В чем сущность сенсибилизации и синестезии: 3.Сенсибилизация и синестезия

сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, адаптация.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов). ще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.
После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним; движения гортани, воспроизводящие слышащий звук, и т.

д.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и обобщенность, избирательность, апперцепция. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.

17 Основные свой-ва восприятия:Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое

Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Благодаря предметности восприятия, объект воспринимается нами как отдельное физическое тело.Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Осмысленность восприятия определяется пониманием связи предметов и явлений через процесс мышления. Всё что мы воспринимаем, мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта.
Осмысленность восприятия
проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Различают личностную и ситуативную апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от образованности, убеждений личности.Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются эмоции, установки и т. п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется

сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации.

По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.

П. Зинченко).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Синестезия | Psychology Today

Синестезия — это неврологическое состояние, при котором стимуляция одного сенсорного или когнитивного пути (например, слуха) приводит к автоматическим, непроизвольным переживаниям второго сенсорного или когнитивного пути (например, зрения). Проще говоря, когда активируется одно чувство, одновременно активируется и другое, не связанное с ним чувство. Это может, например, принимать форму прослушивания музыки и одновременного восприятия звука в виде завихрений или цветовых узоров.

Содержание
  • Понимание синестезии
  • Различные типы синестезии
  • У вас есть синестезия?

Понимание синестезии

Зрение, обоняние, вкус, осязание, звук… и синестезия? Хотя мы не приблизились к открытию истинного шестого чувства, исследования показывают, что синестезия может давать некоторые сенсорные улучшения. Некоторые ученые утверждают, например, что синестеты лучше различают запахи, чем цвета.

Синестезия может улучшить когнитивные способности, такие как творчество и память, так как легче установить связи между понятиями. Известные творческие умы, такие как Винсент Ван Гог и Владимир Набоков, утверждали, что обладают синестезией.

Синестезия может быть ассоциативной, когда чувства соединяются и ассоциируются в сознании человека, или проективной, когда образы и цвета проецируются в реальность.

Кто такой синестет?

Человек, который сообщает о синестезии на протяжении всей своей жизни, известен как «синестет». Они часто (хотя и не всегда) считают синестезию даром, позволяющим им видеть мир через интеграцию множества чувств, которая поистине уникальна. Постоянство — один из признаков синестета — например, постоянное ассоциирование одного и того же цвета с изображением или звуком.

Насколько распространена синестезия?

Подсчитано, что от 3 до 5 процентов населения имеют ту или иную форму синестезии, и женщины чаще становятся синестетами, чем мужчины.

Вы родились с синестезией?

Синестезия часто появляется в раннем детстве. Исследования показали признаки генетического компонента; ведутся споры о том, все ли рождаются с синестезией в той или иной степени, или это особое восприятие мира, которое разделяют только некоторые люди.

Можно ли вдруг стать синестетом?

В редких случаях синестезия может развиться в более позднем возрасте либо временно из-за употребления психоделических препаратов, медитации и сенсорной депривации, либо навсегда из-за черепно-мозговой травмы, инсульта или опухолей головного мозга.

Каковы преимущества синестезии?

Исследования показывают, что у синестетов, как правило, более яркие мысленные образы, чем у не-синестетов. Некоторые говорят, что это связано с большей связностью мозга. Синестеты также демонстрируют более творческое мышление, обнаружив, что метафоры даются легко.

Является ли синестезия психическим заболеванием?

Нет, синестезия не является болезнью или психическим расстройством. Скорее, это новый способ познания мира посредством смешения чувств, который уникален для человека.

Синестезия передается по наследству?

Да, кажется, что в синестезии есть генетический компонент, который может передаваться от родителей к детям.

Кто открыл синестезию?

Самые ранние упоминания о синестезии были зафиксированы 19ученый 19-го века Фрэнсис Гальтон, хотя серьезные исследования начались только в конце 20-го века.

Различные типы синестезии

Поскольку синестезия может включать любую комбинацию чувств, может быть от 60 до 80 подтипов. Однако не все типы синестезии были задокументированы или изучены, и причина остается неясной. Некоторые синестеты воспринимают текстуру в ответ на зрение, слышат звуки в ответ на запахи или ассоциируют формы с ароматами. Средства массовой информации, такие как книги, фильмы и телешоу, часто используют мультимодальные ментальные образы, связанные с синестезией (что объясняет популярность шоу о кулинарии и выпечке).

Хотя при синестезии возможна почти любая сенсорная комбинация, вот некоторые из наиболее известных способов ее проявления: своей шеи).

  • Хроместезия возникает, когда определенные звуки (например, гудок автомобиля) могут заставить человека видеть цвета.
  • Синестезия графемного цвета возникает, когда буквы и цифры ассоциируются с определенными цветами.
  • Лексико-вкусовая синестезия возникает, когда при прослушивании определенных слов возникают отчетливые вкусовые ощущения.
  • Синестезия зеркального прикосновения была описана как своего рода усиленная эмпатия: человек чувствует, как будто к нему прикасаются, если он становится свидетелем того, как это происходит с кем-то другим. Это может быть доброкачественным — например, наблюдаемое преимущество в распознавании выражений лица — или обременительным, как в случае с неврологом, который почувствовал сильное давление в груди, когда увидел пациента, которому делали СЛР.
  • Числовая форма возникает, когда ментальная карта чисел непроизвольно появляется всякий раз, когда кто-то думает о числах.
  • Порядковое языковое олицетворение — разновидность синестезии, при которой упорядоченные последовательности (например, дни недели) связаны с личностями или полами.
  • Синестезия пространственной последовательности предполагает видение чисел или числовых последовательностей в виде точек в пространстве (например, близко или далеко).
  • Может ли быть несколько типов синестезии?

    Многие синестеты имеют более одного типа синестезии. Подсчитано, что 4 процента людей имеют ту или иную форму синестезии, хотя процент тех, кто имеет множественные типы, намного меньше.

    Какие виды синестезии наиболее распространены?

    Наиболее распространенным примером синестезии является графемно-цветовая синестезия , при которой отдельные буквы и цифры связаны с определенными цветами, а иногда и с красочными узорами. Хроместезия, связь звуков с цветами также довольно распространена.

    Какие самые редкие виды синестезии?

    У синестетов могут возникать странные и неотразимые ассоциации. Например, они могут ощущать вкус букв ( лексико-вкусовая синестезия ) или иметь сильный пространственный опыт, когда думают о единицах времени ( пространственные единицы времени/последовательно-пространственная синестезия ). Синестезия в стиле плавания , или видение цветов при просмотре или размышлении о конкретном плавательном стиле, также необычно.

    Есть ли у вас синестезия?

    Клинического диагноза синестезии не существует, но можно пройти такие тесты, как «Батарея синестезии», которые измеряют степень ассоциации между чувствами. Чтобы действительно иметь синестезию, ассоциации должны быть последовательными. Они должны происходить каждый раз, когда человек вызывает одно из двух чувств, в течение определенного промежутка времени, и быть незабываемым опытом: буквы ассоциируются с одним и тем же очень специфическим оттенком цвета каждый раз, когда они читаются, а звуки всегда вызывают сопоставление. текстуру даже спустя месяцы.

    Поскольку синестезия широко не изучена, не все исследователи согласны с этими стандартами. Некоторые ученые предполагают, что все рождаются с определенной степенью синестезии, потому что мозг младенца гиперсвязан, и эти связи обрываются по мере его развития. На самом деле, синестезия может уменьшаться со временем.

    Как узнать, есть ли у меня синестезия?

    Помните о тех случаях, когда у вас возникают ассоциации, связанные с двумя или более вашими чувствами. (Возможно, вы видите букву «А» розовой, или, может быть, запах бензина выглядит как коричневый туман.) Вот несколько примеров того, как может проявляться синестезия, когда между вашими чувствами возникает перекрестный диалог.

    Как проверить синестезию?

    Существует множество различных типов тестов на синестезию, включая зрительные и слуховые. Многие из них разработаны в формате тест-ретест. Согласованность нескольких сеансов тестирования помогает исключить возможность того, что кто-то выдумывает свои ассоциации, а не является настоящим синестетом.

    Можно ли самостоятельно диагностировать синестезию?

    Для подтверждения некоторых типов синестезии вы можете пройти онлайн-тест Synesthesia Battery.

    Возможна ли легкая синестезия?

    Да, некоторые синестезии более мягкие, чем другие. Например, ассоциированная синестезия, как правило, менее интенсивна и разрушительна, чем проецирование в реальность различных сенсорных комбинаций.

    Essential Reads

    Opening the Doors of Perception – Дартмутский студенческий научный журнал

    Однажды он попробовал немного ромашкового чая и отправил его обратно, сказав только: «Материал со вкусом окна». И она, и слуги были удивлены, потому что они никогда не слышали, чтобы кто-нибудь пил оконное масло, но когда они попробовали чай, пытаясь понять, то поняли: он действительно имеет вкус оконного.
    – Габриэль Гарсиа Маркес

    Хотя, возможно, это не самое научное и точное описание синестезии, эта цитата дает несинестетам небольшое представление о том, что может быть похоже на наличие этого состояния. Синестеты описывают, что слышат определенную музыкальную ноту как коническую форму, ощущают вкус имени «Ричард» как теплую тающую плитку шоколада, видят звук женского голоса как тонкий лист металла и слышат чириканье сверчка как белое. Синестезия, по общепринятому определению, — это когда предъявление определенного сенсорного стимула вызывает восприятие во второй сенсорной модальности без прямого запуска этой второй модальности (1). Это может проявляться в том, что определенные буквы вызывают цвета, звуки имеют вкус и так далее. Поскольку большая часть исследований синестезии продолжается в настоящее время, и многие теории все еще подвергаются сомнению, я использую эту статью для изучения последствий исследований синестезии, а не обязательно для определенных выводов, которые можно сделать. Моя главная цель состоит в том, чтобы исследовать, какие явления происходят в синестетическом мозге, которые приводят к синестетическому опыту, и что эта причина может рассказать нам о механизмах восприятия в целом, используя синестезию как окно в то, как мозг обрабатывает все типы информации и раздражители. Второстепенный вопрос, поднимаемый в дополнение к части «как» процесса развития синестезии, — это «почему» — в том, что отсутствие синестезии лежит в основе эволюционного преимущества, и что это говорит о том, какая часть внешней реальности полезна для человека? способен воспринять? Это будет оставлено читателю для размышления после представления основанных на мозге доказательств механизмов синестезии, но это полезно держать в уме. Тем не менее, я постараюсь представить как можно более полное обсуждение современных данных и теорий, касающихся корней и природы синестезии.

    Синестетическая реальность
    Сенсорная перекрестная активация у синестетов может быть вызвана множеством различных индукторов, приводящих к различным типам вторичных сенсорных переживаний.

    Наиболее распространенным типом синестезии является синестезия «графемного цвета», при которой определенные буквы воспринимаются как определенные цвета. Было проведено много исследований, чтобы показать, что синестезия отличается от простой усвоенной ассоциации между стимулами, например, ребенок учится ассоциировать синий цвет с буквой D благодаря магнитам на холодильнике или книжкам-раскраскам. Например, когда синестетов спросили, какие цвета они ассоциируют с буквами, они ответили 9 раз.3-процентная согласованность в их ответах при повторном тестировании год спустя. Тем не менее, несинестеты показали постоянство менее 38 процентов при тестировании всего через неделю, даже несмотря на то, что им сказали ожидать повторного тестирования (2).

    Установление синестетических способностей

    Для определения того, кто именно является синестетиком и в какой степени, использовались различные методы. Наиболее известной моделью является тест Струпа, проверяющий степень интерференции, когда испытуемым показывают буквы в цветах, несовместимых с их синестетическими ожиданиями. Точно так же, как нормальные субъекты испытывают трудности с чтением цветного слова, которое представлено в цвете, отличном от значения, синестеты медленнее реагируют, когда их просят назвать цвет буквы или цифры, если цвет несовместим с цветом, обычно ассоциируемым с ними. Мало того, что несовместимость вызывает более длительное время реакции, у синестетов также наблюдается заметное расширение зрачков, когда они рассматривают цветные графемы. Подобно тому, как те, кто проходит тест Струпа, не могут остановить обработку значения слова, синестетики сообщают о своей неспособности обуздать свой несовместимый цвет, возникающий при просмотре графемы. Еще более интересно то, что интерференция Струпа наиболее значительна, когда ожидаемый синестетом цвет графемы является дополнением к цвету, который на самом деле появляется перед ним. Это открытие предполагает, что синестетический цвет возникает из-за тех же дополнительных цветовых процессов в первичной зрительной коре, которые способствуют нормальному цветовому зрению.

    Синтезеты могут смешивать цифры и буквы разных цветов, как показано выше.

    Другой метод, используемый для проверки синестетической способности, был разработан Рамачандраном и Хаббардом. Они разработали своего рода «буквенный суп», состоящий из разбросанных графем, содержащих скрытую встроенную фигуру (3).

    Изображение показывалось на одну секунду перед испытуемыми, которых затем спрашивали, какая фигура присутствовала. Синестеты значительно лучше справлялись с задачей, чем не-синестеты, и имели гораздо лучшую способность испытывать эффект «всплывания» встроенной формы графемы из-за красочных различий между буквами, которые им представлялись (4). Тесты также позволяют различать синестетов высшего и низшего уровня, что я рассмотрю позже в этой статье.

    В синестетическом мозге
    В большинстве недавних исследований использовались различные методы визуализации мозга для наблюдения за мозговой активностью синестетов. Как упоминалось ранее, визуализация показала, что у синестета активируются обе отдельные области мозга, используемые для обработки определенного чувства, например, у тех, кто слышит слова как окрашенные, и их слуховая кора, и экстрастриарная зрительная кора активируются при прослушивании. кто-то говорит. Мозговая активность, по-видимому, количественно связана с уровнем синестетической способности, поскольку те синестеты, которые набрали самые высокие баллы в «всплывающих» визуальных тестах, показали наибольшую активность нейронов в цветовой области при просмотре сенсорных индукторов.

    Данные визуализации мозга подтверждают мнение о том, что нейромеханизмы, способствующие синестезии, аналогичны тем, которые способствуют нормальному восприятию. Значение этих данных об активности мозга связано с основной идеей о том, что корень синестезии лежит в необычной коммуникации в мозгу, особенно через связи, которые обычно не присутствуют, или пути, которые обычно не используются. Во время исследования синестезии цвета графемы Рамачандран и Хаббард обнаружили, что цветовая область V4 и зрительная область, которая облегчала идентификацию графемы, находились в веретенообразной извилине, и поэтому они выдвинули гипотезу, что если нейроны из двух областей начнут общаться, результат было бы одновременное восприятие цветов при виде графем. Согласно аналогичной гипотезе, если бы связи между обычно отдельными областями коры были созданы или активированы, это могло бы указывать на тот же механизм, что и у пациентов с ампутированными конечностями с фантомными ощущениями конечностей. У пациентов с ампутированными конечностями реорганизация коры приводит к тактильным ощущениям на конечности, которой больше не существует, поэтому, возможно, аналогичная модель локальной перекрестной активации (Рамачандран и Хаббард) объясняет синестезию. Таким образом, изображения мозга обеспечивают как отправную точку, с которой можно начать размышлять о корнях синестезии, так и точку отсчета, к которой можно вернуться, чтобы проверить существующие гипотезы.

    Причины и развитие синестезии

    Активные дебаты в попытках выяснить причину синестезии можно свести к двум основным гипотезам. Во-первых, синестезия возникает из-за перекрестного связывания между смежными областями мозга либо из-за недостатка надлежащего синаптического сокращения, которое разделяло бы области, либо из-за избытка связей по другим причинам. Вторая гипотеза продвигает теорию расторможенной обратной связи, идею о том, что существует избыточная активность между уровнями сенсорной иерархии или параллельными путями из-за растормаживания сигналов обратной связи, которое обычно происходит. Таким образом, эти различия могут сводиться к структурной причине, т. е. к дополнительным связям первой гипотезы, или к функциональной причине, т. е. к растормаживанию нормально существующих связей. Веские доказательства обеих теорий делают дебаты между ними еще более интригующими.

    Перекрестная активация из-за отсутствия сокращения
    Гипотеза перекрестного связывания основана на идее, что соседние области мозга не разделяются из-за мутации в гене, который обычно регулирует процесс синаптического сокращения. Таким образом, перекрестная активация связана с «дополнительными проводами», с нейронными связями, которые не были обрезаны. Эти перекрещивающиеся провода затем приведут к одновременному ощущению, испытываемому при появлении отдельного индуктора. Существует множество доказательств того, что молодые люди и другие организмы имеют недолговечные синаптические связи, которые в конечном итоге обрываются по мере взросления. У младенцев из-за множества связей его кора едва способна функционировать, о чем свидетельствуют низкие уровни кровотока и плохие результаты при выполнении задач на поведенческие маркеры (5). Обрезка — это необходимый процесс, обеспечивающий нормальное функционирование в мире, а не обязательно ограничение способностей.

    Во взрослом мозге каждая сенсорная область сосредоточена на обработке информации от различных сенсорных модальностей. Как указывалось ранее, исследования показали, что у синестетов активируются обе области коры, которые вызывают реакции, например, у тех, кто слышит слова как окрашенные, и слуховая, и зрительная кора активируются при прослушивании чьей-то речи. Основой теории перекрестной активации является то, что эти сенсорные области коры изначально не настолько специализированы, как они становятся позже в жизни. Синапсы обрезаются по мере взросления в зависимости от опыта, а чрезмерная проводка у младенцев, которая приводит к временным связям между соседними областями мозга, предполагает, что эти связи на самом деле функционируют до того, как они обрезаются.

    Генетические данные могут подтвердить гипотезу обрезки. Было показано, что синестезия передается по наследству, а также чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Эти данные позволяют предположить, что в синестезии присутствует хромосомный компонент и что он сцеплен с Х-хромосомой из-за его распространенности у женщин. Генетическая основа четко объяснила бы гипотезу обрезки, поскольку мутация гена, инициирующего нормальный процесс обрезки, имела бы прямой результат дополнительных синапсов между областями коры. Было обнаружено, что соотношение женщин и мужчин составляет 6: 1, хотя последние данные оспаривают это. Несмотря на это, убедительные доказательства семейных тенденций синестезии являются красноречивым признаком ее фактора наследственности (6,7).

    Растормаживание обратной связи

    Теория растормаживания постулирует функциональное отличие синестетов от структурного; то есть растормаживание нормальных связей является корнем синестезии. Эта гипотеза утверждает, что у синестетов происходит нарушение торможения между соседними областями коры, которые в норме изолированы друг от друга, и это нарушение торможения вызывает активацию параллельных сенсорных путей наряду с нормальными индукторными.

    Рисунок 1: Модель нейронной сети

    В этом случае нет аномальных горизонтальных нейронных связей, как это могло бы произойти при отсутствии сокращения, а вместо этого отсутствует подавление передачи сигналов сверху вниз через связи обратной связи. Как видно на рисунке 1, соединения прямой и обратной связи обычно разделены и различаются в зависимости от того, где они возникают и заканчиваются. Однако нарушение ингибирования может привести к активации другого пути, который в норме остается независимым.

    У взрослого человека без синестезии обратная связь от высших областей коры к низшим сенсорным областям остается иерархически организованной через модули, как показано на рисунке 1. Сенсорный стимул внизу слева стимулирует индукторный путь, который в конечном итоге приводит к результирующей мысли. Ожидаемый стимул у типичного взрослого человека будет запускать нейроны в соответствии с конечной мыслью, обычно запускаемой индуктором, при этом подавляя возбуждение других нейронов, которые не являются частью пути индуктора. Однако теория растормаживания предполагает, что у синестетов растормаживается часть тормозной обратной связи, что позволяет активировать параллельные пути вместе с индукторным путем и, таким образом, приводит к активации другой области мозга при входе от «неправильного» чувства. Как отмечают Спектор и Маурер, эта теория основана на предположении, что соседние области коры всегда связаны друг с другом, но в норме эти связи функционально заторможены.

    Все ли мы синестеты в младенчестве? Есть ли у нас еще этот потенциал?

    Неонатальные синестетические реакции
    Существует теория, согласно которой у всех нас в младенчестве могут быть способности, подобные синестезии, но с возрастом они утрачиваются. По сути, модель неонатальной синестезии и теории гипотезы кросс-модального переноса предполагают, что новорожденные неспособны различать входные данные от своих разных органов чувств и имеют много перекрестных помех между диффузными сенсорными областями. Большая часть недавних данных объединяет данные о пластичности развития и активности нейронов как у синестетов человека, так и у новорожденных других видов.

    Существует множество свидетельств того, что молодые организмы всех видов имеют избыток синаптических связей между областями коры, которые будут обрезаны по мере взросления. Данные также указывают на то, что кора головного мозга новорожденного едва функционирует по сравнению с корой взрослого человека, поскольку было обнаружено, что у него низкий уровень кровотока, анатомическая незрелость и плохая успеваемость при выполнении задач, связанных с развитием. С другой стороны, лимбическая система младенца, по-видимому, развивается и хорошо функционирует гораздо раньше по сравнению с корой, вероятно, она функционирует даже при рождении. Таким образом, есть несколько возможностей для синестетических способностей у младенцев; некоторые из временных связей между областями коры, которые в конечном итоге станут сокращенными, могут все еще действовать, лимбическая система функционирует с небольшим участием коры и / или, возможно, из-за незрелой коры ребенок не различает стимулы разных модальностей. 8).

    Имеются интригующие доказательства отсутствия разделения чувств у младенцев. Молина и Жоуэн провели исследование в 2001 году, связав восприятие текстуры младенцами с их реакцией на представленный визуальный сигнал. Сначала они обнаружили, что младенцы предпочитают сжимать гладкие предметы предметам с зернистой текстурой, а затем предъявляли младенцам визуальные стимулы, когда они сжимали предметы. Зрительные стимулы будут либо соответствовать текстуре объекта (например, текстурированный объект и текстурированные визуальные стимулы), либо отличаться. Они обнаружили, что при представлении соответствующего визуального стимула частота сдавливаний младенцев оставалась прежней, но когда они предъявляли несогласованный визуальный образ, частота сжиманий младенцев внезапно менялась. Это соответствует описанным ранее открытиям о расширении зрачков у синестетов графемного цвета: испытуемые демонстрировали повышенное расширение зрачков, когда им предъявляли изображение буквы противоположного цвета, чем они обычно воспринимали. Из-за этого Маурер и Мондлах утверждают, что результаты младенцев означают слияние чувств у новорожденных и предпочтительное отображение одной сенсорной модальности на другую (9).).

    Синестетический потенциал во всех нас?

    Цифры, использованные для проверки эффекта Кики-Буба

    Данные о возможности синестетической способности у младенцев приводят к следующему вопросу: существует ли у всех нас фундаментальная способность к синестезии, явно проявляющаяся только у синестетов? ?
    Можете ли вы сказать, кто такая Кики, а кто Буба? Когда это изображение показывают несинестетам, почти 100 % из них идентифицируют ту, что слева, как Кики, а ту, что справа, — как Бубу. Тогда возникает вопрос, является ли это демонстрацией глубоко укоренившейся синестетической склонности всех взрослых к способности связывать визуальные стимулы со слуховыми коррелятами, или же в этом примере выражена просто культурная или какая-то другая тенденция развития. Уорд заключает, что это демонстрирует врожденную способность, заложенную во всех наших мозгах, распознавать ассоциации, которые воспринимают синестеты. Что касается связи между синестезией и повышенным творческим потенциалом, Уорд расширяет эти выводы, чтобы предположить, «что это может сказать нам о том, как мы ценим искусство, и почему определенные формы искусства привлекательны. Мы начинаем использовать принципы нейронауки, чтобы понять, чем художники занимались веками» (10,11). Цитовик, ведущий исследователь синестезии, в какой-то момент заявил: «Синестезия на самом деле является нормальной функцией мозга у каждого из нас, но ее работа достигает сознательного осознания лишь у немногих» (12). Действительно ли синестезия отражает основное свойство мозга? Это больше подкреплялось бы теорией растормаживания, поскольку в этом случае у всех нас была бы необходимая структурная проводка, но речь шла бы больше об активации путей, которые в норме подавляются.

    Заключение
    Робертсон и Сагив кратко освещают более широкие последствия синестезии: она может даже поставить под сомнение фундаментальные предположения о природе биологических систем… философские вопросы функционализма… это научная загадка, и она поднимает фундаментальные вопросы о том, как она может относиться к «нормальному» восприятию и к тому, как должен работать мозг, чтобы он мог генерировать такие феномены. (13)

    Синестезия — увлекательная головоломка, раскрывающая многие аспекты современных исследований мозга. От механизмов восприятия до процессов развития младенцев, рассмотрение того, как синестеты взаимодействуют с их повседневной реальностью, говорит нам больше о тех из нас, у кого нет способностей. Глядя на связь между синестезией и творческими способностями, особенно в связи с ее преобладанием в литературном и художественном профессиональном мире, можно задаться вопросом о расширении возможностей, получаемых благодаря синестетической линзе, и результатах восприятия, если бы мы могли намеренно культивировать синестезию.

    Подчеркивая функциональные процессы и процессы развития мозга, процесс синестезии проливает новый свет на тонкости восприятия и нейропластичности. Пересечение этих двух областей является подходящим местом для дальнейших исследований и побуждает к изучению способности мозга брать на себя управление чувствами, восстанавливать поврежденные чувства и, возможно, даже создавать новые. В конечном счете, синестезия также выдвигает на передний план вечный спор о том, какая часть того, что мы воспринимаем как реальность, является уникальным восприятием, основанным на наших индивидуальных способностях, или какая часть является стабильной сущностью, сохраняющей свою сущностную идентичность независимо от того, как она воспринимается. воспринимается. В этом смысле синестезию можно рассматривать как ценную призму, через которую можно дополнительно объяснить природу нашего мозга, окружающей нас среды и то, как наше восприятие формирует нас самих.

    Ссылки

    1. S. Baron-Cohen, J. Harrison, in Neurodevelopmental Disorders, H. Tager-Flusberg, Ed. (MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1999).
    2. Спектор Ф., Маурер Д. Синестезия: новый подход к пониманию развития восприятия. Дев. Психол. 45.1, 175-89 (2009).
    3. . ПРОТИВ. Рамачандран, Э. М. Хаббард. Журнал исследований сознания, 8 (12), 3–34 (декабрь 2001 г.).
    4. М. Хохель, Э.Г. Милан, Синестезия: Существующее положение дел.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts