коля больше так делать не будет, и они вместе смогут получить результат).

Только хорошим поступком можно исправить плохой. Вы молодцы, что это поняли!

Прежде, чем ответить на плохой поступок, надо остановиться и подумать, хотите ли вы поступить так же плохо?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Пришло время самостоятельной работы. Но сначала проговорите еще раз новое знание по эталону. (СЛАЙД 11). (Ученик должен быть доброжелательным в словах, в мыслях, в поступках).

— Откройте ваши учебники на стр. 52, найдите задание №1, я вам буду зачитывать ситуации, а вам надо в клеточке поставить «+», если ученик выполнил все правила доброжелательности, и «-», если каких-то правил он не выполнил. Итак, первая ситуация. (СЛАЙД 11).

Ситуация1:На уроке у Кати перестала писать ручка, и она никак не могла найти запасную. Игорь достал свою и положил рядом с Катей. «Это мне?» — спросила девочка. «Тебе!» — ответил Игорь. А сам подумал: «Ну, ты и Маша-растеряша… »

После выполнения задания оно сразу разбирается с опорой на эталон. В данной ситуации уточняется, что Игорь увидел, что у Кати проблема, он был доброжелательным в словах (слайд 11,анимация 2), в поступках (слайд 11,анимация 3),но не в мыслях (слайд 11, анимация 4).

— Теперь подумайте над второй ситуацией. (СЛАЙД 11).

Ситуация2:«На уроке ребята работали в группах. Олегу очень хотелось представить результат работы перед классом. Но группа решила, что защищать их работу пойдет Вика. Олег сказал: «Я согласен!» И подумал при этом: «Желаю Вике успешно представить нашу работу. Я в любой момент могу ей помочь».

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после этого оно проверяется с опорой на эталон. Дети обосновывают, что мальчик был доброжелательным и в словах, и в поступках, и в мыслях.(Слайд 11, анимация 7).

Учащиеся сравнивают свой ответ с образцом для самопроверки на Слайде11, анимация 8.

— У кого есть ошибки?

— Как вы думаете, почему они появились?

— Если есть ошибки, то около слов «Мой результат» поставьте «?», а если оба ответа правильные, то «+».

— Молодцы! (Слайд11, анимация 9-10).

8. Включение в систему знаний.

1. – Почему доброжелательность важна для людей? (Добрые дела делать приятно; Добро всегда возвращается добром; Получается лучший результат…)

— Кроме уроков, где в жизни вы что-то делаете вместе с другими детьми? (Соревнования в спорте, игры на улице с друзьями…)

— А можно ли быть доброжелательными к себе? (Да)

— Может ли этот эталон пригодиться для общения в семье, в играх с другими ребятами? (Да)

2. Объясните смысл пословицы: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». (Не надо никому делать плохо. Неприятность может случиться и с тем человеком, который желает или делает плохо другим.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— Подведем итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

(Мы открыли новое качество ученика-доброжелательность). (СЛАЙД 12).

— Расскажите, как вы открыли новое знание? (Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое).

— Как вы записали новое знание, что составили? (Мы составили эталон).

О чём говорит эталон? (Доброжелательным ученик должен быть в мыслях, словах и поступках.)

Закончите предложение: «Я хочу быть доброжелательным, так как…»(Чтобы у всех было хорошее настроение, не было обид, доброжелательные ученики достигают лучшего результата).

Теперь оцените свою работу на «Лесенке успеха». Найдите лесенку со словом «Знаю»на стр. 52.

— Те, кто разобрался, для чего ученику нужно быть доброжелательным, и сам может об этом рассказать своим друзьям, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те ,кто не понял, для чего ученику нужно быть доброжелательным – на нижнюю. А у кого остались небольшие вопросы – на 2-ю или 3-ю ступеньку.

— Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке? Почему? Хвалю за честность и смелость. Выяснить в чём возникла сложность, и помочь уточнить новое знание.

— Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Почему?

— Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Почему?

— Молодцы! А сейчас я предлагаю нашим гостям подарить сладкие цветы, которые мы с вами сделали на внеурочной деятельности, «просто так», как в мультфильме. Дети дарят цветы под музыку.

— Занятие закончено. Все встали. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу. Поблагодарите гостей, за то, что они к нам пришли. Я вас тоже благодарю за работу на уроке. Всем спасибо!

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

— общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением),волевая саморегуляция.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

— общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

— логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

— общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

От добра добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Доброе дело дороже богатства.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Пословицы для работы:

Доброе слово лечит, злое – калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Доброе дело питает душу и тело.

«Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему-то научился».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/139001-mir-dejatelnosti-dobrozhelatelnost

Благотворительность Определение и значение — Merriam-Webster

быть · невнимательность bə-ˈnev-lən(t)s 

-ˈne-və-

1

: склонность делать добро

король, известный своей доброжелательностью

2

а

: акт доброты

б

: щедрый подарок

3

: обязательный взнос или налог, взимаемый некоторыми английскими королями, не имеющими иных полномочий, кроме требования прерогативы (см. прерогативное толкование 1b)

Знаете ли вы?

Часть доброжелательность происходит от латинского корня, означающего «желание». Романы Чарльза Диккенса часто включают доброжелательная фигура, которая в какой-то момент спасает главных героев—Mr. Браунлоу в Оливер Твист , Абель Мэгвич в Большие надежды , Мистер Джарндис в Холодный дом , Эбенезер Скрудж в Рождественская песнь . Чтобы быть доброжелательным, иметь деньги полезно, но это не обязательно; помощь нематериального характера может оказаться и спасительной благотворительностью.

Синонимы

  • благо
  • любезность
  • пользу
  • благодать
  • снисходительность
  • доброта
  • милосердие
  • сервис
  • повернуть
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

скромный, а также бескорыстный, он отказывался от любого публичного признания своих многочисленных благодеяний сообществу ее доброжелательность по отношению к своим сотрудникам была такова, что она фактически разрешила одному временно жить в своем доме

Недавние примеры в Интернете Доброжелательность работодателей — ужасно шаткая подстраховка. — Мелисса Йелтсен, The Atlantic , 18 августа 2022 г. Ближе к субботнему вечеру в Вашингтоне пошел дождь, достаточно тихий, чтобы просвечивать заходящее солнце, в живописные моменты, которые, казалось, улучшали настроение.0037 доброжелательность дня в конце июля. — Washington Post , 25 июля 2021 г. Но эта доброжелательность угаснет, если хотя бы один из этих фильмов не будет снят. — Борис Кит,
The Hollywood Reporter
, 12 апреля 2023 г. Украина опустилась на 92-е место среди самых счастливых стран (исходя из среднего показателя за три года) с 69-го.место в 2021 году после российского вторжения в прошлом году, хотя в исследовании отмечается, что благотворительность выросла до рекордного уровня — увеличившись более чем на 70 процентов как для пожертвований, так и для помощи незнакомцам. — Джесс Уэзербед, The Verge , 20 марта 2023 г. Глобальная благотворительность , как сообщается, на четверть выше, чем до пандемии коронавируса. Украина — не единственная страна, в которой уровень благотворительности и родства выше среднего. — Джесс Уэзербед, 9 лет.0037 Грань
, 20 марта 2023 г. Расследование ведется с твердостью, умеренной благожелательностью , не позволяя субъекту опрометчиво уйти из жизни, но предоставляя быстрые средства смерти тому, кто рационально желает выхода. — Лиза Уэллс, Harper’s Magazine , 13 марта 2023 г. Но целое благоволение , но смелое, свирепое и свободное. — Кэролин Тверски, 9 лет.0037 Семнадцать , 20 января 2021 г. В каталоге шоу говорится, что такие изображения могли вызывать сочувствие и благожелательность , а также ощущение, что внешние признаки немощи являются признаком личных недостатков. — Стивен Литт,
, Кливленд,
, 23 октября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «доброжелательность». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

см. доброжелательный

Первое известное использование

14 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование доброжелательности
было в 14 веке

Посмотреть другие слова из того же века Беневенто

доброжелательность

доброжелательный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Доброжелательность».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/benevolence. По состоянию на 14 июня 2023 г.

Ссылка на копию

Детское определение

Доброжелательность

существительное

быть · невнимательность bə-ˈnev(-ə)-lən(t)s 

: доброта, щедрость

Еще от Merriam-Webster о

доброжелательность

Английский: Перевод benevolence для говорящих по-испански

Britannica English: Перевод benevolence для говорящих на арабском языке

Britannica.com: Энциклопедическая статья о benevolence

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

лукавить

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Доброжелательность Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Основные определенияПримерыБританский

[ buh-nev-uh-luhns ]

См. синонимы для: benevolencebenevolences на Thesaurus.com


существительное

  1. желание делать добро другим; доброжелательность; благотворительность: быть наполненным благожелательностью по отношению к своим собратьям.

  2. акт доброты; благотворительный дар: она завещала много благодеяний из своего огромного состояния.

  1. История английского языка. принудительный взнос государю.

Происхождение благотворительности

1

Впервые записано в 1350–1400 гг.; Среднеанглийский, от латинского bevolentia; см. происхождение в доброжелательность, -ence

Противоположности доброжелательности

1 недоброжелательность
См. антонимы к доброжелательность ence на Thesaurus.com

Другие слова из слова доброжелательность

  • не·be·nev ·o·lence, сущ.
  • su·per·be·nev·o·lence, сущ.
  • недоброжелательность, существительное

Слова рядом благожелательность

  • Бенемид
  • бенепт
  • Бенеш
  • Бенет
  • 900 53 Беневенто
  • Благотворительность
  • Благотворительность
  • Благотворительный и Защитный Орден Лосей
  • доброжелательный сексизм
  • Benfleet
  • Бенг.

Dictionary.com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Как использовать выражение доброжелательность в предложении

  • Статуя Дивайн благожелательно и с тем же пониманием, которое Ребекка проявляет ко всем художникам, которые не вписываются в общество, наблюдает за иностранными гостями. Эд Гантс | 21 июля 2021 г. | Washington Blade

  • Длинная дуга истории указывает на нашу доброжелательность и сотрудничество как вид, а настоящая наука только сейчас догоняет и меняет взгляды исследователей на предметы от экономики до психологии.

    Рутгер Брегман о том, почему он верит в человечество | Райан Крог | 11 мая 2021 г. | Вне Интернета

  • Некоторые зависели от небольших пожертвований, другие от благотворительности богатых покровителей.

    Восстановление доктрины справедливости не может предотвратить появление нового Раша Лимбо | Хизер Хендершот | 19 февраля 2021 г. | Washington Post

  • Именно этот намек на доброжелательность делает его, пожалуй, самым сложным президентом видеоигр, который у нас когда-либо был.

    Лучшие президенты в видеоиграх | Джин Парк | 20 января 2021 г. | Washington Post

  • В сообществе он установил стандарты вовлеченности и доброжелательности .

    Джон Уолл подарил Волшебникам последнее великое воспоминание. Потом все развалилось. | Джерри Брюэр | 3 декабря 2020 г. | Washington Post

  • Возможно, помимо какой-то внутренней доброжелательности причина, по которой Джон Маккейн решил не идти по этому пути.

    Возвращение преподобного Райта | Майкл Томаски | 17 мая 2012 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Я думаю, что вампир по-прежнему ассоциируется с красотой, очарованием, элегантностью, великой силой, тайной доброжелательностью и добротой.

    Энн Райс о сверкающих вампирах, «Сумерках», «Настоящей крови» и оборотнях | Марлоу Стерн | 23 ноября 2011 г.

    | THE DAILY BEAST

  • И ваш нынешний стиль убеждения предполагает умеренную напористость с апломбом, грубую силу с доброжелательность .

    Гороскопы на 12-18 июня 2011 года | Старски + Кокс | 12 июня 2011 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Он был шерифом Парижа в 1770 году и проводил свой досуг в целях благотворительности , пока революция не захлестнула его.

    Историко-хронологическая книга на каждый день | Джоэл Манселл

  • Он упомянул имя женщины, хорошо известной в Саммервилле своим сильным характером и мудрой доброжелательностью .

    Пропавший герой | Элизабет Стюарт Фелпс Уорд и Герберт Д. Уорд

  • Все доброжелательность ее натуры сменилась гневной горечью и полным презрением.

    Мир до них | Сюзанна Муди

  • Все это мистер Дин слушал в полной тишине, терпеливо и с улыбкой всеобщего благожелательности .

    Чердак и сад | Р.М. Ballantyne

  • В манерах приветливый, а в доброжелательность непревзойденный плантатор из Кентукки заслуживает всеобщего одобрения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts