Что уходит в нирвану, если с точки зрения буддизма, все иллюзорно и непостоянно? Зачем это практиковать, если после смерти тебя не будет?
Популярное
Сообщества
РелигияМистикаБуддизм
Анонимный вопрос
·
4,4 K
ОтветитьУточнитьАндрей Кудрявцев
Дизайн
17,3 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией, физикой… · 8 сент 2019
Иллюзорно не всё, а только сансара. Нирвана — реальность.
Ум в сансаре — это такой человек в тёмном холодном страшном лесу. Он видит вдалеке огонёк. Он идёт по направлению к этому свету, приближаясь каждый день. На следующий день (в следующем воплощении) он почти ничего не помнит, что было вчера, но свет снова видит, и снова идёт к нему. Этот свет — это природное качество ума. В каждом сознании есть этот свет, скрытый по-своему, своими иллюзиями.
Единственным мотиватором всех буддийских практик является неудовлетворённость (дуккха). Никому не нравится бродить в тёмном лесу, царапаться о ветки, пачкаться и мокнуть под дождём. Всё, что человек делает, он делает для того, чтобы неудовлетворённость убрать. Неудовлетворённость появляется тогда, когда человек представляет своё Я как что-то постоянное. Когда человек начинает рассуждать: «Это мне нравится, это мне не нравится». Рано или поздно возникает несоответствие ожиданий и изменившегося мира. Из-за этого возникает беспокойство, неудовлетворённость.
Вопрос «что уходит в нирвану» — это попытка спроецировать правила сансары в нирвану. В нирване не работают причинно-следственные связи. Если в сансаре явления множественны, подвижны, взаимообусловлены, то нирвана — это единый безразмерный неподвижный элемент. Это можно сравнить с тем, как реки впадают в океан. Пока реки текут с гор, мы можем их различить.
Но когда река впала в океан, она прекратила существовать как маленькая река и стала большим целым океаном, мы уже не можем выделить реку внутри океана. В сансаре мы можем проявить отдельные возникающие и исчезающие элементы, а в нирване нет возникновения-исчезновения. Представьте, что у вас был тяжёлый день, и постоянно возникали разные беспокоящие мысли. И вот вечером вы все проблемы решили, пришли домой, сели, успокоились и почувствовали удовольствие от того, что никаких отдельных беспокоящих мыслей больше нет. Вы просто сидите в тишине и отдыхаете. Вот нирвана — это такая точка невозврата, после которой беспокойства уже не появятся никогда, потому что для них нет больше никаких причин.Зачем практиковать? Чтобы приблизиться к пониманию реальности. Если у человека слабое замутнённое зрение, он будет постоянно натыкаться на углы, причиняя себе вред и неприятные ощущения. Чтобы как-то это исправить он будет практиковать улучшение зрения: вылечит глаза, снимет тёмные очки, выйдет на светлое место и т.
Какое дело до другого существа? Какое дело вам до мамы или папы, или бабушки, или дедушки, или учителя, или друга, или любого другого существа, которое что-то полезное сделало в вашей жизни, как-то уменьшило ваши беспокойства и неудовлетворённости? Наверное, вы цените их вклад в вашу жизнь, стараетесь как-то тоже помочь убрать их беспокойства. То же самое можно сказать и о человеке, который будет в будущем. Неважно, через пять минут, через год или в следующем воплощении. Вы можете научить этого нового человека чему-то полезному, оставить ему капитал в виде полезных следов в сознании, оставить подсказки: какой путь самый лёгкий и безболезненный. Или вы можете наоборот накопить проблемы для него. Забраться в чащу, из которой потом трудно будет выбраться.
Буддийская практика — это такой абсолютный альтруизм, полный отказ от эго. Высшая форма сострадания к живым существам: к прошлым, настоящим, будущим. Стремление искоренить беспокойство всех живых существ.Marina Sokolova
8 сентября 2019
Сострадание к живым существам — это тоже форма беспокойства, пусть не к себе, но к другим. А беспокойство — это… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Bhante Paññānattā
295
Буддийский монах ортодоксальной традиции Theravada. · 4 окт 2019
Нирвана не место в прастранственно временном континиуме. Нирвана это 1 состояние сознания без невежества гнева и алчности. и 2 как ресультат 1мпункта прекращения процесса бесконечных перерождений
Комментировать ответ…Комментировать…
Над бездной
189
живу в буддийском монастыре, а по возвращении в мир — социальные проекты. · 8 дек 2020
Нирвана это качество восприятия мира. Без заблуждений, отторжения и присвоения. Поэтому вопрос непонятен. Туда не уходят, «туда» никакого нет. Почему-то вечно ищут аналогии авраамическим религиям. Посмертной жизни, рая.. это не учение будды
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ8 сентября 2019
Добавлю еще насчет мнения о бессмысленности практики. Великие парамиты и четыре безмерных просто так у человека не появятся. Взятые обеты не пребудут в чистоте просто так. Есть конечно некоторые Будды, которые никогда не были омрачены, вроде Самантабхандры, но Будды — они Будды, а мы же люди простые, омраченные, поэтому нам всегда нужно практиковать.
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ8 сентября 2019
Ваш вопрос простой, но он не было бы задан, если бы вы просто чаще читали сутры. Будет реинкарнация. Если бы ничего не было, то не было бы смысла в поворотах колеса учения и все учение Дхармы можно было бы не передавать людям. Закон кармы и является главной проблемой и остановка выработки кармы — вот главная задача. Если вам интересно что представляет из себя Нирвана… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Vyacheslav Gorshkov
7 сент 2019
> Что уходит в нирвану Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть, восприятия нет. О второй говорят — нирвана. > если с точки зрения буддизма всё иллюзорно Не иллюзорно, а подобно иллюзии. > Зачем практиковать, если после смерти тебя уже не будет, какое тебе дело до другого существа, которое будет после… Читать далее
Антон Орлов
7 сентября 2019
> Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Колесо сансары: буддийская мудрость бурят
До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.
Под присмотром божеств
В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: «Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть».
В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи.
Буддийский лама. Фото: Алексей Бушов
Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.
Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.
Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.
Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру «Ом Дари Дудари Дури Суха», чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.
Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.
Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин
Очевидное-невероятное
Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.
7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.
Храм Даши-Доржо Итигэлова. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин
Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это «абсолютный признак смерти».
Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.
Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. Фото: wikipedia.org
Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.
Свет учения
В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название «Даши Чойнхорлин», что в переводе с тибетского означает «Земля счастливого учения». Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.
Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.
Комплекс Иволгинского дацана. Фото: Александр Киселёв
Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.
«Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик».
Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров
Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. «Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: «В храмы не иди», — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: «Ты станешь ламой». Я не верил, конечно, — советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности «преподаватель химии и биологии», преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!»
Вид на Южные ворота Иволгинского дацана. Фото: Ольга Ладыгина
В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности «философ», «танкописец» или «эмчи-лама», то есть лекарь.
В гостях у ламы
Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.
Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек «читает» сразу множество молитв.
В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.
В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.
Начало тропы гороо в Иволгинском дацане. Фото: Ольга Ладыгина
Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.
— До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.
— А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам «старой закалки»?
— Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: «Что можешь сказать о своей жизни?» Он мне ответил: «Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал».
Барабаны хурдэ, Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Яна Краснопевцева
— В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?
— Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: «Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама». Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.
Монахи у входа в дацан. Фото: Анна Рахманко
Беседу прерывает кошка, которая внезапно взвивается в воздух в погоне за пролетающей мухой. Промахнувшись, она пытается уцепиться за шкаф и с размаху шлёпается мне на колени. Пока я поглаживаю её по шелковистой спине, кошка вновь подбирается, прыгает и гордо уносит добытый трофей куда-то в уголок.
— Вот оно, счастье! — смеюсь я.
— В колесе сансары счастья нет, — улыбается в ответ Дид Хамбо-лама. — Только удовольствие. Знаете, в чём разница? Счастье непрерывно, а удовольствие — временное явление.
Колесо сансары — в буддийской религии бесконечный круг перерождений. В зависимости от накопленных душой хороших и плохих деяний она перерождается в одном из шести миров. В каждом из них есть страдания, но только в человеческом мире можно сознательно совершать благодеяния, что позволяет в конце концов вырваться из колеса и достичь вечного блаженства в нирване.
Ольга Ладыгина
The Meaning of Nirvana «Lithium»
Концерт Nirvana на фестивале Reading Festival 1992. Фото Чарльза Петерсона часто первое, что приходит на ум, когда люди слышат слово «гранж»: Nevermind .Выпущенный в сентябре 1991 года, Nevermind имел огромный успех, который сформировал музыкальное движение, которое длилось почти десятилетие и изменило то, как мы, как общество, слушаем рок-музыку.
Nevermind также сделал Курта Кобейна и Nirvana чрезвычайно известными, что, как мы знаем, стало началом темной и закрученной нисходящей спирали для автора песен, которая закончилась его самоубийством 5 апреля 1994 года.
«Литий» был Третий сингл с альбома Nevermind после «Smells Like Teen Spirit» и «Come As You Are».
Это было немного омрачено успехом двух предыдущих синглов, и особенно «Smells Like Teen Spirit», которая стала настолько вирусной, насколько песня могла стать вирусной во времена до интернета, благодаря активной ротации на радиостанциях колледжей. Радиопередачи просочились в мейнстрим и в конечном итоге приобрели международный масштаб.
Тем не менее, «Lithium» сама по себе стала хитом, заняв 62-е место в Billboard Hot 100, и сегодня считается одной из лучших песен, когда-либо написанных Куртом Кобейном.
С лирической точки зрения, «Lithium» представляет собой исследование психического здоровья, в котором описывается тип человека, который, как вы можете себе представить, представлен культовым логотипом группы в виде смайлика, который также появился во время цикла выпуска Nevermind .
Вступительная строка, «Я так счастлив / потому что сегодня я нашел своих друзей / они у меня в голове» является знаковым в этом месте, представляя нашего ненадежного рассказчика, который сходит с ума и изо всех сил пытается справиться с этим.
Курт Кобейн поет с Nirvana в 1991 году. Фото Франса Шеллекенса/Редфернса«Lithium» также изображает этого человека с психотическим срывом, что является общей темой в музыке Nirvana и, возможно, лучше всего представлено в этой песне. Этот психотический брейк происходит во время бриджа песни, когда Кобейн поет:
Мне нравится, я не сломаюсь
Отрывок из лирики песни Nirvana «Lithium»
Я скучаю по тебе, я не сломаюсь
Я люблю тебя, я не сломаюсь
Я убил тебя, я не сломаюсь
Мне нравится, я не сломаюсь
Я скучаю по тебе, я я не сломаюсь
Я люблю тебя, я не сломаюсь
Я убил тебя, я не сломаюсь
В каком-то смысле эту песню можно рассматривать как представитель психического заболевания, для лечения которого предписано название песни: биполярное расстройство. Трек чередуется между тихими приглушенными куплетами и громогласными припевами, в то время как рассказчик переключается между состояниями мании и дезориентированным, онемевшим покоем.
Кобейн также делает легкую шутку о религии в этой песне, когда он поет: « Воскресное утро — это каждый день, мне все равно, и я не боюсь / Зажгите мои свечи в оцепенении, потому что я нашел Бог ».
Хотя уже известно, что у нас здесь ненадежный рассказчик, идея найти Бога, находясь в ступоре плохого психического здоровья, кажется, предполагает, что религия бессмысленна, хотя Курт говорит в интервью 1992 года журналу Flipside, что он не имел в виду именно:
История о парне, который потерял свою девушку, я не могу решить, от чего она умерла, скажем, она умерла от СПИДа, или в автокатастрофе, или что-то в этом роде, и он ходит в задумчивости, и он обратился к религии как к последнее средство, чтобы сохранить себе жизнь. Чтобы уберечь его от самоубийства. Иногда я думаю, что религия подходит для определенных людей. Хорошо использовать религию как последнее средство, прежде чем сойти с ума. У меня есть родственница, которую я действительно очень люблю, и она действительно вдохновила меня, потому что она была музыкантом, и я все время ходил к ней домой, а она, потому что действительно разочаровалась в своей жизни и стала склонной к самоубийству. И мы чувствовали, что она собирается убить себя. Теперь она рождённая свыше христианка — и благодаря религии она всё ещё жива. Я думаю, это нормально.
Курт Кобейн, 1992
В другом интервью 1992 года для Nirvana после выпуска Nevermind Курт Кобейн сказал, что «Литий» — это «еще одна история, которую я выдумал, но я вложил некоторые из своих личных переживаний, таких как расставание с подругами и плохие отношения, ощущение той смерти, пустоты, которую чувствует человек в песне — очень одинокий, больной».
Nirvana также выпустила видеоклип на «Lithium», в котором есть коллаж из живых кадров из документального фильма Sonic Youth 9.0003 1991: The Year Punk Broke , снято во время тура Nirvana с Sonic Youth в 1991 году. Смотрите его ниже.
За песней: Nirvana, «Dumb»
«Dumb», написанная Куртом Кобейном его смерти и что его группа Nirvana была только что введена в Зал славы рок-н-ролла. Поразмыслив, культурные комментаторы могут захотеть превратить его в своего рода символ для поколения или сделать его чем-то большим, чем жизнь, которую он прожил на самом деле. Это случается со всеми рок-звездами, ушедшими раньше времени, и, поскольку влияние Кобейна было значительно больше, чем у большинства, с ним это происходит экспоненциально.
Что в конечном счете сделало Кобейна особенным, так это его умение писать и исполнять песни, которые появлялись из их, казалось бы, простых оболочек, чтобы находить отклик у широкого круга людей, которые отождествляли себя с демонстрируемыми настроениями и эмоциями. Ко времени выхода третьего альбома Nirvana, In Utero 1993 года, Кобейн постепенно начал отходить от характерных для группы хрустящих гитар и разрывающего горло вокала, чтобы присущая песням красота могла привлечь внимание. Грустный и милый «Немой» — яркий пример этого явления.
«Dumb» в значительной степени свободен от драматичной театральности ранних хитов «Нирваны», которая имела тенденцию запутывать тонкости написания песен. Кобейн упомянул о более мягких, попсовых тенденциях в некоторых из своих новых песен в интервью, которое он дал во время выпуска In Utero . «Давайте посмотрим правде в глаза, мы уже распродали два с половиной года назад», — сказал он. «Нет смысла пытаться искупить свою вину, выпуская резкий альбом и снова притворяясь панк-рокером».
Запись песни на In Utero — это все свернутое напряжение. Даже если вы ожидаете, что гитара Кобейна сломается, чтобы сломать ее, этого никогда не происходит. Вместо этого виолончель контрапунктирует к устойчивой ритм-секции Криста Новоселича и Дэйва Грола и к настойчивому утверждению главного героя о том, что, возможно, он все-таки счастлив.
Как он часто делал, Кобейн использовал короткие резкие фразы в качестве лирического импульса для «Dumb». Их легко понять, если разделить их по одному, но вместе значения становятся туманными. Может быть, эта песня, как предположил Курт в интервью, своего рода дань уважения людям, которые настолько невежественны, что легко преодолевают жизненные проблемы. «Я думаю, что я тупой», — поет он, но припев предлагает ответ тем, кто назовет рассказчика таким образом: «Может быть, просто счастлив».
Тем не менее, Кобейн мог подорвать даже предполагаемые смыслы своей хитроумной лирикой. Во втором куплете игра слов звучит так же ловко, как отрывок из Льюиса Кэрролла: «Мы будем плавать / И болтаться в облаках / Затем мы спустимся / И будем с похмелья».
Мост можно интерпретировать как рассказ о том, как кто-то заснул на солнце, но Кобейн включает отрывочные строки, которые углубляют суть дела: «Сними кожу с солнца / Засыпай / Желай прочь / Душа стоит дешево». Между тем двустишие, начинающееся с первого куплета и его реприза в конце, с неукоснительной эффективностью предполагает попытку аутсайдера вписаться в большую группу: «Я не такой, как они/Но я могу притворяться».
Таким образом, глубокое погружение в «Тупой» раскрывает нечто гораздо более обширное и сложное, чем можно предположить из самоуничижительного названия и невозмутимой речи Кобейна.