В чем состоит достоинство человека: ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА | это… Что такое ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА?

Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность

Библиографическое описание:

Усманов, Ж. Б. Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность / Ж. Б. Усманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1530-1532. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18536/ (дата обращения: 12.06.2023).

В общественно-философской, политико-правовой мысли существуют такие вопросы, которые считаются “вечными проблемами”. Одной из таких общефилософский, общеисторических тем, которые присущи для всех эпох развития человечества, является проблема достоинства человека. Эта проблема имеет большое научное, практическое, социальное значение в эпоху коренных исторических поворотов, переоценки всех ценностей. По этой причине эта тема всегда занимает важное место в философии.

Достоинство человека с первого взгляда кажется простым понятием. Однако, это не так. Вереница событий далёкого и близкого прошлого, развитие философской мысли, деятельность человечества показывают что не всякое учение, государство, эпоха, человек способны осилить тяжесть данного понятия.

Развитие общества и прогресс культуры невозможны, если в центре не находится полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства. По мнению С. А. Шаракшанэ, «Достоинство — константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. …Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации». [7]

В философской литературе достоинство человека — это философское понятие, выражающее позитивное значение личности, его социальной деятельности. Позитивность проявляется, прежде всего, в том, что “человек — высшая ценность”. В этом полном смысла тезисе, в этой идее, содержащей жизненную философию, отражено то, что каждый человек имеет индивидуальную социально-духовную значимость, абсолютную ценность.

Как известно, в человеческом обществе имеются различные ценности: политические, духовные, личные, национальные, общечеловеческие, ложные (преходящие) и истинные (вечные). Анализ любой системы ценностей показывает, что в них ценность и достоинство отдельного человека и всех людей стоит на первом месте. Потому что человек сам везде ищет ценность, стремится познать и проявить свою ценность, своё достоинство. А.Шопенгауэр называет это волей к жизни, Ф.Ницше — волей к господству, А.Адлер — стремлением к значимости.

Итальянский экономист Галиани ещё в XVIII веке утверждал, что “истинное богатство — это человек”. Представитель философского прагматизма У.Джемс писал, что “и в своей познавательной деятельности, и в практической деятельности мы творцы… человек создаёт истину в отношении к миру” [3, 15], человек сам — первейшая истина.

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [5]. Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Большой интерес представляет мысль А. И. Герцена о гармоничном сочетании личных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшее нравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволия есть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетании личного и общественного в жизни и действиях человека А. И. Герцен усматривал нравственное достоинство человека — человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком. [4]

Среди зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этого направления является Боранецкий, который считал достоинство критерием нравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основа всех ценностей. «Без категории достоинства… в мире не могло бы быть не ценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд»

А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.

Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. [4]

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего — Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Все общечеловеческие ценности, онтологическая основа всех правовых и политических норм, их суть происходят из принципа “Я существую, значит я имею достоинство”. Основная социальная ценность, абсолютное достоинство человека не в том, что он является основной производительной силой в создании материальных и духовных богатств, а в том, что личность существует в пространстве и времени как самостоятельная единица, имеющая свои цели, свои неприкосновенные права и свободы.

Жизнь человека, его достоинство, его ценность своими социологическими и гносеологическими корнями тесно связаны с гуманизмом. Гуманизм — означает “борьбу за всесторонне проявление ценности человека, его свободы, способностей, обеспечение счастья человека, его равноправной, справедливой жизни, создание всех условий для проявления всех принципов человечности” [2, 69].

Индивидуальность, её конкретный вид играет большую роль при переходе к свободному обществу, где ценится человек. Приоритет индивидуальности является сущностным признаком современного мировоззрения, основой и целью прогресса общества. Как подчеркивал И. А. Каримов, “в отношениях человека и государства интересы человека должны быть приоритетными”.

Конечно же, в сложных социальных структурах структурные единицы не ограничиваются человеком. При рассмотрении проблемы ценности и достоинства человека, кроме принципа “Каждый человек — высшая ценность”, необходимо рассматривать также сущность и содержание социально-политического строя, стабильность демократических, правово-политических механизмов, их развитие или кризисное состояние, их направленность на признание ценности человека или на непризнание и т. д. За все это отвечают не невидимые безличные структуры, а реальные люди. Таким образом, если общечеловеческая сущность идеи ценности и достоинства человека имеет характер абсолютных принципов, то, в свою очередь, ей присуща и ответственность.

Имеются различные взгляды, различные подходы к раскрытию понятия “достоинство человека”. В частности, русский философ В.Соловьев пишет, что “ценность человека и его духовное значение впервые проявляются в персональной жизни”.

Таким образом, суть понятия человеческое достоинство видится в онтологической основе прав человека, во взаимном уважении общества и личности, государства и гражданина, человека и человека, то есть в толерантности.Мыслители прошлого видели достоинство и честь человека в его правах и свободах. Без прав человека его ценность становится нереальным понятием. В свою очередь, права человека тоже начинаются с осознания его достоинства и ценности. Следовательно, в общественной жизни “каждый человек — высшая ценность”, и в процессе такого становления личность для государства и общества, государство и общество для личности составляют ценность. Личность в осознании ценности себя и других, должна обладать также и правами человека.

В настоящее время Узбекистан признает и соблюдает международные акты по правам человека. “В Республике Узбекистан демократия основывается на общечеловеческих принципах, согласно им человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью” [1, 7].

 

Литература:

 

1.      Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. — Т., 1999.

2.      Мустақиллик: Изоҳли илмий-оммабоп луғат. — Т., 2000.

3.      Джеймс У.Прагматизм. — М., 1910.

4.      История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.

5.      Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

6.      Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

7.      Шаракшанэ С. А. Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: диссертация… кандидата философских наук.- Ростов-на-Дону, 2007.- 161 с. URL http://www.dslib.net/religio-vedenie/dostoinstvo-cheloveka-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-osmyslenija.html

Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, достоинство человека, человеческое достоинство, высшая ценность, ценность, Адлер, государство, онтологическая основа, собственное достоинство, Узбекистан.

Этюд о человеческом достоинстве | Журнал ПАРТНЕР

«Партнер» №11 (110) 2006г.

 

 

Григорий Калихман (Дортмунд)

Понятие о собственном достоинстве – более сильный стимул нравственности, чем всякие уложения о наказаниях. Сен-Симон

«Достоинство человека определяется его качествами, а не нарядами или титулами. Измеряйте его без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Обладает ли его тело здоровьем и силой? Какая у него душа? Одарен ли он способностями и всеми надлежащими качествами? Достаточно ли в нем уверенности и уравновешенности? Вот в чем надо дать себе отчет, чтобы судить о достоинстве человека». Эти слова Мишель Монтень написал в XVI веке, когда сказанное вовсе не являлось самоочевидным. Тогда, и не только тогда, принято было считать, что чем выше сословное положение человека, чем пышнее его титул, чем он богаче, тем выше его достоинство.

Что собой представляет и в чем проявляется человеческое достоинство? Ответить на этот вопрос совсем непросто. Например, Толковый словарь русского языка дает такое, с позволения сказать, определение: «Достоинство – это совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества человека». С таким определением трудно согласиться. Мне представляется, что достоинство определяется не столько наличием каких-то положительных, сколько отсутствием определенных негативных качеств. С одной стороны, высокомерия, чванства по отношению к низшим, а с другой — угодничанья, подхалимства, заискивания перед вышестоящими. Человек не может обладать всеми положительными качествами, а вот избавляться от отрицательных вполне по силам каждому. Писал же когда-то А.П.Чехов, что он всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А что мы понимаем под выражением «вести себя с достоинством»? На этот вопрос лучше всего ответил А.С.Пушкин, описывая Татьяну Ларину:

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей. Все тихо, просто было в ней.. .

А чуть дальше Пушкин говорит о достоинстве, которое присуще людям «в высоком лондонском кругу». Почти за сто лет до Пушкина один из английских аристократов, лорд Честертон, в своих знаменитых нравоучительных письмах к сыну писал: «Достоинство уважают даже самые заносчивые люди. Ты должен беречь свое достоинство, как зеницу ока. Стоит людям только заподозрить тебя в несправедливости, заносчивости, злонамеренности, вероломстве, лжи и т.п., как никакие таланты и никакие знания не помогут тебе добиться их благоволения, уважения или дружбы.»

Издавна считается, что чувство собственного достоинства является отличительным качеством английского джентльмена. В дословном переводе с английского слово джентльмен (gentleman) означает «вполне порядочный человек». Толковый словарь русского языка дает такое определение: «Джентльмен – это человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения, принятые в буржуазно-аристократическом обществе». Поди разберись, хорошо это или плохо, соблюдать упомянутые нормы и правила. А вот другое определение, которое мне нравится гораздо больше: джентльмен – это человек, рядом с которым каждый чувствует себя джентльменом.

Тот, кто унижает достоинство другого человека, никак не может считаться джентльменом. Вспоминаю такой эпизод. Однажды я пришел в гости к своей знакомой, у которой какие-то люди делали ремонт квартиры. Хозяйке что-то не понравилось в их работе, и она начала отчитывать своих мастеров. Она не кричала, но делала свой выговор в столь резкой и грубой форме, что мне стало стыдно за унижение этих людей, и я поспешил уйти. С тех пор прошло много лет, но я до сих пор помню этот случай и не могу простить себе, что не решился вступиться за достоинство этих людей, тем более что такое вмешательство мне ровным счетом ничем не грозило. Просто не захотелось портить отношения со своей знакомой из-за чужих людей. Кстати, нередко мы поступаем недостойно из ложно понимаемого чувства неловкости или неудобства.

Кто скажет, на чем зиждется чувство собственного достоинства? На осознании своей красоты, ума, добродетели, модной одежды, шикарного автомобиля или на занимаемой должности, чинах, званиях, прошлых или нынешних заслугах, а может, на чем-то еще? Когда появляется и в чем проявляется это чувство? Наличествует оно всегда или проявляется только при благоприятных обстоятельствах?

Трудно ответить на эти вопросы. Обратимся к литературе. Наверно, из всех русских классиков А.П.Чехов наиболее скрупулезно исследовал вечный вопрос о человеческом достоинстве. Множество великолепных рассказов посвятил он этой теме. Один из них называется «Упразднили!». В нем речь идет о том, что были отменены звания офицеров, находящихся в отставке, и обращения, соответствующие этим званиям. По этому поводу главный герой рассказа, отставной прапорщик Вывертов, говорит: «Ежели я теперь не прапорщик, то кто же я такой? Никто? Нуль? Стало быть, мне может теперь всякий сгрубить, на меня тыкнуть?» По-видимому, ему и в голову не приходила мысль о том, что каждый человек, будь он прапорщик или не прапорщик, достоин уважения хотя бы потому, что он является неповторимой личностью.

Можно ли измерить человеческое достоинство? Такой вопрос представляется чисто риторическим. Однако великий русский критик Виссарион Белинский говорил, что мерой достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, но он почему-то умолчал, является ли истинным обратное утверждение.

Советская власть вместе с отменой сословных привилегий упразднила такие «дворянские привилегии», как чувство чести и чувство собственного достоинства. Из классической литературы мы знаем, что дворяне вызывали друг друга на дуэль, если считали, что задета их честь, т.е. чувство собственного достоинства, или просто стрелялись, когда не могли получить сатисфакцию, т.е. удовлетворение. Вспомните хотя бы «Поединок» А.И.Куприна.

Можно сказать, что человек, достоинство которого растоптано, уже не является в полной мере человеком. Сравнительно недавние беспорядки во Франции, когда разъяренные иммигранты из арабских стран устроили вакханалию вандализма, аналитики объясняли выходом наружу гнева, вызванного подавлением чувства собственного достоинства. То же самое можно сказать и о демонстрантах, протестующих против опубликования карикатур на пророка Мухаммеда или против высказываний папы Бенедикта XVI. Трудно представить, чтобы уверенный в себе и в своей человеческой ценности человек устраивал погромы на улицах.

Само собой разумеется, иммиграция – это серьезное испытание для каждого человека. Всякий, кто постоянно находится в чужой и чуждой ему среде, с трудом сохраняет чувство собственного достоинства. Незнание языка, обычаев и культуры страны пребывания и, как следствие этого, боязнь почувствовать себя людьми второго сорта заставляют иммигрантов замыкаться в языковом и культурном гетто. Они зачастую даже не стремятся преодолеть внутреннюю зажатость и поддерживают чувство собственного достоинства, рассказывая друг другу о своих прежних заслугах и достижениях.

Воспитывать чувство собственного достоинства можно всю жизнь, а для того, чтобы лишить человека этого чувства, достаточно нескольких мгновений. Для этого его нужно всего-навсего сильно унизить. Существует бесчисленное множество способов унижения. В одном случае заставляют нашить на одежду желтую звезду, в другом – срезают со штанов пуговицы, в третьем – просто избивают, даже не говоря за что. Последние два способа практиковались советскими органами «защиты правопорядка». Вообще в тюрьмах, концлагерях и прочих «исправительных» заведениях вся система нацелена на унижение человеческого достоинства, чтобы сломить человеческую личность. Сколько мы видели картин, где человеческое достоинство попирается самым невероятным образом. И происходит это не только в странах с тоталитарным режимом, но и в демократических странах. Фотографии, показывающие надругательства над заключенными в американских и английских тюрьмах и на базе Гуантанамо, обошли весь мир.

Шестьдесят с лишним лет назад только что вступивший в должность президент США Гарри Трумэн, выступая 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско, сказал: «Мы должны построить новый, гораздо лучший мир, в котором всегда будет уважаться человеческое достоинство. » Однако и сегодня вряд ли кто-то сможет утверждать, что человечество уже достигло этой цели или хотя бы заметно приблизилось к ней.

Сильно ли изменилось наше сознание за 450 лет, прошедшие с тех пор, когда жил Монтень? Вряд ли. Широкая публика до сих пор считает, что есть люди, высокое достоинство которых определяется их высоким происхождением. Всем известно выражение: «Короля играет свита». Переносясь из театральной жизни в жизнь обыденную, можно сказать: Короля играют средства массовой информации. Если бы газеты, журналы и телевидение регулярно не сообщали нам о жизни королевских, княжеских и герцогских семей, у нас бы никогда не возник вопрос: Насколько удачен брак испанского наследного принца Филиппа с его женой Летицией? Или: Кто будет после Филиппа наследовать испанский престол? Да мы вряд ли и доживем-то до этого времени. Однако журналисты, специализирующиеся на светской и скандальной хронике, «впаривают» нам эту информацию, добывая таким образом себе на пропитание. На что только они ни идут, используя самые недостойные методы, чтобы подсмотреть, подслушать или, в крайнем случае, выдумать сенсационную информацию, совершенно не считаясь с тем, что, в конце концов, речь идет о живых людях, которые могут переживать и страдать точно так же, как и мы, простые смертные. Неужели английский принц Чарльз и его нынешняя жена Камилла — это те люди, об интимной жизни которых я должен знать мельчайшие подробности? Великий английский поэт лорд Байрон писал:

Все мелочи из жизни лиц известных Для мелкоты ужасно интересны.

Прошло почти два века с момента написания этих строк, но в нашей обывательской психологии вряд ли что-нибудь существенно изменилось. Неужели мы и впрямь мелкота, если нас интересуют такие пустяки, как то, какую женщину вчера одарил улыбкой Альберт, князь Монако, или какую шляпку надела шведская принцесса Виктория. А ведь есть немало умных и достойных людей, которых можно было бы назвать властителями дум или властителями душ, однако мы о них почти ничего не знаем, потому что средства массовой информации не уделяют им должного внимания и к тому же они не носят нарядов от известных кутюрье.

Само собой разумеется, достоинство человека определяется его личными качествами, а не должностью, которую он занимает. И всё-таки. .. Мы помним, что еще в советские времена был принят закон «О защите чести и достоинства президента». Этот закон запрещал слова и действия, порочащие высшее должностное лицо государства. Представляется странным, почему не нужно защищать достоинство других должностных лиц государства, и не только должностных лиц. Я не знаю, существует ли закон, защищающий честь и достоинство королевы Англии или президента Соединенных Штатов Америки. Наверно, ни в одной демократической стране нет такого закона, потому что чужая брань на вороту не виснет и лишь сам человек может опорочить себя собственными недостойными словами и поступками. Да и не закон, а каждый человек должен защищать собственное достоинство.

Подводя итог, можно сказать, что достоинство заключается в том, чтобы, с одной стороны, не становиться на цыпочки и не стараться казаться выше, чем ты есть на самом деле, и не смотреть свысока на тех, кто ниже тебя. А с другой стороны, не пригибать голову и не смотреть завистливо и подобострастно на тех, кто выше тебя. И еще одна интересная мысль: собственное достоинство нельзя поднять или увеличить, – его можно только сохранить или потерять.

| №11 (110) 2006г. | Прочтено: 1663 | Автор: Калихман Г. |

«Речь о достоинстве человека»: резюме и учебное пособие

«Речь о достоинстве человека»

Джованни Пико делла Мирандола

  • 25-страничное всеобъемлющее учебное пособие
  • Резюме по главам и несколько разделов экспертного анализа 900 08
  • Входит в наши сборники эссе и выступлений по философии, логике и этике

  • Лучший ресурс для заданий, увлекательных уроков и оживленных обсуждений книг
Избранные сборники

  • Философия, логика и этика
  • Очерки и речи
  • Резюме

  • Ключевые цифры

    9000 8
  • Анализ

  • Темы

  • Символы и мотивы

  • Важно Цитаты

  • Темы для эссе

  • Резюме — Ключевые цифры — Анализ — Темы — Символы и мотивы — Важные цитаты — Темы для эссе

    Спасибо за знакомство с этим SuperSummary Study Guide «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. — современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes. SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия с подробным изложением глав и анализом основных тем , персонажей, цитат и тем эссе.

    Резюме: Речь о достоинстве человека

    Один из важнейших представителей философии Возрождения Джованни Пико делла Мирандола Речь о достоинстве человека (De hominis dignitate) была представлена ​​в качестве публичного выступления в 1486 году, но так и не была опубликована при его жизни; Пико умер в 1494 году, за два года до его первой публикации.

    В своей речи Пико исследует человечество и обнаруживает, что чистый разум — это высший уровень, которого может достичь человек. Единственный среди существ, человек имеет часть любого другого существа. Эта свобода позволяет человеку подняться или опуститься. Высшие уровни бытия лучше низших уровней бытия. Свобода отличает человека от других существ, и даже высшие существа могут завидовать человеку за его свободу.

    Пико утверждает, что люди могут улучшить себя с помощью моральных наук. Следуя высшим идеалам, люди могут подняться. Эти идеалы включают милосердие, интеллект и справедливость. Чтобы действовать с милосердием или справедливостью, требуется разум.

    Когда человек поступает хорошо, он поднимается. Когда человек действует плохо, он падает. Таким образом, человек может стать подобным растению или животному. Растение есть низшая форма, которая только лежит на месте и потребляет. У животного нет разума. Когда человек стоит на месте или отвечает без причины, он уподобляется низшему существу.

    В каждом человеке есть внутренние конфликты, которые тянут его вниз. Такие конфликты порождают страсти. Кроме того, каждый мужчина часто рассуждает неправильно. Ограничивая свои страсти, как положительные, так и отрицательные, и совершенствуя свои рассуждения, человек может подготовить себя к религиозным свершениям.

    Пико цитирует христианские, древнееврейские, греческие и другие источники о чистоте, позволяющие изучать философию и теологию, достигать высших уровней бытия. Различные авторитеты учат, что нужно пройти ряд этапов, от чистоты до все более актуальных форм обучения. Наконец человек достигает покоя. Чистое созерцание изображается как идеал.

    С помощью мысли можно достичь состояния покоя. Мир возвышает, а насилие унижает. Когда земные люди достигают мира, они поднимаются, чтобы встретить своего божественного двойника.

    Пико описывает союз между земным и божественным. Земное должно стать мирным, чтобы подняться на более высокий уровень.

    У Пико 900 тезисов на разные темы. К ним относятся физика, метафизика, математика и магия. Он вносит новые идеи в каждую из этих областей и объединяет идеи источников из разных культур. Он утверждает, что решает самые важные проблемы дня.

    Философия подобна битве, утверждает Пико; ученые соревнуются, становясь более осведомленными благодаря успеху или неудаче. Он изучал разные школы и учителей, в отличие от большинства своих современников, которые следовали только одной школе или учителю. Пико посвятил себя учебе, вместо того чтобы заботиться о деньгах или чужом мнении. Он утверждает, что философией следует заниматься только ради истины, а не ради денег.

    Далее Пико изучал числа. Он считает числа одним из важнейших методов мышления, как и Платон и другие философы. При этом они ссылаются не на обычные расчеты, как это делают торговцы, а скорее на более тайные числовые искусства.

    По словам Пико, благодаря изучению чисел он смог решить десятки самых насущных научных вопросов своего времени. Он утверждает, что возвысился над другими философами того времени, так что смог представить новую философию последующим поколениям.

    Магия, говорит Пико, может быть светлой или темной. Магия света подобна религии, искусству или науке. Ученые пошли на многое, чтобы изучить магию. Магия может объединять высшее и низшее. Однако среди некоторых людей магия имеет плохую репутацию. Темная магия может иметь разрушительные последствия. Новая философия состоит из 9 принципов Пико. 00 тезисов.

    Пико утверждает, что тайные учения передавались из поколения в поколение. У еврейских ученых была устная традиция, Кабала, которая стала хранилищем томов. Пико утверждает, что читал тома. Он видит тайные учения, будь то философские или теологические школы, как подтверждающие христианство.

    Некоторые критики утверждают, что Пико слишком молод, чтобы приобретать знания, не говоря уже о том, чтобы производить новые знания. Он отвечает, что философскую битву должны определять заслуги, а не возраст. Другие критики утверждают, что он взял на себя слишком большую задачу. Пико заявляет, что его 900 тезисов представляют то, что он должен аргументировать, а не излишество. Меньше аргументов было бы недостаточно. Он мог бы привести еще больше аргументов, по большему количеству тем, однако считает это достаточным.

    Представив обзор своих исследований, Пико заявляет о своей готовности к диспутам.

    В Речи о достоинстве человека Пико описывает человека как самое счастливое существо:

    Высокочтимые отцы, я читал в древних писаниях арабов, что Абдала Сарацин, когда его спросили, что на этой сцене , так сказать, мира, показался ему самым вызывающим воспоминания о чуде, ответил, что нет ничего более чудесного, чем человек (параграф 1).

    Пико признает предыдущие рассуждения об уникальности человека, например, о том, что люди являются посредниками среди животных, живут между небом вверху и землей внизу и объединяют само время посредством чувств и интеллекта. Пико считает, что человек занимает самое замечательное положение, потому что он может оценить чудо творения.

    Пико описывает создание небесных существ вверху и низших существ внизу, заполняющих все пространство. Вместо отдельного места творец дал человеку часть любого другого места. В то время как животные должны жить в своих пределах, человек может решить, где ему жить. Человек может опуститься до уровня животных или снова подняться на более высокие уровни. Свобода отличает человека.

    Пико пишет, что человек становится тем, что он выбирает: «Если он будет растительным, он станет растением; если чувственный, он станет грубым; если разумен, то явит себя небесным существом» (параграф 7). Согласно греческим, еврейским и исламским источникам, люди, которые ведут себя как низшие существа, превращаются в таких существ, и Пико соглашается:

    [F] или не кора делает дерево, а его нечувствительная и невосприимчивая природа; не шкура, которая делает вьючное животное, а его грубая и чувственная душа; ни круглая форма, образующая небеса, но их гармоничный порядок (параграф 8).

    Человек, который действует смиренно, — растение, а человек, реагирующий только на чувства, — зверь. Философ есть творение небесное:

    Если, наконец, чистый созерцатель, не обращающий внимания на тело, целиком ушедший во внутренние покои ума, то здесь действительно не творение земное и не небесное, а некое высшее божество , облеченный в человеческую плоть (пункт 8).

    Поскольку человек рождается свободным, он должен стремиться к более высоким уровням, а не падать на более низкие. Пико выступает за стремление выйти за пределы этого мира. Для этого он призывает подражать ангелам и действовать с милосердием, разумом и справедливостью. Чтобы действовать по справедливости или любви, нужно иметь знание. Поэтому Пико обращается за знаниями к традиционным авторитетам:

    Спросим у Апостола Павла, этого сосуда избрания, в каком действии видел он воинства херувимов, когда был восхищен на третье небо. Он ответит, согласно толкованию Дионисия, что он видел их сначала очищенными, затем просветленными и, наконец, совершенными (параграф 13).

    Пико утверждает, что люди должны также очищать себя, ограничивая страсть и разум и зная только божественное.

    Ссылаясь на Иакова из Ветхого Завета для равновесия, аппетит и сила загрязняют человека так, что он не должен стремиться к ангельскому без предварительного очищения себя от этих проблем. Благодаря моральной философии люди могут затем подняться на более высокие уровни бытия.

    Согласно Иову, мир необходим для божественной жизни. Согласно Эмпедоклу, мир возвышает, а насилие низвергает. Пико пишет, что теология может умиротворить внутренний разлад.

    Достижение мира и единства представляет собой «дружбу», которую пифагорейцы считают точкой зрения философии. Тогда божественное соединилось бы с землей, как на свадьбе.

    Далее Пико цитирует Моисея, говорящего, что нечистые должны очиститься и изучать философию, а затем теологию.

    Древние греки также имели этапы богословской подготовки посвященных. Люди хотели бы превзойти проблемы этого мира:

    Если бы моральная философия сдерживала силу наших страстей надлежащим контролем, чтобы они достигли гармонического согласия; и если по диалектике наш разум будет прогрессировать упорядоченным продвижением, то, пораженные неистовством муз, мы услышим небесную гармонию внутренними ушами духа (параграф 19).

    Нравственная философия предписывает избегать излишеств и познавать себя. Тогда богословие становится возможным.

    Пико объясняет, что он изучал философию из-за ее положения в богословии. Современники критиковали философию как практически бесполезную и не приносящую пользу. Пико утверждает, что философия не должна приносить прибыль, а должна преследоваться только ради истины. Любой другой метод не был бы философским. С этой целью он посвятил себя исключительно учебе: «Философия научила меня полагаться на свои собственные убеждения, а не на суждения других, и меньше заботиться о том, хорошо ли обо мне думают, чем о том, что то, что я делаю или говорю, является злом. (пункт 27).

    Пико отмечает, что предполагаемая аудитория одобрит его сообщение, в то время как многочисленные критики не одобрят его. К критикам относятся те, кто скептически относится к любому добродетельному начинанию, и те, кто скептически относится к тому, что кто-то столь молодой обращается с 900 такими серьезными темами к значительной аудитории уважаемых людей.

    Пико защищает себя от обвинения в том, что философствовать неправильно, ссылаясь на свою аудиторию и известных философов прошлого, уже практикующих философию. Философия исторически зависела от состязаний, направленных на укрепление ума.

    В ответ на жалобу на то, что он не способен затрагивать эти весомые темы, Пико утверждает, что любой мужчина может, в том числе и юность, так как заслуги, а не возраст, должны определять состязание. Кроме того, в философских состязаниях поражение означает большее знание и, таким образом, считается победой.

    Обращаясь к большому количеству тем, Пико утверждает, что чем больше, тем лучше, и что ему лучше аплодировать за успех или, по крайней мере, за попытку. Вместо того, чтобы придерживаться одного источника, Пико широко изучал. У каждого ученого или школы мысли есть свои уникальные моменты.

    Из-за того, что учения передавались цивилизациям, столетия проходили без тщательного пересмотра. Пико стремится к новым открытиям, а не просто к повторению исторических выводов, как это делали многие другие философы.

    На протяжении поколений люди предполагали гармонию между Платоном и Аристотелем. Пико исследует этих двух философов, утверждая, что изучил их общие черты, и говорит, что он развил идеи в физике и метафизике. Пико также вводит философию чисел, воскресшую из предыдущих философов. Платон, Аристотель и другие философы считали числа самой важной частью мышления.

    Пико также рассматривает магию, которую он разделяет на темную и светлую. Злая магия приносит вред, а добрая магия является высокой добродетелью, сообщающей земной мир от божественного. Магия выступает посредником между низшими и высшими уровнями бытия.

    Далее Пико описывает тайны евреев. В дополнение к пяти книгам он утверждает, что Моисей получил больше информации о законе. Сообщение можно было передать только устно посвященным. «Кабала» относится к получению этого секретного сообщения. После того, как евреи вышли из плена и восстановили нацию, собрались писцы и записали секретные тома. Пико пишет, что он приобрел и прочитал каббалистические тексты и нашел в них христианскую религию.

    Затем Пико обсуждает древнюю поэзию. Пифагор основывал свою философию на поэмах Орфея. Пико пишет, что стихи маскируют истину в общих чертах, так что ему пришлось с трудом раскрыть ее: «Я хотел прояснить в споре не только то, что я знаю очень многое, но и то, что я знаю очень многое». вещи, которых другие не знают» (параграф 51).

    Откройте это учебное пособие

    !
    Присоединяйтесь к SuperSummary, чтобы получить мгновенный доступ ко всем 25 страницам этого учебного пособия и тысячам других учебных ресурсов.
    Начало работы

    Речь о достоинстве человека

    Джованни Пико делла Мирандола

    Пико делла Мирандола: Речь о достоинстве человека (15 век н.э.) | Распространенные ошибки в английском языке и многое другое

    Если и существует такая вещь, как «манифест» итальянского Возрождения, то это «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола; никакая другая работа не описывает более убедительно, красноречиво или тщательно перерисовывает человеческий ландшафт, чтобы сосредоточить все внимание на человеческих способностях и человеческой перспективе. Сам Пико обладал огромным интеллектом и изучал буквально все, что можно было изучить по университетской программе эпохи Возрождения; «Речь» отчасти задумана как предисловие к огромному сборнику всех интеллектуальных достижений человечества, сборнику, который так и не появился из-за ранней смерти Пико. Пико был «гуманистом», придерживавшимся образа мышления, зародившегося еще в четырнадцатом веке. Позднесредневековый и ренессансный гуманизм был ответом на сухую заботу о логике и лингвистике, которая вдохновляла другую великую позднесредневековую христианскую философию, схоластику. Гуманисты, вместо того чтобы сосредотачиваться на том, что они считали бесполезными вопросами логики и семантики, сосредоточились на отношении человеческого к божественному, видя в людях вершину и цель Божьего творения. Их заботой было определить место человека в Божьем плане и отношение человека к божественному; поэтому они сосредоточили всю свою мысль на «человеческом» отношении к божественному и поэтому называли себя «гуманистами». Ни в коем случае они не игнорируют свою религию; гуманизм есть прежде всего религиозное течение, а не светское (то, что мы называем «светским гуманизмом» в современном политическом дискурсе, — это мировоззрение, отчасти возникающее из «гуманизма», но тем не менее по существу мыслимое как противопоставление «гуманизму». ).

    Какое место занимает человечество в «цепочке бытия»? Какой выбор есть у человека? Как эти взгляды могли возникнуть из взглядов, выраженных в рассказе Боккаччо о сире Чапеллетто?


    Однажды я читал, что Абдала-мусульманин, когда его спросили, что вызывает наибольший трепет и удивление в этом театре мира, ответил: «Нет ничего более удивительного, чем человек!» С этим мнением согласен Гермес Трисмегист (1): «Великое чудо, Асклепий, — человек!» Однако, когда я стал размышлять о причинах этих мнений, все эти доводы, приведенные для великолепия человеческой природы, не убедили меня в том, что человек есть посредник между тварями, близкий к богам, господин всех низших тварей, с острота его чувств, острота его разума и блеск его ума, толкователь природы, узловая точка между вечностью и временем, и, как говорят персы, интимная связь или брачная песня мира, совсем чуть-чуть ниже ангелов, как говорит нам Давид. (2) Я признаю, что это великолепные причины, но они, кажется, не касаются сути дела, то есть те причины, которые действительно вызывают восхищение. Ибо, если это все причины, которые мы можем придумать, почему бы нам не восхищаться ангелами больше, чем собой? После долгих размышлений я понял, почему человек является самым удачливым из всех существ и в результате достоин наивысшего восхищения и заслуживает своего положения в цепи бытия, положения, которому могут позавидовать не только звери, но и самими звездами и духовными естествами за пределами и над этим миром. Это чудо выходит за рамки веры и удивления. И почему бы нет? Именно поэтому человека по праву называют величественным чудом и дивным творением.

    Каков этот ранг в цепи бытия? Бог-Отец, Верховный Архитектор Вселенной, построил этот дом, эту вселенную, которую мы видим вокруг себя, почтенный храм своего божества посредством возвышенных законов своего невыразимого Разума. Пространство над небесами он украсил Разумами, сферы небес живыми, вечными душами. Шершавые и грязные нижние миры он наполнил всевозможными животными. Однако, когда работа была закончена, Великий Ремесленник пожелал, чтобы какое-нибудь существо задумалось о плане его великой работы, полюбило бы ее бесконечную красоту и трепетало бы перед ее необъятностью. Поэтому, когда все было завершено, как говорят нам Моисей и Тимей, Он начал думать о сотворении человека. Но у него не было архетипа, из которого можно было бы создать нового ребенка, и он не мог найти в своих обширных сокровищницах ничего, что мог бы дать своему новому сыну, и во вселенной не было ни единого места, откуда можно было бы обозревать все творение. . Все было совершено, все сотворенное стояло на своем месте: высшее на самом высоком месте, среднее на самом среднем месте, а самое низкое на самом низком месте. Но Бог Отец не потерпит неудачу, измученный и побежденный, в этом последнем творческом акте. Божья мудрость не поколеблется из-за отсутствия совета в этой нужде. Божья любовь не допустила бы, чтобы тот, чей долг восхвалять творение Божие, был вынужден осуждать себя как творение Божие.

    Наконец, Великий Ремесленник распорядился, чтобы это существо, которое не получит ничего собственного, получило совместное владение той природой, которая была дана любому другому существу. Он сделал человека существом неопределенной и безразличной природы и, поместив его посреди мира, сказал ему: «Адам, мы не даем тебе ни определенного места для жизни, ни формы, свойственной тебе, ни какой-либо функции, которая свойственна тебе». твой один. В соответствии с вашими желаниями и суждениями вы будете иметь и обладать любым местом для жизни, любой формой и любыми функциями, которые вы сами выберете. Все остальные вещи имеют ограниченную и фиксированную природу, предписанную и ограниченную нашими законами. Вы, без предела и без границ, можете выбирать для себя пределы и рамки вашей природы. Мы поместили вас в центр мира, чтобы вы могли обозревать все остальное в мире. Мы сотворили вас ни из небесного, ни из земного, ни смертного, ни бессмертного, дабы вы со свободой выбора и достоинством могли придать себе любой вид, какой вы выберете. Вам дарована сила низвести себя до низших форм жизни, животных, и вам дарована сила, содержащаяся в вашем интеллекте и суждении, переродиться в высшие формы, божественные».

    Представьте! Великая щедрость Божья! Счастье человека! Человеку позволено быть тем, кем он хочет быть! Как только животное рождается, оно выносит из чрева матери все, чем когда-либо будет обладать. Духовные существа с самого начала становятся тем, чем они должны быть на всю вечность. Человек, когда он вошел в жизнь, Отец дал семена всякого рода и всякого возможного образа жизни. Какие бы семена ни посеял и не взрастил каждый человек, они прорастут и принесут ему надлежащие плоды. Если эти семена будут вегетативными, он будет подобен растению. Если эти семена чувствительны, он будет подобен животному. Если эти семена разумны, он будет ангелом и сыном Божьим. И если, не удовольствовавшись ничем сотворенным, он переместит себя в центр своего собственного единства, своей духовной души, соединенной с Богом, один во тьме Бога, который выше всех вещей, он превзойдет всякую тварную вещь. Кто не мог не восхищаться этим великим оборотнем? В самом деле, как можно восхищаться чем-то еще? . . .

    Ибо мистическая философия евреев превращает Еноха в ангела по имени «Малах Адонай Шеваоф», а иногда превращает других людей в различные виды божественных существ. Пифагорейцы оскорбляют злодеев, заставляя их перерождаться в животных и, согласно Эмпедоклу, даже в растения. Мухаммед также часто говорил: «Те, кто отклоняются от небесного закона, становятся животными». Не кора делает растение растением, а ее бессмысленная и бессмысленная природа. Не шкура делает животное животным, а скорее его иррациональная, но чувствительная душа. Не сферическая форма делает небеса небесами, а их неизменный порядок. Ангела делает ангелом не отсутствие тела, а его духовный разум. Если вы видите человека, полностью подчиненного своим аппетитам, жалко ползущего по земле, вы смотрите на растение, а не на человека. Если вы видите человека, ослепленного пустыми иллюзиями и образами и размягченного их нежными соблазнами, полностью подчиненного своим чувствам, вы смотрите на животное, а не на человека. Если увидишь философа, судящего о вещах своим разумом, восхищайся и следуй за ним: он с неба, а не с земли. Если вы видите человека, живущего в глубоком созерцании, не знающего своего тела и пребывающего в сокровенных уголках своего ума, то он не с неба и не с земли, он есть божество, облеченное в плоть.

    Кто не восхищался бы человеком, который назван Моисеем (3) и Евангелиями «всякой плотью» и «всякой тварью», потому что он образует и преображается во всякую плотскую форму и принимает характер какой бы то ни было твари? По этой причине Евант Перс в своем описании халдейского богословия пишет, что человек не имеет врожденной, собственной формы, но что многие вещи, на которые похожи люди, являются внешними и чуждыми им, из чего возникает халдейское изречение: «Ханориш тарах шаринас». ”: «Человек многообразен, разнообразен и постоянно меняется». Почему я подчеркиваю это? Принимая во внимание, что мы рождаемся с этим условием, то есть, что мы можем стать теми, кем захотим стать, нам нужно понять, что мы должны серьезно позаботиться об этом, чтобы никогда не сказали в ущерб нам, что мы рождены для того, чтобы привилегированное положение, но не осознали этого и стали животными и бесчувственными зверями. Вместо этого следует сказать о нас слова пророка Асафа: «Все вы ангелы Всевышнего». Прежде всего, мы не должны превращать эту свободу выбора, данную нам Богом, во что-то вредное, ибо она предназначена для нашей пользы. Пусть святое честолюбие войдет в наши души; не будем довольствоваться посредственностью, а будем стремиться к высшему и тратим все силы на его достижение.

    Презрим земное, и презрим небесное, и, мало судя о том, что в мире, полетим на суд над миром и рядом с Богом. В том дворе, как говорят нам мистические писания, Серафимы, Херувимы и Престолы (4) на первых местах; не уступим даже места им, высшим из ангельских чинов, и не удовольствуемся низшим местом, подражаем им во всей их славе и достоинстве. Если мы захотим, мы ни в чем не уступим им.

    Перевод Ричарда Хукера


    (1) Этот мистический египетский писатель, часто цитируемый алхимиками эпохи Возрождения, вероятно, жил во 2-3 веках.

    (2) Псалтирь 8:5.

    (3) Считалось, что Моисей написал первые пять книг Библии.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts