В настоящее время существует множество определений понятия психика: В настоящее время существует множество определений понятия «психика». Говорящие, по сути, об одном и том же, эти определения

Содержание

Значение нервной системы. Психика

Вопрос 1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?

Для поддержания гомеостаза организм получает из внешней среды кислород, питательные вещества, минеральные соли, воду, а продукты метаболизма выделяет обратно. Этот процесс должен проходить постоянно, поэтому не возможно насытиться один раз на всю жизнь.

Вопрос 2. В чём заключается активность организма?

Активность организма заключается в постоянном движении, поиске пищи, укрытия от непогоды, поиске партнера противоположного пола.

Вопрос 3. Что такое психика?

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Вопросы после параграфа

Вопрос 1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?

Нервная система, а вместе с ней и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах.

Благодаря этому поддерживается гомеостаз.

Вопрос2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?

Нервная система осуществляет контроль и коррекцию результатов действия органов. Последующее действие не совершается, пока не выполнено предыдущее и не достигнут положительный эффект.

Вопрос 3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определённых границах (от — до)?

Жизненно важные показатели организма не имеют жестко закрепленного значения нормы. Они колеблются в определенных пределах. Это является проявлением приспособленности к существованию в среде, параметры которой непостоянны, подвержены изменениям в определенных границах.

Вопрос 4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется мозгом и окружающей обстановкой. В этом и заключается сущность воспитания.

Вопрос 5. Что называют психикой?

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Задания

1. Составьте и заполните схему «Значение нервной системы».

Значение нервной системы:

1.Постоянство внутренней среды организма

2.Согласование работы всех органов

3.Выживание организма как целого

4.Основа психической деятельности человека

2. В настоящее время существует множество определений понятия «психика». Говорящие, по сути, об одном и том же, эти определения несколько отличаются друг от друга. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите несколько таких определений. Какое из них вам кажется наиболее понятным и полным?

Психика — сложное понятие в философии, психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется следующим образом.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Читать онлайн «Тело, Душа, Дух», Иван Тяпкин – Литрес

© Иван Тяпкин, 2021

ISBN 978-5-0055-1556-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Иван Тяпкин

Тело, Душа, Дух

Предлагаемые размышления затрагивают одну из важнейших тем современной психологии, ее кризис в определении сущности того, что же на самом деле является предметом ее изучения. Книга состоит из предисловия и трёх частей.

Предисловие кратко представляет автора, вводит читателей в круг рассматриваемых проблем и знакомит с содержанием книги.

Первая часть состоит из четырёх глав, основным содержанием которых, является ознакомление с историей психологической науки, с её основными направлениями и разделами, и определением сути проблем стоящих перед современной психологией.

Первая глава говорит о глубоком кризисе, в котором, по мнению самих психологов, находится академическая психология, и показывает четыре исторических периода развития представлений психологов о психике человека.

Вторая глава подробно рассматривает десять словарных определений понятия психика и анализирует достоинства и недостатки каждого представленного определения.

Третья глава акцентирует своё внимание на философско-психологическом понятии «отражение», которое, в различных комбинациях, употребляется для разъяснения того, чем на самом деле, по мнению самих психологов, является психика. При более тщательном рассмотрении этого термина становится очевидна некоторая нелогичность его употребления по отношению к живым организмам. Кроме этого, приводится иное объяснение процессов взаимодействия субъекта психики, с окружающим его миром.

Четвёртая глава знакомит читателей с классификацией эволюционного психического развития животного мира. Здесь же показаны несколько реальных примеров поведения различных живых существ с окружающей их средой. Результатом такого анализа поведения является приведённый алгоритм, по которому все они инстинктивно живут и действуют.

Вторая, основная часть книги, состоит из шести глав, в которых довольно подробно, с рисунками, показаны основные составляющие части психики человека. Данный материал большей частью является авторской разработкой, но основан он на хорошо известных категориях психологической науки.

Пятая глава условно подразделяет всего человека на три самостоятельные, но непрерывно взаимодействующие между собой составные части. Таковыми являются тело, душа и дух. Приводится аргументация подобного разделения, из сферы компьютерных технологий.

В шестой главе из трёх составных частей человека рассматривается только одна из них – душа. Это понятие, в предлагаемой интерпретации составных частей человека, является синонимом слова «психика» человека.

Душа, или психика, также подразделяется на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Подобное трактовка основана на обоснованных психических представлениях Фрейда, но не тождественна им.

Седьмая глава, продолжая рассматривать психику человека, особое внимание уделяет только одной из них, её сознательной составляющей. Эта часть также подразделена на три основные части. Таковыми являются: разум человека, его эмоции, и воля. Слово «разум» имеет несколько синонимов: ум, интеллект, рассудок. В результате более подробного исследования значений этих слов, для дальнейших рассуждений было выбрано слово рассудок. Подробно рассматриваются также эмоции человека и его воля, и их совместная взаимосвязь между собой и рассудком.

Восьмая глава также посвящена рассмотрению только одной из предыдущих составляющих психики человека, его рассудку. Он также условно разделён на три составные части: мышление человека, его память и воображение. Рассмотренные здесь категории психики человека в основном заимствованы из традиционных учебников по психологии. В заключение главы, особо указывается на особое значение воображения человека, которое играет исключительно значимую роль во всей его психике.

Девятая глава, по своему содержанию, отличается от предыдущих четырёх, рассматривающих психику человека. Темой её является труд, созидание, творчество, являющимися прерогативой человека и человеческого сообщества.

В десятой, заключительной главе второй части, представлены два рисунка, фактически показывающих одно и то же, но с разных позиций. Они наглядно, графически, в едином целом показывают все рассмотренные категории психики человека.

В третьей части книги основной темой является подтверждение правильности выбранных слов, душа и дух, для раскрытия понятия психика человека.

Одиннадцатая глава рассматривает это с точки зрения общеупотребительных значений этих слов, а двенадцатая глава, обосновывает такой выбор с точки зрения библейского описания выбранных терминов.

Оглавление

Предисловие. Часть первая

Глава 1. Краткая история психологии.

Глава 2. Определения психики.

Глава 3. Философско-психологическое понятие «отражение».

Глава 4. Стадии психического развития.

Часть вторая

Глава 5. Три составные части человека – тело, душа, дух.

Глава 6. Сознание, подсознание, бессознательное.

Глава 7. Рассудок, эмоции, воля.

Глава 8. Мышление, память, изображение.

Глава 9. Созидание.

Глава 10. Схемы взаимосвязи духа, души и тела.

Часть третья

Глава 11. Общепринятые употребления слов «душа» и «дух».

Глава 12. Дух, душа и человек в Библии.

Заключение.

Предисловие

Предлагаемые размышления затрагивают одну из важнейших тем современной психологии, ее кризис в определении сущности того, что же на самом деле является предметом ее изучения.

Я не профессиональный психолог. Область моих интересов – это, скорее, философия. Однако, изучая разделы философии, посвященные личности человека, его сознанию, бытию, предметной деятельности, невольно сталкиваешься с психологическими определениями, которые по-своему трактуют те или иные характеристики человека. Отсюда и возникло желание поближе познакомиться с психологическими науками, разобраться хотя бы в основных ее направлениях и течениях. К своему удивлению, я обнаружил очень много различных противоречий, существующих в рамках этой науки. Пришлось самостоятельно осмысливать многие проблемы и пытаться разрешить эти противоречия.

То, что я не получал специального образования в этой области, это, с одной стороны, конечно же, недостаток, но с другой стороны – и несомненное преимущество, так как мне не мешали рассуждать обязательные учебные предметы, изучаемые студентами при обучении. Помимо этого, излагая сложные к пониманию вопросы затрагиваемых тем, я старался не пользоваться специальными терминами, употребляемыми психологами, достаточно было использовать обычный разговорный язык, доступный для понимания широкому кругу лиц со средним образованием.

Первая глава посвящена краткому историческому обзору психологических понятий и проблемам, стоящим перед современной психологией. Вторая глава обращает внимание на то, что до настоящего времени в психологии нет единого мнения о том, что же такое эта психика, являющаяся непосредственным объектом изучения самой психологии. В третьей главе анализируется понятие «отражение», употребляемое как в философии, так и в психологии для пояснения психических процессов, происходящих в живых организмах. Помимо этого приводится несколько иной взгляд на это понятие, позволяющий упростить применение этого термина к реальным взаимодействиям живой и неживой материи. В четвертой главе излагается материал, классифицирующий стадии психического эволюционного развития животного мира.

Остальные главы представляют собственное осмысление понятия «психика», собранное из различных источников в единое целое. В основном это учебники и учебные пособия по психологии. Отделение или выделение этих источников из довольно сложной, взаимосвязанной картины составляющих понятий могло сильно усложнить предлагаемые размышления. Именно поэтому и нет ссылок на соответствующую литературу. Желающие могут самостоятельно определиться с источниками и аналогиями приведенных рассуждений, определений, выводов.

Часть первая

Глава 1. Краткая история психологии

Современная психология, несмотря на целый ряд достигнутых успехов в познании человека, все же является достаточно противоречивой наукой. Огромное множество течений и направлений в нынешней психологии приводит не только к многочисленным различным толкованиям одного и того же предмета обсуждения, но и, как сказано в одном из исследований, посвященном данной проблеме, даже «к взаимной вражде» людей, придерживающихся противоборствующих концепций.

В «Справочнике практического психолога»1 приводятся такие данные: «В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 – для детей и подростков». Но это только психотерапия, а сколько еще методов работы у психиатров, психологов и других представителей этой науки о человеке?

Член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В.Юревич пишет по этому поводу: «Что воспринимается психологами, не удовлетворенными состоянием своей науки, в качестве основных симптомов ее кризиса?

 

Во-первых, все то, что беспокоило их прежние поколения: отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического и так далее.

Во-вторых, углубляющийся раскол, говоря словами Ф.Е.Василюка, «схизис» между исследовательской и практической психологией.

В-третьих, конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных (между наукой и не-наукой) систем знания и другие подобные явления»2.

Проблемам психологии посвящено внимание многих исследователей, мы же продолжим разговор о психологии рассмотрением краткой истории психологических идей.

Общая схема исторических периодов становления психологии выделяет 4 периода развития представлений о психике, или душе человека:

1 – период. Наука о душе (V в. до н.э. – XVII в. н.э.).

2 – период. Наука о сознании (XVII в. н.э. – XIX в. н.э.).

3 – период. Наука о поведении (XIX в. н.э. – середина XX в.).

4 – период. Наука о психике (середина XX в. – конец XX в.)3.

Первый период. Наука о душе.

Уже в Древней Греции люди начали понимать, что внутри каждого человека есть нечто такое, что позволяет предположить двойственную природу самого человека. Действительно, каждый из нас сталкивается с тем, что может вести диалог с самим собой. Как будто внутри нас есть кто-то, с кем можно поболтать, рассказать ему о своих проблемах, поделиться новостями, поспорить и даже получить какие-то замечания от своего внутреннего двойника. Такой феномен восприятия самого себя в двойном виде привел к представлениям о существовании «психе», или иначе души человека, внутри самого человека.

Аристотель в своем трактате «О душе» представил свое видение этой проблемы и предположил, что человек состоит из материального тела и нематериальной души, находящихся во взаимной зависимости друг от друга и неотделимых друг от друга. Со смертью человека душа его также умирает.

Другой древнегреческий мыслитель Платон разделил понятия души и тела и высказал мнение о том, что душа человека бессмертна и может существовать вне тела. Эта гипотеза надолго прижилась в умах человечества, покорив сознание смертного человека мыслью о том, что хотя сам он и умрет, но душа его будет продолжать жить вечно.

Подобные представления о бессмертной душе содержатся и в некоторых мировых религиях, хотя и в разных модификациях. Одни из них трактуют понятие о бессмертии в соответствии с представлениями Платона, другие же высказывают мысли о том, что после смерти душа может переселиться в тело другого человека или даже животного. Как говорится, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! Чтобы не мучиться мыслью о том, что твоя жизнь бессмысленна и ты все равно умрешь, каждый может выбрать себе по своему вкусу представления о том, что будет с ним после его смерти.

Такие представления о бессмертной душе сохранились вплоть до наших дней и могут присутствовать в отдельных психологических течениях.

Второй период. Наука о сознании.

Второй период начинается с эпохи Возрождения. Рене Декарт вводит понятие «рефлекс». Согласно представлениям Декарта, человек – это некое механическое устройство, которое получает внешний импульс, затем по мышцам рефлекс передается в мозг, а мозг в ответ выдает ответную реакцию. Тело существует самостоятельно, без всякой души, и управляется рефлексами. Вместо представлений о душе Декарт говорит о сознании как о внутренних представлениях человека о самом себе. Это был новый, революционный взгляд на внутренний мир человека. До этого считалось, что все психические явления происходит исключительно под влиянием самостоятельной субстанции «душа». С этого времени вместо понятия «душа» стали употреблять понятие «сознание».

ЛейбницГ. В. выдвинул предположение, что, кроме сознания, в человеке есть и «бессознательная» его часть. Внешний импульс, рефлекс, не просто попадает в мозг, но и сравнивается с памятью и вниманием.

ГоббсГ. начисто отрицал такое понятие, как душа, и считал что все психические явления это не что иное, как прямой результат внешних воздействий на человека. По его представлениям, внешние ощущения человека отлагаются в его мозгу в виде различных внутренних ассоциаций, которые человек и воспринимает как нечто под названием душа.

Дж. Локк развил эти представления о внутреннем состоянии психики, и с того времени два направления сознательного мышления – внешний опыт и внутренние ассоциации – получают равнозначное признание.

Третий период. Наука о поведении.

Третий период – это время примерно с середины XIX века и до середины XX века. Это время возникновения большинства психологических идей, гипотез, представлений, направлений и школ, так или иначе объясняющих феномен человека.

ВундтВ. предлагает так называемую физиологическую психологию. Вместо простого описания внутреннего мира человека он изучает «непосредственный опыт» каждого субъекта, его ощущения, переживания, чувства. На основания таких вот личных умозаключений он пытался сделать обобщающие выводы о сознании. Однако впоследствии его идеи хотя и не получили широкого распространения, но дали толчок к исследованиям экспериментальной психологии: изучение времени реакции на внешние воздействия, силу ощущений, продолжительность внимания, эмоциональные состояния, волевые усилия и так далее.

ПавловИ. П. обращает внимание научного сообщества на так называемый условный рефлекс, когда реакция организма на внешнее воздействие может обуславливаться не прямым импульсом, а параллельными ассоциациями.

ФрейдЗ. разрабатывает психоанализ как психологическую теорию и как метод лечения. Его представления о сознании человека включили в себя не только сознательную и бессознательную части, но и промежуточную между ними подсознательную часть психики человека. Это намного расширило представления психологов о внутреннем мире человека, так как больше внимания стало уделяться неосознанным мотивам жизнедеятельности человека, в том числе и различным сексуальным влечениям.

Уотсон Дж. становится родоначальником бихевиоризма, раздела психологии о поведении человека и стимулах, влияющих на степени научения человека различным сторонам его деятельности, как трудовой, так и учебной. В частности, он обращает внимание на метод проб и ошибок, а также на закрепление навыком путем многократного повторения однотипных действий.

В Германии возникает направление психологии под названием гештальтпсихология. Ее основатели ВертгеймерМ., КеллерВ., Коффка К. обращают внимание на то, что принцип деления сознания человека на мелкие составные части не всегда адекватно отражает сознание человека. Каждый индивидуум мыслит прежде всего образами (гештальтами), целостными структурами, не сводимыми к отдельным составным частям этой структуры.

Во второй половине ХХ века появляется когнитивная психология. Свое название она получила от латинского слова «cognitio» – знание. Это направление психологии рассматривает психику человека как систему мыслительных, или иначе вычислительных операций. В рамках этого раздела психологической науки были проведены исследования кратковременной и долговременной памяти, различных способов мышления, принятия решений, особенностей внимания человека, его речи, восприятие и распознавание образов, воображение. Когнитивная психология занимается также проблемами создания искусственного интеллекта.

В системе психологических знаний особое место занимает так называемая гуманистическая психология (МаслоуА., РоджерсК., ФранклВ., БьюжентальД., и др.). Представители этого направления психологии обращают внимание на то, что поведение человека определяется не только инстинктами, внутренними конфликтами или внешними стимулами. Каждый человек сам себя контролирует и способен строить свою жизнь согласно личным ценностям, убеждениям и целям, которые перед собой ставит. Основной целью человека, согласно представлениям А. Маслоу, является стремление к самоактуализации.

Ряд отечественных психологов (С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов, А.Н.Леонтьев) признавали ведущим фактором, влияющим на психику человека, его предметную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. С одной стороны, это направление в психологии связано с общественно-историческими условиями существования человека, а с другой стороны – напрямую связано с психологией труда и трудовой деятельности человека.

Четвертый период. Наука о психике.

Название четвертого периода как науки о психике, дано в «Общей психологии» Маклакова4, там же приведено схематичное изображение всех четырех периодов. Четвертый период определяется как «Современный этап развития психологии. Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики». Более подробного описания этого периода в учебнике нет. В другом учебном пособии пишется, что данный этап «сформировался на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения»5. Такие определения четвертого этапа мало что объясняют неподготовленному читателю, поэтому понятия «психика» и «отражение» мы будем рассматривать отдельно.

Однако не все психологи согласны с такими определениями состояния психологической науки последнего времени. Появившиеся некоторые новые направления в этой науки не только не помогают человеку справиться с его проблемами и объяснить ему собственные поведение и поступки, но стремятся навязать иное мнение, манипулировать его сознанием.

МалашкинаМ. М. в своей работе «Популярная история психологии» уделила этому вопросу целую главу и назвала ее «Психология ХХI века: помощь человеку или манипуляция его сознанием»6.

Один из вопросов, который она разбирает в этой главе, сформулирован так: «Как нас заставляют покупать то, что не нужно?» Поставленный вопрос фактически констатирует ситуацию в практической психологии, когда такие новые направления психологии, являясь своеобразным «бизнес-проектом», задействованы в увеличении продаж в торговых сетях. Используя различные психологические приемы, в том числе гипноз, обученный персонал старается навязать покупателю товар, который он и не собирался покупать.

Мы не будем подробно рассматривать этот период по трем причинам.

Во-первых, потому, что к настоящему времени накоплен такой огромный объем психологической литературы, что рассмотреть его даже кратко не представляется никакой возможности. Как сказал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное».

Во-вторых, как уже было отмечено в начале этой главы, психология постепенно становится паранаукой, или иначе псевдонаукой, увлекающейся различными эзотерическими учениями, алхимией, хиромантией, спиритизмом, астрологией, френологией и так далее. А это направление не входит в сферу наших рассуждений.

 

И в-третьих. Необычайно разросшаяся разнообразными гипотезами психология как наука все дальше отходит от единого понимания сущности человека и его психики, и становится разноплановой. Поэтому разговор о какой-то единой науке становится бессмысленным.

Определение психологии | Psychology Today

Спросите биолога: «Что такое биология?» и вы, вероятно, получите относительно однозначный ответ. Биология – это наука о жизни. Напротив, спросите психолога: «Что такое психология?» и если этот человек глубоко рассмотрел вопрос, вы, вероятно, получите что-то вроде следующего: «Это в основном наука о разуме, за исключением того факта, что до сих пор существует ряд психологов, которые думают об этом. как наука о поведении, и утверждают, что «разум» не является полезной научной конструкцией. Таким образом, вы можете назвать это наукой о поведении и психических процессах, но это затушевывает основные философские проблемы, которые первоначально противопоставляли бихевиоризм ментализму. имеет дело в первую очередь с человеческим поведением, хотя исторически многие психологи изучали животных, возможно, наиболее печально известных лабораторных крыс. И все же грань между людьми и другими животными — если она вообще существует — не является общепринятой. Некоторые ученые считают, что психология на самом деле это свободная федерация субдисциплин, и по мере того, как наши научные знания становятся более продвинутыми, они распадаются на такие области, как нейронауки, когнитивные науки, лингвистика и другие области. И теперь есть довольно много психологов, особенно изучающих культуру и континентальную философию, которые задаются вопросом, уместны ли эпистемологии естественных или даже социальных наук. Они утверждают, что психологию лучше всего рассматривать как набор исследований, и она относится как к гуманитарным наукам, так и к естественным наукам. Наконец, возникает вопрос о том, является ли эта дисциплина в основном наукой, такой как биология, или в основном лечебной профессией, такой как медицина, или одновременно и тем, и другим. Учитывая все эти разногласия, наверное, лучше просто думать о психологии как об институте, человеческой конструкции, которая не обязательно отображается непосредственно на природе. Вместо того, чтобы беспокоиться об определениях, мы должны тратить свою энергию на изучение интересующих нас явлений». Таково нынешнее состояние наших знаний по вопросу «Что такое психология?»

Если у вас есть какие-либо сомнения относительно важности эффективного определения дисциплины, я рекомендую остроумное эссе « В войне с самими собой » Каммингса и О’Донохью (2008). Они указывают, как в первой половине 20 -го -го века в психологии в Америке доминировали поведенческие экспериментаторы, которые были «одержимы теорией обучения… причем большинство так называемых открытий было сделано на крысах и голубях, а не на людях». (стр. 118). Термин «клинический» не одобрялся, и даже на прикладной акцент многие смотрели с подозрением. Хотя на практике психоанализ преобладал, он находился за пределами кампуса и по-прежнему практиковался в основном психиатрами. Отчет о собственном опыте тренировок в конце 1940-х и начале 1950-х Каммингс, который хотел быть профессиональным практиком, заявил, что он…

испытал потрясение [своей] жизни: Психология не имеет ничего общего с людьми. Психотерапевтического обучения не существовало, как и самого слова. Мы получили всю нашу подготовку по психотерапии за пределами кампуса … Если бы наши выпускники узнали об этом, нас бы выгнали из программы.

Каммингс и О’Донохью (2008) продолжают рассказывать о росте профессиональной практики и последующей битве за владение дисциплиной. Они сформулировали конфликты между учеными и практиками в отношении лицензирования и профессионализации дисциплины, роли доказательств и научных методов в информировании практики, а также то, как практики стали более доминирующей силой в Американской психологической ассоциации, и как это в конечном итоге привело к многие научно ориентированные психологи покидают ассоциацию и создают Ассоциацию психологических наук. Для меня дополнительным свидетельством огромной путаницы в психологии является тот факт, что, хотя психологи в Америке изначально были учеными, проводившими эксперименты с животными в лаборатории, с появлением профессиональной психологии она развилась до такой степени, что единственные люди, могут по закону называть себя психологами, являются лицензированными практикующими врачами. В большинстве штатов социальный психолог, работающий в университете, не может по закону называть себя психологом! Вместо этого она должна идентифицировать себя как профессора психологии. Все это показывает, насколько много путаницы существует в отношении природы и места дисциплины в обществе.

Так быть не должно. Единая теория психологии (UT) прокладывает путь к логическому и последовательному определению области психологии, разрешению давних философских проблем и объединению ключевых идей из различных парадигм в единое целое. Итак, согласно единой теории, что именно является определением психологии?

Психология — это наука о психическом поведении и человеческом разуме, а также о профессиональном применении таких знаний для общего блага.

Чем это определение отличается от обычного определения психологии как науки о поведении и психических процессах? Его преимущество заключается в том, что он разрешает три основных области разногласий относительно того, что именно представляет собой психология, в частности, он решает проблему дуализма разума и поведения, проблему животного и человека и проблему науки и профессии.

Во-первых, определение психологии как науки о поведении и психических процессах сопряжено с рядом серьезных неясностей. Рассмотрите это таким образом. Атомы ведут себя. Клетки ведут себя. Если это так, то психология не может быть наука о поведении, но должна быть наукой о конкретном типе поведения. Кроме того, рассмотрите вопрос о том, что представляют собой психические процессы, если они не являются поведением? Скиннер считал мысли интернализованным, скрытым поведением, и в этом отношении с ним трудно спорить. UT утверждает, что поведение животных представляет собой уникальный вид поведения, изображенный как третье измерение сложности в системе Древа познания и помеченный как «Разум». Разум состоит из набора умственных действий, которые четко определены как поведение животных, опосредованное нервная система, которые оказывают функциональное влияние на отношения животного с окружающей средой.Теперь мы можем разделить психическое поведение на две широкие области: 1) открытое (изменения между животным и окружающей средой) и 2) скрытое (изменения внутри нервной системы). Эти две области соответствуют тому, что обычно подразумевается под «поведением» и «ментальными процессами», но объединяют их четким, недвойственным образом9.0003

Во-вторых, это определение отделяет базовую (животную) психологию от человеческой психологии. Джон Ватсон заявил, что между человеком и животным нет границы. Это оправдание узаконило работу бихевиористов, но UT (наряду с большим количеством данных наблюдений) утверждает, что на самом деле люди — это очень уникальный вид животных. УТ утверждает, что человеческое поведение определяется функциональным пересечением языка, культуры и самосознания (т. е. систем оправдания), и это делает изучение человека принципиально иной проблемой. Не только это, но и потому, что люди будут использовать теории о них, которые создают ученые, человеческая психология является социальной наукой и должна бороться с ценностными проблемами гораздо больше, чем фундаментальная психология. Подумайте, например, что не возникло бы особых разногласий, если бы психолог обнаружил, что одна линия крыс научилась проходить лабиринт быстрее и точнее, чем другие. А теперь подумайте об очень законных спорах вокруг расы и IQ, и у вас будет ясное понимание того, почему наука о человеческой психологии фундаментально более тесно переплетена с человеческими ценностями.

В-третьих, определение проводит столь необходимую границу между наукой и профессией. Эту линию очень важно понять, потому что у науки принципиально иная миссия, чем у профессии. Цель научной стороны психологии состоит в том, чтобы описать и предсказать поведение животных и человека. Цель профессии – улучшение благополучия человека (и животных). Разные цели ведут к разным компетенциям и разным идентичностям. Конечно, наука и применение пересекаются, и наука должна информировать практику, и наоборот (я обучался модели ученый-практик), но они концептуально разделены, и это разделение должно быть четким (подумайте о физике и технике, биологии и медицине, социология и социальная работа…у нас не должно быть психологии и психологии).

Психология существует уже более 100 лет. Тем не менее, это никогда не было эффективно определено. Я считаю, что с помощью УТ мы можем исправить вековую концептуальную путаницу и перевести дисциплину в гораздо более связное состояние бытия.

Что такое социальная психология? Теории, примеры и определения

Социальные психологи изучают силу мысли и восприятия для формирования действий и закрепления эмоциональных связей. Уильям Шекспир представил один из самых ранних известных примеров понимания, достойного социального психолога, в своей самой сложной в психологическом отношении пьесе «Гамлет».

Когда осажденный принц Дании объясняет, почему он считает свою родину тюрьмой, а не раем, он размышляет: «Почему же… нет ничего ни хорошего, ни плохого, но мышление делает таковым. Для меня это тюрьма». Представленная ли социальная психология как игра ума («мышление делает ее таковой») или как исследование повседневных мыслей и действий, она занимается объяснением некоторых из глубочайших тайн человеческих отношений и поведения.

Что такое социальная психология? Это научное исследование того, кто мы есть, кем мы себя думаем, и как эти представления формируют наш опыт как личности и общества.

Социальная психология — одна из самых широких и сложных подкатегорий психологии, потому что она связана с самовосприятием и поведенческим взаимодействием между людьми, составляющими общество. Далее следует обзор социальной психологии как науки, включая ее происхождение, ее теории человеческого познания и поведения, а также образовательные пути к тому, чтобы стать социальным психологом, что может включать получение степени бакалавра искусств в области психологии.

Социальная психология Определение

Сегодня исследователи и ученые изучают почти каждый аспект человеческого существования через призму психологии. Американская психологическая ассоциация (АПА) перечисляет 15 областей психологии, включая клиническую психологию, мозговую и когнитивную психологию, психологию развития и количественную психологию.

Социальная психология изучает влияние присутствия и поведения других людей на индивидуальное или групповое поведение.

АПА определяет социальную психологию как «изучение того, как на мысли, чувства и действия человека влияют» другие люди, будь то «реальные, воображаемые или символически представленные». По сути, даже простое представление о том, как другой человек наблюдает за вами, влияет на то, как вы будете обрабатывать информацию, вести себя и реагировать — и именно это пытаются понять социальные психологи.

На какие вопросы отвечает социальная психология?

Главный вопрос, над которым размышляют социальные психологи, заключается в следующем: как и почему на восприятие и действия людей влияют факторы окружающей среды, такие как социальное взаимодействие?

В поисках ответа на этот основной вопрос исследователи проводят эмпирические исследования, чтобы ответить на конкретные вопросы, такие как:

  • Как люди меняют свои мысли и решения на основе социальных взаимодействий?
  • Является ли поведение человека точным показателем личности?
  • Насколько целенаправленно социальное поведение?
  • Как социальное восприятие влияет на поведение?
  • Как формируются потенциально деструктивные социальные установки, такие как предрассудки?

Например, вы когда-нибудь замечали, что ведете себя и думаете иначе среди знакомых, чем среди незнакомцев? Вы когда-нибудь задумывались, почему это так? Социальные психологи проводят свою карьеру, пытаясь найти ответы на подобные вопросы и то, что они могут означать.

Истоки области социальной психологии

Психология как область научных исследований остается относительно новой, однако ее важность как дисциплины очевидна из хорошо известных имен и концепций исследований человеческого поведения в начале 20-го века: Павлова и его слюноотделительная собака, иерархия потребностей Маслоу и юнговские архетипы бессознательного.

Эти и другие исследователи хотели выяснить, как человеческое восприятие — себя, других и мира в целом — влияет на поведение. По мере того, как область психологии развивалась, исследователи начали сосредотачиваться на специализированных аспектах разума и поведения. Это породило подкатегории психологии, включая социальную психологию.

Социальная психология стала формальной дисциплиной с начала 20-го века. Раннее исследование «социальной фасилитации», проведенное в 1898 году исследователем психологии Университета Индианы Норманом Триплеттом, стремилось объяснить, почему велогонщики превосходят свои сольные выступления, когда соревнуются напрямую с другими.

Более поздние эксперименты пытались объяснить, как и почему одни художники и исполнители блистали перед публикой, а другие колебались. Во время Второй мировой войны исследователи изучали влияние пропаганды на поведение всего населения.

Кто такой социальный психолог?

Специалисты в области социальной психологии, такие как социальные психологи, стремятся понять сложное взаимодействие между социальными факторами и человеческим поведением. Конкретные области изучения включают:

  • Групповая динамика и отношения
  • Межличностные отношения
  • Неявная предвзятость и предубеждение
  • Преступная деятельность

Социальные психологи используют различные методы исследования, включая эксперименты, опросы и наблюдения, для изучения человеческого поведения в социальных контекстах. Они применяют свои выводы в самых разных областях, включая бизнес, юриспруденцию, образование, здравоохранение и государственную политику, чтобы помочь решить социальные проблемы и улучшить жизнь людей.

Зарплата социального психолога

По данным Бюро статистики труда США (BLS) в 2021 году, средняя годовая зарплата социальных психологов составляла 81 040 долларов США. По оценкам BLS, число людей, работающих психологами, вырастет на 6% в период с 2021 по 2031 год. , так же быстро, как средний рост, прогнозируемый для всех профессий.

Хотя для того, чтобы стать социальным психологом, требуется высшее образование, получение степени бакалавра психологии может стать важным первым шагом на пути к этой карьере. Другие профессии, которые должны учитывать принципы социальной психологии, включают социального работника, специалиста по кадрам и консультанта по вопросам карьеры.

Чем отличается социальная психология от социологии?

Те, кто интересуется, что такое социальная психология, должны понимать разницу между этой областью и другими академическими дисциплинами. Например, иногда путают социальную психологию и социологию. Это понятно, потому что обе области исследования широко связаны с тем, как человеческое поведение формируется и формируется обществом.

Основное различие между ними заключается в следующем: социальные психологи изучают отдельных лиц в группе; социологи изучают группы людей.

Еще в 1924 году, когда обе области исследований только начинали достигать академической зрелости, исследователь из Университета Миссури Чарльз А. Эллвуд попытался упростить различие между ними. Согласно Эллвуду:

  • Социология — это «наука о происхождении, развитии, структуре и функционировании групп».
  • Социальная психология — это «изучение [индивидуальных психологических] истоков, связанных с развитием, структурой и функционированием социальных групп».

Различные взгляды на сходные проблемы

Естественно, работа, проделанная обоими типами социологов, иногда пересекается. Социолог сосредотачивается на том, как взаимодействие между различными группами людей — людьми с общими религиозными убеждениями или этнической принадлежностью — влияет на ход цивилизации.

Эту информацию можно считать отправной точкой для исследования социального психолога, который может использовать ее для формулирования гипотезы о том, как групповая динамика влияет на человека в течение жизни.

Например, социолог может сосредоточиться на потенциальных далеко идущих последствиях нового закона для общества, тогда как социальный психолог может сосредоточиться на том, как новый закон может повлиять на конкретного человека в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Еще один способ понять различия между социальной психологией и социологией — рассмотреть восприятие групповой динамики.

Например, социолог может провести исследование того, как группа людей действует как единое целое, в то время как социальный психолог может захотеть исследовать, как и почему группы людей влияют на отдельных людей — и почему индивидуальное поведение может влиять на группы людей.

Примеры актуальных тем социальной психологии

Ранние социальные психологи занимались внутренними и внешними влияниями на индивидуальное поведение. Публикация британского психолога Уильяма Макдугалла 1908 года «Введение в социальную психологию» была посвящена человеческим инстинктам как движущей силе социальных взаимодействий.

Другие темы, собранные под эгидой социальной психологии, представлены в работах братьев Флойда Генри Олпорта и Гордона Уилларда Олпорта 1920-х годов. Олпортам приписывают применение строгой научной теории и методов экспериментирования в исследованиях социальной психологии.

Этот динамичный дуэт также провел важные исследования развития взглядов, религиозных верований и многих других тем.

Примеры социальной психологии

Социальная психология занимается изучением изменений во времени. Исследования социальной психологии затронули почти все аспекты человеческой личности в попытке понять психологическое влияние восприятия и человеческого взаимодействия. Из тем, изучаемых в настоящее время в социальной психологии, примеры включают:

  • Лидерство — Какие черты характера определяют лидера? Какова роль лидера в группе? Как лидеры оказывают влияние на группы и отдельных лиц?
  • Агрессия — Как определяется агрессивное поведение? Что вызывает привычное агрессивное поведение? Какую роль играет агрессия в самосохранении?
  • Социальное восприятие — Как у человека формируется самовосприятие? Как самовосприятие формируется под воздействием факторов окружающей среды? В чем разница между экзистенциальным Я и категориальным Я?
  • Групповое поведение
    — Какие общие характеристики групп? Сколько человек составляют группу? Что определяет структуру группы? Почему люди тяготеют к той или иной группе?
  • Невербальное поведение — Какие неязыковые действия передают мысль или смысл? Как формируются и интерпретируются невербальные сигналы? Какие эмоции передаются выражениями лица, жестами рук и другими невербальными действиями?
  • Соответствие — Что побуждает людей изменять свое восприятие, чтобы соответствовать восприятию группы или другого человека? Как человек решает принять влияние другого человека или группы? В чем разница между внешним соответствием и внутренним соответствием?
  • Предубеждение — Что заставляет человека питать предубеждение против члена другой социальной группы? В чем разница между предубеждением и дискриминацией? Как стереотипы используются для построения восприятия?

Примеры теорий социальной психологии

То, чем сегодня является социальная психология, также можно описать с точки зрения теорий, которые социальная психология разрабатывает для объяснения человеческого поведения. Рассмотрим следующие основные теории социальной психологии, которые включают теории социального познания, группового поведения и идентичности.

Социальное познание

Социальное познание является подтемой социальной психологии. Его внимание сосредоточено на изучении того, как и почему мы воспринимаем себя и других такими, какие мы есть. Это важно, потому что без понимания нашего самовосприятия невозможно полностью понять, как наши действия интерпретируются другими. Точно так же, чтобы понять, почему другие действуют по отношению к нам именно так, мы должны полагаться на наше восприятие их мыслей и мотивов.

Социальные психологи проводят исследования того, как и почему определенный жизненный опыт влияет на наше восприятие себя и других. Этот ключевой пример исследования социальной психологии направлен на то, чтобы понять, как обрабатывается память и как она влияет на социальное познание.

Раннее развитие когнитивного восприятия

Исследования социального познания часто включают анализ факторов окружающей среды в раннем развитии когнитивного восприятия.

Например, восприятие маленьких детей основано на эгоцентрическом взгляде — их взгляды на себя и мир формируются на основе ограниченного опыта. Они еще не понимают, как интерпретировать свои собственные эмоции и действия, не говоря уже о других.

В зрелом возрасте способность воспринимать эмоции и понимать поведение развивается с опытом. На основе этого опыта формируются представления и принимаются решения. Функционирующий взрослый может опираться на опыт, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Почему я так думаю об определенном предмете или человеке?
  • Как мои действия влияют на других?
  • Как я должен реагировать на действия других?

То, как люди учатся отвечать на эти и другие вопросы о своем самовосприятии, относится к изучению социального познания. Ученые исследуют психические процессы, влияющие на взаимодействие восприятия, памяти и мышления при формировании личности и социальном взаимодействии.

Эта информация, в свою очередь, помогает исследователям понять динамику между групповым поведением и развитием социальной идентичности человека.

Групповое поведение

Почему люди объединяются в группы? Как группа влияет на поведение человека и наоборот?

Исследование группового поведения пытается ответить на эти и другие вопросы, связанные с социальным познанием. Он начинается с основного вопроса: что такое группа? Не существует установленного определения группы, но социальные психологи в целом согласны с тем, что группу можно определить как связную сущность, состоящую из людей, разделяющих определенные убеждения или характеристики.

Примеры групп включают религиозные объединения, научные общества и политические партии. Это определение включает большие группы, такие как население района или города, и более мелкие группы, такие как нуклеарная семья.

Наблюдаемые действия группы составляют определение группового поведения. Социальные психологи, изучающие групповое поведение, хотят знать основные мотивы этих действий, как они возникли, как индивидуум функционирует в группе и роль лидерства в групповой динамике.

Например, как и почему некоторые группы действуют, руководствуясь коллективным чувством доброты и принятия, в то время как другие движимы предрассудками и насилием? Как врожденный конфликт между самовосприятием и внешним восприятием влияет на влияние индивида в группе? Не только это, но как и почему индивидуальные интересы, мнения и способности иногда сублимируются до коллективной цели группы?

Групповое поведение можно изучать через призму индивидуального статуса в группе. Модели индивидуальных отношений в группе могут предсказать сплоченность группы и помочь объяснить, как и почему одна группа более продуктивна, чем другая.

Понимание группового поведения помогает объяснить, почему люди могут принимать определенные решения под влиянием группы, которые они не приняли бы в одиночку. Этот вид изменения личности — сдвиг, основанный на членстве в группе — рассматривается в рамках теории социальной идентичности.

Теория социальной идентичности

Психологи Анри Тайфел и Джон Тернер изучали влияние членства в группе на самовосприятие. Они сформулировали теорию социальной идентичности, которая пытается объяснить взаимосвязь между принадлежностью к группе и усилением индивидуальных качеств, таких как гордость и чувство собственного достоинства.

Согласно Тайфелу и Тернеру, люди тяготеют к группам, состоящим из людей, которыми они восхищаются или с которыми они согласны по важным вопросам. Члены группы воспринимают себя, по крайней мере частично, через призму своего членства; они видят свое отражение в других членах.

Люди, принадлежащие к группам, связаны и управляются сходством. Самоидентификация членов группы основана на общих взглядах, убеждениях и моральных стандартах группы. Это объясняет, почему люди в группе могут действовать иначе, чем если бы они не принадлежали к группе. Они ведут себя так, как, по их мнению, должен вести себя член группы, а не руководствуясь личной мотивацией.

Другим аспектом теории социальной идентичности является тенденция к трайбализму или принятию «своих групп» при отказе от «чужих». Групповая социализация человека происходит поэтапно, согласно Тайфелу и Тернеру:

  • Категоризация — Разделение людей на основе таких характеристик, как этническая принадлежность, род занятий или система убеждений
  • Социальная идентификация — Принятие характеристик определенной группы
  • Социальное сравнение — Стремление выгодно контрастировать с другими группами

После того, как люди полностью установили свое самовосприятие, основанное на принадлежности к «своей группе», их мышление и поведение начинают отражать ожидания группы.

Таким образом, индивидуальная социальная идентичность сублимируется в группу. Личная идентичность заменяется чувством принадлежности, безопасности и благополучия.

Типовая учебная программа по социальной психологии

Социальные психологи, как правило, должны получить ученую степень, чтобы работать в клинической, консультационной или исследовательской сфере. Карьера для выпускников бакалавриата психологии доступна в области человеческих ресурсов, аналитики рынка и исследований. Выпускники, которые продолжают получать степень магистра или выше, например, докторскую степень в области психологии или степень доктора психологии (PsyD), могут получить квалификацию для работы в качестве социальных психологов.

Типичная учебная программа бакалавриата по социальной психологии включает курсы по методам психологических исследований, дизайну исследований и прикладной статистике, а также курсы по психологической теории, например, по ненормальной психологии и психологии развития на протяжении всей жизни.

Некоторые специалисты в области социальной психологии работают в академических учреждениях, проводя исследования и обучая студентов, в то время как другие работают в прикладных условиях, например, в государственных учреждениях, некоммерческих организациях и частных корпорациях. Специалисты по социальной психологии могут также работать консультантами, помогая отдельным лицам и организациям понимать и управлять социальной динамикой в ​​их среде.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts